Вторая мировая война по английски

Если вы постоянно путаетесь в том, где в названии «Вторая мировая война» строчные, а где прописные буквы, нужно разобрать правило, касающееся имен собственных.

Правильно пишется

По правилам мы пишем только «Вторая мировая война».

Какое правило

Имена собственные называют такие вещи, аналогов которым не существует. Например, город Москва есть только один, поэтому мы пишем его название с большой буквы.

Девушек по имени Маша существуют (существовали и будут существовать) тысячи, однако мы пишем имя с большой буквы, ведь ни одна Маша не является полной копией другой – все они индивидуальны.

Чтобы понять, что в названии «Второй мировой войны» является именем собственным, нужно разобрать каждое слово.

Начнем со слова «война». Его мы не причислим к именам собственным, так как войн по всему миру было много, и Вторая мировая – не одна-единственная (здесь рассуждения как с именами не пойдут, ведь под словом «война» имеется в виду абсолютно любая, а не какая-то конкретная).

Далее – «мировая». Мировых войн было две, а значит это слово так же не является именем собственным.

Наконец, «вторая» – вот это слово уже следует писать с большой буквы, так как «Вторая мировая война» была только одна, аналогов ей нет.

Неправильно пишется

Итак, не следует писать «Вторая Мировая Война», «Вторая Мировая война» и «вторая мировая война».

В преддверии Великой Отечественной войны

  • 1 сентября 1939 года Гитлер напал на Польшу, чем была начата вторая мировая война. Польская армия уступала немецкой по боевой мощи и не смогла оказать ей серьезного сопротивления. Она скорее готовилась для войны с СССР, чем с Германией, сосредоточив на советских границах 30 соединений, а на германских — 22. Уже 3 сентября Англия и Франция, в соответствии с их обещаниями Польше, объявили Германии войну. Однако никаких военных действий против Германии они не предпринимали, ведя так называемую «странную войну».
  • 17 сентября, когда исход сражений в Польше уже не вызывал сомнений, под предлогом защиты «украинских и белорусских братьев» на территорию Польши вступили советские войска. Линия раздела Польши по настоянию Сталина была проведена несколько иначе, чем предусматривалось секретными протоколами. К Германии отошла Центральная Польша с Варшавой, взамен СССР приобрел Литву. Получив потерянные в советско-польской войне 1920-1921 годах территории, Сталин включил их в состав Украинской и Белорусской союзных республик. Линия раздела Польши, ставшая советско-германской границей, была зафиксирована в новом договоре «О дружбе и границе», подписанном Молотовым и Риббентропом в Москве 29 сентября 1939 году .

В результате заключения пакта и договора о дружбе с СССР восточная граница германских завоеваний была защищена, и Гитлер мог обратить свою агрессию на Запад. Западные державы надеялись на мощь французской оборонной линии «Мажино» и господство английского и французского флота на море. Некоторые западные лидеры все еще лелеяли мечты о советско-германском столкновении. Но Гитлер планировал покорение России только после подчинения Запада. Он применил испытанную в Польше тактику, предполагавшую сосредоточение на направлении главного удара крупных сил танков и авиации, стремительный прорыв обороны, глубокие фланговые охваты и окружение сил противника. 9 апреля 1940 года немецкие войска почти без выстрела захватили Данию и начали вторжение в Норвегию. 10 мая немецкие войска вторглись в Голландию и Бельгию. Когда французские и английские войска двинулись на помощь Бельгии, по ним ударила немецкая танковая колонна, вышедшая в обход линии «Мажино». Прорвав оборону, немцы вышли к Ла-Маншу и окружили основные силы союзных войск во Фландрии. 330 тысяч прижатых к морю союзных войск с трудом сумели эвакуироваться из Дюнкерка в Англию. Исход войны с Францией тоже стал очевидным. Несмотря на наличие значительных военных сил, моральный дух французского общества, особенно руководства страны, был надломлен, усилились капитулянтские настроения. Правительство объявило Париж открытым городом, и 14 июня немцы вступили в столицу. 16 июня новый премьер-министр Франции маршал Петен обратился к Гитлеру с просьбой о перемирии. Оно было подписано 22 июня 1940 года в Компьенском лесу, в том же вагоне, где в 1918 года Германия подписывала акт о капитуляции в первой мировой войне. Англия была единственной страной, продолжавшей мужественную борьбу с фашистской Германией. Хотя она не располагала значительными сухопутными силами, но воспользовалась выгодным своим географическим положением для организации обороны. 10 мая 1940 года к власти пришел энергичный У.Черчилль, который категорически отверг возможность мирного соглашения с Германией и развернул работу по мобилизации всех ресурсов для отпора врагу. Массированные бомбежки английских городов, потери во флоте от немецких подводных лодок не сломили моральный дух англичан. Германии не удалось завоевать господство в воздухе и на море, без чего невозможна была высадка десанта на Британские острова.

