Всех скорбящих радость ордынка

Икона Божией Матери
«ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»

Икона Всех Скорбящих Радость – это совершенно уникальное явление в истории иконописи. Череда задокументированных свидетельств о чудотворных свойствах этого образа – едва ли не самая длинная в истории богородичных икон.

Всех скорбящих Радость — начальная строка одной из богородичных стихир. Несомненно, что уже само наименование этого образа послужило причиной широчайшей его распространенности на Русской земле. Помимо первого московского образа насчитывалось не менее двух с половиной десятков чудотворных и местночтимых списков с этой иконы: в самой первопрестольной и в ее окрестностях, на берегах Невы и в Абхазии, в сибирском Тобольске и в Киеве, в Вологде и в Нижнем Новгороде, в иных городах, весях и обителях. Душе русского человека особенно близок и понятен скрытый в названии иконы смысл — упование на Пречистую, неизменно спешащую утешить, облегчить скорбь и страдания людские, дать «нагим одеяние, больным исцеление»…

Иконография

На иконе изображена Богоматерь в рост (с Младенцем на руке или без Него) в сиянии мандорлы (особая форма нимба — сияние овальной формы, вытянутое в вертикальном направлении) и в окружении ангелов. Вверху в облаках изображён Господь Саваоф или Троица Новозаветная.

Данный тип иконографии сложился на Руси в XVII веке под западноевропейским «латинским» влиянием («Мадонна во славе» или «Gloria», «Мизерикордия» или «Милующая» (аналог русского «Покрова Богородицы»), «Ружанцова» или «Розариум» (с четками), «Непорочное зачатие Девы Марии»; из православных — «Живоносный источник», «Образ умиления и посещения в беде страждущим», слившийся со «Всех скорбящих Радостью» к XVIII веку).

Иконография образа не получила единой законченной композиции и существует во множестве вариантов. Но наиболеее известны два типа — с Младенцем на руках (московская из Спасо-Преображенской церкви на Ордынке) и без Младенца (петербургская из Тихвинской часовни у стеклянного завода «с грошиками»).

Иконографической особенностью иконы «Всех Скорбящих Радость» является то, что на ней вместе с Богородицей изображаются люди, обуреваемые скорбями и недугами, и ангелы, совершающие от имени Божией Матери благие деяния.

История иконы

Икона впервые прославилась в Москве в 1688 году, в царствование царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Родная сестра Патриарха Московского Иоакима, Евфимия Папина, так страдала от раны в боку, что видны были внутренности. Сознавая свое безнадежное положение, она только в молитве искала себе подкрепление и утешение. Однажды утром она услышала голос: «Евфимия, отчего в страдании твоем не прибегаешь ты к общей Целительнице всех? Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый «Всех скорбящих Радость». Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление. Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего».

Храм Преображения на Ордынке

Когда Евфимия оправилась от волнения, произведенного чудесным явлением, и узнала от родственников, что действительно в храме Преображения на Ордынке есть икона Богоматери «Всех скорбящих Радость», она призвала священника с иконой к себе в дом. По совершении водосвятного молебна Евфимия совершенно исцелилась. Событие получило широкий отклик, так как Евфимия была родной сестрой тогдашнего патриарха.

Это чудесное событие произошло 24 октября по старому стилю и открыло череду столь же чудесных исцелений. Сразу после прославления образа были составлена Служба иконе и особый акафист, написанный в 1863 году профессором Московской духовной академии П. С. Казанским.

В 1688 году икона «Всех Скорбящих Радость», через которую пришло исцеление от Богородицы, была уже весьма ветхой, так что ее пришлось укреплять вставками из кипариса. Как она попала в этот храм – тоже достоверно неизвестно. Предположительно, она находилась там с 1685 года со времени, когда на месте деревянного строения церкви Варлаама Хутынского была возведена каменная постройка, в которой был сделан придел святого, где и располагалась икона. Утрачен ли первоначальный список – точно неизвестно.

