Женщины в церкви

Церковный взгляд на женщину в Священном писании

В Ветхом Завете женщина упоминается в двух повествованиях, посвященных сотворению человека. Эти повествования содержат величайшие истины. В задачи их святых создателей, вдохновенных Духом Божиим, не входило ни обосновать в онтологическом ключе особенности женской природы, ни сформулировать богословскую точку зрения на сотворение и личность женщины. Несомненно, и они находились под влиянием господствующего в ту эпоху патриархального духа, когда мужчина главенствовал во всем. Однако, несмотря на это, создатели Ветхого Завета через образы и символы подчеркивают, что и мужчина, и женщина являются творениями единого благотворящего Бога.

И мужчина, и женщина, будучи образом Божиим, имеют одинаковую человеческую природу. Господь сотворил мужчину и женщину созданиями, которые дополняют и поддерживают друг друга. Каждый из них видит в другом и себя самого, и взаимные различия. Вдвоем они выполняют единое дело и несут совместную ответственность за мир вокруг них. Эти два уникальных творения Господь любит, о них Он печется и их благословляет.

Таковы были истины, отражающие глубину начального замысла Премудрости Божией, нарушенного падением прародителей, приведшим, помимо всего прочего, и к разладу между мужчиной и женщиной. Теперь женщина обращается к мужчине с желанием обладать им, а он относится к ней как хозяин и собственник. Именно такая картина, сложившаяся после падения, пронизывает все ветхозаветные книги. Согласно ортодоксальной иудейской традиции и принятым в ней толкованиям Закона, женщина и по уму и по зрелости стоит на более низкой ступени по сравнению с мужчиной и воспринимается как своего рода «вечный подросток». В сфере плотских отношений она является источником его желания. В области нравственности она представляет угрозу. В религиозной и богослужебной жизни считается недостойным и нечистым созданием. Даже по законодательству жена считается собственностью своего мужа (вместе с детьми, рабами и прочим имуществом) и после брака переходит из-под начала отца во владение мужу. Если муж пожелает разойтись с ней, она легко может оказаться выброшенной на улицу. За исключением редчайших случаев она не имеет права развестись с супругом по своей инициативе. Если помолвленная девушка будет уличена в неверности будущему супругу, ее забрасывают камнями. Если же измена произойдет уже в браке, она карается смертной казнью через удушение. Мужчина же за подобные проступки не подвергается никакому наказанию. За мужчиной признается право на многоженство, равно как и право на развод с женой, не родившей ему потомства за первые десять лет брака. Согласно тем же законам, женщина считается «нечистой» сорок дней после рождения мальчика и восемьдесят дней после рождения девочки. Ей запрещено принимать священнический сан, а также участвовать в богослужении в период месячного очищения. Наконец, ей запрещено во время службы в храме стоять с той стороны, где стоят мужчины.

Однако, несмотря на все это, со страниц все тех же ветхозаветных книг просияли славные образы выдающихся женщин, таких как Сара, Ревекка, Лия, Рахиль, в течение начального периода священной истории – пророчица Мириам (сестра Моисея), Девора, Иаиль, Анна (мать Самуила), освободительницы Есфирь и Иудифь. В этих книгах также нет недостатка восхвалениям женской плодовитости (главного критерия оценки женщины), женского достоинства, верности и преданности мужу, чистоты супружеских отношений, нежности мужа к жене. Эти чувства достигают вершины в женском олицетворении Святой Софии – Премудрости Божией и, прежде всего, в «Песни Песней» – чудном гимне супружеской любви. Впрочем, все это не мешало действительности оставаться для женщин крайне суровой. Исходя из этого, мы можем в полной мере оценить принципиально новое отношение к женщине, привнесенное Иисусом Христом.

И действительно, согласно евангельским рассказам, Иисус не исключает из сферы Своей любви женщину – как раз наоборот. Для Него значение имеет не пол человека, а его личность. Он называет женщин Своими сестрами, ибо и они входят в общность Церкви. Сжалившись над вдовой матерью из Наина, Он воскрешает ее сына. Исцеляет скорченную женщину в синагоге, ибо она есть дочь Аврамова и равная перед лицом Господним. Доверяет величайшие откровения женщине самаритянке (Иоанн. 4:14 и далее), несмотря на господствовавшие в обществе взгляды, когда даже простая беседа с женщиной считалась позором. Позволяет женщинам – Марии Магдалине, Марии матери Иакова, Саломее, Сусанне и другим – не только служить Ему (Лук. 8:1), но и уйти из своего дома и сопровождать Его во время проповедей перед народом, что было недоступно пониманию современных Ему раввинов. Но особую любовь Он проявляет к женщинам отверженным и униженным, изгоям общества, ибо хочет возродить их достоинство и открыть им, что они достойны уважения от Него и от Бога.

