Зачем постятся?

Содержание

Зачем православным поститься? Это не вредно для здоровья? В чем надо себя ограничивать? Стыдные вопросы о посте

Обед в трапезной мужского монастыря в Рязанской области во время Великого поста Александр Рюмин / ТАСС / Vida Press

19 февраля у православных начинается Великий пост, который продлится до 7 апреля. В современной России сложно не заметить этот период: чуть ли не в каждом кафе появляется постное меню, а в некоторых магазинах — целые постные отделы. «Медуза» попросила ответить на простые вопросы о посте архимандрита Кирилла (Говоруна), профессора университета Лойола-Мэримаунт в Лос-Анджелесе.

Зачем вообще нужен пост и все эти ограничения? Какая связь между голодом и праздником?

Идея религиозного поста основана на двух предпосылках. Первая, что человек — это не только тело, но и душа; и реальность души такая же, как реальность тела. Вторая, что душа и тело тесно связаны между собой, так что происходящее с душой отражается на теле, и наоборот. На этих же предпосылках, кстати, основывалась идея спорта в классической античности: атлеты занимались им не столько чтобы продемонстрировать результаты и обойти конкурентов, сколько с целью приобрести нравственные навыки, которые позволили бы им стать лучше как личности. Современному человеку часто непонятен пост, потому что душа для него — это метафора, а тело существует как самодостаточная ценность. Кстати, по тем же причинам и современная идея спорта отличается от античного оригинала. Ну а связь между голодом и праздником прямая: только человек, который существенно ограничивал себя в еде в течение нескольких недель, знает, насколько полной бывает радость от праздника, в который наконец можно разговеться (то есть съесть непостной еды). В такой праздник радуются и душа и тело, и становится очевидным, насколько они связаны друг с другом.

Почему в пост отказываются именно от мясного, молочного и яиц? Животных жалко?

Возможно, что и из таких соображений, но не только. В древности еда животного происхождения считалась большей роскошью, чем растительная, поэтому от нее и отказывались в пост. Кстати, было время, когда птица и рыба относились к одной категории постной еды, потому что, согласно библейскому повествованию, они были сотворены в один день.

Для современных православных пост — это что-то обязательное? Если не постишься, не допустят к причастию?

Все без исключения религиозные традиции предполагают самоограничения в еде и других телесных нуждах и радостях. Пост — это условие необходимое, но недостаточное для принадлежности той или иной традиции. Совместный пост в Церкви усиливает чувство общности и солидарности. В XIX веке в России жил известный философ и богослов Алексей Хомяков. В отличие от многих своих образованных современников, он тщательно соблюдал все православные посты. По его словам, это усиливало его чувство причастности ко всему народу, который также постился. Он еще называл это чувство соборностью. Но одно только соблюдение поста еще не делает человека частью Церкви. Для этого также необходимы вера, дела милосердия, участие в таинствах — прежде всего евхаристии (причащении). Хотя к причастию, конечно, могут допустить и без поста — например, если вы болеете. Этот вопрос всегда решается индивидуально.

Я слышал, что в путешествиях православным можно есть и непостное. Это что, не считается грехом?

Действительно, есть древнее предписание, что путешествующий человек может не поститься. Это предписание было связано с тем, что путешествие в древности было целым приключением, и найти в дороге постную еду было совсем непросто. В наше время эта проблема легко решается и поститься путешествующим можно без проблем. Тем не менее, многие и сейчас пользуются этим древним предписанием и немного расслабляются в дороге.

Александр Рюмин / ТАСС / Scanpix / LETA

Говорят, что пост придумали в том числе для того, чтобы объяснить народу недостаток еды. Это так? Как появился пост?

Пост — неотъемлемая часть человеческой истории еще с тех времен, когда исторических записей не велось. А когда они появились, то человечество уже постилось. Так, древнейшие библейские книги говорят о посте как о явлении уже известном и понятном для ближневосточных народов. Поэтому нет исторических свидетельств, что пост кто-то придумал. Не существует религиозной традиции, которой была бы незнакома идея поста как добровольного ограничения в еде и других телесных потребностях. Это связано с тем, что все религиозные традиции сходятся в том, что человек — это не только тело, но и душа, которая чувствует себя лучше, когда тело ограничено в своих потребностях. И эти ограничения должны быть добровольными. Проще говоря, пост — это не когда недостаток еды, а когда ее хватает, но человек усилием свободной воли отказывается от нее.

