Вялый ребенок

Клиническое обследование новорожденного.

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7

Клиническое обследование новорожденного — проводят при температуре в палате не менее 22°С, не раннее чем через 30 минут после кормления при естественном освещении. Проводят осмотр его на подогретом пеленальном столике или в кувезе. Руки врача должны быть теплыми, в противном случае, контакт будет нарушен, что затруднит процесс обследования.

Внешнее обследование новорожденного. Для здорового доношенного новорожденного характерно спокойное выражение лица, своеобразная живая мимика, громкий эмоциональный крик. Движения избыточные, некординированные, нередко атетезоподобные. Характерно физиологическое усиление тонуса мышц сгибателей, которое определяет позу ребенка (поза флексии, эмбриональная поза): голова слегка приведена к груди, руки согнуты в локтевых суставах и прижаты к боковой поверхности грудной клетки, кисти сжаты в кулаки, ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Выражение лица и поза здорового новорожденного при осмотре зависят от положения плода в родах. При разгибательных вставлениях (лобное, лицевое) лицо отечное, возможны обильные петехии и бедная мимика. Голова обычно запрокинута. При тазовом предлежании ноги могут быть резко согнуты в тазобедренных суставах и разогнуты в коленных. Выражение лица: недовольное, «болезненное» — отмечается при многих заболеваниях новорожденных, «испуганный» взгляд — при субарахноидальных кровоизлияниях, гипомимичное бывает у детей с субдуральными гематомами и энцефалопатией.

Крик ребенка оценивается как по силе, так и по длительности и модуляции. Слабый крик может отмечаться у глубоконедонешенного ребенка, афония бывает следствием проведения интубации трахеи или поражения ЦНС — субдуральной гематоме, кровоизлияниях в желудочки мозга, а также тяжелых соматических заболеваниях. Раздраженный («мозговой») крик сопровождает субарахноидальные кровоизлияния, повышенное внутричерепное давление. При врожденной гидроцефалии крик приобретает монотонный оттенок.

Двигательная активность у новорожденных бывает ослабленной при поражениях ЦНС и соматических заболеваниях и повышенной (гипервозбудимость).
При внешнем осмотре можно отметить такие признаки повышенной нервно-рефлекторной возбудимости: мелкоразмашистый тремор рук и нижней челюсти при беспокойство ребенка и крупноразмашистый — бывает при билирубиновой энцелопатии.
Спонтанный рефлекс Моро, спонтанные вздрагивания, спонтанный и индуцированный клонус стоп, судороги (при внутричерепной родовой травме, тяжелой гипоксии головного мозга, внутриутробной инфекции, токсическом поражении ядер головного мозга свободным билирубином, метаболических нарушениях, наследственных нарушениях обмена и др.).

Мышечный тонус у больных новорожденных чаще ослаблен. Резкое снижение или отсутствие мышечного тонуса является одним из диагностических критериев поражения плода в родах. При обследовании ослабление тонуса может быть обусловлено также недоношенностью или незрелостью. У доношенных детей низкий мышечный тонус свидетельствует о перенесенных тяжелой гипоксии, субдуральном кровоизлиянии, острой надпочечниковой недостаточности и может сопровождать гипогликемию и ацидоз, наследственные болезни (болезнь Дауна и др.) Повышение мышечного тонуса возможно при субарахноидальном кровоизлиянии, гнойном менингите, билирубиновой энцефалопатии. Мышечный тонус оценивают по результатам пробы на тракцию и по способности удержания тела в горизонтальном положении лицом вниз над поверхностью пеленальника (на ладони исследуемого), а также по симптому «вялых плеч». Обследуемому новорожденному придают вертикальное положение, поддерживая его за подмышечные области. Если голова ребенка «уходит в плечи» — это показатель ишемии определенных зон головного мозга.

Изменения мышечного тонуса лежат в основе возникновения таких патологических поз: Поза «лягушки» — руки вяло лежат вдоль туловища, ноги находятся на поверхности пеленальника, широко разведены в тазобедренных и слегка согнуты в коленных суставах. Эта поза является физиологической для глубоконедоношенных детей. У доношенных же она свидетельствует о резком снижении мышечного тонуса. Бывает при внутричерепных кровоизлияниях, острой надпочечниковой недостаточности;

Опистонус — голова запрокинута из-за ригидности затылочных мышц, руки вытянуты вдоль туловища, кисти сжаты в кулачки, ноги разогнуты в коленных суставах и перекрещены на уровне нижней трети голеней. Данная поза связана с резким повышением тонуса мышц — экстензоров. Характерна для гнойного менингита, субарахноидального кровоизлияния, билирубиновой энцефалопатии.

Поза «Фехтовальщика» — голова повернута к плечу, одноименные рука и нога находятся в разгибательном положении, причем рука отведена в сторону. Другая рука отведена в плечевом и согнута в локтевом суставе. А нога несколько отведена в тазобедренном и согнута в коленном суставе; голова слегка запрокинута, ноги резко согнуты в коленных и тазобедренных суставах и плотно приведены к животу . Эта поза возникает при гнойных менингитах; а

симметричные позы по гемитипу — рука и нога одной стороны тела находятся в физиологическом положении, на другой стороне конечности разогнуты с пониженным мышечным тонусом: по ТИПУ параплегии (снижение мышечного тонуса как в верхних так и в нижних конечностях);

по монотипу — снижение двигательной активности и мышечного тонуса одной конечности.

