Я плохой учитель

Содержание

Психология онлайн: Почему кричит учитель

Мои воспоминания о школе, которую я закончила аж полвека назад, и об учителях самые радужные. Но и сейчас, спустя столько лет, я могу чётко разделить своих бывших учителей на тех, которые кричали на нас и тех, кто был с нами терпелив и уважителен. Правда, мне кажется, что когда-то мы воспринимали подобное поведение учителя не так, как нынешние дети: в семьях, в социуме ещё царил образ Учителя с его неизменной любовью к детям, знанием детской психологии. «Раз учитель накричал — значит за дело» — неизменно отвечали нам родители.
Изменилась жизнь и ее приоритеты, изменились сами школьники и их родители. Так ведь и личность учителя претерпела значительные изменения. Но по-прежнему слово педагога считается априори истиной в первой инстанции. Ещё Уинстон Черчилль писал, что школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. По сути, ничего не изменилось. Спросите у детей в классе, кто в школе самый главный, — многие дети, а скорее всего, подавляющее большинство из них, особенно в младших и средних классах, ответят «директор» или «учитель». И только старшеклассники, может быть, смогут сказать, что главный в школе все-таки ученик. В одном из социальных исследований проводился опрос детей нескольких регионов России: у какого учителя они хотели бы учиться. Одно из первых мест занял ответ, в котором школьники разных возрастов написали в своих ответах: «У такого, который бы не кричал». Выходит, авторы письма совсем не одиноки в своей проблеме. В наших школах сегодня очень много крика, как со стороны детей, так и со стороны учителей.
Крик – довольно частый способ снятия эмоционального напряжения. Дикие вопли и крики детей на школьных переменах — это реакция на чрезмерное нервно-психическое напряжение на трудных уроках. Но, конечно, ребенок не должен кричать на своего педагога. А учитель? Любой знает, что когда на ребенка кричат, он (в зависимости от особенностей его психики) либо дает истерическую реакцию, либо цепенеет, «тупеет», «глупеет» и тому подобное, но ничего хорошего от него добиться уже не удаётся.
Крик – очень сильное психологическое воздействие и вполне сравним с физическим наказанием. Устрашающий крик вызывает у ребенка сильное торможение в коре головного мозга, после чего мозг становится неспособным к формированию точных понятий, что является одной из важнейших сторон обучения с точки зрения психологии.
Но, если это общеизвестно, почему учитель кричит? Может, от осознания своей несостоятельности, неспособности как-то иначе добиться желаемого результата?
Всё-таки, одна из главных причин – недостаток педагогического мастерства и культуры педагога. Если ребёнок не справляется с заданием или не выполняет требований учителя, то сам собой напрашивается вывод: надо приложить больше усилий, терпения и много чего еще. Однако для этого надо найти индивидуальный подход к ученику, в чем-то пересмотреть свою методику. Но учитель повышает голос, интонации становятся всё более жесткими. Продолжается это до тех пор, пока ребенок не выполнит требование или не убежит от своего наставника, стараясь в ближайшее время не попадаться к нему на глаза.
Для некоторых педагогов возможность покричать на своих подопечных – проверенный и надежный способ почувствовать себя комфортно, уверенно . Известно, что агрессия может перемещаться на безобидные, безответные объекты. Когда у художника не получается его картина, он может в ярости разорвать её; когда писателю не нравится его книга, он может её сжечь. Когда ученик не может выполнить требование учителя, тот в ярости может накричать на него или даже ударить.
Поскольку наказание в нашей школе запрещено законом, то немудрено, что в сложной ситуации многие учителя просто кричат на своих воспитанников, проявляя вербальную агрессию, которая является эквивалентом физического наказания.
Понятно, что у каждого учителя своя непростая жизнь. Кто-то срывается на крик из-за своей социальной незащищённости, кто-то — от психологической усталости, и наконец, просто из-за семейных неурядиц. В крике также присутствует некоторый момент страха перед возможностью оказаться несостоятельным среди коллег, в постоянной состязательности в сфере педагогической деятельности.
Согласно грустной статистике, невротизация среди учителей достигает 70%. Конечно, было бы крайне несправедливо вот так огульно назвать всех учителей грубиянами или эмоционально нестабильными личностями. Каждый может вспомнить из своей школьной поры любимую учительницу, которая своей мудростью, терпением и педагогическим тактом смогла привить любовь к своему предмету. Помню имена своих давних любимых школьных педагогов и благодарна учителям пятидесятой уфимской школы, сумевшим привить в свое время моему сыну и его одноклассникам не только какую-то особую любовь к обучению, но и умение дружить и помогать друг другу.
Что же делать?
*Сначала неторопливо, обстоятельно поговорить со своим ребенком, при каких обстоятельствах на него кричат, обижают и т.д., расспросить кого-нибудь из друзей-одноклассников. Ведь известно, что многие дети искуссные манипуляторы и фантазёры.
* Спокойно поговорить с самим учителем. Известно, что педагоги работают в постоянном стрессе! Низкие зарплаты, шум, частая смена школьной программы, 5-7 уроков в день у детей разного возраста, с разными потребностями и характерами. Родителям надо найти нужную тональность беседы, спокойно выслушать педагога и высказаться самим. Постараться найти общий язык .
*Если разговор с педагогом-предметником не получился, можно обратиться к классному руководителю, завучу, директору. Если ваши претензии не выходят за рамки «Этического кодекса педагога», лучше, конечно, решить вопрос мирно, в пределах школы. Если ситуация зашла в тупик, стоит пойти дальше, в более серьезные инстанции.
Но вопрос должен быть решён. Учитель ни в коем случае не должен кричать на ученика, пугать его, психологически давить. Ведь именно в этом возрасте формируется личность ребёнка, его социальные установки. А невротизированный учитель «подарит» обществу невротика или социопата. Поэтому ваше беспокойство, Ильза и Владимир, вполне обоснованно. И спасибо вам за письмо.
Заслуженный врач РБ, кандидат медицинских наук Елизавета Вайман.

