Змеи пустынь

Змея эфа

Змея эфа – представитель семьи гадюковых. Она входит в 10 наиболее ядовитых змей во всем мире. А еще это единственный представитель вида, который населял территорию бывшего СССР. Отличительной особенностью эфы является ее быстрота и агрессивность, смелость. Она без труда может атаковать значительно более крупного противника. Также змея отличается неординарной внешностью и несвойственным для других рептилий образом жизни.

Происхождение вида и описание

Фото: Змея эфа

Эфа является представителем семейства гадюковых, но даже среди этих змей является наиболее опасной и ядовитой. Обитает преимущественно в пустынных безлюдных местностях. Род часто более детально именуют Песчаными эфами. Сюда всего входит 9 видов. Они практически не отличаются между собой, но все же некоторые особенности имеются.

Наиболее часто встречаются: среднеазиатская и пестрая. Считается, что среднеазиатская эфа была самой первой представительницей рода. Кстати, она является самой крупной. А вот пестрая чаще всего встречается в пустынях Африки, предпочитая северную часть континента.

Видео: Змея эфа

Весьма распространен этот вид в Египте. Хотя пестрая адаптирована для жизни даже при жаре в 50 градусов, она все же предпочитает в столь суровых условиях выбираться на охоту ночью. На Западе ранее эфу вовсе не выделяли в отдельный вид, именуя Ковровой (Чешуйчатой) Гадюкой.

Интересный факт: Эфа может несколько видоизменять свой окрас, в зависимости от среды обитания.

Средняя продолжительность жизни представителей данного вида в естественных условиях 10-12 лет. Эфа является одной из самых опасных змей. По статистике каждый 6 человек, укушенный эфой, умирает. Также, если взять статистику смертности людей от укуса змей, то на укушенных эфой приходится 1 из 7.

Внешний вид и особенности

Фото: Как выглядит змея эфа

Эфы – это сравнительно некрупные по размеру рептилии. Обычно длина змеи не превышает 60 см, но в редких случаях можно встретить представителей до 75 см. Самцы практически всегда все же немного большего размера, чем самки.

Так как эфа большее количество времени проводит в пустынных местностях, это накладывает отпечаток и на ее внешность. Всем известно, что зачастую представители животного мира имеют такую расцветку, которая поможет им прятаться, сливаться с окружающим миром. Именно поэтому у эфы в окрасе преобладают светлые тона, немного с золотым отливом.

Также у змеи есть еще ряд характерных внешних особенностей:

  • зигзагообразные полосы формируют узор на боках;
  • белые или светлые серые пятная украшают спину и голову. Кстати, их оттенок зависит от того, в какой именно местности змея обитает;
  • брюхо в основном желтого оттенка. Но на нем также могут прослеживаться небольшие бурые пятнышки, которые в итоги формируют характерные полосы-узоры;
  • на голове некоторым даже удается заметить рисунок креста, если смотреть на змею четко сверху.

Все эти особенности внешности помогают эфе без труда оставаться незамеченной в природных условиях как для своей потенциальной добычи, так и для врагов. Полностью все тело змеи покрывают чешуйки. На спине они имеют вполне явные ребра, которые значительно выступают. По бокам они расположены в 4-5 рядов, направленные под углом вниз. Здесь у них ребра уже имеют зубчатую структуру.

А вот в подхвостовой зоне расположение чешуек продольное. Здесь они всего в 1 ряд. Особое положение чешуи требуется всем рептилиям с той лишь целью, чтобы регулировать температуру тела. Для обитателей такого сурового жаркого климата это особенно важно.

Интересный факт: Особенностью вида является интересный способ передвижения. Эфа движется боком. В самом начале голова стремительно выбрасывается вперед, после чего уже ее переносит змея вбок, выбрасывая затем вперед заднюю часть тела. Уже в конечном итоге подтягивается все тело. Из-за этого на песке остаются причудливые полоски, формирующие специфический узор.

Где обитает змея эфа?

Фото: Змея эфа в пустыни

Эфы предпочитают сухой и очень жаркий климат. Именно по этой причине особенно много их обитает в пустынях Африки. Индонезия и Южная Азия также заселены этими змеями, но не столь густо. Кстати, они встречаются также в небольших количествах в Узбекистане, Туркменистане, Таджикистане. Здесь обитает отдельный вид – среднеазиатская эфа. Это единственный представитель данного рода змей, который встречался на территории СССР.

При этом в любом случае нужно быть осторожными. Даже незначительная по численности популяция таких змей представляет особую опасность для людей. Стоит обратить внимание на то, что эфа крайне редко долго остается на одном месте. Она предпочитает как можно больше времени находится в движении, постоянно мигрируя. Каких-то особых периодов миграции у вида нельзя отметить, так как передвигаются они круглый год.

Эфы крайне непритязательны к климату и поэтому могут продолжать все также активно жить при температуре до 50 градусов со знаком плюс. Даже существенное снижение температуры не заставит их впасть в спячку или значительно долго оставаться на одном месте. При этом облюбовали эфы не только пустыни. Степная местность с густыми зарослями тоже приходится им по душе.

Некоторые представители семейства эф предпочитают горную местность или каменистую равнину. Так как эфа весьма миниатюрна, ей не составит труда проникнуть даже в небольшую расщелину, чтобы в укромном местечке обосноваться. Но все же, как показывает статистика, Эфа чаще всего предпочитает именно местность с густым кустарником.

Причин такому сразу несколько:

  • обычно такие районы особенно отличаются обилием пищи. Ее найти здесь намного проще, чем в пустыне или горах;
  • в такой местности проще охотиться, так как гораздо легче оставаться незамеченной и приблизиться таким образом вплотную к жертве;
  • здесь обычно крайне редко встречаются люди. Несмотря на свою смелость, все же эфа предпочтет оставаться вдали от людских глаз, а не вступать в схватку.

Но в любом случае норы в таких местах они себе создают редко, предпочитая просто при необходимости пережить в укромных местечках. Исключение составляют лишь те периоды, когда у них появляется потомство.

Теперь Вы знаете где водится змея эфа. Давайте же посмотрим, что она употребляет в пищу.

Чем питается змея эфа?

Фото: Ядовитая змея эфа

Основную часть своего времени эфа находится в движении. Даже плотно пообедав, она не замедляется. Именно поэтому добывать пищу ей особенно легко. Она без труда может перемещаться на достаточные расстояния и находить себе вкусный рацион на новом месте. Кроме того, из-за своей поразительной скорости ловить добычу обычно не составляет никакого труда.