Ассиметричные позы возникают преимущественно у детей с поражением ЦНС.

Патологические установки кистей — «когтистая лапка», свисающая кисть, «обезьянья» кисть — характерны для поражения ЦНС различного генеза.

Патологические положения стоп: вагусная установка — отключение стопы от оси конечности в медиальном направлении; вальгусное положение — отключение стопы от оси конечности в латеральном направлении. Патологическое положение стоп может быть связана с ортопедической патологией; пяточное положение — тыльное сгибание стопы; свисающая стопа отмечается при поражении спинного мозга. Положение головы новорожденного бывает отклоненным от оси тела вплоть до плеча. Пропорции тела иногда нарушаются при преждевременном рождении ребенка, микроцефалии, гидроцефалии. Особенности внутриутробного развития отражают и нарушения массы тела.

Макросомия выражена у детей с диабетической фетопатией и у переношенных; низкая масса тела при рождении в срок возможна в случае тяжелого гестоза второй половины беременности, неполноценного питания беременной женщины, при хромосомных болезнях и др.

О нарушении внутриутробного развития свидетельствуют дизэмбриогенетические стигмы. Диагностически значимым считается обнаружение 5 и более стигм.

Запах, исходящий от новорожденного может быть одним из ранних симптомов наследственных болезней: «мышиный» при фенилкетонурии; варенных овощей — при нарушении обмена валина, лейцина.

Кожа здорового доношенного новорожденного нежная, эластичная, бархатистая на ощупь, моментально расправляется при попытке собрать ее в складку. Ее суховатость возможна при низкой функциональной активности потовых желез. При осмотре кожи новорожденного можно выявить ряд особенностей — беловато-желтые точки, чаще на кончике и крыльях носа, реже — на носогубном треугольнике. Они представляют собой ретенционные кисты сальных желез и исчезают к концу периода новорожденности, лечения не требуют; необильные петехиальные кровоизлияния в кожу предлежащей части и кровоизлияния в склеры, обусловлены повышенной проницаемостью сосудов, появляются в процессе родов; телеангиоэктазии — красновато-синюшные сосудистые пятна на спинке носа, верхних веках, на границе волосистой части головы и задней поверхности шеи. Они исчезают при надавливании, отличаясь этим от гемангиомы; 1апидо-пушковый волос преимущественно на лице, плечах, коже спины; монголоидные пятна — в области крестца и ягодиц, синюшного цвета, (обусловлены наличием пигментообразующих клеток); родимые пятна чаще коричневого или синюшно-красного цвета любой локализации. Цвет кожи здоровых новорожденных . В первые минуты после рождения отмечается общий цианоз, акроцианоз, периоральный цианоз (вокруг рта), реже рождается розовым. После проведения первичного туалета или через несколько часов после рождения кожа приобретает ярко-розовый оттенок. Это происходит вследствие реакции периферических сосудов на тактильные и температурные раздражения. Данное состояние адаптации носит название физиологической эритемы, держится 1-2 суток, у незрелых и недоношенных- 1-1,5 недели. В конце вторых и третьих суток жизни у 60-70% детей кожа приобретает иктерич-ный оттенок. Желтушное окрашивание исчезает к концу первой — середине второй недели и относится к пограничным состояниям (подробности см. раздел адаптации новорожденных). Более раннее появление желтухи, большая ее интенсивность, затяжное или волнообразное течение позволяет отнести ее к патологической.

Патологические изменения цвета кожи.При обследовании стойкий цианоз может служить признаком ряда заболеваний. Выделяют три группы причин, вызывающих цианоз:

а) центрального характера — при асфиксии, внутричерепной родовой травме, травме шейного отдела спинного мозга, внутриутробных инфекциях с поражением ЦНС;

б) легочного генеза- при пневмониях, пневмопатиях, диафрагмальной грыже, аплазии легкого и др.

в) кардиального происхождения — врожденные пороки сердца «синего» цвета, персистирующий, артериальный проток и др.

Цианоз лица отмечается у детей , родившихся с тугим обвитием пуповины вокруг шеи. Он может длится несколько суток. Акроцианоз и дистальный цианоз — в раннем неонатальном периоде бывает у здоровых детей при нарушении температурного режима в отделении, крике и беспокойстве. Стойкий периоральный цианоз чаще бывает при врожденной кардиогенной патологии. Цианоз и некоторая отечность ног отмечается у родившихся в тазовом (чаще ножном) предлежании, а также при повреждении спинного мозга; изолированный цианоз верхней конечности возможен в случае выпадения ручки в родах при поперечном положении плода.

Голова новорожденного может быть брахицефалической, долихоцефалической и неправильной формы. Окружность головы обычно составляет 34-37 см, что на 1-2 см больше окружности грудной клетки. Измерение окружности головы повторно проводят не ранее, чем на 3-й день жизни, так как к этому сроку уменьшается конфигурация и исче:1;к’1 родоной отек.

Обследование глаз. У детей первых суток жизни нередко затруднен, так как они закрыты. Периодически может возникать сходящееся косоглазие, возможен кратковременный мелкоразмашистый горизонтальный нистагм при перемене положения. Перинатальные повреждении ЦНС могут сопровождаться такими патологическими симптомами как: птоз, лагофтальм, стойкий горизонтальный нистагм и сходящееся косоглазие, симптомы Грефе, «заходящего солнца», остановившегося взора, кукольных глаз, плавающие движения глазных яблок.

