Вспомню я пехоту и родную роту слушать

Песни дорог войны. Марш защитников Москвы

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ «ПЕСНИ (МАРША) ЗАЩИТНИКОВ МОСКВЫ»
…1941 год. Со 2 октября столица СССР на осадном положении.
«Остановить теперь противника на подступах к нашей столице, не пустить его, перемолоть в боях гитлеровские дивизии и корпуса… Московский узел является сейчас решающим… Пройдет ещё немного времени, и наступление врага на Москву должно будет захлебнуться. Нужно во что бы то ни стало выдерживать напряжение этих дней».
(Георгий Константинович Жуков, 26.11.1941)
Оборона Москвы, парад войск 7 ноября 1941 года на Красной площади, разгром немецко-фашистских захватчиков под Москвой, наше контрнаступление…
Одной из боевых песен тех дней, призывавших к победе над врагом, стала «Песня защитников Москвы» или «Марш защитников Москвы». Большую работу по изучению истории создания этого музыкально-поэтического произведения проделал школьный учитель из Красноярского края Михаил Георгиевич Захарцов. В этой публикации использованы его заметки и другие подобные материалы с сайтов Интернета.
Автор «Песни защитников Москвы» – поэт Алексей Александрович Сурков (1899 – 1983). Доброволец РККА с 1918 года, участник Гражданской войны – пулемётчик, конный разведчик. В 1941 – 1945 годах – военный корреспондент газеты Западного фронта «Красноармейская правда», спецкор «Красной звезды», работал и в газете «Боевой натиск». Алексей Сурков так оценил то время, когда было написано стихотворение, ставшее впоследствии «Песней защитников Москвы»:
«…Жестокая беда фашистского наступления настигла нас в первых числах октября. Под ударами врага фронт развалился, и бронированные орды, подминая полки, дивизии, армии, хлынули к Москве с запада, начали обтекать её с юга и севера, с пугающей быстротой приближались к тем рубежам, которые в сводках Совинформбюро именовались дальними подступами к столице».
Впервые стихи были опубликованы в «Красноармейской правде» 3 ноября 1941 года. А неделю спустя их напечатала «Вечерняя Москва». Публикация в «Вечёрке» не прошла мимо внимания работников столичной киностудии документальных фильмов.
Зимой 1941 года, когда развернулось контрнаступление советских войск под Москвой, перед кинооператорами была поставлена задача – запечатлеть для потомков это историческое событие. Операторы шли следом за наступающими частями, а иногда и вместе с ними, и делали своё ответственное дело на наиболее важных участках: в Солнечногорске, Клину, Волоколамске, в рейдах с конницей генерала Павла Алексеевича Белова (1897 – 1962), при высадке парашютного десанта, снимали действия партизан.
Кинорежиссёры тщательно отбирали отснятые материалы для будущего фильма. Велась работа над монтажом. Текст готовил писатель Пётр Андреевич Павленко (1899 – 1951). Возникла необходимость создания песен для кинокартины. Режиссёр фильма Илья Петрович Копалин (1900 – 1976) разыскал в редакции газеты «Гудок» поэта Алексея Суркова, недавно вернувшегося с фронта, и попросил его сочинить стихи для песни. Поэт, собиравшийся отбыть снова на фронт, предложил подготовленное для печати стихотворение для защитников столицы. Оно-то и стало стихотворной основой будущей популярной «Песни защитников Москвы».
Когда текст показали композитору Борису Андреевичу Мокроусову (1909 – 1968), он сразу всем сердцем почувствовал, что песня получится, и тотчас приступил к работе. Захватывающая мелодия родилась быстро. Она получилась вполне соответствующей событиям, происходящим на экране, отражающей мощь наступления Красной Армии, её освободительную миссию, неотвратимость сокрушительного поражения гитлеровцев. Вот где пригодились композитору опыт тапёра, умение импровизировать, смотря на экран. Песня, прекрасно исполненная Краснознамённым ансамблем Красной Армии, стала лейтмотивом фильма. Особенно вдохновлял бойцов припев:
Мы не дрогнем в бою за столицу свою,
Нам родная Москва дорога.
Нерушимой стеной, обороной стальной
Разгромим, уничтожим врага!
17 февраля 1942 года песня была опубликована в «Комсомольской правде». Эта песня вела в бой, помогала громить немецких захватчиков. Наряду с другими советскими патриотическими песнями она привела нас к победе. Как и многие другие песни дорог войны, «Песня защитников Москвы» жива и поныне. Это произведение заключило в себе горячее стремление остановить и отбросить ненавистных захватчиков. Её чеканный ритм, запоминающаяся мелодия, слова, дышащие уверенностью в неизбежной нашей победе над врагом, пришлись по душе воинам. Песню всюду запели. Когда гвардейцы маршала Михаила Ефимовича Катукова (1900 – 1976) ворвались на территорию фашистской Германии, то на первом же привале запели эту песню. И здесь она звучала с особой силой, призывала разгромить, уничтожить врага, пройти до конца победный путь, начатый у стен столицы.
Как и для многих популярных в народе музыкально-поэтических произведений, родилось много вариантов текста куплетов песни-марша. Но припев, лучше которого не придумать, всегда был авторским, Алексея Суркова.
Со времён Великой Отечественной войны и по наши дни главными исполнителями «Песни защитников Москвы» или «Марша защитников Москвы» являются хор и оркестр Ансамбля песни и пляски Красной, Советской, Российской Армии имени Александра Васильевича Александрова (1883 – 1946). В Интернете можно найти и послушать этот боевой марш, вспомнить героев войны, защитивших и отстоявших родную столицу.
ПЕСНЯ (МАРШ) ЗАЩИТНИКОВ МОСКВЫ
В атаку стальными рядами
Мы поступью твёрдой идём.
Родная столица за нами,
За нами родимый наш дом. (Авт. – Рубеж наш назначен Вождём).
Припев: Мы не дрогнем в бою за столицу свою,
Нам родная Москва дорога.
Нерушимой стеной, обороной стальной
Разгромим, уничтожим врага!
На марше равняются взводы
Гудит под ногами земля,
За нами родные заводы
И красные звёзды Кремля.
Припев.
Для счастья своими руками
Мы строили город родной.
За каждый расколотый камень
Отплатим мы страшной ценой.
Припев.
Не смять богатырскую силу,
Могуч наш отпор огневой.
И враг наш отыщет могилу
В туманных боях под Москвой.
Припев: Мы не дрогнем в бою за столицу свою,
Нам родная Москва дорога.
Нерушимой стеной, обороной стальной
Разгромим, уничтожим врага!
Со времён Великой Отечественной войны и по наши дни главными исполнителями «Песни защитников Москвы» или «Марша защитников Москвы» являются хор и оркестр Ансамбля песни и пляски Красной, Советской, Российской Армии имени Александра Васильевича Александрова. В Интернете можно найти и послушать этот боевой марш, вспомнить героев войны, защитивших и отстоявших родную столицу.
Смотреть видеоклип и слушать «Марш защитников Москвы» в исполнении армейского ансамбля:

По материалам сайтов Интернета.
Возвращение к содержанию сборника «Песни дорог войны» — http://www.proza.ru/2015/02/16/1876.
2015 – 2020

Академический Ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова – Священная война

Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой тёмною, С проклятою ордой! Пусть ярость благородная Вскипает, как волна! Идёт война народная, Священная война! Как два различных полюса, Во всём враждебны мы. За Свет и Мир мы боремся, Они — за царство Тьмы. Пусть ярость благородная Вскипает, как волна! Идёт война народная, Священная война! Дадим отпор душителям Всех пламенных идей, Насильникам, грабителям; Мучителям людей! Пусть ярость благородная Вскипает, как волна! Идёт война народная, Священная война! Не смеют крылья чёрные Над Родиной летать, Поля её просторные Не смеет враг топтать! Пусть ярость благородная Вскипает, как волна! Идёт война народная, Священная война! Гнилой фашистской нечисти Загоним пулю в лоб, Отродью человечества Сколотим крепкий гроб! Пусть ярость благородная Вскипает, как волна! Идёт война народная, Священная война! Пойдём ломить всей силою, Всем сердцем, всей душой За землю нашу милую, За наш Союз большой! Пусть ярость благородная Вскипает, как волна! Идёт война народная, Священная война! Встаёт страна огромная, Встаёт на смертный бой, С фашистской силой тёмною, С проклятою ордой. Пусть ярость благородная Вскипает, как волна! Идёт война народная, Священная война!

