Житие Паисия Святогорца

Житие старца Паисия Святогорца*

Часть первая

Предисловие

АКРИТСКИЕ ФАРАСЫ Семья старца Крещение и отъезд из родных мест ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ. УРОКИ ПОДВИЖНИЧЕСТВА Воспитание в «обучении и наставлении Господнем» Детское подвижничество Плотницкое ремесло Благословенный юноша Ведомый Крестом Боговидение Подготовка к монашеской жизни Забота о других Опасности и испытания Поддержка семьи ВОЕННАЯ СЛУЖБА Любочестный радист Невзгоды Духовные упражнения и опыты Жертва ради других Благодеяние и клевета Спасение своей части Самопожертвование Молитвы под пулями Непослушание богохульнику ПОИСКИ И ПОДГОТОВКА Первое посещение Святой Горы Труд и подготовка МОНАХ В ЭСФИГМЕНСКОМ. ОБЩЕЖИТЕЛЬНОМ МОНАСТЫРЕ Препятствие перед уходом из мира Насельник Эсфигменского общежития Испытания и служения Новоначальные подвиги «Меня палила огнем любовь моих родных» Бесовские явления Постриг в рясофор Трепещущий агнец Трезвенный делатель Послушание до крови Посещение Божественной Благодати Удаление на безмолвие В ОСОБНОЖИТЕЛЬНОМ. МОНАСТЫРЕ ФИЛОФЕИ Послушник у Старца Усердный труженик и незаметный подвижник Помысел гордости «Тангалашкины шуточки» Старание помочь ближнему Поездка в Коницу на лечение Промысл Божий Постриг в мантию Связь с добродетельными отцами Благословения от Пресвятой Богородицы Полученное откровение В МОНАСТЫРЕ СТОМИОН Восстановление обители Уважение к монастырю В обрыв за святыней Обретение мощей преподобного Арсения Труды Покровитель бедных и сирот Мученическое отношение к искушению Борьба против сектантов и еретиков «Водимый Духом…» Бесовские нападения Спасение по Промыслу Божию Ночное посещение Пресвятой Богородицы Похожее на правду бесовское видение Дружба с дикими зверями Другие события коницкого периода Уход из Стомиона ПУСТЫННИК НА. БОГОШЕСТВЕННОЙ СИНАЙСКОЙ ГОРЕ Переселение на Синай Ниспослание дождя Блаженная пустынная жизнь Божественное Причащение Рукоделие и милостыни «И бе в пустыни искушаемь…» Друзья пустынника Бесстрастие святых Иоакима и Анны В келье Святых сорока Мучеников Кончина матери Старца Имя Казандзакиса Недопущение до причастия и божественное утешение Невидимая брань и невыразимые состояния Прощание со сладкой пустыней В ИВЕРСКОМ СКИТУ Безмолвие или братство Различные стороны скитской жизни Помощь душе усопшего Вмешательство Честного Предтечи Диавольская злоба Постриг в великую схиму Пища от Ангела Операция на легких Основание исихастирия НА ПУСТЫННЫХ КАТУНАКАХ В бедной Ипатьевской каливе Подарки подвижнику Бесноватый Нищета Старца «Доброе лицемерие» Свет сладчайший В КАЛИВЕ ЧЕСТНОГО КРЕСТА В святой Ставроникитской обители Кончина батюшки Тихона Жизнь в келье Честного Креста «Свет стезям моим» Явление преподобного Арсения Батюшка Тихон и искуситель Паломничество на остров Тинос Прельщенный монах Сострадая больному Рясы и масличное дерево Поездка в Фарасы Святая Евфимия Бесовские шуточки Видение души почившего монаха Снегирь по имени Олет Спасение от смерти Осужденная душа Молитва за бесов Георгакис с Тибета Поездка в Австралию Ночной посетитель Явление Христа Рыба Дороги и автомобили Икона «Святой, с которым поступили очень несправедливо» Бесовское множество Необычный защитник «Помолися, и небо дождь даде» Ангел Хранитель СВИДЕТЕЛЬСТВА ПАЛОМНИКОВ Забавные случаи и афоризмы Старца В «ПАНАГУДЕ». ОТДАНИЕ СЕБЯ ТЕМ, КОМУ БОЛЬНО Переселение в келью «Панагуда» Святые Пантелеймон и Лукиллиан «Утешайте люди моя» Явление святого великомученика Власия Благоухание от иконы «Достойно есть» Мощи святого Космы Прота «Коза» на чердаке Залитая Светом келья Обетование Пресвятой Богородицы Поездка на Святую Землю и на Синай Действия Божественной Благодати Видение молящегося ребенка «Христе мой, благослови меня…» Страшное видение Пресвятая Богородица Об антихристе, числе 666 и новых удостоверениях личности Благоухание от святых мощей Операция по удалению грыжи Богохульный фильм Видение Благодати Священства «Преображение» Свидетельства паломников Старец и юные БОЛЕЗНЬ И БЛАЖЕННАЯ КОНЧИНА Страдание и болезни. Старец во время болезни На пределах крепости Последний выезд со Святой Афонской Горы. Дальнейшее развитие болезни Приношение людям в мученических страданиях Блаженная и незаметная кончина ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА «Не отступи от нас» Благоухание Изгнание беса Спасение ребенка Явление во сне Чудесное явление и помощь Осязаемое присутствие Помощь Старца в дорожно-транспортных происшествиях Воскрешение от духовной смерти Шарф Старца исцеляет опухоль Исцеление бесноватой Исцеление пораженного глаза

Часть вторая

ДОБРОДЕТЕЛИ СТАРЦА Крайнее странничество или уклонение от мира Послушание Блаженное и богатое смирение Делатель и проповедник покаяния Нестяжание «Алчность подвижничества» «Труждаясь и делая своими руками» Аромат благоговения «Правду возлюби» Любочестие Старца Доверие Божественному Промыслу Ангел мира Светильник рассуждения Безмолвия рачитель Трезвение Молитва и келейный устав Старца Бесстрастие Благородная любовь БЛАГОДАТНЫЕ. ДАРОВАНИЯ СТАРЦА Преодоление законов естества Примирение с творением Молитвенник о всем мире Благодатный учитель Дарование утешения Противоборец и изгонитель бесов Явления бесов Исцеление бесноватых «Миро излиянное» Разумение иностранных языков Необыкновенные перемещения в пространстве Слышание молитв и просьб о помощи Знание о состоянии усопших Свидетельства о прозорливости Благодать исцелений Явления Святых Источник Нетварного Света ПРИНОШЕНИЕ СТАРЦА МИРУ «Наставник пустыни» Служение людям из пустыни Выезды в мир Поборник Предания К Матери-Церкви Верный сын Отечества ПРИЛОЖЕНИЕ

Предисловие

В последние годы увидели свет различные книги и публикации о Блаженном Старце Паисии Святогорце. Они действительно оказали духовную пользу многим и сделали имя Старца еще более известным. Однако в основном в них идет речь об учении и чудесах Старца Паисия. Биографические сведения, содержащиеся в этих книгах, – минимальны.