Что делать, если учитель несправедливо относится к ребенку? Как решить проблему?

Во время обучения в школе у ребенка могут возникать проблемы с учителями. Они могут начать относиться к нему негативно. И ставить оценки не за знания, а из-за собственной неприязни.

Чтобы не допустить понижения оценок ребенка из-за негативного отношения учителя, вам нужно поговорить с ним. И выстроить разговор так, чтобы преподаватель понял — ребенка нужно уважать. И ставить ему оценки за реальные знания. А не из-за личного отношения.

Пообщатся с другими родителями Вы можете на Форуме

Как понять, предвзято относится преподаватель к ребенку или же он ставит оценки по знаниям?

Между объективностью и предвзятостью преподавателя очень тонкая грань. Чтобы понять, нужно вмешиваться в процесс обучения или нет, родители должны проанализировать отношение педагога к их сыну/дочке.

Для этого вам нужно поговорить с ребенком по поводу преподавателя:

  1. Попросить ребенка объяснить ситуацию со своей стороны. Пусть расскажет, как учитель относится к нему. Не обижает ли он его при всем классе. Объективно ли педагог, по мнению ребенка, ставит ему оценки.
  2. Позвонить родителям одноклассников ребенка. Попросить их поговорить со своими детьми. Узнать у них, действительно ли отношения ребенка и педагога такие, как рассказал ваш ребенок. Или же он преукрасил некоторые факты. И учитель относится к нему так же, как к другим ученикам.
  3. Узнайте у родителей одноклассников ребенка, есть ли проблема с конкретным педагогом у их детей. Спросите, ставит ли педагог плохие оценки и их чаду. Или же подобная проблема наблюдается только у вашего ребенка.
  4. Отправьтесь в школу к педагогу, с которым у вашего ребенка плохие отношения. Скажите, что пришли в учебное заведение для проверки оценок.
  5. Во время беседы проследите за поведением педагога. Посмотрите, добродушный ли он. Не ведет ли он себя странно.
  6. Спросите у преподавателя, как учится ваш ребенок. Не подрывает ли он дисциплину. И хорошо ли ведет себя на занятиях. Если у ребенка есть проблемы по предмету, то педагог, скорее всего, скажет об этом сразу. В процессе разговора вы поймете, относится ли учитель к вашему ребенку предвзято. Или же ставит ему объективные оценки.

Обратите внимание! Если у одноклассников ребенка аналогичные проблемы по конкретному предмету, то, скорее всего, учитель просто любит свою работу. И строго относится к изучению его предмета.

Если же у преподавателя плохое отношение только к вашему ребенку, то проблема может действительно заключаться в предвзятом отношении.

Объясните ребенку, что если педагог его недолюбливает — это не страшно

Скажите чаду, что его преподаватель в школе — такой же человек, как и все остальные. То, что ему может не нравиться определенный ученик — это нормально. Поскольку каждый имеет право любить или не любить другого человека.

Скажите ребенку, чтобы ни в коем случае не обижался на своего педагога. И не думал, что если его не любит учитель, то он плохой или глупый. Это не так.

Объясните, что конфликты с учителями — это вполне нормально. Скажите, что каждый ученик проходил через плохие отношения с преподавателем. Даже вы.

Подготовьте ребенка к тому, что у него могут возникать конфликты с учителями в школе

Когда учителя ставят детям плохие оценки, это сильно бьет по их самооценке. Ребенок считает, что он глупый. И что он хуже, чем свои одноклассники.

Чтобы плохие взаимоотношения с преподавателем не ударили по самооценке ребенка, вам нужно провести с ним воспитательную работу. Помочь школьнику укрепить веру в себя. И морально подготовить к тому, что педагог может не любить его.

