Враги человека домашние его

Толкование Евангелия на каждый день года. Пятница 2-й седмицы по Пятидесятнице

Мф., 38 зач., 10, 32–36; 11, 1

Сказал Господь Своим ученикам: всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его.

И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедывать в городах их.

«Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным», – говорит Христос. Что бы ни происходило с нами, речь всегда идет о самом существенном, о нашей душе. Речь идет о нашем исповедании веры! О исповедании веры перед людьми. И значит, не такой глубоко скрытой от всех веры, которую никто не может заметить. Недостаточно называть себя верующими, когда это совершенно безопасно и не ни к чему не обязывает, и ничего не меняет в нашей жизни. Речь идет о исповедании Христа перед судом, перед теми, кто противится вере и пытается заставить нас согласиться с ними, перед теми, кто смеется над нашей верой, кто грозит нам карами или отправкой в «психушку», как это было порой относительно недавно в нашей стране. Исповедуем ли мы Христа перед людьми? Живем ли по нашей вере? Какой ценой это нам дается? Чем мы жертвуем ради этого? Служим ли мы на самом деле Христу Богу? Или только самим себе?

«А кто отречется от Меня пред людьми, – добавляет Христос, – отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным». Снова и снова нам дается понять, что мы сами, теперь, уготовляем свой последний Суд. Господь не отделяет Себя ни от кого, кроме тех, кто отделяет себя от Него. Он не отрекается ни от кого, кроме тех, кто первыми начали отрекаться от Него. Когда мы говорим об отречении от Христа, мы думаем об отречении апостола Петра, которого Господь так чудесно простил после его тройного исповедания веры и любви на вопрошание: «Любишь ли Меня?» Это значит, что никакое отречение не может быть непоправимо гибельным, бесповоротным. Нет такого греха, сколь бы ни был он тяжким, который бы был непрощаем. При условии покаяния и исповедания Христа, твердой веры, что Бог спасает и прощает.

Все самое драгоценное и подлинное в даре человеческой свободы заключается в этой способности сказать: «верую» – до пролития крови, если нужно. Вот о чем нельзя никогда забывать. До пролития крови! Это вовсе не обязательно означает мученичество. Но это часто требует от нас героической верности Господу в исполнении наших каждодневных обязанностей, требует мужества перед лицом приходящих к нам испытаний.

«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч». Наша вера – самое требовательное и самое бескомпромиссное, что есть на земле. Где компромисс с ложью, там не может быть мира с Богом, мира с совестью и с другими людьми. Христос дал Своим ученикам меч слова, чтобы они могли поражать им всякое учение, восстающее на истину и угрожающее вечному спасению многих. Бог объявляет войну, и кто устоит! В этой войне мир всегда разделяется на тех, кто принимает Христа и тех, кто отвергает Его. И в этой войне врагами человека могут оказаться домашние его.

Может случиться, что любовь к жене или к детям, к близким, заставит отказаться от опасного служения, от жертвы – потому что недостанет мужества оставить родных или подвергнуть их опасности. Бывает, что кто-то не решается посвятить свою жизнь всецело Богу вследствие личной привязанности к одному человеку. Вспоминается евангельская притча о званых на пир, и всегда находящих повод сказать: «Имей меня отреченна». Во всех обстоятельствах, если мы не хотим утратить и небесного, и земного, все самое драгоценное, что есть у нас на земле, должно уступить место верности Богу.

Сегодняшнее евангельское зачало завершается стихом, взятым из следующей главы: «И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедывать в городах их». Совершая множество чудес, Господь показывает, что учение и проповедь должны всегда сопутствовать им и идти впереди их. Исцеление болящих – спасение тела, проповедь истины – спасение души. Господь проповедует в городах их – в самых населенных местах. Он забрасывает сеть там, где больше всего рыбы.

«Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери… не может быть Моим учеником»

Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк. 14:25-27).
Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее (Мф. 10:34-39).
1. В семитских языках отсутствуют степени сравнения. Здесь, как часто в Библии, глагол «ненавидеть» имеет сравнительное значение «любить меньше».
2. Блаженный Феофилакт Болгарский так объясняет эту фразу: «Смотри же, в простоте своей и неопытности не соблазнись сим изречением. Ибо Человеколюбец не бесчеловечию учит, не самоубийство внушает, но хочет, чтобы искренний Его ученик ненавидел своих родных тогда, когда они препятствуют ему в деле богопочитания и когда он при отношениях к ним находит затруднения в совершении добра. Напротив, когда они не препятствуют сему, Он учит даже почитать их до последнего издыхания».
3. Христианская традиция учит понимать эти слова Господа в свете другой Его фразы: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37).
При этом не следует игнорировать:
— пятую Заповедь: Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен;
— укор фарисеям за корван (Мк.7:9-13);
— любовь Христа к Собственной матери, усыновление Её с Креста любимому ученику Иоанну (Ин.19:25-27).
Игумен Петр (Мещеринов): Смысл здесь тот, что любить Христа нужно несравненно больше, чем отца, мать, жену, детей, братьев, сестёр и саму свою жизнь. Это не значит напрямую ненавидеть всё это; да у нас и не получится это сделать, потому что Сам же Бог, сказавший такие жёсткие слова, вложил в нас естественную любовь к жизни, к родителям, к родственникам, Сам дал заповедь о любви к людям. Это значит, что любовь к Богу должна быть настолько больше, принципиально, качественно значимее и сильнее, насколько «ненависть» отстоит от «приязни». ()

«И враги человеку — домашние его» (Мф. 10:34-36)

Резюме.