В сложившейся ситуации решение судьбы Англии Гитлер отодвинул на более поздний срок, после восточной кампании. 31 июля 1940 года он заявил, что первоочередной задачей отныне является война с Россией. 18 декабря 1940 года план нападения на СССР («Барбаросса») был подписан. Немецкие войска в глубокой тайне стали перебрасываться на Восток.

После начала второй мировой войны, в 1939-1940 годах сталинское руководство было озабочено прежде всего присоединением к СССР территорий восточноевропейских государств, «отписанных» ему по секретным соглашениям с Германией и дальнейшим сближением с Гитлером. Предприняты усилия и по укреплению военно-экономического потенциала страны. Опираясь на секретные соглашения с Германией, Сталин потребовал от прибалтийских республик заключить договоры «о взаимной помощи» и разместить на их территории свои военные базы. В сентябре-октябре 1939 года Эстония, Латвия и Литва вынуждены были согласиться на это. Сразу же после поражения Франции, 14-16 июня 1940 года Сталин поставил перед прибалтийскими государствами ультиматум о введении на их территории контингентов советских войск («для обеспечения безопасности») и формировании новых правительств, «честно» выполняющих взятые на себя обязательства. В республиках были созданы «народные правительства», которые при помощи местных коммунистов установили советскую власть. В августе 1940 года Эстония, Латвия и Литва были включены в СССР в качестве союзных республик. В конце июня 1940 года Сталин добился возвращения Бессарабии, оккупированной Румынией в 1918 году.

Примененный в Прибалтике сценарий не сработал в отношении Финляндии: финны не согласились ни подписать договор «о взаимной помощи», ни пойти на изменение границы. В октябре 1939 года советское правительство потребовало от Финляндии отодвинуть границу от Ленинграда, отдать острова близ Кронштадта, сдать в аренду полуостров Ханко (Гангут) с военно-морской базой, контролировавшей вход в Финский залив. Взамен Финляндии предлагалась вдвое большая территория, но в необжитых местах на севере. Финское правительство, видимо, полагало, что за этими требованиями могли последовать другие, и ответило отказом. Ответом на неуступчивость финнов была советская агрессия. 30 ноября 1939 года советские войска обстреляли свою погранзаставу в местечке Майнила. «Свалив» вину на Финляндию, советское правительство объявило ей войну и Красная Армия вторглась на финскую территорию. Заблаговременно было заготовлено марионеточное «народное правительство» Финляндии, готовое объявить страну очередной союзной республикой в составе СССР. Однако быстрой победы над 4-миллионной Финляндией Сталин не добился. Имея многократное превосходство в живой силе, особенно, в танках и авиации. Красная Армия долго не могла сломить упорное сопротивление финнов. Ценой огромных жертв и усилий она лишь в феврале смогла прорвать оборонительную линию Маннергейма. Война продолжалась 3,5 месяца. По мирному договору, заключенному 12 марта 1940 года, СССР получил те территории, на которые он претендовал. Ценой 10% своей территории Финляндия сохранила свою независимость. Итоги советско-финской войны, получившей название «зимней кампании», были неутешительными для СССР. За агрессию против Финляндии СССР был исключен из Лиги Наций и оказался в международной изоляции. Победа была достигнута ценой больших потерь, составивших убитыми с нашей стороны 127 тысяч человек (раненых и обмороженных 270 тысяч), со стороны финнов — 27 тысяч. Красная Армия показала низкую боеспособность, что послужило фактором, укрепившим решимость Гитлера форсировать нападение на СССР. Весной 1940 года он разъяснял своим генералам, что неудачи советских войск являются следствием внутренних репрессий, и что важно не дать Сталину времени для укрепления армии. С учетом этого сроки нападения фашистской Германии на СССР, первоначально намечавшиеся на весну 1942 года, были передвинуты на год раньше.

