Зачем и как учить стихи?

Не можете помочь ребенку выучить стих? А все потому, что вы, возможно, нажимаете не на те струны, и нажимаете при этом так, что ребенку становится трудно запоминать даже двустишье. Между тем, все так легко и просто! Читаем советы…

1. Великолепная восьмерка

Иногда ребенка пугает не само стихотворение, а его размер. В этом случае мы делим стихотворение на части, на четверостишия, и заучиваем каждое по порядку. В первый час два четверостишия. Потом следующие два. Именно по два, а не больше!

Так, ребёнок легче освоит стих, поскольку восемь строк – это объём, который запомнить среднестатистическому ученику несложно. Когда, он увидит, что два четверостишия быстро запоминаются, страх выучить весь стих пройдёт.

2. Полное погружение

Ну, а теперь включаем воображение. Оживите текст. Помогите ребёнку представить происходящее, расскажите о деревне, в которой жил маленький мальчик «мужичок с ноготок», о том, как его отцу тяжело было прокормить большую семью, о лютом морозе. Когда вы визуализируете текст, ребёнок легче примет его, он проникнется эмоциями. А то, что вызывает эмоции, запоминается намного легче.

3. Ассоциации

Частенько затруднения возникают с отдельными словами, использованными поэтом и потерявшими актуальность. И, как правило, ребёнок сложно запоминает именно их. Он запинается, когда доходит до слова, например, «полушубок», в который был одет «мужичок с ноготок». Вроде бы всё ясно, что это короткая шуба, но ребёнку тяжело запомнить слово.

Придумайте ассоциацию к этому слову, любую. Спросите у ребёнка, что первое приходит ему в голову при слове «полушубок». Ребёнок вам расскажет. Постараетесь выразить ассоциации в одном слове. И к этому слову, мысленно ваш маленький школьник будет обращаться во время рассказа стиха. А со временем, он и сам научится придумывать ассоциации, ведь они помогают запомнить самые редкие в наше время слова поэтов.

4. Рисование стихотворения

А еще стихотворение можно нарисовать! Четверостишие за четверостишием. И вовсе не обязательно создавать шедевры изобразительного искусства. Достаточно будет схематических рисунков. Лучше если они будут прикольными, конечно в том случае, если содержание произведения это допускает. Сначала рисуем, а потом рассказываем стихотворение по картинкам. В общем, поиграйте в иллюстраторов. Этот метод хорош тем, что к процессу запоминания подключается зрительная память.

5. Книжку под подушку

Самый волшебный способ! Вечером перед сном нужно прочитать стихотворение, спрятать книжку под подушку и лечь спать. А на утро вдруг выяснится, что стихотворение из книжки перекочевало за ночь в голову! Скажу честно, я тоже так делала, когда в школе училась.

Оказывается, этому магическому способу существует вполне научное объяснение. Не буду вдаваться в подробности. Скажу лишь, что мозг человека так устроен, что он очень хорошо запоминает, то, что было написано, прочитано или услышано перед сном.

6. Диктофон

Сейчас в каждом телефоне есть встроенный диктофон. Сделайте аудиозапись стихотворения, прочитанного ребенком. Главное, чтобы оно было прочитано с выражением. А затем, пусть школьник включит запись и прослушает её три раза. Так, вы подключите к процессу слуховую память, и значительно повысите шансы ребенка запомнить те строки, которые никак не поддаются. Кроме того, данный способ дает возможность услышать себя со стороны и в случае необходимости поработать над своей речью, произношением и интонациями.

7. Театр

О, это наш любимый семейный способ запоминания стихов! Каждая строчка произведения не просто читается, а еще и показывается. Либо самим ребенком, либо всеми членами семьи (если действующих лиц много). Уверена, что фразу «Отец, слышишь, рубит…» моя дочь никогда не забудет. Так как наш папа очень живописно ее показал) Смеялись все. Так что заданный на дом стих, может обеспечить вам интересный семейный досуг.

8. Разрезанные строчки

А это способ закрепить выученный стих в памяти, перевести его из памяти кратковременной в долговременную. О том, что такое долговременная память подробно описано здесь. Нужно распечатать стихотворение на листе бумаги или просто написать. Главное чтобы шрифт был крупным. А потом взять и разрезать стих на отдельные строки. Перемешать и предложить ребенку выложить строчки в нужном порядке.

Очень надеюсь, что приведенные выше 10 способов, помогут вам и вашему ребенку убедиться, что заучивание стихов наизусть — процесс творческий, интересный, а иногда еще и очень веселый! Такой же как и подготовка к пересказу.

Как с ребёнком учить стихи: простые методики

Ждать до школы не обязательно, и даже вредно. Начинать учить стихотворения наизусть желательно в возрасте 2 лет. Это возраст, когда ребёнок старается запомнить как можно больше информации. Его мозг работает как губка.

Стоит отметить, что детям рекомендуется с рождения рассказывать сказки. Так, у них формируется навык запоминания. И если ваш ребёнок с трудом запоминает стихи, попробуйте для начала учить с ним рассказы и сказки. Позже перейдёте к стихам.

Основные правила

  • Учите стихи небольшими порциями.
  • Не начинайте учить второе, пока не выучили первое. При необходимости повторяйте выученное на следующий день.
  • Не заставляйте и не наказывайте за неудачи.

Методы

Увеличивать объём постепенно

Этот метод идеальное решение для первых уроков. Возьмите для первого раза стихотворение, строки которого состоят из 3–4 слов. Для начала подойдёт двустишье или четверостишье.

Сначала прочитайте текст целиком. Потом первую строчку повторите несколько раз и попросите малыша повторить. Когда он запомнит первую, переходите ко второй. Повторяйте с ним уже две строчки. И так постепенно добавляйте по строке, пока он не выучит весь стих целиком.

Визуализация

Если ребёнку сложно запомнить стихотворения по строкам, то можно прибавить к нему метод образов. Когда вы прочитаете ему первую строчку, предложите представить это в виде картинки. Практически любое произведение можно представить в виде образов. Если это даётся с трудом, помогите ему. Поговорите с ним вместе то, о чём говориться в сюжете.

Театр

Попробуйте инсценировать стихотворение. Сделать актёров из игрушек или превратить в актёра самого ребёнка. Для большего интереса можно сделать ему костюм и создать импровизированную сцену. Таким образом, будут развиваться и актёрские способности.

Пересказ

Если ребёнку трудно даётся заучивание рифм, переведите стихотворение в прозу. Прочитайте ему произведение целиком и попросите рассказать о чём в нём говориться. Можно помочь, задавая наводящие вопросы. Таким образом, сформируется смысловая последовательность. После такой обработки заучивание стихотворения пройдёт легче и быстрее.

  • Испробуйте с ребёнком все методы. Потом выберите тот, который подходит именно вам. Можно совмещать какие-то методы. Может быть в процессе вы придумаете свой.
  • Превращайте процесс изучения стихов в игру. Ребёнку должно быть это интересно. Тогда и результат будет налицо.
  • Ни в коем случае не заставляйте, если он не хочет или не в настроении.
  • Делайте перерывы для отдыха, чтобы однообразное занятие не наскучило.

Другие способы

Способ №1 .
Чтобы малыш легко и хорошо запоминал рифму нужно обязательно знакомить его с «мелодией» стихотворения и начать стоит, как можно раньше. Кроха еще лежит в коляске, а вы уже декламируете ему ритмичные «Идет бычок качается», «Наша Таня громко плачет». Когда чадо подрастет, этот первый, заложенный в подсознании опыт, облегчит ему и сознательный подход к процессу заучивания. И помните, что наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. И если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество — что запомнит, то запомнит, то после четырех лет мы уже целеноправлено учим малыша запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше — это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.

Способ №2 .
Для того, чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка. Не нужно заставлять четырехлетнюю кроху заучивать на потеху гостей отрывки из «Онегина». Лучше всего учить детскую классику Михалкова, Барто, Чуковского.
Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным — размеренные, плавные. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но пока мы только учимся учить стихи, лучше поступить именно так. Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе». И еще — учить стихотворение нельзя просто так. Это обязательно должно быть подарком для кого-то: мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза. Только в семь-восемь лет мы потихоньку будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя.