Правила поста придумали давным-давно. Почему мир меняется, а эти правила не меняются?

На самом деле правила меняются — даже на памяти одного поколения. Тем более в масштабах столетий и культур. Например, в первые века христианства практиковался пост как полный отказ от еды до захода солнца. Сейчас эта практика осталась в исламе в течение месяца Рамадан. А христианство между тем перешло к обновленному формату поста — когда едят и днем, но ограничивают себя в том, что едят. В раннем христианстве не было некоторых постов, которые существуют сейчас. Так, в более позднее время появились все длительные посты кроме Великого перед Пасхой (Рождественский, Петров и Успенский посты).

Даже в современном православии традиции поста отличаются в зависимости от страны. Изначально нормы поста прописывались для условий Средиземноморья. И сейчас правила поста в том регионе несколько отличаются от правил в северных широтах. Так, например, в Греции есть обычай начинать Великий пост полным воздержанием от еды в течение первых трех дней. Далеко не все, но многие практикуют такой обычай. А вот в Эфиопии, которая тоже представляет древнюю восточно-христианскую традицию, пост вообще суров. В целом количество постных дней там доходит до 250 в году. Причем дольше всех постятся священники. У нас наоборот, священники постятся меньше, потому что как правило не говеют перед каждой литургией, как миряне.

Как постятся веганы?

Если ежедневная диета человека и так напоминает строгий пост, это не означает, что он не может поститься — ведь пост это не только диета. В принципе это может быть любое самоограничение: в активности, развлечениях, комфорте и даже сне.

В пост можно заниматься сексом? Курить? Смотреть сериалы?

Пост предполагает воздержание от супружеской жизни. Однако поскольку такая жизнь — дело не индивидуальное, а предполагает участие двух человек, то оба должны быть согласны на воздержание. Курение вредно для здоровья и в пост, и не в пост. Поэтому Церковь против курения в любое время года. А что касается сериалов и прочих развлечений, то многие в наше время в пост перестают смотреть телевизор или сериалы, а также уходят на этот период из социальных сетей. Впрочем, общих правил на этот счет нет, и подобные казуистические вопросы каждый решает для себя индивидуально с духовником или священником на исповеди.

Пост — это не вредно для здоровья?

Лучше об этом спросить у врачей, хотя их мнения по этому поводу разнятся. С религиозной точки зрения, которая предполагает наличие у человека не только тела, но и души, — пост однозначно полезен для человеческого естества в его психосоматической целостности. Если человеку нельзя соблюдать строгий пост по состоянию здоровья, это никак не осуждается Церковью.

Дарья Саркисян, медицинский редактор «Медузы»: Есть достаточно много исследований, насколько православный пост может быть вредным или, наоборот, полезным для здоровья. Общий вывод, который делают авторы систематического обзора, примерно такой: человек употребляет меньше калорий, изменяются некоторые жизненные показатели (артериальное давление, уровень холестерина), но какой эффект это имеет на развитие заболеваний, пока непонятно. А что касается вреда — во время поста люди употребляют меньше некоторых витаминов (D и B12) и минералов (в основном, кальция), что теоретически может вылиться в дефицит. Так что нужен индивидуальный подход.

Почему именно пост в России стал таким модным? Постятся даже те, кто и в церковь-то не ходит.

Возможно, мода на пост стала реакцией на новую культуру потребления. Во многом эта реакция инстинктивная, не обусловленная предписаниями какой-то конкретной религиозной традиции. Люди чувствуют, что для комфортного существования им нужно не только много еды и прочих радостей жизни, но и ограничения в них. Поэтому и возникает запрос на пост.

  • Напишите нам

Пост православный

Пост – древняя религиозная практика. Это время, когда человек начинает интенсивно заниматься своим духовным состоянием, контролировать свои телесные и душевные потребности. Чтобы добиться необходимого результата, приходится ограничить себя в употреблении пищи, исключить яркие эмоции, которые могли бы отвлечь от работы над внутренним миром.