Для Сталина вскрытая в войне относительная слабость Красной Армии явилась стимулом для всемерного оттягивания военного столкновения и еще большего сближения с гитлеровским режимом. СССР, подрывая торговую блокаду Германии, в 1940 — 1 половине 1941 года наращивал экономические связи с ней, в крупных масштабах поставлял ей нефть, хлопок, цветные металлы и другие стратегические материалы, необходимые германской экономике.

Таким образом, в начавшейся второй мировой войне сталинский режим выступал на стороне Гитлера. В официальном заявлении Сталина и Молотова фашистская Германия изображалась как миротворец, а Англия и Франция бичевались как поджигатели войны. Однако внешне вполне корректные отношения между СССР и Германией лишь маскировали истинные намерения сторон. Перемирие между ними могло быть только временным, так как оба диктатора стремились к мировому господству и усиленно готовились к войне. Гитлер ввел свои войска в Финляндию и возобновил поставки ей оружия, игнорируя недовольство СССР. 27 сентября 1940 года Германия, Италия и Япония заключили в Берлине договор о военно-политическом союзе и разделе сфер влияния — Тройственный пакт. Во время визита Молотова в Берлин 12-14 ноября 1940 года Гитлер предложил СССР принять участие в дележе Британской империи. Однако требование СССР о включении Болгарии в сферу его влияния фюрер отклонил. Тем временем 18 декабря Гитлер установил дату нападения на СССР — 15 мая 1941 года. Затем из-за оккупации Германией Югославии и Греции, а также трудностей передислокации войск вторжение в СССР было отложено до 22 июня.

Всячески оттягивая сроки столкновения, СССР предпринимал усилия по наращиванию военно-промышленного комплекса. За период 1939 — июль 1941 года доля военных расходов увеличилась с 26 до 43%, выпуск военной продукции втрое превышал общие темпы промышленного роста. Ускоренными темпами строились оборонные заводы, предприятия-дублеры на востоке страны: к началу войны там уже находилась почти пятая часть всех военных заводов. Осваивалось производство новых видов военной техники, таких, как танки Т-34, реактивные минометы БМ-13, штурмовики ИЛ-2, превосходивших все зарубежные аналоги. Армия перешла от смешанной территориально-кадровой системы, введенной в середине 20-х годов ради экономии средств, к кадровой системе. 1 сентября 1939 года был принят Закон о всеобщей воинской обязанности. Численность вооруженных сил с августа 1939 года до июня 1941 года выросла с 2 млн. до 5,4 млн. человек.

Однако предпринимаемые усилия по переводу экономики на военные рельсы, реорганизации армии были запоздалыми. Кроме того, эта работа проводилась в обстановке физического и морального террора, сопровождалась крупнейшими ошибками и просчетами. Многие конструкторы и инженеры были арестованы, некоторые из них в дальнейшем работали в специальных конструкторских бюро, созданных из заключенных. Из-за репрессий лихорадило целые отрасли оборонной промышленности, затягивалось производство новых образцов военной техники. Хотя СССР перед войной производил больше самолетов, чем Германия, но преобладавшая их часть была устаревших образцов. Аналогичная ситуация наблюдалась и с танками. Необоснованными решениями Сталиным перед войной были сняты с вооружения 76-мм и 45-мм орудия, выпуск которых затем срочно был возобновлен. Из-за доверенных лиц Сталина, отставших от современных требований и живших воспоминаниями о гражданской войне, задерживалось освоение минометов и автоматов, которые заместитель наркома обороны Г.И.Кулик считал «оружием полиции». Замену лошади в армии на машину нарком обороны К.Е.Ворошилов назвал «вредительской теорией».

