Зависть как с ней бороться

Исцеляющая сила зависти. Как трансформировать энергию этого чувства

  • 638поделились
  • Класс!
  • ВКонтакте
  • Mail.ru
  • Pinterest
  • На почту

Общество встает на сторону «хороших людей» и осуждает «злых завистников».

На самом деле, люди, проживающие чувство зависти, страдают и нуждаются в помощи и внимании. «У нее есть что-то, чего нет у меня», «Я тоже хочу такую работу/свадьбу/фигуру…» — жить с мыслями, что у тебя нет чего-то важного, ценного, а у других это есть, очень тяжело.

Это угнетающие мысли, мысли, лишающие энергии жить, не говоря уже о том, чтобы жить счастливо!

Чувство, что тебя обделили, лишили рождает внутреннюю боль, злость, обиду, и всё это вместе мы называем завистью.

Если вы завидуете сами и желаете справиться с завистью или хотите понять, что происходит в голове у тех, кто завидует вам, читайте статью и используйте исцеляющую силу понимания.

Шаг к СЕБЕ. Вызов каждый день

Не знаете, как научиться Любить Себя?

Получите 14 упражнений, которые помогут вам принять себя и вашу жизнь во всей ее полноте!

Нажимая кнопку «Мгновенный доступ», вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и соглашаетесь с Политикой Конфиденциальности

Как распознать в себе зависть

Зависть может скрываться за злостью, раздражением, презрением, осуждением, критикой, игнорированием (намеренным равнодушием), обесцениванием. У зависти тысяча масок.

Когда вы смотрите на человека, который вызывает у вас любые негативные чувства или мысли, задайте себе вопрос – не завидуете ли вы ему на самом деле?

Почему именно так? Потому что в человеке есть всего две главные движущие силы: желание (влечение) и страх (отвращение). И любые негативные эмоции – это маска на Лице Желания или маска на Лице Страха.

Вот пример одной женщины:

Меня раздражало, что моя подруга громко смеялась в транспорте, в компаниях, на работе.

Я думала: «Как ей не стыдно?! Она же здесь не одна! Почему она позволяет себе такую распущенность!»

Я её осуждала, и с моей точки зрения – обоснованно, ведь у меня был жесткий аргумент – «то, что она делает – неприлично» (со мной согласно общество).

Мне понадобилось время, чтобы осознать, что скрывается за моей (и общественной) неприязнью.

Её смех привлекал к ней много внимания, и женского, и мужского.

Так что истинная причина моего раздражения заключалась в том, что я завидовала её непосредственности, а еще больше тому, что люди обращают на неё внимание, а на меня нет, потому что я не могла позволить себе проявляться так ярко, свободно и естественно.

Читайте, как использовать негативные качества личности себе во благо.

Как выявить причину зависти

Причина зависти – нереализованное желание. Это простая формула. Всегда, когда вы испытываете зависть, причина тому – желание.

Следуйте простой инструкции, чтобы выявить свое желание:

А) Представьте человека, которому вы завидуете. Запишите на листок: «Я завидую своей коллеге/начальнику/соседке, потому что…»

Б) «Потому что…» — далее запишите что у него есть? Это может быть вещь, событие, личностные качества, образ жизни, таланты, отношение.

Вот примеры некоторых женщин и мужчин:

  • Я завидую подруге, потому что она вышла замуж (событие).
  • Я завидую коллеге, потому что он более уверен в себе (личностное качество).
  • Я завидую отцу, потому что у него есть деньги (вещь).
  • Я завидую тёте, потому что она переехала жить в Америку, работает несколько раз в неделю, хорошо одевается и много путешествует (образ жизни).
  • Я завидую соседке, потому что она вкусно печет (таланты), и все в подъезде о ней говорят только хорошее (отношение).
  • Я завидую подруге, потому что она может свободно выражать себя (личностное качество).

В) Запишите свое желание:

  • Я хочу выйти замуж.
  • Я хочу быть уверенной в себе.
  • Я хочу иметь свободные деньги.
  • Я хочу уехать в Америку, меньше работать, больше путешествовать и хорошо одеваться.
  • Я хочу, чтобы обо мне говорили соседи, хочу, чтобы мной восхищались.
  • Я хочу свободно выражать себя.

Как трансформировать энергию зависти

Любое чувство/явление в нашем мире дуально. Это значит, что любое чувство/явление разбито на полярности + и -.

И если приходит что-либо со знаком минус, в ваших силах дорисовать ещё одну линию, чтобы получить плюс.

То есть перевести чувство/явление в положительную полярность, наделяющую вас энергией и силой (а не лишающую их).

Качества, события, вещи, которые вызывают зависть (разрушительную энергию), приходят из чувства восхищения (созидательная энергия).

Но из-за неверной обработки мыслительным процессом превращаются в минус. Запомните: то, что вызывает в вас зависть на самом деле вас восхищает!

Распознав свое желание, вам будет легче обнаружить в себе восхищение. Восхищение поможет справиться с завистью.

Трансформируя зависть в восхищение вы наполняетесь созидательной магнетической энергией, которая притянет в ваше поле желаемое.

В следующий раз, когда почувствуете зависть, замените слова «Я завидую» на слова «Я восхищаюсь»:

  • Я восхищаюсь свадьбой подруги.
  • Я восхищаюсь уверенностью своего коллеги.
  • Я восхищаюсь финансовой свободой своего отца.
  • Я восхищаюсь образом жизни своей тети.
  • Я восхищаюсь общительностью своей соседки.
  • Я восхищаюсь непосредственностью своей подруги.

