Всемирного совета церквей

Всемирный совет церквей: от мира во всем мире до святоотеческого наследия

29 июня в Отделе Внешних церковных связей Московского Патриархата прошла совместная пресс-конференция главы Отдела митрополита Волоколамского Илариона и генерального секретаря Всемирного совета Церквей пастора доктора Олафа Фюксе Твейта. Пресс-конференцию вел заместитель главы ОВЦС игумен Филипп Рябых.

Митрополит Иларион напомнил присутствующим историю ВСЦ, ее состав и области деятельности и представил гостя.

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион

Генеральный секретарь ВСЦ вдохновлен подвигом новомучеников

Генеральный секретарь Всемирного совета церквей пастор доктор Олаф Фюксе Твейт

Доктор Олаф Твейт посетил Русскую Православную Церковь, являющуюся крупнейшей организацией в составе ВСЦ, впервые после своего избрания на должность генерального секретаря Всемирного совета церквей.

Нынешний визит был крайне насыщенным: господин Твейт встречался со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, с российскими политиками, знакомился с русскими святынями и богослужебной практикой.

Сам доктор Твейт рассказал, что его особенно вдохновило посещение Бутовского полигона. По его словам, мученики, погибшие за Христа, укрепляют веру сегодняшних христиан.

Кроме того, высокий гость познакомился с работой Русской Православной Церкви с молодежью, а также в области религиозного образования и коммуникаций.

«Я увидел, — сказал господин Твейт, — как Церковь защищает те непреходящие ценности, за которые мы живем и за которые умираем; это Богом данные ценности, и их разделяют различные христианские церкви. Церковь также участвует в жизни общества». Генеральный секретарь ВСЦ отметил инициативу Русской Православной Церкви в области межрелигиозных отношений в России.

Отдельно был рассмотрен вопрос о состоянии экуменического движения. Всемирный Совет Церквей, как напомнил господин Твейт, как раз и был создан для того, чтобы совместно рассмотреть и найти способы разрешить различия между конфессиями. «Я с надеждой смотрю на наше будущее сотрудничество и надеюсь на больший вклад вашей Церкви в различные аспекты деятельности Всемирного совета церквей», — подытожил он.

После этого митрополит Иларион и пастор доктор Олаф Ф. Твейт ответили на вопросы представителей прессы.

У Всемирного совета церквей нет позиции по однополым бракам

Заместитель главного редактора агентства «Интерфакс-религия» Алексей Соседов задал господину пастору вопрос, в считанные часы после окончания пресс-конференции попавший в новостные ленты: каково отношение Всемирного совета церквей к однополым союзам и женскому епископату?

Господин пастор ответил, что во Всемирном совете церквей состоят 350 церквей, и организация работает по принципу консенсуса. Это значит, что ВСЦ не имеет точки зрения по тем вопросам, по которым не добился консенсуса между всеми церквами. «Ни на один заданный Вами вопрос у Всемирного совета церквей нет своей позиции. Различные церкви имеет по данным вопросам разные взгляды. Роль Всемирного совета церквей – предоставлять пространство для высказывания различных церквей по различным вопросам. Я не предвижу, что когда-нибудь Всемирный совет церквей будет иметь единую точку зрения по любому из заданных Вами вопросов».

Знакомство протестантов со святоотеческим наследием

На вопросы портала «Православие и мир»: «Ведется ли и с какими результатами во Всемирном совете церквей богословский диалог? Какие направления деятельности ВСЦ сейчас наиболее приоритетные?» — отвечали и глава ОВЦС, и генеральный секретарь ВСЦ.

Митрополит Иларион, отвечая на первый вопрос, рассказал, что несколько лет назад в рамках комиссии «Вера и церковное устройство» было предпринято изучение темы «Значение Отцов Церкви для современного христианства». Владыка отметил, что благодаря этой консультации некоторые протестантские церкви впервые за многие годы обратились к теме Святых Отцов и задумались о значении их писаний для современного человека. На пленарном заседании комиссии “Вера и церковное устройство” по инициативе представителей православной стороны всем участникам раздавались футболки с цитатами из творений свтт. Амвросия Медиоланского, Григория Богослова и прп. Исаака Сирина.

«Следующая консультация в рамках этой же рабочей группы произойдет в Москве в следующем году. Она будет посвящена проблемам церковной иерархии в христианском вероучении», — сообщил митрополит Иларион.
Таким образом, по словам главы ОВЦС, богословская проблематика имеет большое значение для работы Всемирного совета церквей. «Иногда случается так, что какие-то темы, очень важные для нас, православных, в протестантских общинах оказавшиеся забытыми, открываются и для протестантов», — подытожил владыка.

Границы Церкви – приоритетное направление в работе ВСЦ

Доктор Твейт в свою очередь обратил внимание на другие богословские проблемы, которые поднимаются в рамках работы Всемирного совета церквей.

Одним из наиболее приоритетных направлений работы являются дискуссии на тему о Церкви, так как различные экклезиологические представления имеются у каждой из церквей. «В настоящее время проходят слушания между церквами о том какова миссия и что такое природа Церкви», — сообщил господин генеральный секретарь. Он выразил надежду на то, что «и Православные, и протестантские церкви извлекли определенную пользу из такого рода дискуссий».

Также идут дискуссии о значении крещения. Их сущность доктор Твейт изложил так: «Мы пытаемся изучить, можем ли мы принять крещение друг друга и что такое крещение во Христе. И я надеюсь, что скоро появится документ, в котором мы признаем, что признаем крещение во Имя Отца и Сына и Святого Духа».

«Что такое хорошо и что такое плохо» как богословская проблема

Доктор Твейт полагает, что большой интерес для будущей работы ВСЦ представляют начавшиеся дискуссии по моральным проблемам и сущности добра и зла. Также большое будущее он видит за начавшейся дискуссией, в которую включились также политики и бизнесмены, как сохранить мир, в котором мы живем. Генеральный секретарь организации полагает, что помимо политического, эта проблема имеет и богословский аспект: что значит быть хранителями Божьего творения? По его словам, также считает и активно участвует в диалоге и Вселенский Патриарх.

Последней господин Твейт упомянул проблему отношения к людям и общинам других вероисповеданий. По его мнению, христиане могут и должны обратиться к ним на глобальном уровне, и Русская Православная Церковь могла бы здесь сыграть важную роль.

Роль церквей в урегулировании военных конфликтов

Следующий вопрос поступил от корреспондента «The New York Times» Софьи Кишковски. Он касался встреч господина Твейта с политическими деятелями.

Господин Твейт ответил, что накануне встречался с заместителем министра иностранных дел Андреем Денисовым, заместителем председателя правительства Александром Жуковым и председателем комиссии Государственной Думы по международным отношениям Константином Косачевым. На этих встречах состоялся откровенный разговор о роли Церкви в обществе, в котором, в частности обсуждалось, как Церковь может способствовать примирению посредством диалога (в том числе, между большинством и меньшинством).