Страшным ударом, обрушившимся на армию, были сталинские репрессии, в результате которых была уничтожена подавляющая часть высшего командного состава. Из 85 высших военачальников-членов Военного совета при Наркомате обороны 76 человек были репрессированы. Пострадала и значительная часть среднего и младшего комсостава: только в 1937-1938 годах было репрессировано 43 тысячи командиров. Качественный состав военных кадров резко ухудшился: лишь 7,1% комсостава имели высшее военное образование, 3/4 командиров находились на своих должностях менее года. Накануне войны практически была обезглавлена. Остается фактом, что потери высшего командного состава в результате сталинских репрессий намного превысили последующие потери в войне с Германией. Следствием этого стало резкое падение уровня советского военного искусства, явно проявившееся накануне и в начале Отечественной войны.

Сталин не только обезглавил Красную Армию, подставив под удар страну, но и проявил слепоту в определении сроков фашистско-германского вторжения. Он получал информацию о готовящемся нападении на СССР, составленную на основе самых разных. О готовящемся вторжении в СССР Сталина предупреждали Черчилль, немецкий посол в СССР, противник такой войны Шуленбург. Однако Сталин не верил аргументам разведчиков, дипломатов и иностранных государственных деятелей, считал их дезинформацией. В опубликованном 14 июня 1941 года сообщении ТАСС «разоблачались» заявления иностранной печати о готовящемся нападении Германии на СССР. Панически боясь спровоцировать конфликт с Германией, Сталин строго пресекал любые действия, могущие быть расцененными как подготовка к войне, в том числе повышение боеготовности войск пограничных округов. За 10 дней до начала войны были запрещены полеты советской авиации в 10-километровой пограничной полосе.

Ошибки Сталина в оценке обстановки и момента нападения фашистской Германии на СССР можно объяснить тем, что он боялся этой войны и всячески пытался ее оттянуть, неверно полагал, что она произойдет не раньше 1942 года. Не оправдался и геополитический расчет вождя, полагавшего, что Гитлер не рискнет начать войну на два фронта, имея за спиной непокоренную Англию. Сталин недооценил степень авантюризма Гитлера. Он был уверен в своей прозорливости и непогрешимости. Все это могло произойти только в условиях культа личности, когда монополия на решение судьбоносных вопросов принадлежит одному человеку. Следовательно, истоки многочисленных трагических просчетов советского руководства, допущенных в 1939-1941 годах, коренились в самой тоталитарной системе. Она не допускала всестороннего обсуждения и демократического решения, учета альтернативных вариантов и т.д. Ошибки, приведшие к военной катастрофе, были порождением сталинского режима.

Информационные войны: история, сущность и методы

Вся военная пропаганда, все крики, ложь и ненависть, исходят всегда от людей, которые на эту войну не пойдут

Джордж Оруэлл

Для чего начинаются войны? Этот вопрос выглядит несколько странным: конечно же, чтобы добыть победу и одолеть супостата. Но что есть победа? Полное и тотальное уничтожение врага? Так тоже не раз бывало в истории человечества, но жесткий геноцид – это скорее исключение, чем правило. Чаще всего войну начинают для того, чтобы навязать противнику свою волю, заставить его отказаться от собственной идеологии, части своей свободы и принудить делать то, что необходимо вам. Любой военный конфликт – это акт вооруженного насилия, который преследует чисто политические и экономические цели.

Поражение в войне – это состояние одной из сторон, когда она уже не в силах оказывать сопротивление и отказывается от борьбы. История знает массу примеров, когда побежденный противник обладал всеми необходимыми материальными ресурсами для продолжения боевых действий, но не имел моральных сил и сдавался на милость победителя. Это и есть настоящая виктория. Добиться ее можно не только с помощью танков, ружей или ковровых бомбардировок, но и применяя более тонкие инструменты, направленные на разум противника. Сегодня подобные действия называют информационной войной. Она может быть направлена не только на вооруженные силы врага и население вражеской страны, но и на солдат своей армии и собственных граждан.