Убедившись в необходимости составления систематического жизнеописания отца Паисия, одно из его духовных чад – наш Старец, иеромонах Исаак, – решился взять этот труд на себя. Отец Исаак вместе с монахами своего братства начал составление «Жития» Старца Паисия приблизительно через два года после его кончины (Старец Паисий почил о Господе 29 июня12 июля 1994 года). Труд близился к завершению, когда кончина самого отца Исаака (3 июля» 16 июля 1998 года) отложила издание на неопределенное время.

«Житие» оставалось неопубликованным, оно еще нуждалось в исправлениях и дополнениях. Между тем, из-за трудностей, возникших после кончины нашего Старца, отца Исаака, продолжать работу над книгой было для нас невозможно. Кроме этого, осознавая свою очевидную непригодность для столь ответственного труда, мы более трех лет вообще боялись прикоснуться к «Житию».

Завершить работу нас побуждало желание нашего Старца, отца Исаака, и труд, проделанный им ради того, чтобы «Житие» Старца Паисия увидело свет. Кроме этого, многие братья и сестры во Христе также побуждали нас довести дело до конца.

Иногда у нас опускались руки. Мы были готовы оставить этот чрезвычайно сложный и ответственный труд. Нами овладевал страх того, что мы исказим облик Старца и вместо пользы принесем духовный вред и соблазн. Мы чувствовали себя подобно маленькому ребенку, который, пытаясь говорить о чем-то великом, превосходящем его меру, не находит слов и не может выразить то, что он желает.

При жизни отца Паисия мы не считали необходимым записывать его слова, фотографировать его самого или собирать о нем биографические сведения с тем, чтобы когда-нибудь составить его жизнеописание. Нас наполняло само его присутствие, нам было достаточно уже того, что мы его видели и слышали. Возможно, кто-то посчитает это упущением. Однако наша совесть спокойна от того, что мы не делали ничего, что могло его огорчить.

Единственным исключением были немногие записи, сделанные нами для того, чтобы не забыть ответы отца Паисия на личные вопросы, связанные с нашей ежедневной монашеской жизнью. Отвечая нам, Старец приводил примеры из своего подвижнического опыта, рассказывал о пережитых им сверхъестественных событиях и демонических искушениях. Однако в основном мы опирались на то, что сохранилось в нашей памяти. Многое из того, что запомнилось, мы слышали от него неоднократно. И сейчас – к общей пользе наших братьев и сестер мы передаем на бумаге его слова, начертанные им в наших сердцах.

Узнав о составлении «Жития», многие миряне и священнослужители – по собственной инициативе или по нашей просьбе – предоставили в наше распоряжение немало ценных документов: писем Старца Паисия, фотографий, записей и свидетельств очевидцев. Весь этот материал, привнесший в «Житие» Старца немало ранее неизвестных страниц, был использован с осторожностью и ответственностью. После многократного просеивания и отбора было оставлено лишь то, что действительно заслуживало доверия. Не все в предоставленных сведениях соответствовало действительности и духу Старца. Некоторые люди от нерассудительного благоговения что-то преувеличивали, а другие, возможно, поняв Старца неправильно, передавали его слова искаженно. Были и такие – совсем немногие, – кто высказывался о Старце отрицательно – возможно, делая это по неведению, а не по злому расположению. Пусть Бог не вменит им этого в грех.

«Начало словес Твоих истина» (Пс.118:160), и поэтому главным принципом при работе над «Житием» мы тоже избрали истину. Мы старались представить Старца таким, каким мы его знали, таким, каким он был, – избегая порождаемых любовью и восторженностью преувеличений.

Значительная часть «Жития», по сути, является автобиографией Старца Паисия, поскольку главным источником сведений был он сам. Большинство повествований исходят непосредственно из его неложнейших уст. Однако в действительности мы написали очень немногое. Будучи скудным и слабым, наш труд не дает исчерпывающей картины духовного богатства Старца. Мы не только не превозносим, но – отнюдь не желая того – во многом преуменьшаем его образ. Причины этого в следующем.

Его внутренняя жизнь – как жизнь любого святого – проходила «втайне», невидимо для других. Чтобы помочь нам в нашей монашеской жизни, Старец открывал немногое – по большей же части происходившее с ним осталось неизвестным. Когда он был жив, в нашем общении с ним преобладала скрывавшая его духовное величие человеческая сторона. Но главная причина в том, что наши сердечная слепота и несовершенство помешали нам увидеть Старца более духовно – что помогло бы воссоздать его образ с большей достоверностью. Будь наше духовное состояние лучше, это, безусловно, отразилось бы и на настоящем труде. Как известно, наиболее верно описать жизнь Святого может человек, восшедший в такую же меру и такое же состояние. Сам Старец Паисий говорил, что жития Святых, написанные Святыми, восхитительны.

Итак, поскольку «студенец есть глубок и почерпала не имамы» (Ин.4:11) то есть наших духовных сил недостаточно для того, чтобы показать духовное величие Старца, мы ограничились простым и точным изложением сведений о нем, стараясь быть лишь достоверными свидетелями и ничем больше.

Но, несмотря на это, даже сквозь неуклюже написанные нами страницы, проявляется образ Старца Паисия – человека, который с легкой простотой движется в пространстве между землей и Небом, насмехается над диаволом – одновременно сострадая его падению – и общается со множеством Святых. Старец предстает перед читателем совершенно нищим, но при этом низводящим своей молитвой с Неба на землю богатейшие благословения. Он выглядит физически слабым и немощным, но при этом настолько могучим и наполненным огнем Божественной Благодати, что перед ним отступают даже законы естества. Он живет в пустыне, но при этом – очень близок к нуждам людей; строгий аскет по отношению к себе самому, он до самопожертвования человеколюбив по отношению к убогим, страдающим и несправедливо обиженным.

Поместить в один том все сведения о Старце было бы невозможно. Поэтому из множества описанных случаев выбраны наиболее характерные и поучительные. В книгу не вошло учение Старца (объемом в несколько томов), множество писем и более двухсот свидетельств о совершенных им чудесах. Но мы и не ставили перед собой цели представить читателю просто «список чудес». Вполне естественно, что в человеке, восшедшем на вершину добродетелей и стяжавшем Божественную Благодать, действенно открываются благодатные дарования и он творит чудеса. Однако вопрос состоит в том, как достичь этой вершины, каким путем надо идти и каким образом подвизаться против страстей и искушений. Поэтому даже более, чем чудеса Старца, нас трогали и трогают его великое самоотречение, его любочестные подвиги ради любви ко Христу, его монашеская акривия и тонкое чувство духовной жизни, его редкая рассудительность, жертвенная любовь к каждому человеку и святоотеческое мудрование, способное принести покой каждому сердцу.