Также в ходе этого разговора была затронута роль ВСЦ на международной арене – в частности в урегулировании конфликта на Ближнем Востоке, между Израилем и Палестиной. Доктор Твейт считает, что прекращению конфликта может способствовать Россия, так как она состоит в хороших отношениях с обеими его сторонами. Однако, считает он, у этого конфликта есть и религиозное измерение, поэтому роль церквей в этом регионе очень велика.

Митрополит Иларион и Олаф Ф. Твейт о кардинале Каспере

Последний вопрос, также заданный Софьей Кишковски, вызвал большой интерес и у владыки Илариона, и у доктора Твейта. Он касался оценки деятельности кардинала Вальтера Каспера, на днях покидающего пост главы Папского совета по христианскому единству.

Митрополит Иларион отметил, что кардинал Каспер является крупным богословом, и выразил надежду, что уйдя в отставку, он продолжит богословскую работу. Особенно высоко владыка оценил его труд «Иисус Христос», развенчивающий поиск «исторического Иисуса» и демонстрирующий, что подлинный Христос раскрывается не в интеллектуальном поиске, а в опыте Церкви.

Митрополит Иларион уверен, что кардинал Каспер внес существенный вклад в дело межхристианского единства. Глава ОВЦС также отметил, что наиболее многообещающим является диалог между Православной и Католической церквами. В свою очередь, диалог и православной, и католической сторон с протестантскими общинами находится в кризисе по причине либерализации и вероучения, и нравственности, наблюдающейся в сегодняшнем протестантизме.

Доктор Твейт в свою очередь заявил, что кардинал Каспер является виднейшим представителем экуменического движения, в чем сыграли свою роль его личные качества: серьезность и в то же время дружественность и открытость. Когда он был главой Папского совета по христианскому единству, он всячески содействовал межконфессиональному диалогу. Кроме того, как рассказал доктор Твейт, во время их встречи кардинал Каспер подтверждал и желание укрепления связей со Всемирным советом церквей. «Я хочу наследовать его идеи», — подытожил доктор Твейт.

Наиболее важным результатом прошедшей пресс-конференции стало знакомство с основными направлениями деятельности Всемирного совета церквей. В частности, был очерчен круг богословских вопросов, имеющих приоритетное значение для работы этой межхристианской организации.

Всемирный совет церквей — World Council of Churches

Всемирный совет церквей логотип

Всемирный совет церквей ( ВСЦ ) является всемирной организацией Межцерковный основана в 1948 г. Ее членами сегодня являются Ассирийской Церкви Востока , в восточных православных церквей , большинство юрисдикций Восточной Православной Церкви , в Мар Thoma сирийской церкви Малабара , то Старокатолицизм , то англиканский , большинство магистральных протестантских церквей (например, лютеране , меннониты , методистов , моравские и реформатов ) и некоторые евангельскиеПротестантские церкви (такие , как баптист и пятидесятники ). Следует отметить, что католическая церковь не является членом, хотя он посылает аккредитованных наблюдателей на заседания. ВСЦ возник из экуменического движения и имеет в своей основе следующее заявление:

Всемирный Совет Церквей является содружеством церквей, исповедующих Господа Иисуса Христа как Бога и Спасителя, по Писанию, и поэтому стремятся исполнить вместе их общее призвание во славу единого Бога: Отца, Сына и Святого Духа.

Это сообщество церквей на пути к видимому единству в одной вере и одном евхаристического общения, выражается в поклонении и в общей жизни во Христе. Он будет стремиться к достижению этого единства, когда Иисус молился за своих последователей, «таким образом, чтобы мир мог поверить.» (Ин 17:21)

ВКК описывает себя как «во всем мире общение 349 глобальных, региональных и субрегиональных, национальных и местных церквей , ищущих единство, единый свидетель и христианское служение.» Она основана на Вселенском центре в Женеве , Швейцария . Члены организаций включают деноминации , которые утверждают , что в совокупности представляют около 590 миллионов людей во всем мире около 150 стран, в то числе 520000 местных общин , обслуживаемых 493,000 пасторами и священниками, в дополнении к старшим, преподаватели, члены приходских советов и других.

история

Экуменическое движение встретился с первыми успехами в конце 19 и начале 20 веков, в том числе Эдинбургский миссионерской конференции 1910 года (под председательством будущего ВКК Почетный президент Джон Р. Мотта ). В 1920 году Вселенский Патриарх Восточной Православной Церкви , Germanus V Константинополя , написал письмо » на имя„Для всех Церквей Христа, где бы они ни находились“, призывающую более тесное сотрудничество между разделенными христианами и предлагая»Лигу Церквей, параллельно вновь созданной Лиги Наций «. Церковные лидеры договорились в 1937 году учредить Всемирный совет церквей, основанный на результате слияния веры и порядка движения (под Чарльз Брент из Епископальной церкви в Соединенных Штатах) и жизни и работы движения (под Nathan Седерблум лютеранской церкви Швеция ) организации.

Его официальное учреждение было отложено с началом Второй мировой войны до 23 августа 1948 г. Делегаты 147 церквей собрались в Амстердаме , чтобы объединить Вера и движение и жизнь и работа движение . Это было закреплено на вторую встрече в Лунде в 1950 году, для которых британского методиста Роберт Ньютон Фит редактируемый влиятельную объем исследований, от природы Церкви . Последующие слияния были с Международного миссионерского совета в 1961 году и Всемирный совет христианского образования , со своими корнями в 18 — м веке Воскресной школы движения, в 1971 году.

Церкви — члены ВСЦ включают большую часть Восточной Православной и Восточными Православными Церквами; англиканская ; некоторые старые католические церкви; и многочисленные протестантские церкви, в том числе некоторые баптисты , многие лютеранские , методистов и пресвитериан и других реформатов , выборки из объединенных и независимых церквей и некоторых пятидесятнических церквей.

Многие церкви , которые отказались присоединиться к ВСЦ объединились , чтобы сформировать Всемирный евангельский альянс .

Делегаты, посланные из церквей-членов встречаются каждые семь или восемь лет в Ассамблее, которая избирает Центральный комитет, который управляет между Ассамблеями. Ряд других комитетов и комиссий ответ на ЦК и его сотрудников. Агрегаты были проведены с 1948 года.

В «нарушении прав человека в коммунистических странах вызвало серьезную озабоченность среди руководителей Всемирного совета церквей.» Однако историк Кристофер Эндрю утверждает , что во время холодной войны, ряд важных ВСЦ представителей Православной Церкви в Восточной Европе работал в КГБ, и что они повлияли на политику ВСЦ. С 1955 по 1958 год , Роберт S Билхеймер сопредседательствовал ВКК международной комиссии по подготовке документа , посвященного угрозе ядерной войны во время холодной войны.

В 1961 году конференции, 32-летний русский православный епископ по имени Алексей Ридигер был послан в качестве делегата на сборку, а затем назначен центрального комитета ВСЦ. Позже он был избран в качестве российского патриарха в 1990 году , как Алексий II .

