Зло в христианстве

Что является главным источником зла в человеке?

ПОЧЕМУ ГЛАВНЫЙ ИСТОЧНИК ЗЛА В ЧЕЛОВЕКЕ — ЕГО ЖИВОТНАЯ ПРИРОДА?
(Энергетическое философско-богословское исследование)
Мудрец Востока отметил: «К человеку приходит три вида зла: вызванное его низшей природой, содеянное человеку человеком и причиненное им самому себе»!!!
И хотя афоризм говорит о трех видах зла, приходящих к каждому человеку, но, по сути, в соответствии с Законом Справедливого Воздаяния (Законом Кармы) всё зло приходит к человеку САМОПРИВЛЕЧЕННО, т.е. является следствием прежних проявлений человеком своей низшей, животной природы!!!
Если человек не знает об этом, не понимает этого или не умеет сдерживать и обуздывать проявления своего низшего, животного «я», состоящего из тонкоматериальных сил, качеств или клеш черного раджаса-тамаса, то при каждом таком проявлении он создает плохую карму.
Эта плохая карма и возвращается к человеку в виде самых различных бед и страданий как душевных, так и телесных (травмы и болезни). И никто не сможет освободить человека от платы по долгам, сотворенным им из-за его неумения или нежелания обуздывать свое низшее животное «я».
НИКТО НЕ МОЖЕТ ОТПУСТИТЬ ГРЕХИ человеку, ибо это было бы препятствием для его эволюции. Все страдания приходят к человеку САМОПРИВЛЕЧЕННО, но приходят они к человеку НЕ В КАЧЕСТВЕ НАКАЗАНИЯ от какой-то мстительной силы, а ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ Правильному Образу Жизни и Правильному Отношению к другим людям.
Поэтому, чем раньше люди поймут, что их самая главная задача по жизни — это искоренение эгоизма и себялюбия, чтобы не допускать никаких черных раджасично-тамасичных проявлений, тем раньше они избавятся от любых страданий и болезней без всякой медицины.
И наоборот, если люди будут продолжать упорствовать в проявлении эгоистичной и себялюбивой жизни, т.е. жизни, наполненной проявлениями качеств черного раджаса-тамаса, то они будут продолжать страдать и болеть, причем всё более опасными и неизлечимыми болезнями.
И никакая самая высокотехнологичная медицина не поможет им избавиться от болезней, ибо болезни возникают от вирусов, а вирусы порождаются в результате проникновения в тело человека черных раджасично-тамасичных вибраций.
Причина такого положения вещей очень проста — смыслом жизни человека на нашей Земле является проявление Силы Духа, или Вибраций Истинного Я человека, т.е. его Высшего Эго, эволюционирующего через перевоплощения.
Поэтому НИКТО — НИ ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛИ, НИ МЕДИКИ, НИ ПРАВИТЕЛИ — никогда не смогут освободить человека от страданий, которые он заслужил своими эгоистичными черными раджасично-тамасичными проявлениями.
Человек должен научиться вести такой Образ Жизни, при котором через его жизнь проявлялась бы Жизнь его Истинного Я, или Высшего Эго, эволюционирующего через перевоплощения с целью Проявления постепенно своей Потенциальной Божественности, или Высшего Я, или Бога в человеке.
Отметим, что Бог в человеке, или его Высшее Я, или Атман-Брахман, или Седьмой Энергетический Принцип его энергетического сознания, — это ЕДИНСТВЕННЫЙ БОГ, которого человек может найти в нашем мире и побуждениям которого должен следовать по своей жизни, а для проявления Этого Бога в человеке нет необходимости быть воцерковленным или посещать какую-нибудь секту.
Высшее Я начинает просвечивать через энергетическое сознание человека только тогда, когда он в результате сознательных и непрерывных усилий по искоренению своего эгоизма и себялюбия выходит как минимум на Первую Ступень Великой Эволюционной Лестницы Познания Добра и зла — Ступень Встревоженных собственным эгоизмом.
На Этой Ступени через Сердечный Центр Сознания человека начинают проявляться вибрации Чистой Энергетической Стихии Земли, а вибрации более Глубоких Чистых Энергетических Стихий (Воды, Огня и Воздуха) как бы начинают просвечивать через вибрации Стихии Земли, тем самым открывая возможность дальнейшего Углубления и Расширения Сознания.
Когда же энергетическое сознание человека достигает Четвертой Ступени Лестницы Познания, то начинают появляться Первые Проблески вибраций Истинной Благодати, или Чистой Стихии Огня (Агни), или Саттвы (энергий Божественных Миров Камалоки нашей планеты, или Царства Божия в христианской терминологии).
И, как показал опыт нашей Школы, для того чтобы началось в человеке проявление Божественных вибраций (энергий) Саттвы, человеку необходимо осуществлять лишь одно — искоренение своих собственных качеств низшей, животной природы, т.е. качеств черного раджаса-тамаса, что полностью подтвердило слова Великого Учителя Индии Кришны: «Когда раджас и тамас побеждаются, Саттва проявляется»!!!
ДЕРЗАЙТЕ все победить свою животную природу, ясно понимая, что это и есть главный источник всего зла в вашей жизни и всех ваших страданий!!!