Храм иконы «Всех Скорбящих Радость» на Ордынке

Храм на Ордынке действует и поныне, правда, выглядит иначе, чем в XVII веке, его вид изменен более поздними архитектурными привнесениями, и называется теперь – Храм иконы «Всех Скорбящих Радость», еще одно название – Скорбященская церковь, вместо Спасо-Преображенской.

Во времена Советской власти в помещении храма было организовано фондохранилище Третьяковской галереи, и есть сведения, что икона бесследно из фондов исчезла.

Московский список «Всех скорбящих Радость»

Точный мерный список с чудотворной иконы из Скорбященской церкви на Ордынке (последняя четверть XVIII века)

Та икона «Всех Скорбящих Радость», что сейчас хранится на Ордынке – один из первых списков с первоначального образа, полагают, что он был сделан в XVIII веке. Есть мнение, что она была передана в дар храму во время Великой Отечественной войны Патриархом Алексием I, когда в Скорбященской церкви в лихие для России годы в некоторых храмах снова начались богослужения.

Московская икона «Всех скорбящих Радость» восходит к типу «Gloria» и изображает Богородицу с Младенцем, над которыми парят два ангела с рипидами. Ещё одна пара ангелов изображена среди страждущих людей. Особенностью является изображение над страждующими ряда святых: слева — Сергия Радонежского и Феодора Сикеота, справа — Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Над Богородицей помещено изображение Отечества (один из иконографических вариантов икон Святой Троицы, запрещённый на Большом Московском соборе 1667 года), а под её ногами картуш, заключающий в себя текст кондака иконе.

Петербургский список «Всех скорбящих Радость»

В 1711 году чудотворный образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» или точный список с него царевна Наталья Алексеевна Нарышкина, родная сестра императора Петра I, привезла в строящийся Петербург, где с тех пор он стал известен как икона Наталии Алексеевны. Обе иконы — московская и петербургская равно почитались как чудотворные.

Известно, что этот список иконы «Всех Скорбящих Радость» во время войны с турками был с русскими войсками в знаменитом походе 1711 года на реку Прут. Когда царь возвратился в столицу, то в память избавления своего от опасности при реке Прут он устроил во дворце сестры на Шпалерной улице храм Воскресения Христова и поместил там икону. Впоследствии, при царице Елизавете Петровне, на месте прежнего домового храма воздвигли каменную церковь, ставшую приходской.

К иконе прибегали и особы царского семейства – Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II, Павел I, Мария Федоровна, другие члены Царствующего Дома и Императорского Двора. Так, Екатерина Великая особо почитала образ с тех пор, как по молитвенному заступлению Царицы Небесной в Санкт-Петербурге прекратилась эпидемия оспы, угрожавшая жизни наследника престола Павла Петровича.

Икона царевны Натальи Алексеевны в драгоценном окладе (литография 1862 года)

Уже при Наталии Алексеевне икона богато украшалась — для неё изготовили серебряный оклад, украшенный фамильными драгоценностями царевен, закрепили на ней частицы реликвий и мощей святых. Образ был написан на кипарисной доске. При Екатерине II был выполнен 2-й оклад. В 1858 году для него по рисунку Ф. Г. Солнцева изготовили из золота новый, третий по счёту оклад. На изготовление оклада ушло около 6,7 кг золота, он был богато украшен бриллиантами, сапфирами, изумрудами, рубинами, гранатами, топазами, аметистами и жемчугом.

Ещё позднее церковь была полностью перестроена и получила по находившейся в ней иконе имя Скорбященской церкви. В 1932 году храм был закрыт, и икона исчезла.

Икона Натальи Алексеевны не имела массового повторения. Списки с нее очень редки и носят локальный петербургский характер. Их можно легко опознать по отсутствию страждущих и наличию четок в руках Богородицы и Младенца.