Книга «Житие Старца Паисия Святогорца» состоит из двух частей. В первой части вниманию читателя предлагается «Пространное житие» Старца. Мы старались как можно проще, но и в наиболее целостном виде показать подвижнический путь Старца от рождения до кончины, следуя хронологии и внешнему течению его жизни. Основа каждой из четырнадцати тематических блоков первой части – то географическое место, где Старец жил в те или иные годы. Главы содержат биографические сведения о Старце, описания его подвигов, свидетельства о чудесах, многообразных дарованиях и помощи людям.

Вторая часть книги, озаглавленная «Добродетели, дарования и приношение Старца миру», – это необходимое дополнение и пояснение к первой части. Знакомство с ее содержанием позволит читателю узнать Старца глубже и понять его полнее. Каждая из двух частей книги независима от другой – они могли быть изданы и как два отдельных тома, – но все же они связаны между собой глубоким внутренним единством. Вторая часть – это тоже жизнеописание, однако оно не следует хронологической канве, а содержит биографические сведения, разделенные по различным темам.1 Центральное понятие второй части – Божественная Благодать. Для того чтобы Ее стяжать, Старец сначала подъял борьбу против страстей и греха и впоследствии явился «добрым строителем различным Благодати Божия» (См.: 1Пет. 4, 10)

В тематическом блоке «Добродетели» различные случаи из жизни Старца описываются так, чтобы читатель мог извлечь для себя практическую пользу. Они разделены по главам, основное содержание которых составляет добродетель, поставленная в название каждой главы. Учение Старца о той или иной добродетели в главы не включено – за исключением немногих лаконичных и наиболее характерных отрывков. Однако там, где было необходимо что-то подчеркнуть, для того чтобы лучше показать дух Старца, отрывков из его поучений приводится больше.

О проявлениях дарований Старца – многообразных и сверхъестественных – ярко свидетельствуют другие люди и поступки самого отца Паисия. Из множества свидетельств были выбраны немногие – наиболее показательные. Эти свидетельства, также разделенные по тематическим главам, приводятся без комментариев – за исключением случаев, где пояснения были необходимы.

Масштабы, глубину и достоинство Приношения Старца миру было бы невозможно описать и объективно оценить на немногих страницах этой книги. Имея в себе разнообразие Божественных дарований, Старец естественно и непринужденно, без человеческих потуг и надрывных усилий передавал богатство Божественной Благодати погибающим от голода душам. В нашей книге упоминаются лишь некоторые из сторон его Приношения – то, в чем он особенно помог людям.

Желая избежать неточностей и ошибок, мы представили написанное нами на суд и проверку духовных чад Старца Паисия и других отцов. Выражаем многую благодарность и признательность нашим духовным братьям за сделанные ими исправления и дополнения. Их помощь в работе над книгой шла от всего сердца и была существенной. Без нее «Житие» Старца вышло бы очень несовершенным и содержало бы много ошибок.

Мы благодарны братьям и сестрам, принявшим участие в работе над книгой и предоставившим в наше распоряжение различные сведения, а также всем, кто проверял и правил текст, потратив много времени и труда ради того, чтобы эту работу закончить. Выражаем также признательность тем, кто старался сделать издание лучше и содействовал его выходу в свет через десять лет после кончины Старца.

Особую благодарность выражаем нашему многоуважаемому Старцу Григорию, постриженику Старца Паисия и духовнику женского монастыря Честного Предтечи в селении Метаморфоси на Халкидике, за то, что он всячески поддерживал нас во время работы над книгой и взял на себя издержки, связанные с типографскими и другими расходами по греческому изданию настоящего «Жития».

Считаем необходимым сделать некоторые замечания, облегчающие читателю знакомство с книгой.

Многое из действий и слов Старца становится понятным из общего контекста его жития. Не следует нерассудительно обобщать все, что говорил Старец. Некоторые его слова были произнесены по конкретному случаю и не предназначались для всех. Как говорил сам Старец: «Одно и то же лекарство может принести и пользу, и вред – в зависимости от организма человека».

В книге говорится об отношении Старца к различным общецерковным, национальным, общемонашеским и другим проблемам. Необходимо подчеркнуть, что позиция Старца была совершенно духовной и бесстрастной. Поэтому и в книге эти вопросы освещаются без малейшего желания кого бы то ни было задеть или скомпрометировать.

Свидетельства очевидцев помещены в книгу в том виде, в каком они были нам переданы. Некоторые обширные свидетельства были сокращены без изменения общего смысла. Были учтены желания тех, кто подавал свидетельства с просьбой не называть их имени.

Даты приводятся по старому стилю. Там, где дата приводится по новому стилю, стоят буквы: «н. ст.».

Заканчивая вводную часть, признаемся в том, что на этих страницах мы не в состоянии по достоинству выразить Старцу нашу признательность и благодарность за все то, что он нам дал. Мы можем лишь сердечно просить его простить нас, если в чем-то мы согрешили против его любви, и в особенности за то, что дерзнули издать его «Житие». Однако просим Старца молиться о том, чтобы Бог просветил умы читающих эту книгу, чтобы они поняли ее правильно и получили духовную пользу. Осознавая свои несовершенства и недостатки, мы с благодарностью примем любые замечания и советы, происходящие от стремления к более ясному проявлению истины.

Если читатель встретит в описании благоуханных подвигов Старца какие-то ошибки, то виноват в них не Старец Паисий и не его биограф отец Исаак, но те, кто завершил работу над этой книгой и ее издал.

Однако если чья-то душа, согревшись огнем подвигов Старца Паисия, сама начнет духовную борьбу, то пусть она прославит покланяемое имя Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, «Ему же слава и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки. Аминь».

Текст книги «Житие преподобного Паисия Святогорца»

Житие преподобного Паисия Святогорца

Тропа́рь преподо́бному Паи́сию Святого́рцу

Глас 5. Подо́бен: Собезнача́льное Сло́во:

Боже́ственныя любве́ огнь прие́мый, / превосходя́щим по́двигом вда́лся еси́ весь Бо́гови, / и утеше́ние мно́гим лю́дем был еси́, / словесы́ Боже́ственными наказу́яй, / моли́твами чудотворя́й, / Паи́сие Богоно́се, / и ны́не мо́лишися непреста́нно // о всем ми́ре, преподо́бне.