Эфа может питаться той пищей, которую удается поймать. Жучки, сороконожки, саранча и прочие насекомые составляют основу рациона Эфы. Но это касается только молодых особей и маленьких змей. Взрослые особи чаще всего все же предпочитают грызунов и даже птенцов, небольших размеров ящериц. Это обеспечивает им гораздо более продолжительное насыщение и избавляет от необходимости искать себе пищу.

Обычно змеи предпочитают охотиться в ночное время. Особенно это касается жарких летних дней. Тогда эфа пережидает зной в норе, а уже ночью выходит на охоту. Так как змеи отлично видят в темноте, не составляет труда отлично ориентироваться на местности в поисках добычи. Но в остальное время эфа может вести одинаково активный образ жизни в любое время, не отказываясь от охоты и в дневное время суток.

Небольших размеров добычу змея может заглатывать целиком, что является для нее наиболее удобным. А вот если потенциальная жертва весьма крупная или же может оказать сопротивление, тогда змея предварительно обездвиживает ее порцией яда, а уже затем съедает. В ночное время чаще всего эфа предпочитает охотиться на мышей и прочих мелких грызунов.

Интересный факт: Эфа столь опасна, что без труда может охотиться даже на скорпионов.

Особенности характера и образа жизни

Фото: Песчаная змея эфа

Многие рептилии предпочитают разделять свой день на две фазы: отдых и охота. А вот эфе это не свойственно: змея в равной степени активна как днем, так и ночью. Даже после плотного обеда эфе не требуется отдых – она вполне может ограничиться незначительным замедлением своих движений. В остальном же ее активность не меняется.

Эфа не впадает в спячку. Зимой она продолжает вести точно такой же активный образ жизни. Причина здесь, кстати, не только в организме змеи. Просто в основном она обитает в таких регионах, где сильных холодов обычно не наступает. Именно поэтому ее метаболизм никак не изменяется. Если все же эфе приходится пережидать морозы, то для этого она предпочитает выбрать укромную норку или расщелину. Но и в этом случае она не будет впадать в спячку, а лишь немного замедлит свой жизненный темп и откажется от перемещений на большие расстояния.

Только весной змея может себе позволить немного замедлить свой темп и погреться на солнышке после сытного перекуса. Для человека эфа представляет особую опасность. Если своевременно не оказать помощь, то от ее укуса можно быстро и мучительно погибнуть. Токсин, содержащийся в ее яде начинает молниеносно разрушать кровяные тельца. Введение сыворотки требуется безотлагательное.

Эфа абсолютно не боится людей. Она с легкостью может селиться в чулане или любом другом месте в доме. Часто нападает первая. Именно поэтому вблизи обитания этих змей нужно быть особо осторожным. Эфа относится к разряду наиболее злых змей, вот почему часто их предпочитают просто истреблять, если они обоснуются поблизости людских поселений.

Причина как раз в чрезвычайной агрессии. Хотя некоторые ученые утверждают, что Эфа нападает только если ее потревожить, это не совсем так. Она часто проявляет враждебность без видимой причины и может нападать первая, совершая прыжки на 1-1,5 м. Кроме того, она чрезвычайно быстро передвигается, что делает ее особо опасной.

Социальная структура и размножение

Фото: Змея эфа

Эфы – змеи-одиночки. Впрочем, как и многие другие виды. Они предпочитают вести уединенный образ жизни и объединяются только в период спаривания. В остальное время они выбирают норы по своему усмотрению, не ориентируясь на остальных. Даже если некоторые места являются едиными для многих, то это только из-за благоприятных климатических или любых других условий, но вовсе не потому, что особи решили жить все вместе.

Эфа относится к разряду живородящих змей. Спаривание обычно приходится на январь, а молодые змееныши появляются на свет примерно в марте. При этом брачный танец змеи начинают еще в самом начале зимы. За один раз эфа может родить 3-15 малышей, которые с самого начала ведут особо активный образ жизни. Средняя длина тела новорожденных представителей вида не более 15 см.

Растут молодые особи очень быстро и в скором времени уже достигают 60 см. В период созревания малышей эфа активно их опекает, учит охотиться и кормит. Кстати, в редких случаях змеи могут создавать своего рода семьи и тогда о потомстве до достижения им половой зрелости могут заботиться в равной степени самец и самка.

Хотя эфа и относится к живородящих, но не к млекопитающим. По этой причине молоком новорожденных детей змея не вскармливает. С самого начала они начинают питаться той же самой пищей, что и взрослые особи. Для этого мать снабжает их мелкими насекомыми. Очень скоро они и сами уже начинают активно охотиться и находить себе мелкую добычу самостоятельно.

Интересный факт: Даже если в неволе змее удаляют ядовитые железы, то новорожденные змееныши в любом случае будут оставаться опасными, так как у них эти железы будут.

Естественные враги эфы

Фото: Как выглядит змея эфа

Благодаря чрезмерной изворотливости, в природе эфа имеет весьма мало врагов. Основным врагом многие называют все же человека, который стремится истребить потенциально опасную для себя популяцию. Но на самом деле все же в природных условиях эфу тоже подстерегают опасности. В частности иногда на эф могут нападать вараны и более сильные, большие по размерам змеи (например, кобры).

Интересный факт: Известны редкие случаи поедания эфами друг друга.

В обычное время змее довольно легко попросту убежать или же дать достойный отпор противнику. Но вот во времена, когда отмечаются значительные снижения температур, Эфы становятся более вялыми и уже не могут должным образом реагировать на агрессию. В это время для них могут представлять опасность совы, а в случае пересечения с сороками – и они в том числе. Птицы наносят прицельные удары клювами в голову или область печени. При этом полностью змею они никогда не расклевывают. Также известны случаи, когда птицы попросту откусывали змее хвост.

Для обессиленных или очень молодых змей особую опасность представляют осы, муравьи. Они могут нападать на змею, прокусывая шкуру и нанося пусть и небольшие, но серьезные раны. Когда же змея слишком обессилит, они нападают большим количеством, первым делом проникая в пасть и глаза рептилии. В конечном итоге муравьи способны так обглодать змею, что от нее останется один скелет. В природе значительный вред может нанести и слепушонка. Она часто забивает отверстие норы, в которой находится змея. В результате рептилия попросту задыхается.

