Восточная христианская церковь

Откуда взялись древние восточные церкви

7 октября 2016Антропология, История

Что общего у армянских, эфиопских и индийских христиан, откуда у святого Христофора песья голова и где находится ковчег Завета

Автор Людмила Жукова

В 451 году в византийском городе Халкидон был созван церковный собор. Обсуждался актуальный богословский вопрос: в какой степени Иисус Хри­стос был Богом, а в какой — человеком. Большинство участников собора настояли на том, что в Христе «нераздельно и неслиянно» соединились две природы, однако эта формулировка удовлетворила далеко не всех: некото­рые богословы утверждали, что у Иисуса Христа одна природа — богочело­веческая.

Четвертый Вселенский собор, созванный в 451 году в Халкидоне. Фреска в церкви святого Созомена. Галата, Кипр, XVI век Bridgeman Images / Fotodom

Несмотря на тонкость этого вопроса и неочевидность разницы для далекого от религии человека, спор привел к настоящему расколу. Церкви, не при­знавшие решения большинства, позже получили название нехалкидонских, или древних восточных, церквей (сейчас это Армянская, Коптская, Сирий­ская, Малан­карская, Эфиопская и отделившаяся от нее в 1998 году Эритрей­ская). Оппо­ненты традиционно называют их монофизитскими (c греч. — «одна природа»), но сами нехалкидонские христиане не принимают этого термина и называют себя просто православными. Каждая из этих церквей уникальна: их храмы, иконы, одеяние священников и многие традиции, на первый взгляд, не имеют ничего общего, но самое главное — основа вероучения — у них общее.

Армянская церковь

1 / 2 Рисунок на изразце в кафедральном соборе Святого Иакова Армянской церкви в ИерусалимеLibrary of Congress 2 / 2 Армянский монастырь Варагаванк. 1910-е годыLibrary of Congress

Осип Мандельштам метко назвал Армению «младшей сестрой земли Иудей­ской». Территория исторической Армении в буквальном смысле слова «биб­лейская земля»: Ноев ковчег нашел свой причал «на горах Араратских». Арарат хоть и находится в Турции, до сих пор является духовным символом Арме­нии — об этом напоминают даже остроконечные капюшоны в облачении армянского духовенства.

По легенде, христиане появились в Армении еще в I веке благодаря миссионер­ской деятельности апостолов Фаддея и Варфоломея. Но широкое распростра­нение христианства в Армении началось лишь с проповеди святого Григория Просветителя в III–IV веках. В 301 году, вошедшем в исторические хроники как год христианизации Армении, он крестил армянского царя Трдата III. Согласно преданию, Трдат, поначалу не слишком благосклонно относившийся к христианам, был переубежден с помощью чуда. Все началось с того, что он возжелал прекрасную девушку Рипсимэ, бежавшую в Армению от домога­тельств римского императора Диоклетиана. Отвергнув вслед за римским цеза­рем армянского царя, Рипсимэ была казнена вместе с 32 подругами, а Трдат, по сообщению армянского историка Агафангела, превратился в кабана. Святой Григорий Просветитель, к тому времени томившийся в тюрьме 14 лет, исцелил царя, и именно это стало главным аргументом в выборе веры. С тех пор Григо­рий — самый почитаемый святой Армянской церкви, его день празд­нуют четыре раза в году.

В начале V века армянский ученый, писатель, миссионер Месроп Маштоц со­здал армянскую письменность и вместе с католикосом (главой Армянской цер­кви) Сааком Партевом перевел на армянский язык Библию.

Армянские храмы представляют собой квадратное или прямоугольное здание с конусообразной крышей. Алтарь отделен от остального храмового простран­ства завесой, а не иконостасом, как в православных церквях. В храме немного икон, в алтаре всегда помещается образ Богоматери. Особо почитаются хач­кары — каменные кресты с замысловатым орнаментом, ставшие главным симво­лом Армянской церкви.

