Житие пантелеймона целителя

Каждое 9 августа Русская Православная Церковь вспоминает жизнь святого Пантелеймона целителя и почитает его память. Каждый верующий, кто хоть раз приходил в храм за исцелением знает святого, ведь он является покровителем всех врачей и известен своими чудесными исцелениями. Этот юноша стал орудием в руках Божьих для дарования исцеления от недугов.

Житие святого

Жизнь Пантелеймона целителя является для верующих не только примером отречения для Господа, но и примером духовной полной жизни.

Этот великомученик всю свою жизнь отдал для того, чтобы послужить Царю Небесному. А в конце своего земного пути и принял мученическую смерть, чтобы прославить Отца Небесного.

Икона Пантелеймона целителя

Рождение и отрочество

В третьем веке после Рождества Христова в Римской империи была автономная область — Вифания, которая управлялась специальным проконсулом и где располагался город Никодимия. Там и жил обеспеченный человек по имени Евсторгий, который поклонялся языческим богам, со своей женой-христианкой Еввулой («благосветная»). У них родился ребенок, которого назвали Пантолеоном.

Христианское общество тогда только зарождалось, общины были не везде. Император Максимиан, правивший в то время, жестоко преследовал всех, кто открыто исповедовал Христа. Родившийся ребенок был любим отцом, который желал, чтобы малыш стал могучим военачальником.

Мать же, в свою очередь, втайне пыталась вырастить малыша в христианской вере, привив с детства милосердие и смирение.

Мать мальчика умерла, когда он был еще подростком и отец отдал учиться врачеванию у знаменитого целителя Ефросина, поскольку уже тогда мальчика влекло к врачебному делу. В этот период гонения на христиан приняли особо жестокий характер разгар гонений, а юноша оказался представленным императору Максимиану.

Это было очень почетно, ведь Пантолеон мог стать врачом при дворе, что было бы отличным вариантом для простого человека. Но Господь с детства предопределил ему другой путь.

Читайте о святом Пантелеймоне:

  • Храм святого Пантелеймона в Санкт-Петербурге
  • Акафист великомученику Пантелеймону
  • Икона святого

Вера во Христа

В Никодимии были уничтожены все открытые верующие, они были казнены и преданы казни за своею веру. Остались в живых только некоторые из них, в том числе и три столпа христианства в той области — священники Ермолай, Ермипп и Ермократ. Ермолай и заметил богатого юношу, который часто ходил мимо. Он заговорил с ним, и они вскорости стали близкими друзьями.

Молодому человеку нравилось общаться с мудрым старцем, а Ермолай видел в нем огромный потенциал и особенный путь, предопределенный Господом.

Святой Пантелеймон-целитель и Ермолай

Со временем, молодой человек принял христианскую веру и крестился у Ермолая, получив после крещения имя Пантелеймон.

Юноша продолжил врачевание людей и исцеления их, помогая неимущим материально. Отец юноши со временем также отвратился от языческих богов и обратился к Христу. Врачеватель стал очень популярен по всей Вифании и многие завидовали ему, что вскоре вылилось в доносы императору, ведь молодой человек открыто исповедовал Христа.

Император пожелал лично встретиться с Пантелеймоном, предложить ему отречься от Христа и поклониться языческим богам империи. При встрече врачеватель отказался от такого предложения, за что был брошен в темницу. Он прошел через жестокие пытки: его подвешивали вниз головой к дереву и рвали тело железными когтями, разводили под ним костер и жгли тело, кидали в котел с раскаленным маслом, отдавали терзать диким зверям.

Господь хранил его во всех учениях и защищал от смерти и боли. Казнили святого путем отсечения головы. И в тот момент из раны вместе с кровью потекло молоко, а маслина, под которой умер мученик, покрылась плодами. Тело святого погребли с почтением христиане, а эта история жизни была записана учениками — Лаврентию, Вассе и Провиану, которые видели казнь и записали все.

Чудеса исцеления

Жизнь святого была наполнена чудесами, которые Господь совершал через него.