Петербургский список «Всех скорбящих Радость с грошиками»

Пречистая Дева изображена на иконе во весь рост с распростертыми руками. Над Ней в облаках восседает Спаситель. По сторонам образа находятся изображения ангелов и страждущих. Позади Богоматери изображены зеленеющие ветви. И непременные двенадцать монет.

Богородица с горошинками

По преданию, этот образ был прибит волнами к имению купцов Куракиных на Неве. Впоследствии икона перешла к купцу Матвееву, мать которого происходила из рода Куракиных, который пожертвовал её Тихвинской часовне деревни Клочки под Петербургом, находившейся вблизи Петербургского стекольного завода. На этом месте для образа выстроили часовню. 23 июля 1888 года разразилась страшная гроза, молния ударила в часовню, обожгла внутренние стены и иконы, но не коснулась образа Богоматери. Икона оказалась на полу от удара, но лик Богоматери, давно потемневший от времени и копоти, просветлел и обновился. Двенадцать медных монет из разбитой кружки для подаяний оказались навсегда прикрепленными в разных местах к образу (на списках с иконы монеты изображаются краской). Весть о чудесном сохранении образа разнеслась по всей столице, почитание его росло день ото дня, и милость Божия прославила икону дивными чудотворениями.

Первое исцеление, получившее всероссийскую известность, произошло 6 декабря 1890 г., когда от иконы излечился с детства страдавший припадками 14-летний сирота Николай Грачёв (впоследствии учился в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств). 7 февраля 1891 г. исцелилась 26-летняя жена писаря с фабрики Торнтона Вера Белоногина, лишившаяся голоса из-за болезни горла.

Церковь Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха»

В честь иконы установлено отдельное празднование — 23 июля (5 августа). В настоящее время икона находится в церкви Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха» (Санкт-Петербург).

Другие списки иконы

В XVIII-XIX веках иконы Богоматери с названием «Всех скорбящих Радость» почитались чудотворными во многих городских и сельских храмах по всей России. Их иконография повторяет как московскую, так и петербургскую иконы. Большинство списков украшались богатыми окладами и имели многочисленные вотивные привесы (различные ювелирные украшения: приношения, которые приносят святыне в благодарность за исцеление или во время дачи обета). С наиболее известными списками связаны самостоятельные предания, послужившие причиной их местного почитания.

Икона «Всех Скорбящих Радость» в доме – залог того, что в особо трудную минуту, когда заболевает кто-то из близких вам людей, вы можете прибегнуть к помощи Богородицы, изображенной на ней, потому что Она ждет одного – нашей просьбы о помощи. Тот же, кто притекает к ней с настойчивой и искренней молитвенной просьбой – непременно получает помощь и отклик.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

При копировании, просьба указывать ссылку на наш сайт http://hram-troicy.prihod.ru/

Икона «Всех Скорбящих Радость»

Тропарь, глас 2-й
Всех скорбящих радосте и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

Кондак, глас 6-й
Не имамы иныя помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы рабы, да не постыдимся.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее «Всех скорбящих Радость»
О, Пресвятая Владычице Богородице, вышшая Херувим и честнейшая Серафим, Богоизбранная Отроковице, всех скорбящих Радосте! Подаждь утешение и нам, в скорби сущим: разве бо Тебе инаго прибежища и помощи не имамы. Ты едина еси радости нашея Ходатаица, и яко Матерь Божия и Мати милосердия, предстоящи у Престола Пресвятыя Троицы, можеши нам помощи: никтоже бо притекаяй к Тебе посрамлен отходит. Услыши убо и нас, ныне в день скорби пред Твоею иконою припадающих и со слезами Тебе молящихся: отжени от нас належащия на нас скорби и печали в сей временней жизни, не лишены же ны сотвори Твоим всесильным ходатайством и вечныя нескончаемыя радости в Царствии Сына Твоего и Бога нашего. Аминь.