Песни дорог войны. Огонёк

ИСТОРИЯ ПЕСНИ «ОГОНЁК»
Об удивительной истории появления на свет фронтовой песни «Огонёк» на слова Михаила Васильевича Исаковского (1900 – 1973) с мелодией неизвестного автора рассказывает ярославский композитор и музыковед, собиратель военных песен полковник в отставке Юрий Евгеньевич Бирюков (рожд. 1935).
В песне поётся о парне, ушедшем на фронт, которому воспоминания о возлюбленной помогают сражаться за Родину.
Кто же зажёг «Огонёк»?
Сюжет этой всенародно известной, любимой песни времён Великой Отечественной войны бесхитростен и прост. Но стоит ей прозвучать в наши дни, как в памяти тех, кто её слышал и пел в военные годы, проносятся волнующие страницы далёких лет.
Секрет воздействия «Огонька» так объясняет поэт Евгений Аронович Долматовский (1915 – 1994): «Прошли годы, – пишет он, – и мы просто забыли обстановку военного времени. Когда враг напал на нашу страну, повсеместно – сначала до Волги, а потом и глубже, в тылах России, – было введено затемнение. На улицах – ни фонаря, окна к вечеру плотно закрывались шторами и листами чёрной бумаги.
Затемнение придавало фронтовой характер городам и сёлам, как бы далеко от линии боёв они ни находились. И вдруг на фронт прилетела песня «Огонёк». Это было в тяжёлую пору. Сейчас трудно себе представить, какое ошеломляющее впечатление произвела эта картина: уходит боец на позиции и, удаляясь, долго видит огонёк в окне любимой. А люди знали: половина страны погружается ночью в непроглядную темноту, даже машины не зажигают фар, и поезда движутся чёрные. Вражеские самолеты не найдут цели!
Поэтический образ огонька на окошке превратился в огромный и вдохновляющий символ: не погас наш огонёк, никогда не погаснет! Песня ещё одной неразрывной связью скрепила фронт и тыл».
Точкой отсчёта в биографии песни можно считать, пожалуй, 19 апреля 1943 года – день, когда газета «Правда» опубликовала на своих страницах стихотворение Михаила Васильевича Исаковского (1900 – 1973) «Огонёк» с подзаголовком «Песня», но без нот и какой-либо ссылки на то, что к нему написана музыка. По всей вероятности, поэт заведомо рассчитывал, что песней эти его стихи обязательно станут. Такое случалось уже не однажды. Стихи Исаковского были сами по себе столь напевны, что стоило появиться им на газетной или журнальной странице, как тут же начиналось негласное соревнование между композиторами: кто из них лучше, ярче, доходчивей выразит в музыке мысль, идею поэта? Так было, к примеру, с его стихотворениями «Морячка», «До свиданья, города и хаты», «Не тревожь ты себя, не тревожь».
К «Огоньку» музыку стали сочинять и подбирать повсюду. Известны публикации мелодических версий «Огонька», принадлежавших разным профессиональным и самодеятельным композиторам. Все они исполнялись в концертах на фронте и в тылу, а некоторые звучали по радио и даже были записаны на грампластинку, как это случилось, к примеру, в годы войны с музыкой Матвея Исааковича Блантера (1903 – 1990). Однако ничего общего с той мелодией, которая была подхвачена в народе, ни одна из них не имеет…
Впервые с мелодией, которая всем нам хорошо известна, песня была записана на грампластинку и прозвучала по Всесоюзному радио уже после войны, в 1947 году, в исполнении замечательного певца и талантливого пропагандиста советской песни Владимира Александровича Нечаева (1908 – 1969). Он спел «Огонёк» с эстрадным оркестром Радиокомитета под управлением Виктора Николаевича Кнушевицкого (1906 – 1974). По всей вероятности, именно Кнушевицкий и осуществил первую музыкальную редакцию, запись и аранжировку того напева, который бытовал в устной традиции, передавался из уст в уста, с живого голоса на живой.
На этикетке пластинки было указано, что слова песни – М. Исаковского, а музыка – народная. То же самое говорилось и в передачах радио, когда она звучала. С тех пор разгорелись споры вокруг авторства мелодии «Огонька», которые не затихают по сей день.
