За грехи родителей расплачиваются дети

Карма семи поколений: как дети расплачиваются за грехи своих родителей

Невероятные факты

Нередко мы слышим фразы: «За что такое наказание дано маленькому ребенку, за чьи грехи расплачивается невинный малыш» или же «Почему дети страдают, ведь они ни в чем неповинные создания».

10 энергетических дыр, куда ежедневно утекает ваша сила и энергия

Мало кто понимает, что именно дети платят за грехи своих родителей. И мало кто задумывается о том, что за все, что мы сейчас совершаем, наказание понесут наши дети и внуки.

Грехи родителей

© PIKSEL / Getty Images Pro

Грехи родителей переносятся на их детей. Таков духовный закон жизни. И он действует и распространяется на всех, независимо от того, верите вы в это или нет.

Этот закон гласит, что кармические последствия грехов ваших родителей будут падать на вас, ваших детей, детей ваших детей и так далее до седьмого колена.

Конечно же, карма настигнет и того, кто совершает что-то плохое. Однако, та же самая карма, к сожалению, распространяется и на его детей. Потомков человека, который совершает злые деяния, также настигнет карма .

Это значит, что согласно высшему духовному закону ваши собственные грехи также будут отражаться на ваших детях и на детях ваших детей. Таким образом, получается, что карма будто бы накапливается по семейной линии.

А поскольку у каждого есть отец и мать, накопление кармических последствий для последующих поколений нередко происходит в очень активной форме.

© jill111 /

Кроме того, как вы уже поняли, семейная линия начинается не только с ваших родителей, но с прародителей (т.е бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек).

Речь идет о последствиях действий каждого человека и о той ответственности, который каждый из нас должен нести за совершенные деяния.

Вот почему нередко можно увидеть, как некоторые семьи страдают от настоящего семейного проклятия, которое распространяется на несколько поколений. Например, богатые семьи становятся все беднее и беднее, пока не достигают полного дна. Или же, в семье непременно кто-то умирает в молодом возрасте.

Такое можно наблюдать во многих семьях. Все, что требуется, чтобы вызвать плохую карму на целый род- это неправильные действия одного единственного члена семьи, человека в одном поколении. Он может привести целый род к упадку.

Карма рода

© soupstock

С другой стороны, один единственный человек может положить конец череде несчастий и невезений в семье. Он может искупить грехи своих предков, проживая глубокую духовную жизнь.

Когда человек живет честной, истинной и чистой жизнью, духовное благословение распространяется на 7 поколений вперед.

Следовательно, последствия поступков отражаются на 7 поколений назад и вперед и зависят от чистоты и силы духовности одного человека.

Один знаменитый медиум поведал историю о том, как еще в далеком 1995 году он провел особый обряд, с помощью которого (в соответствии с традицией американских индейцев), 4 дня и 4 ночи он связывался со своими предками и разговаривал с ними.

© marlenka / Getty Images Pro

Предки рассказали ему, что им больно, и они нуждаются в облегчении своих страданий. Облегчение зависело от той жизни, которую проживал этот медиум в данный момент. Они также сообщили, что у предка, жившего несколько поколений назад, когда-то было ведение, что именно этот медиум спасет всю семейную линию от несчастий.

Запомните, всё, что вы делаете со своей жизнью, затронет не только лично вас, но и 7 поколений, начинающие отчет от вас. Ваши действия являются частью взаимосвязанных поступков. Рано или поздно карма обязательно настигнет вас и ваших потомков.

Семейная карма и 9 признаков того, что вы оплачиваете долги предков

К сожалению, из-за недостатка знаний и неверия большинство и не подозревает о том, что их действия имеют кармические последствия для их детей и дальнейших поколений. Если бы люди были более осведомлены об этом, они, пожалуй, не совершали бы многих вещей, которые совершают сегодня.

Это, кстати, знали еще в древние века, но почему-то об этом забыли в наши дни.

Кармический долг

© marlenka / Getty Images

Неважно, верите вы или нет в карму или то, что каждый получит по своим заслугам, существуют определенные духовные законы, который действуют, вне зависимости от ваших верований и убеждений.

Помните о том, что те или иные убеждения или же их отсутствие не освобождают вас от ответственности.

Эти законы существуют и работают, и все те, кто совершают неправильные поступки, должны будут ответить за них. Это и есть карма.