Девятая сборка проходила в Порту — Алегри, Бразилия , в феврале 2006 года по теме «Бог, в своей благодати, преобразить мир». В течение первых ассамблей, богословы Vasileios Ioannidis и Amilkas Alivizatos внесли значительный вклад в дискуссию , которые привели к разработке проекта «Торонто Заявления», основополагающего документ , который способствовал Восточное Православному участию в организациях и на сегодняшний день она составляет его экклезиологический устав.

Десятым Ассамблея проходила в Пусане, Республика Корея, с 30 октября по 8 ноября 2013 года.

В 2013 году д — р Агнес Абуого Найроби, от англиканской церкви Кении, был избран в качестве замедлителя Центрального комитета Всемирного совета церквей; она является первой женщиной и первым африканцем удержать эту позицию.

События и президенты

сборки

Всемирный совет церквей провел 10 Сборки на сегодняшний день, начиная с учредительным съездом в 1948 году:

президенты

Президенты текущего 10-го Собрания:

  • Африка: Преподобный доктор Мэри Энн Плаатджис Ван Хаффел ( Объединяя реформатской церкви в Южной Африке )
  • Азия: Преподобный доктор Чанг Санг ( пресвитерианской церкви в Республике Корея )
  • Европа: архиепископ Андерс Вейрюд ( Церковь Швеции )
  • Латинская Америка и Карибский бассейн: Преподобный Глория Nohemy Ulloa Альварадо ( пресвитерианской церкви в Колумбии )
  • Северная Америка: Rt преподобие Марк Л. Макдональд ( Англиканская церковь Канады )
  • Pacific: Преподобный доктор Mele’ana Puloka ( Free Веслианской Церковь Тонга )
  • Восточный ортодокс: Джон X Антиохийский (патриарх греческой православной церкви Антиохии )
  • Восточные православные: Гарегин II (Католикос Армянской Апостольской Церкви )

Бывшие президенты Всемирного совета церквей включают в себя:

  • Rev. Нимёллер , известный протестантских анти- нацистская богослов
  • TC Чао , китайский богослов

Общие секретари

Поскольку Всемирный Совет Церквей был официально основан в 1948 году, следующие люди служили в качестве генерального секретаря:

лет название Церкви Национальность
1948-1966 WA Виссер т’Хоофта Реформатской церкви в Нидерландах / федерации швейцарских протестантских церквей , Женева Нидерланды
1966-1972 Юджин Карсон Блейк Пресвитерианской церкви США (США) Соединенные Штаты
1972-1984 Филипп А. Поттер методистской церкви Доминика
1985-1992 Эмилио Кастро Евангелическая церковь методистов Уругвая Уругвай
1993-2003 Konrad Райзер Евангелическая церковь в Германии (EKD) Германия
2004-2009 Самуэль Кобиа Методистской церкви в Кении Кения
2010-настоящее время Олав Фюксе Твейт Церковь Норвегии Норвегия

Комиссионные и команды

Есть два взаимодополняющих подхода к экуменизма: диалог и действия. Вера и движение и жизнь и работа движение представляют эти подходы. Эти подходы отражены в работе ВСЦ в своих комиссиях , они являются:

  • Echos- Комиссия по делам молодежи (в возрасте 18-30 лет)
  • Комиссия церквей по Diakonia и развитию
  • Комиссия по образованию и Вселенского формирования
  • Комиссия церквей по международным делам
  • Комиссия по вопросам правосудия, мира и созидания
  • Комиссия по всемирной миссии и евангелизации
  • Вера и пленарное заседание комиссии и Вера и Постоянная комиссия
  • Совместная консультативная группа с пятидесятниками
  • Совместная рабочая группа ВКК — католическая церковь (Ватикан)
  • Референтная группа на Десятилетие действий по борьбе с насилием
  • Референтная группа по межрелигиозных отношений
  • Специальная комиссия по православному участию в ВСЦ

Diakonia и развитие и международные отношения комиссии

WCC действует как через своих членов церквей и других религиозных и общественных организаций в целях координации экуменическое, евангельских и социальное действие.

В настоящее время ВКК программы включают Десятилетие действий по борьбе с насилием , международную кампанию по борьбе со СПИДом / ВИЧ в Африке и справедливость, мир и создание инициативы.

Вера и комиссия

Основная статья: Вера и комиссия

ВСЦ Вера и комиссия была успешной в работе по достижению консенсуса по Крещении , Евхаристии , и министерство , на день Пасхи , на природе и цели церкви ( экклесиологии ), а также на экуменических герменевтики .

тексты

  • Крещение, Евхаристия и Министерство (Вера и документ № 111, то «Lima Text», 1982)
  • ЦЕРКОВЬ к общему видению (Вера и бумаги нет 214; 2013.) После того, как природа и миссия Церкви — этап на пути к общему заявлению (Вера и бумаги нет 198;. 2005) и Природа и Цель Церкви (Вера и документ № 181;. 1998)
  • На пути к общей дате Пасхи

Справедливость, Мир и Комиссия Creation

Справедливость, Мир и создание привлекли множество элементов вместе с экологической направленностью. Его мандат:

Для того, чтобы анализировать и размышлять о справедливости, мира и создания в их взаимосвязанности , продвижение ценностей и практики , которые делают для культуры мира, и работать в направлении культуры солидарности с молодежью, женщинами коренных народов и расово и этнически угнетенного народа.

Координационные вопросы были глобализация и появление новых социальных движений (с точки зрения людей , связывающих друг с другом в борьбе за справедливость, мир и защита творения).

Особое внимание было уделено вопросам вокруг:

  • экономика
  • среда
  • Коренные народы
  • мир
  • люди с ограниченными возможностями
  • расизм
  • женщины
  • молодежь

Отношения с Католической Церковью

Самая большая христианская тело, то католическая церковь , не является член ВЦА, но работала в тесном сотрудничестве с Советом на протяжении более трех десятилетий и направляет наблюдатель на все крупные ВСЦ конференции, а также его заседания ЦК и Ассамблеи (ср . Совместная рабочая группа ).

Папский совет по содействию христианскому единству также выдвигает 12 членов в ВСЦ Вера и Комиссии в качестве полноправных членов. В то время не является членом ВСЦ, католическая церковь является членом ряда других экуменических организаций на региональном и национальном уровнях, например, Национальный совет церквей в Австралии и Национальный совет христианских церквей в Бразилии (коническая).

Папа Пий XI заявил в 1928 году, что единственным средством, с помощью которого мир христианская община должна была вернуться к вере, должен был вернуться в Римско-католической Поклонения. В связи с этим, была идея о том, что папство было отвергнуто, в значительной степени; участие католической церкви в рамках Всемирного совета церквей. Пий XI заявил, что «Одна истинная Церковь» в том, что деноминации римско-католической, и, следовательно, был вывод о том, что католическая церковь не была разрешена на данном этапе взаимодействия с другими конфессиями, которые папство считаются неуместными. Католическая церковь поэтому не присутствовал на 1948 заседании ВКК, в дополнение к тому, что все члены церкви были отстранены от участия в ВСЦ конференции.