Обследование слизистых полости рта. Окраска ярко-розовая, суховаты (незначительное слюноотделение). При дефектах ухода появляются белые пятнышки. Расщелина верхней губы (хейлосхиз) и твердого неба (палатосхиз) — наиболее частые аномалии развития лица.

Обследование грудной клетки. Форма бочкообразная, нижняя апертура развернута, горизонтальное положение ребер. Грудная клетка симметрична, нижние ее отделы принимают активное участие в акте дыхания. Подсчет частоты дыханий и сердечных сокращений проводят во время сна при помощи стетоскопа (мембрана фонендоскопа искажает аускультацию). ЧД — 40-60 в 1 минуту, ЧСС 140-160 в 1 минуту, АД — 55/30-80/55 мм.рт.ст. Подсчет проводится на протяжении 60 секунд, так как эти показатели очень лабильны.

Пальпация грудной клетки. При переломе ключицы выявляют отек, крепитацию или костную мозоль. Повышение ригидности грудной клетки характерно для заболеваний легких (пневмонии, пневмопатии) и некоторых аномалий развития (диафрагмальная грыжа).

Перкуссию при обследовании новорожденных легких проводят средним пальцем, положив ребенка на ладонь при поддержке за подмышечные области. Укорочение перкуторного звука, притупление, коробочный оттенок характерно для инфекционных и неинфекционных поражений легких. Дыхание над всеми легочными полями — пуэрильное, то есть выслушивается вдох и 1/3-1/2 часть выдоха. У недоношенных детей в первые дни жизни дыхание нередко ослабленное (ателектазы легких). Изменение характера дыхания (ослабленное, жесткое) может быть обусловлено экстрапульмональными причинами (узкие носовые ходы, отек слизистой носа при ОРВИ или травматизации при проведении реанимационных мероприятий) или являться признаком большой группы заболеваний и аномалий дыхательной системы. Хрипы над легкими в первые минуты жизни выслушиваются у большинства здоровых новорожденных (наличие в легких остатков внутриутробной легочной жидкости). Обилие разнокалиберных хрипов свидетельствует об аспирационном синдроме. Наличие хрипов при рождении и в последующем всегда говорит о патологии. Нарушение ритма дыхания в первые часы жизни могут проявляться кратковременными апноэ и наличием гаспов. Длительные апноэ сопровождаются цианозом и остановками дыхания (более 6-10 сек).

Тоны сердца ясные, звучные чистые. Число сокращений сердца менее 100 в 1 минуту — брадикардия, более 160 в 1 минуту — тахикардия. Приглушение или глухость тонов сердца характерны для тяжелой внутриутробной гипоксии, инфекционным поражением миокарда, врожденных пороков сердца. Наличие систолического шума в первые часы и дни жизни не всегда говорит о врожденном пороке сердца (функционирование артериального протока и/ или овального окна). Систолический шум на 3-5 сутки жизни, имеющий тенденцию к нарастанию и проведению в аксиллярную область и на спину, свидетельствует о врожденном пороке сердца.

Живот у здорового новорожденного округлой формы, активно принимает участие в акте дыхания, подкожно-жировой слой развит хорошо. Вздутие возможно при перекармливании (искусственном), а также может быть симптомом низкой кишечной непроходимости, некротизирующего энтероколита, перитонита, при сепсисе, пневмонии, внутриутробной инфекции. Западение живота характерно для высокой кишечной непроходимости, при обезвоживании. Ассиметрию живота наблюдают при диафрагмальной грыже (втянут), аномалиях развития передней брюшной стенки (выпячивание). Изменение цвета кожи передней брюшной стенки (блестящая, ярко-розового оттенка) характерно для воспалительных изменений в брюшной полости.

При пальпации живот мягкий, доступен глубокой пальпации при спокойном поведении. Передняя брюшная стенка эластичная и упругая. Пастозность передней брюшной стенки возможна у недоношенных, при воспалительных заболеваниях органов брюшной полости, склередеме, аномалии развития почек. Пуповинный остаток отпадает между 4 и 7 днями жизни. Пупочная ранка сухая, чистая. Наличие гиперемии, серозно-гнойного отделяемого говорит об омфолите. Печень выступает из-под края реберной дуги не более 2 см по среднеключичной линии. Увеличение печени возможно при перинатальных инфекциях, тяжелой асфиксии, врожденных пороков сердца, некоторых желтухах, ГБН. Селезенка пальпируется у края реберной дуги. Спленомегалия при перинатальных инфекциях, тяжелых формах ГБН, наследственном микросфероцитозе. Почки (чаще правая) доступны пальпации у недоношенных у детей со слабо выраженным подкожно-жировым слоем. Нарушения перистальтики кишечника при аускультации живота нередко сопровождают тяжелую асфиксию, внутричерепные кровоизлияния, внутриутробные инфекции.

Осмотр половых органов. У здоровых доношенных мальчиков яички опущены в мошонку, у девочек большие половые губы прикрывают малые; у недоношенных мальчиков яички не опущены в мошонку, у девочек характерно зияние половой щели. Мошонка может быть увеличена в размерах (водянка яичек, дифференцировать с пахово-мошоночной грыжей). Значительная гипертрофия клитора у девочек иногда вызывает необходимость определения полового хроматина для уточнения пола ребенка. Фиксируется наличие ануса, отхождения мекония, начало мочевыделений.