Для этого вам нужно проделать следующие действия:

  1. Показывайте ребенку свою любовь и поддержку. Помогайте ему справиться с проблемными ситуациями, которые могут возникать в процессе учебы. Например, с плохими оценками. Так ребенок сможет понять, что родители его любят. И что они поддержат его в любой ситуации. Даже если учитель будет говорить, что ребенок плохой.
  2. Объясните ребенку, что он — полноправный член общества. А значит преподаватель не имеет права его обижать. Оскорблять. И унижать. О любых случаях нарушения прав со стороны учителя ребенок должен сообщать вам. Чтобы вы имели возможность пресечь любые попытки преподавателя унизить чадо.
  3. Узнайте, хорошо ли ребенок ведет себя на уроках. Если он не слушает преподавателя и сам провоцирует конфликт, то встаньте на сторону учителя. Скажите ребенку, чтобы он начал вести себя более дисциплинировано. Объясните, что в противном случае преподаватель будет продолжать ставить ему плохие оценки. И ухудшит его успеваемость.
  4. Проинструктируйте ребенка по поводу того, как себя вести, если его обижает учитель.
  5. Продумайте, что будете делать, если преподаватель будет продолжать оскорблять и унижать ребенка. Вы можете применить самые разные меры воздействия. Начиная от прямого разговора с педагогом. И заканчивая беседой с директором. А также написанием жалобы в министерство образования.

С помощью этих действий вы сможете подготовить ребенка к потенциальным конфликтам, которые могут возникнуть с учителем. Они помогут вашему ребенку начать чувствовать себя более комфортно на уроках.

Как помочь ребенку избавиться от негативного отношения со стороны учителя?

Существует несколько способов, с помощью которых вы сможете наладить отношения ребенка с учителем. Или, как минимум, не допустить негативного отношения со стороны педагога.

Давайте рассмотрим их.

Способ #1: Поговорите с учителем

Сначала вам нужно попробовать поговорить с учителем ребенка «по-хорошему». Потом, если он не изменит своего отношения, можно будет переходить к более решительным мерам.

Сначала вам нужно подойти к преподавателю. И в добром тоне спросить, как учится ваш ребенок.

Если преподаватель скажет, что у него есть какие-либо проблемы, то попробуйте вместе решить их. Выслушайте точку зрения преподавателя. Постарайтесь разобраться, возможно ваш сын действительно плохо ведет себя на уроках. Если так и окажется, то вам нужно пообещать педагогу исправить ситуацию. И добиться того, чтобы ребенок не допускал таких ошибок на уроках, как раньше.

Если же ребенок исправится, но преподаватель все равно будет относиться к нему предвзято, то нужно переходить к более решительным мерам. Разговору в ультимативном тоне.

Если не поможет и это, то нужно:

  1. Разговаривать с директором.
  2. Писать жалобы.
  3. Обращаться в СМИ.

И так далее.

Однако, вначале рекомендуем всё-таки переговорить с учителем. Возможно, вам удастся добиться какого-либо компромисса.

Способ #2: Поговорите с директором

Если преподаватель продолжает придираться к вашему ребенку даже после личного разговора, то переходите к более решительным мерам. Пойдите к директору. И объясните ему ситуацию, которая возникла вокруг него.

Если вы приведете доказательства вины учителя, то ему могут сделать выговор. Или даже уволить с работы. Так вы сможете добиться того, чтобы придирки со стороны учителя прекратились.

Как разговаривать с директором?

С директором нужно разговаривать спокойно и уважительно. Если вы будете на него кричать, то результата добиться не сможете. Он не повлияет на придирающегося преподавателя. А еще, он может устроит проблемы с учебой вашему ребенку. Придирки будут исходить не только с его стороны, но и со стороны директора.

Способ #3: Подайте жалобу на преподавателя в министерство образования

Вы можете подать жалобу на учителя в министерство образования. Однако, для этого вам нужно найти хорошие доказательства вины педагога. И, желательно, привести с собой в министерство нескольких свидетелей. Которые подтвердят вину педагога.

Если вы соберете сильные доказательства, то преподавателя могут уволить. И он больше не будет докучать вашему ребенку.

Способ #4: Осветите проблему в средствах массовой информации

Если преподаватель ребенка перегибает палку (оскорбляет и бьет его), то чаду нужно записать правонарушения на видео. А затем отправить эту запись в средства массовой информации. Попросить их осветить имеющуюся проблему.

Если ситуация вокруг учителя будет резонансной, то СМИ гарантированно возьмутся за имеющуюся проблему. И снимут сюжет об учителе. Добьются его увольнения.

Способ #5: Если вышеназванные меры не помогают, то переведите ребенка в другую школу

Если никакие способы не помогают вам решить проблему с педагогом, то пойдите на крайнюю меру. Переводите малыша в другую школу. Там он сможет учиться без гнета со стороны учителя. И получать заслуженные оценки.

Выбирайте новую школу очень осторожно. Чтобы ребенок снова не наткнулся на учителей, которые будут к нему придираться.