Конда́к

Глас 8. Подо́бен: Взбра́нной:

А́нгельски на земли́ пожи́вый, / любо́вию просия́л еси́, преподо́бне Паи́сие, / мона́хов вели́кое утвержде́ние, / ве́рных к житию́ свято́му вождь, / вселе́нныя же утеше́ние сладча́йшее показа́лся еси́, / сего́ ра́ди зове́м ти: // ра́дуйся, о́тче всеми́рный.

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви № ИС Р16–627–3428

Перевод на русский язык выполнен братией Свято-Преображенского скита Данилова мужского ставропигиального монастыря г. Москвы с издания:

© Ἱερὸν Ἡσυχαστήριον Μοναζουσῶν «Εὐαγγελιστὴς Ἰωάννης ὁ Θεολόγος», 2015

© Издательство «Орфограф», издание на русском языке, 2017

* * *

Преподобный Паисий Святогорец (икона, написанная для Свято-Преображенского скита Данилова монастыря)

Преподобный Паисий Святогорец (икона, написанная в исихастирии святого Иоанна Богослова в 2004 году)

Патриаршее и Синодальное решение о причислении к лику святых

И бу́дет муж, его́же а́ще избере́т Госпо́дь, сей свят.

Числ. 16:7

Граничащая с Небом гора Афон есть воистину Гора Божия, Гора Святая и удел Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Афон есть поприще духовной борьбы, место подвига, покаяния и молитвы, мастерская святости для подвизавшихся там на протяжении веков бесчисленных подвижников, жителей пустынных келий и монастырей, монахов от всякого племени и народа, как известных по имени, так и оставшихся неизвестными. Святая Афонская Гора, находясь под канонической и духовной юрисдикцией, а также под постоянной церковной заботой и попечением Святой Христовой Великой Константинопольской Матери-Церкви, есть её похвала и венец. Афон – это неистощимый источник молений о вселенной, таинственно проистекающий из непрестанных, денных и нощных молитв и молений святогорских монахов, которые молятся «о свы́шнем ми́ре и о спасе́нии душ» находящихся в разных концах земли православных христиан, а также «о ми́ре всего́ ми́ра и о благостоя́нии святы́х Бо́жиих Церкве́й». Огромное множество боголюбиво подвизавшихся и скончавшихся на Афоне аскетов, начиная с первого известного среди них, преподобного Петра Афонского, своим подвижническим потом и боголюбивыми трудами стали избранными сосудами Святаго Духа, были украшены многообразными и чудесными Божественными дарованиями, такими как дар прозорливости, дар чудотворения, дар различения духов, дар непрелыцённого духовного руководства, дар утешения словом, а также многими другими. Сии духовно украшенные мужи и сами украшают ныне многозвёздное небо нашего православного календаря, непрестанно указывая нам путь в Царство Небесное.

В согласии со словами Самого Бога, Который устами Своего человека дал первосвященнику Илию и одновременно всем верующим в Божий закон следующее обетование: Прославля́ющий Мя просла́влю,1
1 Цар. 2:30.
наша Матерь Святая Христова Великая Церковь с самого начала своего спасительного пути в мире не переставала признавать достойными прославления сии божественные и святые сосуды Духа – скорее ангелов, чем людей, – которые подвигами, словами и многочисленными делами прославили Небесного Отца. Итак, Церковь прославила их и будет прославлять их до скончания века, как и подобает святым.

Святой апостол Павел в Послании к Римлянам сказал: Иде́же бо умно́жися грех, преизбы́точествова благода́ть.2
Рим. 5:20.
Святая Церковь непрестанно переживает эту реальность, и наше время не является исключением. Церковь Христова постоянно причисляет к лику святых всё новых и новых всемирно известных и малоизвестных преподобных подвижников, взявших на себя крест и последовавших стопам Крестоносца Иисуса Христа, Который Своею крестною смертью упразднил имеющего державу смерти,3
Евр. 2:14.
а Своим славным Воскресением даровал вечную жизнь всякому изволяющему. Воспевая это величайшее Божественное благодеяние Начальника нашей веры, мы в изумлении восклицаем вместе со священными песнопевцами: Кто Бог ве́лий, я́ко Бог наш? Ты ecu Бог, творя́й чудеса́4
Пс. 76:14–15.
и: «Ве́лий еси́ Го́споди, и чу́дна дела́ Твоя́ и ни еди́но же сло́во дово́льно бу́дет к пе́нию чуде́с Твои́х».5
См. чин великого освящения воды. – Здесь и далее, если специально не оговорено, примечания редакции.

Таковым преславным продолжателем традиции святости и смиренным приношением Святейшей Церкви Константинопольской, её нрава и мудрования, явился в наши последние времена просиявший среди сонма в гора́х и в верте́пах и в про́пастех земны́х6
Евр. 11:38.
подвизавшихся и скончавшихся святогорских аскетов богоносный подвижник и многоблагодатный орган Всесвятой Троицы, проистекающий земным родом своим из матери многих святых – Каппадокии и проведший свою уединённую жизнь во многих подвигах и слёзах, преподобнейший монах Паисий, в миру Арсений Эзнепи́дис, украшенный от Господа сверхъестественными дарованиями, столп истины, прославивший своим чудесным житием Отца нашего, Иже на Небесех. Сей каппадокийский уроженец, монах Паисий из рода Эзнепидисов, более полувека шедший подвижническою стезею в нищете и добровольных лишениях, по большей части на Святой Афонской Горе, удостоился, по безошибочному свидетельству совести верующих, евангельского совершенства, сочетания мудрости и добродетелей. Монах Паисий, истощив себя многотрудным служением и трезвенными бдениями в послушании Христовом и в любви к Богу и к ближнему, сохранив непорочную православную веру, засвидетельствовал доброе исповедание, во всём своём житии показал себя чуждым миродержи́телю тьмы ве́ка сего,7
Еф. 6:12.
приложил сияние славе Церкви и подтвердил, что врата́ а́дова не одоле́ют ей.8
Мф. 16:18.
Сей славный Паисий, пожив преподобием и правдою, стал образцом жительства по Христу, соделался живой иконой добродетели и принял на себя ярем богомудрого наставления и духовного руководства множества православных христиан. Придя в высокую духовную меру, сей муж явился сосудом Духа Всесвятаго и был почтён от Бога дарованием врачевания больных и утешения страждущих.