Способ №3 .
Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, — такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Кстати, некоторые воспитатели в детских садах приучают детей к невыразительной манере чтения стихов. Ребятишек в группе много, и коллективное заучивание невольно превращается в монотонное «Та-та, та-та, та-та, та-та…» Это неправильно! Учить стихотворение лучше индивидуально, так что помните об этом и держите ситуацию под контролем. Малыш, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.

Способ №4 .
Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После повторного прочтения расскажите ребенку, кто написал такое замечательное произведение, о том, как и когда оно написано это стихотворение. Такой подход приучает маленького человека к культуре заучивания и облегчает восприятие поэзии. После покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у малыша формируется образ произведения. И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.

Способ №5 .
Мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым — напротив нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и малышам. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте по очереди каждый из них, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи. Заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у малыша является ведущим.
Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим. Главное — результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.

Способ №6 .
И еще один общий совет для всех. Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Своеобразную собственную иллюстрацию к нему. Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папочку. Периодически доставайте, рассматривайте вместе с близкими, вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ и поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж малыша.

Методы заучивания стихов

Визуальный
Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и тоже. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.
Итак, после предварительной работы, о которой говорилось выше, после рассмотрения иллюстраций к стихотворению, вы даете малышу установку на запоминание. «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Ты будешь запоминать, а я — тебе помогать». Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Ваши изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания, и на продуктивность запоминания ваши каляки-маляки особенно не влияют. Главное — принцип. Затем, по вашему «картинному плану» чадо несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Можно конечно использовать и готовые картинки. Но довольно трудно подобрать их так, чтобы они построчно соответствовали содержанию.
Этот метод может применяться одновременно с первым методом или без него. В обоих случаях важным является следующее.

Как вариант: просите малыша во время прочтения и повторения каждой строфы закрывать глаза и представлять себе ее смысл в виде образов, как если бы он смотрел мультфильм или картинку. Чтобы эти образы были максимально яркими и конкретными, используйте для этого какие-нибудь реальные рисунки. По мере увеличения количества заучиваемых строк образы должны постепенно выстраиваться в соответствующей сюжету последовательности. Пусть малыш попробует поэкспериментировать с этими образами, например, что-то изменить во внешнем виде главного героя, перевернуть его с ног на голову и т.п. Неизменной, однако, должна оставаться последовательность образов и их основное содержание.

Двигательный
Опять же, после проведения предварительной работы, вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору — подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы, или перебрасывать мяч (на каждый бросок — одна строчка).

Слуховой
Это самый распространенный метод. Его обычно используют в детских садах. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он включит в головке магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Таким ребятам два вышеописанных способа заучивания не только не помогают, но порой даже мешают запоминать стихотворение. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком.

Вариант: начинать нужно всегда с прочтения стихотворения от начала и до конца. Затем заучивается первая строка стихотворения. Вы читаете эту строку и просите ребенка ее повторить. Желательно повторить ее несколько раз подряд, затем сделать небольшую паузу и повторить еще раз. При выполнении повторений предложите малышу делать их каждый раз по-новому: с новой интонацией, с акцентом на другом слове, с другим эмоциональным фоном (весело, спокойно, восторженно, грустно и т.д.). Для запоминания это очень важно, поэтому было бы хорошо, если бы вы сами показали малышу, как это делать. Далее вы читаете вторую строку и просите: сделать то же самое. Однако после паузы просите малыша повторить обе строки — первую и вторую. Эти строки также повторяются несколько раз. Затем читается следующая строка и т.д. Лучше всего овладевать этим способом на стихотворениях, состоящих из 4 строк. Тогда ребенок просто «обречен» на успех, ему понравится и запомнится способ запоминания, и он не побоится взяться за более «твердый орешек».

Логический
Не у многих дошколят ведущая — логическая память, но есть и такие. Для них предлагается следующий метод. После предварительной работы, вы читаете первые строки произведения, а потом останавливаетесь и предлагаете малышу своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читаете строку произведения, а потом снова предлагаете рассказать, что было дальше. Вы побуждаете ребенка опираться на смысловые связи. Во второй раз, после вашего прочтения четверостишия, пусть он вспомнит, как точно автор говорит, какими словами, об этом явлении или событии. Цель такого «пересказа» состоит в том, чтобы ребенок как можно глубже проник в смысл того, о чем говорится в стихотворении, установил различные смысловые связи между элементами текста. Такая смысловая обработка материала тоже значительно облегчает его последующее запоминание.

Как мы учим стихи: личный опыт и рекомендации (опыт одной мамы)

• Далее я прочитала о том, что поэзия это ритм, а к ритму ребенка нужно приучать. Когда пела колыбельные, то похлопывала свою малышку в такт ритма стихотворения или песенки. Потом, когда она подросла, то под ритм стихотворения мы делали движения руками, покачивались, хлопали в ладошки.
• Следующий этап был – рисование иллюстраций к стихотворению, я читала стихотворение, дочка на память прорисовывала его. Иногда стихотворение читала ей по нескольку раз, пока она сидела и рисовала.
• До того момента, как ей исполнилось 4 года, мы учили стихи к праздникам, или в подарок – папе, бабушке, друзьям. Это стало отличной мотивацией. Остальные стихи мы даже не заучивали специально, просто я ей постоянно их читала. А Даша запоминала то, что ей больше всего нравилось. А вот после 4 лет, заучивание стихов стало уже заданием или даже работой. Мы старались учить стихи постоянно, так как, я узнала, что именно заучивание стихов – это наилучший путь, для формирования объема памяти дошкольника.
• Хоть я и написала что, мы стали учить стихи целенаправленно, но не когда не делали это против воли ребенка, если у нее не было настроения или желания. По моим наблюдениям детки иногда отказываются учить стихи, только из-за того, что объем стихотворения не соответствует их возрасту и им действительно тяжело. Сведите ваши требования к тому, на что способен ваш малыш, и не ставьте цель выучить за день Муху-цокотуху, или заставить трехлетнего ребенка учить «Сказку о царе Салтане».
• Один наш знакомый мальчик просто впадал в бешенство, когда ему говорили, а сейчас начнем учить стихи. Он убегал и прятался. Я до 4лет вообще своему ребенку не говорила, давай будем учить стихи. Предлагала ей: повторяй за мной, как веселый попугайчик; или, давай поиграем и расскажем твоему медвежонку стишок; или, какую колыбельную ты своим куклам споешь? Так же и поступила мама Егора, она стала говорить ему: я буду рассказывать, а ты повторяй за мной, но я разрешаю повторять только одну строчку. Для него это стало игрой, и он уже ходил и выпрашивал все новые и новые строчки, но все это конечно произошло не в один день. Мама сама стала очень часто рассказывать стихи, и делать это с удовольствием. Капля по капле и ребенок звезда детского сада, на каждом утреннике у него самый длинное стихотворение.
• Прежде чем начать учить стихотворение, спросите все ли слова ребенку понятны, разъясните значение каждого слова. Можно пойти на обман прочитать несколько стихотворений, и предложить ребенку выбрать то, которое вы будете учить. Ребенку кажется, что это он а не вы руководите процессом, и вы вынуждены учить с ним то, что он выбрал, это повышает его самооценку и прибавляет уверенности.
• Как и во всем: повторение – мать учения! Первую строчку стихотворения повторяем до тех пор, пока малыш не расскажет вам ее без ошибок, потом переходим ко второй строчке, и так учим четверостишие, а из них складываем стихотворение целиком. Но здесь не надо торопиться, один ребенок может выучить стихотворение за час, другому необходима неделя, в течение которой, он будет запоминать по 2-3строчки каждый день
• Не забывайте повторять с ребенком те стихи, которые вы учили в прошлом месяце или в прошлом году, и вам и ему будет полезно развивать и активировать долговременную память.
• Рифма – постоянно играйте с ребенком в рифму, чем бы вы не занимались: Кашу съела Даша, малышка- шалунишка, надо просыпаться пойдем скорее умываться и так далее. Используйте рифмы, когда общаетесь с ребенком. Заметите, что это легко и увлекательно. Вы и не заметите, что ребенок вас поддержит и даже превзойдет в этом деле. В возрасте 4 лет Даша шокировала нас первым своим четверостишием – Тили-бом, тили-бом, убираем какашки за котом!
• Нам уже 6 лет, и Даша может сама прочесть и выучить стихотворение. И опять нас спасает игра, она рассаживает кукол и готовит их к концерту, в котором каждая кукла расскажет на сцене – стуле, свое четверостишие, как вы понимаете, все стихотворение целиком, она сама рассказывает за кукол.

