Всецарица икона Москва

Прогулка по Новоспасскому монастырю: 20 лет после второго рождения (+ фото)

Новоспасский монастырь в Москве отмечает 20-летие возрождения монашеской жизни. Более 70 лет простоявший в забвении, под угрозой полного разорения; переоборудованный под «нужды Советской власти» — в тюрьму НКВД, он все-таки выстоял. 21 августа праздничное Богослужение в честь юбилея второго рождения обители возглавит Святейший Патриарх Кирилл.

Новоспасский монастырь — исторически ставропигиальный мужской монастырь, расположенный за Таганкой, на Крутицком холме (Крестьянская площадь, 10). Основан в 1490 году с именем Спаса Нового великим князем Иваном III, который перенёс сюда братию кремлёвского монастыря Спаса на Бору. Стены и башни монастыря построены мастером Фёдором Конём в конце 16-го века. Нынешнее здание Спасо-Преображенского собора сооружено в 1645 году, в его подвальной части находится ряд могил, среди которых — погребения бояр Захарьиных-Романовых.

Монастырь был закрыт в 1918 году С 1918 года на территории монастыря располагался концентрационный лагерь НКВД. Обитель была возвращена Церкви в марте 1991 года.

В 1995-ом сюда был перенесён прах великого князя Сергея Александровича († 1905), убитого террористом Иваном Каляевым; на его могиле воздвигнут памятный крест, воссозданный по сохранившемуся проекту Виктора Васнецова — точная копия памятника, существовавшего в Кремле.

Наместник с марта 2011 года — епископ Воскресенский Савва, викарий Московской епархии.

Одна из особо почитаемых святынь – икона Божией Матери»Всецарица» – точный список с чудотворного образа, находящегося в монастыре Ватопед на Святой Горе Афон.

Автор фото — Юлия Маковейчук + открытые интернет-источники

К Новоспасскому монастырю добираться так: от метро Пролетарская к Москва-реке — подземный переход — и вы у высоких стена монастыря. Над входом икона и правила посещения монастыря:

Фото: Алексей Лучин: lou-photo.ru

И сразу оказываетесь в замечательном, ухоженном саду. Налево — церковная лавка, направо — дорогая к храму.

Но начнем наш путь с колокольни — осмотримся вокруг.

Вид с колокольни Спасо-Преображенского собора, расположенного на территории монастыря. Фото Юлии Маковейчук

Вид с колокольни Спасо-Преображенского собора, расположенного на территории монастыря.

Звонарь. Фото Юлии Маковейчук

Колокольня первоначально была устроена Патриархом Филаретом в 1622 году; перестроена в 1759-1785 годы.Высота колокольни до главы — 80,41 метра. По высоте лишь немногом уступает колокольне Ивана Великого в Кремле, высота которой — 81 метр.

Вид на Спасо-Преображенский собор. Фото Юлии Маковейчук

Спасо-Преображенский собор Новоспасского монастыря. Основан в 1491 году, а в нынешнем виде построен Яковом Бухвостовым в 1645-1647 годах.

Москва с колокольни. Фото Юлии Маковейчук

Монастырь был закрыт в 1918 г. одним из первых в Москве. Обширный некрополь уничтожили — в его стенах был размещен исправительно-трудовой лагерь, в усыпальнице Романовых — женская тюрьма… Храмы были закрыты и обращены в тюремные бараки и склады.

Реставрация в процессе. Фото Юлии Маковейчук

После закрытия обители в первые годы Советской власти памятники монастыря, имеющие музейное значение, были приписаны к музею Симонова монастыря. В 1920-е годы архитектором С.К. Родионовым была проведена реставрация построек монастыря. А сейчас, в 2011 году, Новоспасский ставропигиальный монастырь отмечает 20-летие со дня возрождения обители.

Теперь — в Спасо-Преображенский собор. Здесь находится икона Божией Матери Всецарица, которой молятся…, конечно перед этой иконой Богородице молятся обо всех, но больше всего здесь молящихся об исцелении себя или близких от онкологических заболеваний. Икона украшена дарами тех, кто получил исполнение просимого. Всецарица — висит сразу на входе, около лестницы.

У иконы Всецарица. Фото Юлии Маковейчук

У иконы Всецарица. Фото Юлии Маковейчук

Икона Божией Матери «Всецарица», список с чудотворного образа, находящегося в Ватопедском монастыре на святой горе Афон. Написана на Афоне, освящена у чудотворного образа и принесена в дар монастырю в июле 1997 года. Перед иконой ежедневно совершаются молебные пения, а в воскресные дни служатся молебны с водоосвящением. Регулярно икону перевозят в онкоцентр на Каширке.

Заходим в храм, здесь идет Литургия.

В соборе. Фото Юлии Маковейчук

В 1935 году территория монастыря была передана в ведение хозяйственного управления НКВД. В соборном храме размещался архив НКВД Московской области, в Никольском — склад конфискованной мебели и картофелехранилище, остальные пригодные помещения были переоборудованы и заселены.