Понятие информационной войны появилось всего лишь несколько десятилетий назад, но на самом деле эта война стара как наш мир. Человечество научилось вести ее много тысяч лет назад. Иногда такую войну еще называют психологической, и в широком смысле – это комплекс действий, направленных на изменение сознания вашего противника, внедрение в него нужных вам установок. Информационная война (ИВ) может вестись или непосредственно в ходе боевых действий, или же предшествовать им. Основная задача ИВ в военное время – деморализовать армию противника, сломить ее волю к сопротивлению, склонить к капитуляции. Информационная война неразрывно связана с таким термином, как пропаганда.

История информационных войн

Ведение информационной войны часто входит в круг обязанностей различных разведывательных структур, хотя существуют и специальные подразделения и организации, которые занимаются этим вопросом. В СССР это было 7-е управление ГлавПУР РККА, в Третьем Рейхе – Министерство народного просвещения и пропаганды, а в США – «Бюро информации». Профессиональные пропагандисты впервые появились во время Первой мировой войны.

Методы информационной войны различны и многообразны. Самым старым из известных является запугивание противника. Например, персидский царь Ксеркс I перед тем как вторгнуться в Грецию, через своих агентов распространял слухи о непобедимости своего войска: «… если все персидские воины выстрелят из луков, то стрелы затмят солнце». Неплохо работала дезинформация о секретном оружии, от которого нет спасения. Так поступали Чингисхан и Ганнибал. Чтобы добиться покорности населения захваченных территорий, против него нередко устраивали тотальный террор, граничащий с геноцидом. Любая попытка сопротивления захватчикам подавлялась максимально кроваво и демонстративно. С помощью таких действий в сердца людей вселяли ужас и заставляли их отказаться от дальнейшей борьбы. Так обычно поступали монголы.

Еще один проверенный способ ведения психологической войны – это внесение раскола в стан противника. Необходимо посеять смуту среди врагов, лишить их единства, а в идеале заставить убивать друг друга. Если вы действуете против коалиции – то необходимо разрушить ее и бить врагов поодиночке.

Главным методом ИВ является дезинформация. В разные времена ее доносили до врага самыми причудливыми способами – насколько хватало таланта и фантазии. Типичный способ – это заброска лазутчика в стан противника. Но иногда использовали и более интересные варианты. В очередной раз разбив венгров, монголы захватили личную печать венгерского короля и начали от его имени печатать указы о прекращении сопротивления захватчикам. Затем их рассылали во все концы Венгрии.

Излюбленной технологией информационной войны в Средневековье было подстрекательство к мятежу части феодальной знати государства-противника.

Учитывая авторитет церкви, ее в прошлом нередко подключали к ведению информационной войны. Например, во время войны 1812 году католик Наполеон был дважды предан анафеме московской православной церковью, о чем было объявлено российским подданным. Правда, между отлучениями он был награжден высшей наградой империи – орденом Андрея Первозванного.

С появлением книгопечатания и постепенным проникновением грамотности в широкие массы в информационной войне все чаще стали использовать печатное слово. Так началась информационная война в СМИ. Типичным носителем пропаганды и дезинформации стала листовка, их разными способами доставляли до вражеских солдат или населения. В «промышленных» масштабах использование листовок началось во время Первой Мировой войны. В этот же период основные участники конфликта создали специальные службы, которые занимались пропагандой.

Вообще, следует сказать, что именно Первая Мировая дала небывалый толчок развитию информационных средств ведения войны. После окончания этого конфликта значительное число исследователей занялось разработкой теоретической базы психологической войны. Впервые появилось определение, что целью войны является не уничтожение армии противника, а подрыв морального состояния всего населения государства-противника до такой степени, чтобы оно заставило свое правительство капитулировать.