В Армянской церкви сохранился уникальный обряд матах — освящение соли, которой кормят животное, приносимое в жертву, и посыпают жертвенное мясо. Животное мужского пола (бычка, барана или петуха) закалывают за пре­делами церковной ограды, и функция священника заключается лишь в освя­щении соли — в самом жертвоприношении он участия не принимает. Мясо съеда­ют и раздают неимущим в тот же день. Матах совершается по разным пово­дам — в знак благодарности Богу или во исполнение обета. Очевидно, что в основе этого обряда лежит дохристианская практика жертвоприношений, сохранившаяся благодаря переосмыслению в христианском духе.

Другая уникальная традиция Армянской церкви — использовать для та­инства причастия вино без добавления воды. При этом другие нехалкидонские церкви разбавляют вино водой, так же как католики и православные.

Коптская церковь

1 / 2 Святой Христофор. 1685 год. Византийский и Христианский музей, АфиныGetty Images 2 / 2 Анубис. Иллюстрация из «Руководства для путешественников по Нижнему и Верхнему Египту». 1888 годWikimedia Commons

Коптами принято называть потомков древних египтян, принявших христиан­ство. По церковному преданию, первым проповедником новой веры в Стране фара­онов стал автор одного из Евангелий — апостол Марк. К началу IV века значительная часть коренного населения Египта исповедовала христианство и вела борьбу с язычниками: разрушали египетские храмы, раз­бивали статуи богов, глумились над древними обычаями. В одной из дошед­ших до нас исто­рий рассказывается, как некий монах заночевал в гробнице, а вместо подушки положил себе под голову мумию.

Однако новая христиан­ская культура не только глумилась над наследием предков, но и творчески пе­рерабатывала его. Символ этого синтеза — образ христианского святого Хри­стофора — кинокефала (песьеголового). Согласно одной из версий легенды, юноша-христианин Христофор был настолько кра­сив, что женщины, поглощенные созерцанием его внешности, не слышали ни слова из его проповеди. Тогда Христофор по­просил Бога лишить его кра­соты, в результате чего и стал песьеголовым. Ис­кусствоведы считают, что на иконографию этого святого повлиял образ бога Анубиса с головой шакала. А изображения Исиды — богини плодородия, сим­вола женственности и ма­теринства, — держащей на руках сына, повлияли на иконо­графию Богоматери с младенцем Иисусом. Некоторые древнеегипетские сим­волы получили новую интерпретацию: знак жизни анх был переосмыслен как крест; изображения рыб — как символ Иисуса Христа. Наиболее ярко син­тез христианства и рели­гии Древнего Египта проявляется в текстах, связанных с магическими загово­рами и продолжающих древнеегипетские магические практики. «Хор, Хор, Фор, Элоэй, Адонай, Иао, Саваоф, Михаил, Иисус Христос! Помоги нам и дому этому. Аминь» — в этой молитве на помощь призываются не только Христос и христианские святые, но и египетские боги и даже еврей­ский Саваоф (в Егип­те была довольно значительная еврейская община). Заговоры эти имели разное назначение — приворожить девушку, погубить врага или обезвредить злую собаку.

Большинство коптских храмов имеют форму базилики и обычно увенчаны ку­полом или рядами одинаковых куполов. Внутреннее убранство храма включает в себя росписи, иконы и ковры — при входе в храм полагается снимать обувь. Вероятно, эта традиция возникла под влиянием мусульманского окружения: в мечети также принято заходить без обуви. Один из самых популярных копт­ских святых — святой Георгий, престол в его честь или икона есть в каждом коптском храме.

Эфиопская церковь

1 / 2 Троица, символы евангелистов и искушение Адама и Евы. Эскиз фрески эфиопского священника. 1940-е годыBritish Museum 2 / 2 Моление о чаше и спящие апостолы в Гефсиманском саду. Эскиз фрески эфиопского священника. 1940-е годыBritish Museum

По легенде, распространение христианства в Эфиопии началось в IV веке, когда святому Фрументию, потерпевшему кораблекрушение у ее берегов, удалось обратить в христианство местного царя, а уж тот в 330 году объявил свою веру государственной религией. Дело святого Фрументия продолжили «девять свя­тых» — сирийские христиане (Западная Сирия входила в состав Византии), в конце V века бежавшие в Эфиопию из-за преследований, связанных с неприя­тием решений Халкидонского собора. Вероятно, поэтому Эфиопская церковь, так же как Сирийская, Коптская и Армянская, придерживается нехалкидон­ского богословия. «Девять святых» перевели Библию на древнеэфиопский язык, и в VI веке, по свидетельству современников, Эфиопия уже окончательно была христианской страной.