Богоматерь с Младенцем (на престоле)

Образ тронной Богоматери с Младенцем на публикуемой иконе следует традиционным образцам иконографии и письма, не обнаруживая признаков прямого западного влияния. Строго фронтальный лик Богоматери имеет овальную форму, удлиненный нос, маленький рот с красными губами, широко открытые глаза, относительно небольшие и круглые — в сравнении с привычным типом больших миндалевидных глаз, и несколько ассиметричные — левый немного меньше правого; темно-коричневые тени, обрамляющие глаза и доведенные до дугообразных бровей, повторяют образец тронной Богоматери с Младенцем Андреаса Ритзоса на Патмосе. Личное письмо выполнено по темно-коричневому санкирю: глубокими тенями по контуру лика, вдоль хребта носа, по подбородку, шее, и каллиграфическими белыми светами, под глазами выписанными редкими параллельными дугами, а по центру чела, на подбородке, на крыльях носа и над верхней губой — короткими наклонными линиями. Лик Младенца отличается высоким очерком темени, плотным носом, вокруг которого тесно сгруппированы остальные детали лица, округлыми щеками и тщательно выписанным ухом. Тип тронной Богоматери с младенцем следует иконографической модели, принятой в изображениях в алтарной апсиде значительных византийских церквей, среди которых самым блистательным примером является Богоматерь IX в. в константинопольской Святой Софии. В иконописи наиболее примечательные образцы данного типа представлены работами мастеров Критской школы XV и XVI вв. и в первую очередь знаменитой иконой Андреаса Ритзоса на Патмосе. Тронная Богоматерь Андреаса Ритзоса может считаться самым вероятным образцом целого ряда более поздних икон, выявленных как на Патмосе, так и в иных местах, — например, икона в Ливорно (XVI в.) и икона Даронаса на Кефалонии (конец XVI — начало XVII вв.). Другая, не совпадающая с известными нам аналогичными образами Богоматери с Младенцем модель использована для изображения Христа, отличающегося как позицией тела и одеянием, так и развернутым свитком. Разнонаправленные движения Христа напоминают его изображения на иконах Богоматери-Живоносного источника XV в. — среди них наиболее известна икона художника Ангелоса в монастыре Одигитрии на Крите, а также иконы на Патмосе (1610-1620 гг.), на Синае и в частном собрании в Голландии. Свиток, однако, на всех этих иконах представлен в свернутом виде. Развернутый свиток с надписанием восходит к образцам итальянской живописи XIV в. и встречается на иконах так называемой Адриатическо-византийской школы XIV и XV вв. Значительное распространение данного мотива наблюдается в ряде икон типа Madre della Consolazione, иногда он встречается на иконах Богоматери Умиление и, реже, на образах Одигитрии, как например на двух иконах, на Кипре и в Равенне, где Христос повернут в сторону матери. Наиболее близкий к публикуемой работе вариант иконографии, с прямоличным Младенцем, наблюдается на иконе частной афинской коллекции, где, как и в настоящем случае, образы Матери и Младенца представлены в более «византийской» манере. Другой родственный вариант тронной Богоматери с Младенцем представляет собой «Богоматерь Ламбовитисса» Эммануила Тзанеса из собрания Ловердоса в Византийском музее, где Христос в объятиях Богородицы сидит на подушке справа и держит развернутый свиток. В этой композиции явной западной ориентации (Богоматерь типа Madre; высокий мраморный трон с устричной формы спинкой) Тзанес, по всей вероятности, использует, как и в других своих работах, старые образцы XV в. Аналогичный иконографический тип тронной Богородицы с Младенцем, дополненный символами евангелистов, мы встречаем на малой подписной иконе Эммануила Тзанеса на Синае. По форме, типу и орнаменту трон Богородицы представляет особый интерес, поскольку сочетает в себе разнообразные элементы, известные в иконописи Критской школы XV в. По форме он отличается от мраморного трона иконы Андреаса Ритзоса на Патмосе, но близок деревянному трону на парной иконе Христа и трону Богоматери на иконе из Эрмитажа, встречаемом также на позднейших иконах XVI и XVII вв. Сходство формы и типа этих