Действия ваших предков даже сейчас влияют на вашу жизнь и жизнь ваших детей. Ваши действия повлияют на жизнь тех, кто родится после вас. Таким образом Вселенная заставляет вас нести ответственность за свои действия. Ведь осознание того, что ваши поступки влияют не только на вашу собственную карму, но и карму ваших детей, помогает избежать множества ошибок и серьезных проступков.

© Pixland / Photo Images

Наверняка вы любите своих детей. Если да, то вам нужно обратить внимание на свои мысли и действия, чтобы обеспечить себе, своим детям и внукам благословенную жизнь.

Есть много людей, которым все равно, что происходит с ними лично, но когда речь заходит об их детях, это уже становится совсем другой историей.

Однако, есть и те, кому абсолютно наплевать, что получат их дети в результате неправильной тропы, выбранной их родителями. В этом случае стоит отметить, что у Кармы своеобразное чувство юмора, которая может сыграть злую шутку с такими людьми.

Они переживут реинкарнацию и родятся вновь уже в теле их собственных внуков или правнуков, таким образом они будут настигнуты своей собственной кармой, пусть даже в теле другого человека.

Этот кармический закон может быть смягчен только благодаря тому, что человек будет проживать честную, искреннюю духовную жизнь. И здесь речь не идет о религиозности или глубокой вере в Бога.

© Jupiterimages / Getty Images

Просто каждый человек должен жить так, чтобы приносить счастье себе, своим близким и окружающим его людям.

Вам нужно больше знать, насколько важна карма и что кармические законы распространяются на каждого из нас. Это касается не только верующих людей. Закон работает один для всех. Невежество и незнание этих законов не освобождает вас от ответственности.

Вы должны знать как работает великий Закон кармы, потому что всё, что вы совершаете, влияет на вас, вашу семью и вашу жизнь. Не быть осведомленным о чем-то важном, что влияет на каждый этап вашей жизни, является преступлением.

Кроме того, невежество приводит к страданиям, неправильным представлениям, ошибочным восприятиям и, в конечном счете, менталитету жертвы.

Расплачиваются ли дети за грехи родителей?

Фатализм

Книга архиепископа Иоанна «Любовь долготерпит»

Президенту России подарена книга архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна и Марии Городовой «Любовь долготерпит»

– Владыка, продолжая разговор о Высшем суде и Высшей справедливости, ответьте, пожалуйста, на вопрос: расплачиваются ли дети за грехи родителей? Если вспомнить новейшую историю страны: гражданскую войну, репрессии, разрушение храмов, то станет понятно, насколько ответ на этот вопрос важен не только для конкретного человека, его семьи, но и для всего общества. Иногда приходится слышать, что четыре или даже семь поколений отвечают за грех, совершенный в роду. Так ли это?

– Суждение о том, что последующие поколения (называются цифры четыре или семь) будут расплачиваться за грехи отцов, имеет ветхозаветные корни, и в Евангелии мы не найдем никаких указаний на это. Да, в Книге Бытие Библии рассказывается о том, как сын Хама Ханаан и его потомство были прокляты и несли проклятие за грех, совершенный Хамом. Но это единичный случай, и проклятие было произнесено не Богом, а отцом Хама Ноем. Сам Ной «был человек праведный и непорочный в роде своем» (Быт. 6. 9), и у него было трое сыновей: Сим, Хам и Иафет, которых Господь повелел Ною взять с собой в ковчег. Когда потоп кончился, Ной с сыновьями вышли из ковчега и принесли жертву Богу. Господь благословил Ноя и сынов его и обещал, что больше вода не будет служить потопом на истребление всего живущего. Кстати, интересно, что знамением этого завета Господь сделал радугу: «И будет, когда я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякой душею живого во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти» (Быт. 9. 14–15).

Но нам сейчас важно обратить внимание на то, что и Ной, и его сыновья были благословлены Богом. И вот что происходит дальше: после потопа «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина и опьянел и лежал обнаженный в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего и, выйдя, рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Быт. 9. 20–25). То есть проклятие Ханаана за грех отца его, Хама, произнес Ной – это дело Ноя. И проклятие было направлено на Ханаана, потому что Хам, как мы помним, был благословлен Богом, естественно, Ной это знал и просто не мог это благословение преступить.

– Теперь понятно, откуда пошло выражение «хамов грех» и что это значит. И ясно, почему Ной проклял не своего сына Хама, который этот грех совершил, а внука. Может быть, это кажется и не справедливым, но все-таки поступок Хама предопределил будущее его потомков, их место в народе – они действительно стали рабами.