Эфиопское христианство отличается самобытностью. С одной стороны, в цер­ковных обычаях сильно влияние иудаизма: христиане-эфиопы практикуют обрезание мальчиков (как и копты), соблюдают некоторые иудейские пищевые запреты и, в отличие от других нехалкидонских церквей, празднуют не только воскресенье, но и субботу. С другой стороны, эфиопское богослужение содер­жит элементы местных африканских традиций: в Эфиопской церкви сущест­вует уникальный чин священнослужителей дабтара, которые исполняют свя­щенные гимны и ритуальные танцы под бой барабанов.

Вплоть до XX столетия Эфиопская церковь подчинялась египетской Коптской церкви: первый эфиопский патриарх появился только в 1959 году. Большую роль в этом сыграл рас Рас — эфиопский герцогский титул. Тафари, последний император Эфиопии (1930–1936, 1941–1974), при коронации взявший имя Хайле Селассие — «сила Троицы» — и носивший длинный титул «Лев из племени Иуды, избранник Божий, Царь Царей». Этот последний представитель династии Соломонидов, рукоположен­ный в диаконы, по иронии судьбы стал объектом широко известного культа, не связанного с Эфиопской православной церковью, — растафариан­ства. Культ императора возник в среде эфиопских эмигрантов на острове Ямай­ка, а затем обрел популярность и в других странах благодаря особому растафа­рианскому музыкальному стилю — регги. Это музыкальное направление по­явилось в 1960-х годах: самым известным его представителем был приверженец рас­тафарианства Боб Марли. Растафариан­ство носило ярко выраженный расовый характер: его последователи утвержда­ли, что ев­рейский народ, а следователь­но, и Иисус Христос, и апостолы, были черноко­жими, Землю обетования отождествляли с Эфиопией, а короля Хайле Селас­сие считали воплощением Бога на земле.

Эфиопские храмы строились в нескольких стилях, однако наиболее известны вырубленные в скалах средневековые храмы города Лалибела. В алтаре каждого храма находится табот — особая деревянная коробка, символизирующая библейский ковчег Завета. Табот выносят из церкви накануне празднования Крещения — торжественная процессия сопровождает его до местного водоема, а затем, по­сле проведенной в походном шатре ночи, возвращается на место.

Особый культ ковчега Завета, аналога которому нет в других христианских церквях, объясняется тем, что, по эфиопскому преданию, Менелик I по науще­нию ангела Господня хитростью завладел ковчегом Завета и вывез его в Эфио­пию. Когда ковчег тайно покидал Иерусалим, его жители, как утверждают эфиопские хронисты, почуяли неладное: «И хоть им в ту пору еще неведомо было то, что отнят ковчег Завета у них, сердца их не ошибались, и плакали горь­ко они. Не было дома, где б не было плача людей, а равно животных; выли собаки, ревели ослы, и слезы всех тех, кто остался, смешались между собой». Эфиопы верят, что ковчег хранится в городе Аксум, в храме Божией Матери Сионской, хотя никто, кроме специально допущенных священнослужителей, его никогда не видел.

Сирийская православная церковь

Игнатий Илия III (в центре), патриарх Антиохийский и всего Вос­тока. Иерусалим, 1920-е годыВ 1987 году, через 55 лет после смерти, был причислен к лику свя­тых Сирийской православной церковью.
Bridgeman Images / Fotodom

Христианство распространилось и укрепилось в Сирии очень рано. В Новом За­вете рассказывается, что на дороге в сирийский город Дамаск апостолу Павлу явился воскресший Иисус Христос, в Дамаске Павел был исцелен от поразив­шей его слепоты и крещен. Здесь же началась его миссионерская деятельность.

В сирийском городе Антиохия последователи Иисуса Христа впервые стали на­зывать себя христианами. Среди сирийских христиан популярна легенда о том, что восточносирийское царство Осроена стало христианским еще в I веке, а его правитель царь Авгар состоял в переписке с Иисусом Христом и даже пригла­шал его переселиться в столицу Осроены Эдессу: «Город мой очень маленький, но почтенный, и его нам двоим хватит».