Удивительно, но Первая Мировая война четко показала, что пропаганда в первую очередь должна быть направлена на собственное население и армию. Лучшими пропагандистами ПМВ были англичане. Кроме всего прочего, они первыми додумались до создания агитснарядов, агитмин и даже винтовочных агитгранат.

Одной из блестящих технологий информационной войны, которую вероломные англосаксы применяли против немцев, стала так называемая пропаганда ужасов. В самых известных газетах печатали полностью фейковые материалы о жестокостях и зверствах германских войск: насилии над монашками, казнях священников, жестоких убийствах пленных британских солдат. Типичным примером фейка того времени является история распятого канадского солдата, так что сюжет украинских СМИ о покушении на бывшего журналиста Бабченко — это унылый плагиат с некоторой добавкой треша.

Самой гнусной выдуманной историей того времени является английский фейк о том, что немцы перерабатывают трупы своих и чужих солдат для корма свиней. Он вызвал целую бурю негодования во всем мире: после этой новости Китай присоединился к Антанте, а в самой Англии и в Америке материал вызвал небывалый наплыв добровольцев, желающих отправиться на фронт. Мол, как же это так, братцы? Кормить павшими джентльменами свиней?! Давайте-ка надерем задницы этим гнусным тевтонам!

Следует отметить, что материалы были отлично сфабрикованы – все факты подтверждали подготовленные свидетели, и люди действительно верили в них.

Немцы также пытались провернуть что-то подобное: они рассказывали своему населению, что русские казаки едят младенцев (им опять же верили). Это заставляло германских солдат на фронте сражаться еще более героически, дабы защитить Фатерлянд от диких азиатских людоедов.

Здесь следует сделать одно небольшое отступление. Для психически здорового человека не является нормальным лишать жизни себе подобных во имя непонятных политических интересов или абстрактных идей. Поэтому основная задача любого пропагандиста – «расчеловечить» противника. Мол, смотри: они едят младенцев или детей распинают на досках объявлений — ну какие же они люди? Ату их, ребята! Бей-убивай!

Дело в том, что во время войны психика человека работает несколько иначе, чем в нормальное мирное время. Стресс заставляет работать самые глубинные механизмы нашей личности и четко делит мир на «своих» и «чужих». Во многом человек теряет способность к критической оценке действительности и может поверить самые нелепые байки.

Еще одним направлением английской пропаганды ПМВ было преуменьшение собственных потерь и преувеличение военных достижений. Естественно, солдаты Антанты изображались в газетах в качестве благородных и бесстрашных рыцарей.

Руководил британской пропагандой во время Первой Мировой войны лорд Нортклифф. Можно сказать, что этот человек поднял информационную войну на совершенно новый уровень. Сегодня каждый грамотный человек знает фамилию гитлеровского министра пропаганды Геббельса. Однако не вызывает сомнения, что этот злой гений Гитлера имел очень хороших учителей и проверенные методики превращения среднестатистического гражданина в убийцу и чудовище.

Нельзя сказать, что лорд Нортклифф открыл что-то совсем новое: во все времена собственных солдат изображали героями, а вражеских — убийцами и злодеями. Однако пропагандисты ПМВ получили в свои руки новый мощный инструмент – средства массовой информации, – которые могли донести идеи пропагандистов до основной массы населения. Англичанам оставалось доработать всего лишь «незначительные» детали: решиться на создание абсолютно трешевых и полностью выдуманных материалов, научиться готовить подставных свидетелей и фабриковать фотографии своих ужасов. И поставить все вышеперечисленное на конвейер.

Кстати, немцы во время ПМВ так и не решились на такое (зато они по полной отыгрались во время следующей мировой бойни). Позже будущий фюрер Третьего Рейха Адольф Гитлер в своей книге Mein Kampf написал следующее: «Чем чудовищнее солжёшь, тем скорее тебе поверят. Рядовые люди скорее верят большой лжи, чем маленькой… Большая ложь даже просто не придёт им в голову. Вот почему масса не может себе представить, чтобы и другие были способны на слишком уж чудовищную ложь…»

Во время Второй Мировой войны все участники конфликта уделяли информационной войне огромное значение. Этим вопросом занимались специальные структуры, пропаганда велась как среди собственного населения и армии, так и среди войск и населения противника. Особенностью этого конфликта стала еще большая роль масс медиа, появилось радио и кинематограф. Для продвижения дезинформации на территории Британии немцы умудрились создать даже несколько фейковых радиостанций, которые якобы находились в Англии и имели стиль вещания, похожий на английские ресурсы. Через них регулярно вбрасывалась дезинформация, направленная на деморализацию английского общества.