Восхищение каким-либо талантом, качеством другого человека — это явный признак, что в вас присутствует аналогичный дар, черта, способность.

Вернуть и раскрыть его вы можете на интенсивном семинаре-трансформации «Танец с Тенью 3.0».

Узнайте подробности!

Как обойти ловушку зависти

Ловушка зависти заключается в том, что на энергии восхищения вы можете устремиться к тому, что на самом деле вам не нужно.

Все чувства и эмоции очень заразительны. Особенно состояние счастья, радости, наполненности.

Когда вы видите довольного человека, вы почти мгновенно начинаете желать испытывать похожее состояние и почти автоматически устремляетесь к тому, что имеет или делает этот человек, попадая в иллюзии, что эта вещь или события являются источниками его состояния.

Восхищение (зависть) – тонкий инструмент.

Если вы посмотрите в корень, у людей, которыми вы обычно восхищаетесь, есть одна общая черта – они находятся в состоянии удовольствия/счастья/радости. И может сложиться впечатление, что вы хотите:

  • делать то, что делают они,
  • иметь то, что имеют они,
  • быть такими, какими являются они,
  • жить так, как живут они.

А в действительности – вы хотите быть счастливы, радостны и удовлетворены так, как счастливы, радостны и удовлетворены они.

На самом деле восхищение (зависть) – это инструмент жизни, который ведет вас к состоянию наслаждения жизнью.

Действительная причина зависти – желание испытать состояние абсолютной удовлетворенности.

Предмет любой зависти (в самой глубине) – состояние.

Вы никогда не позавидуете человеку, который находится в печали, отчаянии, переживает злость, ревность, душевную боль, чем бы он ни владел и ни занимался.

В следующий раз, когда почувствуете зависть, вспомните это и спросите себя: чему я на самом деле сейчас завидую? Чем я на самом деле сейчас восхищаюсь? Чего я на самом деле сейчас хочу, желаю?

Проверьте свои желания на истинность. В этом помогут 3 признака.

Давайте посмотрим что происходит с теми, кто попался в ловушку и устремился за событиями, вещами, талантами, отношением.

Пример девушки:

Две мои сестры очень богаты, они удачно вышли замуж и сыграли роскошные свадьбы на берегу океана. Я страшно им завидовала.

У нас не было таких денег, но я хотела такую же свадьбу, ведь они выглядели очень счастливыми! Мы залезли в долги, мой парень работал на нескольких работах, и мы собрали нужную сумму.

Это был худший день в моей жизни! Те усилия, которые мы приложили, не оправдали тех ощущений, ведь мы совершенно не могли радоваться, зная, что еще несколько лет будем расплачиваться с долгами.

И парень был уставший, эта свадьба ему была совершенно не нужна – он просто хотел жить со мной долго и счастливо, а свадьба для него – кукольный спектакль. Все было ради меня, а мне это не принесло удовольствия.

Другой пример:

У меня есть подруга, которая любит ходить по ресторанам. Мне она нравится, и все вокруг ее очень любят, восхищаются ей.

Я хотела, чтобы мной тоже восхищались и меня любили, и ходила с ней в рестораны за компанию. Мне было ужасно скучно, я не была «в своей тарелке».

Я бы лучше покаталась на велосипеде или поиграла в волейбол.

Но я думала: «Что скажет Оксана? Она бы точно выбрала ресторан. Она будет красивая и получит кучу внимания, а я буду в одиночестве ездить на своем велосипеде».

И я шла в ресторан. В итоге Оксана была счастлива, а я нет.

Две сестры первой девушки и подруга второй девушки – они шли за своими истинными желаниями, потребностями и потому в результате их ждало удовольствие.

А наши героини шли за ложными желаниями (не своими) и потому, в результате их ждало разочарование.

Важно понять, что вы восхищаетесь состоянием радости, и находить те вещи, которые приносят вам это состояние! Тогда ловушки будут вам не страшны.

Как справиться с завистью

Хорошая новость заключается в том, что чувство зависти возникает лишь на каком-то этапе развития человеческого сознания.

Чем глубже человек познает себя, тем реже посещает его это неприятное чувство. В конечном счете, оно исчезает вовсе.

В состоянии, когда вы познали себя и счастливы, радостны, спокойны, становится невозможным испытывать зависть.

А пока это чувство появляется – используйте его для своего роста и развивайте с его помощью мудрость, понимание.

Когда вы обнаружите желание (чувство, что вас влечет к чему-то, что, как вам кажется, принесет состояние счастья), проверьте желание на истинность.

Параметр простой – приносит ли вам это радость. Например, ваш сосед играет на гитаре. А соседка выше печет вкусные пироги. А соседка через подъезд – стюардесса.

Вы увидите, с каким удовольствием они занимаются своими делами. И можете начать играть на гитаре, печь пироги и устроиться на работу стюардессой.

Далее вы обнаружите в результате либо радость, либо скуку, разочарование.

Возможно, вам понравится печь пироги и совершенно не понравится играть на гитаре. Оставьте то, что приносит радость. В конце концов есть всего два способа обойтись со своим желанием:

  1. исполнить его (радость и наполненность или разочарование и пустота),
  2. оставить его (покой, если желание было не вашим, неудовлетворенность, если желание продолжает жить в глубине вашей души).

Как перестать жить чужими стандартами и начать жить своей жизнью? Ответ в этой статье.

Подражание это нормально. Подражая действиям, эмоциям других людей, мы находим то, что нам близко и включаем это в свою жизнь. А то, что нам не близко исключаем из своей жизни.