Ныне же, когда поток благословений, чудес и исцелений, истекающий от могилы сего блаженного подвижника, становится всё больше и больше, превозмогающая вера огромного количества православных христиан побуждает нас, удостоившихся самолично видеть, осязать монаха Паисия и быть связанными с ним духовными узами, собственным свидетельством подтверждая свидетельство полноты церковной совести о святости сего избранника Божия, по положенном исследовании вопроса и соответствующем докладе Синодальной Канонической Комиссии, в присутствии преосвященных митрополитов и других честнейших лиц нашей Церкви, в Духе Святом возлюбленных наших братьев и сослужителей, соборно утвердить и определить и во Святом Духе повелеть, дабы отныне и вовеки на Святоименной Горе проживший своё подвижническое житие монах Паисий был сопричислен к лику преподобных отцов и святых Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Его ежегодную память определяем почитать и воспевать похвальными гимнами 12 июля,9
29 июня по старому стилю.
в день, когда он мирно предал свой дух Праведному Судии и Господу Жизни.

В доказательство и подтверждение сего решения составлен наш сей патриарший и синодальный акт, положенный и подписанный в сем священном кодексе нашей Святой великой Христовой Церкви. Точная же копия сего акта посылается в Священный Кинот Святой Афонской Горы, для прочтения в церквах и хранения в архивах.

В год спасительный 2015, месяца января, в день 12, индикта 8. Константинопольский Патриарх Варфоломей Преосвященные митрополиты: Чикагский Иаков Швейцарский Иеремия Торонтский Сотирий Критский Ириней Симийский Хризостом Бостонский Мефодий Мексиканский Афинагор Гортинский и Аркадийский Макарий Аркалохорский Андрей Бельгийский Афинагор Леросский, Калимносский и Астипалейский Паисий Кидонийский Афинагор

Преподобный Паисий Святогорец (икона, написанная в исихастирии святого Иоанна Богослова в 2014 году)

Пролог

С помощью Божией и после многолетних трудов наше сестричество приступает к изданию жития святого Паисия Святогорца. Нас побуждает к этому священный долг перед преподобным отцом, который целых двадцать восемь лет духовно руководил нами и многообразно нас облагодетельствовал.

Подобно другим духовным счастливцам, мы имели великое благословение «в некую меру» познать безмерную любовь преподобного к Богу, его монашескую бескомпромиссность, совершенное самоотречение, силу его огненной молитвы. Мы вблизи и на опыте пережили его святую простоту и глубокое смирение, его богопросвещённое рассуждение, благородную любовь ко всякому человеку, а также старание всячески скрыть свою добродетель от других.

Поэтому мы подумали, что держать под спудом имеющееся у нас богатство сведений о преподобном старце было бы неправильно, и тогда решили: по силам попытаться изложить эти сведения в стройном порядке и составить житие преподобного старца.

Сведения, которые содержатся в этой книге, главным образом получены во время нашего общения с преподобным. Мы записывали его беседы со всем сестричеством и с каждой из нас отдельно. Кроме того, мы бережно храним его письма ко всему сестричеству и к отдельным сёстрам. Много лет мы собирали многочисленные письменные и устные свидетельства, доверенные нам знавшими святого старца священнослужителями, монахами и мирянами, по крупицам собирали сведения в тех местах, где он жил и подвизался. Объём собранного материала исчислялся тысячами страниц, и поместить его в биографию святого полностью не представлялось возможным. К тому же мы не хотели, чтобы книга получилась слишком толстой. Поэтому пришлось строго и тщательно просеивать, перебирать собранную информацию и распределять её по временным периодам жизни преподобного Паисия, связывая с тем или иным географическим местом, куда Бог приводил его стопы. Всё это в конечном итоге привело к тому, что подавляющее большинство свидетельств людей, знавших старца и получивших от него благодеяния, в книгу не вошло. Упаси Боже и подумать, что мы сделали это потому, что посчитали эти свидетельства малозначащими. Конечно, любой опыт общения со святым имеет огромное, неоценимое значение, но если бы все эти свидетельства вошли в житие, книга оказалась бы полна повторов и рассказов об одних и тех же событиях.

Безусловно, несмотря на кажущийся большой объём, сведений о святом Паисии в действительности очень мало, потому что он хранил своё духовное богатство под надёжной охраной, вдали от посторонних глаз, в сокровищнице Божией. Ведь жизнь святых сокрыта со Христом в Боге.10
Кол. 3:3.
Потому и внутреннее духовное делание истинного христоносца – преподобного отца нашего Паисия – осталось неведомым людям и известным одному лишь Богу. И коль уж мы не ведаем о том, каким именно было это тонкое и глубокое внутреннее духовное делание, будем особо внимательны, пытаясь извлечь выводы из того или иного действия старца. А особенно внимательными надо быть в стремлении слепо, без рассуждения подражать преподобному Паисию, чтобы нам, не дай Бог, не опечалить его, а наипаче – не навредить себе.

Святой Паисий с самого детства имел перед собой одну-единственную цель – Небо. К этой цели он с необыкновенной бескомпромиссностью стремился всю свою жизнь. Заботясь только о том, чтобы оказывать послушание заповедям Бога и Его святой воле, он стал «органом Божественным, органом разумным, органом словесным, который настроил и в который ударяет искусный Художник – Дух».11
Григорий Богослов, свт. Слово 12, сказанное отцу, когда сей поручил ему попечение о Назианзской Церкви.
Преподобный подъял подвиги, превосходящие человеческую меру, он проливал пот и слёзы, проводил над собой «духовные эксперименты» как «искусный знаток лекарственных трав». «Вкусив горечь» этих духовных опытов, он оставил нам свои «духовные рецепты», следование которым приводит к духовному здравию. Его духовные заветы, оставленные нам, таковы: покаяние и исповедь, любовь и смирение, молитва и терпение, добрые помыслы и дух жертвенности.

В житие не вошли чудеса, которые во множестве он продолжает творить после своей кончины. Мы не включили их в книгу сознательно, помня слова, которые сам преподобный Паисий написал в житии святого Арсения: «Благодать Божия – это не ёмкость, в которой заканчивается вода и она пересыхает. Благодать – это неистощимый источник. Естественно, что святой сейчас, после кончины, помогает людям сильнее, чем он помогал, живя на земле, потому что сейчас он находится близ Небесного Отца. Как Его дитя, с дерзновением, приобретённым ранее, он может получать неограниченную благодать и без препятствий тут же переносить её страдающим людям, помогая им и давая каждому из них подходящее лекарство».12
См. Старец Паисий Святогорец. Святой Арсений Каппадокийский. М., 2009. С. 115.
А кроме этого, мы помним, что когда при жизни святого старца нам время от времени предлагали издать книгу с описанием его чудес, он отвечал, что лучше будет, если об этих чудесах будем рассказывать не мы, а сами люди, получившие чудесную помощь, делая это ради славы Божией.