Осмотр тазобедренных суставов. Несмотря на физиологический гипертонус мышц, разведение ног возможно почти до поверхности пеленальника. Ограничение подвижности — при поражении ЦНС или дисплазии тазобедренных суставов (положительный симптом Маркса — симптом щелчка); патологическая подвижность — при снижении мышечного тонуса нижних конечностей (недоношенность, спинальная травма, болезнь Дауна, артрогрипоз).

Завершая осмотр, неонатолог еще раз оценивает реакцию новорожденного на проводимые манипуляции, стабильность его терморегуляции, анализирует неврологические и соматические особенности, динамику состояний адаптации. Скрупулезно проведенный клинический осмотр, наряду с тщательно собранным анамнезом способствует своевременной диагностике и правильному лечению больного.

VII. Тесты (учебные):

Укажите один правильный ответ

  1. СРОКИ ГЕСТАЦИИ ДОНОШЕННЫХ НОВОРОЖДЕННЫХ:

а) 22 неделя-32 неделя

б) 32 неделя -37 неделя

в) 37 недель – 42 неделя

  1. ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРА ТЕЛА РЕБЕНКА:

а) снижается

б) повышается

в) нормальная

  1. ТЕМПЕРАТУРА ТЕЛА ЗДОРОВОГО ДОНОШЕННОГО НОВОРОЖДЕННОГО:

а) 36,4 – 36,6

б) 36,6 – 36,9

в) 36,6 – 37,5

  1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПОТЕРЯ МАССЫ ТЕЛА У ДОНОШЕННОГО НОВОРОЖДЕННОГО СОСТАВЛЯЕТ:

а) 5 — 8%

б) 10 – 12%

в) > 12%

  1. НА ПЕРВОЙ НЕДЕЛИ ЖИЗНИ ОБЪЕМ ПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО ДОНОШЕННОГО НОВОРОЖДЕННОГО РАСЧИТЫВАЕТСЯ:

а) по методу Зайцевой

б) объемным методом

в) калорийным методом

  1. ПОЛОВОЙ КРИЗ НАБЛЮДАЕТСЯ У НОВОРОЖДЕННЫХ:

а) девочек

б) мальчиков

в) девочек и мальчиков

  1. К ТРАНЗИТОРНЫМ ФУНКЦИЯМ ПОЧЕК ОТНОСЯТ:

а) мочикислый ифаркт

б) протеинурия и лейкоцитурия

в) олигурия и мочикислый инфаркт

  1. ОЦЕНКА ПО АПГАР ВКЛЮЧАЕТ ОЦЕНКУ:

а) сердцебиения, дыхания, цвета кожных покровов, двигательную активность

б) сердцебиения, дыхания, цвета кожных покровов, реакция на рефлекторные раздражения

в) сердцебиение, дыхание, крик, реакция на рефлекторные раздражения

  1. ВИД ВСКАРМЛИВАНИЯ ПРИОРИТЕТНЫЙ ДЛЯ ДОНОШЕННЫХ И НЕДОНОШЕННЫХ НОВОРОЖДЕННЫХ:

а) грудное вскармливание

б) искусственное вскармливание

в) смешанное вскармливание

VIII. Ответы на тесты:

1. в

2. а

3. в

4. а

5. а

6. в

7. в

8. а

9. а

IX. Используемая литература:

1. Неонатология: Учебное пособие: в 2 т./Н.П.Шабалов. – Т. II. – 3-е издание., испр. И доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. — 640 с. : илл.

2. Руководство по неонатологии. Под ред. Г.В. Яцык. М: Медицинское информационное агентство 1998; 400.

4. Практическое руководство по неонатологии. Робертон Н.Р.К. – М.: Медицина, 1998. – 514с.

5. Неврология новорожденных. – Ратнер А.Ю. – Казань, 1995. – 367с.

6. ГИД по неонатологии под ред. П.М. Стратулата, Кишинев, 1998г., 370с.

8. Неонатология — национальное руководство под редакцией Володина Н.Н., М.: ГЭОТАР Медицина, 2007; 750с.

I. Мотивация изучения темы………………………….……

II. Цель занятия…………………………………………………

III. Рекомендуемая литература для подготовки…………..…

IV. Вопросы для самоподготовки…………………………….

V. План практического занятия………………………..……..

VI. Эталон ответов на вопросы:……………………….……..

1. «Неонатология» — как раздел педиатрии……………..

2. Определение и терминов………………………………

3. Внутриутробный период жизни плода..……… ………

4. Врожденные пороки развития плода…………….…..

5. Понятие внеутробный неонатальный

период жизни новорожденного……..………………

6. Критерии живорожденности………………………..

7. Признаки недоношенности, доношенности, переношенности……………………………………….

8. Адаптация детей к рождению и условиям внеутробной жизни…………………………………………………..

9. Пограничные (транзиторные) состояния…………….

10. Шкала Апгар………………………………………….

11. Туалет новорожденного…………….………………

12. Малые аномалии развития (стигмы дизэмбриогенеза)…………………………………….