Следствием этого отношения Иисуса Христа стало то, что женщины присутствуют на Распятии и на Положении во гроб, являются вестницами Воскресения, участвуют в Сошествии Святого Духа в день Пятидесятницы, когда вся церковная община собралась «единодушно вместе» и получила огнь Духа Святого, прославляются своими пророчицами (четыре дщери Филипповы), проповедницами (Присцилла, Фива), диакониссами, подвижницами милосердия и любви (Тавифа), мученицами, монахинями и славными матерями.

Жены-мироносицы

Распятие Христа

Впоследствии и апостол Павел провозглашает нечто чрезвычайно важное для своего времени: в новом мире Царствия Божиего устраняются все различия – национальные, религиозные, социальные, а также имеющие отношение к положению женщин. Однако и сам апостол Павел осознает, что ни общество, ни сама Церковь еще не готовы воспринять эту подрывающую все устои, по сути, эсхатологическую истину. И потому он прибегает к принятой в то время семейной «иерархии», считающей мужа «главой жены». А затем переходит к замечательному образу Христа – Церкви, мужа – жены. Через этот образ нам показывается высший уровень отношений мужчины и женщины, превосходящий все идеологические концепции того времени и поражающий в самый корень каждую форму деспотизма: как мужского, так и женского.

Впрочем, несмотря на смелые взгляды апостола Павла, неравенство женского и мужского пола сохраняется без существенных изменений. Миф мужского превосходства, его социального «сверх-Я» живет и в христианских общинах. Чрезмерный «пуританизм» иудаизма с его отношением к женским месячным циклам проник и в христианскую Церковь. Сформировавшееся под влиянием идей гностиков отрицательное отношение к материальному миру, к телу, к чувственному наслаждению (как к порождению низших божественных сил), а также некоторые «перегибы» аскетизма способствуют развитию духа недоверия и презрения, вражды и страха по отношению к женщине. Некоторые церковные писатели видят в женщине не источник жизни, как это заложено в замысле творения, но источник грязи и скверны (Откр. 14:4). Они считают ее проклятым созданием, существующим либо во избежание блуда, либо как орган деторождения, любая связь с которым (любовная или супружеская) оскверняет человека.

Подобным взглядам, унижающим женское достоинство и ставящим под сомнение Премудрость Божию, призваны были противостоять – естественно, по мере возможностей той эпохи – отцы Церкви. И потому они непрестанно обличают бытовавшие тогда законы, исчерпывающие всю свою строгость на нравственных прегрешениях женщины и оставлявшие безнаказанными мужскую неверность. Они советуют мужьям с нежностью относиться к своим женам. Провозглашают во весь голос «равночестность мужа и жены», то есть то, что мужчина и женщина, согласно акту творения Божия, обладают равной честью, достоинством и славой, единым Божественным прообразом, единой и общей человеческой природой, единым онтологическим тождеством «по образу». И более того, они утверждают, что и для мужчины, и для женщины был совершен акт спасения Христа, их обоих касается план Божий воссоздания человека в Церкви, они совместно идут общим путем к жизни, к смерти и к воскресению.

Конечно, несмотря на все эти замечательные высказывания святых отцов, равенство мужчины и женщины оставалось для раннего христианства недостижимым идеалом. В результате человек отождествлялся практически исключительно с мужчиной, а женщина считалась чем-то низшим. Христиане непрестанно подчеркивали духовное равенство мужчины и женщины. Однако они оказались неспособны сделать из этого благодатного равенства соответствующие выводы относительно места женщины в обществе. Таким образом, им не удалось воплотить в жизнь (либо потому, что они впадали в определенного рода «ангелизм», либо потому, что общество еще не созрело для этого) провозглашенное Климентом Александрийским уже во втором веке следствие духовного равенства: «та же пища, те же брачные отношения, те же дыхание, зрение, слух, рассуждение, надежда, христианская любовь: все это должно быть им равно свойственно» (P.G 8,260C).

Кроме того, христианству на протяжении своей вековой истории не удалось сформулировать, в чем же все-таки различия мужчины и женщины. Какая таинственная сила, несмотря на единство этих двух творений в ядре своем (Быт. 1:26 -27), делает мужчину тем, что он есть, и заставляет женщину противостоять ему как «другое лицо», одновременно и очень близкое, и «совершенно иное». Отцы Церкви обошли стороной превосходящую естество тайну полов и проблему женской сущности. И потому они рассматривали женщину скорее с нравственной или психологической точки зрения, сравнивая ее неизменно с мужчиной. Однако это видение привело к тому, что роль мужчины отождествилась с силой и властью (мудрец, воин, правитель), а женщины – с деторождением и со служебными функциями – она заботится о доме, приносит плотское отдохновение мужу и рожает детей.