Преподобный отец наш Паисий, на земле Святогорец, а ныне согражданин ангелов, – общий благодетель всех людей. И Великая Христова Церковь Константинопольская, побуждаемая главным образом «общим церковным признанием святости сего избранного человека Божия», 13 января 2015 года, через двадцать лет после его блаженной кончины, причла его к лику почитаемых святых Православной Церкви.

Да подаст святой Паисий своё щедрое благословение и всем тем, кто самыми различными способами помогал нам в непростом деле составления жития. Всех этих людей мы сердечно благодарим. Особенно благодарим тех, кто помогал нам в сборе и проверке биографических сведений, терпя при этом нашу въедливость и скрупулёзность, зачастую чрезмерную. Также мы весьма благодарны тем, кто трудился с нами в тех или иных местах, связанных с жизнью старца. Спасибо и всем, кто читал рукопись перед её изданием и своими ценными замечаниями помог ей стать лучше. Вклад всех этих людей в составление книги сложно переоценить.

Молитвенно желаем, чтобы чтение жития преподобного и богоносного отца нашего Паисия Святогорца возжгло в каждом из нас ревность к любочестным духовным подвигам, чтобы, как говорил преподобный отец, мы не были похожи на тех, «кто просто смотрит за соревнованиями спортсменов, не желая при этом даже двинуться с места». Да положим и мы начало покаяния и «доброго подвига», имея перед собой пример святого человека. Этот святой был нашим современником и ещё недавно подвизался рядом с нами, совсем рядом с нами. Да он ведь и сейчас от нас недалеко и помогает нам, предстательствуя перед Подвигоположником Богом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Игумения обители святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова монахиня Филофея с сёстрами во Христе Неделя Святой Пятидесятницы 2015 года

Преподобный Паисий Святогорец (обложка книги Ἱερομονάχυ Χριστοδούλου Ἅγιορείτου «Ὁ Γέρων Παΐσιος». Εκδ. «Ἡ Παναγία, Ἡ φοβερά προστασίὰ», Θεσσαλολονίκη, 2000)

«Даже если бы человек, вынув из своей груди сердце – огромное, как солнце, и столь же ярко сияющее, – отдал его Христу в благодарность за Его великие благодеяния, этого всё равно оказалось бы недостаточно».

Эти слова преподобного Паисия были преизлиянием его многой любочестной13
Любоче́стие (греч. φυλότιμοo) – в современном русском языке эквивалента этому слову нет. Небуквально его можно перевести как «великодушие, расположенность к жертвенности, презрение материального ради какого-то духовного или нравственного идеала». Это слово часто встречается в речи старца Паисия, который подчёркивает значение любочестия в духовной жизни.
любви ко Христу. Христа преподобный возлюбил больше всех мирских благ. Огонь Божественной любви перекинулся на святого старца, и он «вышел из пределов своего «я», живя вне границ земного притяжения». Он жил, не признавая за собой права ни на что, кроме одного лишь обязательства – непрестанно отдавать Богу и людям всё, включая себя самого: подвигами приносить себя в жертву Богу, а любовию приносить себя в жертву ближнему.

Глава I. Из акритских14
Акри́ты – особое сословие в Византийской империи, представлявшее собою организованные общины свободных крестьян-воинов, поселения которых располагались в окраинных районах Малой Азии.
Фарас – в пределы матери-Эллады

Фарасы

Преподобный отец наш Паисий родился в 1924 году в селении Фарасы – большом акритском селе, расположенном в глубинах малоазиатского полуострова. В начале XX века эти глухие и уединённые места продолжали оставаться островком православной греческой культуры в Турции. Жители Фарас, терпя всякую скудость, были богаты душевным и телесным мужеством. Они зарабатывали на хлеб, возделывая землю, а также трудясь на рудоплавильных печах. Фарасиоты были постоянно готовы пойти на жертву, чтобы защитить свою малую родину от турецких разбойничьих шаек, которые никогда не оставляли в покое греческое население этих мест.

В церковном отношении Фарасы подчинялись Священной митрополии Кесарии Каппадокийской, архипастырем которой в течении сорока лет (с 1832 по 1871 год) был знаменитый своим великим мужеством епископ Паисий II, который, кстати, происходил тоже из Фарас. Этому стойкому архипастырю Вселенская Патриархия часто поручала решение сложных вопросов, связанных со взаимодействием с турецкими властями. Неутомимый и деятельный архиерей всегда окружал особой заботой своё родное село. В последние годы своей жизни (около 1867 года) он назначил в Фарасы на место священноучителя отца Арсения,15
См. Старец Паисий Святогорец. Святой Арсений Каппадокийский. С. 38.
тоже фарасского уроженца, незадолго до того поступившего в братство общежительного монастыря Честного Предтечи в Флавианах, недалеко от Кесарии.

Обосновавшись в Фарасах, отец Арсений продолжил со строгостью жить по монашескому уставу, пребывая в посте, бдении и молитве. Будучи «монахом без изъяна и упрёка»,16
Так характеризовал преподобного Арсения старец Паисий в своей книге о нём. Подражая с детских лет святому Арсению, преподобный Паисий поставил перед собой цель тоже быть «монахом без изъяна и упрёка». – Прим. греч. изд.
отец Арсений передавал всем православную бескомпромиссность, подвижнический и аскетический дух, а также благоговение. Кроме этого, он был безмездным врачом и неусыпным стражем всей местности вокруг Фарас. Своей молитвой он исцелял больных, освобождал бесноватых, невидимыми узами сковывал турецких бандитов.17
См. Старец Паисий Святогорец. Святой Арсений Каппадокийский. С. 88–89, 94–95, 102–103.
Говоря кратко, он помогал людям всем, чем возможно – причём не только христианам, но и мусульманам, просившим его о помощи. Ведь все знали и Хаджефенди́ (так стали называть отца Арсения после того, как он совершил паломничество на Святую Землю),18
Эфе́нди (тур. «господин, повелитель») – вежливое обращение в Османской империи к знатным особам и духовным авторитетам. Приставку «хаджи́-» к своему имени добавляли мусульмане, совершившие паломничество в Мекку.
и многие чудеса, которые он сотворил благодатью Божией. Все считали его святым, да он поистине и был таким пред Богом. Полвека спустя, в 1986 году, Православная Церковь причислила его к лику преподобных.

Наследник крови героев

Предки преподобного Паисия из рода в род возглавляли сельскую общину Фарас. Его прадеды носили фамилию Дигени́с, а после того, как кто-то из них совершил паломничество в Святые места, – Хаджидигени́с. Однако турки, не желая, чтобы в акритском селе даже произносилось имя византийского героя Дигени́са Акри́та,19
Дигени́с Акри́т – легендарный греческий герой и воин, о котором говорится в одноимённой византийской эпической поэме Х-ХП веков.
заставили прадеда преподобного Паисия – Феодосия Хаджидигениса поменять фамилию. Феодосий выбрал себе фамилию Феодоси́у. Но, сменив фамилию, род их не поменял текущей в их жилах героической крови. Как говорил впоследствии сам преподобный, у его предков «была сумасшедшая жилка».