Если же желание слишком объемно, но вам кажется, что в его реализации заключено ваше счастье (например, стать стюардессой), задайте себе несколько вопросов:

  • Почему я этого хочу?
  • Что мне придется сделать, чтобы реализовать это желание?
  • От чего мне придется отказаться, чтобы реализовать это желание?
  • Готова ли я отказаться от этого и приложить такие усилия, чтобы испытать радость?
  • Осознаю ли я, что, возможно, это не принесет мне радость, и я встречусь с разочарованием?
  • Готова ли я отказаться от того, что у меня есть сейчас и приложить такие усилия, чтобы испытать разочарование и понять, что мне это не было нужно?
  • Что я буду делать, если это не принесет мне радости?

Задавая себе такие вопросы, вы подготовите себя к разным исходам своего решения.

Однако, самое главное, что следует помнить, — состояние счастья заключено внутри вас – это естественное состояние сознания.

Ребенок счастлив просто от того, что он есть, и только потом он учится хотеть, и вместе с тем испытывать неудовлетворенность по поводу того, чего у него нет. Но об этом в другой раз.

А сейчас достаточно запомнить: что бы вы ни делали, имели, чувствовали – это временно – радость от внешних вещей, ощущений, эмоций – непостоянна.

Истинная радость всегда здесь и ни с чем не связана — ваше существо всегда радуется факту существования, то, что оно ЕСТЬ, ЖИВО.

Делитесь своим опытом проживания, трансформации зависти и будьте свободны от этого чувства! Что вам помогло справиться с завистью?