Похожими вещами занимались и англичане.

Не забывали и более традиционные методы воздействия: над вражеской территорией и позициями войск разбрасывались листовки или пропуски для сдачи в плен. Советские пропагандисты на фронте активно использовали громкоговорители, через которые к немецким солдатам обращались пленные, призывая своих товарищей сдаться.

Вторая Мировая войны родила собственные чудовищные фейки. Например, о промышленном изготовлении немцами мыла из трупов евреев, замученных в концлагерях. Этот миф до сих пор кочует из одного учебника в другой, хотя его несостоятельность была подтверждена даже современными израильскими исследователями Холокоста.

Новое развитие информационные методы ведения боевых действий получили в эпоху Холодной войны. Это было время столкновения двух идеологических систем: западной и советской. Однако после двух мировых войн пропаганда несколько изменилась. Американские специалисты психологической войны высказали это таким образом: «Пропаганда практически только тогда обречена на провал, если она внешне похожа на пропаганду».

Американцы весьма активно и довольно успешно использовали методы психологической войны во Вьетнаме. Основной упор делался на деморализацию и запугивание местного населения и бойцов партизанских отрядов. За время боевых действий им удалось добиться перехода на свою сторону более 250 тыс. вьетнамцев.

СССР оттачивал методы ведения психологической войны в Афганистане. Проводились самые разные агитационно-пропагандистские мероприятия, от раздачи материальной помощи до распространения слухов и анекдотов про главарей моджахедов. Однако следует отметить, что советские войска в афганской войне уделяли пропаганде намного меньше внимания, чем США во Вьетнаме.

Будни современных пропагандистов

В настоящее время современные информационные технологии вывели психологическую войну на абсолютно новый уровень. Компьютерные технологии практически стерли государственные границы, превратив планету в единое информационное поле. Современные средства массовой информации имеют такие возможности, что великие пропагандисты прошлого просто зеленеют в аду от зависти.

Начиная с первой войны в Персидском заливе, западные страны (а сейчас и Россия) могут вести боевые действия просто в прямом эфире, в режиме онлайн. При этом современное телевидение не только способно давать искаженную информацию, оно может создавать новую реальность, весьма далекую от действительности. Действия собственных войск подаются с максимально позитивных ракурсов, противник всячески демонизируется. Подход мало изменился со времен Первой мировой войны, но инструментарий пропагандистов просто сказочно обогатился.

В ход идет все: «абсолютно правдивые репортажи» с места чудовищных и массовых злодеяний противника (с привлечением тщательно подобранных свидетелей, конечно), сокрытие важных фактов или погружение их в информационную шелуху. При этом само качество репортажей настолько реалистично, что не вызывает у зрителя никаких вопросов.

Одна из основных целей информационной войны – достижение полного доминирования в информационном пространстве. Противник просто не должен иметь возможность донести альтернативную точку зрения. Достигается этот результат разными средствами: полным контролем над СМИ, которые работают в зоне боевых действий, или военными методами. Ретранслятор или телецентр можно просто разбомбить, как это делали американцы в Югославии.

Если говорить про информационные войны США, то хорошим примером того, как работают янки, будет первая война в Персидском заливе. Информация, которая поступала с места боевых действий, четко контролировалась. На телеэкране полностью отсутствовали кадры раненых и убитых американских солдат или мирных жителей. Зато много внимания уделялось военным победам коалиции: журналисты с удовольствием показывали колонны сожженной иракской бронетехники и вереницы пленных солдат противника.