Феодосий Феодосиу умер молодым, когда его сыну Луке исполнилось всего 15 лет. Несмотря на столь юный возраст, Лука сумел в одиночку защитить свою мать, когда после смерти отца один турок хотел забрать молодую вдову в свой гарем. После этого мужественного поступка жители Фарас избрали юного Луку главой сельской общины Фарас, и он двадцать пять лет служил защитником для односельчан. Однако в сорокалетнем возрасте Лука Феодосиу тоже отошёл в мир иной, оставив свою супругу Христину вдовой с двумя детьми – Де́спиной и Продро́мом – будущим отцом преподобного Паисия.

Христина, или Хаджи-Христина, как её стали называть после совершённого ею паломничества в Иерусалим, была очень отважной женщиной. От природы она отличалась не только жизнерадостным и задорным нравом, но и благоговением, изливавшимся из неё, словно из источника. После кончины своего супруга она переселилась в город Адана́,20
Адана́ – город в Турции на реке Сейхан, приблизительно в 100 км от Фарас. – Прим. греч. изд.
где у неё была какая-то недвижимость. Часть этой недвижимости арендовал приезжий предприниматель из Австрии. В Адане у Продрома была возможность получить образование, но сам он этого не хотел. Тогда Хаджи-Христина отправила его учиться различным ремёслам, и впоследствии, когда им пришлось переселиться в Грецию, эти навыки оказались для Продрома драгоценными.

В 1905 году, когда Продрому исполнилось 22 года, он приехал в Фарасы. Там его хотели женить на местной учительнице. С точки зрения достатка и социального статуса это была завидная партия. Однако Продром отказался и выбрал себе в жёны происходившую из обедневшего аристократического рода пятнадцатилетнюю сироту Евлоги́ю Фра́нгу. Умерший к тому времени отец Евлогии, Хри́стос Франгу, был необыкновенно благородным и добрым человеком. Всю неделю он в поте лица трудился на принадлежавшей ему рудоплавильной печи, а каждое воскресенье угощал богатым обедом своих родственников и работников артели, выплавлявших вместе с ним металл. Христос приходился роднёй матери преподобного Арсения Каппадокийского; таким образом, преподобный Паисий по материнской линии был родственником святого Арсения.

Итак, Продром, посватав Евлогию у её матери-вдовы, получил согласие и благословение. Таинство венчания было совершено в тот же самый день. Когда Продром вместе со своей женой Евлогией посетил Адану, его мать Хаджи-Христина, увидев Евлогию, поняла, что в их дом вошло настоящее благословение.21
Евлоги́я (греч. εὐλογία) – досл. «благословение».

Продром и Евлогия решили жить в Фарасах. Сразу после переселения Продром стал главой фарасской сельской общины. С присущей ему от рождения отвагой и с уверенностью, которую давали ему благословение и молитвы Хаджефенди, он вместе с отрядом фарасских юношей взял село под свою защиту. Однажды во время боя с отрядом че́тов22
Че́ты – турецкие бандиты.
и солдат регулярной турецкой армии Продром оказался один, окружённый врагами. Тогда, желая запутать турок, он высунул из-за камня краешек своей шапки, а сам, укрываясь за камнями и меняя позицию, продолжал их обстреливать. Трюк удался, и Продрому удалось вырваться из окружения. В Фарасах оставаться было нельзя, поскольку турки объявили его в розыск и даже назначили вознаграждение за его голову. Продром бежал в Адану, где его укрыл в арендованном у его матери доме коммерсант-австриец. Этот австриец сделал всё возможное, чтобы спасти Продрома: он поднял над домом австрийский флаг, а потом через посольство Австрии в Турции оформил ему австрийские дипломатические документы, дающие право неприкосновенности. После этого Продром смог вернуться в Фарасы, где все стали называть его «Эзнепи́с», что по-турецки значит «чужеземец». В конце концов это прозвище и стало его фамилией, а когда впоследствии он со своей семьёй переселился в Грецию, его фамилию записали в документах как Эзнепи́дис – на понтийский манер.23
Фамилии понтийских греков обычно кончаются на «-йдис».

После устроенной турками страшной Киликийской резни24
Килики́йская резня́ – массовое убийство турками армян в Адане и соседних деревнях, в результате которого погибло более 20 000 человек.
1909 года Хаджи-Христина не захотела оставаться в городе, где было пролито столько крови. Она вернулась в Фарасы, стала жить в одном доме с Продромом и Евлогией и взяла в свои руки семейный бюджет, поскольку Продром был настолько милостивым человеком, что всё заработанное тратил на нужды своих земляков, часто просивших у него помощи. Кроме того, в Фарасах не было гостиницы, и все странники, проходившие через Фарасы, находили горячее гостеприимство в доме Продрома и Евлогии. В этом маленьком, но богатом благородством доме Хаджи-Христина в благодарность за спасение сына приютила и разорившегося к тому времени австрийского предпринимателя, которому было стыдно возвращаться к себе на родину.

Со своей невесткой Евлогией, от природы простой и смиренной, Хаджи-Христина была связана в первую очередь духовным родством. Обе женщины отличались духовным благородством и приносили себя в жертву ради других. Они разделяли домашние хлопоты и заботы по воспитанию детей. Два первенца Продрома и Евлогии умерли сразу же после своего крещения. Когда родился третий ребёнок, девочка, преподобный Арсений дал ей имя Зоя,25
Зо́я (греч. (ζωή) – букв. «жизнь».
моля Бога, чтобы она осталась в живых. Девочка выжила, а вслед за ней остались в живых и следующие родившиеся в семье дети.

Преподобный Паисий был восьмым ребёнком Продрома и Евлогии. Он родился 25 июля 1924 года,26
Здесь и далее, если не указано иного, все даты даются по старому стилю.
в день, когда Церковь совершает память успения святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. В те самые дни, когда преподобный появился на свет, до Фарас дошла горькая весть о предстоящем насильном изгнании греков из Малой Азии и переселении в Элладу. Жители Фарас начали готовиться к переселению. Среди необходимых приготовлений преподобный Арсений крестил новорождённых младенцев, заботясь о том, чтобы во время предстоящего далёкого путешествия никто не умер некрещёным. Новорождённому сыну Продрома и Евлогии было тогда всего тринадцать дней. Родители хотели назвать мальчика Христос в честь деда, однако преподобный Арсений ответил: «Да, в честь дедушки – это хорошо… Дедушка имеет право на наследника-внука, носящего его имя. Но разве и я не имею право на наследника-монаха, носящего моё имя?» И, повернувшись к стоявшей возле купели крёстной, преподобный Арсений повелел: «После слов „крещается раб Божий“ скажи: „Арсений“».27
По греческой традиции, имя крещаемого произносит восприемник.