Александр Сергеевич ПУШКИНМоцарт и Сальери

СЦЕНА I. (Комната.) Сальери. Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет — и выше. Для меня Так это ясно, как простая гамма. Родился я с любовию к искусству; Ребенком будучи, когда высоко Звучал орган в старинной церкви нашей, Я слушал и заслушивался — слезы Невольные и сладкие текли. Отверг я рано праздные забавы; Науки, чуждые музыке, были Постылы мне; упрямо и надменно От них отрекся я и предался Одной музыке. Труден первый шаг И скучен первый путь. Преодолел Я ранние невзгоды. Ремесло Поставил я подножием искусству; Я сделался ремесленник: перстам Придал послушную, сухую беглость И верность уху. Звуки умертвив, Музыку я разъял, как труп. Поверил Я алгеброй гармонию. Тогда Уже дерзнул, в науке искушенный, Предаться неге творческой мечты. Я стал творить; но в тишине, но в тайне, Не смея помышлять еще о славе. Нередко, просидев в безмолвной келье Два, три дня, позабыв и сон и пищу, Вкусив восторг и слезы вдохновенья, Я жег мой труд и холодно смотрел, Как мысль моя и звуки, мной рожденны, Пылая, с легким дымом исчезали. Что говорю? Когда великий Глюк Явился и открыл нам новы тайны (Глубокие, пленительные тайны), Не бросил ли я всё, что прежде знал, Что так любил, чему так жарко верил, И не пошел ли бодро вслед за ним Безропотно, как тот, кто заблуждался И встречным послан в сторону иную? Усильным, напряженным постоянством Я наконец в искусстве безграничном Достигнул степени высокой. Слава Мне улыбнулась; я в сердцах людей Нашел созвучия своим созданьям. Я счастлив был: я наслаждался мирно Своим трудом, успехом, славой; также Трудами и успехами друзей, Товарищей моих в искусстве дивном. Нет! никогда я зависти не знал, О, никогда! — ниже, когда Пиччини Пленить умел слух диких парижан, Ниже, когда услышал в первый раз Я Ифигении начальны звуки. Кто скажет, чтоб Сальери гордый был Когда-нибудь завистником презренным, Змеей, людьми растоптанною, вживе Песок и пыль грызущею бессильно? Никто!… А ныне — сам скажу — я ныне Завистник. Я завидую; глубоко, Мучительно завидую. — О небо! Где ж правота, когда священный дар, Когда бессмертный гений — не в награду Любви горящей, самоотверженья. Трудов, усердия, молений послан — А озаряет голову безумца, Гуляки праздного?… О Моцарт, Моцарт! (Входит Моцарт.) Моцарт. Ага! увидел ты! а мне хотелось Тебя нежданой шуткой угостить. Сальери. Ты здесь! — Давно ль? Моцарт. Сейчас. Я шел к тебе, Нес кое-что тебе я показать; Но, проходя перед трактиром, вдруг Услышал скрыпку… Нет, мой друг, Сальери! Смешнее отроду ты ничего Не слыхивал… Слепой скрыпач в трактире Разыгрывал voi che sapete {см. перевод}. Чудо! Не вытерпел, привел я скрыпача, Чтоб угостить тебя его искусством. Войди! (Входит слепой старик со скрыпкой.) Из Моцарта нам что-нибудь. (Старик играет арию из Дон-Жуана; Моцарт хохочет.) Сальери. И ты смеяться можешь? Моцарт. Ах, Сальери! Ужель и сам ты не смеешься? Сальери. Нет. Мне не смешно, когда маляр негодный Мне пачкает Мадону Рафаэля, Мне не смешно, когда фигляр презренный Пародией бесчестит Алигьери. Пошел, старик. Моцарт. Постой же: вот тебе, Пей за мое здоровье. (Старик уходит.) Ты, Сальери, Не в духе нынче. Я приду к тебе В другое время. Сальери. Что ты мне принес? Моцарт. Нет — так; безделицу. Намедни ночью Бессонница моя меня томила, И в голову пришли мне две, три мысли. Сегодня их я набросал. Хотелось Твое мне слышать мненье; но теперь Тебе не до меня. Сальери. Ах, Моцарт, Моцарт! Когда же мне не до тебя? Садись; Я слушаю. Моцарт (за фортепиано). Представь себе… кого бы? Ну, хоть меня — немного помоложе; Влюбленного — не слишком, а слегка — С красоткой, или с другом — хоть с тобой — Я весел…. Вдруг: виденье гробовое, Незапный мрак иль что-нибудь такое…. Ну, слушай же. (Играет.) Сальери. Ты с этим шел ко мне И мог остановиться у трактира И слушать скрыпача слепого! — Боже! Ты, Моцарт, недостоин сам себя. Моцарт. Что ж, хорошо? Сальери. Какая глубина! Какая смелость и какая стройность! Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь; Я знаю, я. Моцарт. Ба! право? может-быть…. Но божество мое проголодалось. Сальери. Послушай: отобедаем мы вместе В трактире Золотого Льва. Моцарт. Пожалуй; Я рад. Но дай, схожу домой, сказать Жене, чтобы меня она к обеду Не дожидалась. (Уходит.) Сальери. Жду тебя; смотри ж. Нет! не могу противиться я доле Судьбе моей: я избран, чтоб его Остановить — не то, мы все погибли, Мы все, жрецы, служители музыки, Не я один с моей глухою славой…. Что пользы, если Моцарт будет жив И новой высоты еще достигнет? Подымет ли он тем искусство? Нет; Оно падет опять, как он исчезнет: Наследника нам не оставит он. Что пользы в нем? Как некий херувим, Он несколько занес нам песен райских, Чтоб возмутив бескрылое желанье В нас, чадах праха, после улететь! Так улетай же! чем скорей, тем лучше. Вот яд, последний дар моей Изоры. Осьмнадцать лет ношу его с собою — И часто жизнь казалась мне с тех пор Несносной раной, и сидел я часто С врагом беспечным за одной трапезой И никогда на топот искушенья Не преклонился я, хоть я не трус, Хотя обиду чувствую глубоко, Хоть мало жизнь люблю. Всё медлил я. Как жажда смерти мучила меня, Что умирать? я мнил: быть может, жизнь Мне принесет незапные дары; Быть может, посетит меня восторг И творческая ночь и вдохновенье; Быть может, новый Гайден сотворит Великое — и наслажуся им…. Как пировал я с гостем ненавистным, Быть может, мнил я, злейшего врага Найду; быть может, злейшая обида В меня с надменной грянет высоты — Тогда не пропадешь ты, дар Изоры. И я был прав! и наконец нашел Я моего врага, и новый Гайден Меня восторгом дивно упоил! Теперь — пора! заветный дар любви, Переходи сегодня в чашу дружбы. СЦЕНА II. (Особая комната в трактире; фортепиано.) МОЦАРТ И САЛЬЕРИ ЗА СТОЛОМ. Сальери. Что ты сегодня пасмурен? Моцарт. Я? Нет! Сальери. Ты верно, Моцарт, чем-нибудь расстроен? Обед хороший, славное вино, А ты молчишь и хмуришься. Моцарт. Признаться, Мой Requiem меня тревожит. Сальери. А! Ты сочиняешь Requiem? Давно ли? Моцарт. Давно, недели три. Но странный случай… Не сказывал тебе я? Сальери. Нет. Моцарт. Так слушай. Недели три тому, пришел я поздно Домой. Сказали мне, что заходил За мною кто-то. Отчего — не знаю, Всю ночь я думал: кто бы это был? И что ему во мне? Назавтра тот же Зашел и не застал опять меня. На третий день играл я на полу С моим мальчишкой. Кликнули меня; Я вышел. Человек, одетый в черном, Учтиво поклонившись, заказал Мне Requiem и скрылся. Сел я тотчас И стал писать — и с той поры за мной Не приходил мой черный человек; А я и рад: мне было б жаль расстаться С моей работой, хоть совсем готов Уж Requiem. Но между тем я…. Сальери. Что? Моцарт. Мне совестно признаться в этом…. Сальери. В чем же? Моцарт. Мне день и ночь покоя не дает Мой черный человек. За мною всюду Как тень он гонится. Вот и теперь Мне кажется, он с нами сам-третей Сидит. Сальери. И, полно! что за страх ребячий? Рассей пустую думу. Бомарше Говаривал мне: «Слушай, брат Сальери, Как мысли черные к тебе придут, Откупори шампанского бутылку. Иль перечти Женитьбу Фигаро». Моцарт. Да! Бомарше ведь был тебе приятель; Ты для него Тарара сочинил, Вещь славную. Там есть один мотив…. Я все твержу его, когда я счастлив…. Ла ла ла ла…. Ах, правда ли, Сальери, Что Бомарше кого-то отравил? Сальери. Не думаю: он слишком был смешон Для ремесла такого. Моцарт. Он же гений, Как ты, да я. А гений и злодейство, Две вещи несовместные. Не правда ль? Сальери. Ты думаешь? (Бросает яд в стакан Моцарта.) Ну, пей же. Моцарт. За твое Здоровье, друг, за искренний союз, Связующий Моцарта и Сальери, Двух сыновей гармонии. (Пьет.) Сальери. Постой, Постой, постой!… Ты выпил!…. без меня? Моцарт (бросает салфетку на стол). Довольно, сыт я. (Идет к фортепиано.) Слушай же, Сальери, Мой Requiem. (Играет.) Ты плачешь? Сальери. Эти слезы Впервые лью: и больно и приятно, Как будто тяжкий совершил я долг, Как будто нож целебный мне отсек Страдавший член! друг Моцарт, эти слезы…. Не замечай их. Продолжай, спеши Еще наполнить звуками мне душу…. Моцарт. Когда бы все так чувствовали силу Гармонии! но нет; тогда б не мог И мир существовать; никто б не стал Заботиться о нуждах низкой жизни; Все предались бы вольному искусству. Нас мало избранных, счастливцев праздных, Пренебрегающих презренной пользой, Единого прекрасного жрецов. Не правда ль? Но я нынче нездоров, Мне что-то тяжело; пойду, засну. Прощай же! Сальери. До свиданья. (Один.) Ты заснешь Надолго, Моцарт! но ужель он прав, И я не гений? Гений и злодейство Две вещи несовместные. Неправда: А Бонаротти? или это сказка Тупой, бессмысленной толпы — и не был Убийцею создатель Ватикана?