тронов распространяется и на орнамент, характерными признаками которого являются львиные головы в основании, маски в профиль на спинке и детали, служащие завершением столбцов спинки трона. Все эти декоративные элементы наблюдаются на иконе «Деисус» в монастыре Вианну на Крите, написанной художником Ангелосом, который, по всей вероятности, был первым, кто привнес мотив трона в критскую живопись. С образцом трона Ангелоса настоящая икона имеет дополнительное сходство — двойную подушку, встречающуюся, кроме иконы Вианну, и на парной ей подписной иконе того же художника в собрании Канеллопулоса. Своеобразно оформление верхней части спинки трона с дополнительным сетчатым плетением по темно-глубому фону между монохромными точеными колонками. Тот же мотив, обогащенный рельефной передачей колонок, встречается на иконах XVII в., где основание трона следует модели Ангелоса в «Деисусе» Вианну; примером служат иконы Патмоса, а также икона тронного Христа в Янине, по всей вероятности, воспроизводящие более ранний, неизвестный нам образец XV в. Этому гипотетическому образцу, кроме публикуемого памятника, наиболее близка икона Богоматери из часовни Честнаго Креста на Патмосе — работа искусного мастера Критской школы начала XVII в., придерживающегося, как было отмечено, ранних иконографических изводов. Трон патмосской иконы имеет подобного типа львинные головы, поддерживающие сидение, и маски на спинке, а также ряд колонок в верхней части, отчетливо обозначенных в составе рельефно выписанной арочной конструкции. Предположение об общем образце этой и публикуемой икон подтверждается и наличием двух разноцветных подушек, встречающихся также на иных иконах с деревянным троном. Небольшие отклонения от начального образца наблюдаются, однако, в орнаменте верхней части трона, где используются лиственные мотивы и тема пальмового листа, происходящие из аналогичного украшения мраморного трона Богоматери на иконе Андреаса Ритзоса. Определенная свобода в интепретации образца, наблюдаемая на публикуемой иконе, созвучна иным, выше описанным стилистическим ее особенностям; в совокупности эти художественные признаки отделяют икону от известных работ мастеров XV в. Подводя итог, отметим, что автор настоящей иконы был знаком с творчеством выдающихся художников XV в. Андреаса Ритзоса (образ Богоматери и особенно черты лика) и Ангелоса (тип и орнамент резного деревянного трона с двумя подушками). Весьма возможно, что к неизвестной нам работе одного из этих художников восходит и своеобразный дополнительный декоративный мотив сетчатого плетения. С тем же или подобным ему гипотетическим образцом связан и иконографический извод Младенца Христа, объединяющий в себе различные элементы, известные по иконописи того времени. Публикуемая икона воссоединяет в новой композиции мотивы, характерные для Критской школы XV в., однако не представляется возможным установить конкретный прототип ее иконографии, по всей видимости, устоявшийся в иконописи той эпохи. Работа принадлежит замечательному мастеру, посвященному в традиции Критской школы и относящемуся к образцу не только с большим вниманием, но и с заметным творческим участием. Техника письма отлична от известных работ XV в. Драпировка одеяний Богоматери, с широкими поверхностями и обилием сложных складок, лишена энергии, блеска и прозрачности цветов, свойственных иконам XV в. В личном письме примечательны точность и индивидуальный почерк мастера, более всего проявляющийся в изображениях ангелов с розовыми оттенками на гиматиях. Изображение трона, очень близкое по характеру критской живописи XV в., особенно в таких деталях, как маски на спинке, дает представление не только о значительных технических навыках мастера, но и о его творческой способности к перевоплощению мотивов, воспринятых из палеологовского наследия. Аналогичное увлечение декоративными элементами такого типа наблюдается и в творчестве Феофана. Как показывают приведенные выше замечания, художественный почерк автора иконы позволяет отнести его к поколению критских мастеров, следующих традициям XV в. в несколько более поздний период.