Интересный факт: В случае, если к эфе приближается опасность, она может столь быстро прятаться в песок, что создается впечатление, будто она тонет в нем.

Стоит отметить, что в последнее время часто эф предпочитают удерживать в неволе, предварительно лишив ее смертоносного яда. В этих условиях опасность для данного вида змей представляют обычные кошки. Они легко могут с силой ударить змею по голове лапой, а затем перекусить ей шею.

Популяция и статус вида

Фото: Ядовитая змея эфа

Эфа относится к той категории змей, которых во все времена особо активно истребляли. Причина в том, что она представляет опасность для людей. При этом на данный момент все же практически все виды опасных змей подлежат охране со стороны государства.

Эфа относится к разряду змей, за которыми официально закреплен статус «стремительно сокращающийся вид». Но на сегодняшний день, несмотря на любые запреты убийства змей, численность популяции все равно продолжает сокращаться. Сейчас наибольшая популяция эф наблюдается в Саудовской Аравии. Здесь их количество не столь резко сокращается.

Практически везде любые представители семейства гадюковых подлежат защите в том плане, что убивать этих рептилий категорически запрещается. Но это не мешает истреблять змей, причем даже не только в качестве самозащиты. Всем известно, что шкура змей очень популярна в качестве материала для производства кошельков, обуви и прочих аксессуаров. Так как эфа по праву считается одной из самых красивых змей, истребляют ее в том числе и с подобной целью. Незначительное количество змей вылавливают с целью их последующего содержания в семейных террариумах, цирках.

При этом все же тенденция развития вида довольно положительная. Причина в потеплении. В целом температура на планете стремится к повышению. На фоне этого популяции рептилий всех разновидностей увеличивается. Так что поэтому не стоит волноваться о полном исчезновении популяции как таковой.

Хотя змея эфа по праву входит в десятку наиболее ядовитых змей на планете, все же сохранить данный вид очень важно. Она заслуживает внимания уже как минимум по двум причинам: особой красоты и отличительного от других образа жизни. В последнее время эфы все реже нападают на людей, предпочитая держаться подальше от жилищ. Но все же при встрече с такой змеей нужно быть предельно осторожным, так как после ее укуса выжить практически невозможно.

Дата публикации: 10.11.2019 года Дата обновления: 11.11.2019 года в 11:56 Алексеева Инна

Змеи по сравнению с ящерицами менее характерны для пустынь. Количество их видов в этой зоне примерно 10-11, то есть раза в два меньше, чем число видов ящериц. Да и по численности особей они резко уступают ящерицам, а некоторые из них очень редки.

Постоянные обитатели пустынной зоны — удавчики. Их 2 вида — песчаный и восточный. Первый из них живет на песчаных почвах Средней Азии, Центрального Казахстана и Восточного Предкавказья, а второй — па глинистых участках в Средней Азии и Казахстане. У них маленькая голова и тупо оканчивающийся короткий хвост. Поэтому у местного населения возникло поверье, что удавчики имеют с каждого конца тела по голове и могут двигаться в любом направлении. Размеры этих змей небольшие (до 1 м), окраска бурая с черно-бурыми (у восточного) и светло-коричневыми (у песчаного) пятнами вдоль туловища. Несмотря на свои небольшие размеры, они хватают относительно крупную добычу и убивают ее, обвив кольцами сильного гибкого тела и одновременно впиваясь в нее своими длинными зубами. Таким способом удавчики легко душат и мнут песчанок, тушканчиков, слепушонок, мышей, хомячков, агам, круглоголовок и других ящериц. Реже поедают насекомых и птичек. Плохо переносят жару и поэтому в летние месяцы активны в основном в ночное время. В апреле и мае можно застать удавчиков на охоте также и в дневные часы. И все же змей удается видеть реже, чем характерные следы, оставляемые песчаными удавчиками при погружении в песок. Удавчики живородящи. В одном помете у них бывает около 10 змеенышей, которые па свет появляются не раньше июня. Змеи эти совершенно безвредны для человека. Уничтожая грызунов, они приносят пользу.

В дневное время часто привлекает внимание человека тоненькая, сравнительно небольшая (до 90 см), песчано-серого цвета змея, называемая стрелкой. Она живет в Средней Азии и на юге Казахстана в различных типах пустынь. Нападая па ящериц, стрелка как бы на лету схватывает свою добычу. Народное поверье гласит, будто ок-йылан, или ок-джилан (первое — туркменское, второе — казахское название этой змеи), как стрела, выпущенная из лука, внезапно вонзается в человека и вызывает мгновенную смерть. Яд стрелки ящерицу убивает за 5-6 секунд. Ядовитые зубы ее находятся в задней части верхней челюсти. Поэтому она совершенно безвредна для человека.

Из ядовитых змей к типично пустынным видам относится песчаная эфа , населяющая южные части Средней Азии. На голове ее имеется светлое пятно в виде креста, поэтому местное русское название этой змеи — крестовик или крестовка. Тело змеи довольно толстое, мускулистое, буро-серого или песочно-желтого цвета. Эфу легко узнать по угрожающей позе, которую она немедленно принимает, если ее потревожить. Змея обычно сворачивается в виде полукольца. Слегка приподнятая голова перемещается в середине полукольца. В это время все тело эфы быстро извивается, оставаясь на месте или слегка пятясь назад. Иногда издает звук, который напоминает шипение воды, капающей на раскаленную плиту. Возникает он в результате трения боковых чешуек.

Летом эфа активна только ночью, в остальное время года на поверхности ее можно встретить и днем. Зимой и в жаркие дни убежищами змеи служат норы песчанок, сусликов, промоины в обрывах, щели и трещины в развалинах заброшенных построек человека. Взрослые эфы питаются грызунами — слепушонками, мышами, хомячками, песчанками и реже ящерицами и змеями, которых они предварительно умерщвляют своим ядом. Основной корм молодых — сколопендры, скорпионы и различные саранчовые. Эфа — живородящее животное. Укус «кепче-баша» (так змею называют туркмены) очень опасен и без медицинского вмешательства может оказаться для человека смертельным. Случаи смерти людей, укушенных эфой, однако, редки.

Ядовитые змеи, в том числе и эфы, в пустынях наносят ущерб животноводству.

Другая ядовитая змея — щитомордник. Он редок и живет в основном в глинистых и щебнистых пустынях северной части Средней Азии. Питается грызунами, ящерицами, а иногда мелкими птичками. Щитомордник — ночное животное.