Мощевик. Фото Юлии Маковейчук

Выселение жильцов и различных учреждений из монастырских помещений началось только в 1960-е годы. В 1967-ом был закрыт медвытрезвитель в Знаменском храме. В 1968 году на территории обители создается «Музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР». Тогда же начались реставрационные работы, продолжавшиеся более 20 лет. В основном они касались внешнего облика некоторых зданий.

4 декабря 1990 года Новоспасский монастырь был возвращен Церкви. Первая Божественная Литургия после десятилетий забвения была отслужена в главном храме обители 23 марта 1991 года.

Чтение часов. Фото Юлии Маковейчук

Литургия. Фото Юлии Маковейчук

Собор известен уникальными фресками ХVII века. Среди прочих изображений здесь есть генеологическое древо Романовых, а у входа на паперть изображены 10 греческих философов — аллегория «языческой мудрости», которая сама по себе имеет ценность, но по сравнению с мудростью христианской не может подняться выше паперти.

Дарохранительница. Фото Юлии Маковейчук

фреска св. Иоанна Предтечи. Фото Юлии Маковейчук

Фрески Спасо-Преображенского собора восходят к ХVII веку.

7-ярусный иконостас — во всю высоту собора.

Исповедь. Фото Юлии Маковейчук

Спасо-Преображенский собор (справа) и храм Покрова Пресвятой Богородицы (слева).

Вид на колокольню и храм Покрова Пресвятой Богородицы. На нижнем ярусе колокольни — храм Сергия Радонежского (1787 г.) . Интересно, что в 1812 году, когда монастырь был разорен французами, храм был разрушен в результате падения с верхних ярусов большого колокола.

Крест-памятник Великому Князю Сергею Александровичу Романову. Фото Алексей Лучин lou-photo.ru

Это копия креста, который был выполнен по проекту художника В.М.Васнецова и установлен в Кремле.

Сергей Александрович Романов — великий князь и губернатор Москвы, был убит 18 февраля 1905 года. Бомба, брошенная Каляевым разорвала его на куски, и тело великого князя потом собирала великая княгиня Елизавета Феодоровна. А затем она пришла в тюрьму к Каляеву и уговаривала его принести покаяние перед Богом, общая просить о помиловании. О помиловании убийцы своего мужа. Если осознает и скажет: «Господи, прости меня». Он отказался.

Крест-памятник Великому Князю Сергею Александровичу Романову. Фото Алексей Лучин lou-photo.ru

Часовня на месте погребения инокини Досифеи (княжны Таракановой) фото: http://www.temples.ru

В монастыре уникальный микроклимат — РАСТУТ АБРИКОСЫ!

Деревья здесь плодоносят. Фото Юлии Маковейчук

Всё юбилейное лето прихожан и паломников Новоспасской обители радуют редкие растения, которые выращены в рамках фестиваля цветов «Божия благодать».

Храм Покрова Богородицы. Фото Юлии Маковейчук

Храм Покрова Пресвятой Богородицы (1673-1675 гг.). Выполнен в стиле классицизма, расположен на закрытой территории, поэтому не виден с главной площади монастыря. В соборе находится фамильная усыпальница рода Шереметьевых.

Матерь Божия, Заступница рода христианского, всегда являла и являет Свою милость ко всем, с верой Ее призывающим. Но особенно проявляется Ее любовь к людям в дни великих страданий и испытаний.
Чумой XX века можно назвать раковые заболевания, которые не щадят ни малых детей, ни юношей, ни стариков. И снова Матерь Божия являет Свое милосердие. В 1995 году была привезена в Москву со Святой Горы Афон, из Ватопедского монастыря, икона Божией Матери «Пантанасса», что в переводе с греческого — «Всецарица». С 1996 года эта икона избрала своим постоянным домом храм Всех Святых, что в Красном Селе. Появился церковно-славянский вариант акафиста, отличный от греческого. Каждое воскресенье совершаются молебны с чтением акафиста и освящением масла для помазания всех страждущих, и не только от онкологических заболеваний. Летопись исцелений постоянно пополняется все новыми и новыми свидетельствами чудесной помощи тем, кто уже и не чаял получить ее от земных врачей.
В издательстве «Схолия» вышла в свет замечательная книга, посвященная чудотворной иконе Божией Матери «Всецарица». В этой прекрасно изданной и оформленной книге, которая называется «Радуйся, Всецарица», собраны материалы об истории этого образа, его иконографии, о том, как этот образ узнали в России, приведены свидетельства о чудесной помощи Пресвятой Богородицы страждущим. Также в книге напечатан Акафист иконе Божией Матери «Всецарица».

Молебны с Акафистом пред иконой Божией Матери Всецарица совершаются каждое воскресенье в 16:30. В случае, если на понедельник приходится великий праздник, начало молебна — в 15:00.