Два совета, как бороться с завистью

Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

Если человек завидует, страсть разлагает его изнутри. Он жалеет себя и ропщет на окружающих. Даже в радостные моменты завистник находит что-то плохое, перестает видеть счастье, данное ему Богом.

Есть такой рассказ. Три путника нашли очень дорогую вещь. Если бы они ее продали, а деньги поделили, то каждый обрел бы целое состояние. Однако путешественники позавидовали друг другу, что и тот станет богатым, и каждый захотел присвоить все себе.

Перед дальней дорогой нужно было подкрепиться, поэтому один из путников отправился за едой. Двое других договорились напасть на него. Действительно, когда он вернулся, они его убили, только и сами не остались в живых. Их приятель купил яд и отравил еду. Так и осталась лежать дорогая вещь, ожидая независтливых путников.

Святитель Василий Великий сравнивал зависть с ехидной. В древнегреческой мифологии так называли безобразное существо, у которого были женское лицо и туловище змеи. Так и завистливый человек внешне может казаться улыбчивым, вежливым, а внутри иметь извращенную душу. Ехидна в представлении древних греков порождала чудовищ, а от зависти происходят осуждение, корысть, гнев, ропот, убийство и т.д. Поэтому этот грех входит в число «семи смертных». Пока страсть не развилась, с ней необходимо вступить в борьбу.

В Ветхом Завете Бог дает людям заповеди, последняя из которых предупреждает грех зависти (см. Втор. 5:21). В Евангелии Господь вновь напоминает о необходимости бороться с этой тяжкой страстью (см. Мф. 20:1—16; Лк. 15:25), ведь она преграждает путь к христианской любви, искренней радости за ближнего, когда у того что-то получается…

Мне вспоминается история, рассказанная одной женщиной. С детства ее мучила зависть, однако старшая сестра помогала ей побеждать этот порок.

На двор, где сестры играли, вышла девочка в разноцветном пышном платье. По выражению лица младшей сестры старшая сразу поняла, в чем проблема. «Ты из-за чужого наряда так расстроилась? Но у тебя дома есть красивые платья. Смотри-ка, в костюме ты мастеришь домики в песочнице, катаешься с горки, играешь в догонялки, а платье бы уже давно измялось и порвалось. Нехорошо, завидовать — это грех», — сказала старшая сестра.

Через какое-то время девочки начали ходить на танцы. На празднике выступали большие хореографические коллективы, одному из которых зрители долго аплодировали. Это задело младшую сестру. «У них был самый красивый и сложный танец», — пришла на помощь старшая.

«Мы бы так не смогли, потому что у нас занятия два раза в неделю, а эти девочки занимаются каждый день. Ты можешь так научиться, но нужно отказаться от занятий бисером. Согласна? Ах, нет… Тогда и завидовать не стоит, ведь у тебя есть все, что нравится: занятия рукоделием, прогулки с друзьями, танцы. Лучше поблагодари Господа за то, что Он тебе дал».

В другой раз младшая готова была зарыдать, услышав выступление хора. «Зачем ты злишься? Если тебе хочется петь, пойдем к учительнице. Может, тебя примут в хор». Младшую сестру действительно записали в хор.

Девочки выросли, пошли учиться, работать. Потом появились семьи, дети. Младшая уже понимала: зависть, как говорил святитель Василий Великий, — это «вражда против того, что дано нам от Бога». Она старалась всячески пресекать в себе эту страсть. Но иногда та вспыхивала с новой силой. Приходилось звонить сестре: «Я не понимаю, почему кому-то все, а другим ничего. Сегодня видела такой шикарный кабинет: техника современная, картины, дорогие портьеры, дубовый шкаф». Старшая сестра ответила ей: «Это же рабочее место, и многое в нем определено статусом человека. Ты же сама знаешь, сколько ограничений накладывает высокая должность. Неужели ты бы предпочла нервную жизнь такого человека своей, вполне размеренной? Если нет, тогда и завидовать нечему, а посочувствовать вполне можно».

Сейчас младшая сестра — совсем уже немолодая женщина — призналась, что успешнее справляется с завистью. Когда дурные мысли только приближаются, она спрашивает себя, что бы старшая сестра ей подсказала. Теперь этими советами она делится и с внуками.

Из этой истории можно прочитать два совета:

Во-первых, когда появляются позывы к зависти, нужно поразмыслить и понять: чему завидуешь — это тебе не нужно, а что для тебя ценно и необходимо, то это уже дал тебе Господь.

И второе: нужно не завидовать чужим достижениям, а самому добиваться хороших результатов.