Лес на берегу реки или озера. Поваленные деревья. Фото, фотография

В Индии обитают кобры, у которых на спинной расширяющейся части шейного отдела имеется рисунок, напоминающий очки, отсюда и другое название этой змеи — очковая. У кобры, населяющей Среднюю Азию, такого рисунка нет. Кобра в пустыне редкая змея. Встречается она в поймах рек, горных и предгорных ущельях, пещерах и развалинах. Следовательно, животное это проникает сюда из других ландшафтов. Змея достигает до 1,5 м длины и может глотать целиком небольших зайцев, фазанов, козодоев, удавчиков, эф, жаб и т. д. Охотится обычно вечером — от захода солнца до наступления полной темноты. Эффектна поза раздраженной кобры: она приподнимает переднюю часть тела и сильно раздувает шею. На человека, как и другие ядовитые змеи, кобра нападает лишь в тех случаях, когда ее заденут или случайно на нее наступят. Человек переносит укус кобры очень тяжело и нередко гибнет. Среднеазиатская кобра внесена в «Красную книгу».

Весенний облик среднеазиатских пустынь трудно представить без степных черепах. В это время они встречаются всюду: в песках, на глинистых и щебнистых участках пустынь, на возделываемых землях. Черепахи непрерывно пасутся, поедая сочную зелень различных пустынных трав. Но вот наступает жара, и выгорает травянистая растительность. Черепахи начинают исчезать: зарываются в песок, уходят в норы и впадают в спячку (в конце мая, а в некоторые годы — и в начале июня). Просыпаются примерно в конце февраля — в первых числах марта следующего года, и, таким образом, в течение года активны они всего 2-3 месяца. За этот отрезок времени животное успевает отъесться и отложит в два-три приема до 12-15, а иногда и до 20 яиц. Яйца отыскивают и поедают лисицы, корсаки и волки.

Из зарытых в песок яиц примерно спустя 3 месяца вылупляются молодые черепашки, но на поверхности они появляются только следующей весной. Живут черепахи до 20-25 лет. Растут они очень медленно: длина панциря вылупившейся из яйца черепашки — не более 4 см, а у старых и крупных — 18-20. Мясо черепахи не только пригодно в пищу, но и очень вкусно. Поедая сочные травы, они приносят, конечно, известный вред пустынным пастбищам. Непродуманные заготовки в ряде районов Казахстана и Средней Азии привели к полному исчезновению черепах на значительных территориях.

Этот небольшой раздел мы закончим некоторыми общими замечаниями о важнейших особенностях пресмыкающихся пустынь.

Приспособленность к жизни на открытых и жарких равнинах достигается у животных различными путями. Ящерицы и змеи обладают способностью к быстрому передвижению. Это свойство, необходимое для существования в условиях ландшафта с разреженной растительностью, разбросанностью укрытий и кормовых ресурсов на огромных пространствах, выработалось на протяжении веков. Исключения — черепахи. Несмотря па крайнюю медлительность, черепахи имеют хорошую защиту от врагов — прочный панцирь. Немаловажна также и приуроченность активного периода жизни черепах ко времени, когда в пустыне много сочных и питательных растений

Замечательна маскирующая окраска чешуйчатых пресмыкающихся. Благодаря ей животному легко скрыться от хищника или остаться незамеченным.

Различна активность пресмыкающихся в течение суток. Многие виды на день скрываются в падежные убежища, деятельны они в сумерках и ночью. В этом легко убедиться, если в безветренные дни пройтись по пескам в ранние утренние часы. Поверхность их испещрена сетью разнообразных следов, «дорожками», которые много раз перекрещиваются то в одном, то в другом направлении. В этой «записи» можно прочесть следы многих ящериц и змей. Ночная активность — полезное свойство, приобретенное для существования на почвах, раскаленных до 60-80°. В ночное время к тому же деятельны некоторые мелкие насекомые и пауки, за которыми ящерицы охотятся.

Разнообразие и высокая численность пресмыкающихся наряду с историческими причинами связаны с обилием в пустынях тепла и света и крайней сухостью воздуха. И все же даже в летний жаркий период жизнедеятельность у многих из них заметно подавлена. Классический пример в этом отношении — летняя спячка степной черепахи. У таких теплолюбивых форм, как степная агама, ушастая и песчаная круглоголовки, стрелка, в летние жаркие часы активность заметно падает. Летняя депрессия в жизнедеятельности животных, характерная для фауны пустынь Средней Азии, охватывает, таким образом, и пресмыкающихся. Но в то же время (за исключением степной черепахи) эта подавленность жизнедеятельности в летний период выражена слабее, чем у теплокровных позвоночных. В этой связи можно напомнить хотя бы такой факт: размножение у пресмыкающихся наступает позднее, чем у птиц и млекопитающих, и повторяется несколько раз (2-3 цикла и более) в тот период, когда в пустыне очень жарко и сухо.