Образ Божией Матери «Всецарица»

Тропарь. Глас 4.
Образом радостотворным честныя Всецарицы, Желанием теплым взыскающих благодати Твоея спаси, Владычице; избави от обстояний к Тебе прибегающих; от всякия напасти огради стадо Твое, к заступлению Твоему взывающее присно.
Молитва 1 пред иконой Божией Матери Пантанасса (Всецарица)
О,Всеблагая, досточудная Богородице, Пантанасса,Всецарице! Несмь достоин да внидеши под кров мой! Но яко милостиваго Бога любоблагоутробная Мати рцы слово, да исцелится душа моя и укрепится немоществующее тело мое. Имаши бо державу непобедимую,и не изнеможет у Тебе всяк глагол, о Всецарице! Ты за мя упроси, Ты за мя умоли. Да прославляю преславное Твое имя всегда, ныне и в бесконечныя веки.Аминь.
Молитва 2 пред иконой Божией Матери Пантанасса (Всецарица)
О Пречистая Богомати, Всецарице! Услыши многоболезненное воздыхание наше пред чудотворною иконою Твоею, из удела Афонского в Россию пренесенною, призри на чад Твоих, неисцельными недуги страждущих, ко святому образу Твоему с верою припадающих! Якоже птица крилома покрывает птенцы своя, тако и Ты ныне, присно жива сущи, покрый нас многоцелебным Твоим омофором. Тамо, идеже надежда исчезает, несумненною надеждою буди. Тамо, идеже лютыя скорби превозмогают, Терпением и Ослабою явися. Тамо, идеже мрак отчаяния в души вселися, да возсияет неизреченный свет Божества! Малодушныя утеши, немощныя укрепи, ожесточенным сердцам умягчение и просвещение даруй. Исцели болящия люди Твоя, о всемилостивая Царице! Ум и руки врачующих нас благослови; да послужат орудием Всемощного Врача Христа Спаса нашего. Яко живей Ти сущей с нами молимся пред иконою Твоею, о Владычице! Простри руце Твои, исполненныя исцеления и врачбы, Радосте скорбящих, в печалех Утешение, да чудотворную помощь скоро получив, прославляем Живоначальную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Акафист Божией Матери пред Ея иконой «Всецарица»
Служба в честь иконы Божией Матери «Всецарица»
Свидетельства об исцелениях и благодатной помощи
ПОЛЕЗНЫЕ КОНТАКТЫ:
Всероссийский бесплатный круглосуточный телефон психологической помощи онкологическим больным и их близким, телефон — 8 800 100 0191. По этому телефону Вы можете получить бесплатную консультацию психолога, православного священника, юриста. Вам подскажут, как и в какие фонды обратиться, чтобы получить финансовую помощь для оплаты дорогостоящих препаратов или какие государственные программы помогут оплатить лечение.
Интернет-сайт для пациентов, их родственников и близких: www.help-patient.ru

Код для блогов / сайтов

Разместить ссылку на материал:

Икона Божией Матери, именуемая «Всецарица»

Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Всецарица (Пантанасса)», находится на Святой Горе Афон в Греции. Она пребывает в Ватопедском монастыре, в соборном храме обители, слева от царских врат. Время ее написания относится к ХVII веку.

Древнее монастырское предание гласит, что однажды к иконе подошел некий юноша. В этот момент лик Богоматери воссиял дивным светом, и невидимая сила отбросила юношу на пол. В страхе он выбежал из храма и со слезами признался старцам в том, что вел греховную жизнь и занимался колдовством. Так Пресвятая Богородица явила чудо от Своего образа, отвратила юношу от нечестия и наставила на путь покаяния.

Икона Преблагословенной Владычицы, получившая наименование «Всецарица», глубоко почитается на Святой Горе и далеко за ее пределами. Этот образ прославился многочисленными чудесами исцелений от мучительного и смертоносного недуга, получившего необычайное распространение в современном мире, – онкологических заболеваний.

Чтимый список с древней чудотворной иконы, специально изготовленный в Ватопедском монастыре и привезенный в Россию, находится в Московском Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре. Перед ним ежедневно совершаются молебные пения, а в воскресные дни служатся молебны с водоосвящением.

Божия Матерь являет Свою неизреченную милость и подает исцеление всем, кто с верой и любовью обращается к Ней в молитве пред Ее прославленным образом.

Празднование совершается
18/31 августа.

Тропарь, глас 4

Образом радостотворным честныя Всецарицы, / желанием теплым взыскающих благодати Твоея спаси, Владычице; / избави от обстояний к Тебе прибегающих; / от всякия напасти огради стадо Твое, // к заступлению Твоему взывающее присно.

МОЛИТВЫ
К ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

Молитва первая

О Всеблагая, досточудная Богородице, Пантанасса, Всецарице! Несмь достоин да внидеши под кров мой! Но яко милостиваго Бога любоблагоутробная Мати, рцы слово, да исцелится душа моя и укрепится немощствующее тело мое. Имаши бо державу непобедимую и не изнеможет у Тебе всяк глагол, о Всецарице! Ты за мя упроси. Ты за мя умоли. Да прославляю преславное имя Твое всегда, ныне и в безконечныя веки. Аминь.