Природа и содержание добра и зла

По своему императивно-ценностному содержанию добро и зло как бы представляют собой две стороны одной медали. Они взаимоопределены и в этом они как бы равны. Человек узнает зло, поскольку имеет определенное представление о добре; он ценит добро, испытав на собственном опыте, что такое зло. Кажется, утопично желать только добра, и нельзя в полной мере отрешиться от зла, не рискуя в то же время потерять добро. Существование зла порой представляется своего рода условием или непременным сопутствующим обстоятельством существования добра.

«Что бы делало добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое, из-за своей фантазии наслаждаться голым светом?» — искушает Сатана своими вопросами Леви Матвея, ученика Йешуа Га Ноцри.

Добро и зло связаны тем, что они взаимно отрицают друг друга. Они содержательно взаимозависимы. Однако равны ли они по своему онтологическому статусу и соразмерны ли по аксиологическому статусу? На этот вопрос давались разные ответы.

Согласно одной, менее распространенной, точке зрения, добро и зло являются однопорядковыми началами мира, находящимися в постоянном и неустранимом единоборстве. Такая точка зрения, признающая равновеликость противоположных начал мира, называется дуализмом. Наиболее ярким выражением религиозно-этического дуализма стало в первой половине III в. манихейство — учение, основанное персом Мани на базе различных религиозных традиций. Согласно манихейству, в мире борются два независимых и самостоятельных начала добра и зла или света и тьмы. В ходе их постоянной борьбы происходит смешение различных элементов добра и зла. Посланники Бога — Будда, Заратустра, Иисус и, наконец, сам Мани — должны были, по этому учению, навсегда утвердить четкие границы между двумя началами. Сам Мани был побит камнями по наущению зороастрийских священников, но его учение достигло Европы и в виде тех или иных ересей просуществовало на протяжении всего средневековья. Манихейство является еретической ветвью христианства.

Задумаемся вот о чем: можно ли сказать, что добро и зло сосуществуют так же, как во Вселенной соприсутствуют свет и тьма? Или же их отношения иные — подобные свету и тени, как они видятся нами на Земле? Поскольку понятия добра и зла касаются именно людей в их земных свершениях, мы должны, по-видимому, принять второе сравнение.

К этому склоняет нас и другая точка зрения относительно природы добра и зла. Как на Земле солнечные лучи являются источником и света, и тени, так и добро со злом, взаимосоотнесенные, определены в отношении третьего. Так учат большинство религиозных нравственных учений: добро представляет собой путь к абсолютному добру — к Божеству, зло же есть отпадение от Божества. Действительным абсолютным мировым началом является божественное добро, или абсолютно добрый Бог. Зло же — результат ошибочных или порочных решений человека, пусть даже провоцируемого Дьяволом, однако свободного в своем выборе. Но ведь и Дьявол, или Сатана, как носитель зла отнюдь не абсолютен; согласно иудейско-христианским воззрениям, Дьявол — это падший ангел, т. е. заблудший сын Божий. Так что и перед человеком стоит задача конечного выбора не между абсолютами добра и зла, но между добром, которое потенциально абсолютно, тяготеет к абсолюту, и злом, которое всегда относительно.