Зависть

Зависть – это неприятное чувство человека, вызывающееся раздражением, а также неудовольствием от благополучия и достижений других людей. Зависть – это постоянное сравнение и желание обладать чем-либо нематериальным или материальным. Завистливое чувство свойственно всем людям независимо от характера, национальности, темперамента и пола. Проведенные социологические исследования показали, что данное чувство ослабевает с возрастом. Возрастная категория от 18 до 25 лет остро испытывает зависть, а ближе к 60-ти годам это чувство ослабевает.

Зависть причины

Причины данного состояния: неудовлетворенность или потребность в чем-либо, нехватка денег, нужда, недовольство собственным внешним видом, отсутствие личных достижений.

Зависть и ее причины кроются в тяжелом детстве по вине родителей, если ребенка не учили принимать себя таким, каким он есть, если ребенок не дополучил безусловной любви, а лишь получал похвалу за выполнение определенных требований (мытье посуды, игра на скрипке). Если родители ругали ребенка за любое отклонение от правил, используя обидные фразы, а также применяя физическую силу. Если родители приучали своего ребенка, что бедность, ограничения, жертвенность – это нормально, а быть богатым – это плохо. Если родители заставляли делиться и не позволяли свободно ребенку распоряжаться своими вещами, если давили чувством вины за достигнутое счастье, радость, если приучили открыто бояться проявлений личного счастья, чтобы избежать сглаза. Если родители не дали установки ждать от жизни хорошее, а внушили личные жизненные установки, как «тяжело жить» или «жизнь — это большая проблема».

В результате вырастает человек не умеющий радоваться жизни, имеющий огромное количество комплексов, убеждений, самоограничений, норм, перенятых от родителей. Завистливое чувство вселяется в того, кто внутренне несвободен, кому привили самокритику, жертвенность, кого держали в строгости и не приучили ждать светлого и позитивного от жизни. Такой человек вырастает в ограничениях и далее сам себя ограничивает, не дает себе свободу, не позволяет себе проявлять радость.

Что значит зависть? Завидовать – значит жить постоянно в системе сравнения и отождествления. «Лучше — хуже» выступает главным критерием сравнения. Завистливый человек, сравнивая себя, начинает осознавать, что он хуже в чем-то другого. На самом деле сами по себе эти два понятия не существуют, они живут в наших головах.

Причина зависти объясняется еще и тем, что с собой мы общаемся круглосуточно, а кому завидуем — наблюдаем лишь мгновение. Вот и сталкиваются противоречия: линия собственной жизни и вспышки яркости чужой жизни.

Признаки зависти

Зачастую, рассказав кому-то о личной радости, мы чувствуем, что с нами искренне не радуются, хотя и пытаются это проявить.

Как научится распознавать признаки зависти? Язык жестов поможет осознать и увидеть признаки зависти вашего собеседника. Следите внимательно за лицом собеседника. Натянутая улыбка отражает двойственное состояние человека. Легче простого сымитировать улыбку. О неискренней улыбке говорит кривая улыбка рта и отсутствие блеска в глазах. Если вы заметили улыбку собеседника одним ртом – это неискренняя мимика, а всего лишь маска. Завистливая улыбка открывает или закрывает зубы, может быть менее широкой, чем обычная. Губы при этом напряженные, уголки рта зачастую неестественно растянуты. Человек вовсю пытается показать радость, преодолевая при этом собственное сопротивление. Улыбка визуально выглядит как приклеенная, живущая отдельно от лица, уголки губ при этом опущены вниз, глаза колкие и внимательно наблюдающие. Человек неосознанно сам гасит свою улыбку. Иногда человек улыбается только одной стороной, показывая скорее ухмылку, чем саму улыбку. Голова при этом наклонена в сторону. Такое поведение проявляют скорее скептики. Иногда человек прищуривает глаза, а руки держит возле рта, прикрывая его. Закрытые позы (руки, спрятанные за спину, в карманы) говорят о желании человека отгородиться.

Наклон корпуса также о многом говорит во время беседы. Если человек во время беседы отстраняется, это свидетельствует о том, что он желает ее приостановить, возможно, ему неприятно. Степень искренности определяется по изменению степени свободы, а также амплитуды движений. Если собеседник крайне скован и сдержан, то есть вероятность, что он сдерживает мысли и при возможности не показывает их собеседнику.

Исследование зависти

Многие люди утверждают, что завистливое чувство им незнакомо. Это спорное утверждение. Философы рассматривали зависть как общечеловеческое явление, отмечающееся в деструктивных функциях, а также в стремлении обладать чужим имуществом или присвоении достижений другого. Спиноза отнес завистливое чувство к неудовольствию от чужого счастья. Демокрит отметил, что завистливое чувство дает начало раздору среди людей. Гельмут Шек представил всесторонний анализ зависти, включая весь социально-психологический и социальный аспект поведения человека. Зависть приводит к «эго-истощению», дает состояние психической усталости. Г. Шек относит ее к болезни. Единожды укоренившись, это состояние становится неизлечимым.

Исследования Национального института радиологии (NIRS) Японии выявили, что реакция мозга в период зависти отмечается в передней части поясной извилины и эта же область реагирует на болевые ощущения.

Мелани Кляйн отмечает, что зависть является противоположностью любви и завистливому человеку некомфортно при виде удовольствия у людей. Такому человеку хорошо только от страданий других.

Христианство относит завистливое чувство к семи смертным грехам и сравнивает с родственным ему унынием, однако оно отличается предметностью и определяется скорбью о благополучии ближнего. Основная причина зависти в христианстве это гордость. Гордец не может выносить равных себе, или тех, кто выше и находится в более благополучном положении.