13. Клиническое обследование новорожденного….…

VII. Тесты к занятию ….………………………………….

VIII. Ответы на тесты………………….……………..….

IX. Используемая литература…………………………………

Температура у ребенка. Чем сбивать и что делать, если она поднимается снова

Все дети болеют. И мой тоже. Все дети болеют. Бедный, как ему помочь. Все дети болеют — мантра для родителей, когда твой ребенок болеет. Тебе плохо так же как и ему, потому что ты не можешь ни чем помочь, а только смотреть как его организм борется с инфекцией.

Как бы не хотелось, они все равно будут болеть. Чем — как повезет. Как часто — как повезет. С маленькими детьми «болеть» означает не сразу заметить, что ребенок болеет, да и вообще понять «чем же он болеет» тоже оказывается сложновато.

Ребенок плачет, орет, а ты только ходиш, качаешь на руках, предлагаешь покушать, попить и не можешь понять что с ним — прислоняешь к себе и понимаешь, что он весь горячий… что же делать…

яндекс картинки

Когда сбивать температуру у ребенка?

Температуру надо сбивать. Но не всегда. Если оно доползла до 38,5, то сбиваем без промедления. Это вредно для детского организма. Если держится ниже 38 градусов — смотрим по состоянию ребенка. Бывает что в 37,5 ребенок бегает как ни в чем не бывало. А бывает 37,5 — и ребенка трясет, так как температура растет выше и выше.

А точно ли это температура?

Если у ребенка температура не такая высокая, возможно он просто перегрелся. Поэтому просто так пичкать малыша препаратами тоже не стоит. Во время высокой температуры можно так же заметить горячую кожу, или наоборот сильно холодную. Ребенок постоянно ноет, плачет, просится на руки. Аппетит пропадает, но появляется жажда. Если температура высокая, то ребенка может вырвать. Если температура поднимается слишком быстро, его может начать трясти от озноба. Если ничего не делать — есть риск развития судорог.

Первые действия при температуре

В первую очередь разденьте ребенка, если тот весь горячий. У новорожденных терморегулятор и система охлаждения посредства пота работает с перебоями, поэтому оставьте его в одном подгузнике и протрите ТЕПЛОЙ водой. Ни в коем случае не используйте холодную или различные растворы со спиртом — малыш может получить интоксикацию, ведь кожа впитывает раствор! Если малышу холодно — оденьте его потеплее.

яндекс картинки

Как снизить температуру у ребенка?

Дальше дать ребенку жаропонижающее средство. Самыми популярными являются нурофен и цефекон. В аптечке лучше держать оба препарата сразу.

Для ребенка до 1,5 лучше подойдут ректальные свечки. Засеките время. Среднее время всасывания препарата — 20 минут. Если малыш сразу после этого сходил в туалет — ставьте новую свечку, если через 10 минут — половинку.

Моя дочка до 1,5 не могла пить никакие сиропы, ее от них всех рвало фонтаном. Поэтому для эффективности используйте свечки! После 1,5 лет — сироп, так как он лучше и быстрее начинает действовать.

Как часто можно давать ребенку препараты от температуры?

А вот с этим посложнее. Все препараты рассчитаны на трехкратное применение в сутки. При этом время действия около 8 часов. Однако часто температура вновь начинает шпарить уже через 4-5 часов.

В таком случае смотрите по ребенку. Если малыш вялый, но может продержаться еще немного — обтирайте тряпочкой. Ведь все таблетки несут определенный вред.

Если сил смотреть на ребенка больше нет — используйте препарат с другим действующим веществом. Для этого как я и сказала, берите сразу и нурофен и цефекон, и используйте по мере необходимости и с чередованием.

Ребенок дрожит и трясется от температуры, что делать?

Если ребенок дрожит и его знобит от температуры, стоит дать ему четверть таблетки но-шпы, которая сможет убрать спазм мышц.
Если вы не уверены в любом из своих действий – вызывайте врача или позвоните в скорую, часто она может оказать консультацию не выезжая на место, а проконсультировать что же делать с ребенком по телефону.

Тревожные признаки, когда вызывать скорую?

Если температура поднимается слишком быстро, быстро возвращается, у ребенка судороги, его сильно и много рвет, то стоит не думать, что делать, нужно вызывать скорую помощь, которая сможет правильно и быстро оказать помощь ребенку и снизить его температуру.

Что делать после снижения температуры?

Давайте ребенку больше пить, обеспечьте спокойный досуг, не купайте в горячей ванне, обеспечьте проветривание комнаты и вызовете врача на дом, что бы скорректировать дальнейшее лечение.

В целом температура – не превышающая запредельные 39,5 – это хороший знак, что ребенок борется с вирусом или инфекцией. Постарайтесь успокоиться и не передавать волнения ребенку, ведь спокойна мама – спокоен ребенок.

Почему у детей возникает слабость и что с этим делать

Доброго времени суток, дорогие родители. В данной статье вы узнаете, по каким причинам может наблюдаться слабость у ребенка без температуры. Выясните, каковы сопутствующие симптомы могут при этом присутствовать. Поговорим о том, что предпринимать в подобных ситуациях. Также вам станет известно, к каким мерам профилактики необходимо прибегнуть, чтобы предупредить появление данного состояния.

Возможные причины

Важно понимать, что наличие слабости у малыша не должно оставаться без внимания взрослых, ведь данное проявление может указывать на наличие отклонений в психологическом или физическом состоянии карапуза. Давайте же рассмотрим, какие факторы могут влиять на появление постоянной усталости.