На платформе Vikids вы можете:

Почитать похожие статьи или написать свою

«Учить надо лучше, не будет орать!» Как отличить строгость от насилия и противостоять учителю-тирану

Но взгляд к делу не пришьешь, да. Трудно даже объяснить, что именно происходит. Чуть проще, если тебе 15. А в 7 почти нереально. Да и некоторые учителя не ограничиваются взглядом…

«Правила здесь устанавливаю я». Как отличить строгость от насилия

Насилие не так просто отличить от того, что мы привыкли называть строгостью. Особенно если судить только по рассказам ребенка. Перечислю признаки жестокого отношения к ребенку. Когда учитель строг, но не жесток, вы не найдете этих признаков. Они не обязательно проявляются все вместе. Но даже одного на постоянной основе хватает, чтобы травмировать детей.

1. Физическое насилие: побои, шлепки, подзатыльники, щипки, нажатие на болевые точки и т.д. Да, это также и психологическое насилие, т.к. деформирует личность. Есть и те, кто не видит беды в том, чтобы взять ученика за ухо, стукнуть линейкой по руке или голове, грубо схватить за руку, толкнуть. Нет, не одноклассники – учителя. Даже если это (условно) не больно – это насилие.

2. Вербальная агрессия.

  • Частый крик (ребенок жалуется: «Она на нас все время кричит»).
  • Обидные ярлыки, слова, фразы: «Ты кретин, что ли?», «Да на папу посмотреть, все ясно будет».
  • Сравнения менее успешных учеников с более успешными, или наоборот: «Ну, Петров-то нам ответит получше Сидорова».
  • Обесценивающие высказывания: «Хорошо, что ты попробовал подумать. Попробуй как-нибудь еще»; «Можешь, когда хочешь».
  • «Пророчества» негативного характера: «ЕГЭ не сдашь, в армию пойдешь, там тебя научат жизни»; «Свободная касса?» (которая сменила «дворника»), «Тюрьма плачет».

3. Доминирование и сверх-контроль: тема власти.

  • Учитель может потребовать открыть портфель (без серьезных оснований).
  • Забирает личные вещи: например, телефон, с тем условием, что он будет отдан только родителям. И ребенок, и родители получаются «заложниками».
  • «Вы сюда не думать пришли, делайте, как говорят», «Здесь правила устанавливаю я» (без объяснений).

4. Запугивание, угрозы. Частный случай вербальной агрессии.

  • Прямые: «Будешь так себя вести, к директору, завучу отведу», «Выброшу твой телефон, если еще достанешь», «Не поедешь с классом в поездку».
  • Неясные угрозы: «Будет хуже». Порой эта фраза даже не произносится, но ребенок твердо знает, что учителя лучше «не злить». Понимание того, что «будет хуже», сформировано.

5. Игнорирование, невнимание.

  • Ребенку трудно получить внимание учителя. Эту характеристику сложно «пощупать», она все время про «а может, тебе кажется?» (потому что внимание учителя должно быть распределено между 30-35 учениками). Ребенок может описывать это так: «Я для нее, кажется, вообще не существую». Помните, что игнорирование – это форма травли.
  • Может проявляться как то, что ученика стабильно не берут в какие-то школьные активности.
  • Игнорирование может сменяться агрессивным вниманием, если происходит что-то, за что можно поругать.

6. Газлайтинг – форма психологического насилия, главная задача которого — заставить человека сомневаться в адекватности своего восприятия окружающей действительности. «Нет, я такого не говорила», «Ничего я вам не обещала», «Нет, на самом деле это легкая тема». Посыл такой – ты не можешь себе доверять, не опирайся на свое восприятие, опирайся на то, что говорю я.

7. Токсичная критика. Конечно, критика интегрирована в школьный процесс, ведь кто-то не доучил, не проявил в чем-то старания, забыл нужное. Но она становится токсичной в следующих случаях:

  • Постоянная критика, «придирчивость». Даже если в целом задание выполнено хорошо, будут отмечены мелкие недочеты. Тут внимательно: учитель может быть представителем педантичного типа, но в этом случае требования едины для всех, независимы от ситуации. Если это единственное, что «напрягает», то речь не про насилие.
  • Похвала через «но»…: успех отмечается, а далее всегда следует критическое замечание.
  • «Пушкой по воробьям»: значительная критика по небольшим поводам. Например, отличница получает четверку и учитель отпускает замечание: «Что-то ты начинаешь съезжать».
  • Публичные высказывания, при классе или других учителях. Логика такая: человек же не захочет повторения, значит, будет учить, стараться. Будет управляемым. А вообще-то это публичное унижение, построенное на страхе, ломающее позитивный образ себя, укрепляющее неуверенность и много еще чего.

8. Невербальная агрессия.

  • Бросить или порвать тетрадь. Пнуть портфель или другую личную вещь.
  • Стучать линейкой или учебником по своему столу или парте ученика. По учительскому столу – не так страшно, потому что для всех. Ситуация общая, и страх делится. Подошла и долбит не тебя, а твой стол или тетрадь. В 10 см от твоей руки. Линейка ходит туда-сюда перед твоим лицом. Переход границы не социальной, даже не личной зоны, а прямо в интимной, куда допущены только самые близкие.