Зависть рождается при возникновении благополучия другого, а с прекращением благополучия, прекращается. Выделяют следующие этапы в развитии завистливого чувства: неуместное соперничество, рвение с досадой, злословие в отношении завистливого индивида. Ислам осуждает зависть в Коране. Согласно исламу Аллах создал людей испытывающих чувство зависти, как часть мирского испытания, однако предупредил их, что они должны избегать возникновения этого чувства. Существуют советы, упреждающие возникновение завистливого чувства.

Зависть – это неоднозначное чувство, стоящее у истоков войн и революций, пускающая стрелы острот. Это чувство поддерживает тщеславие, а также запускает черный маховик общественных движений, выступая изнанкой плаща гордыни.

Исследование зависти открыло и другую функцию – стимулирующую, побуждающую к созидательной активности человека. Испытывая завистливое чувство, люди стремятся к превосходству и совершают открытия. Мысль о создании чего-то чтобы все обзавидовались, зачастую приводит к неплохим результатам. Однако стимулирующая функция тесно связана с разрушительной активностью человека.

Как защититься от зависти? Чтобы избежать завистливого к себе отношения, люди стараются скрыть сведения своего благосостояния.

Имеются интересные данные: 18 % респондентов никогда и никому не рассказывают о своих достижениях и успехах, до 55,8 % респондентов сообщают другим об успехах, если доверяют собеседникам.

Отдельные философы, а также социологи считают, что завистливое чувство очень полезно для общества. Зависть порождает скромность. Типичный завистник никогда не становится тем, кому он завидует, и зачастую не получает то, чему он завидует, но скромность, спровоцированная страхом перед завистливым чувством имеет важное социальное значение. Зачастую такая скромность неискренна и фальшива и дает людям низкого социального положения ощущение иллюзии, якобы они не прибывают в этом положении вынужденно.

Во времена Каина и Авеля завистливое чувство притерпело сплошные нападки. Христиане отнесли его к смертным грехам, ведущим к гибели души. Иоанн Златоуст причислил завистников к зверям, демонам. А толпы проповедников, мыслителей, общественных деятелей отнесли проблемы со здоровьем, озоновые дыры, гражданские войны к концентрации зависти в крови землян. Только ленивый не высказался негативно в адрес завистливого чувства.

Как зависть влияет на человека? По-разному, в чем-то она и полезная штука. Список достоинств завистливого чувства: конкуренция, соревнование, механизм выживания, установление рекордов. Недостаток зависти приводит к тому, что человек так и остается неуспешным, не требует справедливости для себя.

Шек утверждает, что индивиды неспособны излечиться от завистливого чувства, а также это чувство не позволяет обществу развалиться. Зависть по его мнению выступает естественной реакцией индивида на фрустрацию. Возникшие отрицательные эмоции в адрес объекта зависти (злость, досада, ненависть) выступают защитными механизмами, маскирующими чувство собственной неполноценности, при этом находя недостатки в объекте зависти, что позволяет снизить значимость объекта зависти и уменьшить напряжение. Если человек осознает, что предмет зависти перед ним не виноват, то агрессия разворачивается во внутрь самого завистника, при этом трансформируясь в эмоцию вины.

Г. Х. Зайдлер считает, что завистливое чувство приводит к эмоциональным труднопереносимым переживаниям (отчаянию). Завистнику свойственно наличие стыда – это несоответствие идеальному Я и результат саморефлексии. Эмоция зависти имеет физиологические проявления: человек бледнеет или желтеет, повышается артериальное давление.

Виды зависти

М. Шелер исследовал бессильную зависть. Это ужасный вид зависти. Она направлена против индивидуального, а также существенного бытия незнакомого индивида, это экзистенциальная зависть.

Виды зависти: кратковременная (ситуативная или зависть-эмоция) — победа на соревнованиях, долговременная (зависть-чувство) — одинокая женщина завидует успешной замужней, а завистливый коллега успешному сотруднику.

Бэкон выдел два типа зависти: приватную и публичную. Публичной формы не стоит стыдиться или скрывать в отличие от тайной (приватной).

Чувство зависти

Зависть – это комплексное чувство, которое возникает в процессе сравнения. Она является смесью раздражения, обиды, агрессии, озлобления. Завистливое чувство возникает при сравнении своего здоровья, себя, своей внешности, положения в обществе, способностей, своих успехов с теми людьми, которые незаслуженно и заслуженно имеют больше. Частая зависть вызывает стресс, изнашивая нервную систему. Психика подключает предохранительный алгоритм и вызывает презрение к объекту зависти.

Зависть гложет и недовольство нарастает, если кто-то обладает чем-то, что желанно для индивида. Недовольство по поводу удачливости другого индивида выражается во враждебности по отношению к нему. В некоторых случаях проявляется досада, подавленность из-за предполагаемой собственной неполноценности, жажды обладать недостающим свойством. В связи с тем, что желанный объект зачастую недостижим, то завистливое чувство разрешается через отказ от желаний, а также принятия реальности.

Чувство зависти условно делят на черное и белое. В первом случае оно отмечается осознанным желанием косвенного или прямого вреда индивиду, которому мы завидуем. Религии чувство зависти не разделяют, относя его к смертным грехам. Существует и другая сторона этого чувства, толкающая к личным достижениям, являясь стимулом к прогрессу.

Психология зависти

Людская зависть проявляется в чувстве досады и раздражения, враждебности и неприязни, вызванное успехом, благополучием, превосходством другого человека. Завистливый человек относит объект своей зависти к победителю, а себя считает проигравшим. Никакие разумные доводы неспособны остановить негативные эмоции. Людская зависть превращает чужой успех в собственную неполноценность, чужая радость провоцирует собственную досаду и недовольство.