Впрочем, Церковь знает и Жену, «облаченную в солнце» (Откр. 12:1). Знает Еву Благодати и Спасения, Пресвятую Богородицу. Церковные отцы и гимнографы написали великолепные произведения, воспевающие Ее пречестной лик. В них Богородица (Жена – Мать – Дева) предстает как слава и честь рода человеческого, как самая благодатная среди людей. Величие Божией Матери состоит не в плодовитости, присущей Ей от природы, но в том, что Она стала Материю Божией. И это величайшее событие и чудо – то, что Бог «родился от жены» (Гал. 4:4) – придает высшее достоинство женщине. Это материнство особого рода, проявившееся как таинственный отклик на любовь Божию. С этой точки зрения, то, что выделяет женщину, что характеризует ее духовный мир, есть способность к принятию Другого – Бога, мужа, ребенка, ближнего. Это невыразимая нежность, заключающая в свои объятия и спасающая жизнь таинственным, сокровенным и многообразным способом. «Материнство», вынашивающее и «рождающее» все самое прекрасное, что есть в мире – жизнь, взаимность и благодать. И потому отцы Церкви видели в благодатном материнстве Богородицы (в мистическом принятии любви Божией) великое таинство Церкви.

Несомненно, что описываемое отношение к миру присуще и мужчине, но у женщины оно проявляется особенно ярко. С этой точки зрения, святые мужи и святые жены нашей Церкви не заключаются в границах своей биологической природы и не исчерпываются своими социальными ролями. Это личности, с одной стороны, являющие свое сокровеннейшее «я» как священную «разницу полов», а с другой – проявляющие «тождество через благодать» (св. Максим Исповедник), сходясь к общему Прообразу и становясь «одним во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). В этих невыразимых отношениях (тождестве и различии, общности и разделении, взаимности и уникальности) мужчина и женщина становятся самым светлым и сияющим образом Единого Троичного Бога.


Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1 Петр. 3; 3,4).
При посещении храма, как во время богослужения, так и во внебогослужебный период, следует соблюдать определенные правила. Разумность их должна быть понятна для каждого верующего человека, ведь храм — ничто иное, как место особого присутствия Бога, и неблагоговейное поведение в церкви показывает отсутствие в нас живой веры в Бога и стремления к Его почитанию.
Так, существует ряд требований, касающихся и поведения женщины в храме. Посещение церкви требует соблюдения некоторых правил в выборе одежды.
Общеизвестно, что женщина должна находиться в храме с покрытой головой (в платке). В холодное время года допустимы и зимние шапки; однако, в них слишком жарко, да и ношение их может смутить отдельных прихожан (в особенности людей пожилого возраста), поэтому многие постоянные прихожанки, входя в церковь, снимают зимние шапки и повязывают платки. Необходимо помнить, что платок — символ духовной красоты женщины, подчеркивающий ее скромность, смирение и стремление к Богу, и его ношение, несомненно, только поможет в молитве. Именно поэтому святитель Феофан Затворник говорил, что для женщины ношение платка — особый вид чина и соблюдение его — строго обязательно и душеполезно. Брюки как сугубо мужской вид одежды вообще должны быть исключены даже из повседневного гардероба каждой православной христианки (вспомним, что в Священном Писании каждый, носящий одежду противоположного пола — проклинается).
Недопустимы и мини-юбки (выше колен) или юбки со слишком высоким разрезом. Женщине, собирающейся в церковь, не следует использовать косметику и, в особенности, губную помаду, ведь в храме все православные христиане прикладываются к иконам, кресту и будет очень не благочестиво оставлять на святынях следы помады. Надо ли говорить, что такую женщину священник не сможет причастить Святых Христовых Таин. Ярко накрашенные ногти также будут выглядеть в храме весьма неуместно.
Даже в жаркое время желательно приходить в церковь в одежде из плотной, непросвечивающей ткани, с длинными рукавами.
Говоря об украшениях, следует заметить, что и здесь необходимо проявить чувство меры и отказаться от слишком крупных, обращающих на себя внимание серег, колец, браслетов и колье.
Использование же креста в качестве украшения ни в коем случае недопустимо. Дело в том, что каждый православный носит на себе нательный крестик, который является зримым символом веры, “знамением духовного бессмертия” (по словам аввы Исайи) и величайшей христианской святыней, освящающей нас. Почитание его часто выражается в богатстве и разнообразии украшения. Но крест — это не медальон, не талисман, не драгоценная побрякушка, право носить его поверх одежды долгое время имели только епископы, а в наше время и священники. Поэтому все христиане должны носить нательный крестик на теле, под одеждой, не стесняясь его, но и не выставляя напоказ. Надо помнить, что всякая святыня, употребляемая без должной чести, оскверняется и вместо помощи свыше навлекает на осквернителя Божий гнев. Следует также заметить, что нательный крестик должен быть обязательно освящен в православном храме, но только единожды.
Вообще же внешний вид при посещении храма должен быть опрятным, скромным, неброским. Церковь не осуждает природной склонности женщин всячески украшать себя. И сам апостол Павел, так строго внушавший первым христианам простоту нравов, не запрещал женщинам одеваться с раз- борчивостью и со вкусом, он только восставал против неблагопристойности в нарядах, роскоши из одного тщеславия и расточительности. “Я желаю также, — писал он, — чтобы женщины, одеваясь пристойно, со стыдливостью и целомудрием украшали себя”. Но к этому он прибавил: “Не плетением волос, или золотом, или жемчугом, или драгоценною одеждою” (1 Тим. 2, 3).
В то же время, если вы видите в храме человека, выглядящего не должным образом, не следует обращаться к нему со словами обвинения или высокомерного поучения, ведь так мы можем смутить человека, который, быть может, только начинает свою жизнь в Церкви Христовой и просто не успел узнать о том, какой внешний вид подобает христианину. В этом случае, нужно тактично, доброжелательно, а главное, со смирением объяснить ему, что в таком виде церковь посещать не следует; причем лучше сделать это тихо и наедине, не привлекая внимания окружающих. Не надо забывать и слов апостола Павла: “Жены ваши в храмах да молчат” (1 Коринф., 34), обращенные ко всем нарушительницам порядка во время богослужений.
Войдя в храм, надо перекреститься, молясь: “Боже, очисти мя грешную и помилуй мя”, “Боже, буди милостив ко мне грешной”, “Пресвятая Богородице, моли Бога о мне, грешной”, “Все Святии, молите Бога о мне грешной”. Если по каким-то очень важным причинам вы опоздали, проходить нужно осторожно, чтобы не помешать молитве других. Во время чтения Евангелия, Шестопсалмия или во время Евхаристического канона лучше дождаться окончания этих важнейших частей богослужения у входа.
Следует помнить, что в определенные моменты службы (когда мы подходим под помазание на Всенощном бдении или идем причащаться на Литургии) наши руки должны быть свободны.
Существует также правило, по которому в храме во время службы мужчины стоят с правой стороны, а женщины — с левой, соблюдается и очередность в подходе ко кресту, ко причастию — вначале дети, затем мужчины, а после — женщины.
Во время богослужения не следует озираться по сторонам, разглядывать окружающих или обращаться к ним с вопросами, прикладываться к иконам, набирать Святую воду. Чтобы не мешать окружающим, все это лучше сделать до или после службы.
Сидеть в храме позволительно только при болезни, крайнем утомлении или пожилом возрасте, при этом в самые важные моменты богослужения необходимо стоять. Не будем забывать и известное изречение святителя Филарета, митрополита Московского, что “лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах”.
Во время богослужения лучше без крайней нужды не выходить из храма. Ведь из церкви нас гонит никто иной, как сатана и уход со службы до ее окончания без всякой причины — грех, который может свести на нет посещение храма.
Выходя по окончании службы, следует также перекреститься и поклониться, как и при входе.