Молитва вторая

О Пречистая Богомати, Всецарице! Услыши многоболезненное воздыхание наше пред чудотворною иконою Твоею, из удела Афонскаго в Россию принесенною, призри на чад Твоих, неисцельными недуги страждущих, ко святому образу Твоему с верою припадающих! Якоже птица крилома покрывает птенцы своя, тако и Ты ныне, присно жива сущи, покрый нас многоцелебным Твоим омофором. Терпением и Ослабою явися. Тамо, идеже надежда исчезает, несумненною Надеждою буди. Тамо, идеже лютые скорби превознемогают, тамо, идеже мрак отчаяния в души вселися, да возсияет неизреченный свет Божества! Малодушных утеши, немощныя укрепи, ожесточенным сердцам умягчение и просвещение даруй. Исцели болящия люди Твоя, о Всемилостивая Царице! Ум и руки врачующих нас благослови, да послужат орудием Всемощнаго Врача Христа Спаса нашего. Яко живей Ти, сущей с нами, молимся пред иконою Твоею, о Владычице! Простри руце Твои, исполненныя исцеления и врачбы, Радосте скорбящих, в печалех Утешение, да чудотворную помощь скоро получив, прославляем Живоначальную Нераздельную Троицу, Отца, Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Подробности Категория: Святыни монастыря

Икона Нерукотворного Образа Спасителя

Чудотворный Нерукотворный образ Спасителя, находившийся в Новоспасском монастыре, составляя главную его святыню, являлся, вместе с тем, всероссийским церковным сокровищем, глубоко почитаемым православным русским народом.

Первое чудо, положившее начало всероссийского прославления святой иконы Спасителя, было явлен от нее 12 июля 1645 года в городе Хлынове (Вятке) в церкви Всемилостивого Спаса. Исторические церковные документы удостоверяют, что житель города Петр Палкин, страдавший в течение трех лет полной слепотой, после молитвы перед иконой Спасителя получил исцеление и прозрел. После этого дивные чудеса от образа стали совершаться один за другим, и слава о чудотворном образе быстро распространилась во всей Русской Земле. Услышав о необыкновенных чудесах от иконы, царствовавший тогда благочестивый государь Алексей Михайлович по совету архимандрита Никона, впоследствии Патриарха, бывшего настоятелем Новоспасского монастыря, решил перенести икону в первопрестольную Москву. Во исполнение царской воли, с благословения Патриарха Иосифа, за святой иконой в город Хлынов было отправлено посольство во главе с игуменом Московского Богоявленского монастыря Пафнутием.

14 января 1647 года буквально вся Москва вышла навстречу Нерукотворному образу Спасителя. Встреча происходила у Яузских ворот. Как только икона стала видима народу, раздался звон во всех московских церквах, все опустились на колени, начался благодарственный молебен. По окончании молебна чудотворный образ был перенесен в Кремль и поставлен в Успенском соборе. Ворота в Кремль, через которые был внесен образ, называвшиеся до того времени Фроловскими, повелено было впредь именовать Спасскими. Кроме того, последовал царский указ о том, чтобы все при проходе и проезде через ворота снимали шапки.

В Успенском соборе Кремля образ находился до тех пор, пока не было завершено переустройство Спас-Преображенского собора в Новоспасском монастыре. Как только был назначен день освящения собора, 19 сентября 1647 года, икона была торжественно перенесена в монастырь крестным ходом.

В 1670 году образ Спасителя был дан в помощь князю Юрию, отправлявшемуся на Дон для усмирения бунта Степана Разина. Бунт был подавлен, и по царскому повелению образ был украшен позлащенной ризой, усыпанной бриллиантами, яхонтами и крупным жемчугом.

13 августа 1834 года в Москве произошел страшный пожар. По просьбе жителей из Новоспасского монастыря был принесен чудотворный образ Спасителя, который стали вокруг пожарища. На глазах у всех огонь как бы невидимой силой удерживался от распространения за черту, где проносили икону. Вскоре ветер утих и пожар прекратился. С тех пор образ стали выносить для служения молебнов на дому. Во время холеры, свирепствовавшей в Москве в 1848 году, многие больные получали от иконы чудесную помощь.

В 1839 году икона была украшена серебряной вызолоченной ризой с драгоценными камнями взамен похищенной французами в 1812 году. В летнее время образ находился в Спасо-Преображенском соборе, а зимой переносился в Покровский храм; в Никольском и Екатерининском храмах монастыря имелись точные копии с чудотворного образа.

Вплоть до 1917 года икона находилась в монастыре. В настоящее время местонахождение святого образа неизвестно. В Новоспасском монастыре находится сохранившийся список с чудотворного образа. Он пребывает в местном ряду иконостаса Спасо-Преображенского собора – там, где прежде помещалась сама чудотворная икона.

«Спаситель оставил нам по Себе святый Свой образ, чтобы мы, взирая на него, беспрестанно вспоминали о его воплощении, страданиях, живоносной смерти и искуплении рода человеческого» — сказано было на VI Вселенском Соборе.

Празднование совершается
16/29 августа.

Тропарь, глас 2

Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.
Молитва
О Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш! Ты древле человеческаго естества Твоего лице пресвятою водою омыв и убрусом отер, чудесне оное на том же убрусе изобразити и Едесскому князю Авгарю во исцеление недуга его послати благоволил еси. Се и мы ныне, грешнии раби Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимии, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего от нас, и уклонися гневом от рабов Твоих, Помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О Всемилостивый Господи, Спасителю наш! Вообрази Сам Себе в душах наших, да во святыне и правде жительствуеши, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога, нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом, славити не престанем во веки веков.
Аминь.