Воздушный медный змей Моисея

«И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную»(Иоанн.3:14,15).
Долгое странствие израильтян по пустыне, как будто , приближалось к завершению. Уже ушли в мир иной многие участники выхода из Египта. На горе Ор оплакали Аарона. Казалось, оставался последний марш-бросок, и наконец-то — Ханаан. Но неожиданно выступает ханаанский царь Арада, атакует Израильтян, и даже берет в плен некоторых. Объединившись с Богом, израильтяне одержали победу(Числ.21:1-3). Можно двигаться дальше… «От горы Ор отправились они путем Чермного моря, чтобы миновать землю Едома…»(Числ.21:4) Но… возникло затруднение, едомский царь не позволил проходить по своему царству. Израильтяне пошли в обход, а это еще долгие километры пути , трудности, лишения… Предстоящее удлинение маршрута ввергло народ в приступ нетерпения, недовольства, гнева, ропота: «и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть нам в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища»(Числ.21:5). На первое место выходят инстинкты, поддерживающие жизнь тела. Но ведь не требуется, не радеть о теле. Бог заботился о нуждах Своего народа все годы странствия. От голода и жажды никто не умирал. Суть Египта в материальном – еда, питье, одежда, развлечения… Так ведь и тело – материя, прах… И вероятно, оно постоянно будет «оглядываться» на «Египет» пока приземленный ум будет служить телу, а не душе.
И Царствие Божие не далеко — » внутрь вас есть…»(Лук.17:21 ).
Получается, что Египет – не географическая точка, как и Ханаан. Все очень близко расположено в одной конструкции под названьем – «человек». А путешествие, странствие, всего лишь путь к себе. Но далеко ли надо идти?
«Ели, пили, женились, выходили замуж до того дня, как Ной вошел в ковчег»(Лук.17:27)
«Так же было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили;»(Лук.17:28)
Что мешало увидеть Царствие Божие?
Приземленность(материальность) ума во исполнение проклятия: «…ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах»(Быт.3:14)
«Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия»(Иоан.3:3)
Удлинение маршрута является милостью Божьей…
Но «стал народ малодушествовать на пути»(Чис.21:4)
Все понятно уже из слова – «малодушие» — «мало души».
«Толковый словарь русского языка» под редакцией С.И. Ожегова определяет малодушие как «отсутствие твердости духа, решительности, мужества».
Значение слова малодушие по словарю Т.Ф.Ефремовой:
малодушие – слабость воли, отсутствие стойкости, твердости духа.
По словарю Д.Н.Ушакова: малодушие — это нерешительность, безволие, упадок духа. Непростительное малодушие перед лицом опасности.
В.И. Даль в своем Толковом словаре определяет малодушие как «отчаяние, упадок духа». «Не малодушничай, не поддавайся всякому стороннему влиянию, не своим мелочным расчетам».
Сила духа — сила высшей сферы человеческой души, которая в православной аскетике и именуется духом. Дух по своей природе всегда обращен к Богу, и он не может считаться сильным, если человеческое сердце не исполнено светом Божественной благодати, если в глубине его еще не изжиты грубые страстные влечения. Действие духа всегда руководится Промыслом Божиим и направлено только на добрые деяния, угодные Богу. Чем ближе человек к познанию истинного Бога, чем более его сердце освящено действием Божественной благодати, чем более свободно оно от страстей — тем сильнее дух человека( иерей Алексей Зайцев). http://www.mgarsky-monaster…
У израильтян налицо спад духа. …. Мало духа…Кто охраняет дух от упадка(страстей)? Ум. Ум, будучи просвещен Богом, отгоняет помыслы, если материален, плотской ум — привечает их.
Ум человека получает информацию от пяти органов чувств. Что он получил и передал сердцу, вызвало упадок духа в обществе, и это привело к ропоту:
«И говорил народ против Бога…»(Чис.21:5) В подстрочном переводе сказано: «И роптал народ к Богу и против Моисея говорящие: Что (же есть) что вывел нас из Египта убить нас в пустыне потому что не есть хлеб и не есть вода же, душа наша рассердилась в хлебе худом»
Варианты перевода:
роптал
2635, ;;;;;;;;;
наговаривать, злословить, хулить, клеветать.
Варианты перевода:
рассердилась
4360, ;;;;;;;;;;
негодовать, гневаться, сердиться.
Номер Стронга: 7052 худо ;;;;;;
презренный, отвратительный.
Словарное определение:
1) досл. пустой, перен. тощий, худой (§jeiw Plut.);
2) тонкий (kЫonew Plut.);
3) перен. призрачный (dжnamiw Plut.)
Израильтяне были страшно разгневаны вследствие удлинения маршрута , отдаления на неопределенное время от цели пути(только вероятно их цель была не такой, как у Бога) Еще какое-то время им придется питаться этим отвратительным хлебом. И это про манну, ангельский хлеб!
«То, что начинается в гневе, заканчивается в стыде» Л.Толстой
Это так… Но не всегда. Вспоминается похожая история, ставшая причиной 40-летного странствия по пустыне:
«И подняло все общество вопль, и плакал народ всю ту ночь, и роптали на Моисея и Аарона…» (Числ. 14:1-4).
Это было тогда, когда вернулись 12 соглядатаев, посланных осмотреть Ханаанскую землю.10 из них были поражены малодушием.
Что случилось? Трудности на пути. Возникшие трудности поколебали уверенность в умах нескольких человек. В течение ночи уныние, сомнения, ропот, истерика охватили все общество. Таково малодушие.
И вот спустя 40 лет надо сдать «зачет» по данному «уроку».
«Чем больше трудностей преодолевает душа, тем большую мощь она приобретает»(неизвестный автор)
«И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых»(Чис.21:6)
«Змеи, посланные на согрешивших, именуются ;;;;; ‹сэрафи;м› — «жгучие», «огненные», в Синодальном переводе — «ядовитые».
ядовитых
Номер Стронга: 8314
;;;;;
1. Серафим (шестикрылый ангел);
2. змей.
Места, где встречается:Числ 21:6 Числ 21:8
Втор 8:15
Ис 6:2 Ис 6:6 Ис 14:29 Ис 30:6
змеев
Номер Стронга: 5175
;;;;
змей.
жалили
Варианты перевода:
1143, ;;;;;
1. кусать (о змеях);
2. перен. угрызать, грызть, терзать, мучить.
Словарное определение:
1) кусать ,закусить губы, то есть заставить себя молчать;
2) грызть
3) колоть, жалить
4) быть едким, разъедать
5) больно уязвлять, мучить, терзать, тревожить; быть раздраженным или огорченным чем-л., быть без ума от женщин; в отчаянии, показать кому-л., где раки зимуют (точнее сделать так, чтобы у кого-либо заскребло на сердце).
Огненные (серафимы) змеи терзали, мучили, приводили в отчаяние израильтян.
И вот тут с Л.Толстым о смене гнева на стыд можно согласиться.
Есть такое выражение – » гореть от стыда» : испытывать сильное чувство стыда, стыдиться. Может быть аналогично?
-Сгорел граф Нулин от стыда, обиду проглотив такую. (А. Пушкин.)
-Он понимал, что еще секунда – и все расхохочутся, и он уйдет, сгорая от стыда. (Н. Телешов.)
-Как видите, я не сгораю от стыда за свою отсталость. (Д. Гранин.)
«Со стыда сгорел»- подразумевается наличие совести у человека, который в чем-то уличен.
«Терпеть упреки совести означает: стыдиться, сознавать свою вину, свой грех и каяться в самом себе, сожалеть и досадовать на себя» (В. Даль).
На Руси говорили:
-После дождя солнце жжет, после лжи — стыд;
-Стыдливый покраснеет, а бесстыдный побелеет;
-В ком стыд, в том и совесть;
-В ком есть Бог, в том есть и стыд;
-Убей Бог стыд, все пойдет нипочем;
-Стыд та же смерть;
-Людской стыд — смех, а свой стыд — смерть.