Хорошим примером, на котором можно показать роль информационной войны в современном мире, являются первая и вторая чеченские кампании. Первую войну на Северном Кавказе в информационном плане Россия проиграла, что называется «в одни ворота». Именно поэтому этот конфликт для большинства россиян является символом позора, предательства, абсолютно бессмысленных жертв и страданий, слабости страны и армии.

Вторая чеченская война освещалась в российских СМИ совсем по-другому. Доступ журналистов в зону конфликта был предельно ограничен, информация контролировалась. Под жесткий бан попали любые интервью с сепаратистами, теперь основные российские СМИ транслировали только точку зрения федерального центра. Что до визуального компонента репортажей, то из него полностью пропали кадры раненых и убитых российских солдат и сожженной бронетехники.

Пример чеченских войн четко показывает самую суть информационной войны: не важно, что происходит на самом деле, главное, какую картинку видит обыватель на телеэкране.

С не меньшим успехом современные СМИ можно использовать для манипулирования собственным населением, чем с удовольствием пользуются существующие ныне авторитарные режимы. Сегодня не нужно организовывать концлагеря для оппозиции, проводить аресты несогласных или жечь книги на площадях. Для обеспечения власти достаточно просто контролировать основные средства массовой информации. Как показывает практика, этого хватает, чтобы внушить обществу практически любые установки.

Современные информационные войны ведутся не только государствами, но и крупными корпорациями, общественными организациями, религиозными сектами и даже частными лицами.

В последние десятилетия в информационную войну активно включились и различные террористические организации, прежде всего мусульманские. ИГИЛ (запрещенный в России) очень грамотно использует интернет для ведения пропаганды и вербовки новых членов. Кроме обычной агитации (статьи, видеоролики, подача новостей в нужном для себя ключе), игиловцы весьма умело работают в социальных сетях, привлекая для этой работы профессиональных психологов.

Как развалить государство без войны

Информационные войны в современном мире могут вестись и без непосредственных боевых действий. Зачастую население страны, на которую направлена информационная атака, даже и не догадывается об этом. В этом случае цели информационной войны очень просты: привести к смене политического режима в стране или максимально ослабить его. Современная «традиционная» война очень дорога, а информационные способы воздействия – прекрасная ей альтернатива, довольно эффективная и не требующая от агрессора жертв. Повсеместное распространение интернета позволяет современным пропагандистам проникнуть практически в каждый дом.

Основной удар наносится по руководству страны, дискредитируется работа государственных органов, подрывается авторитет власти. Населению демонстрируются факты коррупции (реальные или вымышленные), уголовных преступлений, чем провоцируется рост протестных настроений. Среди граждан государства-жертвы информационной атаки создается атмосфера конфликта, безысходности, происходит активная манипуляция общественным мнением. Еще лучше, если к работе на агрессора удается склонить ряд местных СМИ, в этом случае они становятся «рупором» протестного движения.

Китайский стратег, философ и мыслитель Сунь-Цзы советовал завоевателям следующее: «Разлагайте все хорошее, что имеется в стране противника. Разжигайте ссоры и столкновения среди граждан вражеской стороны».

Обычно подобные атаки сопровождаются работой с частью политической элиты страны, которая начинает сотрудничать с агрессором. Через СМИ и интернет транслируются призывы к демонстрациям, забастовкам и другим акциям неповиновения, которые еще больше расшатывают ситуацию. При этом уличные акции, опять же, правильным образом освещаются в СМИ, прославляя протестантов и показывая в негативном свете проправительственные силы и органы правопорядка.

Проведение такого комплекса действий (в случае его успеха, конечно) приводит к потере управляемости в стране, экономическому спаду, а нередко и к гражданской войне.

Тут есть еще один, более глубокий аспект. Современные СМИ не просто могут приводить к хаосу в государстве и вызывать гражданские конфликты. Сегодня они практически формируют устои современного общества, донося до людей определенные ценности и вызывая отрицание других. Человеку говорится, что правильно, а что нет, что следует считать нормой, а что грубым отклонением от нее. Причем все это делается в настолько легкой и ненавязчивой манере, что пропагандистских приемов просто не видно.

Автор статьи: Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.