Таким образом, и добро, и зло относительны — в их соотнесенности с высшим благом, нравственным идеалом как образом совершенства, или Добра (с большой буквы). Но противоположность добра и зла абсолютна. Эта противоположность реализуется через человека: через его решения, действия и оценки.

Иногда можно услышать слова об абсолютном зле. Это выражение может показаться довольно убедительным: если есть абсолютное добро, то должно быть и абсолютное зло. Если исходить из возможных мифологических и религиозных смыслов, то возможны два толкования абсолютного зла. Согласно первому, абсолютное зло воплощает Сатана. Но выше мы показали, что это может быть дуалистическая точка зрения, типа манихейской, которая предполагает существование стоящего над Сатаной Бога. Это может быть также учение в духе мировых религий, где Сатана — падший ангел или заблудший сын Бога; он обусловлен Богом и в этом смысле не безусловен.

Согласно другому толкованию, известному всегда, но в виде некоторого культового поветрия получившему распространение в наши дни, начало мира заключено в Сатане, он-то и воплощает абсолютное зло. Соответствующий культ называется сатанизмом. Но поклоняющиеся ему люди, по-видимому, полагают, что в этом заключается благо. Так же и садист, устраивающий кровавую оргию, патологическим образом усматривает в ней благо для себя (пусть и достигаемое ценою мучений других людей, не принимаемых им во внимание). И биржевой спекулянт, вкладывая мощные финансовые средства или просто блефуя, устраивает панику на бирже с тем, чтобы получить великий барыш, который есть для него благо (пусть и получаемое ценою дестабилизации валют ряда стран и банкротств тысяч частных банков, компаний и лиц). Со стороны в этом усматривают «абсолютное зло», тем более если таким действиям ничего не удается противопоставить, по крайней мере вовремя.

За разговорами об «абсолютном зле» нередко скрывается растерянность перед действительным множеством того, что способно принести человеку напасти, уничтожить его. За разговорами об «абсолютном зле» может скрываться и нежелание или неспособность понять, что действительный источник зла находится в самом человеке, впрочем так же, как действительный источник добра.

В выяснении природы добра и зла было бы тщетно искать именно их бытийственную основу. Природа добра и зла не онтологична, а аксиологична. Объяснение их происхождения не может служить их обоснованием. Поэтому логика собственно ценностного рассуждения оказывается одинаковой как у того, кто убежден, что базовые ценности даются человеку в откровении, так и у того, кто считает, что ценности имеют «земное» происхождение.

Нормативно-ценностное содержание добра и зла определяется не тем, в чем усматривается источник идеала, или высшего блага, а тем, каково его содержание. Если нравственный идеал, как было установлено в предыдущей теме, заключается во всеобщем духовном единении людей и в этом состоит абсолютное добро, то злом будет все, что препятствует этому, что мешает человеку творить добро, противостоя соблазнам и стремясь к совершенству (об этом далее в теме 26). Конкретизируя содержательно понятия добра и зла, следует сказать следующее:

а) Добро утверждается в преодолении обособленности, разобщенности, отчуждения между людьми и установлении взаимопонимания, согласия, человечности (об этом далее в темах 23–25) в отношениях между ними.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Зло в людях неискоренимо и необходимо

Люди могут менять свои взгляды, как перчатки, но факт остается: человеческая природа не менялась и не меняется. Прирожденные убеждения остаются прежними, основные правила поведения остаются в силе. Исходная личность и исходные намерения человека по отношению к себе и другим зиждутся на стремлении к справедливости и выживанию.

Можно ли сказать, что все люди от рождения добрые, и объяснить агрессивность и склонность к насилию отдельных индивидов внешними факторами: недостатками воспитания, обстоятельствами жизни, общественными отношениями? Такой подход снимает с человека ответственность за собственную сущность. По сути, набор социально-психологических черт людей остается неизменным на протяжении тысяч лет. Человек не рождается чисто хорошим или плохим. От рождения в каждом заложены и плохие и хорошие черты. Воспитание, условия и обстоятельства жизни могут усилить или ослабить отдельные черты, но не могут искоренить их полностью. Такой подход решения проблемы причины зла в людях говорит о том, что наличие в обществе антисоциальных личностей не только закономерно, но и неуничтожимо. Обществу и каждой отдельной личности следует устремить внимание не на ликвидацию, а на минимизацию неизбежного зла.