Образ «Всех ангелов радость» является новописанной иконой, т.е. написанной в наше время. Прообразом для нее стал чудотворный образ «Благодатное небо», находящаяся в соборе Святого Архистратига Михаила (чаще его называют Архангельским собором) Московского Кремля, что стоит на Соборной площади в городе Москве. По легенде, икону «Благодатное небо» в качестве знака благословения от своих родителей привезла супруга великого московского князя Василия.

Икона «Радость всех ангелов» была преподнесена как дар Его Святейшеству — Патриарху Кириллу от архимандрита Феофилакта (Безукладников) на торжественной службе освещения вновь открытого после реставрации Воскресенского собора. Сейчас она входит в состав главного иконостаса собора НовоИерусалимского исторического ставропигиального мужского монастыря в г. Истра Московской области.

Несмотря на то, что святыня находится при монастыре, в соборе совершаются еженедельные богослужения, также по монастырю проводятся ознакомительные экскурсии и икона открыта для посещений.

Значение иконы Радость всех ангелов

Икона Божией матери «всех ангелов радость» изображает Пресвятую Богородицу, держащую Младенца, окруженную ангелами. Святая дева стоит на полумесяце, а ангелы парят над Богородицей, держа над ее головой корону. На полумесяце написаны слова, гласящие: «и луна под ногами ее». Эти слова – часть строки Писания о конце света, означающей, что будет знамение жены (можно понимать, как Церковь, и как образ Божией матери), одетой в солнце, стоящей на луне, в венце из двенадцати звезд. Под полумесяцем изображен Новоиерусалимский монастырь. В этой детали кроется отличие от иконы «Благодатное небо», с которой писали «Всех ангелов радость».

Можно также заметить, что символ полумесяца часто встречается на крестах над куполами церквей при монастыре, что связано с откровениями Иоанна Богослова о конце света.

Значение святого образа несет апокалиптический посыл: отсылая к библейской книге об Апокалипсисе, образ несет в себе видение будущего. Это можно расценить как предупреждение о неизбежно грядущем, как напоминание, что не всех ждет Царство Божие.

В чем помогает икона Радость всех ангелов

Считается, что прошению к любой иконе нужна определенная молитва. Однако молитвы обращаются к самим святым, изображенным на образах, икона лишь передает образ святого. Если вера крепка и помыслы чисты, то прошение будет услышано.

Матери Божией возносят молитвы и прошения о здравии, о помощи в болезнях и недугах, о защите детей и матерей, о наставлении на путь истинный тех, кто с него сбился

Крепость веры, любовь и искренность в сердце помогут справиться с несчастьем, постигшим человека.

Также Святую Заступницу просят об исцелении женских недугов, о помощи в родах и беременности, о даровании дитя. Пресвятую Богородицу почитают как Покровительницу Материнства. Но это не означает, что нельзя просить Пресвятую Деву о помощи в делах семейных или о прибавлении ума. Молитвы святые будут услышаны, если в них нет греховного намерения или желания.

Существует множество икон, посвященных различным изображениям Божией Матери. Как и икона «Радость всех ангелов».

Несмотря на то, что специальных молитв, читаемых перед этой иконой, нет, можно обратиться к заступничеству и помощи Божией Матери любой молитвой, обращенной к Ней.