Папа Иоанн XXIII взял другую позицию, однако, и в 1958 году он был избран в качестве главы католической церкви. Экуменизм был новый элемент католической идеологии, которая была разрешена, которая была обозначаемой в значительной степени, когда Иоанн XXIII встретился с тогдашним архиепископом Кентерберийским, Джеффри Фишер. Это была первая встреча архиепископа Кентерберийского и Папы в Ватикане в течение 600 лет. Иоанн XXIII позже разработал офис Секретариата по содействию христианскому единству; которая символизировала существенный сдвиг в поддержке для экуменического движения, от католической церкви во главе с Ватиканом. 1961 видел католические члены присутствовать на конференции в Дели ВСЦ, который маскируется значительный сдвиг в отношении к ВСЦ от папства. Была идея в дополнении к этому, что папа пригласил некатолик принять участие в совете Ватикан II. Этот новый подход к межконфессиональным отношениям был отмечен в Unitatis Redintegratino.

В этом документе отмечается несколько ключевых реформ в рамках католического подхода:

«Разделенные братья» И. был новый термин для Некатолики, в отличие от ранее использовавшихся «еретиков»

II. Оба католические и не- католические элементы несут ответственность за раскол между католичеством и протестантским движением

III. Некатолики признаются вклад, который они вносят в христианскую веру в целом

Дальнейшие реформы были приняты в связи с характером католической церкви на мировой арене, например, в 1965 году союз с Константинопольским патриархом, в результате чего подорвал 1054 Раскол. В дополнение к этому, Майкл Рэмси, тогда архиепископ Кентерберийский, получил епископское кольцо в 1966; знак союза, который не был замечен, так как до реформирования. Кроме того, Католический Международный комитет англиканская, был дополнительно установлен как средство содействия связи и единства между двумя конфессиями. Это так ознаменовало новый уровень участия католической веры в вышеупомянутом экуменическом движении, и, следовательно, является основой для расширения участия от веры в ВСЦ.

Специальная комиссия по православному участию в ВСЦ

Специальная комиссия была создана на восьмой Харарскую Ассамблее в декабре 1998 года для решения православные озабоченности по поводу членства в ВСЦ и стиле принятия решений Совета, публичных заявления, практика поклонения, и других вопросы. Она опубликовала свой окончательный доклад в 2006 году конкретных аспектов , которые были выяснены были , что ВСЦ не формулирует учение, не имеет полномочий выносить решения по моральным вопросам, и не имеет какую — либо церковную власть. Такая власть полностью внутренним для каждого отдельного члена церкви. Он предложил, чтобы ВКК принять консенсусной метод принятия решений. Она предложила , чтобы члены православные быть приведены в соотношении с инославными членами. Кроме того , он предложил разъяснить , что межконфессиональная молитва событий ВСЦ не поклонение, особенно «он должен избегать давать впечатление, что поклонение в церкви», и конфессиональные и межконфессиональные молитвы каждый конкретно определены как таковые на мероприятиях ВСЦ. Он также пояснил , что так называемая » Лима Литургия » не является межконфессиональной евхаристической службой: «ВСЦ не„хостинг“Евхаристии».

Мир журналистики

ВКК также видный сторонник и practitioning тела для мира журналистики : журналистика практик , которая направлена , чтобы избежать смещений ценности в пользу насилия , которое часто характеризует освещение конфликта.

ACT Alliance , объединяющая более 100 церквей спинками помощи и развития организаций во всем мире, родилась из слияния ACT International (действий со стороны церквей Вместе International) и ACT развития ( действий со стороны церквей вместе для развития ) в марте 2010 г. Оба ACT International , основанная в 1995 году, и ACT Development (2007) были созданы через руководство Всемирного Совета Церквей (ВСЦ). Эти два органа координирует работу учреждений , связанных с церквей — членов ВСЦ и Всемирной лютеранской федерации в области гуманитарных чрезвычайных ситуаций и сокращения бедности соответственно.

Альянс поддержки экуменических идей был официально основан в декабре 2000 года на совещании , созванном ВКК. Есть в настоящее время 73 церквей и христианских организаций , которые являются членами Альянса, от католической, евангелической, православной и протестантской традиции. Эти члены, представляющие собой комбинированную избирательный округ десятков миллионов людей во всем мире, привержены совместной работе в общественном свидетельстве и действия за справедливость по очерченным проблемам , представляющим взаимный интерес. Текущие кампании по вопросам продовольствия и по вопросам ВИЧ и СПИДа.

Церковь Фонд Кредитования Вселенского (ECLOF) был основан в 1946 году как один из первых в мире международных микро-кредитных организаций на службе бедных. Willem Виссер т’Хоофта , затем генеральный секретарь „ВСЦ в процессе формирования“ играет важную роль в создании ECLOF. Именно он обрисовал перспективы и вызовы для предлагаемого учреждения и дали конкретные идеи о потенциальных источниках средств. Его вдохновение и работа в команде ознаменовало начало долгого и плодотворного сотрудничества между ECLOF и ВСЦ.

Вселенского развитие кооперативного общество UA (ныне известный как Oikocredit ) был разработан на основе дискуссий на 1968 Уппсало 4 Ассамблеи, касающимся церковного отчуждения от финансовых учреждений , поддерживающих апартеид эры в Южной Африке и войну во Вьетнаме. После нескольких лет планирования, кооперативное общество было основано в 1975 году в Нидерландах , чтобы обеспечить альтернативный этический механизм инвестирования в церковных учреждениях, путем предоставления кредитов производственным предприятиям , обслуживающих экономически неблагополучных групп населения. Первоначально организованный для крупных институциональных членов ВСЦ, от 1976 местных общин развитых поддержки ассоциаций для того, чтобы приходы, а также отдельных лиц принять участие. EDCS стала независимой от ВСЦ в 1977 году.

Вселенский News International (ENI) был запущен в 1994 году как глобальная информационная служба отчетов о вселенских событиях и других новостях из церквей, и давая религиозные взгляды на события новостей по всему миру. Совместные спонсоры ENI, которая была основана на Вселенском центре в Женеве, Швейцария, являются Всемирный совет церквей, Всемирная лютеранская федерация, Всемирный альянс реформаторских церквей и Конференция европейских церквей, которые также имеют свои штаб — квартиры в Вселенский центр. Нехватка средств привела к приостановке работы ENI в 2012 году 2015 ENI остается закрытым.

Региональные / национальные советы

ВСЦ не стремилось органический союз различных христианских конфессий, но это, однако, способствовали диалогу и при поддержке местных, национальных и регионального диалога и сотрудничества.

Участие в региональном или национальном совете не означает, что конкретная группа является также членом ВСЦ.