Пояс святого праведного Иоанна Кронштадтского

История эта началась в Болгарии. До крушения советской системы оставалось девять неполных лет. В 1981 году священник Димитр Нончев Амбарев был восстановлен в иерейском служении, прерванном на два года органами госбезопасности, и получил назначение в храм Святых Кирилла и Мефодия, расположенный в селе Устина в 13 километрах от города Пловдива. То, что открылось здесь, он счел нужным по прошествии двадцати лет зафиксировать письменно в «Клятвенной декларации», которую 4 июля 2003 года заверил софийский нотариус Евгений Петров.

Как узнал новый настоятель, здесь, на устинском приходе до своей смерти в 1961 году служил белогвардейский полковой священник протоиерей Патапий Иванов Лизлов, уроженец Вильнюса, «бывший полковник Уланского полка Его Императорского Величества».

«В 1981 году, – сообщает отец Димитр, – я начал ремонтировать храм и прилежащий к нему священнический дом, где во время чистки, в одном мрачном и сыром подвале я обнаружил кучу одежды и священнические облачения, почти прогнившие, покрытые плесенью и негодные к употреблению. Среди них я нашел металлический плоский ящик размером 40/40 сантиметров, завернутый в лохмотья. Когда я открыл ящик, я заметил, что он серебряный и в нем находится старинный антиминс с пришитыми снизу мощами. Это заставило меня и тех, кто помогал мне, отнестись с большим вниманием к лохмотьям, которые мы хотели сжечь в яме в лесу.

Когда мы еще раз осмотрели лохмотья, наше внимание привлек черный бархатный, вышитый золотыми нитями пояс, часть одежды, которую, как засвидетельствовали помогавшие мне христиане, священник-протоиерей Патапий Лизлов носил вокруг себя на белом подряснике.

Ввиду того, что на антиминсе я нашел пришитые к нему святые мощи, я со смирением более внимательно пересмотрел прогнивший и покрытый плесенью от сырости пояс. Выяснилось, что в одном конце находилась пришитая к нему записка. Без особых затруднений мы вытащили записку, многократно свернутую в трубку. После ее высыхания на солнце, при помощи пинцета, не без труда и без повреждений самой записки, нам удалось прочитать размазанный и почти исчезнувший текст, написанный фиолетовыми чернилами.

В тексте говорилось, что этот пояс принадлежал «святому старцу молитвеннику Йоану из Кронштадта» – так было написано в тексте, и передано отцу Патапию в 1904 году «старцем Йоаном» как молитвенное покровительство. Далее отец Патапий указывал на даты и географические места, где этот пояс помогал ему.

Я сохранил саму записку в храме, где во время большого ремонта храма она исчезла в суматохе. Сам пояс я передал моей жене, чтобы она почистила его, вырезала все прогнившие части и реставрировала (моя жена художник-реставратор кукольного театра города Пловдива). Я носил пояс в трудные для меня моменты и ощутил его благодатную силу. Я всегда считал, что он принадлежит тем, чьей помощью он пришел ко мне…»

В 1995 году отца Димитра несколько раз приглашали служить в софийском храме «русских белоэмигрантских социальных общежитий», находящемся на бульваре имени Царя Бориса III. Позже он установил контакт с руководством Союза русских белогвардейцев и их потомков в Болгарии и передал часть сохранившегося архива протоиерея Патапия.

6 мая 2003 года, в день Св. Георгия Победоносца, отец Димитр преподнес пояс потомкам Белого воинства в лице доктора Леонида Евгеньевича Ходкевича, чтобы «эта святыня стала благодатью всех русских в Болгарии и пролила на них, их дома и детей «молитвенный благослов» русского молитвенника и заступника перед Святым Божьим Престолом – Святого Йоана Кронштадтского».

Неисповедимы пути Господни… В сентябре 2007 года доктор Ходкевич находился на греческом острове Лемнос, где стараниями Попечительского совета Новоспасского мужского монастыря в 2004 году было найдено заброшенное кладбище – первое белоэмигрантское кладбище в Европе, где ныне создается мемориал. Тогда-то, увидев трепетное отношение к памяти русских людей, которые легли в эту каменистую землю в 1920-1921 годах, оценив объем проделанных работ, Леонид Евгеньевич и решил подарить бесценную реликвию Спасской обители.

Несколько месяцев ушло на согласования, и вот накануне Великого Поста, 8-го марта, когда христиане поминают Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, – на вечерней службе состоится торжественная передача святыни.

***

Что это был за человек, которому «Йоан из Кронштадта» подарил свой пояс? Информацию удалось собрать буквально по крупицам. Очевидно, правильное написание его фамилии через букву «ы» – Лызлов Патапий Иванович.