Задача поста состоит в фиксировании таких жизненных приоритетов, которые будут возвышаться над телесными потребностями человека.

Священное Писание о посте

В Священном Писании наблюдается развитие понимания постного делания. Во времена, когда понятия о личном духовном подвиге в обществе ещё не сформировалось целостно, пост был общенародным или общественным актом покаяния, периодом подготовки к важным событиям в жизни народа или общества.

Постящиеся покаянным постом оплакивали свои грехи, искренне молили Бога о прощении, свидетельствовали своим внешним видом и поведением о том, что их сердце наполняет печаль о содеянном. Действительно, по-настоящему огорчённый чем-либо человек теряет аппетит, и желание насладиться пищей.

Желающие получить ответ Бога на свои просьбы и молитвы постились, чтобы засвидетельствовать своё намерение быть услышанными Господом. Всё остальное (в том числе и вопросы питания, бытовой суеты) отодвигалось далеко на задний план. Действительно, человек, ожидающий важное для него решение, сосредоточен, напряжён и не торопится заняться обычными заботами о еде и комфорте.

В народе израильском практиковались общие фиксированные посты, которые были свидетельством того, что люди помнят о завете с Господом. Объявлялись и посты по случаю важных для народа событий. С древних времён отдельные люди постились в знак покаяния или для того, чтобы Господь открыл им свою волю.

Первое, на что обращает внимание человек, желающий правильно постится, это ограничение в пище. Тот, кто постится строго — полностью отказывается от пищи на определённый период. Постящийся не строго просто воздерживается от определённых родов пищи (от пищи животного происхождения, от варёной пищи и т.д.) Однако, уже у ветхозаветных пророков мы встречаем негастрономическую грань поста.

Пророк Исаия передаёт слова Господа о том, что Ему угодны не столько истязание желудка и внешние выказывания печали, сколько деятельное милосердие постящегося.

Накорми голодного, одень нагого, дай кров бездомному, защити обиженного – тогда будешь услышан Господом, и твой пост будет приятен Ему.

Посты в Церкви

Христианская Церковь, следуя установившейся традиции, практикует многодневные общецерковные посты. Всего их четыре:

  • Великий пост;
  • Петропавловский (Апостольский) пост;
  • Успенский пост;
  • Рождественский пост.

Это время частого посещения богослужений, покаяния, особого внимания к делам милосердия и добра. Постные периоды установлены как время подготовки к четырём великим праздникам:

  • Светлого Христова Воскресения;
  • Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла;
  • Успения Пресвятой Богородицы;
  • Рождества Христова.

В рамках духовной подготовки телесное воздержание выглядит вполне уместным. Ведь хозяева, ожидая встречи с дорогими гостями, не находят времени, чтобы поесть спокойно. Они ждут праздничное застолье и долгожданную встречу. Так и христиане в приоритет своих жизненных целей ставят подготовку своей души ко встрече великих торжеств Церкви.

Современный христианин постится, подражая посту апостолов, Божьей Матери и самого Господа Иисуса Христа.

Однодневным постом обозначаются также особые вехи и события земной жизни Господа. В среду постятся, помня о дне, в который Господь был предан Иудой. В пятницу – в память о дне, когда Господь был распят и умер на Кресте.

В день памяти Усекновения главы пророка и Крестителя Господнего Иоанна постом подчёркивается губительность телесного невоздержания. В день памяти Воздвижения Честного и Животворящего Креста – постом почитается Спасительная Жертва Христова.

Христианское понимание поста

Следует помнить, что даже такое полезное начинание, как христианский пост может стать пищей для гордыни и тщеславия человека, а значит разрушить его благое духовное устроение. Господь в своей Нагорной проповеди предостерегает от попыток сделать пост просто средством приобретения славы и уважения среди благочестивого народа.

Желающий получить духовную пользу от поста не должен выказывать себя постящимся перед другими людьми по возможности, скрывая свой духовные труды. Господь, видя тайное, воздаст явно.

Пост как средство духовной работы

У поста есть важнейшая аскетическая составляющая. Подвижники всегда указывали на телесное воздержание как на средство борьбы со страстью чревоугодия. Основной смысл жизни человека не должен скатываться до желания поесть вкусно, много и часто.