Современные исследования, проведенные социологами в Италии, США, России, Германии и других странах, убедительно показывают, что любой достаточно крупный трудовой коллектив так или иначе содержит около 25% хороших, надежных, творческих и активных работников, примерно 50% средних по своим показателям, и приблизительно 25% работников, которые чаще всего являются «головной болью» руководителей.

В первой половине 19 века Великобритания попыталась решить раз и навсегда задачу очищения общества от криминальных личностей. Было решено сослать уголовников, насильников, рецидивистов, алкоголиков и им подобных в Австралию на вечное поселение. Это была широкомасштабная, многолетняя и довольно дорогая операция. Криминальные элементы из тюрем самой Англии, ее колоний тысячами вывозились десятками кораблей на край света без надежды когда-либо вернуться на родину. Уголовники под присмотром администрации и надежной охраны сами строили поселения для себя, закладывали основы будущих производств, занимались сельским хозяйством, создавали семьи и обзаводились детьми. Исторический опыт Англии, проливает свет на вопрос: передаются ли качества души человека, включая агрессивность, по наследству. Если бы качества этих «отбросов общества» передавались по наследству, то можно вообразить, каким жутким стало бы спустя десятилетия австралийское общество. Однако фактом является то, что оно теперь ничем не хуже остальных сообществ, хотя предки большинства нынешних граждан Австралии были насильниками и убийцами. Следовательно, склонность к агрессии и жестокости не передается по наследству. А что же Англия? Ее надежды стать «стерильной» по большому счету не оправдались, в конце концов, она имеет такой же слой антисоциальных личностей, как и другие страны.

Почему именно этот человек становится террористом, а не другой? Почему именно этот человек становится серийным убийцей, а не его сосед? Почему именно этот насилует детей или женщин, а не другой? На эти и подобные им вопросы можно ответить путем анализа главным образом их внутренних, врожденных свойств, а не внешних условий и обстоятельств.

Необходимо свыкнуться с мыслью, что в любом обществе, на любой ступени его развития, как бы далеко вперед мы не заглядывали, всегда будет слой людей от рождения жестоких и агрессивных, нацеленных на насилие и обман. Этот слой, в зависимости от социальных процессов и исторических обстоятельств, может становиться шире или уже, но он был, есть и будет всегда. Вывод кажется слишком пессимистичным, удручающим. Однако горькая истина предпочтительнее расслабляющей иллюзии.

Стало быть, обществу нужно научиться жить с этим слоем. Это значит научиться распознавать таких людей, начиная с детского возраста, предоставлять каждому, особенно в молодости, самый широкий спектр возможностей для сублимации агрессивной энергии, минимизировать неизбежное зло, исходящее от этого слоя людей, всеми средствами, какие есть у государства, как это советует З. Фрейд.

Народная пословица: кто ненавидит пороки, тот ненавидит людей.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Философы с древних времён ставили перед собой вопрос: откуда взялось зло? Почему оно обступает нас со всех сторон? Была ли действительность изначально хороша и совершенна или она при своём появлении уже явила себя злой, корявой и жестокой? Подчас ответы искали в жизнеописаниях мыслителей.

Старинная китайская притча рассказывает о юноше, который обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики с тем, чтобы наставить на путь истины .

— Умеешь ли ты лгать? — спросил мудрец.

— Конечно, нет! — ответил юноша.

— А воровать?

— Нет.

— А убивать?

— Нет…

— Так иди, — воскликнул учитель, — и познай все это. А, познав, не делай!

Что хотел сказать мудрец своим странным советом? Ведь не то, что надо окунуться во зло, чтобы обрести истинное понимание добра и постигнуть мудрость. Наверное, ради обретения мудрости юноша не должен был научиться лицемерить, ловчить, убивать. Мысль мудреца была иная: кто не узнал и не пережил зла, тот не может быть по-настоящему добр.