В заключение еще несколько советов

— Желательно обучить ребенка всем трем методам, чтобы в дальнейшем он мог использовать их одновременно. При одновременном применении этих методов лучше соблюдать такую последовательность: сначала читается все стихотворение, потом оно «пересказывается» и только после этого заучивается по строкам с параллельным «переводом» текстовой информации в образную форму.

— Обязательно делайте перерывы для отдыха. Необходимо создать такой режим работы, чтобы она приносила только радость, а не мучения. Ни в коем случае не заставляйте ребенка учить стихотворение, если он этого сейчас не хочет.

— Если вам интересно знать, есть ли какой-то прогресс в развитии памяти вашего ребенка, записывайте каждый раз, сколько ему нужно повторений, чтобы полностью выучить стихотворение из 4-х строк.

Давайте разберем по этапам, как учить стихотворение с ребенком

1 этап. Обязательное чтение стихотворения взрослым. Вы даете образец выразительного и правильного чтения. Помогаете ребенку прочувствовать настроение и характер стихотворения.

Давайте, попробуем выучить маленькое стихотворение В. Орлова»Дятел» и правильно прочитаем его ребенку.

Дятел,
Даже молодой, —
Вежливая птица:
Он всегда
Перед едой
К червячку
Стучится!

2 этап. Выяснить, как ребенок понял смысл стихотворения. Спросить, о чем говорится в стихотворении?

Какой дятел? (Молодой, вежливый)

Почему дятел вежливый? (потому, что стучится)

Зачем он стучится к червячку? (чтобы добраться до червячка, найти его)

3 этап. Уточнить значение трудных слов, спросить все ли понятно. Прочитать с читающим ребенком трудные слова из текста.

4 этап. Прочитать еще раз вместе, если ребенок читает. Или пусть ребенок читает сам 2 раза (вслух и шепотом)

5 этап. Очень хорошо совместить чтение с движениями тела или рук.Здесь можно сделать так:

на первой строчке показать длинный нос – дятел,

На слово «вежливая» птица – небольшой поклон,

На слова «перед едой» — показать как движется ложка ко рту,

«К червячку стучится» — постучать по столу.

Так можно придумать любые движения, чтобы сработаладвигательная память и ребенку легче будет запомнить порядок строк. Только обратите внимание, что движения выполняем, когда читает взрослый или призаучивании.Если читает ребенок, то никакие движения не выполняются.

6 этап. Нарисовать это стихотворение в виде символов или сделать иллюстрацию к тексту. Здесь можно прорисовать не каждую строчку, а смысловую фразу. Это стихотворение можно изобразить в виде 3 картинок-символов: дятел (птичка, длинный клюв), тарелка, червячок.Последовательное расположение картинок поможет ребенку, у которого преобладает зрительная память.

7 этап. Заучивать стихотворение не по строчке, а по фразам.Если фраза длинная, то можно разбить ее на части. Заучивание совмещать с показами картинок и движениями.

Читаем первую фразу » Дятел, даже молодой, — вежливая птица» и ребенок повторяет ее 2-3 раза ( вслух, шепотом, с закрытыми глазами). Затем к первой фразе приклеиваем следующую «он всегда перед едой» и ребенок повторяет сразу 2 фразы 2-3 раза. Затем приклеиваем следующую фразу и повторяем 2 уже заученные и 1 новую » к червячку стучится».Затем повторить все стихотворение вместе 1-2 раза и отложить на время.

Если стихотворение длинное, то надо разбить его на смысловые части и каждую часть учить таким образом, а потом все объединить.

8 этап. Повторить стихотворение вместе через промежуток времени, через полчаса, позже, перед сном, на следующий день.Только не стоит делать это в виде экзамена: «А ну-ка, расскажи, я посмотрю, как ты запомнил». Гораздо эффективнее, если Вы предложите рассказать вместе папе, бабушке, соседке. Если Вы начнете рассказывать, а потом «забудете» и попросите ребенка помочь. Если Вы попросите ребенка послушать, правильно ли Вы запомнили.

Можно попросить малыша, чтобы онвыучил это стихотворение с котенком, с игрушечным мишкой или какой-нибудь игрушкой. Можно рассказать стихотворение на ночь подушке, луне, и т.д.Нам это может быть смешно, а дети все воспринимают за чистую монету, и с удовольствием будут рассказывать и вымышленному домовенку, и луне за окном и дождику.

9 этап. Повторите стихотворение через день,через два, помогая малышу картинками и движениями, если он забудет.

Вот и все. Если вы пройдете эти 8-9 этапов, то Ваш малыш прекрасно выучит стихотворение без напряжения. При таком заучивании мы делаем упор на все системы человека (слуховую,зрительную,образную память включаем, кинестетическую – движения)и все они работают вместе, значительно облегчая работу ребенка, помогая лучше и легче запоминать стихи.

Если вы будете учить стихотворения таким образом и со школьниками, они смогут даже трудные стихи запомнить быстро и хорошо.

Как быстро выучить стихотворение наизусть с ребенком

Приветствую вас, друзья. Сегодня расскажу секреты, как быстро выучить стихотворение наизусть с ребенком. Стихи помогают в развитии памяти, речи ребенка, способствуют общему развитию. Детям, которые учили стихи в дошкольном возрасте, намного проще будет в будущем, когда пойдут в школу, ведь там часто задают задания и надо выучить наизусть стихи в достаточно сжатые сроки. Но многие родители не знают, как учить с ребенком стихи, с чего начать, на что обратить внимание при заучивании. В сегодняшней статье я расскажу о секретах и методиках заучивания стихотворений.

Секреты как учить с маленьким ребенком стихи

Существуют разные методы, помогающие учить стихи с детьми, из которых родители смогут выбрать тот, который будет удобен им и ребенку либо можно сочетать их между собой.

  1. Делим стихотворение на части. При изучении стихов рекомендуется делить их на части, желательно, чтобы они были смысловыми. Даже небольшое четверостишие можно поделить на две части по две строчки. В первый день выучите первые две строчки, время от времени вспоминайте их, повторяйте. На следующий день повторите предыдущие строчки и выучите дополнительно две новые.
  2. Плавно увеличиваем объем стихотворений. Для начала лучше всего выбрать небольшое стихотворение, состоящее буквально из четырех строчек. Позже, когда ребенок его выучит, можно взять для изучения стих немного больше предыдущего.
  3. Не торопитесь. Многие родители спешат, пытаясь с ребенком выучить множество стихов в короткое время. Не нужно никуда торопиться. После того, как ребенок рассказал в первый раз стих, нужно время, чтобы он его запомнил, а не забыл через час.
  4. Представляем стих. Детям легче запомнить стих, если они представляют то, о чем он. Поэтому прежде, чем приступить к заучиванию текста, предложите ребенку его представить, а лучше всего – нарисовать то, о чем говорится в строчках произведения.
  5. Объясняем ребенку непонятные, сложные слова и фразы. Часто в стихотворении можно встретить слова или метафоры, значения которых малыш еще не знает. Обязательно объясните, что значит каждое неизвестное слово, фраза, словосочетание. Придумайте как можно больше синонимов к непонятным словам, которые будут ясны ребенку. В противном случае малышу будет сложно быстро выучить стихотворение, значение слов которого он не знает.
  6. Пересказываем стихотворение. После того, как вы выразительно прочитали стих, перескажите его своими словами, доступным языком для малыша, попутно поясняя непонятные моменты. После этого попросите ребенка пересказать стих своими словами по памяти.
  7. Следите за интонацией при чтении стихотворения, делайте паузы, когда это требуется. Приучайте ребенка с первых же дней рассказывать стихи с выражением. Для этого для начала необходимо самостоятельно прочитать малышу текст с интонацией, чтобы он мог прочувствовать каждое слово, понять, что пытался донести автор произведения. Можно во время воспроизведения демонстрировать действия, в соответствии со словами: ходить по комнате, приседать, наклоняться, показывать высокий (вверх руку) или маленький (руку опустить низко).
  8. Можно облегчить изучение стихотворения с помощью обычного… мячика. Для этого один из родителей кидает мяч в руки ребенку и произносит первую строку стихотворения, малыш, в свою очередь, кидает мячик обратно, повторяя, сказанное родителем. Далее таким же образом продолжаем со второй строкой и последующими. Когда ребенок выучит стихотворение, можно предложить кидать мячик друг другу и по очереди называть слова из выученного стиха. Так незаметно, играя, ребенок сам не заметит, как выучит стихотворение наизусть быстро.