Христианскими аскетами указывается прямая связь чревоугодия с блудной страстью.

Замечено также, что разумно постящийся молится более сосредоточено, хранит «благоустройство ума». Телесный пост – средство для преодоления многословия и пустословия.

Объедение именуется прп. Иоанном Лествичником главой всех телесных страстей.

Ожесточение сердца, сонливость, лень, многословие, дерзость, наглость, бесчувственность, кощунство, дерзость, неожиданные злоключения и отчаяние. Всё это известный духовный наставник монашествующих усматривает как последствия телесного невоздержания.

Прп. Иоанн Лествичник подчёркивает пользу телесного поста. Он погашает телесное разжение, истребляет сердечную бесчувственность, является началом смирения и здоровья тела.

Меру поста пусть каждый определяет в соответствии со своим здоровьем, возрастом, жизненными обстоятельствами. Чтобы легче было это сделать, нужно познакомиться с церковными установлениями о посте и спросить совета у рассудительного священника. Не стоит забывать, что пост — это только средство духовной работы над собой, а не самоцель. Без дел милосердия, без молитвы и участия в Таинствах он теряет свой смысл и вырождается в бессмысленную, а иногда и вредную формальность.

Осипов А.И. Пост – воздержание души и тела

Является ли Рождественский пост исключением, что делать, если человек не может поститься по состоянию здоровья, зачем вообще нужен пост, отвечает митрополит Антоний (Паканич).

– Владыко, в году постных дней больше половины. Почему так много? Зачем вообще пост нужен?

– Пост – это древнейшее Божественное установление. Книга Бытия говорит нам о том, что сразу после того как Господь сотворил человека, Он запретил ему вкушать от древа познания добра и зла. Это был первый пост в истории человечества. И, увы, Адам и Ева этот пост преступили. Можно сказать, земная история человечества началась с нарушения поста. Поэтому неотъемлемой составляющей духовной жизни человека, стремящегося вернуться к полноте богообщения, является самоограничение. В этом и состоит главная цель поста. Человек должен научиться обуздывать свои желания, отдавать приоритет духовному над телесным. Достичь этого можно лишь путем многолетних упражнений. Пост как раз и является таким духовным упражнением. Именно поэтому Церковь рекомендует своим членам постоянно упражняться в посте. Кроме многодневных постов практически в течение всего года православные христиане соблюдают пост в среду и пятницу. Это показывает, насколько он важен для нашей духовной жизни.

– Каждый пост связан со скорбными событиями. Успенский – с днем смерти Божией Матери, Петропавловский – с мученической кончиной апостолов Петра и Павла, Великий – со смертью самого Спасителя. И лишь Рождественский пост – исключение из правил. Рождество Христово – праздник радостный, а мы опять постимся, причем целых 40 дней, как накануне Пасхи. Почему?

– Пост не связан со скорбными событиями. Многодневные посты являются подготовкой к особо радостным явлениям. Великий пост – это время особой подготовки к празднику Пасхи Христовой, Успенский – к празднику Успения Божией Матери, а Рождественский – к празднику Рождества Христова. Пасха и Рождество Христово – это два главных христианских праздника, потому подготовка к ним связана с многодневными постами.

Церкви чуждо представление о том, что пост – это какое-то скорбное времяпрепровождение. Господь наш Иисус Христос в Нагорной проповеди ясно говорит: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися… А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим» (Мф. 6:16–18). На первой неделе Великого поста, когда церковный Устав предписывает соблюдать воздержание с особой строгостью, за богослужением звучит яркое песнопение: «Постимся постом приятным». Время поста – это время духовного подвига, сопряженное с углублением в свое сердце, сосредоточенной молитвой и изучением Священного Писания. Для человека, который любит Бога, это не время скорби, а время духовной радости.

– Что делать, если человек не может поститься по состоянию здоровья?