  • Африка — Все Африка Конференция Церквей
    • Организация африканских церквей Учреждена
  • Азии (включая Австралию и Новую Зеландию) — Христианская Конференцию Азии (ОСА), Гонконг
    • Национальный совет церквей в Австралии
    • Национальный совет церквей на Филиппинах
  • Caribbean — Карибская конференция церквей
  • Европа — Конференция европейских церквей , Женева, Швейцария
  • Латинская Америка — Латиноамериканский совет церквей
  • Ближний Восток — Ближний Восток Совет Церквей
  • Северная Америка
    • Канадский совет церквей
    • Национальный Совет Церквей Христа в США
  • Тихий океан — тихоокеанская конференция церквей , Сува , Фиджи

критика

Предполагаемое пренебрежение страдающей церкви в Восточной Европе

Многие историки, Государственный департамент США и бывшие сотрудники КГБ сами утверждали, и при условии, подтверждающих доказательств того, что влияние КГБ напрямую, или через лоббирование с помощью передней организации, христианская конференция мира, привела к неспособности ВЦА признавать или действовать на звонках помощь от преследуемых христиан Восточной Европы в 1983 году в Ванкувере Генеральной Ассамблеи.

Требования проникновения и влияния КГБ

Он утверждал , что КГБ проникла и влияние в прошлом ВСЦ советов и политики. В 1992 году , отец Глеб Якунин , вице — председатель российской парламентской комиссии по расследованию деятельности КГБ, ссылаясь на отчеты дословное КГБ, заявил , что его Пятое управление принимает активное участие в влияющего ВКК политики с 1967 по 1989 год, например, в 1983 ВКК Генеральная Ассамблея в Ванкувере, один цитируемый документ описывает присутствие и деятельность 47 агентов КГБ , чтобы обеспечить избрание «приемлемого» кандидата на должность генерального секретаря. Митрохин Архив раскрывает больше о глубине проникновения и влияния орудует КГБ над ВСЦ. Митрополит Nikidim был агентом КГБ, под кодовым названием ADAMANT, который служил в качестве одного из шести ВСЦ президентов с 1975 года вплоть до своей смерти. Его ранее вмешательство привело к ВСЦ не делая никаких замечаний по вторжению в Чехословакию. В результате его влияния и у других агентов, он утверждал , что СССР редко публично критиковал. В 1989 годе , копии документов КГБ утверждают , «ВКК исполнительные и центральный комитет приняли публичные заявления (восемь) и сообщения (три)» , которые соответствовали его собственному политическому руководству. Апелляции от страдающими диссидентов как внутри Русской Православной Церкви и протестанты были проигнорированы в 1983 году митрополит Алексий Ридигер Таллинна и Эстонии неоднократно утверждал, что агент КГБ под кодовым названием Дроздов, который в 1988 году был удостоен почетного Цитирование услуг в КГБ по его председатель. Несмотря на официальные disavowals, The Guardian описал доказательства , как «принуждение». В 1990 году он стал Алекси II , 15 — й патриарх Русской Православной Церкви. После его смерти в 2008 году, официальная дань ВСЦ, его должностными лицами Совета, описал его как «мужественный», «поддержку и конструктивную» и получателем «обильного благословения», ссылка не было сделано заявлений.

Отношение к Израилю

Всемирный совет церквей было описано , как с состязательный позицию по отношению к государству Израиль. Он также утверждал , что совет уделили особое внимание деятельности и публикаций , критикующих Израиль по сравнению с другими вопросами прав человека. Поскольку ВКК никогда не выступал против или имел какие — либо официальные комментарии по уничтожению еврейских религиозных мест на Ближнем Востоке, но и постоянно жаловался предполагаемыми преступления Израиля в отношении христианских сайтов в Израиле, Израиль демонстративно игнорировал ВКК в течение 50 лет и часто заявлял , что мнения ВСЦ на Израиль лицемерны до точки будучи банкротом. Он так же заявил , что преувеличивать обращения от египетских коптов о нарушениях прав человека в рамках Садата и Мубарака, чтобы сосредоточиться на его соседа. В 2009 году Совет призвал к международному бойкоту на товары , производимые в израильских поселениях, которые он описал как «незаконно, несправедливо» и «несовместима с миром». В 2013 году Генеральный секретарь сообщили требовать в Каире, «Мы поддерживаем палестинцев. ВСЦ поддерживает палестинцев, потому что они правы.» ВСЦ аккомпанемент Программа Вселенского в Палестине и Израиле (EAPPI) была подвергнута критикой со стороны Советом депутатов британских евреев для продвижения «воспалительные и партизанских программ за счет ее межконфессиональных отношений». Секретариат ВКК принимал участие в подготовке и помогли распространить Кайрос Палестина документ , который декларирует «израильская оккупация палестинских земель является грехом против Бога и человечества , потому что лишает палестинцев их основных прав человека», и по мнению одного из критиков , его «авторы хотят видеть единое государство». С другой стороны, ВСЦ утверждает «Антисемитизм является грехом против Бога и человека».

Оппозиция христианского сионизма

Христианский сионизм , который долгое время представлял собой значительную часть исторических и современных протестантов , характеризуется как вид , который «искажать (ы) толкования Слова Божьего» и «ущерб (ы) внутри христианских отношений».

В этом контексте, что является источником беспокойства является то, что исламские фундаментализма порождают встречную реакцию другого религиозного фундаментализма, наиболее опасные из которых является еврейским фундаментализмом, который эксплуатирует исламские фундаменталист явления, чтобы оправдать перед тем западными обществами неприятных аберраций сионизма в Палестине.