Советы как быстро выучить стихотворение наизусть

  1. Для детей лучше выбирать стихотворения А. Барто, С. Маршак, С Капутикян. В стихах перечисленных поэтов присутствуют конкретные образы, и ребенку будет легче представить то, о чем говорится в стихотворении, что ускорит процесс запоминания текста.
  2. Выбирайте стихи, в которых содержится много глаголов, существительные, динамика действий, так как такие стихи детям запомнить проще.
  3. Чаще пойте или включайте диск с записанными на нем детскими песенками. Постепенно, слушая изо дня в день песни, ребенок будет запоминать слова и со временем начнет подпевать.
  4. Во время игр и ежедневных дел (умывание, одевание, кормление) сопровождайте действия стишками, потешками. Во время прогулок, по пути в магазин за продуктами, на развивающий кружок либо в детский садик повторяйте стихи, которые были выучены ранее либо рассказывайте новые.
  5. Не настаивайте на изучении стихов, если ребенок не в настроении, чем-то занят, расстроен. Это может отбить у ребенка всякое желание, и он потеряет интерес к стихам.

Как учить стихи. Мой опыт

Теперь расскажу, как мы начинали учить стихи с Леней и Настей. Сыну сейчас 5 лет и он знает много стихотворений, но мы все-равно продолжаем учить новые и он делает это с удовольствием. Насте 2 года 8 месяцев с ней мы тоже учим стихи, конечно, попроще и знает она поменьше, чем Леня. Но с удовольствием рассказывает с выражением (некоторые слова бывает, что пропускает) «Зайку бросила хозяйка», «Уронили мишу на пол», «Идет бычок качается», «Миша косолапый» (при этом в конце обязательно топает ногой:)), частично «Федорино горе», «Мойдодыр» и «Муху цокотуху».

Как же мы учим? Когда мы качаемся, например, на качельке, куда-то идем, либо готовлю кушать — я ей рассказываю различные стишки. Дома у нас постоянно включен диск со стихами А. Барто и детские песенки (она уже подпевает песенки крокодилу Гене «Пусть бегут неуклюже»).

  • Когда мы учим новое стихотворение я рассказываю сперва сама стихотворение полностью.
  • Далее я читаю строчку из произведения и даю повторить Настюшке за мной и так до конца всего стихотворения.
  • После того, как предыдущий пункт пройден (бывает и несколько раз) мы приступаем к следующему шагу: я рассказываю слова из первой строки стихотворения, но последне слово даю сказать дочке.
  • Следующий шаг аналогичен предыдущему, только дочка говорит два последних слова, потом три.
  • На последней стадии я говорю первое слово в строке, а дочка оставшиеся слова. Так продолжаем до тех пор, пока сама полностью не сможет рассказать все стихотворение.

Написала много, но на самом деле это совсем несложно, проходит в игровой форме и дочка получает от занятия большое удовольствие. А как ей нравится потом всем демонстрировать свое умение рассказывать стихи, прям улыбка до ушей, глазки сияют:)

Вот и все секреты о том, как правильно выучить с ребенком стихотворение не принуждая и не заставляя его к этому. Учите стихи, играя, и тогда в будущем малыш сохранит любовь к поэзии. Поделитесь, пожалуйста, в комментариях, а как вы учите стихотворения с детьми, может у вас есть свои секреты?

Понравилась статья «Как учить стихи с ребенком»? Поделитесь с друзьями с помощью кнопочек соц. сети. Чтобы не пропустить новые статьи блога — подписывайтесь на обновления.

С уважением, Ольга

Привет, ребята! Помните, как в школе многим из нас с трудом давались стихотворения наизусть? Нынешним школьникам не легче.

Света из Новосибирска написала мне, что ей очень тяжело дается информация наизусть, которую надо заучивать слово в слово. Специально для таких мучеников науки я славно потрудилась и подготовила материал о том, как же учить стихотворения буквально за пять минут.

Полезные советы, методики и простые правила для всех, кому это нужно. Дорогие ребята! Надеюсь, что моя статья действительно будет вам полезна.

Обязательно напишите в комментариях, что помогает вам быстро учить стихотворения, и делайте репосты в профилях своих соцсетей — вашим друзьям этот материал тоже может быть полезен.

Вступление

Сдача стихотворений наизусть – одна из самых сложных школьных обязанностей, особенно тяжкая для некоторых учеников, не обладающих феноменальной памятью. Да и способным школьникам хотелось бы расправиться с таким заданием как можно быстрее – и в то же время не забыть выученное на следующий день.

На самом деле, быстро выучить стих наизусть не так уж и сложно – достаточно соблюдать ряд обязательных условий. О которых, конечно, расскажет Активная мама.

Необходимые условия

Принимаясь за изучение стихотворения, придерживайся следующий условий:

  1. Не нужно пытаться учить стих наизусть как в последний момент (с утра за завтраком или на переменке перед уроком), так и задолго до его сдачи (выученные стихи чаще всего довольно быстро «выветриваются» из головы). Идеальным вариантом будет изучение за 2 дня до сдачи, в вечернее время (лучше перед сном), хотя это уже индивидуально: если ты лучше запоминаешь информацию в утреннее время – учи стихотворение утром.
  2. Учи стих в полной тишине и одиночестве: выключи телевизор, отложи в сторону мобильный, попроси родных не мешать тебе, закрой дверь в комнату и полностью погрузись в процесс запоминания.
  3. Не принимайся за изучение на бегу, второпях, между делом, будучи раздраженным или чем-то расстроенным – плохое настроение или мысли о других, более важных для тебя вещах будут постоянно отвлекать и не позволят сосредоточиться на задании.

Пошаговая инструкция

Никогда не принимайся за изучения стихотворения наизусть, предварительно не прочитав его и полностью не усвоив его смысл. Хороший учитель перед тем, как задать изучение стихотворения, выразительно прочитает его перед классом и разберет с учениками его смысл, подскажет, где сделать интонационные акценты, и объяснит смысл непонятных слов.

Однако не всем везет с учителями, или на это просто может не хватить времени на уроке, поэтому придется разбираться самому:

  1. дважды выразительно, не торопясь, стараясь уловить ритм и темп, прочитай стихотворение вслух;
  2. во время чтения старайся вникать в смысл – его осознание значительно поможет в дальнейшем изучении;
  3. выстраивай цепочку ассоциаций, мысленно «рисуя» то, что описывается в стихотворении;
  4. если у тебя хорошо развита зрительная память, отличным подспорьем станет переписывание стихотворения на лист бумаги – при этом надиктовывай сам себе текст вслух, задействуя таким образом сразу два вида памяти;
  5. если ты хорошо воспринимаешь информацию на слух – запиши на диктофон свое выразительное чтение стихотворения (как вариант – найди и скачай стих в аудиоформате в Интернете) и несколько раз прослушай его;
  6. уясни смысл незнакомых тебе слов с помощью словаря.

Не думай, что мы зря теряем время, выполняя эти действия – на самом деле, во время них ты уже начал учить стихотворение наизусть и запомнил его значительную часть.

Чем ответственней ты отнесешься к первому этапу (который многие предпочитают игнорировать, сразу приступая к зачастую бессмысленной зубрежке), тем проще будет легко выучить стих в дальнейшем.