Духовному росту Пантелеймона способствовал священник Ермолай, который проводил с Пантелеймоном долгие беседы и рассказывал о Господе, Христе и христианской вере. Господь вскорости решил испытать веру юноши.

Однажды возвращаясь от Ермолая, молодой человек увидел на дороге лежащего мертвого малыша, а рядом с ним скрутившуюся ядовитую змею. Очевидно, что ехидна укусила ребенка, и тот умер от отравления ядом. Вначале юноша хотел сбежать, ведь змея могла укусить, но он поборол свой страх и начал молиться Господу о воскрешении ребенка. Господь ответил на просьбу молодого парня, и ребенок внезапно задышал, а змей начал корчиться и испустил дух.

Важно! Это стало опорной точкой в жизни Пантелеймона — отныне он перестал испытывать сомнения в истинности христианской веры и всемогуществе Божием.

После крещения Пантелеймон решил заняться врачеванием и множество людей стали приходить к нему за помощью.

Однажды, к врачевателю пришел слепой юноша за помощью. Пантелеймон согласился молиться за слепца, но его отец боялся насмешек над сыном и стал сына отговаривать, ведь такое никому еще не удавалось. Тем не менее, врачеватель приложил руки к глазам юноши и стал горячо молиться Христу. Как только он закончил, юноша открыл глаза и вскрикнул — он был исцелен от слепоты!

Еще православные молитвы об исцелении:

  • Молитва Луке Крымскому
  • Молитва архангелу Михаилу о здравии
  • Молитва Николаю Чудотворцу об исцелении

После этого случая, тот самый бывший слепец и отец Пантелеймона стали горячими христианами и начали поклоняться Христу вместо языческих богов.

Житие великомученика и целителя Пантелеимона

После смерти отца Пантелеймон раздал все свое наследство бедным и неимущим, а сам продолжал заниматься врачебной практикой, а также молился за людей и исцелял их.

Почитание святого Пантелеймона

Почитают святого в храмах в день памяти — 9 августа.

Кроме того, в Никодимии накануне этого дня совершают крестный ход с участием иконы мученика, которая известна своими чудесами. В это время множество верующих (русские, армяне, магометане, католики) стекаются к храму, чтобы принять участие в этом священном действии.

Привозят сюда и неизлечимо больных людей, чтобы воля Божья совершилась в их жизнях, и они были исцелены. Известны более 2000 исцелений, которые произошли во время этого крестного хода — люди были исцелены от травм головы, генетических пороков, депрессий, а также множества душевных заболеваний.

А вот на Руси почитание мученика началось уже в XII веке, в правление князя Изяслава, у которого хранился этот образ.

Для справки! Мощи святого хранятся в различных церквях, но большая их часть принадлежит Русскому Афонскому монастырю имени великомученика Пантелеймона.

Поэтому в начале августа (за неделю до дня памяти) сюда также совершаются паломничества со всего мира. Ежевечерне тут поются молебны: на каждый день есть особый канон. Во второй день празднества осуществляется панихида, освещается кутья и раздается всем присутствующим.

Помолиться в это время и коснуться мощей может каждый, но из-за законов монастыря (вход женщинам запрещен) ковчег с мощами помещают на лодке и вывозят, чтобы все желающие могли прикоснуться и помолиться.

Великомученика Пантелеймона почитают как грозного святого. Из-за двойного имени (Пантолеон изначально, что значит «лев во всем» и Пантелеймон после крещения, что означает «всемилостивый») считается, что он покровительствует:

  • врачам;
  • воинам;
  • полицейским;
  • пожарным;
  • морякам;
  • спасателям;
  • христианам, которые ведут духовную брань.

Святое имя призывают в тяжелые минуты выполнения служебного долга и в жизненных испытаниях. Церковь обращается к мученику в процессе елеепомазания, освящения воды и при молении за немощного. Образ святого можно найти почти в каждом храме.