-  ВКК рабочий документ, Ливан, май 2013

ВСЕМИРНЫЙ СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ

В янв. 1920 г. появилось окружное послание К-польского Патриарха, призывавшее всех христиан к установлению добрых отношений, к сотрудничеству, к богословскому диалогу и к созданию Лиги Церквей по образцу Лиги Наций. В послании приводились следующие аргументы для участия правосл. богословов в межхрист. встречах: представители др. церквей будут черпать свои познания о правосл. Церкви из живого общения с ее представителями; общение с протестантами поможет постепенному искоренению у них предубеждений в отношении Православия как христианства 2-го сорта; правосл. христиане постепенно поймут образ мыслей своих зап. братьев и узнают, что разные изъявления христ. веры и жизни зависят от исторических обстоятельств и условий, влиянию к-рых в своем продолжительном историческом развитии Вост. церкви не подверглись (Православие и экуменизм. С. 68-71). Т. о. постепенно формировались основные принципы участия правосл. Церквей в экуменическом движении, важнейшим из к-рых стал принцип свидетельствования о вероучении и кафолическом предании Церкви, и в первую очередь о единстве Церкви, как оно осуществляется в жизни Поместных православных церквей. В том же году представители К-польской, Александрийской, Элладской, Сербской, Болгарской Церквей и рус. эмиграции приняли участие в учредительной конференции движения «Вера и церковное устройство» в Женеве, где предложили до начала серьезных дискуссий об объединении создать «содружество Церквей» для «совместной деятельности в сфере моральных и социальных проблем». В 1927 г. на конференции в Лозанне православные выступили с критикой документов движения «Вера и церковное устройство», к-рые, с их т. зр., предлагали только внешнее единство христиан, допуская излишнюю широту в толковании христ. вероучения, и отказались от голосования, т. к. сочли недопустимым любой компромисс в вероучении, а также нашли, что термины, использовавшиеся в документах, допускают двоякое толкование. Правосл. Церкви принимали участие в работе движения «Жизнь и деятельность». Так, в 1925 г. на 1-м межцерковном конгрессе в Стокгольме присутствовали делегаты К-польской, Александрийской, Иерусалимской, Кипрской, Элладской, Румынской, Сербской и Болгарской Православных Церквей. В 1936 г. в Афинах на 1-м всеправославном конгрессе богословов обсуждался вопрос об участии правосл. Церквей в экуменическом движении и была принята следующая резолюция: «Считая экуменическую работу для единства церкви и для практического христианства отрадным выражением пробуждения нового интереса к Церкви и богословию, конгресс приветствует это движение и уверяет, что он готов в православном духе сотрудничать в этом деле». В 1946 г. РПЦ получила приглашение от Комитета ВСЦ в процессе подготовки принять участие в формировании Совета. Была назначена делегация во главе с митр. Николаем (Ярушевичем), но предполагаемые контакты и поездки не состоялись. В обстановке начинавшейся тогда «холодной войны» руководители СССР не сочли возможным разрешить международные церковные контакты. Митр. Николай поддерживал переписку с Виссер’т Хоофтом, изучал материалы подготовки 1-й Ассамблеи ВСЦ в Амстердаме. В 1948 г. в Москве состоялось празднование 500-летия автокефалии РПЦ и приуроченное к нему Совещание Глав и представителей Православных Церквей. В совещании приняли участие представители К-польской, Антиохийской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Элладской, Албанской, Польской Поместных Православных Церквей. Наряду с проч. вопросами обсуждалась тема «Об отношении Православной Церкви к экуменическому движению». В резолюции «Экуменическое движение и Православная Церковь», принятой совещанием, говорилось: «В течение всех истекших десяти лет (с 1937 по 1948 г.) идея воссоединения Церквей на догматической и вероучительной почве документально больше уже не обсуждается — ей дано второстепенное педагогическое значение для будущего поколения… снижение требований к условию единения до одного лишь признания Иисуса Христа нашим Господом умаляет христианское вероучение до той лишь веры, которая, по слову Апостола, доступна и бесам (Иак 2. 19; Мф 8. 29; Мк 5. 7)» (Там же. С. 189-191). Констатировав это, совещание постановило сообщить ВСЦ, что все Православные поместные Церкви — участницы совещания вынуждены отказаться от участия во ВСЦ. В результате в 1-й Ассамблее ВСЦ в Амстердаме участвовали только К-польская и Элладская Православные Церкви. В 1946 г. в РПЦ был создан Отдел внешних церковных сношений (ОВЦС), к-рый тщательно изучал деятельность ВСЦ и поддерживал переписку и контакты как с правосл., так и с протестант. деятелями экуменического движения. Как положительный факт в развитии ВСЦ было воспринято принятие Торонтской декларации 1950 г., в к-рой ясно говорилось, что ВСЦ не является церковью и никогда не станет сверхцерковью. Было также положительно отмечено стремление ВСЦ выработать ясное определение, что же такое «единство Церквей», к-рое было бы приемлемо для всех христ. конфессий. К 1958 г. практически определилась положительная позиция РПЦ к вступлению во ВСЦ. До 1961 г. проводились долгие и интенсивные переговоры. В авг. 1958 г. в Утрехте состоялась встреча делегации РПЦ с делегацией ВСЦ. От РПЦ участвовали: митр. Николай (Ярушевич), еп. Смоленский Михаил (Чуб), заместитель Председателя ОВЦС, А. С. Буевский, секретарь ОВЦС. От ВСЦ — председатель ЦК ВСЦ д-р Ф. К. Фрай, д-р Виссер’т Хоофт, Генеральный секретарь ВСЦ, и митр. Митилинский Иаков (Клеомврот), представитель К-польского Патриархата при ВСЦ. В марте 1959 г. для изучения деятельности и структуры ВСЦ в Женеву был направлен прот. Виталий Боровой, затем он как офиц. наблюдатель от РПЦ посетил заседание ЦК ВСЦ на о-ве Родос. В дек. 1959 г. в Москву прибыла 1-я офиц. делегация ВСЦ во главе с Виссер’т Хоофтом. В ходе переговоров по предложению РПЦ был выработан проект нового «Базиса» ВСЦ с ярко выраженной тринитарной основой. Позднее он был принят на 3-й Ассамблее в Нью-Дели. В нояб. 1960 г. еп. Никодим (Ротов) и Буевский встретились в Женеве с д-ром Виссер’т Хоофтом для подготовки вступления РПЦ во ВСЦ. В нач. марта 1961 г. в Женеву прибыли председатель ОВЦС еп. Никодим, прот. В. Боровой и Буевский для окончательного согласования с д-ром Виссер’т Хоофтом вопросов вступления РПЦ во ВСЦ. 30 марта 1961 г. Свящ. Синод РПЦ, заслушав доклад Председателя Комиссии по межхрист. связям РПЦ при Свящ. Синоде митр. Крутицкого и Коломенского Питирима (Свиридова), постановил: «Считать вступление РПЦ во ВСЦ своевременным и просить Святейшего Патриарха направить письмо генеральному секретарю ВСЦ с заявлением о желании РПЦ вступить в число членов ВСЦ». Решение вступить во ВСЦ одобрил и Архиерейский Собор, проходивший в июле 1961 г.

В 1961 г. на 3-й Ассамблее ВСЦ в Нью-Дели РПЦ стала его полноправным членом. Примеру Русской Церкви последовали и др. участники Совещания 1948 г. Следует отметить, что в это время РПЦ находилась в достаточно тяжелом положении. Руководитель СССР Н. С. Хрущёв, с одной стороны, начал новые гонения на Церковь внутри страны, а с другой — сделал попытку расширить взаимодействие с различными гос-вами мира, используя для этих целей и Церковь. РПЦ также нужны были связи с зарубежными христианами, чтобы с их помощью если не прекратить, то хотя бы ослабить давление на Церковь со стороны гос-ва. На протяжении дальнейших лет участия в структурах ВСЦ представители РПЦ действительно шли на компромиссы и уступки Советскому гос-ву в политических и общественных вопросах, обсуждавшихся на заседаниях ВСЦ, но никогда не было сделано никаких отступлений в вопросах веры и догматического учения. Уже на 3-й Ассамблее было сделано «Заявление» правосл. участников, в к-ром четко изложено правосл. видение христ. единства: «Для православных основная экуменическая проблема заключается в схизме. Православные не могут принять идею «равенства деноминаций» и не могут рассматривать христианское воссоединение просто как междоминационное урегулирование. Православная Церковь не конфессия, не одна из многих и не одна среди многих конфессий. Для православных Православная Церковь — это именно Церковь… Православная Церковь… имеет особое и исключительное место в разделенном христианском мире как носитель и свидетель традиций древней неразделенной церкви, из которых происходят все существующие деноминации путем упрощения и отделения… Единство может быть восстановлено деноминациями их возвращением к общему прошлому» (Там же. С. 248-249). В 1975 г. на 5-й Ассамблее ВСЦ в Найроби православные решительно протестовали против резолюции о рукоположении в священный сан женщин. В 1983 г. на 6-й Ассамблее ВСЦ в Ванкувере представители правосл. Церквей выступили против использования т. н. инклюзивного языка — именования Бога в жен. роде.