Важную роль в распространении христианства среди сирийцев сыграло то, что Иисус и его ученики, по сути, говорили на арамейском языке, одним из диалек­тов которого является сирийский. В IV веке на сирийский язык была переведе­на Библия. Этот перевод называется Пешитта (на сирийском это означает «об­щепринятый текст») и является официальным Священным Писанием сиро-яковитов (о них — ниже).

Отказ части сирийцев признать решения Халкидонского собора впоследствии привел к расколу сирийского христианства. Сирийцев, согласившихся с реше­ниями собора и проявивших тем самым лояльность византийскому импера­тору, стали называть мелькитами — «царскими», а их противников — якови­тами, по имени епископа Якова Барадая, который в VI веке возглавил против­ников Халкидона и создал независимую церковную иерархию. Энергичный организатор, Яков был аскетом: его прозвище Барадай («войлок») говорит о том, что он носил на теле власяницу.

В Сиро-яковитской церкви для причастия используется хлеб на закваске: по легенде, она с апостольских времен передается из поколения в поколение. Интересно, что сиро-яковиты (как и копты) совершают крестное знамение од­ним пальцем — слева направо, наглядно утверждая единство природы Иисуса Христа.

Маланкарская церковь

Святой Гиваргис Мар Грегориос (1848–1902), епископ Маланкарской православной церквиВ 1947 году был причислен к лику святых Маланкарской право­слав­ной церковью, а в 1987 году — Сирийской православной церковью.malankaraorthodoxtv.in

Одна из ветвей Сиро-яковитской церкви — Маланкарская сирийская церковь — находится в Индии. Согласно легенде, хри­стианство в Индию принес еще в I веке апостол Фома. Впервые он ступил на Индийскую землю в месте под названием Малианкара (штат Керала) — отсюда возникло название церкви. В конце XV века в Индию прибыли порту­гальские миссионеры с намерением присоединить индийских христиан к Като­лической церкви: они активно внедряли латинскую литургию и другие като­лические традиции. Часть индийских христиан, сопротивляясь латинскому влиянию, в 1665 году присоединилась к Сиро-яковитской церкви.

В Маланкарской церкви, как и в других христианских церквях Индии (за ис­ключением протестантских), сохраняются деления на касты и кастовая дискри­минация: в храмах члены низших каст сидят отдельно и причащаются из осо­бой посуды.

микрорубрики Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года Архив

Арабские христиане — Arab Christians

Арабские христиане
العرب المسيحيون

Христианские арабские женщины в Вифлееме с. 1900

Регионы со значительным населением

Сирия

520,000-703,000
( за исключением 25,000-52,000 маронитов)

Ливан

350000 ( за исключением 1 млн маронитов)

Иордания

221000
( за исключением 1000 маронитов)

Израиль

134130
( в том числе 1000 коптов и за исключением 7000 маронитов)

Палестина

38000 (исключая Восточный Иерусалим) -50000

Ирак

Египет

10,000-350,000
( за исключением 9-15 миллионов коптов и 5000 маронитов)

Турция

18 000

Марокко

8,000-40,000.

Языки

Арабский , иврит (в Израиле), французский (в Ливане и диаспору), английский , испанский и португальский (диаспоре)

религия

Христианство :
Католик
( восточная , латинская )
Греческая православная
( Антиохия , Иерусалим , Александрия )
Протестантизм

. Исключая копты
. За исключением ассирийцев
. Исключая маронитам
. До сирийской гражданской войны

Эта статья содержит арабский текст . Без надлежащей поддержки рендеринга , вы можете видеть знаки вопроса, коробки, или другие символы .