Молитвы к Святой Божией Матери

О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышняго, Заступнице и Покрове всех, к Тебе прибегающих! Призри с высоты святыя Твоея на мя, грешнаго (имя), припадающаго ко пречистому образу Твоему; услыши мою теплую молитву и принеси ю пред Возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа; умоли Его, да озарит мрачную душу мою светом Божественныя благодати Своея, да избавит мя от всякия нужды, скорби и болезни, да низпослет мне тихое и мирное житие, здравие телесное и душевное, да умирит страждущее сердце мое и исцелит раны его, да наставит мя на добрая дела, ум мой убо от помышлений суетных да очистит, исполнению же заповедей Своих мя научив, от вечныя муки да избавит и Своего Небеснаго Царствия да не лишит мя. О Пресвятая Богородице! Ты, «Всех скорбящих Радосте», услыши и мя, скорбнаго; Ты, именуемая «Утоление печали», утоли и мою печаль; Ты, «Купино Неопалимая», сохрани мир и всех нас от вредоносных огненных стрел врага; Ты, «Взыскание погибших», не попусти и мне погибнути в бездне грехов моих. На Тя бо по Бозе вся моя надежда и упование. Буди мне в жизни временней Заступница, и о жизни вечней пред Возлюбленным Сыном Твоим, Господем нашим Иисусом Христом, Ходатаица. Научи мя Тому убо с верою и любовию служити, Тебе же, Пресвятая Мати Божия, Преблагословенная Марие, благоговейно чтити до скончания дней моих. Аминь.

МОСКОВСКИЙ СКОРБЯЩЕНСКИЙ ХРАМ НА ОРДЫНКЕ

Московский храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», на Ордынке

Московский храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (Спаса Преображения) на Большой Ордынке (Москворецкое благочиние Московской городской епархии)

Первые упоминания о храме прп. Варлаама Хутынского «в Ордынцах» относятся к 1570-м годам. В XIV в. здесь находилась дорога, ведущая в Золотую Орду. Кроме того, «ордынцами» называли русских пленников, выкупленных у монгольских завоевателей. Существует предположение, что местность, где стоит храм, была отдана им для постройки домов.

В 1683-1685 гг. на месте деревянного был выстроен каменный храм Спаса Преображения. В 1688 г. состоялось прославление хранившейся в нем иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», особо чтившейся особами царствующего дома.

Уже в 1713 г. в ордынском Преображенском храме был выдан антиминс на престол в честь этой иконы, а в 1770 г. придел обновили на пожертвование Г. Любовниковой — очень многие с радостью и часто дарили средства для благоустройства этой церкви.

В 1783 году замосквореченский купец по фамилии Долгов, имевший дом на Большой Ордынке прямо напротив церкви, пожертвовал немалые деньги на ее перестройку и заказал эту работу своему знаменитому родственнику, архитектору Василию Баженову.

Иконы в иконостас писал в 1788 г. иеромонах Вонифатий из Саровской пустыни.

24 октября 1790 года Скорбященский придел был освящен митрополитом Платоном (Левшиным).

Московская церковь Всех Скорбящих радость (Преображенская) на Большой Ордынке. 1882 год, из альбома Найденова

Во время московского пожара 1812 года храм сильно пострадал и в 1831-1836 гг. был почти заново выстроен архитектором О. И. Бове, который, правда, сохранил уцелевшие фрагменты баженовской постройки. Бове составил рисунок чугунных плит пола, украсивших храм; а изображения архангелов и свт. Николая в иконостасе принадлежат кисти знаменитого В.Л. Боровиковского.

В сентябре 1836 года новая ампирная церковь-ротонда была заново освящена свт. Филаретом. Об этом свидетельствует и памятная дата под крестом храма. Чудотворная икона «Всех скорбящих Радость» находится в левом приделе. Одна красивая, необычная для московских церквей деталь — подсвечники находятся наверху, наподобие маленьких паникадил, и чтобы поставить свечу, надо взобраться на переносные деревянные лесенки.

В начале 1930-х годов храм был закрыт, колокола сорваны и уничтожены, однако старинный интерьер хорошо сохранился, поскольку в храме разместился запасник Третьяковской галереи и сотрудники музея старались делать все, чтобы сохранить убранство бесценного памятника архитектуры и искусства.

Церковь на Большой Ордынке стала одним из первых московских храмов, открытых в столице после восстановления Патриаршества — в 1948 году. В те годы день прославления иконы 24 октября / 6 ноября праздновался особо торжественно, и каждый воскресный вечер в храме совершали молебен с чтением акафиста.