Родился он в прибалтийском городе Вильна (ныне Вильнюс), который являлся тогда административным центром управления Северо-Западного края, в священнической семье. Судя по архивам, в 1904 году на Евфросиньевском кладбище Вильны был погребен протоиерей Борис Лызлов – возможно, родной дядя нашего героя.

Среди выпускников Виленского духовного училища за 1902 год находим искомую фамилию – Лызлов Патапий, который вышел из этих стен по 2-му разряду. Как и при каких обстоятельствах получил он пояс, неизвестно. Но кое-что можно предположить. По аналогии. Однажды батюшка Иоанн Кронштадтский вымолил девочку – Надежду Войтову, умиравшую от тифа. Пояс свой он оставил ей «на исцеление». Не то же ли самое, быть может, произошло и с Патапием Лызловым?..

Однажды отца Иоанна пригласили в Петербурге к знатной женщине, которая никак не могла разрешиться от бремени. Когда пастырь прибыл в дом, светила науки разводили руками: поздно, плод умер во чреве. Неминуемы сепсис и смерть самой матери. Тогда священник попросил всех удалиться из комнаты, где тяжко стонала в горячем бреду роженица. Опустившись на колени, воздел руки к небу и стал просить Господа явить победу жизни над смертью. Молитва длилась полчаса. После чего отец Иоанн вышел с румянцем на щеках: «Богу было угодно воскресить младенца. Родился мальчик. Мать жива».

Да, молитва этого человека, призванного на служение в столице империи среди «крещеных язычников», имела огромную силу.

В своей записке отец Димитр называет Патапия Лызлова бывшим полковником Лейб-гвардии Уланского полка. Это, конечно, ошибка. Лызлов был полковым священником. Он, надо полагать, испытал многие тяготы гражданской войны, а в 1920 году оказался в вынужденной эмиграции.

Сохранив ядро своей армии, которая в ноябре 1920 года располагалась в Галлиполи (армейские части), на Лемносе (преимущественно казаки) и Бизерте (военный флот), русские организованно перебрались на Балканы. По имеющимся данным, в Болгарию прибыло 125 сенаторов и князей, 108 генералов, 47 профессоров, 171 писатель и журналист, 70 режиссеров и артистов, 25 художников – и десятки священников, в их числе Патапий Лызлов. Всего приблизительно тридцать пять тысяч человек.

К этому времени Болгария представляла собой печальное зрелище. Униженная и ограбленная, в том числе территориально, Нейсским договором 1919 года, без права на собственную регулярную армию и почти полностью изолированная дипломатически, она потеряла свои лидерские позиции среди балканских государств.

«Вследствие мощной репатриационной волны, созданной правительством Александра Стамболийского и СССР под покровительством Общества народов, – пишет исследовательница Цветана Кеосева, – около 11000 из них вернулись в Советскую Россию. Остальные – около 24000 человек – остались на постоянное жительство в Болгарии и создали свои эмигрантские организации и сеть русских школ. Государственная власть устраивала значительную часть эмигрантов на работу и создала специальный орган – Комитет русских беженцев, при помощи которого проводила политику помощи больным и нетрудоспособным русским и содержания русских школ в стране за счет болгарского государственного бюджета. В середине 30-х годов по примеру Чехословакии эта политика стала называться «русской акцией».

Известно, что до 1926 года отец Патапий проживал в городе Шумен (что означает «шуми густой лес»), где служил в храме РПЦЗ и одновременно, как законоучитель, преподавал в русской гимназии. Состоял членом Св.-Владимірского Православного Братства.

В последующий период он перешел под юрисдикцию Болгарской Православной Церкви – и, как написано о нем в биографическом справочнике проф. Антуана Нивьера, «дальнейших сведений не имеется». Ныне благодаря свидетельству отца Димитра этот пробел восполнен. Мы знаем, что протоиерей Патапий, который не расставался с поясом святого праведного Иоанна Кронштадтского, дожил до глубокой старости и мирно отошел ко Господу в 1961 году. Вот и все, что пока известно об этом человеке.

В записке, которую держал в руках Димитр Нончев Амбарев, отец Патапий «указывал на даты и географические места, где этот пояс помогал ему». Наверняка они касались гражданской войны, эмиграции и событий Второй мировой. К сожалению, это бесценное свидетельство безвозвратно утеряно.

…С появлением на болгарской земле в сентябре 1944 года «Смерша» начались аресты наиболее видных представителей русской диаспоры. Были закрыты школы, больницы, мастерские и малые предприятия. Конфискация имущество ликвидированных эмигрантских организаций продолжалась вплоть до 1947 года.

Справка госбезопасности, датированная мартом 1946 года, информирует, что русское меньшинство «хорошо образовано», но придерживается исключительно «белогвардейской ориентации». Что эмигранты в значительной части являются «германофилами», «матерыми фашистами, которые в своем большинстве поддерживали оппозицию и реакцию». Эта тенденциозная, как отмечает Цветана Кеосева, и неточная справка, легла в основу работы сектора «Белогвардейцы» и сыграла важную роль в дальнейшей судьбе многих наших соотечественников.