– В таких случаях допускаются послабления в соблюдении поста. Человек, который не может соблюдать пост в полной строгости, перед началом поста должен подойти к священнику, объяснить ему ситуацию и получить благословение на отступление от строгости поста. Обычно, исходя из состояния человека и обстоятельств его жизни, священник помогает установить такое правило соблюдения поста, которое будет человеку по силам. Нельзя забывать, что пост – это не диета, а время духовного подвига. Даже если мы не можем строго воздерживаться от пищи, то можем читать Слово Божие и возносить усиленную молитву к Творцу.

– На работе, в гостях, в дороге, в нецерковной среде пост не всегда возможен. Насколько этому нужно противостоять?

– За последние годы наше общество уже привыкло к тому, что значительная его часть стремится соблюдать в своей жизни церковные предписания. Потому сегодня во время многодневных постов, как правило, предлагается постное меню в столовых, кафе и ресторанах. Сослуживцы на работе тоже обычно спокойно и даже с уважением относятся к тем своим коллегам, которые соблюдают посты. Сегодня уже нет таких сложностей, которые преследовали верующих людей в советском обществе. Тогда социум активно противился религии. И открыто заявить о том, что ты соблюдаешь пост, в советское время было почти что исповедничеством. Тем не менее и сегодня наше общество еще далеко от подлинной религиозности, потому жизнь церковного человека в расцерковленном мире несет в себе немало искушений.

Мы должны помнить, что пост – это не просто воздержание от определенных видов пищи, но и время, когда мы должны учить себя относиться к ближнему с настоящей христианской любовью. Потеря любви, ссоры, раздоры и конфликты не могут быть оправданы желанием соблюсти букву церковного Устава. Ведь отказ от гнева – для большинства из нас куда более серьезное упражнение, чем отказ от определенных видов пищи.

– Сегодня многие постные продукты не отличаются от скоромных: соевая колбаса, растительное бутербродное масло, порошковое искусственное молоко и другие заменители. Формально мы постимся, но реально ни в чем себе не отказываем. Как Вы относитесь к такой тенденции?

– Пост – это многомерное понятие. Он предполагает не только воздержание от определенных видов пищи, но и ограничение в ее количестве. Например, в монастырях в периоды поста уменьшается число приемов пищи в день. Если в обычное время в монастыре бывает две или три трапезы в день, то во время поста может быть лишь одна. Также пост предполагает отказ от лакомства.
Обычно искусственные заменители молока и масла не особо полезны для нашего организма, так что лучше ими не злоупотреблять.
Но главное, чтобы так называемая гастрономическая составляющая поста не заслоняла духовную. Нет никакой пользы в строгих ограничениях в приеме пищи, если они не сопряжены с молитвой и духовным сосредоточением. Именно этому нужно уделять особое внимание во время поста.

– С чего начать исправление человеку, который решил поститься не только гастрономически, но и внутренне?

– Все мы прекрасно знаем свое сердце: в чем его главные слабости, в чем его главные пороки и пристрастия. Потому, приступая к посту, каждый может дать себе особое обещание, что в дни поста он будет воздерживаться, например, от шуток или пустословия, от гнева или возмущения. И когда в нашем сердце возникают эти недобрые стремления, мы должны вспомнить о данном себе обещании и постараться сразу же их подавить. Если чувствуем в себе особое пристрастие к деньгам или в целом к материальным благам, можно в этот период взять на себя особое обязательство по совершению дел милосердия. Так пост станет для нас не только телесным, но и духовным, внутренним.

Беседовала Наталья Горошкова

Зачем нужно поститься

Архимандрит Никифор (Хоря) – настоятель Ясского монастыря во имя трех святителей и административный экзарх монастырей Ясской архиепископии (Румынская Православная Церковь).

Архимандрит Никифор (Хоря)

– Отец архимандрит, зачем нужно поститься? Какую пользу приносят нам эти труды?

– Святой апостол и евангелист Лука говорил, передавая слова Спасителя: «Смотрите за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими» (Лк. 21: 34). Таким образом, увещание поститься исходит от Самого Спасителя, а слово Спасителя для нас, христиан, – высший ориентир. Мы, жаждущие жизни вечной и истины в мире сем, должны делать слово Господа нормой своей жизни.