На протяжении 80-90-х гг. ХХ в. во внутренней жизни протестант. церквей произошли значительные изменения. Широкое распространение получили такие явления, как жен. священство, а в нек-рых сообществах и жен. епископат, отрицание греха гомосексуализма и поддержка прав геев и лесбиянок вплоть до освящения их браков и рукоположения в пасторское и в епископское достоинство. Учитывая, что подавляющее большинство членов ВСЦ составляют именно протестант. церкви, все эти процессы в той или иной степени проявлялись в мероприятиях, документах и дискуссиях ВСЦ. В результате представители правосл. Церквей оказались втянутыми в обсуждение абсолютно чуждых им проблем и вопросов. А поскольку решения во ВСЦ принимаются простым большинством голосов, то не раз получалось, что правосл. участники как бы поддерживали все принятые в рамках ВСЦ решения, хотя в действительности они выступали против. Такое положение не могло считаться нормальным. Беспокойство вызывало и безграничное умножение числа членов ВСЦ, к-рые иногда представляли собой мелкие группы, возникшие в результате продолжающегося деноминационного деления протестант. сообществ. Также членами ВСЦ становились многочисленные межхрист. орг-ции с неясными целями. Впервые в этих новых обстоятельствах православные выразили протест на 7-й Ассамблее ВСЦ, проходившей в Канберре в 1991 г. Было принято специальное «Заявление», подписанное всеми правосл. участниками ассамблеи, в к-ром говорилось, что православные обеспокоены наблюдаемым отходом от «Базиса» ВСЦ. В результате «во многих документах ВСЦ мы не находим утверждения, что Иисус Христос есть Спаситель мира… Наблюдаем отход от библейски обоснованного христ. понимания: а) Триединого Бога, б) спасения, в) благой вести самого Евангелия, г) человека как сотворенного по образу и подобию Божию, д) Церкви, а также иных вероучительных вопросов» (Там же. С. 432). Также в «Заявлении» с тревогой говорилось, что «некоторые участники ассамблеи склонны с большой легкостью утверждать присутствие Святого Духа без различения во многих действиях и событиях… Мы должны остерегаться склонности к подмене Святого Духа, исходящего от Отца и пребывающего в Сыне, «частными» духами, духами мира и иными духами» (Там же. С. 433). Наконец, было заявлено о недовольстве православных «способами принятия решений», когда их мнения практически не учитываются, и был поставлен вопрос о пересмотре отношений с ВСЦ. Более подробно эти проблемы православные рассмотрели на Всеправославных совещаниях в 1991 г. в Фанаре (Турция), в 1995 г. в Шамбези (Швейцария), в 1996 г. в Бейруте (Ливан).

РПЦ как одна из основных инициаторов перемен во ВСЦ провела силами Синодальной Богословской комиссии изучение ситуации в экуменическом движении. Результаты исследования были представлены в докладе Архиерейскому Собору 1994 г. Собор принял определение «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства», в к-ром отмечалось, что участие Русской Церкви в деятельности ВСЦ на протяжении 35 лет прежде всего являлось «свидетельством о Православии перед лицом инославного мира». Была поставлена задача проанализировать экуменический опыт и только тогда уже сделать окончательные выводы о смысле участия РПЦ в экуменическом движении, в т. ч. и во ВСЦ.

В кон. 90-х гг. XX в. разногласия между правосл. Церквами и ВСЦ становились все более острыми. В 1997 г. ВСЦ покинули Грузинская и Болгарская Православные Церкви, готовилась к выходу из ВСЦ и Сербская Церковь, но окончательное решение так и не было принято. В 1997 г. Архиерейский Собор РПЦ снова рассматривал вопрос об экуменизме и о том, может ли РПЦ оставаться членом ВСЦ. Было решено обсудить проблему совр. экуменического движения на всеправосл. уровне, а «в настоящее же время продолжить участие представителей РПЦ в работе международных христианских организаций, отмечая особую важность в переживаемый момент православного свидетельства в разделенном грехами христианском мире» (Там же. С. 485). Всеправославное совещание было созвано весной 1998 г. в Фессалонике (Греция) по инициативе Русской и Сербской Православных Церквей. Участники совещания засвидетельствовали, что за все годы существования ВСЦ вероучительный и нравственный разрыв между православными и инославными не только не уменьшился, но даже увеличился. Было заявлено, что нынешняя структура ВСЦ, механизм принятия решений, организация совместных молитв являются неприемлемыми для правосл. Церквей. Представители правосл. Церквей заявили, что или они уйдут из ВСЦ, или ВСЦ должен быть радикально реформирован. Со стороны РПЦ была предложена новая модель межхрист. сотрудничества: Всемирный Христианский Форум, не предполагающий формального членства Церквей и открывающий возможности для равноправного сотрудничества. Совещание приняло совместное коммюнике «Оценка новых фактов в отношениях между православием и экуменическим движением», в к-ром, в частности, выражалась обеспокоенность православных «определенными тенденциями в жизни некоторых протестантских Церквей, членов ВСЦ, находящими свое отражение в дебатах ВСЦ», отсутствием прогресса в экуменических богословских дискуссиях и ощущением того, что существующая структура ВСЦ делает сколь-либо значимое правосл. участие все более затруднительным, а для нек-рых и невозможным. В дек. 1998 г. на 8-й Ассамблее в Хараре «Заявление» правосл. Церквей, принятое в Фессалонике, было обнародовано. В ответ на это ассамблея создала Специальную комиссию по участию правосл. Церквей в работе ВСЦ в составе 60 чел. от правосл., Древних Восточных и протестант. Церквей. РПЦ также выработала позицию по отношению к экуменическому движению на совр. этапе. архиерейский юбилейный Собор 2000 г. среди проч. принял документ «Основные принципы отношения РПЦ к инославию», к-рый имеет Приложение «Участие в международных христианских организациях». В нем подробно проанализирована работа РПЦ в рамках ВСЦ и выражена озабоченность совр. состоянием ВСЦ по всем пунктам, обозначенным Всеправославным совещанием в Фессалонике в 1998 г. Специальная комиссия ВСЦ провела 4 пленарных заседания: в Морже (Швейцария, дек. 1999), в Каире (Египет), где ее принимали патриарх Шенуда III и Коптская Православная Церковь (окт. 2000), в Берекфюрдё (Венгрия, нояб. 2001) по приглашению еп. Реформатской Церкви Венгрии Г. Бёльчкеи и в Хельсинки (Финляндия), где ее принимали еп. В. Хуотари и Финская Лютеранско-Евангелическая Церковь (май 2002). В Хельсинки впервые присутствовали представители Иерусалимского Православного Патриархата. В заключительном отчете комиссии (Женева, 2002) были выработаны новые подходы к членству во ВСЦ, новые механизмы принятия решений и сделаны конкретные предложения по проведению молитвенных собраний на межхрист. встречах. В частности, ВСЦ было рекомендовано полностью отказаться от использования термина «экуменическое богослужение». У ВСЦ нет и не может быть своей экклезиологии, а значит, не может быть и собственного богослужения. Было предложено также внести в устав ВСЦ положение о необходимости исповедания членами ВСЦ Никео-Константинопольского Символа веры и поднять нижний порог членства с 25 до 50 тыс. членов, т. к. с т. зр. комиссии православные должны составлять не менее 25% от общего количества членов. Заключительный отчет Специальной комиссии был представлен ЦК ВСЦ (февр. 2005), к-рый одобрил поправки, внесенные комиссией в Устав и правила ВСЦ. Т. о., был введен новый механизм принятия решений на основе консенсуса, предполагающего полное согласие участников; голосование невозможно по вопросам, затрагивающим экклезиологию Церквей-членов ВСЦ. Для обеспечения действия новых правил ЦК учредил постоянный Комитет по консенсусу и сотрудничеству, в состав к-рого в равном количестве будут входить представители правосл. и протестант. Церквей-членов ВСЦ. Внесенные поправки будут представлены для окончательного утверждения на 9-ю Ассамблею ВСЦ в февр. 2006 г.