Щигровская епархия — новообразованная в 2012 году церковно — административная область Курской митрополии, в состав которой входят приходы девяти районов.

История и предыстория

26 июля 2012 года Священный Синод РПЦ постановил организовать Щигровскую епархию, выделив ее из Курской, нею временно управлял митрополит Курский и Рыльский Герман (Моралин). Первым архиереем Щигровским и Мантуровским стал епископ Паисий.

Епископ Паисий является главой Щигровской епархии

Ныне в епархиальном ведомстве 65 приходов, в них служат 52 священнослужителя.

Христианство пришло в Курский край сразу после крещения Руси Великим князем Владимиром, тогда же были построены первые храмы, но до начала 17 века нет никаких сведений об активной церковной жизни в этом крае.

В 1667 году из огромной, в 4 тысячи приходов, Патриаршей области состоялось выделение Белгородско-Обоянской, Рязанской и Воронежской епархии, на территории которых были расположены нынешние приходы Щигровской епархии.

Конец 18-начало 19 столетий — время расцвета строительства каменных церквей в Курских землях, приходы до 1833 года находились в управлении Белгорода. Города Димитров, Старый Оскол и Новый Оскол были центрами архиерейских кафедр, в Щиграх в то время было 3 церкви.

До революции в селе Сомовка Горшеченского благочиния стоял женский монастырь, закрытый Советами.

1937 год стал временем разрушений и массовых репрессий, во время которых многие священники и благочинные были расстреляны. Бутовский полигон стал местом расстрела протоиерея Павла Андреева, священника села Аннино, ныне почитаемого в Соборе Новомучеников и Исповедников Русской Церкви.

До 1937 года местные приходы входили в состав Старооскальской епархии, в 1995 году — в Белгородско-Старооскольское объединение.

Правящий архиерей

19 августа 2014 года — дата архиерейской хиротонии благочинного московской Новоспасской ставропигальной мужской обители игумена Паисия (Юркова), совершенной в присутствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кириллом.

23 августа 2014 архиерей Щигровский и Мантуровский Паисий был встречен прихожанами и начал активное служение, оживив церковную жизнь в каждом приходе.

Божественная литургия в Щигровском Свято-Троицком храме

Владыка родился в Брянске в 1970 году, с родителями переехал в Москву, где после окончания школы и службы в армии, в возрасте 22 лет стал послушником в Николаевском Верхотурском мужском монастыре. 24 апреля 1992 года принял постриг с именем Паисий, а том же году рукоположен в иеродиакона, иеромонаха.

Окончил Московскую духовную семинарию и духовную академию, в 1998 году принял постриг в мантию. В 2007 году архиепископ Орехово-Зуевский совершил рукоположение в сан игумена.

Отец Паисий 29 июля 2014 года возведен в сан архимандрита, на наследующий день наречен епископом.

Благочиния

Отличительной особенностью от современных церквей каждого прихода являются старинные храмы:

  1. Горшеченское благочиние гордится церквями, построенными в 18 столетии, паломников привлекают храмы в селе Ключ, Старое Роговое и Кунье.
  2. В Касторенском районе почитается старинная святыня 18 века — храм Успения Божьей Матери в Касторном.
  3. Мантуровское благочестие состоит из сельских приходов.
  4. Приходы Пристренского благочестия образованы после окончания антирелигиозного движения в конце 20 века.

Жемчужиной православия в Щигровской епархии можно назвать Советское благочиние, в котором сохранены древние церковные постройки. Богослужения совершаются в церквях сел:

  • Нижнее Гурово;
  • Красная Долина;
  • Липовчик;
  • Мармыжи.

Солнцевское благочиние бережно относится к памятникам архитектуры, старинным храмам в селах Орлянка, Гололобовка, Зуевка, построенным в конце 18-начале 19 столетий.

Деревня Машнино привлекает паломников родником Серафима Саровского, обладающего целебными свойствами.

Святой источник в честь Серафима Саровского

Центр Тимского благочиния расположен в рабочем поселке Тим, где богослужения проходят в древней святыне второй половины 19 века, храме Введения Богородицы, в селе Становое находится храм Георгия Победоносца, построенного в 1893 году.

Черемисиновский район в годы ВОВ находился в самом центре Курской битвы, только по воле Божьей в пылу сражений не была разрушена в селе Стаканово церковь святого образа Божьей Матери «Владимирская».

Щигровское благочиние известно по всей России умельцами Свято-Троицкого братства, иконостасы и иконы, сделанные в городе Щигры, украшают множество русских храмов.

Кафедральный собор

Храм Святой Троицы виден практически с любой точки города. Его золотые купола восстановлены в 20007 году. Настоятелем собора является действующий глава епархии епископ Паисий (Юрков).

Свято-Троицкий кафедральный собор в Щиграх

Некогда пяти престольный храм ныне сохранил два придела, Центральный и Никольский. Особенно людно в храме на престольный праздник на Троицу.

Епархиальные отделы

Щигровская епархия ведет активную деятельность среди населения, каждый отдел занимается конкретной работой:

  • под ведомством отдела катехизации и религиозного образования учебные заведения, воскресные школы;
  • миссионерский отдел организует паломнические поездки, при Свято-Троицком соборе действует паломническая служба «Троица»;
  • не забывает епархия и о работе с детьми и молодежью:
  • больным, малообеспеченным и имеющим зависимости окажут помощь в отделе социальной службы.

Храмы и подворья

Вторым по величине в г. Щигры является храм равноапостольного князя Владимира, настоятель — иерей Игорь Лесько.

Владимирский храм в Щиграх, Курская область

Самым большим является архиерейское подворье покрова Божьей Матери в селе Покровское, настоятелем которого является епископ Щигровский и Мантуровский Паисий.

Настоятелем великолепной церкви Владимирской иконы Богородицы в селе Стаканово служит иерей Сергий Кисиленко.

Украшением Щигровского района можно назвать нововозведенную церковь святого образа Пречистой Богородицы в селе Мелехино, где служит иерей Андрей Аржаных, он же является настоятелем небольшой церкви Казанского святого образа в Мелехино.

Церковная жизнь в деревне Пожидаевка совсем недавно оживилась после освящения Крестовоздвиженского храма, настоятелем в нем служит иерей Евгений Чистяков, под его окормлением находится и церковь Георгия Победоносца в селе Малый Змеинец.

Пятилетие Щигровской епархии