А теперь приступаем к окончательному заучиванию стиха:

  1. если ты переписал стих на бумагу – учи его именно с этого листа, а не с книги: написанное твоей рукой усвоится лучше;
  2. прочитай первую строку стихотворения и повтори ее вслух, оторвав взгляд от листа;
  3. далее строй цепочку: читай сначала 1-ю и 2-ю строку и повторяй их вслух, затем 1-ю, 2-ю и 3-ю и, наконец, все четыре строки строфы (если она состоит именно из 4-х строк – наиболее распространенная, но не единственно возможная структура);
  4. выучив наизусть первую строфу стиха, приступай к аналогичному изучению следующей строфы;
  5. изучив вторую строфу, повтори вслух первые две строфы; изучив третью – повтори все три и т.д.;
  6. продолжай изучать по такой схеме все стихотворение, обязательно делая 10-минутные перерывы между изучением 2-3 строф;
  7. перед самым сном прочитай стих и повтори его вслух целиком – с утра он должен крепко сидеть в твоей голове.

Благодаря постоянным повторам таким образом можно быстро выучить наизусть стих среднего размера (3-4 строфы) за полчаса.

Полезные советы

Если заучивание «не идет» – не мучь себя зря и оставь его на некоторое время. Часто бывает так, что не поддающийся изучению сегодня стих завтра учится легко и быстро. Если не выходит учить вечером, попробуй повторить это с утра – и наоборот.

Некоторым людям отлично помогает декламация стихотворения перед зеркалом.

При изучении стихотвореия вместе со своим ребенком (например, для детского сада), рекомендуется использовать метод мнемотаблиц, когда описываемый сюжет последовательно изображается в виде картинок – по ним ребенку будет легче воспроизвести стих.

Не учи строфы отдельно друг от друга – потом будет сложно связать их в одно стихотворение, будут возникать проблемы и запинки на стыке строф.

Возможно, легко выучить стих тебе поможет не только его многоразовое чтение, но и «пропевание» – вспомни, как быстро откладываются в голове тексты прослушанных песен. Попробуй пропеть стихотворение и понаблюдай за эффектом. Этот же способ хорошо применять при изучении стихотворения вместе с ребенком.

Специалисты советуют перед изучением стихотворения несколько раз прочитать его вслух с разной интонацией: пафосно, хихикая, страдая, злобно, тихо/громко, быстро/медленно и т.д. Эффект прогнозируется блестящий: возможно, после такого представления тебе даже не потребуется изучать стих по строчкам, а позитивный настрой будет обеспечен.

Популярен и совет ложить книгу с изучаемым стихом под подушку перед сном. Конечно, этот совет из разряда самовнушений, но при условии, что стихотворение ты выучил достаточно хорошо, лишним он точно не будет.

А это вообще возможно?

Ответ очевиден: только если речь идет о простом стихотворении в одну строфу (для детского сада или 1 класса) или ты обладаешь феноменальной памятью. При иных условиях на изучение стихотворения придется потратить немного больше времени в зависимости от его объема и сложности.

Чтобы быстро и легко учить стихи, а также усваивать другую информацию при подготовке к урокам, необходимо постоянно тренировать свою память, полноценно питаться и спать достаточное количество времени для своего возраста.

Что нужно знать

Из этой публикации вы узнаете, как можно легко и быстро выучить любое стихотворение!

Предыстория о том, почему я написал этот пост.

Сегодня я приехал в гости к моей тёте, а к ней часто заезжают мои племянники Даша и Матвей! Даша в 3-м классе, а Матвей во 2-м. Я их обожаю – они такие лапы!

Когда я приехал, то Матвей учил стихотворение из 16 строчек Плещеева “Осень наступила, высохли цветы…”

” и так далее))) Оказывается, они его с дедушкой типа “целый вечер” учили. Ну попросил его рассказать мне – он его повторил и … первые пару строчек (из оперативки) вспомнил по памяти. А дальше.. ну вы понимаете: Эээ… Ууу… Ааа.. и хорош.

Пусть он только во 2-м классе, а мнемотехника всегда работает! После вопроса: “Матвей, а тебе нравится учить эти стихи?” – и ответа “нет”, мы с ним решили сделать его дальнейшую школьную жизнь по запоминанию стихов легче и веселее. Посидели 15-20 минут, и он его запомнил наизусть, и рассказал нам всем без запинок)))

Как он это сделал? Ну и вообще – как вам это делать? Давайте это разберем!

Теория

Как вам выучить с ребенком стих: Самым простым методом, который легко объяснить второкласснику, является метод, когда он полностью представляет в голове всё, о чем рассказывается в стихотворении в виде образов, связывая их в единую историю.

  1. Когда вы с ним проработаете всю эту историю, то вы должны ему читать стихотворение, а он должен его представлять её у себя в голове. (желательно ему еще руками стараться показать те образы, которые должны у него возникнуть в голове. Ещё лучше, чтобы он вам их показывал.
  2. Далее пусть он сам прочитает этот стих несколько раз с той скоростью, с которой ему комфортно читать, и помогайте ему жестами представлять образы из истории, связанные со стихотворением.
  3. Пусть он представляет историю, и старается рассказать стихотворение!

Важно: хвалите его за каждую его удачно воспроизведенные 4 строчки, и говорите, что у него получится, если он что-то не может пока точно воспроизвести! Это стимулирует его вспоминать точнее и меньше ошибаться!

В общем, когда вы видите в своей голове все, что хотите рассказать, вам надо только связать рифмой те слова, которые вы помните. А это очень легко! Даже второкласснику.

Пример на практике:

Дорогие друзья! Если Вы ведете учет своих финансов, то прочитайте статью про то как можно вернуть часть денег за покупки в интернет- магазинах, за покупку билетов и многое другое с помощью кешбэк-сервисов, я подобрала лучшие и проверенные сайты. Читайте и возвращайте Ваши деньги!

Конечно, когда я объясняю это не лично, а с помощью текста, у вас может не возникнуть полного понимания методики, но всё же лучше об этом написать, чем не писать!

Как выучить стих?

Давайте посмотрим это на практике! Возьмем то же стихотворение:

Осень наступила, Высохли цветы,

И глядят уныло Голые кусты.

Вянет и желтеет Травка на лугах,

Только зеленеет Озимь на полях.

Прочитывайте строчку, и задавайтесь вопросом: “Как я могу это представить в последовательную историю???”. У вас будут ваши образы, а пока давайте представим по пунктам наше стихотворение,как бы я его запоминал:

Осень наступила (представьте деревья, с которых осенью падают желтые листья. Держите этот образ в голове, и прочитайте вслух 3 раза “Осень наступила”)

Высохли цветы (желтый листок упал на цветок,и цветок прямо на ваших глазах высох. Держите и этот образ в голове, и прочитайте вслух 3 раза “Высохли цветы”)

И глядят уныло

Голые кусты (эти две строчки лучше соединить вместе: над цветком, который высох, растут кусты с большими глазами, которые глядят на вас, и моргают. При этом кусты голые: без листьев – одни только веточки. Снова держим образ, и добавляем строчки “И глядят уныло голые кусты”).

Сейчас просто представьте в вашем воображении всю описанную историю последовательно, и прогоните её от начала и до конца в вашем воображении 2-3 раза, чтобы вы не путались: осень, цветы, глядят кусты..

После этого прочитайте стихотворение 2-3 раза вслух.Читая стих в голове пусть представляется ваша история.

Дальше вам стоит лишь вспомнить начала истории, и стихотворение вспоминается само!

Как выучить большой стих, читайте в следующих постах.

Пример из жизни:

Отзыв от тех, кто уже использовал эту статью:

Спасибо большое. Я в 9 классе, надо было выучить стих Пушкина “Роняет лес багряный свой убор…” благодаря вашей методике справилась за полтора часа, хотя память плохая. Ещё раз спасибо…

«Выучить стих от сих до сих»: как и зачем это вообще нужно

Это видео в интернете за короткий срок собрало миллионы просмотров: маленький мальчик не может выучить стих, поэтому уже, наверное, в сотый раз повторяет одну и ту же фразу: «Ласточка с весною в сени к нам летит…». Но у него ничего не получается: он злится, ругается, плачет, срывается на крик. Хотя в том, чтоб запомнить пару-тройку поэтических строф, нет ничего сложного. Методик, раскрывающих секрет, как легче выучить стихотворение, существует множество.

Заучивание наизусть стихотворных произведений – обязательный пункт школьной программы.