С одной стороны, пост для нас – это аскетический подвиг, совершаемый для того, чтобы плоть не властвовала над душой, не замутняла проницательность ума, духовное внимание, а с другой стороны, пост – это естественное состояние человека, когда он сочувствует страданию другого или скорбит. Когда учеников Господа нашего Иисуса Христа фарисеи укоряли за то, что не постились, они услышали от Спасителя это слово: «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк. 2: 19–20). Сам царь Давид, когда заболел его ребенок, долго постился, желая этими лишениями выразить свое раскаяние пред Богом.

– Православный пост можно назвать самым строгим во всем христианском мире. Как объяснить тот факт, что в Православии, в отличие от других вероисповеданий, не произошло приспособления к духу времени, заметного ослабления тех подвигов, которые требуются от верующих?

– Не только в том, что касается поста, но и во всем богослужебном цикле Православная Церковь не проводила аджорнаменто; она не стала приспосабливаться к изменениям, произошедшим с человеком, не последовала за модой времени – но сохранила унаследованные ею истинные ориентиры как сокровище. На подобный вопрос отец Галериу отвечал, что и пшеница, этот основной продукт питания, уже так стара, но, тем не менее, никогда не обесценится, ибо всегда будет хлебом насущным для человека. Все наследие, принятое нами от святых отцов, вся наша традиция – это сокровище, и мы его, надеемся, не лишимся.

Человеческая немощь может послужить причиной для индивидуальных послаблений в посте при известных условиях – например, в случае болезни, беременности, но ее ни в коем случае нельзя возводить в норму, потому что человек, в какое бы время он ни жил, нуждается в строгом исполнении всех тех подвигов, о которых Церковь учит, что они и есть та самая жизнь, полная смысла, взыскуемая нами. А Церковь не делала послаблений в посте потому, что в этом не было необходимости. Если бы, например, в каких-нибудь краях или при определенных жизненных условиях не было другой еды, кроме яиц и брынзы, то Церковь непременно разрешила бы употреблять их в пост.

Пост, который соблюдается в нашей Церкви, не вредит, но, напротив, оживляет душу и прибавляет здоровья телу.

– С одной особенностью все чаще сталкиваешься в последние годы, и вас, ваше преподобие, уже, вероятно, спрашивали об этом: не теряет ли пост своего истинного смысла, если мы употребляем специальные так называемые «постные продукты», продающиеся в магазинах? Например, постный паштет, постную колбасу…

– Сегодня у нас много всяких «помощников», но при этом перед нами встают все новые и новые проблемы, и мы оказываемся более занятыми, чем люди минувших времен. Деревенская хозяйка, у которой нередко было еще и по семь-восемь детей, все же успевала заготовить все необходимое для поста. Это была часть ее домашних обязанностей, и так она выражала свою любовь и к семье, и к христианскому учению. Сегодня же, особенно в городах, очень часто и муж, и жена заняты сверх всякой меры и совершенно измотаны этой ежедневной сутолокой дел.

Возвращаясь к заданному вопросу: если мы, например, едим соевый паштет, приготовленный без всяких искусственных добавок и специй, или соевое молоко, чтобы восполнить количество белков в период поста, то это не значит, что мы не почитаем и не ценим поста. Ведь можно, в конце концов, и картофелем или капустой объедаться и есть их с такой жадностью, что тут не будет ничего общего с идеей поста, а можно съесть немного соевого паштета на завтрак, и это более здоровая альтернатива куску хлеба с маргарином, к примеру.

– Некоторые говорят: «Я не пощусь, потому что боюсь заболеть от этого» – или: «Я не смогу работать весь день, если стану поститься».

– Есть в «Добротолюбии» одно место – у аввы Иоанна Карпафского, – где говорится следующее: «Слышал я некоторых братий, постоянно болящих телом и не могущих поститься, обратившихся ко мне с вопросом: как можем мы без пощения избавиться от диавола и страстей? Таковым надобно отвечать, что не одним воздержанием от пиши, но и сердечным сокрушением можете победить и изгнать злые помыслы и врагов, внушающих их».

Отношение к посту зависит от духовного состояния и веры каждого. По мере того как человек углубляет в себе молитву и веру в Бога, он получает силу, неведомую ему ранее, он обретает утешение и дерзновение к Богу. Спаситель говорил, что «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4: 4).