  1. Последствия перенесенного ОРВИ или другого вирусного заболевания.
  2. Результат наличия пониженного артериального давления.
  3. Отсутствие правильного образа жизни: малоподвижность, недостаток физической нагрузки, длительное сидение перед экраном телевизора или компьютера, отсутствие прогулок на свежем воздухе, нехватка сна — негативно воздействует на весь организм в целом.
  4. Неправильное питание, отсутствие ценных витаминов и микроэлементов в рационе. Нередко слабость является проявлением сниженного гемоглобина в крови. Также на ее возникновение может влиять нехватка витаминов группы B, в частности B6, B12 и фолиевой кислоты, а также недостаток цинка и меди. В общем, на ухудшение самочувствия оказывает влияние дефицит белков в пище и нехватка йода.
  5. Наличие инфекционного заболевания, хронических недугов. Болезней, которые могут проявляться подобным симптомом, множество. Сюда относят и паразитарные инфекции, и патологию эндокринной системы, заболевания печени, патологии сердечно-сосудистой системы.
  6. Постоянный стресс, наличие психологических перегрузок. Ситуации, когда ребенок растет в неблагоприятных условиях, имеет родителей алкоголиков, или присутствует при частых скандалах, или же у него имеются проблемы в школе, которые приводят к нервному истощению. Не всегда родители понимают, как негативно на детскую психику воздействуют подобные факторы, а они зачастую имеют разрушительное влияние.
  7. Переходной возраст. Это может быть и кризисный период трех лет, и подростковый период, когда в организме происходит гормональная перестройка, приводящая к эмоциональной нестабильности, возникновению депрессии и апатии, ухудшению физического состояния.
  8. Патологические процессы в крови, в частности лейкоз – заболевание, которое поражает костный мозг и органы кроветворения. Организм страдает от недостатка кислорода, в развитии лейкоцитов наблюдаются нарушения.
  9. Нейроциркуляторная дистония. Чаще диагностируется у детей школьного возраста. Второе название — вегетососудистая дистония. Может являться последствием нервного напряжения или психоэмоциональных расстройств.
  10. Нарушение электролитного баланса. Происходит чаще всего из-за неправильного рациона, в котором не хватало употребления кальция и калия, и недостатка жидкости. Также может появляться из-за наличия патологий пищеварительной системы.
  11. Миастения — аутоиммунное заболевание, сопровождаемое слабостью мышц и постоянной усталостью.
  12. Нарколепсия — патология ЦНС, развивающаяся при недостатке выработки гипокретина.

Также важно знать о существовании группы риска. В нее входят:

  • подростки;
  • недоношенные малыши;
  • эмоциональные дети с повышенной чувствительностью;
  • малыши, имеющие ограниченные возможности здоровья;
  • детки, которые в первый раз посещают школу или сад (так как данное событие является стрессом для их организма);
  • школьники в момент сдачи экзаменов.

Сопутствующие признаки

Слабость может сопровождаться головной болью

Предположить о наличии того или иного заболевания можно по присутствию определенных симптомов, которые наблюдаются помимо слабости.

  1. Если имеет место инфекционная патология, то кроме слабости будут присутствовать:
  • сонливость;
  • боли в голове;
  • снижение аппетита;
  • появление темных кругов вокруг глаз;
  • раздражительность;
  • плохое настроение.

Со временем инфекция приводит к интоксикации организма, наблюдается рост температуры.

  1. Если имеет место лейкоз, то присутствует:
  • бледность кожных покровов;
  • усталость;
  • вялость;
  • плохой аппетит;
  • ломкость волос и ногтей;
  • увеличение лимфоузлов;
  • тахикардия;
  • повышенная чувствительность кожи.
  1. Если у малыша анемия, то имеются также такие признаки, как:
  • повышенная потребность во сне;
  • раздражительность;
  • капризность;
  • обморок;
  • быстрая утомляемость.
  1. Если имеет место патология щитовидки, то присутствуют еще такие признаки:
  • отечность;
  • проблемы со сном;
  • перебои в сердечном ритме;
  • раздражительность;
  • ожирение;
  • подавленное настроение;
  • утомляемость.
  1. Если имеет место вегетососудистая дистония, то присутствуют:
  • головная боль рецидивирующего характера с локализацией на лбу или на затылке;
  • тревожность;
  • апатия;
  • скачки давления;
  • упадок сил;
  • проблемы со сном;
  • тахикардия;
  • повышенная потливость;
  • головокружение.
  1. Если присутствует электролитное расстройство, то характерно наличие таких симптомов:
  • проблемы с аппетитом;
  • аритмия;
  • онемение тела;
  • тошнота;
  • редкое мочеиспускание;
  • апатия;
  • постоянное чувство жажды;
  • усталость.
  1. Если у ребенка нарколепсия, то будут такие проявления:
  • проблемы с памятью и вниманием;
  • заторможенная реакция;
  • длительный дневной сон;
  • падение на ровном месте;
  • апатия и вялость;
  • немотивированная агрессия;
  • слабость в мышцах.
  1. Если имеет место миастения:
  • двигательные расстройства;
  • проблемы с жевательными мышцами;
  • появление невнятной речи;
  • повышенная утомляемость мышечной массы тазового дна.
  1. Если у ребенка депрессия, то дополнительно могут проявляться такие симптомы:
  • повышенная раздражительность;
  • боли в голове;
  • отказ от приема пищи;
  • перепады настроения;
  • слабость;
  • исчезновение интереса к бывшим увлечениям;
  • нежелание общаться с другими людьми.