Надо помнить, что долгом каждой матери является приучение ребенка к посещению храма с самого раннего возраста. Здесь не стоит слишком стесняться непосредственности поведения детей во время службы. Если ребенок слишком громко расплакался, его следует на время вывести из церкви. Дети до семи лет могут причащаться без исповеди за каждой Литургией. Младенцев к Чаше следует подносить на правой руке — так священнику будет удобнее его причастить. Вообще же слишком сильное неприятие детей посещений храма — зачастую результат духовных проблем родителей, неурядиц в семье, которые сильно воздействуют и на восприимчивую детскую душу.
Вообще же в правилах поведения в храме нет ничего сложного, все они просты и легко усваиваются буквально за несколько первых посещений, тем более что в церкви всегда найдутся отзывчивые лю- ди, готовые ответить на все ваши вопросы до или после службы.
Ты женщина…
Ты Радость…Ты Цветок…
Ты маленькая жизнь
в огромном мире…
Ты бриз морской…
Ты лёгкий ветерок…
И нет души на этом свете шире!
Ты тёплый летний дождь…
Ты птица в вышине…
Красива и умна…
Желанна и неотразима…
Пусть Жизнь твоя наполнится
сполна… Всем самым тёплым,
что есть в этом Мире!

РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ЦЕРКВИ

Елена Катаева,

вице-президент компании “Газпромрегионгаз”, Москва

В живых системах равенства не бывает

Если честно, я вообще сомневаюсь в такой ценности как равенство: в живых системах равенства не бывает. Взгляните на весенний лес: между зеленой березкой, высокой сосной и только что пробившимся подснежником нет никакого равенства! Именно благодаря этой гармонии все там дышит Божьей благодатью.