Есть биологические проявления чувства стыда (лицо краснеет, горит, глаза опущены и т.д.). А есть и психологические «сопроводители»: стыд как бы парализует человека («от стыда не мог пошевелиться»), вызывает невозможность говорить, выразить словами своё состояние. Также «сбивается» способность мыслить и действовать как обычно.
В.С. Соловьев(«Оправдание добра») назвал стыд охранительным чувством или стражем целостности(совершенства), заложенной в человеке Богом как норма жизни, и которое должно осуществляться в течении жизни: » разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас»(1Кор.3:16). Наша духовная природа(огненный серафим) пытается растопить холод сердца чувством стыда, то есть сильного смущения от осознания своей «неправости», «плохости», вследствие отклонения к плотскому, животному.
Но стыд не только сигнализирует об отклонении , но и заставляет исправить свой грех.
«Наблюдай время и храни себя от зла – и не постыдишься за душу твою: есть стыд, ведущий ко греху, и есть стыд — слава и благодать. Не будь лицеприятен против души твоей и не стыдись ко вреду твоему» (Сир. 4: 23—26).
Согрешившие Адам и Ева неверно отозвались на проявление стыда в своей душе, когда «скрылись». Но не так молодое поколение израильтян. И в отличие от отцов, они осознали свой грех, повинились и обратились к Моисею:
» И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей Господу о народе(Чис.21:7)
И хотя проблема была духовной, были вероятно и реальные змеи, которые жалили , у людей начинался жар, и они умирали.
Моисей помолился Богу, но Бог не удалил змей, а указал способ, благодаря которому можно выйти из порочного круга, по которому ходили уже сорок лет.
» И сказал Господь Моисею: сделай себе медного змея(в других переводах – сарафа) и выставь его на знамя, и если ужалит змей какого либо человека, ужаленный, взглянув на него, останется жив.
И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив»(Чис.21:8,9)
Бог повелел Моисею сделать змея и выставить его высоко пред станом, чтобы люди, ужаленные змеями могли из любой точки стана посмотреть на змея и исцелиться.
Почему змей?
История взаимоотношений человека со змеем очень древняя.
В Быт.3:1 змей назван хитрым, хитрее всех зверей полевых. По словарю старославянских слов : хитрость — мудрость, искусность.
Ныне же можно сказать, что хитрость – ум глупости.
«Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа»(Прит.19:3)
Кто прельстил Еву?
— «подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?»(Быт.3:1)
«боюсь, чтобы как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе»(2Кор.11:3)
С кем вел диалог Иисус Христос в пустыне?
-«если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами»(Мат.4:3)
Почему фарисеи надумали креститься?
— «…кто внушил вам бежать от будущего гнева?»(Мат.3:7)
Начнем с начала…
» Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым…»(Быт.2:19,20)
Каким образом Адам составил столь уникальную классификацию живых существ? Названия животных взяты не наоб_ум.
Известно, что человек является образом Божьим на земле, а Природа является образом человека. Поэтому она и подверглась проклятию за человека. Человек как бы вобрал и обобщил в себе весь тварный мир, венцом которого стал. И Адам просто называл животных исходя из отражения в своей душе тех черт или свойств, на которые указывали животные, над которыми надо владычествовать(Быт.1:26)
«Ползающие и пресмыкающиеся животные оскверняют душу — ;;; ‹не;феш›. Дурные мысли и чувства, подобно нечистым животным, могут поселяться в душе, порабощая ее. Такой взгляд получил отражение в старинных русских народных картинках, на которых изображено сердце грешника с живущими в нем животными: злобой — в виде змеи, коварством — в виде лисицы, ленью — в виде свиньи, и т. п.» Д.Щедровицкий
Сердце, душа…там живут «животные» страсти, а их «отображения» были приведены к человеку для наименования . Чтобы они не вырывались наружу, не кусались, не жалили, не бодались, над ними надо владычествовать. Но горе, прежде всего, от неконтролируемых страстей самому человеку.
Так вот, одна из таких «страстей», не так, пока еще это только помысел …и этот помысел «сидел на дереве» в виде прекрасного, восхитительного говорящего змея…
Что такое помысел?
П’ОМЫСЕЛ, — мысль, намерение, замысел
Этимология
Образовано из по- + мысль, далее от др.-русск. мысль ж. (ср. укр. мисль), далее от праслав. *?, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. мысль ж. (др.-греч. ;;;;;;;, ;;;;;;;;), болг. ми;съл, сербохорв. ми;сао (род. п. ми;сли), словенск. m;s;l (род. п. m;sli), чешск. mysl, словацк. mysel, польск. my;l, в.-луж., н.-луж. mуs;. Встречается в им. собств. (др.-русск. Перемыслъ, Осмомыслъ, Добромыслъ). Родственно лит. maud;i;, maud;ia;, ma;sti «тосковать (по), страстно желать», ;pmaudas «досада», готск. gamaudjan «напоминать», ufarmaudei ж. «забвение», др.-греч. ;;;;; м. «речь», др.-греч. ;;;;;;;; «говорю, беседую, обдумываю», ср.-ирл. sm;ainim «думаю» (*smoudni;), нов.-перс. m;уе «жалоба» (у из d), must — то же. Использованы данные словаря М. Фасмера;
Откуда в Эдеме дерево познания добра и зла? Откуда в Эдеме опасный помысел? Они были не в Эдеме, а в уме*.
Чем занималась Ева(душа)? Думала, рассуждала, беседовала с умом. Ныне, в психологии, это называется вести «внутренний диалог». Возможно, тогда этот диалог был еще не совсем внутренним. И ум* принял, вкусил, проглотил этот опасный помысел.
*- Ум — это «компьютер», создающий и приводящий в движение мысли, которые формируют восприятие внешнего мира. Он имеет очень сложное устройство, по некоторым теориям в нем насчитывают 3 уровня, по другим -81 грань. Говоря ум, зачастую подразумевается лишь верхушка того айсберга, которым он является. Вероятно, что змей был проекцией некоторых граней ума.
«Обретены слова Твои, и я съел их;»(Иер.15:16)
Если можно съесть Божьи слова, то так же можно съесть и иные слова и идеи.
Человек есть то, что он ест. И это справедливо как в отношении материальной пищи, так и духовной.
По словам афонского старца Иосифа Исихаста, ум есть эконом нашей души, он дает душе пищу — ту пищу, которую выбирает и которой сам питается. Если эта пища истинная и здоровая, то и душа будет здоровая. Если же она нездоровая, то и душа будет болеть, будет осквернена и отравлена.
«каковы мысли в душе его, таков и он»(Прит.23:27)
«Боюсь же не как-либо, как змей обманул Еву в коварстве его, (чтобы) были испорчены мысли ваши от простоты и чистоты в Христе»(2Кор.11:3, подстрочный перевод)
Вот такие «яблоки» и «груши»…
Был хитрее всех зверей полевых, стал проклят “паче всех… зверей полевых” (Быт 3,14; см. церковнославянский).
Ум Адама и Евы испортился. Это видно из того, какой бред они потом выдали, на уровне нынешнего детского сада(Быт.3:10-13)
И мы продолжаем вкушать плоды своих помыслов :
«За то и будут они … насыщаться от помыслов их»(Прит.1:31)
Психология, восточная философия предлагают способы остановки внутреннего диалога. Тем же заняты и Божьи люди – победа над страстями, недопущение помыслов посредством непрестанной молитвы, хранение ума постоянным памятованием Бога.
«Что случается с рыбой, вынутой из воды, то бывает с умом, оставившим памятование Бога и блуждающим в воспоминаниях мира сего» прп. Исаак Сириянин