9. Разделение на «любимчиков» и «козлов отпущения». Очень токсичная штука, даже если есть только полюс «любимчиков». Получается, что учитель применяет разные критерии для разных учеников. Учитель занижает оценки. Несправедливость в том, что «любимчикам» нужно тратить меньше сил на тот же результат, по сравнению с «обычными» учениками.

Прошу подойти к этому списку через понятие баланса. Все это (или почти все) встречается в мягких формах, иных формулировках или иногда в обычных отношениях с учителем. Все мы люди, мы можем устать или быть погруженными в свои проблемы, реагируя не так удачно, как хотелось бы.

Но все это можно считать насилием, если оно употребляется часто, интегрируется в учебный процесс на постоянной основе.

Строгость таких симптомов не имеет.

Больше всех страдают отличники

Знаете, кто страдает от таких больше всех? Нет, не двоечники. Они – народ относительно крепкий, привычный. Больше всего страдают отличники. Это дети с высокими требованиями к себе. Часто можно обнаружить, что от них также требуют высокого результата дома, иногда под страхом наказания (а вот тут впору говорить и о домашнем насилии). Эти дети как будто между двумя огнями: в школе строгий учитель, дома – строгие родители. Но бывают и ситуации, когда ребенок сам определяет себе высокие стандарты без давления семьи.

Однажды я работала с девушкой-подростком. Так вот, когда такая «сильная» педагогиня орала на класс, моя юная клиентка ощущала себя так, как будто орут только на нее. Когда я спросила, по какому поводу кричит учитель, то заметила, что девушка обобщает (это «мы» сделали), хотя она к этой ситуации никакого отношения не имела. Стало легче, когда мы нарисовали «схему распределения крика». Она поняла, что ей принадлежит 1/30, а не 100%.

Сколько за годы своей психологической практики я видела страдающих отличников! Хотя, казалось бы, они на лучшем счету. Но как в этой обстановке критики и нетерпимости они боятся самых малых ошибок! Потому что очень страшно сместиться с относительно безопасной позиции и попасть под огонь.

Еще одна категория – «тихие троечники». Это ребята с невысоким потенциалом в науках (или конкретном предмете). Они и так понимают, что не слишком успешны в этой сфере, и им бы чуть-чуть поддержки. Они бы смогли пусть немного, но больше. А в душной атмосфере, которую создает токсичный педагог, ученик полностью теряет веру в себя и мотивацию к учебе.

А в целом трудно тонко чувствующим детям, как бы они ни учились. Их это ранит больше всего.

«Попробую вести себя идеально». Стратегии выживания

Меня нередко спрашивают, что сказать ребенку, чтобы он мог справляться с такой ситуацией. Мой ответ – ребенок не должен справляться, позиции неравны. Детей в принципе нельзя оставлять в ней, слишком велика цена. Вот стратегии, которыми дети пытаются адаптироваться к ситуации. Найдете ли вы среди них «достаточно хорошую»?

Стратегия 1: активное избегание. Попытка минимизировать контакты с абьюзером. Нежелание ходить в школу в принципе или на конкретный урок. Прогулы. Жалобы родителю на учителя. Может быть желание бросить школу, вообще туда не ходить.

Стратегия 2: пассивное избегание. Болезненность, частые ОРВИ, рвота и боли в животе, особенно по утрам, но не обязательно. Заболел – в школу можно не идти. Депрессия как обессиливание.

Стратегия 3: попытка адаптироваться: делать все, чтобы избежать насилия, учиться и вести себя «идеально». Получают развитие эмоциональные расстройства: депрессия, тревожные, фобические, панические расстройства. Или стойкие состояния, например эмоциональная тупость – невозможность сопереживать другим людям.

Стратегия 4: присоединение к насильнику («стокгольмский синдром»). Считать, что учитель поступает правильно, справедливо, «так ему и надо». Ведет к тому, что ученика-мишень, выбранного учителем, начинают травить дети. Ситуация «легитимизированной» травли.

Стратегия 5: открытая конфронтация. Ученик открыто выражает свои мысли и чувства по поводу отношения к учителю. Он – маленький борец за справедливость. Надо сказать, дети довольно точно подмечают токсичные проявления у учителя. Скорее всего, гнев учителя будет направлен на ученика. Ожидаем буллинг от части класса (которые в стратегии 4).

Стратегии могут встречаться вместе и/или попеременно, но какая-то будет ведущей.

Что будет, если ребенку не помогать

  • Понизится самооценка. Ребенок чувствует себя малозначимым, сомневается в своих силах и способностях. Иногда теряет свое мнение совсем.
  • Учиться становится все сложнее, а результат хуже. Факт, доказанный исследованиями – чем больше стресс-факторов, тем хуже усваивается информация и меньше креативность.
  • «Плохое поведение» не преодолевается, а становится «стойким»: особенно если внимание можно получить только таким образом. Или же как месть взрослому за постоянные атаки с его стороны.
  • Ситуация не дает полезных стратегий коммуникации, а лишь стратегии выживания. Нужно ли выживать там, куда пришел учиться?
  • Возникают суицидальные мысли (не у всех, но иногда неожиданно, например, у отличницы, которая не является мишенью, а применяет стратегию 3).