– Да, от Ханаана пошли племена Ханаанские. Но уже в ветхозаветных пророчествах дается ответ Бога на вопрос, ложится ли вина родителей на детей, расплачиваются ли дети перед Богом за их грехи. Вот что говорит Господь устами пророка Иезекииля: «Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет, сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, а беззаконие беззаконного при нем и остается… Я буду судить… каждого по путям его, говорит Господь Бог» (Иез. 18. 19–30). А у пророка Иеремии, предвестившего приход Христа, сказано так: «В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иер. 31. 29–30). То есть нет ответственности перед Богом за грех отцов, нет такой темы – но есть, и это очень серьезно, тема греховной наследственности.

И чтобы закрыть этот вопрос, скажу, что если судьба тех, кто разрушал храмы очень часто складывалась трагически, то их дети, я знаю такие примеры, вырастали хорошими, порядочными людьми, часто верующими. То есть прямой связи между проступком родителей, роковой предопределенности расплаты нет.

– Понятно, что ребенок не несет ответственности за грех родителей, но оказывает ли влияние на состояние ребенка духовное состояние родителей? То есть я имею в виду, ущербны ли в чем-то дети невенчанных родителей, так называемые «незаконнорожденные дети», дети, родители которых атеисты или принадлежат к другой вере?

– Нет, конечно, о какой ущербности может идти речь? Незаконнорожденность – это термин наследственного права, и никакого иного, в том числе и духовного, значения не имеет. Надо четко понимать, что крещение – это духовное рождение во Христе, и по сравнению с этими узами все другие связи – родственные, социальные, семейные, национальные, не так значимы.

– Да, в Евангелие есть эпизод, который часто смущает людей, делающих первые шаги в вере. Я имею в виду место, где описывается, как к Иисусу пришли Матерь Его и братья Его, и Он не вышел к ним. «И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк. 8. 19–21).

– Этот эпизод ни в коем случае не учит невниманию или пренебрежению к родным, близким. Он просто говорит об иерархии ценностей, о том, что, во-первых, Господь пришел для всех, а во-вторых, о том, что единение во Христе выше любого другого единения.

Ко времени пришествия в мир Христа в религиозных воззрениях евреев кровно-родственные связи определяли богоизбранность. Получалось, что если ты потомок Авраама, то ты автоматически наследуешь Царствие Небесное. Но Христос сказал: «Не вы меня избрали, а Я вас» (Ин. 15. 16). И Он установил иные критерии отношений с Богом. Родовые связи не могут определять, спасется человек или нет. По отношению ко Христу все родовые связи – ничто, потому что Бог – Творец, Бог – наш Отец, а мы Его дети, поэтому мы и называемся братьями и сестрами во Христе. Апостол Павел пишет: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христе крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3. 26–28). То есть все мы Христовы, и это единение имеет абсолютную ценность, ценность в вечности. С другой стороны, Иисус рождается в богоизбранном народе, Евангелие неслучайно дает Его родословие – этим подчеркивается и то, что каждый человек должен знать свое родство.

– А почему это важно, по-моему, это противоречит тому, что Вы только что сказали?

– Совсем нет. Дело в том, что Господь призывает нас к жизни в конкретной исторической и социально-культурной среде, и эта среда является хранительницей человека и местом реализации им его предназначения. И родовая принадлежность помогает человеку воспринимать мир в той природной, социальной, исторической среде, в которой он призван к жизни. Это то, что позволяет человеку сформировать и осознать свою самобытность. Мы все единосущны, мы все называемся одним именем – Человек, но каждый из нас имеет свое лицо, и вот с этой точки зрения принадлежность человека к конкретному роду очень важна: так формируется индивидуальность, личность приобретает новые грани, ипостаси. И с другой стороны, родовая принадлежность помогает человеку идентифицировать себя в этом мире, среди других людей. И если учесть, насколько стремительно в современном мире идут процессы унификации людей, насколько сильна тенденция к приведению всех к одному стандарту, можно предположить, что роль кровно-родовых связей будет возрастать, потому что именно они позволят человеку не потерять и осознать свою индивидуальность, сохранить свое лицо.