Житие святого Великомученика и Целителя Пантелеимона

Икона святого

Икона святого часто присутствует в лечебных заведениях, в воинских частях, храмах и в домашних иконостасах. Почитание Пантелеймона велико особенно у русского народа.

Создание икон святого должно отвечать определенным правилам, поскольку — это реликвия, которая имеет духовный смысл и значение. Благодаря записям его ученика, иконописцы имеют описание внешности врачевателя и тем самым могут создавать достоверные образы святого.

Иконы Пантелеймона имеют характерные особенности:

  • изображается юноша в полный рост или по пояс;
  • в руках обычно изображают сундучок с лекарствами, крест или серебряную ложку;
  • врачевателя изображают с вьющимися волосами, тонкими чертами лица и открытым и добрым взглядом;
  • красный цвет туники символизирует страдания и пролитую кровь за Христа;
  • плащ коричневых оттенков символизирует преходящую земную жизнь;
  • зеленые элементы одежды символизируют вечную жизнь души;
  • врач изображается всегда на золотом фоне, как символе вечной славы мучеников.

Каждый иконописец вносит в свое творение особые элементы, которые характеризуют его как художника, но любой образ Пантелеймона отвечает церковному канону и может быть частью любого иконостаса. Очень хорошо иметь домашний образ для молитв, чтобы можно было обращаться к мученику в любую тяжёлую минуту.

Совет! Молитвы святому обычно читают перед сном или ранним утром, а если в доме находиться больной, то намного чаще. Наравне с молитвами читают акафисты и каноны.

Интиресная информация об иконах

Икона (от ср.-греч. «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. «образ», «изображение») — в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания, у православных и католиков закреплённого догматом Седьмого Вселенского собора 787 года.
В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, развёденном с жидким клеем) и снабженные специальными надписями и знаками. Однако с религиоведческой (да и богословской) точки зрения иконами являются также скульптурные изображения, принятые в католицизме, если им воздается установленное Седьмым Вселенским собором почитание.

Икона с клеймами.

Клеймо (иконопись) — в иконописи сюжетно и композиционно самостоятельная часть иконы обычно прямоугольной формы, изображающая сцены, развивающее или поясняющие сюжет центральной композиции. Чаще всего клейма располагаются на полях иконы, окружая ковчег со средником.

Владимирская икона Богоматери с клеймами

Поле .

Поля иконной доски — обрамление средней, обычно углублённой части иконы (ковчега). От ковчега отделяется лузгой, по внешнему краю часто обводится линией контрастного фону цвета — опушью.
Поля древних икон довольно узки, к XI—XII в. становятся шире, а ковчег мельче, с XIV в. появляются иконные доски без полей.
Если средняя часть иконы трактуется как «окно» в мир Божественного, то поля будут соответствовать границе между сакральным и явным (земным) пространствами. Часто элементы изображения средника (нимб, край одеяния, атрибут в руках персонажа) выходят на поле, «прорываясь» в мир предстоящего (зрителя).
На полях иконы традиционно могут изображаются избранные святые. Не являясь частью основной композиции и не принадлежа сакральному пространству, они выполняют роль заступника и посредника в молитве перед иконой.
С IX в. в Византии появляется новая форма икон — т. н. «житийные иконы»: в средней части изображается святой, а на полях в отдельных небольших по размеру законченных композициях (клеймах) — сцены из жизни этого святого. Из Византии житийные иконы попали в Италию, на Балканы, Русь и Кавказ.
Поля иконы также являются традиционным местом размещения текста, иногда заполняющего поля целиком. Понимание взаимосвязи образа и слова со временем меняется, постепенно, с общим упадком иконописи изображение воспринимается не как эквивалент слова, а становится лишь иллюстрацией к написанному.
Еще одна тенденция поздней (начиная с середины XVI в.) иконописи — постепенное понимание полей как декоративной рамы. Поля украшаются резным левкасом, декоративной лепниной, живописным орнаментом и имитацией драгоценных камней, покрываются металлической басмой.

Ковчег.