Преодолевать обычный ход мыслей — для человека настолько трудное дело, что старец Оптинский Варсонофий говорит, что «борьбу с помыслами Господь принимает за мученичество».
Знакомая моей подруги, схимонахиня, сказала: «думку бесы думают, а нам надо смиряться, т.е. принимать ситуации такими, какие они есть, не мудрствуя».
Подругу в монастыре проинструктировали: «твоя постоянная работа – это молитва, а то, что тебе будут поручать делать, неважно что, это – послушание».
«И Господь сказал Моше: сделай себе** сарафа*** и возложи его на шест; и будет, всякий ужаленный, если взглянет на него, то останется жив. И сделал Моше змея медного, и возложил его на шест, и было, если змей жалил человека, то, взглянув на медного змея, тот оставался жив»(Чис.21:8,9)
Себе
Варианты перевода:
4572, ;;;;;;;
тебя самого, себя, ты сам
** — Есть разница, сделать себе или сделать себя, не так ли? Моисея не жалили змеи, и вероятно он знал почему, и знал как нейтрализовать их яд при необходимости. Моисей имел образец, с него он и сделал символ.
змей, стихи 6,7,9
Варианты перевода:
3789, ;;;;
змея (симв. мудрость, хитрость), змей (сатана); LXX: 05175 (;;;;;;;).
сараф, стихи 6,8
Номер Стронга: 8314
;;;;;
1. Серафим (шестикрылый ангел);
2. змей.
медь
Номер Стронга: 5178
;;;;;;
медь (медные деньги, оковы, цепи и т.д.)
«..»*** — В Танахе сказано, что Бог повелел Моисею сделать сарафа (серафима)(8ст) как знамение, хотя это слово может быть переведено и как серафим, и как змей… Моисей сделал медного змея(9ст.).
Почему медный?
Медь символизирует оковы, цепи… сковывающий грех. Во дворе святилища утварь была медной, как и жертвенник. Т.е. медное представляет несовершенство, которое еще предстояло довести до совершенства. А в святилище предметы уже золотые…
Плотской ум тоже является оковами для души(внутреннего огненного серафима), потому что привязан к земле(праху) и создает шаблоны, стереотипы, логические цепи, и водит человека по пути наименьшего сопротивления, т.е.практически постоянно одной и той же дорогой. С умом надо что-то делать… Освободить!
» И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив»(Чис.21:9)
Думаю, самое интересное – «выстави на знамя» !
знамя
4592
shmeion
знамение, знак, признак;
син. 1411 (dunamiw), 5059 (teraw).
Варианты Синодального перевода:
знамения (23)
знамение (12)
знамений (6)
чудо (6)
знамениями (5)
чудес (5)
чудеса (5)
признак (3)
знак (3)
знамением (2)
предмет (1)
чудесам (1)
чуда (1)
Признаки (1)
знаком (1)
чудесами (1)
Варианты перевода короля Иакова: miracles (10), miracle (6) – чудеса, чудо.
Почему выбрано слово «знамя»? В некоторых других переводах «шест»?
Попробуем представить как могло быть дело… Если бы Моисей выставил змея на шест, знамя, крест, среди стана, а стан насчитывал свыше миллиона человек, то представляются неудобства и напрашиваются вопросы… Какой высоты должен быть шест, чтобы это знамя мог увидеть ужаленный из любой точки стана, даже лежа? Из какого материала? Вряд ли можно представить подходящее по высоте дерево, да еще в пустыне. Если же такое бы нашлось, то какой толщины оно бы было? Сколько человек его бы держало? И в установки змея на шест нет ничего необычного.
Тогда остается слово «знамение». Знамение всегда связано с необычным, нереальным, и в Библии употребляется в сочетании с чудесами. Например, знамениями названы в Библии знак сделанный Каину, радуга после потопа, чудеса Моисея перед фараоном и пр.
В еврейских источниках нашла: «Действительно, не так просто представить, как Моше установил медного змея. Хотя в Торе сказано просто (Бемидбар 21, 9): «И сделал Моше медного змея, и поместил его на шесте (нэс)» — так, чтобы тот находился достаточно высоко и был виден с разных концов стана. Однако Мидраш (Бемидбар Рабба 19, 23) говорит о другом значении слова нэс — не «шест», а «чудо». Там сказано: «Подбросил его в воздух, и он там остановился — чудом!».
У меня нет сомнения, что сделанный Моисеем змей был невероятным образом, вопреки законам физики и динамики, вознесен в небо. В таком случае отпадают проблемы с шестом.
Иисус в беседе с Никодимом сказал : «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия»(Иоанн.3:3)
Никодим сказал Ему в ответ: «как может человек родиться, будучи стар»(Иоанн.3:4)
Иисус объяснил: » И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,
дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»(Иоанн.3:14,15)
Факт употребления одинаковых понятий для описания вознесения змея и вознесения Сына Человеческого может говорить об общем смысле этих моментов.
вознес, вознесену
Варианты перевода:
5312, ;;;;
поднимать, возносить, возвышать, превозносить.
Словарное определение:
;;;;
1) поднимать;
2) воздвигать;
3) возносить,;
4) превозносить.
Никодим очень удивился услышав от Иисуса о втором рождении. Он знает только одно рождение . Но Спаситель говорил ему не про обычное, телесное рождение, а про духовное, на высоте, то есть, — человеку необходимо измениться, сделаться совершенно иным по своей душе. Это изменение в духе и называется рождением свыше, воскресением, вознесением. Оно начинается с освобождения ума от проклятия. И это может случиться и в старости, у кого как получится.
«…но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная»(Рим.12:2)
«обновиться духом ума вашего»(Еф.4:23)
Избавление от греха в преобразовании ума, змея хитрого ползучего, в серафима.
Моисей сделал символ свободного, возрожденного ума. Это правильный смиренный образ мыслей человека о себе самом и об окружающем мире, внушаемый Божественной Истиной(смиренномудрие).
В этом и состояло знамение, знак, который должны были понять израильтяне, взглянув на змея.
Поместив ум в душу(сердце), а душа , Хава, воздушна, и ум может преобразиться, взлететь от плотского к духовному, от праха к небу, стать инструментом души в достижении предназначения человека. А то, что змей медный, но летающий, и указывает, как кажется, на его полное изменение по природе.
прп. Никифор пишет:
«Когда ум соединится с сердцем, то исполняется неизреченной сладости и веселия. Тогда видится ему, как воистину Царство Небесное внутри нас есть».
Так говорила мудрая старица Ардалиона (из Усть-Медведицкого монастыря): «Ум, умерший своему мудрованию, становится проводником тайн Божиих, ему открывается ведение судов Божиих и Его всесвятой воли».
Но как смотреть?
взглянув
1914
epiblepv
смотреть (пристально), взглянуть, призирать.
1) видеть, созерцать;
2) смотреть, глядеть
3) высматривать, искать:;
4) видеть, познавать, испытывать
5) воображать, представлять
6) med. виднеться, появляться;
7) med. казаться, представляться
8) med. делать вид, притворяться:;
9) med. уподобляться, быть похожим
10) pf. = praes. быть осведомленным, (по) знать
11) pf. = praes. быть сведущим, уметь, мочь
12) (о чувстве благодарности и т. п.) чувствовать, испытывать.
Укушенный израильтянин не просто смотрел на змея, но познавал, представлял, уподоблялся, становился похожим. Значение символа было понятно. Антидот против змеиного(древнего) яда принят. Ум начал исцеляться, результатом чего стала победа над царями Сигоном и Огом.
«Взглянуть» на медного змея — то же, что «поверить» в Иисуса Христа, означает обрести «…ум Христов»(1Кор.2:16).
Фото из интернета: воздушный змей.
продолжение http://www.proza.ru/2016/04/07/472