Бежать или выгонять. Что еще можно сделать

Когда мне задают этот вопрос клиенты, мы разбираем ситуацию по винтикам и учитываем не менее 20-30 разных характеристик ситуации. Цель – найти наиболее безболезненный для ребенка и родителя вариант.

Но, по большому счету, все варианты сводятся к двум стратегиям: бежать или выгонять.

Вариант «выгонять»: сбор мнений родителей, разговор с администрацией с просьбой поменять учителя или хотя бы попробовать ее приструнить.

Вариант «бежать», здесь разных путей больше:

  • попросить перевести именно вашего ребенка в другой класс внутри школы или школьного комплекса;
  • уйти в другую школу;
  • уйти на домашнее обучение;
  • использовать возможности очно-заочного обучения.

Обратите внимание на последний вариант, ведь он очень интересен, особенно для небольших городков и сел. Если переходить некуда, вы по Закону об образовании РФ имеете право перевести ребенка на очно-заочное обучение. Это означает, что часть предметов ребенок посещает очно, а часть (можно даже один) – изучает заочно. Если предмет в расписании стоит в середине дня, то ребенок может проводить это время в библиотеке (по вашему заявлению).

Да, мы должны обеспечить изучение предмета, занимаясь самостоятельно или наняв репетитора. Вы договариваетесь о том, как будет происходить аттестация по предмету (это обычно решает школа, общих правил тут нет). Задания чаще всего даются в тестовой форме, так что занизить оценку довольно сложно. К тому же вы можете просить, чтобы вас аттестовывал другой учитель, если он есть.

Отказать в очно-заочной форме вам не могут. И, возможно, если половина учеников перейдут на такую форму, скажем, по математике, это заставит задуматься администрацию школы.

«Был нормальный учитель, а стал вот таким». Почему?

Речь сейчас про токсичных учителей. Я вижу три основные причины: расстройство личности, болезненные изменения и профессиональное выгорание.

Расстройство личности (ранее употреблялся термин «психопатия») – стойкая характеристика личности. Прекрасно умеют маскироваться перед родителями – особо ласковы, могут хвалить ребенка. Обращайте внимание на уменьшительно-ласкательные суффиксы в речи, довольно верный признак. Нужно понимать, что человек – не «сумасшедший», что это крайний вариант нормы. Но убедить учителя «так себя не вести» будет крайне затруднительно, увы. Именно они «мстят» ученикам, если родители поднимают шум.

Болезненные изменения. Они могут быть связаны с возрастными изменениями или травмой мозга. Был «нормальный» учитель, а стал вот таким. Возможно, имели место заостренные (акцентуированные) черты, которые с возрастом развились.

Если поднимать шум, надежда на то, что учитель сможет себя лучше держать в руках, есть. Особенно если начнет получать адекватную лекарственную терапию.

Профессиональное выгорание. Связано с хронической усталостью, внесено в международную классификацию болезней МКБ-10 и новую версию МКБ-11. Где-то внутри «прячется» прошлый педагог, а на поверхности – раздраженная фурия, смотрящая на детей и родителей как на неодушевленные предметы, которые только мешают. В этом случае жаловаться – верный шаг, так как с профессиональным выгоранием вполне возможно справиться, если признать проблему и работать над ней. Так что обратная связь от родителей о том, что происходит недопустимое, очень важна.

Насилие – это не уважение к предмету, а власть

Друзья, такие учителя не «сильные». Они ПРОФНЕПРИГОДНЫ (временно или постоянно).

Не путайте строгость с жестокостью.

Не путайте требовательность с унижением.

Не нужно говорить: «Она так себя ведет, потому что уважает свой предмет». Это не про уважение, это про власть. Власть над теми, кто тебе не равен, зависим.

Может, дети и знают математику, физику, химию или русский, но стресс, который они получают, колоссален. Они знают на страхах: наказания, унижения, потери лица.

Помните, если такой монстр выбирает себе «мишень», то буллинг уже со стороны учеников гарантирован. Будьте бдительны. Учебный год набирает обороты.

Школа может быть «школой жизни», но не должна быть «местом выживания».

Прошу вас, будьте нетерпимы к насилию вообще и школьному насилию в частности.

Я очень верю, что придет время, и в понятии «сильный учитель» прочно закрепятся такие характеристики, как любовь к предмету, уважение к ученику, навыки позитивного мотивирования и умение рассказывать так, что невозможно отвлечься.

Неплохо было бы создать некий «протокол действий» родителей и администрации, если имели место факты насилия со стороны учителя.

Иллюстрация: фрагмент картины Нормана Роквелла

Невротический жизненный сценарный синдром Школьного Учителя


Здравствуйте, Уважаемые Зрители и Подписчики. В сегодняшнем видео я расскажу о том, что представляет собой невротический жизненный сценарий, который носит название «Синдром Школьного Учителя «.

«», «.