Ковчег (от ст.-слав. «ковъчегъ» — ящик, ларь, сосуд) — в иконописи — углублённое среднее поле на лицевой поверхности иконной доски. Формой более или менее повторяет форму доски (чаще всего — прямоугольный). Глубина — до 5 мм. Края доски, не занятые ковчегом, называются полями, переход от полей к ковчегу — лузгой.
О причинах появления ковчега чётких и общепризнанных теорий не существует. Можно выделить эстетические и технологические предположения. Согласно первым, поля иконы визуально образуют раму, пространственно углублённая живопись отделяется от окружающей среды, образуется подобие «окна» в мир изображаемого. По технологическим теориям, ковчежное углубление спасает иконную доску от неизбежной деформации (выгибания) со временем, кроме того, углубление могло помогать последней стадии иконописи — нанесению защитного слоя, образуя ванночку для тёплой олифы над поверхностью живописи.
Наличие или отсутствие ковчега, его глубина, форма и прочие особенности позволяют судить о времени создания иконы. Древние иконы почти всегда имеют ковчег. В XIV—XV веках поля икон обычно узкие, ковчег вытянутой формы. Во второй половине XVI века при сохранении тех же пропорций доски, ковчег стремится к квадрату, поля становятся шире, иногда появляется двойной ковчег, при этом внутренний ковчег более углублен, в живописи полям отводится бо?льшее значение. В конце XVI — XVII веке появляются иконы без ковчега, хотя живописно ковчег обозначен: на месте лузги обводка контрастной фону краской, выделены поля иконы. С XVIII века в иконописи исчезает и иллюзия ковчега, икону часто вставляют в богато декорированную рамку (пришедшую из европейской живописи). В современной иконописи ковчег вновь вошёл в традицию.
Собирателей икон в среде коллекционеров иногда презрительно называют «ковчежниками», так как для неспециалиста в атрибуции и датировке икон практически единственным показателем древности, а, следовательно, и ценности той или иной иконы служило наличие ковчега.

Великомученик Пантелеимон

Самый любимый народный святой, целитель, милостивый заступник всех болящих и страдающих. Сколько больных получили исцеление благодаря молитвам к нему! Днем и ночью слышит он возносимые к нему прошения, стоны, жалобы болящих, и никто из вопиющих к нему не остается без утешения!

Детство и юность Пантелеимона

Родился святой в богатой семье в Малой Азии примерно в 275-м году от Рождества Христова. Родители при рождении назвали его Пантолеоном, что значит «Милостивый». Мама его была христианкой, а отец язычником. К сожалению, мать отошла рано ко Господу, и воспитанием сына занялся неверующий отец.

Он заставлял его кланяться идолом, а затем даже отдал в языческую школу. Мальчик учился врачебному искусству у знаменитого доктора Ефросина. Но по пути к нему однажды юноша познакомился со священником Ермолаем. Видимо на то была воля Божия. Иерей стал много рассказывать юноше о Христе.

Принятие христианской веры Пантелеимоном

Решив однажды проверить, существует ли на самом деле Бог Христианский, Пантолеон обратился к Нему с просьбой исцелить мальчика, укушенного змеей. И каково было его удивление, когда отрок стал совершенно здоровым. С этих пор Пантолеон стал христианином.

Но пока свою веру ему пришлось скрывать. Юноша все чаще стал посещать священника. Но когда его спрашивал учитель, где он был, Пантолеон отвечал иносказательно. Юноша принял крещение от Ермолая с именем Пантелеимон.

Способности юноши были замечены, и император приблизил его ко двору. Молодой врач лечил всех безвозмездно, исцеляя не только тело, но и душу, рассказывая о Христе. Он, кроме того, посещал тюрьмы и лечил заключенных христиан.

Мучения Пантелеимона

Эти слухи дошли до императора, и он призвал его к ответу. Пантелеимон предложил провести эксперимент: пусть языческие врачи попытаются исцелить больного, и он будет молиться о нем. В результате победила вера Пантелеимона, врачи не смогли его излечить, а у него это получилось легко.

Разгневанный император приказал бить святого.