Древнее египетских пирамид: «пустынные змеи» в Армении могут перевернуть мировую историю

Лаура Саркисян, Sputnik Армения

Армянские археологи всерьез взялись за изучение уникальных сооружений — «пустынных змей», найденных на территории Армении. Строения эти древнее египетских пирамид, некоторые из них датируются новым каменным веком (XII-VI тысячелетия до нашей эры), внешне напоминая геометрические фигуры. Об этом в беседе с корреспондентом Sputnik Армения сказала археолог Мариам Шахмурадян.

© Sputnik / Asatur Yesayants

Мариам вместе с группой из четырех специалистов в октябре этого года собирается начать работы в селе Арагацаван Арагацотнской области. Археологи намерены выявить датировку найденных на этой территории «пустынных змей» и агломерационных домов.

«Пустынные змеи и агломерационные дома построены из необработанного камня. Они в основном расположены на высоте 900-1400 метров над уровнем моря, на склонах гор», — сказала Шахмурадян.

Археолог не исключает, что такие сооружения, площадь которых варьируется от 1-30 гектаров, были и на равнине, однако из-за антропогенного фактора могли быть разрушены. Есть предположения, что много таких сооружений может быть не только в Армавирской и Арагацотнской областях, но и в Сюнике.

Сокровище Армении под угрозой: увядающее величие Макараванка осталось без внимания>>

«Мы собираемся провести разведывательные работы и в Сюникской области для того, чтобы найти эти сооружения», — сказала археолог.

Первые «пустынные змеи» были обнаружены в 20-х годах XX века пилотами Королевских ВВС. Изображения сверху напоминают воздушную змею, поэтому, сооружениям тогда было дано соответствующее название — воздушный, а впоследствии, пустынный змей.

На сегодняшний день «пустынные змеи» обнаружены на территории Иордании, Сирии, Узбекистана, Казахстана, Саудовской Аравии, Турции, Ирака и Армении.

  • Карта пустынных змеев © Photo : Google maps
  • Пустынный змей © Photo : Google maps
  • Пустынный змей © Photo : Google maps
  • Пустынный змей © Photo : Google maps
  • Пустынный змей © Photo : Google maps

1 / 5 © Photo : Google maps Карта пустынных змеев

Согласно распространенной версии, они были построены для охоты, однако Шахмурадян считает, что они могли иметь культовое значение.

«Окончательно мы сможем определиться после того, как изучим сооружения, тогда и поймем, как они на самом деле называются и с какой целью были построены», — сказала Шахмурадян.

© Photo : provided by Boris Gasparyan

Она подчеркнула, что с конструкциями связан еще один интересный факт: агломерационные дома всегда возводились рядом с «пустынными змеями». Почему и с какой целью — пока и это остается неясным.

На территории Армении недавно также были найдены более маленькие сооружения, имеющие V-образную форму: они состоят из двух низких каменных стен различной толщины и высоты, которые начинаются далеко друг от друга и постепенно сближаются. До сих пор археологи не могут сказать, для чего они были построены на самом деле. Опять-таки предполагают, что и они были для охоты.

«За сто лет никто не смог разгадать эту тайну, также как и с египетскими пирамидами. Есть ряд версий, гипотез, которые предстоит еще доказать», — сказала Шахмурадян.

Она подчеркивает, что эти строения очень важны для Армении.

Древняя пещера в Армении: сторож и проводник Арменак — хранитель тайн Арени>>

Систематические исследования «пустынных змей» начались в Армении с 2011 года. Они осуществляются армянскими археологами и геологами совместно с французскими и израильскими коллегами. С сентября армяно-еврейская группа археологов будет работать над изучением пустынных змей. Археологи пытаются понять функциональное значение, определить возраст памятников.