– Владыка, какова роль семьи в этом? И кстати, раз уж Вы об этом заговорили, как относиться к тем изменениям, которые в последнее время претерпевает она? Сейчас в семье могут жить и родные дети, и дети из предыдущих браков или даже дети из пробирки (ученым кажется, что они близки к этому).

– Что касается клонирования, то это попытка воспроизвести всего лишь биологическую часть такого явления, как рождение. И в основе ее лежит взгляд на рождение только как на биологический процесс.

– Ну, если это так, то наука рано или поздно сократит участие родителей в этом процессе. Ведь если они принимают участие в рождении человека только плотью, то ее-то можно будет заменить совокупностью ферментов, биохимических реакций и т. д. Это будет просто вопросом уровня развития науки.

– При этом забывается, что человек – это тело, душа и дух. В таком появлении человека на свет нет места не только родителям, но и Богу. И уж если мы даже рождение человека считаем просто физиологическим актом без участия Бога, то тогда и все наши отношения – это отношения на уровне плоти.

Мы уже говорили о том, что очень часто супруги, прожившие вместе долгую жизнь, к старости начинают внешне походить друг на друга. Это показывает, что есть нечто, что выше физической данности. И это нечто и преображает, изменяет людей. Значит, семья – это больше, чем отношения плоти. Не просто больше, чем отношения кровные, родственные, социальные, имущественные, бытовые, связывающие людей, но и больше, чем связи плоти в широком смысле слова.

– Мне кажется, что с похожестью супругов друг на друга все ясно – ведь сказано, что «жена и муж плоть едина», а раз едина, то поэтому люди и стали похожи.

– Не все так просто. В Евангелии есть эпизод, когда ко Христу пришли саддукеи, которые не верили в воскресение из мертвых, и спросили Его: «Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему. Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей. Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий. Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена. Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою?» (Мк. 12. 18–23). И Иисус отвечает, что «когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут как Ангелы на небесах» (Мк. 12. 25). То есть в Царствии Небесном совершенно другие отношения, и отношения плоти не имеют жизни в вечности. А раз так, то все связи, узы, которые осуществляются только в одном, физиологическом измерении, не имеют жизни в вечности, они недолговечны. Это распад. Но если люди соединены духовным началом, соединены Любовью, то тогда их отношения уже направлены в вечность. «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1 Ин. 4. 12), потому что «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, а Бог в нем» (1 Ин. 4. 16). Поэтому если люди соединены именно духовным началом, если они соединены Любовью, то уже Дух, Дух Любви – союз мира, воздействует на них так, что они становятся похожими друг на друга. И вот тогда семья – это союз людей в любви, а это то, что уже принадлежит вечности.

– То есть получается, что именно любовь и духовная общность делают семью чем-то большим, чем просто сожительство людей, имеющих общих родственников, общий быт, собственность, воспоминания и даже детей.

– Да, и обратите внимание, что такой союз людей, союз, основанный на любви, позволяет человеку раскрыть в себе все то, чем Господь наделил его, раскрыть в себе весь творческий потенциал, который в нем заложен. Такой союз не заглушает эти дары, не подавляет, не разрушает человека, наоборот, он дает возможность для творческого, духовного расцвета личности.

Я замечала за своим пятилетним племянником, когда он приезжал в гости, что он проявляет повышенный интерес к интимным частям тела. Сестра считает, что это всего-навсего «изучение себя», а мне кажется, что это начало греха, с которым нужно бороться. Но как реагировать правильно? Алла

Екатерина БУРМИСТРОВА, психолог, мама девятерых детей:

— В поведении детей психологи выделяют так называемые невротические знаки (непрофессионалы их называют вредными или навязчивыми привычками). Этих знаков множество. Как правило, чаще всего привлекают внимание и раздражают взрослых: сосание пальцев, ковыряние в носу, обкусывание ногтей, в этом ряду стоит и детский онанизм. Все невротические знаки объединяет одно: если с ними жестко, что называется «в лоб», воевать, они только усиливаются. Но бороться с этими явлениями все-таки нужно. Невротический знак сигнализирует о неком повышенном возбуждении в нервной системе.

Причиной этого может стать любой серьезный стресс: например, ребенок пошел в садик, у него появились младшие братик или сестренка, мама вышла на работу, конфликт в семье, что-то увиденное, вызвавшее страх. И ребенок начинает снимать напряжение с помощью одной или нескольких тех самых «привычек».