Но помимо этой принудительной причины учить стихи, есть еще немало других, которые не только косвенно возвращают нас в детство, но и делают интереснее нашу зрелость и старость, потому что это:

  • бесплатный, но весьма эффективный тренажер для памяти и гимнастика для мозга;
  • возможность расширить свой кругозор, литературные знания, научиться чувствовать поэзию и даже приобщиться к высокой литературе, тем самым пополнив свой культурный багаж;
  • развитие способности оценивать окружающий мир с точки зрения творческой составляющей;
  • спасение от болезни Альцгеймера и прочих нерадостных примет старости, связанных с атрофией клеток головного мозга;
  • развитие актерского мастерства;
  • развитие эмпатии и других чувственно-эмоциональных умений человека;
  • шанс стать интереснее для других людей: человек, который умеет ввернуть в разговоре поэтическую цитату, будет цениться в культурном обществе больше других;
  • домашние уроки по развитию речи: знакомясь с богатым лексиконом классиков, мы расширяем свой словарный запас.

В общем, знать стихи – это и приятно, и полезно. Осталось только научиться тому, как можно быстро выучить стих, чтобы уже в ближайшее время блеснуть своими знаниями в кругу друзей.

Факторы, влияющие на качество процесса

Все люди разные. Кто-то учит стихи легко и непринужденно: достаточно несколько раз прочитать текст, и он уже отложился в памяти. А для кого-то проблема, как быстро выучить стихотворение, становится неразрешимой. Но, несмотря на все различия, ни для кого нет ничего невозможного. Просто нужно принять во внимание некоторые факторы, которые могут повлиять на скорость и качество заучивания поэтических произведений. Особенно если это касается школьников:

  1. Окружающая обстановка – стихи лучше учить в тишине и в одиночестве, если же вас будут постоянно отвлекать посторонние шумы или другие люди, то вряд ли вы можете рассчитывать на достойный результат.
  2. Индивидуальные особенности памяти: кто-то лучше запоминает услышанное от других, кто-то – написанное самолично, а для кого-то идеальный вариант запомнить текст – это тот, когда он будет проговорен и прочитан самостоятельно.
  3. Культурный багаж: если ребенок с детства привык к литературе, если ему постоянно читали книжки, то он может чувствовать ритмику стиха на уровне подсознания.
  4. Время заучивания: считается, что мозг лучше всего работает с утра, поэтому основная нагрузка по запоминанию должна выпасть на это время, чуть позже, перед сном, нужно повторить текст, и на следующее утро он будет отпечатан в памяти.

Но что делать, если вы или ваш ребенок не обладаете лишним временем, если нет никакой возможности обеспечить подходящие условия для занятий? Как быстро выучить наизусть стих в таком случае? Очень просто – нужно призвать на помощь специальные методики.

Шаги к успеху

Прежде чем приступить к заучиванию стиха или прозаического отрывка, нужно принять как данность, что стихотворение, как и любое художественное произведение, может характеризоваться двумя категориями: формой и содержанием. И если мы хотим, чтобы стих отпечатался в нашей памяти, нужно проработать каждую из этих составляющих. На пути к успеху предстоит пройти несколько шагов:

  1. Прочитать стихотворение вслух и оценить, все ли слова в нем понятны, если нет – прояснить значение незнакомых выражений при помощи словаря, ведь чем проще будет смысловое восприятие текста, тем легче его запомнить.
  2. Оценить содержание стихотворение в целом, попытаться понять, о чем оно, а также какие чувства вызывает: личный эмоциональный отклик поэтического произведения в вашей душе поможет прописать его в вашей памяти.
  3. Прочитать стих еще пару раз, чтобы удостовериться, что в его содержании для вас не осталось белых пятен.
  4. Разбить стихотворение на строфы, если таковых нет, а если есть, то разделить текст на смысловые части.
  5. Читая каждую строфу по отдельности, пытаться нарисовать в своем воображении картинку того художественного мира, который создал поэт.
  6. Простучать ритм стихотворения ногой, рукой, карандашом – чем угодно.
  7. Подключить все виды памяти: переписать стихотворение на бумагу (лучше по строфам), а также попросить кого-нибудь прочитать вам его вслух, а дальше приступать непосредственно к заучиванию текста.
  8. Каждый отрывок учить построчно, причем процесс запоминания должен соответствовать схеме «+1»: сначала запомнить одну строчку, потом повторить ее вместе со второй, потом заучить первую, вторую и третью и так далее, но максимум до восьми строк.
  9. Если вы озадачены тем, как выучить быстро большой стих, то процесс аналогичен, только схема +1 строка повторится несколько раз.
  10. Можно воспользоваться подсказками: выпишите на листок слова, с которых начинается каждая строфа или смысловой отрывок, через них память «вытянет» все остальное.
  11. Если вам кажется, что вы уже все запомнили, сделайте перерыв минут на 15, а потом попытайтесь снова воспроизвести текст. Так выявятся проблемные места, которые надо будет проработать дополнительно.

Не исключена и такая ситуация: у вас вообще нет времени на заучивание. Допустим, вы или ваш ребенок просто забыли о домашнем задании по литературе. И вот вы в панике думаете о том, как быстро выучить стих наизусть за 5 минут, и впадаете в отчаяние от абсурдности задачи?

Не торопитесь сдаваться. Для таких забывчивых детей или тех, кому просто очень трудно дается процесс запоминания, интернет предлагает множество специальных программок. От ребенка потребуется только ввести текст в специальное поле, а дальше следить за его трансформацией и заполнять пропуски слов. Эмоционального отклика в детской душе такое заучивание, конечно, не найдет, но зато ваше чадо не пополнит список двоечников.

Быстрое запоминание

Многие люди говорят о том, что у них плохая память и что выучить стихотворение просто не получается. Но справиться с подобным заданием вполне под силу каждому. Необходимо просто знать, как быстро запомнить стих. Ведь существует специальная методика, позволяющая сделать это.

Дальше — интереснее!

Для того чтобы быстро выучить стихотворение, необходимо сделать следующее:

  1. Прочитайте его вслух не менее 2-4 раз.
  2. Теперь внимательно изучите текст и постарайтесь представить себе то, о чем в нем говорится. Ассоциации помогают, как легко выучить стих, так и наизусть выучить любую другую информацию.
  3. Снова прочитайте стихотворение, только сделайте это очень медленно, обращая внимание на каждое слово. Старайтесь запомнить род, число, форму и время каждого слова.
  4. Перепишите текст, это также поспособствует его запоминанию.
  5. Теперь возьмите написанный вами на листе стих и повторите первую строчку несколько раз. Добавьте вторую строку и повторяйте ее вместе с первой. Так, добавляя каждый раз по строке, можно как запомнить стих, так и выучить любой другой текст.

Специалисты рекомендуют после этого отложить книгу и лист с написанным четверостишиями и заняться чем-либо другим. Через 1-2 часа прочитать текст еще раз с листа и постараться повторить его по памяти. В случае неудачи надо будет еще несколько раз проделать действия, описанные в пунктах №1 и №2. Это поможет лучше запомнить информацию.

Как легко запомнить стих наизусть?

Существует и еще один способ, при помощи которого можно научиться, как быстро запоминать стихи, так и любую другую информацию.

  1. Прочитайте текст несколько раз вслух.
  2. После этого построчно повторяйте его, точно также как описано в первом способе. Как только доберетесь до конца стихотворения, повторите его один раз целиком и сделайте перерыв на 15-20 минут.
  3. По истечении этого времени прочитайте еще раз текст с бумаги и попробуйте повторить его по памяти. Если не получилось сделать это, например, первые 2-3 четверостишия запомнились, а вот конец текста не совсем, то следует еще 2-3 раза прочитать его с листа и опять сделать перерыв.
  4. Далее повторяем эти действия – 15-20 минут отдыха, которые сменяются прочтением стиха с листа и его повторением по памяти, до тех пор, пока полностью не получиться выучить его наизусть.
  5. Также рекомендуется начинать процесс запоминания стихотворения ранним вечером или в утренние часы. Именно в это время получиться выучить текст намного быстрее.