После этого последовали пытки:

  1. Святому привязали камень на шею и бросили в море, но Господь спас его.
  2. Его привязали к дереву, раздели, били железными прутьями, жгли раны.
  3. Привязали к колесу с острыми ножами и стали вращать.
  4. Бросили в горячее олово.
  5. Отдали на растерзание к диким зверям, но те лизали ему ноги.

Поскольку святой оставался невредимым после пыток, император решил, что перед ним – колдун. Тогда он велел отрубить ему голову. Выполнить приказания решили под деревом, но святой помолился, и меч затупился. Однако Господь призвал Своего святого, и он сам попросил отрубить ему голову. Вместо крови из раны хлынуло молоко, а дерево тут же покрылось плодами.

Тело святого бросили в огонь, но оно не сгорело. Верующие похоронили его. Святому было всего тридцать лет. На иконах он изображается в виде красивого юноши с ковчежцем для лекарств.

День памяти Великомученика Пантелеимона – 9 августа.

Аудио – житие целителя Великомученика Пантелеимона

Житие великомученика Пантелеимона в клеймах иконы

9 августа Русская Православная Церковь вспоминает святого великомученика и целителя Пантелеимона. Его знают все, кто хоть однажды приходил на порог храма в болезни и страдании, кто молился за близких, борющихся с тяжелым недугом. Этот праведник из далеких первых веков христианства стал близким и родным многим верующим. Кем он был и как его дело продолжает жить в нынешней Церкви?

Целитель Пантелеимон родился в городе Никомидии в семье знатного язычника Евсторгия и был назван Пантолеоном. Его мать Еввула, христианка, хотела воспитать сына в вере, но умерла, когда будущий великомученик был еще юн. Отец отдал Пантолеона в начальную языческую школу, окончив которую, юноша начал учиться врачебному искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина и стал известен императору Максимиану (284-305), который захотел видеть его при своем дворе.

Как-то раз юноша увидел на улице мертвого ребенка, укушенного ехидной, которая еще была рядом. Пантолеон начал молиться Господу Иисусу Христу о воскрешении умершего и умерщвлении ядовитого гада. Он твердо решил, что в случае исполнения его молитвы станет последователем Христа и примет Крещение. Ребенок ожил, а ехидна разлетелась на куски на глазах у Пантолеона.

После этого чуда Пантолеон был крещен святым Ермолаем с именем Пантелеимон (всемилостивый). Беседуя с Евсторгием, святой Пантелеимон подготовил его к принятию христианства, и когда отец увидел, как сын исцелил слепца призыванием Имени Иисуса Христа, то он уверовал во Христа и крестился вместе с прозревшим слепцом.

Беседа святого Пантелеймона и святого Ермолая

После смерти отца святой Пантелеимон посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он безмездно лечил всех обращавшихся к нему, исцеляя их Именем Иисуса Христа. Он посещал в темницах узников, особенно христиан, которыми были переполнены все тюрьмы, и лечил их от ран. В скором времени молва о милостивом враче распространилась по всему городу. Оставив других врачей, жители стали обращаться только к святому Пантелеимону.

Святой Пантелеймон исцеляет безнадежно больного

Из зависти врачи донесли императору, что святой Пантелеимон лечит христианских узников. Максимиан уговаривал святого опровергнуть донос и принести жертву идолам, но святой Пантелеимон исповедал себя христианином и на глазах императора исцелил расслабленного Именем Иисуса Христа. Ожесточенный Максимиан казнил исцеленного, восславившего Христа, а святого Пантелеимона предал жесточайшим мукам: его повесили на дереве, рвали железными когтями, обжигали свечами, потом растягивали на колесе, бросали в кипящее олово, бросили в море с камнем на шее.

Дикие звери, которым он был брошен на растерзание, лизали ему ноги.

Во всех истязаниях великомученик оставался невредимым и с дерзновением обличал императора. В конце концов палачи отказались продолжать казнь, но великомученик Пантелеимон повелел выполнить приказ императора, сказав, что иначе они не будут иметь с ним части в будущей жизни. Воины со слезами простились со святым, целуя его.