В последние 20 лет, когда западная культура получила широкий доступ на российские просторы, изменилось отношение к детскому онанизму. Стоит заметить: если маленький ребенок, изучая свое тело, трогает себя за различные его части — это не относится к навязчивой привычке. Нужно просто отвлекать его, не акцентировать внимание. Но если ребенок сначала неосознанно, вновь и вновь пытается получить определенные эмоции при касании интимных мест — речь идет как раз об одном из невротических знаков.

И если раньше взрослыми жестко карались его проявления, теперь оно стало восприниматься как нечто абсолютно нормальное. Обе тактики поведения не верны. Если за проявления онанизма ребенка наказывать, ругать, они могут только усугубиться. Если говорить, что это нормально (и тем самым как бы поощрять), ребенок станет еще более невротичным.

Что же делать? В православной культуре, которая весьма целомудренна, всегда было принято выставлять жесткие границы дозволенного. И эти границы обязательно должны быть выставлены и для ребенка, только крайне грамотно, чтобы привычка не усугубилась и отношения между взрослым и ребенком не разрушились. Если родители заметили, что у ребенка существует подобная привычка, значит, ему нужно помочь от нее отойти. Нужно прежде всего понять и постараться убрать причину, стресс, ее вызвавший. Иначе борьба будет не очень эффективной. Если стресс остается, нервное напряжение будет искать выход различными способами.

Важно помнить, что разговаривать в тот момент, когда вы застанете ребенка за этим занятием, бесполезно. А вот в нейтральное время, когда и ребенок, и мама спокойны, нужно объяснить ребенку, почему это нехорошо. Если перед нами дошкольник, который еще не совсем понимает что такое хорошо и что такое плохо, стоит сказать: «Ты же знаешь, что у нас так не делает никто из членов семьи. И вообще, так не делают приличные люди. Но многим маленьким детям иногда эти части тела могут доставляют большое беспокойство: например, если ты не очень хорошо вымылся или купался на песчаном пляже. И если тебя хоть немного беспокоят эти части тела, нужно подойти и на ушко сказать кому-нибудь из родителей». То есть нужно договариваться, устанавливать сотрудничество.

Можно договориться, как поступать в дальнейшем маме и ребенку. Имеет смысл совместно выбрать какой-то жест — знак, который будет подаваться ребенку, чтобы он мог перестать без словесного одергивания.

Важно понять, в какой момент ребенок склонен это делать, для того, чтобы не оставлять его в эти моменты одного, если нужно — отвлекать чем-нибудь.

Если привычка укрепилась в сознательное поведение, значит, она уже долго практиковалась и много чего сделано неправильного со стороны взрослых в данной ситуации. Но ее все-таки можно исправить, только потребуется больше времени. Если раньше родители руганью и запретами пытались сделать так, чтобы ребенок забыл об онанизме, им нужно срочно менять поведение. Как я уже говорила — не ругать, но и не разрешать. На помощь может прийти система поощрения за каждый день без подобных занятий: например, можно давать ребенку специальный жетон или вести дневник наблюдений (он может быть тайный, поскольку привычка довольно стыдная), где будут отмечаться дни, когда ребенку удавалось удержаться. Ребенку важно чувствовать, что его любят, что у него есть надежная поддержка в лице родителей, и тогда он с их помощью сможет справиться.

Протоиерей Георгий БОЛГАРСКИЙ, настоятель Никольской церкви поселка Дружба города Мытищи, отец пятерых детей:

— К сожалению, сегодня в обществе происходят попытки подменить понятия и черное назвать если не белым, то по крайней мере серым. Результаты этих подмен не замедляют проявляться, и особенно в духовной области. Не нужно подменять названия и в данном вопросе и придумывать какие-то термины: речь идет именно о греховном проявлении, пусть даже у маленьких детей. Не случайно дети, предающиеся ему, даже маленькие, испытывают в итоге чувство стыда, опустошения. Душа маленького человека чувствует грех, а потому ей нужно помочь в борьбе с ним. Если родители заметили у ребенка проявления онанизма, значит, им следует самим себе поставить неудовлетворительную оценку за воспитание и попытаться срочно менять ситуацию, пока грех не привился, не вошел прочно в сознание маленького человечка. Родителям важно понять, где в воспитании они допустили ошибки. Возможно, мама и папа, поглощенные собственными проблемами, не уделяют ребенку должного внимания, и получается, что ребенок воспитывается лишь в детском саду. Не способствуют благополучному развитию малыша конфликты в семье, бесконтрольный доступ к средствам массовой информации.