Людская зависть вынуждает индивида испытывать букет негативных эмоций: недоброжелательность, обиду, злобу, агрессию. Проявление белой зависти позволяет радоваться за чужие успехи.

Психология зависти и ее возникновение связывают с несколькими теориями. Первая относит данное чувство к врожденному, заложенному генетически и доставшееся нам в результате эволюции от предков. Полагают, что людская зависть первобытного общества являлась толчком к самосовершенствованию. Мужская зависть толкала на совершенствование своих рыболовецких снастей, оружия, а женская для привлечения мужчин через постоянное украшение себя.

Подростковая зависть

Подростковая зависть может направляться на самые разные атрибуты: талант, физическая сила, рост, цвет волос, телосложение, обладание гаджетами. Взрослые должны с пониманием относиться к подростковой зависти, которая обостряется именно в этот период. Не следует сразу реагировать на все просьбы подростка и удовлетворять его желания, угождая тем самым. Ошибка родителей заключается в том, что они сразу приобретают желаемую вещь, отмахиваясь от проблемы, а в следующий раз ситуация повторяется и завистливое чувство укореняется, переходя в привычку.

Никто из нас не рождается завистливым, в процессе жизни данное чувство развивается. Когда взрослые приводят пример более удачливого сверстника, тем самым они взращивают собственного озлобленного завистника, а не создают здоровую конкуренцию. Ни в коем случае не прибегайте к таким сравнениям. В каждом таком случае у ребенка возникнет завистливое чувство, которое перейдет в раздражение. Подросток испытает свою ущербность, а также навесит на себя ненавистный ярлык неудачника. Мир ребенка станет восприниматься в искаженной реальности, а сравнение с другими подростками приобретет доминирующий характер.

Как побороть зависть? Задача родителей помочь подростку самоутвердиться, а также определить личную жизненную позицию. Объясните ребенку, что завистливое чувство в первую очередь наносит вред своими переживаниями. Эти переживания отражаются не только на психике подростка, но и на физическом состоянии. К завистливому чувству необходимо относиться как к личному врагу и не давать возможность одержать победу над собой.

Зная причины и поводы, которые провоцируют завистливое чувство, а это чужое богатство, красота другого человека, крепкое здоровье, благосостояние, талант, ум, можно подготовить себя к встрече с этим. Необходимо для себя выявить личные достижения, таланты, ни в коем случае не сравнивать себя с другими. Человек несовершенен, поэтому умные стремятся довольствоваться тем, что имеют и тем, что сами могут достичь, а завистливым всегда будем мало. Если в раннем возрасте донести до ребенка все эти простые истины, то подросток будет расти счастливым и свободным. Поэтому важно помочь детям во время определиться, сделав правильный выбор. Родители должны на личном примере это доказывать и ни в коем случае не обсуждать при нем завистливо успешность родственников, а также соседей.

Как зависть влияет на человека? Завистливое чувство выступает средством манипулирования и представляет опасность для слабых духом. Такие личности пойдут на любые поступки, чтобы достичь желаемое. Зависть подобна гневу, однако гнев, активизировавшись, выплескивается наружу, а завистливое чувство таится и губит человека изнутри. Завистливое чувство, осуждаемое обществом, должно осуждаться также и самим человеком. Только так возможно освободиться от него. Подросток должен самостоятельно научиться распознавать завистливое чувство, которое старается переманить на свою сторону, разрушая тем самым отношения с друзьями, делая его безрадостным, угрюмым.

Распространенной выступает теория, которая отмечает возникновение зависти у человека в процессе социальной жизни. Эта теория придерживается мнения, что завистливое чувство — это последствие неправильного воспитания ребенка, возникающее при сравнении с другими детьми.

Как избавиться от зависти

Ваша жизнь должна включать контроль и самоанализ. Контролируйте собственные эмоции, мысли, желания негативные. Как только возникают первые признаки зависти – пытайтесь разобраться в себе, ищите корни этого чувства. Постарайтесь понять, что вам действительно хочется для себя. В этом ничего плохого нет. Подумайте, что для этого не хватает вам и, например, увеличьте свою продуктивность, станьте пунктуальным, займитесь саморазвитием, и вы добьетесь тех же успехов, что и ваш объект зависти. Если ваше завистливое чувство несет разрушительный характер, и вы желаете, чтобы человек чего-либо лишился, то спросите себя, что мне это даст? Завистники зачастую не знают о существующих проблемах тех, кому они завидуют. Не судите о благополучии человека по внешним признакам, поскольку это видимая сторона чужой жизни, зачастую мнимая.

Как избавиться от зависти? Сосредоточение на своих делах и жизни позволит переключиться с завистливого чувства. Перестаньте думать о чужих достоинствах и успехах, не сравнивайте себя, думайте о собственной уникальности. Думайте как стать первым в своем любимом деле. Займитесь саморазвитием и личностным ростом. Внезапные приступы зависти вас покинут, если вы займетесь медитацией, саморегуляцией. Обижаясь на судьбу и завидуя, мы тем самым копим плохое настроение. Делаем по жизни ошибки, осложняем свою жизнь. Вырваться из замкнутого круга поможет воспитание чувства благодарности, за то, что имеем. Цените, что у вас есть.

От чужой зависти помогут избавиться следующие советы: с завистливыми людьми не делитесь успехами, просите помощи у завистливых, это их обезоружит, войдите к ним в доверие, не опускайтесь до выяснения отношений при открытом завистливом чувстве. Дистанцируйтесь от завистника и не вступайте с ним в контакт.

Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»