Когда мученику отсекли голову, из раны потекло молоко. Маслина, к которой был привязан святой, в момент его смерти покрылась плодами. Многие присутствующие при казни уверовали во Христа. Тело святого, брошенное в костер, осталось в огне неповрежденным и было погребено христианами († 305).

Святые мощи великомученика Пантелеимона частичками разошлись по всему христианскому миру: честная глава его находится ныне в Русском Афонском монастыре во имя великомученика Пантелеимона. Имя святого великомученика и целителя Пантелеимона призывается при совершении таинства Елеосвящения, освящения воды и в молитве за немощного.

Великомученик и целитель Пантелеимон — житие святого

Будущий святой Пантелеимон родился в III веке от Рождества Христова в небольшом городке Никомидия, который относился к области Вифания. Вифания, в свою очередь, входила в состав Римской империи, однако при этом сохраняла свою самостоятельность, так как управлялась специальным проконсулом. В это время римским императором был Максимиан (284–305), который не любил христиан и жестоко преследовал их. Пантелеимон родился в семье знатных и уважаемых людей. Отец его, Евсторгий, был человеком обеспеченным и в жизни придерживался языческой веры. Мать же будущего святого, Еввула (в переводе с греческого «благосоветная»), была христианкой. Свою веру, как гласит предание Церкви, она получила еще в детстве, в своей семье. В то время достаточно распространенной была ситуация, когда один из супругов был язычником, а другой – христианином. Это было связано с тем, что христианство только приходило во многие области, и христианские общины только зарождались. При рождении мальчик был назван Пантолеоном, что в переводе с греческого означает «во всем лев». Вероятно, это было связано с тем, что его отец хотел, чтобы его сын был храбрым и могучим воином. В дальнейшем, когда юноша прославился в жизни Церкви, его имя изменилось на Пантелеимон, что означает «всемилостивый».

Свое христианское воспитание, любовь к добрым делам, а главное – искреннюю веру в Бога мальчик получил от матери, которая учила его богооткровенным истинам втайне ото всех. По смерти Еввулы Евсторгий отдал сына в одно из лучших языческих училищ, которое Пантелеимон закончил с успехом, а далее стал учиться врачебному делу у знаменитого никомидийского врача Евфросина. В разгар гонений Максимиана на христиан юноша Пантелеимон оказывается при дворе, где его представляют императору. В тот момент, когда Пантелеимон мог стать влиятельнейшей фигурой при дворе императора Максимиана, Господь даровал ему совершенно другой путь. В это время в Никомидии происходит трагедия – в результате гонений в городе были уничтожены почти все христиане, уцелело совсем немного верующих. Среди выживших были трое священников – Ермолай, Ермипп и Ермократ. Один из этих иереев, а именно – Ермолай, и заметил смиренного юношу, который часто проходил мимо дома священника.

Однажды Ермолай пригласил Пантелеимона к себе в дом, где спрашивал его о вере родителей и его вере, рассказывал ему о Боге, о Сыне Божием, раскрывал основы христианской веры. С этой встречи Пантелеимон стал все чаще бывать у Ермолая и укрепляться в вере. Через некоторое время Господь испытал веру Пантелеимона. Как сказано в житии святого, однажды Пантелеимон возвращался от Ермолая и увидел на земле мертвого ребенка, рядом с которым ползала змея (ехидна). Сначала юноша испугался и хотел бежать, однако потом решил проверить – действительно ли так сильна христианская молитва и истинно ли все то, о чем ему рассказывал Ермолай. Обратив взор к небу, Пантелеимон стал молиться – и в этот момент ребенок ожил, а змея, наоборот, стала мертвой. После этого чуда Пантелеимон уже не мог сомневаться в христианской вере. Через некоторое время после этого чуда священник Ермолай крестил юношу. Собственно, в Таинстве Крещения будущий святой и получает имя Пантелеимон.