«Зазубривание» стихотворений для многих является целой мукой! Когда строчки переплетаются между собой, слова перемешиваются, и в голове остается лишь «каша»… Это стандартная история. Такое бывает у всех, даже у самых умных профессоров не все получается с первого раза.

Существует целый ряд методик и способов быстрого запоминания и воспроизведения, с которыми я попытаюсь Вас познакомить. Для начала, нужно представить в голове четкую структуру стихотворения. Это означает, что нужно вчитаться в каждое слово и попытаться представить динамику событий, которую хотел передать Вам автор. Что следует за чем, что происходит после чего и так далее… Для разных людей существуют разные способы более рационального заучивания.

Приведу некоторые из них:

  • Переписывание стихотворений в тетрадь, при этом стараться задуматься над каждым словом.
  • «Напевание». Да-да! Именно пение помогает некоторым легко запоминать большие стихи.
  • Представление стихотворений в жизни. Активная жестикуляция. Кому-то покажется это смешным, но это так!

Можно выделить два временных промежутка, которые больше всего подходят для нашей цели: когда вы сильно утомленны и хотите спать; с самого утра, на свежую голову.

Когда вы жутко устали и кажется, что больше ничего не сможете делать, то возьмите книгу и попробуйте поучить. У вас ничего не получится, но, зато, когда вы проснетесь утром, то будете помнить большую часть того, что пытались запомнить вчера! Вам останется только закрепить результаты.

Фишки

Как же многие школьники не любят учить стихи! А все потому, что делают они это неправильно. Для того чтобы выучить стих, совсем не нужно потратить целый вечер или даже два. Нужно просто правильно подойти к этому делу.

  • Этап 1. Сперва стихотворение нужно прочитать вслух 2-3 раза. Читая, не спешите и старайтесь представить все описанное в стихотворении. Будьте уверены, что уже после этого несложного этапа многое отложится в голове.
  • Этап 2. Теперь стихотворение нужно записать на бумагу. Так вы заставите работать еще один вид памяти. Не ленитесь и обязательно выполните задание второго этапа. Эта небольшая процедура ускорит выполнение домашнего задания в несколько раз.
  • Этап 3. Пришло время приступить к непосредственному заучиванию стихотворения. Желательно учить стих по листу, на который вы его переписали. Прочтите первую строчку и повторите ее, не глядя на лист. Повторите вторую строчку, а затем первую и вторую вместе. Таким образом учите по одному столбику.

Если вдруг какая-то часть стихотворения никак не поддается, то уделите ей больше времени. Перепишите ее на лист еще раз. Добейтесь, чтобы таких сложных для запоминания мест была как можно меньше. Самые сложные участки повторите на ночь и утром перед выходом в школу.

Таким несложным способом, выполнив советы всех трех этапов, можно выучить стих за 20 минут непосредственно за день до его сдачи.

Консультация «Зачем и как учить стихи» консультация (младшая группа) на тему

Консультация для родителей

Тема:

«Зачем и как учить стихи».

Подготовила воспитатель:

Шевчук Елена Васильевна.

Все мы прекрасно знаем, что одно из важных качеств, способствующих успешной учебе – это память. Каждый из нас по своему школьному опыту знает, что тем детям, которые хорошо и быстро запоминали материал, учиться было легче.

Безусловно, хорошая память – не единственное условие успешной учебы, но без нее учиться очень трудно. К счастью, память можно развивать и улучшать. Как Вы думаете, когда надо начинать развивать память? Если Вы считаете, что этим займутся в школе, то очень ошибаетесь. Память развивается с детства, чем раньше, тем лучше. И один из cпособов развития памяти — это заучивание стихов.

Детская память очень восприимчива, все заученное в детстве мы помним до глубокой старости. Когда малыш учит стихотворения, он совершенствует свою речь, расширяется его кругозор и словарный запас, формируется общий уровень культуры.

Почему дети плохо запоминают текст?
Трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребёнка, с личными переживаниями, интересами, потребностями. Тогда нет мотивации для запоминания, а нет мотивации – нет результативной деятельности.
Конечно, не для всех малышей заучивание стихотворений является проблемой. Для некоторых даже наоборот: они молниеносно запоминают то, что им особенно нравится. Так, в семьях, где близкие много и часто разговаривают с ребенком, читают, малыши уже в годик смешно цокая язычком, заканчивают строчки из стихотворения Барто «Я люблю свою лошадку». Но есть и такие детки, которым запоминать стихи сложно, для которых это просто каторжный труд. Почему? Чаще всего, потому что стихотворение он учит неправильно. Мы же хотим рассказать вам, как правильно учить с ребенком стихи, учитывая его психологические особенности, возраст, темперамент и даже литературные предпочтения.
Чтобы не подорвать добрых отношений с ребёнком, не требовать от него невозможного, предлагаем воспользоваться некоторыми

Рекомендациями для заучивания стихотворений.

№1. Чтобы малыш легко и хорошо запоминал рифму нужно обязательно знакомить его с «мелодией» стихотворения и начать стоит, как можно раньше. Декламируйте ему ритмичные стихи «Идет бычок качается», «Наша Таня громко плачет». Когда чадо подрастет, этот первый, заложенный в подсознании опыт, облегчит ему и сознательный подход к процессу заучивания. В этот возрастной отрезок, около четырех лет, начинает особенно быстро развиваться память малыша.

№2. Для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка. Не нужно заставлять четырехлетнюю кроху заучивать на потеху гостей отрывки из «Онегина». Лучше всего учить детскую классику Михалкова, Барто, Чуковского.
Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным — размеренные, плавные. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но пока мы только учимся учить стихи, лучше поступить именно

так. Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе».
И еще — учить стихотворение нельзя просто так. Это обязательно должно быть подарком для кого-то: мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза. Только в семь-восемь лет мы потихоньку будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя.

№3. Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После повторного прочтения расскажите ребенку, кто написал такое замечательное произведение, о том, как и когда написано это стихотворение. Такой подход приучает маленького человека к культуре заучивания и облегчает восприятие поэзии. После покажите ребенку иллюстрации, игрушку, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у малыша формируется образ произведения. И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.

№4. Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, — такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Учить стихотворение лучше индивидуально, малыш, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.

№5 .Мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым — напротив нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и малышам. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте поочереди каждый из них, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи. Заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у малыша является ведущим.

№6 .Как и во всем: повторение – мать учения! Но здесь не надо торопиться, один ребенок может выучить стихотворение за час, другому необходима неделя, в течение которой, он будет запоминать по 2-3строчки каждый день.
И еще один общий совет для всех. Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Своеобразную собственную иллюстрацию к нему. Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папочку. Периодически доставайте, рассматривайте вместе с близкими, вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ и поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж малыша.

Зачем и как учить стихи и прозу школьникам

«Опять задали учить стихотворение» — с этими словами и с унылым выражением лица пришел ваш ребенок из школы. «И зачем только задают учить эти стихи? Надоело уже» — часто можно услышать подобную речь от наших детей. Действительно, а зачем задают в школе выучить стих (прозу)? Может, зря все это придумано, специально, чтобы посильнее помучить наших ненаглядных детишек? А стихи эти в жизни им, конечно, не пригодятся.

Стихи, быть может, и не пригодятся, но зато во взрослой жизни очень пригодится тренированная память. Ребенок вырастет, выучится, устроится на работу — вот тут-то и нужно будет ему умение запоминать большие объемы информации, усваивать и обрабатывать их. Еще и раньше, во время учебы в университете ему понадобятся все резервы памяти, когда на ребенка со всех сторон начнет просто «вываливаться» самая разная информация. Учителя в школе просто-напросто тренируют детскую память, подготавливая ребят ко взрослой жизни. Поэтому учить то, что задано, все-таки надо. И ответ на вопрос: «зачем учить стихи» простой — чтобы развить свою память.

Если у ребенка память от рождения хорошая, замечательно — он сможет легко и быстро запоминать произведения. Если память не очень, надо ее развивать. Ее можно натренировать, нарастить, как мускул. Главное — регулярные занятия. При регулярных упражнениях на запоминание врожденная плохая память ребенка будет со временем ничем не хуже, чем у более одаренного сверстника. Ведь хорошая память — очень важная составляющая успешной учебы. Если у ребенка все через минуту вылетает из головы, нисколько не задерживаясь — согласитесь, с такой памятью учиться будет проблематично. Даже в школе, не говоря у же о профессиональном образовании.