В 1961 году жильцы элитного дома в соседнем Лаврушинском переулке потребовали снять колокола — жившим там писателям их звон мешал спать и работать. Колокола были вновь сняты и перенесены внутрь храма.

Здесь же был создан знаменитый церковный хор регента Н. В. Матвеева. В 1960-х годах его записи были даже выпущены на пластинках Московской Патриархии.

При храме действуют Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий, Приемная для помощи лицам, страдающим недугом наркомании и алкоголизма, библиотека, воскресные школы для детей и взрослых, кружки золотошвейного шитья, рисования, театральный,церковного пения и иконописи.

По благословению патриарха Алексия II ежегодно проводится чин присоединения к Русской Православной Церкви людей, по тем или иным причинам отпавших от нее. Чин присоединения проводится два раза в год (как правило, в Лазареву субботу и 19 ноября — в день памяти преподобного Варлаама Хутынского).

Прихожане храма оказывают посильную помощь в уходе за больными, слаборазвитыми детьми и престарелыми психоневрологического диспансера №20 и пансионата №6 для престарелых ветеранов труда в г. Москве.

Святыни

  • икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
  • икона преподобного Варлаама Хутынского
  • икона мч. Лонгина сотника
  • икона прп. Алексия, человека Божия
  • икона апостола Андрея Первозванного

Настоятели

Видео

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке. Передача «Святыни Москвы» телекомпании «Союз». Выпуск от 8 апреля 2013

Использованные материалы

  • Страница прихода на официальном сайте Московского Патриархата
  • Историческая справка на официальном сайте прихода

С апреля 2009 по 30 июня 2011 — почётный настоятель.

Икона Богородицы Боголюбская (Московская)

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри Бо­го­люб­ская-Мос­ков­ская бы­ла на­пи­са­на в 1157 го­ду и на­хо­ди­лась рань­ше в Москве на Со­ля­ной пло­ща­ди, над Вар­вар­ски­ми во­ро­та­ми Ки­тай-го­ро­да. Чу­до­твор­ный об­раз про­сла­вил­ся ис­це­ле­ни­я­ми во вре­мя сви­реп­ство­вав­шей чу­мы в 1771 го­ду. С это­го вре­ме­ни ико­на ста­ла осо­бо по­чи­тать­ся ве­ру­ю­щим на­ро­дом, и еже­год­но 18 июня пе­ред чу­до­твор­ным об­ра­зом со­вер­ша­лись мо­леб­ны. В ка­нун празд­ни­ка на три дня ико­на спус­ка­лась со сте­ны и пе­ре­но­си­лась в осо­бый ша­тер, ку­да сте­ка­лись мно­го­чис­лен­ные ве­ру­ю­щие для мо­лит­вен­но­го по­кло­не­ния об­ра­зу Бо­жи­ей Ма­те­ри. По ис­те­че­нии трех дней ико­ну опять под­ни­ма­ли над во­ро­та­ми, где она оста­ва­лась до 18 июня сле­ду­ю­ще­го го­да.

Осо­бен­но­стью ико­ны яв­ля­ет­ся изо­бра­же­ние на ней, кро­ме Спа­си­те­ля и Бо­жи­ей Ма­те­ри, пред­сто­я­щих свя­тых угод­ни­ков Бо­жи­их: свя­ти­те­лей Пет­ра, Алек­сия, Ио­ны и Филип­па, мит­ро­по­ли­тов Мос­ков­ских, бла­жен­ных Ва­си­лия и Мак­си­ма, пре­по­доб­ной Па­рас­ке­вы, свя­ти­те­ля Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, апо­сто­ла Пет­ра, Алек­сия, че­ло­ве­ка Бо­жия, апо­сто­ла Си­мео­на, срод­ни­ка Гос­под­ня, му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы и пре­по­доб­но­му­че­ни­цы Ев­до­кии.