Я не понимаю, что такое особая роль мужчины или женщины. Мне кажется, отношения с Господом Богом у каждого из нас настолько индивидуальны, что нет никакого смысла искать какую-то единую для всех роль. Бесспорно, есть женщины, которые внесли особый, неоценимый вклад в историю Церкви и религиозной мысли, но есть и такие, которым Господь дал просто ровно и тихо пройти свой путь. И не нам решать, кто из них имеет больше заслуг – это выяснится на Страшном суде. Рассуждать, кто более важен для Церкви, – немного по-детски, все равно, что спрашивать, кто важнее: папа или мама. Семья важна!

Олеся Николаева,

поэт, прозаик, эссеист, доцент Литературного института им. Горького, Москва

Любое дело для Церкви – достойно

Безусловно, неравенство между мужчиной и женщиной существует – оно заложено изначально, при сотворении Адама и Евы. Однако оно совершенно не умаляет женщину! Мне кажется, неплодотворно само действие – поиск роли, четкого ее определения…. Пока мы находимся внутри церковной традиции, внутри экзистенции, мы не нуждаемся в ее рациональном осмыслении. Но как только естественное верование и проживание жизни начинают разлагаться сомне-ниями, мы принимаемся искусственно кон-струировать новые идеи, модели мира… Именно тогда рождаются мысли о своем месте, об особой роли, и это всегда свидетельствует о том, что органическая ткань жизни порвалась.

История дает нам удивительные примеры женщин, которые очень многое сделали для Церкви – наши святые, помощницы, заступницы – прежде всего, конечно, Матерь Божья. Отклик на их любовь к нам может помочь обрести дело, которому мы будем соразмерны. Даже если это дело касается самых незначительных обязанностей, будь то очистка подсвечника или мытье полов, – не беда, в Церкви достойно заниматься и этим! В конце прошлого века была такая замечательная игуменья – Серафима Черная. Она была академиком, а, выйдя на пенсию, пошла продавать свечки в храм Ильи Пророка. Но именно с этого, казалось бы, неприметного места, Господь избрал ее и сделал игуменьей Новодевичьего монастыря.

Ульяна Пчелинцева, школьница, Нижний Новгород

Главная роль – роль матери

Я считаю, что мужчины и женщины в Церкви не равны, но и проблемы из этого делать не стоит. Ведь в обычном мире, не православном, мужчина и женщина тоже не равны: женщинам уступают места

(к сожалению, не всегда), пропускают вперед – и это хорошо! Думаю, главная роль женщины в Православии – роль матери. То, что женщина терпит страдания и муки, рожая детей, и потом воспитывает их, достойно настоящего уважения. Сейчас в мире женщины наоборот хотят быть равными мужчинам, делают карьеру, а рождение детей откладывают “на потом”. Мне кажется, это не совсем правильно. Если бы женщины стремились заработать больше денег для того, чтобы вырастить ребенка, не знающего нужды… Но нет – это делается, в основном, для удовлетворения своего Эго. А в Церкви женщины не забывают о детях – для православной семьи пять-семь детей не редкость.

Анна Ковальчук,

актриса театра имени Ленсовета, Санкт-Петербург

Женщина должна петь славу своему мужчине

Поскольку именно женщина является Матерью Иисуса Христа, безусловно, ей отведена какая-то особая роль в Церкви. Но на генетическом уровне женщина ощущает свою второстепенность в этой жизни и в своем предназначении. Я не знаю церковных канонов и причин, почему так происходит, но мы и в Церкви ведем себя поскромнее, уступая первые места мужчинам.

Женщина должна петь славу своему мужчине и должна быть под его властью, и это ее нисколько не принижает. Это – нормально. К сожалению, только приходя в Церковь, женщины начинают без комплексов воспринимать свою “второстепенность” и перестают пытаться занять главенствующее место. В жизни женщины зачем-то все время стараются быть умнее, сильнее мужчин. Но женщине это тяжело, она перестает быть женщиной, если начинает соперничать с мужчиной. К счастью, есть такие места, как Церковь, где сохранился правильный порядок вещей.

Майя Кучерская,

писательница, Москва

Творческая сила молчания

Такой проблемы в Церкви не существует, она существует в церкви земной – той, что пишется с маленькой буквы, в собрании верующих. И роль женщины в церкви – действительно огромна. Вектор этой роли, ее суть выразила жизнь Матери Божией. Это служение, и это материнство. А еще святые отцы заметили, что голоса Богородицы в Священном Писании мы практически не слышим. Ни когда Ее Сына славословят, ни когда так страшно казнят. Она хранит молчание.

Роль женщины в Церкви – еще и в том, чтобы всем своим обликом являть ту глубину и красоту, которые скрыты в молчании. Слова апостола “женщина в церкви да молчит” – возможно, напоминание как раз об этом. О творческой силе молчания, на которую мужчины, не исключено, что и не способны в такой полноте… Им надо все подробно обсудить, разобраться, поспорить, привести аргументы, а женщина – тихо посмотрит, как они кипятятся, жестикулируют, и просто поставит на стол – что там? пирожки, чай? Тут все и смолкнут, займутся пирожками, в конце концов, чайку попьют, ну, и – подобреют.