Плюсы заучивания стихов и прозы

Разберемся, какие полезные умения и навыки развивает заучивание стихов и прозаических произведения.

  • Польза стихов в том, что идет расширение кругозора ребенка. Он запоминает новые слова, формируя свой словарный запас. В его голове усваиваются красивые, правильные выражения и литературный слог.

  • Ребенок учится воспринимать произведения литературы.

  • У детей улучшается речь. Многие логопедические методы построены на заучивании, запоминании и пересказе произведений. Пересказ произведений, особенно с выражением, делает речь более четкой, вырабатывает нужную интонацию. Эти навыки пригодятся ребенку и во взрослой жизни, например, когда понадобится убедить начальника на работе в успешности своего проекта. К тому же четкая дикция делает возможным выступления ребенка на публике, что тоже немаловажное умение во взрослой жизни.

  • Идет развитие памяти.

Резюмируем: заучивание стихов — отнюдь не пустая трата времени. Стихи и прозу необходимо учить детям для того, чтобы состояться успешными людьми во взрослой жизни.

Кстати, Иосиф Бродский, когда преподавал студентам, частенько задавал им учить наизусть различные произведения, приговаривая при этом, что каждое выученное произведение — свое собственное. То есть ребенок, когда учит с пониманием, пропуская через себя, делает произведение своим собственным опытом, частью своего мировоззрения.

Аргументы о вредности заучивания произведений

Ради справедливости приведем самые часто встречающиеся аргументы не в пользу заучивания:

  • Бестолковое зазубривание не развивает ребенка, а превращает его в робота, который механически запомнил стихотворение, пересказал его и тут же благополучно забыл.

Некоторые педагоги всерьез полагают, что ребенок должен учить только то, что может понять и то, что ему нравится. Но о каком развитии речи тогда можно говорить? Ведь развитие и идет как раз через преодоление трудностей и усвоение нового. Запоминание самых простых стихов и прозаических произведений оттачивает речь, развивает языковое чутье и формирует внутреннюю грамотность. Ребенок, заучивая сложные стихи, учится без ошибок писать, запоминает знаки препинания и орфограммы в сложных речевых оборотах.

Поэтому совершенно необходимо пусть даже и механически зубрить сложные произведения, которые кажутся сейчас столь ненужными. При запоминании все равно какая-то часть правильного произношения и литературной красивой речи осядет, застрянет, запишется на подкорку — и во взрослой жизни при соответствующей ситуации себя проявит.

  • Многие дети и родители обижаются, что учитель литературы снижает общую оценку ребенку за несколько невыученных им стихотворений, хотя сочинения и прочие задания выполнены на отлично.

Родители говорят — почему ему снизили оценку — подумаешь, не выучил какое-то никому не нужное стихотворение. Но если выучить это стихотворение было обозначено в программе как обязательное требование к учащемуся, то преподаватель имеет право снизить общую оценку за успеваемость, если ребенок задание не выполнил.

Вот, пожалуй, и все. Это два основных аргумента, которым недовольные дети и их родители объясняют свое нежелание учить стихи в школе. Аргументы, признаться, не самые сильные. Доводов «За» гораздо больше, и они несравнимо более впечатляющи.

Как тренировать память

Развивать память педагоги и детские психологи рекомендуют начинать как можно раньше. Одно из самых простых детских упражнений — это, конечно, учить стихи. Начинать надо с самых простых, затем перейти на более серьезные объемы. Учить прозу с маленькими детьми нежелательно — это будет для них слишком сложно. Прозу лучше оставить для средних и старших классов школы.

В детском саду стихи наизусть дети учат с воспитателем. Если ребенок не посещает детский сад, за его развитие отвечаете только вы, поэтому придется взять роль воспитателя на себя. Если ребенок небольшой, то слишком сложные стихотворения учить ни к чему. Выбирайте стихи с легко запоминающимися словами и легким слогом.

В школьном возрасте для развития памяти крайне важно как можно больше читать. Даже если ребенок читает «Гарри Поттера» — это уже отлично. Пусть осваивает то, что ему интересно, не настаивайте исключительно на классике — в любом случае чтение прекрасно развивает его память.

Отлично способствует развитию памяти и овладение новым умением. Можно записать ребенка на интересный ему кружок или начать вместе с ним осваивать какое-то новое знание — например, учиться рисовать или моделировать самолеты. Новая информация требует усвоения, поэтому обучающий процесс, интересный ребенку, незаметно и мягко развивает его память.

Не забывайте обогащать словарный запас своего чада, не бойтесь рассказывать ему что-то, применяя сложные слова — как раз и будет повод объяснить их значение. Это здорово развивает лексикон и память школьника.

Память можно развить в любом возрасте, поэтому не отчаивайтесь, если ребенок не может пока как следует учиться — при регулярных занятиях его учеба обязательно улучшится.

И чем больше будет тренироваться ребенок в запоминании, тем лучше. Поэтому не сердитесь на школьную программу, которая предусмотрела детям для заучивания слишком длинные и сложные стихотворения. Поймите, что так будет лучше для вашего же ребенка. Пусть он лучше сейчас обзаведется полезным умением и разовьет свою память, чем потом всю жизнь будет страдать от невнимательности и от того, что в голове не держится информация.

Как учить быстро и правильно

Больше всего умение заучивать стихи быстро и без ошибок пригодится учащимся школы. Для них и будут эти советы. Хотя общие рекомендации применимы абсолютно ко всем категориям граждан.

  • Если задали объемное произведение, особенно, если требуется учить прозу — лучше разбить произведение на небольшие куски и учить их отдельно. Выучили один небольшой отрывок — переходить к следующему. И так пока не закончится все произведение.

  • Выучив стихотворение или прозаический отрывок, весь оставшийся день и вечер к нему не возвращайтесь. Повторите на ночь перед сном и утром после пробуждения. Утреннее повторение покажет, что вы запомнили, освежит произведение в памяти и поможет рассказать его на уроке без запинок и ошибок.

  • Хороший способ — не бестолковая зубрежка, а чтение произведения несколько раз — до тех пор, пока оно, что называется, «не будет от зубов отскакивать». Таким образом заучивание становится не таким уж противным и нудным делом.

  • Можно учить произведение, переписывая его в тетрадь. Просто переписывая, не пытаясь зубрить. В процессе письма произведение будет запоминаться автоматически, что сделает процесс последующего его запоминания гораздо более легким.

  • Если задано совсем уже незапоминаемое стихотворение или отрывок прозы, можно сделать из него рэп-песенку и прочитать или сделать еще какую-нибудь современную аранжировку. Главное, не рассказать потом на уроке отрывок из «Евгения Онегина» в стиле рэп — вдруг учительница кроме классики ничего не признает.

  • В интернете сейчас есть специальные сервисы для заучивания. Они помогают быстрее запомнить произведение. Нужно только вставить необходимый текст и программа выделит определенные слова-маяки, которые нужно будет запомнить. Затем — следующий набор слов. Таким образом можно выучить произведение гораздо быстрее и проще.

Основная методика заучивания произведений.

Рассмотрим, как правильно учить стихи. Всего несколько пунктов, соблюдение последовательности которых поможет быстро выучить любое произведение школьной программы:

  • Вслух читаем заданное произведение. Это сделать нужно три раза. Читаем с выражением.

  • Главное — во время чтения попытаться представить в уме описываемую в произведении ситуацию.

  • После того как быстро три раза прочитали, читаем четвертый раз — но уже медленнее. Так же вслух и с выражением, но медленно.

  • Перепишите текст на бумагу. Не торопясь, проговаривая вслух то, что пишете. Если произведение идет сплошной «простыней», лучше разбить его на несколько абзацев или блоков — так будет гораздо проще.

  • После переписывания вы уже будете знать произведение примерно на 75%. Остальные 25% «всплывут» во время вечернего и утреннего повторения.

Вот и все — и ничего учить не надо, все запомнилось само. Не забудьте только перед сном прочитать еще раз, уже стараясь меньше заглядывать в книгу. И утром еще раз. Педагоги утверждают, что эта методика позволяет выучить практически любое произведение школьной программы за час.