Мф. 10:34-37 «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его».

Речь здесь идёт не о мире между народами, и не о мече кровавых войн и насилий, но о той «войне», которая с пришествием Христа и проповедью Его Евангелия приобрела особенно напряжённый характер внутри душ человеческих, и затем, естественно, вылилась и во внешнюю жизнь. На Христа и Его последователей опустился страшный меч гонений, о котором пророчествовал ещё праведный Симеон, держа на своих руках Богомладенца: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий (Лк. 2:34).

Духовную причину этого «меча» точно выразил Достоевский: «Дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей».

Этот «меч» нередко приходит и в семью, когда он поднимается на принявшего веру, нарушая её мир. Уверовавший нередко становится объектом психологической изоляции и разных ущемлений среди родных, требующих у него отказа от своих убеждений и христианского образа жизни. Но Господь предупреждает: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня. В Евангелии от Луки эта мысль выражена еще более сильно: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк.14:26).

Эти слова говорят, конечно, не об отказе любви к родным, и тем более не о ненависти, злобе к ним, но о смысле человеческой жизни, о том, что́ в ней первично, а что́ вторично. Например, понятно, когда началась война, то сын при всей любви к матери, умоляющей его остаться, должен идти. Верность родине, совесть, долг в данном случае являются приоритетной ценностью. Такая же ненависть=любовь к родным подразумевается и в словах Христа: прежде всего, любовь к Богу, то есть верность Истине, а не преходящим чувствам земной жизни.

Но, говоря об этом, Господь в то же время ободряет своих верных учеников: се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф.28:20).

Сети — 25/17 и Бранимир

«Сети» – песня группы «25/17» и Бранимира. Премьера композиции состоялась 10 марта 2015 года.

25/17 и Бранимир – Сети – слушать

Интересные факты о песне

Песня «25/17» «Сети» — это первый опыт сотрудничества коллектива с рок-бардом Бранимиром. Музыкантов объединяет схожее мировоззрение и взгляды на будущее страны. Сама композиции посвящена дебатам в социальных сетях по поводу и без.

25/17 и Бранимир – Сети – текст

От коловрата до шаббата…
От Колорада до штрафбата…
Кому «Лёд 9», кому дед 8.
Всё лучшее детям, всё худшее взрослым.
Кому-то Новый год, кому-то старый гад,
Где-то идёт град, где-то стреляет «Град»,
А ты, давай, будь рад, как будто хавал бутират…
А? Чё? Пляшем, вяжем бант на жопу.
Московский каганат, всемирный халифат,
Тут будет ад, ямы копать – на всех не хватит лопат.
Сдавай в ломбард iPad, купи «Сайгу» и маслят…
А? Чё? Пляшем, лижем блант, как жопу.
И в нашем Дэдвуде наступит «Шеймлес»,
Танцуй, как Фрунзик, в которого вселился бес.
«Этот поезд в огне…» — поёт вагон-ресторан.
Каждому барану – свой Курбан-байрам.

Тятя, тятя, наши сети притащили мертвеца,
Ловким пальцем крутим ленту, новостную с утреца.
Сегодня ты, а завтра я,
Сегодня ты, а завтра я.
Сегодня ты, а завтра я,
Вчера был птицей, теперь – змея.

Кому iPhone и «Сваровски»,
Кому Афон и Саровский.
Дары волхвов, дары данайцев,
Пасхальные яйца, Павленского яйца…
Тут шутки – Пелевин, тут жуткий Прилепин.
Кому Ангела Меркель, кому Марин Ле Пен,
Кто-то голову на грудь, кто-то буйную на пень,
Продолжается трансляция тени на плетень.
И больше не спасёт мозги кипа из фольги…
О’кей, Гугл, как выглядят мои враги?
Давай беги, run, Форест, run, Форест Гамп!
Кто не скачет – тот Паскаль, jump, Форест, jump!
Jump round, Вася, всё идёт по кругу,
У них в кармане фига, в твоей тарелке фугу.
Мой текст вращается по часовой – коловрат.
Брат резал брата, Христос был за тебя распят…

Тятя, тятя, наши сети притащили мертвеца,
Ловким пальцем крутим ленту, новостную с утреца.
Сегодня ты, а завтра я,
Сегодня ты, а завтра я.
Сегодня ты, а завтра я,
Вчера был птицей, теперь – змея.

Не отделяя зёрен от плевел,
за жмуриком – жмур, за левелом – левел.
Повтор, упрощение, пустые слова.
Как «лошадь хромая» чадит голова.

Тятя, тятя, наши сети притащили мертвеца.
Ловким пальцем крутим ленту, новостную с утреца.
Сегодня ты, а завтра я.
Сегодня ты, а завтра я.
Сегодня ты, а завтра я.
Сегодня – я…

Другие песни группы

  • Раскаленные будни
  • Подорожник
  • Просто
  • Еще одно место под солнцем
  • Ранен