Зло — это – нравственное понятие противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательноепричинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. В широком смысле зло относят ко всему, что получает у людей отрицательную оценку или порицается ими с какой-либо стороны. В этом смысле и ложь, и безобразие подходят под понятие зла.

Следует различать вред, ущерб, с одной стороны, и собственно зло. Злом является не всякий полученный ущерб или вред, а только такой, который осуществляется кем-либо намеренно, попадая под определение нравственности. Стихийные бедствия, форс-мажор или случайный вред — не являются злом, поскольку не характеризуются с точки зрения нравственности . В этом смысле причинить зло может только живое существо, обладающее свободой воли.

Одно и то же действие может быть как результатом случайности, так и результатом злой воли. Именно стереотип, что за любыми негативными обстоятельствами стоит чья-то злая воля, породил в мировой культуре мифы о мистических злых силах или сверх-существах, стремящимся разрушить мир. Эти образы всегда вызывали благоговейный страх – отсюда поклонение всевозможным идолам, подчас имеющим довольно жутковатый вид.

Но это все в прошлые времена, а что происходит в современном искусстве? Здесь главенствует кинематограф, отражаю жизнь во всей ее неразборчивости, и при этом, он не обязан брать на себя роль проповедника: у кино другие художественные и эстетические задачи.

Одна из многих жизненных сложностей обусловлена тем, что каждое явление мы воспринимаем многосторонне, и эти стороны одновременно могут вызывать самые противоречивые чувства. Например, какое-либо явление может быть привлекательным с эстетической точки зрения и в то же время безобразным с этической точки зрения.

Так в фильме Лукино Висконти «Гибель богов» мы видим внешне красивых и преуспевающих людей, которые, несмотря на свою притягательность, оказываются убийцами и преступниками. Но Висконти не оставляет сомнения в том, что красота мира его героев поверхностна. Высший критерий ценности человеческой личности режиссер черпает из этических законов.

Но, к сожалению, Зло не всегда очевидно, не всегда видно невооруженным глазом. Более того, Зло может быть симпатичным и привлекательным. Так, отрицательный герой фильма Френсиса Форда Копполы «Крестный отец» в исполнении Аль Пачино предстает милым и обаятельным, как впрочем, и герои Квентина Тарантино в «Криминальном чтиве». Та же тенденция симпатичности преступников наблюдается в российском кинематографе, например, в фильмах Алексея Балабанова «Брат» и «Брат-2». Здесь мы сталкиваемся с особой бандитской романтикой, а герой Сергея Бодрова, виртуозно владеющий оружием, ради достижения «правды» сметающий все на своем пути, вызывает, опять же, скорее восхищение, нежели неприятие .

На сегодняшний день кино — это тоже своего рода масс-медиа, хотя бы по численности аудитории, что позволяет зрителям пытаться пересмотреть отношение к творческой вседозволенности. Еще в Древнем Риме говорили, что свобода существует только как ответственность за то, что делаешь. Сегодня целесообразно и как никогда своевременно, чтобы представители киноискусства осмыслили для себя это правило и взяли его на вооружение.

Когда художественные фильмы адресованы миллионной аудитории, то впору, подходить к их прокату более требовательно, так как элементы симпатизации зла могут побудить неподготовленную часть аудитории к необдуманным насильственным действиям, которые принесут вред обществу. Например, в 2012 году на экраны вышел фильм «Бригада: Наследник» — продолжение некогда знаменитого сериала о четырех симпатичных друзьях, довольно быстро оказавшихся на самих вершинах криминального мира. Они, между прочим, довольно скоро стали всеобщими любимцами. Не хотелось бы, чтобы подобные «произведения» воодушевляли юных зрителей. Ведь фильмы c привлекательными преступниками у нас не редкость: «24 часа», «Антикиллер», «Мама не горюй», «Апрель», «Бумер», …

С течением лет в искусстве сложилась прочная форма противостояния добра и зла, которая находит свое отражение в различных видах искусства, в том числе и кино. В настоящее время оно выступает тем средством, которое позволяет человеку самостоятельно сделать выбор в пользу добра или зла.