Если я пощусь, но не погружаюсь в слово Божие, если я мало молюсь, то, конечно, я ослабею, ведь у меня не будет достаточной веры, и в какой-то момент я почувствую себя беспомощным и испугаюсь. Сегодня многие из нас, исполненные немощей и жалости к себе, были бы готовы отступиться от поста, если бы можно было. У меня самого однажды был случай, когда дорогие мне люди, придя на исповедь, попросили: «Батюшка, благословите поститься только на первой и последней седмице, мы так постились всю жизнь». Я ответил им: «Очень хорошо, но если вы так постились всю жизнь, значит, вы не знаете, сможете ли вы выдержать весь пост. Так попробуйте же выдержать его, посмотрим, получится у вас или нет. Зачем исполнять заповедь о посте наполовину?»

Между делом объяснил им, что значит пост, зачем мы постимся и каковы плоды нашего пощения. Усвоив всё хорошенько, эти люди стали убежденными постниками и потом признавались мне, что не только выдержали весь пост, но даже старались, по возможности, добавить себе строгости. Так что лишь поняв смысл тех усилий, которые мы призваны приложить ради себя самих, а не ради кого-нибудь другого, мы обретем силу устоять перед искушениями нарушить пост.

Я знаю людей, у которых очень тяжелая физическая работа, и живут они в крайней нужде, но посты соблюдают строго, как монахи. Это нам пример того, что ищущим Бог подает силу, намного большую, чем мы можем представить себе. Люди, которые молятся, исповедуются, причащаются, обретают крепость в Теле и Крови Господней – этих истинной пище и истинном питье.

– Если члены одной семьи пост воспринимают по-разному, особенно когда один из супругов постится, а другой нет, то как сделать, чтобы это не сказалось на отношениях между супругами, например?

– Мужу, жене и вообще любому постящемуся, прежде всего, следует проводить пост в кротости, в душевной красоте, не изводя ворчанием другого и не ограничивая его. Рано или поздно тот увидит подвиг постящегося, и, может, наступит такой момент, когда он сам захочет поститься. А первый будет молиться о нем, и так исполнится слово, сказанное святым апостолом Павлом, что «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7: 14). То же самое относится и к любому другому члену семьи. <…>

Архимандрит Никифор (Хоря)

– Некоторые спрашивают: как вынести насмешки и презрение коллег в ситуациях, когда на рабочем месте устраивают какие-нибудь мероприятия в постные дни?

– Такому человеку следовало бы понять, что в подобных ситуациях преимущество на его стороне. Люди привыкли «солидаризироваться», когда дело касается шуток, иронии и всего того, что способно ранить душу. Но наша твердость, в которой мы будем стоять непреклонно, покажет другим, что мы – люди, верящие в то, что делаем, и делающие то, во что верим. А если немного поскрести тех, кто смеется над тобой, то увидишь, что у них тоже есть какая-то вера, только они не следуют ей. Так кто же больше достоин иронии и жалости? Верящий до конца или верящий только когда гром грянет?

Очень важно исповедовать свою веру твердо, потому что наш пост – это не просто наше частное дело: в посте я сопряжен со всеми чадами Церкви, которые постятся. Я пребываю в послушании Церкви, в исповедании своей веры, а отходить от своей веры, совершая такой, казалось бы, малый поступок, – это уже отречение.

Даже если я куда-нибудь пойду, к коллегам по работе или друзьям, к примеру, и там на меня будут смотреть как на чудака, потому что я пощусь, все-таки обязательно наступит такой момент, когда, попав в какую-нибудь кризисную ситуацию, те же самые коллеги или друзья скажут обо мне: «Вот он – человек действительно верующий, он последователен в своей вере до конца. С ним надо посоветоваться, надо попросить его помощи».

Ведь люди не могут до бесконечности стоять на лжи. С одной стороны, они могут отвергать то, что ставит перед ними ограничения, но с другой – ценят твердо стоящих за свою веру в Бога, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Итак, мы не можем быть теплохладными. Ситуации, когда на нас смотрят с насмешкой и презрением, – это проверка того, способны мы или не способны исповедовать свою веру.