«…Начиная примерно с 1945 года и до сих пор, – писал по этому поводу М.В. Исаковский в апреле 1968 года, – очень многие люди пытаются доказать, что песню (музыку) написали они, то есть, вернее, каждый пытается доказать, что это его музыка… Союз композиторов создал специальную комиссию, чтобы выяснить, кто же автор «Огонька». Было рассмотрено множество материалов, проверена каждая нота, каждая музыкальная «закорючка». В конце концов, комиссия установила, что стихи «Огонька», напечатанные в «Правде», поются на мотив польской песенки «Стелла»… Если бы я сам пытался напеть своё стихотворение, то, подбирая мелодию, наверное, был бы близок к той, которая стала столь популярной»…
О популярности «Стеллы» рассказывают многие. Несколько лет тому назад в мой адрес пришла посылочка от жителя Воронежа Владимира Кирилловича Макарова. В ней – письмо с записью рассказа его отца-фронтовика Кирилла Максимовича и магнитофонная кассета. «В 1937 году, – пишет В.К. Макаров, – мой отец работал в Икорецком доме отдыха имени Цюрупы. Там я не раз мальчишкой слышал в его исполнении танго «Стелла». Всю войну отец прошагал с баяном за плечами. Вот что рассказывает он сам о рождении песни «Огонёк»:
– В районе Крюково мы строили мост через реку Днепр к Кременчугу. Ко мне подошёл начпрод, лейтенант интендантской службы: «Товарищ Макаров, я знаю, вы играете на баяне. Не могли бы вы подобрать музыку к очень хорошим словам стихотворения «Огонёк»?»
Это стихотворение было напечатано в газете нашего 2-го Украинского фронта. Я прочёл его и понял, что по размеру и ритмике оно подходит к танго «Стелла». Мне пришлось только видоизменить два такта во второй части танго и отбросить припев. Таким образом, появилась на свет всеми любимая песня «Огонёк». Её стали петь все, через некоторое время я услышал «Огонёк» в исполнении фронтового ансамбля».
Свидетельством широкого распространения «Огонька» на фронте и в тылу являются многочисленные «ответы» на него, как это было с «Катюшей», «Землянкой», «Синим платочком» и другими популярными песнями.
В одном из них паренёк героически погибает и, умирая на поле боя, вспоминает далёкую свою подругу и золотой огонёк на заветном окошке. Герой другого варианта трудными военными дорогами доходит до Берлина, а когда «стихли залпы последние и легла тишина», возвращается с победой домой, к той, которая ждала и верила в его возвращение.
Само собой разумеется, что этой публикацией не исчерпывается поиск автора мелодического первоисточника «Огонька». Что же касается самой песни, то глубоко убеждён: пусть музыка её, как считалась, так и остаётся народной.
ОГОНЁК
На позиции девушка провожала бойца.
Тёмной ночью простилася на ступеньках крыльца.
И пока за туманами видеть мог паренёк,
На окошке на девичьем всё горел огонёк.
Парня встретила дружная фронтовая семья,
Всюду были товарищи, всюду были друзья.
Но знакомую улицу позабыть он не мог:
«Где ж ты, девушка милая, где ж ты мой огонёк?»
И подруга далёкая парню весточку шлёт,
Что любовь её девичья никогда не умрёт.
Всё, что было загадано, всё исполнится срок, –
Не погаснет без времени золотой огонёк!
И становится радостно на душе у бойца
От такого хорошего, от её письмеца.
И врага ненавистного крепче бьёт паренёк
За советскую Родину, за родной огонёк.
Эту песню помнят и любят ветераны, поют дети войны. Её можно услышать на школьных праздничных концертах, куда приглашают бабушек и дедушек, чтобы поздравить их, пожелать крепкого здоровья, посмотреть и послушать выступления внуков. Такой концерт показали кадеты школы № 12 подмосковной Балашихи. «Огонёк» можно найти в Интернете, его исполняют популярные певцы и коллективы, например:
– Владимир Александрович Нечаев (1908 – 1969), заслуженный артист РСФСР;
– Академический хор русской песни (концерт в московском Доме музыки 9 мая 2019 года);
– Ирина Витальевна Крутова – певица, исполнительница русских романсов, классической музыки, песен ретро;
– Владимир Николаевич Смолин (рожд. 1952), народный артист Российской Федерации.
Смотреть видеоклип и слушать песню «Огонёк» в исполнении Владимира Александровича Нечаева:

По материалам сайтов Интернета.
Возвращение к содержанию сборника «Песни дорог войны» – http://www.proza.ru/2015/02/16/1876.
2015 – 2020