Незадолго до вывода советских войск из Болгарии отдел «Д» подготовил справку о положении дел с «белогвардейским меньшинством». В документе указывалось, что оно, это меньшинство, «не создает никаких серьезных проблем», так как значительно «ослаблено» после проведенной «массовой чистки». Отдельные «белогвардейцы» однако представляют собой «замаскировавшихся англофилов».

Как бывший полковой священник, Патапий Лызлов, хотя и служивший в болгарской Церкви, вполне подходил под формат проводившейся чистки, но Господь хранил его по молитвам «Йоана из Кронштадта».

***

До настоящего времени широко известна общественности судьба только одного пояса, который находится в собрании Саратовского областного музея краеведения. Весной 2004 года на Волге проходила выставка «Добрый Пастырь», посвященная 110-летию посещения города Иоанном Кронштадтским, и главными раритетами экспозиции были ряса и пояс великого печальника земли Русской.

В свое время эти реликвии подарил священнику из Царицына племянник отца Иоанна – Иван Васильевич Фиделин, выполнявший обязанности его секретаря. На протяжении нескольких поколений они бережно сохранялись в этой семье, а в 1995 году поступили в музей от жительницы Саратова М.Г. Ершовой. Теперь же в России появляется еще одна святыня, связанная с великим угодником Божиим. Пройдя горнило гражданской войны, оказавшись в эмиграции, – она возвращается домой, чтобы быть доступной для молитвенного поклонения тысяч и тысяч верующих.

Православные верующие с давних пор относятся к Пресвятой Богородице с особым почитанием, что отражено в большом количестве икон, списков, храмов в честь Божьей Матери. История каждого образа уникальна и наполнена божественным чудом. В Москве расположен храм иконы Божией Матери Всецарица, который появился неслучайно и всегда заполнен верующими, молящими Богородицу о спасении от различных недугов, болезней, злых сил.

История храма

В России православным верующим довелось лицезреть список чудотворной иконы Божией Матери Всецарица, оригинал которой расположен в афонском храме, только в 1995 году. Община милосердия святого праведного Иоанна Кронштадтского обратилась к наместнику Ватопедского монастыря на Афоне архимандриту Ефрему с просьбой о списке с чудотворной иконы Всецарицы для детского онкологического центра. В этом центре постоянно находится большое количество маленьких пациентов и их родителей, которые должны иметь шанс на прямое обращение к образу Богородицы об исцелении.

На просьбу был получен положительный ответ и благословение, чтобы список иконы Всецарица был написан с соблюдением церковного канона, молитвенных предстояний и торжественных богослужений.

Таким образом список иконы Всецарица появился в Москве, сначала при детском онкологическом центре онкологии на Каширском шоссе, а позднее перенесена в храм Всех Святых на Красносельском переулке, где и находится по сей день. Периодически икону Всецарица доставляют в детский центр онкологии для проведения там службы и возможности всех желающих приложиться к образу и помолиться.

В 2000 году был создан домовой храм иконы Всецарица при клинике онкологического института имени П. А. Герцена по благословению патриарха Алексия 2. В 2011 году эта церковь была расширена и обновлена по благословению патриарха Кирилла. Открыта церковь для ограниченного круга верующих: работников, пациентов клиники и института.

История иконы Всецарица

Основная икона Божьей Матери, названная как Всецарица, или Пантанасса, находится в Греции в Ватопедском монастыре с XVII века. Расположена в соборном храме слева от царских ворот.

По размеру икона небольшая. На ней изображена Пресвятая Дева Мария с младенцем на руках. Богородица восседает на троне, за которым расположились по обеим сторонам два ангела, благоговейно осеняющие своими крылами Пречистую Деву. Младенец Иисус находится на руках у Богородицы, держит в левой руке свиток, а правой посылает благословение.

Согласно церковным преданиям, первое чудо от иконы Всецарицы случилось в древние времена. Юноша, не имеющий веры и занимающийся колдовством и магией, что признается церковью как грех, решил совершить колдовской обряд перед иконой Божьей Матери, которому не суждено было свершиться. Во время его бормотания лик Девы Марии озарило яркое сияние. Этот свет наполнился необычной силой и откинул грешника от иконы очень далеко. Молодой человек испугался и решил раскаяться в своем поступке перед служителями этого храма и принять монашество, чтобы служить при церкви на Афоне.

Это событие было воспринято как чудо от святого образа, которое привело заблудшую душу к покаянию и вере. На этом чудесные события от иконы Всецарица не заканчиваются. Люди, обращающиеся за помощью к образу Богородицы в этом храме стали свидетельствовать о чудесном исцелении от недуга в виде злокачественной и доброкачественной опухоли.

Рак — это не новая болезнь современного времени, а проблема, с которой люди сталкивались еще в XVII веке, но медицинского лечения как такового еще не было. Больные обращались с молитвой к Богоматери, которую считали единственным спасением. Кто молил искренне и всей душой получали исцеление, о чем свидетельствуют записи в церковных книгах монастыря в Ватопеде на Афоне.

С иконы стали делать многочисленные списки и рассылать по миру, чтобы большее число людей, больных раком, или их родные имели надежду на исцеление, обращаясь к образу Всецарицы.