Также Вы можете ознакомиться с Навигатором Рубрики «», в котором находится краткое содержание всех полностью готовых статей и видеоматериалов из данной рубрики.

Здравствуйте, Уважаемые Читатели. В сегодняшней заметке я расскажу о том, что представляет собой невротический жизненный сценарий, который называется «Синдром Школьного Учителя».

Но начать я хочу с того, Что же такое синдром, и Что он собой представляет. В медицине синдром – это совокупность нескольких признаков болезни (т.е. нескольких Симптомов (симптом – это Единичный признак болезни, например, боль, воспаление, отек – все это единичные признаки заболевания), связанных по своему происхождению – т.е. каждый синдром состоит НЕ из любого, а только лишь из Строго Определенного набора симптомов.

Ну так вот, складывается Синдром Школьного Учителя, на мой взгляд, из следующих симптомов:

1) Все знает. Считает себя на порядок умнее других («все дураки, а я один – умный»), всячески кичится своим интеллектом и активно выставляет его на показ, стараясь, где это только возможно, что называется, блеснуть умом. Мнит себя великим профессионалом чуть ли не во всех сферах своей жизни, неважно, будь то физика с математикой или политика с педагогикой.
2) Нихрена НЕ умеет. Ни по одному из предметов или же областей знания НЕ является хотя бы сколько-нибудь мало-мальски грамотным и компетентным высококвалифицированным специалистом, а уж тем более – профессионалом экстра-класса. Максимум, на что он тянет – это так, максимум, посредственный середнячок.
3) Всегда и всех учит жизни, считая свои взгляды единственно правильными. При этом, как ни странно, почему-то постоянно живет в говне, имея кучу проблем по жизни, однако же все свои неудачи и поражения он списывает НЕ на собственную неправоту, а на ВНЕШНИЕ ЖИЗНЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА (т.е. ведет себя АБСОЛЮТНО БЕЗОТВЕТСТВЕННО, как психологически незрелая личность): «Вот, если бы не наши депутаты, если бы не мой начальник, если бы не моя жена/муж, если бы не мои дети – вот тогда-то я бы зажил получше!». Т.е., разумеется, все кругом виноваты, кроме него. Невротическая личность с синдромом школьного учителя слабо отдает себе отчет в том, Как же ЕГО поведение, общение, отношение и действия Влияют как на его партнеров по общению, так и на текущую ситуацию в целом, т.е. он НЕ рефлексирует (НЕ анализирует, НЕ отслеживает), Вследствие КАКИХ ЕГО телодвижений в его жизни возникают те или иные проблемные ситуации и жизненные трудности. Т.е. жизни такой человек других учит, но сам он по этой жизни – оказывается ни кем иным, как крайне дезориентированной личностью, НЕ отдающей себе отчета в том, КАК же Он себя ведет и ЧТО ему следовало бы в СЕБЕ поменять, чтобы стать более успешным и эффективным в самых различных сферах жизни.
4) Мало зарабатывает. Как правило, такой человек даже НЕ стремится зарабатывать много, считая, что «деньги – это зло», а «все богатые люди – это редкостные сволочи». Кстати говоря, во время распада Советского Союза, как нам рассказывал один из преподавателей, учителя (как правило, одинокие женщины) настолько стремились к власти, что, обучая детей, даже работали бесплатно, т.е. они на детях удовлетворяли свое ущербное невротически раздутое чувство собственной важности (ЧСВ) и поднимали свою невротическую самооценку за счет бесконечного оскорбления и упреков детей, нередко нанося их психике достаточно тяжелые психические травмы.

Это были четыре основных (или, как говорится, облигатных) симптома, которые в данном синдроме присутствуют ВСЕГДА СТРОГО ОБЯЗАТЕЛЬНО. Ну а следующие симптомы – уже могут быть, а могут не быть. Т.е. они (относительно данного синдрома) являются факультативными:

5) Имеют целую кучу психосоматических заболеваний. Данный симптом, как правило, появляется уже ближе к 30-40 годам и остается с этими товарищами на всю их дальнейшую оставшуюся жизнь. Хотя я вспоминаю одну такую «школьную училку», у которой язва желудка открылась уже к 24 годам. Т.е. такие личности – это классические неврастеники, склонные при этом также и к обсессивно-компульсивным расстройствам (т.е. к навязчивостям) – как к защитной реакции организма на чрезмерный и избыточный для него стресс (т.е., такие личности, как правило, очень склонны ко всякого рода навязчивым мыслям или каким-либо невротическим ритуалам, типа многократного мытья рук или бесконечной уборки в квартире). Также они, как правило, имеют синдром хронической усталости, синдром эмоционального выгорания и астенический синдром. Ближе к 30-35 годам к набору их психосоматических заболеваний вполне может прибавиться еще и депрессивный синдром. Также может наблюдаться различная сочетаемость или различные комбинации данных психопатологических синдромов, расстройств или заболеваний: например, астено-депрессивный, тревожно-фобический, тревожно-депрессивный, синдром эмоционального выгорания в сочетании с депрессивным синдромом и т.д.
6) Под видом активной борьбы за моральные порядки, добродетели, чистоту, дисциплину, нравственность и т.д. и т.п. для снятия Собственной Внутренней Тревоги такой человек старается активно всех контролировать: «Как бы эти сволочи чего-нибудь не так не сделали! Никому доверять НЕЛЬЗЯ!». Да и, положа руку на сердце, занимается такой человек всем этим (т.е. всей этой борьбой за мораль, нравственность и порядок) СОВЕРШЕННО НЕ для того, чтобы было чисто или для того, чтобы люди были более нравственными, а исключительно для того, чтобы удовлетворять свое раздутое невротическое ЧСВ, активно поучая других жизни и наставляя их, якобы, «на путь истинный». – Они мнят себя эдакими гуру, познавшими дзен. Т.е. под громкими лозунгами здесь скрывается не более чем собственный невротизм, проявляющийся в желании поднять (за счет критики и поучения других людей) собственную самооценку, а также закрыть своим псевдоумным видом выпирающую наружу кучу комплексов. Да, вначале такие личности могут даже показаться умными, но, пообщавшись с ними какое-то время (т.е. чуть подольше) и копнув на некоторые темы, на которые они активно берутся разглагольствовать (например, политика, общественный уклад, какие-либо дисциплины и области науки и знания, в которых они трудятся), ну так вот, копнув на эти темы чуточку поглубже – сразу становится очевидным тот факт, что они в них – абсолютно НЕ разбираются, а сами по жизни – так вообще дураки дураками. Но вид, особенно вначале общения, вполне могут сделать умный и даже сойти за умного, особенно если их собеседник в данной теме не слишком разбирается. Но человека с правильным мышлением и хорошо работающими мозгами они, разумеется, НЕ обманут – он, как зрелая личность, таких товарищей СРАЗУ видит и буквально сходу понимает, что же за личность (т.е. КАКОЙ ЧЕЛОВЕК) находится перед ним.
7) Нередко являются бревнами в сексе или даже страдают психогенной (т.е. обусловленной психологическими причинами) «фригидностью» и «импотенцией», т.к. вследствие огромного количества моральных догм, предписаний и запретов часто НЕ могут просто банально расслабиться и получить какое-либо удовольствие как от жизни в целом, так и от секса в частности.

В заключение я хочу привести описание синдрома школьного учителя, взятое из книги Вадима Вадимовича Шлахтера «Брачные Игры». Тип женщины называется «Училка». Передаю слово Вадиму Вадимовичу:
«».
Да, в общем-то, все абсолютно верно. Ну а за помощью к психологу такие личности, как правило, НЕ обращаются. Ну конечно, а зачем? Они же и так самые умные. Только вот непонятно, почему живут в таком г… Мужчинам от таких женщин, разумеется, лучше держаться подальше. Впрочем, и женщинам от мужчин, страдающих синдромом школьного учителя – также лучше держаться подальше и обходить их десятой дорогой.

На этом у меня на сегодня всё. Я желаю Вам успехов и до новых встреч.

С преподавателем поругалась…что делать?

. Здравствуйте, Начну с себя. Мне 17 лет и я начала учится в этом году в колледже на втором курсе. Преподаватели хорошие, но есть одна преподша которая ко мне придерается. Так получилось что я села на одну парту вокруг девченок. Преподша на вид 40+, с первой пары дала нам понять что она хозяйка и что мы должны молчать, ибо она может нас завалить( грубо говоря). С первой пары она на меня, ну не скажу что накричала, но дала понять чтобы я закрыла рот. Ну было сначала всё хорошо. Предмет интересный, но отчасти скучноватый. Учиться можно. Но на 3 паре этого предмета, она нам дала задание, которое мы могли сделать дом. Она сидела что — то там свое делала и не обращала на нас внимание. Ну, мы же решила дома сделать, а тут на паре посидеть, поговорить….Ну сидим смеемся с девчонками, училка обратила на нас внимание и наругала нас сильно. Говорила что типо что мы думаем что она добрая, а на самом деле плохая. И когда ругала нас, сделала акцент на мне, мол я ничего не делаю и т.д. Ну, мы замолчали и потом когда она отвернулась мы тихонечко сидели и разговаривали. И тут у нее походу терпение лопнуло. Потому что она взяла журнал и такая говорит что бы я сказала свою фамилию. Я промолчала, а ее это ещё больше разозлило и она начала спрашивать у старосты, ну вообщем она поставила мне ручкой двойку за поведение…. и сказала мне уйти с класса и на ее предмет больше не ходить. Я тоже разозлилась и сказала что я не виновата, что смеялись мы все вместе, а ругает она меня. Прозвенел звонок и все ушли. Я подошла, извинилась, а она сказала что не извиняет. И что зачетку я теперь вряд ли получу….и что буду к ней ходить сдавать…и сдавать…Вообще мне капец. Я не знаю как поступить?Усугублять ситуацию, стоять на своём или молчать и смирится?Прошу может кто-то на своём личном опыте знает…что делать.