Человек сочетает в себе духовное и телесное начало. И телесное требует такого же уважительного отношения, как и духовное. А сейчас, когда есть тенденция называть грех «естественным этапом в развитии ребенка», велик шанс превратить человека в животное, которое поедает себе подобных, руководствуется только своими желаниями, своим собственным хотением. Когда духовное не успевает за телесным — это крайне опасно: человек наносит вред своей душе, чувствует опустошение и безрадостность. У человека свободная воля, и он должен научиться правильно распоряжаться ей с самого детства.

Протоиерей Александр ИЛЬЯШЕНКО, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря, отец двенадцати детей:

— Если вы заметили, что ребенок занимается этим, не надо ужасаться, возмущаться, и тем более не следует наказывать его, поскольку самому ему с проблемой не справиться. Не стоит впадать в крайности. Да, ничего хорошего в сложившейся ситуации нет. И ребенок должен понимать: то, что он делает — нехорошо, недопустимо. Но если этой вредной привычке придавать излишнее значение и слишком много о ней говорить, то у ребенка возникнет нездоровый интерес или комплекс неполноценности. Нужно просто постараться вместе с ним пройти трудный путь исправления. И вовремя принятые здравые спокойные воспитательные меры обязательно приведут к хорошему результату. К тому же ребенок многое понимает интуитивно, из интонации, из мимики, а не из рациональных слов, которые, как правило, наводят только скуку и достигают противоположного результата.

Если ребенок дошкольник, то причина не в его грехе, а в каком-то стечении обстоятельств. Родителям просто нужно разобраться, что провоцирует ребенка на подобное, и попытаться устранить провоцирующий фактор. Например, не оставлять его одного, когда он засыпает.

Причины ситуации, о которой идет речь, могут быть физиологические, психологические и духовные. К физиологическим относится элементарный недостаток гигиены. Возможно, у ребенка тесная одежда, опрелости, какие-то раздражения на коже, и он начинает неосознанно пытаться снять дискомфорт — и в итоге, опять же неосознанно, выходит на соответствующие ощущения. Значит, нужно тщательнее следить за одеждой ребенка, почаще переодевать, лучше мыть его, вовремя приучать к горшку, чтобы малыш не ходил в этих ужасных памперсах.

К психологическим причинам можно отнести, например, влияние того, что ребенок может увидеть в каком-нибудь в фильме, телепередаче. Взрослые могут не придать увиденному никакого значения, а у ребенка, особенно психологически возбудимого, впечатлительного, может произойти какой-то сдвиг, и он, опять же непроизвольно, начнет этим заниматься.

Ну а духовные причины — это недостаток или отсутствие церковной жизни родителей. Ведь, как правило, дети страдают за грехи родителей. Так что если у ребенка возникли проявления этой навязчивой привычки, возможно, что родители в чем-то погрешили против целомудрия, может быть и неосознанно. Так что маме и папе следует не откладывая пойти в храм на исповедь и покаяться, может быть, там и обнаружатся какие-то старые грехи, которые грехами не считали и ни разу не исповедовались в них. Если ребенку уже больше семи-восьми лет и он способен контролировать себя, осознавать свой поступок как греховный, он тоже может подойти на исповедь и чистосердечно покаяться в своем грехе. Объяснять ребенку подробно, почему это грех, не стоит. Можно просто сказать: «Ты же сам чувствуешь, что это нечто постыдное, то, что нельзя делать при всех, и это неприятно ни тебе, ни нам, ни Господу». На самом деле ребенок все это осознает и сам. Молитвой, общим духовным деланием родителей и ребенка, с упованием на милость Божию можно ребенка исцелить от этой греховной привычки.

Родителям нужно понять и передать это понимание ребенку: да, имеется недостаток, но его можно преодолеть в рабочем порядке. Они могут сказать примерно следующие: «Ты — хороший, а вот эта привычка права на жизнь не имеет, поэтому мы будем с тобой вместе работать, пока она не исчезнет».

В принципе, так дело обстоит с любым грехом. Все мы грешные, но Господь все терпит, и солнышко на нас светит, и дождик на нас капает, и ветерок прохладный на нас дует. И невзирая на наши взрослые, подчас очень тяжелые и совершенно недопустимые грехи, Господь каждому человеку желает спасения.

Подготовила Оксана ГОЛОВКО