Единственная житийная икона св. Пантелеймона византийского времени

Став христианином, Пантелеимон захотел привести ко Христу и своего отца, который хоть и оставался язычником, но был человеком искренним и искавшим истину. Юноша стал все чаще беседовать с отцом о христианской вере, задавал ему вопросы о язычестве и даже хотел тайно уничтожить всех идолов в доме, но не желал вызывать гнев родителя. И здесь снова ему помог Сам Господь.

Так как Пантелеимон и после крещения продолжал заниматься врачебной практикой, то к нему постоянно обращались за помощью. Однажды к дому юноши привели одного слепого, которому никто не мог помочь. Пантелеимон согласился исцелить слепца, однако его отец Евсторгий стал отговаривать сына, так как боялся, что над ним будут смеяться, ведь исцелить слепого еще никому не удалось. Пантелеимон же, дотронувшись до глаз слепца, призвал имя Господа Иисуса Христа и помолился. По окончании молитвы слепой полностью прозрел. Более того, после этого чуда оба – и прозревший, и отец Пантелеимона – уверовали во Христа и приняли Таинство Крещения. Через некоторое время Евсторгий умер, и все его имущество перешло к Пантелеимону. Однако юноша делает еще один шаг в стяжании святости и следовании за Христом – он отпускает всех слуг, снабжая их средствами, а остальное раздает нищим и больным.

Исполняя заповеди Господа, Пантелеимон обходит темницы и узилища, лечит больных, наставляет тех, кто пал духом, помогает материально всем нуждающимся. К юноше идут со всех окрестностей, так как весть о его целительском даре облетела всю область. Более того, Пантелеимон лечит бесплатно, не беря за услуги денег. Вполне естественно, что все это порождает зависть у никомидийских врачей. Вскоре завистники донесли на Пантелеимона императору Максимиану, обвинив юношу в поклонении Христу, а не языческим богам.

Таким обвинением этим людям удалось возбудить в императоре желание лично встретиться с юношей и, если обвинение окажется справедливым, потребовать от него отречения от Христа. Все остальное – посещение Пантелеимоном тюрем, раздача имущества, исцеления – мало интересовало Максимиана, это было частным делом. Отрицание же языческих богов было на тот момент и отрицанием официальной религии империи, а значит, и отрицанием значимости культа самого императора.

После того как Пантелеимон был вызван к Максимиану, последний долго уговаривал юношу отречься от Христа и принести жертву римским богам. Пантелеимон отказался это сделать. А после того, как он исцелил на глазах императора тяжелобольного, в то время как этого не смогли сделать лекари-язычники, гнев Максимиана было уже не остановить. Император подверг святого многим мучениям, однако ни одно из них до поры не могло повредить юноше. Так, по приказу Максимиана Пантелеимона подвешивали к дереву и строгали железными когтями, опаляя при этом свечами, кидали в котел с горящим оловом, бросали в море с камнем на шее, отдавали на растерзания зверям в цирке. Во всех этих случаях Господь берег Своего святого, тем самым прославляя христианскую веру. Народ в городе все больше впадал в смятение, а император становился все злее от бессилия.

Последним испытанием для святого стало усекновение мечом. Пантелеимона привязали к маслине и пытались отрубить ему голову, но и здесь происходило чудо – мечи становились мягкими. Лишь тогда, когда Сам Господь призвал святого к Себе, Пантелеимон обратился к палачам с требованием продолжить казнь, так как они уже отказывались ее совершать. После этого им удалось наконец умертвить святого. По преданию Церкви, после казни из раны святого истекло молоко, маслина покрылась плодами, а многие из тех, кто видел казнь, уверовали во Христа. После казни палачи пытались сжечь тело святого, но оно не сгорало в огне и его просто бросили. Христиане с почтением погребли его.

В то же время мученической кончины сподобились и священники Ермолай, Ермипп и Ермократ. Сведения о жизни, чудесах и кончине святого дошли до нас благодаря его ученикам Лаврентию, Вассе и Провиану, которые видели его казнь, слышали Божий глас с неба и записали все в житии святого.