Родители должны осознать, что появление такого признака, как слабость у ребенка, нуждается в обязательном посещении врача. Необходимо понимать, что определенные моменты нуждаются в экстренной консультации и вызове бригады скорой помощи, в частности, если, кроме слабости, особенно возникшей после травмы позвоночника или головы, присутствуют следующие признаки:

  • запор;
  • заторможенность;
  • расстройство стула;
  • редкое или наоборот частое мочеиспускание;
  • нервный тик;
  • бледность кожных покровов;
  • тошнота или рвота;
  • рост температуры.

Что делать

При появлении слабости нужно проконсультироваться с педиатром

В первую очередь, необходимо выявить первопричину, приведшую к появлению слабости. Бесспорно, лучше всего с этим вопросом справиться врач, так как родителям далеко не всегда удается точно определить, что именно провоцирует упадок сил у их ребенка.

Если причина состояния ребенка кроется в наличии серьезной патологии или хронического заболевания, обязательным является консультация врача и следование назначенному лечению.

  1. Если всему виной постоянные стрессы, психологические перегрузки, то малышу могут прописать успокоительные препараты с седативным действием, например, Новопассит или Глицин.
  2. Если имеет место вегетососудистая дистония, то будет назначен, например, Тонгинал.
  3. Если у ребенка проблемы с недостатком витаминов и минералов, то ему пропишут витаминный комплекс.
  4. Если у карапуза в семье негативная обстановка, то задача родителей исправить эту ситуацию, не допускать скандалов в присутствии малыша.
  5. Если причиной слабости является малоподвижный образ жизни и недостаточное время нахождения на воздухе, то ситуацию нужно исправить изменением дневного распорядка. Нужно начать водить ребенка на ежедневные прогулки, отдать на спортивную секцию или приучить делать по утрам зарядку.
  6. Если проблема с щитовидной железой, то необходимо обратиться к врачу эндокринологу, который сумеет назначить нужное лечение с учетом конкретного заболевания.
  7. Если проблемы с клетками крови, то нужно наблюдаться у гематолога, также следовать его назначениям.
  8. Если у ребенка сложности в школе, со сверстниками, то необходимо проконсультироваться с психологом.
  9. Если всему виной инфекционное заболевание, то необходимо соответствующее лечение. При начавшейся интоксикации, расстройстве, рвоте, повышенной температуре — обильное питье, чтобы не допустить обезвоживания организма.
  10. Если ребенок в данный момент находится в подростковом возрасте и слабость является единственным симптомом, вероятно, что это возрастное и нужно просто перерасти.

Когда я училась в десятом классе, столкнулась с ощущением постоянной слабости и периодически возникающими головными болями. Обратилась к врачу. Оказалось, что имеет место вегетососудистая дистония по гипотоническому типу, то есть, сопровождаемая пониженным артериальным давлением. Доктор выписал мне препараты на растительной основе, которые помогли успешно справиться с упадком сил, восстановить резервы моего организма.

Меры предосторожности

Прогулки на свежем воздухе благоприятно воздействуют на организм ребенка

Безусловно, вы уже знаете, что любое заболевание легче предупредить, чем потом лечить его последствия. Однако, не все недуги мы можем предупредить, но все же в силах родителей снизить риск возникновения такого симптома, как слабость.

  1. Обязательными являются ежедневные прогулки на свежем воздухе.
  2. Важно, чтоб в помещении, где находится ребенок, проветривалось.
  3. При наличии хронических заболеваний, важно их своевременное лечение.
  4. При появлении каких-либо предпосылок к патологии определенных систем организма, современное обращаться к врачу, следовать его рекомендациям.
  5. Не допускать конфликтные ситуации на глазах ребенка.
  6. Интересоваться жизнью малыша. При появлении каких-либо проблем, сразу оказывать ему поддержку, при необходимости консультироваться с психологом.
  7. Обеспечить ребенку полноценное питание, включающее в рацион все необходимые витамины и минералы.
  8. Позаботиться о том, чтобы у ребенка присутствовал полноценный сон.

Теперь вы знаете, если малыш жалуется на ощущение слабости, по какой причине это может происходить. Важно понимать, что некоторые из способствующих факторов могут негативно воздействовать на здоровье ребенка и слабость может являться тревожным звоночком, об этом нужно помнить и своевременно обращать внимание, при необходимости посещать врача, начинать лечение.

У ребёнка внезапно поднялась температура 38-39 – причины и что делать?

Внезапно подниматься температура у ребёнка может по ряду причин. Все родители рано или поздно сталкиваются с такой ситуацией. И им нужно понять, почему так происходит. Потому что от фактора, повлиявшего на резкий скачок температуры до 38 или даже 39 зависит, что делать, как справиться с гипертермией или лихорадкой.

Не патологические причины внезапного повышения могут быть такие:

  • перегрев, особенно, у детей в 3 года и младше, когда ещё не сформировалась терморегуляция,
  • стресс,
  • чрезмерная физическая нагрузка,
  • прорезывание зубов у детей в 1 или 2 года,
  • реакция на вакцинацию.