Лит.: Bell G. K. A. The Kingship of Christ: The Story of the World Council of Churches. Harmondsworth, 1954; A History of the Ecumenical Movement. Vol. 1: 1517-1948 / ed. R. Rouse, S. Neil. L., 1954; Vol. 2: The Ecumenical Advance, 1948-1968 / ed. H. E. Fey. L., 1970; Bilheimer R. S. Breakthrough: The Emergence of the Ecumenical Traditiion. Grand Rapids, 1989; Православие и экуменизм: Док-ты и мат-лы, 1902-1998. М., 1999; Elderen M., van. Conway M. Introducing the World Council of Churches. Gen., 2001.

Е. С. Сперанская

ОдигитриЯ

Православие или смертЬ

Спустя ровно 57 лет после вступления Русской Церкви в ВСЦ, полезно обдумать смысл этого события.

Для начала вспомним, что такое «Всемирный совет церквей» (ВСЦ), для чего был создан этот орган, как он устроен. ВСЦ – это самая крупная, разветвленная и влиятельная международная экуменическая организация. Основана она была в послевоенных Нидерландах в 1948 году. Первая учредительная конференция Совета прошла в том же году в столице королевства — Амстердаме. На фоне недавно закончившейся мировой войны у многих протестантских активистов родилась идея о том, что любое разделение и противопоставление – это предтеча новых ужасных конфликтов. Они тонко уловили царившее в тот момент в Европе желание мирского покоя и «обычных человеческих радостей». И именно его они обещали дать своим верующим посредством создания «сверхцеркви» ВСЦ. Подобные установки не могли не вызвать отторжения со стороны мирового Православия, и на Всеправославном Совещании в Москве, собравшем представителей многих Поместных Церквей, было принято определение, осуждающее экуменизм.

Однако с середины 1950-х годов ситуация начала стремительно изменяться. С одной стороны, в июле 1950 года на сессии Центрального комитета ВСЦ в Торонто был принят документ «Церковь, Церкви и Всемирный Совет Церквей». Так называемая Торонтская декларация гарантировала для православных возможность ясно и недвусмысленно свидетельствовать в ВСЦ о своей экклесиологии и отстаивать свое видение причин разделения христианских общин, а также утверждала «экклезиологическую нейтральность» Совета. Последний пункт, по сути, означал отказ организации от первоначального позиционирования себя как особой «сверхцеркви». Однако в корне экуменическая позиция организации не изменилась, и цель объединения всего христианского мира, которая провозглашалась и раньше, никуда не исчезла.

В 1954 году Вторая Ассамблея ВСЦ в спешном порядке принимает специальное обращение к Русской Православной Церкви. Суть обращения была банальна: убедить Русскую Православную Церковь принять участие в экуменическом движении. А менее чем через два года, в марте 1956 г., делегация Национального Совета церквей Христа, представляющая одновременно и объединение американских религиозных христианских организаций, и ВСЦ, прибывает в Советский Союз. В задачи делегации входит в том числе обсуждение вопроса вступления Русской Церкви в Всемирный Совет. И в августе 1958 года уже делегация Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Николаем (Ярушевичем) с ответным визитом посещает голландский Утрехт.

В дальнейшем контакты с ВСЦ только усилились. В августе 1959 года представители Русской Православной Церкви присутствовали в качестве наблюдателей на заседании ЦК Совета на острове Родос в Греции. В декабре 1959 года Советский Союз посетила делегация ВСЦ во главе с доктором Виссер’т Хуфтом, а 30 марта 1961 года Священный Синод, заслушав доклад епископа Ярославского и Ростовского Никодима (Ротова), вынес решение о вхождении Русской Православной Церкви в ВСЦ. Данное решение было утверждено на печально известном Архиерейском Соборе РПЦ 1961 года, который среди прочего также был вынужден пойти на уступки власти в вопросах приходского управления. Вместе с решением вступить в ВСЦ, Церкви было навязана новая внутренняя политика, которая лишала священника права участия не только в финансово-хозяйственной деятельности, но и права воспитания прихожан. Решения того Собора вызвали тяжелое чувство у всех архипастырей, а он сам, по меткому замечанию «Православной энциклопедии», оказался «не самым удачным в истории Русской Церкви; его во многом вынужденные решения суть документ, запечатлевший трагическую эпоху гонений».

Что же заставило Русскую Церковь изменить свое отношение к экуменической организации и пойти на диалог? Если обратить внимание на тот факт, что на всех этапах переговоров советская власть никоим образом не мешала их проведению, то ответ становится очевиден. Поддерживая экуменическое движение и в первой половине XX века посредством обновленческих организаций, советская власть, видимо, не могла отказать себе в желании влиять и на созданный после войны ВСЦ.

Но что же в итоге? ВСЦ сегодня даже по «количественным показателям» – это форма объединения, прежде всего протестантских религиозных организаций. С 90-х годов прошлого века ВСЦ покинули Грузинская и Болгарская Православные Церкви. Римо-католики и вовсе с самого начала относились к этому органу как к «чужому орудию», взятому на прокат (РКЦ является наблюдателем в ВСЦ, но не связывает себя принципиальными обязательствами). По самому духу Всемирный совет ближе к протестантизму, и значит деятельность Православных участников в рамках работы этой организации искажалась и искажается самими базовыми её условиями. Вся история работы ВСЦ демонстрирует это. Отказавшись от своих принципов на словах, «протестантское большинство» продолжает развивать Совет в направлении новой «сверхцеркви». И потому сегодня, когда не остается никаких причин, ни внутренних, ни внешних, для продолжения участия Русской Церкви в деятельности Всемирного Совета, мы должны сделать, наконец-то, над собой усилие и покинуть эту организацию.