Еще одна грань женского призвания – мягкость. Самое яркое воспоминание детства – как мама гладит меня по голове. И рука у нее… очень мягкая!.. Гладить всех по голове – вот для чего нужны женщины – и в Церкви, и за ее пределами.

Лоранс Гийон,

исполнительница русских и французских народных песен, художник, писатель, Москва

Мужчины не всегда ведут себя как господа

Вопрос равенства мужчины и женщины в Церкви никогда не был для меня большой проблемой, я не испытываю ни малейших притеснений или давления со стороны мужчин. Может, в этом заслуга настоятеля моего прихода – отца Валентина Асмуса: он очень открытый, добрый человек. Конечно, иногда мне приходится видеть иное отношение к женщине… Когда я была на Валааме, меня поразили слова девушки-экскурсовода о том, что женщины должны относиться к мужчинам с преклонением, а в семье сестры должны прислуживать братьям.

Я не согласна я этим, ведь дети – это дети, и преступно внушать маленьким мальчикам, что они должны вести себя, как господа! Они не зарабатывают, не защищают семью, но уже с ранних лет приучаются властвовать и принимать почести. У меня традиционные понятия о семье, но одновременно я человек творческий и не чувствую себя ниже мужчин. Да, апостол Павел говорил, что “мужчина – господин женщины”, но это почти недостижимый идеал: к сожалению, мужчины далеко не всегда ведут себя, как господа.

Ольга Суровегина,

программный директор официальной радиостанции

Санкт-Петербургской Митрополии “Град Петров”

Дары женщины для Церкви

Что значит: “особая роль женщины в Церкви”? Кажется, о чем тут говорить? Ведь написано апостолом Павлом, что нет ни иудея, ни эллина, ни раба, ни свободного, ни мужеского пола, ни женского… Все равны перед лицом Божиим. И все-таки мы можем поразмышлять об особой роли женщины в Церкви.

Церковь в ее земной составляющей – это все мы, со всем тем, что мы в нее приносим: “Твоя от Твоих Тебе приносяще”. Мы приносим данные нам Богом земные дары, не только хлеб и вино, но и все свойства наши, все таланты, чтобы приобщить их, причастить, сделать частью Вечности. Женщине Творец даровал многое, чтобы она смогла продолжать жить и выполнять свою роль уже вне райского состояния. Рожать детей в муках, а потом в окружении страшного, во зле лежащего, мира растить их, сберегать очаг (часто каторжным трудом), иногда просто воевать за свой дом, за свою семью. Самые главные дары – бесконечное терпение, удивительная выносливость, способность сохранить красоту, порядок, достоинство – и в себе, и в своем доме – в любых невзгодах, особенная житейская изобретательность и главное – способность ко всепрощающей любви, которую еще иногда называют “слепой материнской”, и которая действительно слепа на все, на все обстоятельства, а зряча только на свое страдающее чадо…

Но все эти дары могут по-настоящему расцвести и принести достойные плоды только в Церкви, только Господь может сообщить им новое, нетленное достоинство. А принести их в Церковь должна – женщина.

Елена Николаева,

заместитель председателя Общероссийской общественной организации

“Деловая Россия”, Москва

Как Христос возлюбил Церковь…

■ Роль женщины в Церкви можно действительно назвать особой. Причем и в Церкви как институте, и в малой Церкви – семье.

Христианство – единственная из мировых религий, уравнивающая мужчину и женщину пред Богом. Яркое свидетельство тому – Божья Матерь (Женщина), стоящая над всем Ангельским миром и Святыми. Через женщину – Еву – мир пал, и через женщину – Божью Матерь – мир спасся.

Очень часто цитируют: “Жена да убоится мужа своего”, и крайне редко произносится продолжение этой цитаты: “А муж возлюбит жену, как Христос возлюбил Церковь”. В этих словах и раскрывается истинная роль женщины в Церкви: если Христос ради Церкви отдал себя на смерть, то апостол Павел, призывая мужей любить своих жен так же, как Христос возлюбил свою Церковь, указывает на безусловную особенность роли женщины.

Церковь-семья немыслима без женщины – жены, матери, мудрой хранительницы домашнего очага. Женщина – продолжатель жизни на земле, значит, роль ее действительно особая! Церковь как институт также немыслима без женщины. Со времен Христа нам известны Святые Равноапостольные жены, первые мученицы, просветительницы. Да и наше недавнее прошлое – семьдесят лет советской власти… Кто заполнял наши церкви? “Белые платочки” – малограмотные бабульки – были настоящими подвижницами. А сегодня, когда Церковь возрождается, кто может воспитать новое поколение современных православных? Только женщина-мать, жена. Храм, священники, приходская жизнь, воскресные школы – все это, безусловно, помогает ребенку в религиозном становлении, но без каждодневного труда православной матери оно практически невозможно.