Появившись в России, икона Божией Матери Всецарице тоже явила чудо. Оздоровление детей в онкоцентре в Москве стало диагностироваться чаще с появлением иконы, потому что медики сами констатировали такой феномен, поясняя, что препараты не могут обеспечить такого результата.

Подтверждением того, что икона чудотворная, является факт того, что образ стал мироточить в день Рождества Пресвятой Богородицы. Храм наполнился благоуханием от нескольких капель. Повторно было замечено, что икона мироточит на день Введения во храм Пресвятой Богородицы. Подобные знамения укрепили дух верующих и молящихся о выздоровлении от рака и других недугов.

Первое избавлением от болезни, точнее, от наркотической зависимости, молодого человека — это начало чудесной помощи от иконы Всецарица в России. Благая весть передавалась по Москве из уст в уста и людей, желающих прикоснуться к святыне и помолиться о своей беде становилось больше. Икону было решено перенести в храм Всех Святых и периодически доставлять ее обратно в детский центр для совершения богослужения и духовной помощи болеющим и их родным.

История написания списков с иконы Божьей Матери Всецарица для Москвы на этом не заканчивается. В 1997 году чудотворный образ Богородицы появился в Новоспасском монастыре. Икона имеет такое же свойство мироточить и помогать отчаявшимся, молящимся с особым чувством веры, исцелиться или получить облегчение в болезни.

В Московской области есть еще один список Всецарицы — находится в городе Серпухове в женском монастыре Владычном. Зафиксировано, что этот образ мироточил 30 раз, что является настоящим чудом.

О чем молятся люди иконе Божьей Матери Всецарице

К иконе Божьей Матери Всецарице как в Москве, так и в других храмах обращаются люди, столкнувшиеся сами или их близкие с онкологическим заболеванием. Эта икона у православных верующих почитается как чудотворная именно в вопросе болезни раком, что известно людям еще с XVII века, когда опухоли давалось название не рак, а «карцинома», в переводе на русский язык «краб» и «опухоль», что указывает на форму болезни, которая чаще всего похожа на ракообразное существо. Открыл такую опухоль Гиппократ еще в 1600 году до нашей эры, дав ей название и заключение, что на ранней стадии вылечить можно только хирургическим методом, а на поздней стадии лучше не трогать, потому что лекарства нет.

Обращаются к иконе с молитвами дети, родители, другие родственники и знакомые. Это горестные обращения родителей, которые до последнего верят в выздоровление и молят у Богородицы сил для прохождения этого пути.

Обращаются к чудотворной иконе и с другими болезнями, перед операциями, по которым врачи не дают положительных прогнозов.

В книге записей чудесных выздоровлений людей, обращающихся к иконе Всецарица, описан случай. Мужчина после перенесенного инсульта решил проверить свое самочувствие и прошел обследование на аппарате МРТ. Диагноз его шокировал, потому что преодолев инсульт, он узнал об онкологии головного мозга. Требовалась операция. Больной решил посетить храм иконы Божией Матери Всецарица для благословения на серьезный шаг. Его сопровождала жена, которая заказала молебен к образу Богородицы с освящением воды, которую мужчина взял с собой в больницу. Ежедневные молитвы святой и употребление воды дали положительный результат, — на предоперационном обследовании МРТ опухоль не была обнаружена, что стало фактом о чудесных исцелениях верующих и искренне молящихся христиан.

Подобных случаев очень много. О них становится известно от самих людей, которые возвращались вновь к Всецарице, чтобы поблагодарить ее за помощь.

Как добраться до храма иконы Божией Матери Всецарица

До храма в Москве, где находится чудотворная икона, можно добраться разными способами, зная адрес храма или монастыря, потому что список с афонской иконы не один. Какой транспорт следует до монастыря или храма лучше уточнить на официальном сайте:

  • Храм Всех Святых расположен на Красносельском переулке. Ориентиром для иногородних верующих является станция метро «Красносельская». Маршрут для личного автомобиля или перемещения общественным транспортом можно построить, изучив карту города Москва в районе этой станции.

  • Новоспасский монастырь — эта церковь расположена в Москве на площади Крестьянская, дом 10. Ориентиром по району размещения служит станция метро Пролетарская.
  • Введенский владычный женский монастырь расположен в городе Серпухове Московской области, 2-Нарский переулок.
  • В онкологическом центре для детей, находящемся на Каширском шоссе, могут помолиться пациенты и их родные в день, когда икона доставляется для молебна из церкви Всех Святых.

Для посещения выбранной церкви нужно заранее уточнить часы работы храмов и монастырей и расписание богослужений, если есть желание не просто поставить свечку и помолиться, но и отстоять службу, заказать молебен.

Расписание богослужения

В храме Всех Святых, где расположен первый список чудотворной иконе Всецарице, молебен с акафистом к Богородице совершается по воскресным дням:

  • время службы 16 часов 30 минут.
  • если на понедельник не приходится великий церковный праздник, тогда служба начинается раньше на полтора часа — в 15 часов по Москве.

Больше информации о работе церкви и часах для посещения верующими можно узнать на сайте храма.