Резкий скачок до фебрильного уровня, сначала без других симптомов, возможен при таких заболеваниях:

  • менингит — если был контакт с инфицированными, а потом внезапно поднялась температура до 38 и выше, срочно нужно вызывать скорую;
  • отдельные формы ОРВИ и гриппа;
  • внезапная экзантема, или розацеа;
  • детские инфекции: коклюш, краснуха, ветрянка, паротит, скарлатина, корь;
  • ангина;
  • острые формы пиелонефрита, цистита, миокардита, тиреоидита и прочих внутренних воспалительных болезней.

Опасное для ребёнка до 3 лет явление, которое может сопровождать внезапное повышение температуры до 38-39℃ – фебрильные судороги.

Они связаны с тем, что мозг малыша ещё не приспособился к таким сильным перепадам. Обычно ребёнок трясётся несколько секунд, и в это время главное, чтобы он не нанёс себе травму. Для этого его нужно осторожно придерживать.

Если это случилось в первый раз, нужно вызвать скорую или педиатра, если он сможет приехать быстро. Вас научат, как действовать, когда такая судорожная реакция повторится. И исключат опасные причины судорог, связанные с неврологическими нарушениями.

Фебрильная лихорадка на уровне от 38 до 39 считается наиболее благоприятной для борьбы с инфекцией. Но если у ребёнка в организме нет никаких патогенных микробов, то хотя бы мало-мальской пользы от такой гипертермии нет. А вот вреда достаточно:

  • обезвоживание с иссушением слизистых оболочек, ребёнок может даже плакать без слёз;
  • сгущение крови;
  • дискомфорт;
  • гипоксия — недостаток кислорода в тканях,
  • ослабление иммунитета, что может привести к началу инфекционной болезни.

Поэтому при резком скачке температуры до 38 или 39, когда исключаются инфекционные причины, нужно срочно выяснить, почему появилась гипертермия, а потом устранить или ослабить вызвавший его внешний фактор.

Если лихорадка держится после устранения видимых наружных причин, то, возможно, есть внутренние болезненные изменения и нужно обратиться к врачу.

Внезапное повышение температуры у ребёнка до 38-39: причины неинфекционной природы

Основная причина Негативные факторы Что делать?
Перегрев Ребёнок долго находился на солнце или в душном помещении. Малыш, особенно если ему 1, 2 или 3 года, был сильно укутан, наряжен в слишком жаркую, синтетическую или обтягивающую одежду. Ребёнок старше 1 года много бегал, прыгал на батуте или был занят очень активными играми. Увести в тень или в прохладное помещени. Переодеть. Дать обильное питьё.
Вакцинация Живые и клеточные (АКДС) вакцины вызывают внезапное повышение температуры после прививки в несколько раз чаще, чем препараты с фрагментами микробов или их токсинами, а также генноинженерные. При повторных одинаковых прививках вероятность резкого скачка температуры возрастает. Чаще всего внезапная лихорадка 38℃ или 39℃ бывает после вакцины АКДС или против полиомиелита. Сбивать Парацетамолом или Ибупрофеном, если поднимется до 37,3℃. Давать много пить. В отличие от инфекционной лихорадки, при поствакцинальной фебрильная температура не полезна.
Прорезывание зубов Внезапное повышение до 38, а тем более до 39 от зубов бывает очень редко – возможно, присоединилась инфекционная болезнь. При 38,5 и выше дать Парацетамол в нужной дозировке: днём в сиропе, на ночь свечи.
Невроз или стресс Ребёнок излишне чувствительный или впечатлительный. Частые конфликтные ситуации в семье. Чрезмерно строгие или агрессивные методы воспитания. Нарушения в работе терморегуляционного центра. Проявить мягкость, внимание и заботу. Выяснить причину переживаний, успокоить. Если ребёнку больше чем 3 года, обратиться к детскому психологу, в 1 или 2 года – к неврологу. Дать лёгкое успокоительное средство: мёд с тёплой водой, травяной чай с ромашкой и мятой.

Хоть и существует в медицине такое понятие как ЛБОИ (лихорадка без определяемого инфекционного очага), но внезапное повышение температуры у ребёнка до 38-39 редко бывает совсем без симптомов.

Как минимум наблюдается ухудшение самочувствия, плохое настроение, слабость и вялость. Но эти симптомы мало помогут в поиске причины температурного скачка.

Что делать при резком повышении до 38 и выше с подозрением на инфекцию:

  • для выяснения причины скачка температуры нужно вызвать педиатра;
  • ребёнок должен как можно больше пить;
  • от 38,5, при склонности к фебрильным судорогам от 38℃ нужно давать Парацетамол или Ибупрофен;
  • при малейшей вероятности менингококковой инфекции нужно срочно вызвать скорую.

Реакция на приём жаропонижающих может стать диагностической подсказкой в такой ситуации.

  • Если после приёма Парацетамола температура падает с 38,5 до 38 и ниже в течение первого получаса, то высока вероятность ОРВИ, гриппа или другой вирусной инфекции.
  • Если 38,5-39 не сбивается Парацетамолом и слабо сбивается Ибупрофеном, то, скорее всего, болезнь бактериальная, а это в большинстве случаев намного серьёзнее и чревато тяжёлыми осложнениями. Нет явного снижения от Парацетамола и Ибупрофена при термоневрозе и ростовой (конституциональной) лихорадке.

Вовремя распознать бактериальную или вирусную природу инфекции очень важно. Потому что при вирусных инфекциях часто достаточно симптоматического лечения. А при бактериальных необходимо как можно быстрее начать принимать эффективный при данном заболевании антибиотик.