В современном мире женщины становятся все более социально активными. Уверена, проникновение женщин в общественные процессы способно внести в эту сферу созидание и мудрость. Перед каждой из нас стоит сверхзадача: сочетать в себе все предназначения, данные нам Богом.

Эссе «Женщина в православной церкви» учебно-методический материал по орксэ (4 класс)

МБОУ «Средняя школа №22» с углубленным изучением французского языка

ЭССЕ

Предмет: «Основы религиозной культуры и светской этики»

ЖЕНЩИНА В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Исполнитель: Комарова Светлана Юрьевна

2019 год

ВВЕДЕНИЕ

1. Женщина в православной церкви

2. Женщина в подвиге милосердия и благотворительности

3. Женщина — жена

4. Монашество как служение Богу

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о роли женщины в православной церкви сохраняет свою актуальность и по сей день. Женщина — кто она? Активная соработница мужчине или «безмолвная», находящаяся «в подчинении» у мужа жена? Многие скажут, время изменилось и люди изменились, женщины уже не те.

Но, так ли это? «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13: 8) . Все заповеди и нравственные ценности, переданные Им человеку, остаются неизменными во времени.

В данной работе рассмотрен актуальный и по сей день вопрос о роли женщины в православной церкви.

  1. Женщина в православной церкви

Мы видим, что женщина является «соответственной» мужчине. И действительно, христианство – единственная из мировых религий, уравнивающая мужчину и женщину по своей сути, хотя по своей роли в Церкви они, конечно, разные.

Согласно Евангельским рассказам, Иисус не исключает из общности Церкви женщин, более того, Он называет их Своими сестрами. Он позволяет Женщинам – Марии Магдалине, Марии матери Иакова, Саломее, Сусанне и другим – не только служить Ему (Лк.8:3) , но и уйти из дома, сопровождая Его на проповедях перед народом. Свою любовь Он проявляет к женщинам отверженным, униженным, изгоям общества, тем самым возрождая их достоинство и проявляя таким образом Свою любовь.

Служение женщины в Православии обусловлено объективно, так как оно естественным образом отличается от мужского служения и условно делится на три группы: сестра милосердия, мать и монахиня.

  1. Женщина в подвиге милосердия и благотворительности

Милосердие имеет высокий смысл служения. Сестра милосердия выполняет две задачи: человеческую и христианскую. Человеческая задача – в плане профессиональной деятельности, христианская – посвящение себя ближнему. Таким образом, сестра милосердия – это и хранитель, и служитель человеческой жизни.

История знает немало примеров подвига женщин в благотворительности и милосердии.

1. «Императрица Мария Федоровна, жена императора Павла I, стала поистине организатором дела благотворительности в России на государственном уровне… Сама мать девятерых детей, она все силы отдавала организации работы с детьми, прекрасно понимая ее важность».

2. «Попечительство о слепых создала императрица Мария Александровна (супруга Александра II, мать Александра III и бабушка Николая II). Не имея возможности работать, все супруги российских императоров активно занимались благотворительностью»

3. «В 1906 году и супруга Николая II, Александра Федоровна, подключилась к благотворительной деятельности семьи, создав и возглавив попечительство о домах трудолюбия и работных домах»

4. «Широко известна благотворительная деятельность святой великой княгини Елисаветы Федоровны. Она еще до гибели мужа и своего пострижения в монашество состояла попечительницей и председательницей Петровского благотворительного общества, убежища для слабых и выздоравливающих детей в Санкт-Петербурге, Царскосельского благотворительного общества, Общества помощи слепым детям, Общества попечения о бедных детях, Комитета сбора пожертвований в пользу голодающих»

5. «Ольга Константиновна (великая княжна, жена второго греческого короля Георга I, Внучка императора Николая I, дочь его сына Константина Николаевича и Александры Иосифовны). Королева занималась благотворительностью, основала в Пирее, в котором находилась база российского флота, военно-морской госпиталь. Она также открыла медицинские курсы для женщин, и сама посещала их. С начала Первой мировой войны приехала в Россию, работала в госпиталях, помогая раненым. От своего отца Ольга унаследовала любовь к русскому флоту, которую сохранила на всю жизнь».

6. Среди замечательных русских женщин, стремившихся отдать себя Служению России, была и младшая дочь императора Александра III, сестра императора Николая II – великая княгиня Ольга Александровна. Чтобы увековечить память великой княгини Ольги Александровны в 1991 году ее сыном Тихоном Николаевичем был создан – один из первых в постсоветской России – благотворительный фонд ее имени.

  1. Женщина – жена

Так говорит святитель Григорий Богослов в слове 37 о браке: «Брак — хорош, но лучше для умеренных, а не для ненасытных, не для тех, которые хотят оказывать плоти более уважения, чем должно. Когда брак есть собственно брак и супружеский союз, и желание оставить после себе детей, тогда брак хорош».

Именно на рождение и христианское воспитание детей указывают Священное Писание и Святые отцы, как на одну из целей брака. Самое главное предназначение женщины – быть матерью. Все в ней Богом устроено для вынашивания ребенка. И апостол Павел говорит о женщине, что она спасется через чадородие, то есть через рождение детей может угодить Богу и получить блаженство в будущей жизни: «Аще пребудет в вере и любви и во святыни с целомудрием». (1 Тим. 2:15)

Первоначальное воспитание детей лежит на матери; а воспитание не должно быть иным, как в духе веры и нравственности. Насколько сумеет мать внушить веру, каким молитвам научит своих детей, как утвердит их в правилах христианской любви, так и получит за их воспитание соответствующую награду. Отцы и матери сами должны быть достойным примером: глубоко верующими, любящими, честными, чтобы воспитать себе подобных.

Приведем некоторые примеры женщин, оставивших нам светлый образ ЖЕНЫ – преданных и верных спутниц, «плоть от плоти» своих мужей:

  1. Сарра, верная спутница Авраама, разделившая его безусловную веру и скитания;
  2. Так же со страниц ветхозаветных книг просияли славные образы таких женщин как Ревекка, Лия, Рахиль, пророчица Мириам (сестра Моисея), Девора, Иаиль, Анна (мать Самуила), освободительницы Есфирь и Иудифь;
  3. История жизни Праведных Богоотца Иоакима и Анны, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи, показывают, что рождение у них Дочери было действием особого Промысла Божия;
  4. Святые Петр и Февронья так же дали пример идеальной христианской семьи. В преклонном возрасте, приняв монашеский постриг в разных монастырях, они молили Бога умереть в один день. По воле Божьей так и случилось. Хотя погребение производилось в разных обителях, на следующий день обнаружили их вместе лежащими, как они и завещали;
  5. Сергей Александрович и Елизавета Федоровна Романовы. «Быть со своим супругом одной веры – это правильно», — писала она своей бабушке королеве Виктории. «…Я все время думала и читала, и молилась Богу указать мне правильный путь, и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти свою настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином. Это было бы грехом оставаться так, как я теперь – принадлежать к одной Церкви по форме, а внутри себя молиться и верить так, как и мой муж… »

Это примеры женского достоинства, верности, преданности мужу, чистоты супружеских отношений, нежности жены к мужу.

  1. Монашество – как служение Богу

Считается, что монастыри возникли вместе с приходом христианства.

Сюда приходили люди, которые считали, что всякие удовольствия, которые существуют в жизни, отвлекают их от Бога.

На начальных этапах своего становления монашеская традиция означала полный аскетизм. Люди полностью ущемляли свои желания, а также телесные потребности. Монахи и монахини жили в пустынях и пещерах, спали на досках или прямо не земле. Часто они по нескольку дней в течение недели не принимали пищу, не пили вина, а также не позволяли себе никакого комфорта в любых его проявлениях. Благодаря подобному отрешению, а также пребыванию в постоянных молитвах, Бог открывал для них тайны, через них творил чудеса.

На протяжении всей истории православной церкви выбор монашеского пути был делом осознанным и серьезным. Ведь монашество – это жизнь в Боге, которая не предусматривает каких-либо отношений и личных связей вне Его. Это апостольская жизнь. И в этом положении, монахиня рассматривается в качестве невесты Христа. Она – деятель Божий. У нее нет личных стремлений и детей. Она всегда открыта для того, чтобы осуществлять волю Божью, находясь в ежедневных трудах и молитвах, ощущая присутствие Божье и его помощь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Женщина в Библии – это вдохновительница, утешительница, помощница, молитвенница. Роль женщины в Церкви есть та же, что и роль каждого христианина – соработничество Христу в деле нашего спасения. В силу своих дарований женщина может иметь различные мирские профессии и должности, выбрать административное служение в Церкви, быть богословом, иконописцем, регентом или певчим на клиросе, стяжать равноангельское житие в монашеском звании, благотворить и милосердствовать, нести высокое звание матери – но все это лишь внешнее выражение некоторых аспектов жизни христианки. Главное же – это «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом» (1Пет.3: 4) . Потому что роль каждого христианина, по слову преп. Серафима Саровского «состоит в стяжание Духа Святого Божьего» .

И, конечно же, образ идеальной женщины – это Мария – Мать нашего Господа Иисуса Христа.

«Ангел, войдя к ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с тобою; благословенна Ты между женами». (Лк. 1:28) .

Мария была избрана Богом, чтобы стать Матерью Сына Божьего. НО, Она могла отказаться! ВЕРА!!! Мария знала Бога и любила Его, она доверяла Господу и это открыло путь для рождения Христа.

Вера женщины всегда рождает истинную жизнь вокруг нее!!!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