Часть серии на

Арабская культура

язык

  • старый
  • классическая
  • Современный

Проза

  • Эпическая литература
  • Сай (ryhmed проза)
  • макама
  • Любовь в арабской литературе
  • Arabic эротическая литература
  • арабские гримуары
  • Литературная критика
  • Arabic короткий рассказ
  • Табакат
  • Tezkire
  • Rihla
  • Зеркала для принцев

исламский

  • Коран
  • Тафсир
  • хадисы
  • Sira
  • фикх
  • акыду

поэзия

  • Антологии
  • Поэты

Жанры

  • Madih
  • Hija
  • рита»
  • Waṣf
  • Ghazal
  • Khamriyyah
  • Tardiyyah
  • Khawal
  • Фахр
  • Hamasa

формы

  • Diwan
  • касыда
  • мувашшах
  • Urjūza
  • Маснави
  • рубаи
  • Насиба
  • Загадки
  • Kharja
  • заджаль
  • Mawwal
  • Nabati
  • Ghinnawa
  • Humayni
  • Современная арабская поэзия

арабский просодии

  • Beit
  • Tawil
  • мокрый
  • БАСИТ
  • Камиль
  • Wāfir
  • Hazaj
  • Rajaz
  • Ramal
  • Munsariħ
  • Khafīf
  • Muqtaḍab
  • Mujtathth
  • Muḍāri’
  • Сари
  • Mutaqārib
  • Mutadārik

Арабские христиане ( арабский : مسيحيون عرب Masīḥiyyūn Араб ) являются арабами о христианской вере. Многие из них происходит от древних арабских христианских кланов , которые не было преобразованы в ислам , такие как Kahlani кахтаниты племена Йемен (т.е. гассанид и Бан Judham ) , которые поселились в Трансиордании и Сирии , а также арабизированный христиан, такие как мелькиты и Антиохийской греческие христиане . Арабские христиане, формирование греческой православной и греко — католических общин, по оценкам, 520,000-703,000 в Сирии, 221000 в Иордании , 134130 в Израиле и около 50 000 в Палестине. Существует также значительная арабская православная община в Ливане и маргинальных общин в Ираке, Турции и Египта. Эмигранты из арабских христианских ( в том числе мелькитского — Антиохийские греческих христиан ) общин составляют значительную часть ближневосточной диаспоры, с значительными концентрациями населения поперек Северной и Южной Америки , особенно в Аргентине, Бразилии, Чили, Мексике, Венесуэле, Колумбия и США ,

Первые арабские племена, принявшее христианство, вероятно набатейцы и гассаниды . В пятом и шестом веках гассанида, который в первом принятое монофизитстве , сформировал одну из самых мощных конфедераций союзных христианской Византии, будучи буфером против языческих племен Аравия. Последний король из лахмиды , алы-Ну’ман III ибн аль-Мунзиры , клиент из Sasanian Империи в конце шестого века, также преобразуются в христианство (в данном случае, несторианскую секту). Арабские христиане играли важную роль в аль-Нахда движения в наше время, и потому , что арабские христиане образовали образованный высший класс и буржуазию , они оказали значительное влияние в политике, бизнесе и культуру арабского мира . Сегодня арабские христиане по- прежнему играют важную роль в арабском мире, и христиане являются относительно богатых, хорошо образованных и политически умеренными.

Арабские христиане не единственная христианская группа на Ближнем Востоке , со значительными неарабскими коренными христианскими общинами ассиро-халдеями , арамейцев , армяне и других. Хотя иногда классифицируют как «арабские христиане», крупнейшие ближневосточные христианские группы маронитов и коптов часто утверждают Неарабские этничности: значительная часть маронитов утверждает происхождение от древних финикийцев , а копты также отказаться от арабской идентичности, предпочитая древнеегипетские один ,

§ 20. Русская Церковь и Православный Восток

С давних времен благочестивые русские люди совершали паломничества на Святую Землю. Учитывая все возраставшее число паломников, желавших поклониться святыням, связанным с земной жизнью Спасителя, Синод принял решение об учреждении Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Открытие Миссии состоялось в 1847 году, начальником ее был назначен известный богослов и исследователь древностей Христианского Востока архимандрит Порфирий (Успенский). В состав Духовной Миссии вошли бакалавр Петербургской Академии иеромонах Феофан (Говоров), впоследствии знаменитый Вышенский Затворник, и студенты Академии.

Миссия расположилась в Архангельском монастыре, который был предоставлен ей Патриархом Иерусалимским.

В скором времени Миссия смогла открыть свою типографию, где печатались Богослужебные книги на греческом и главным образом, на арабском языке. Наряду с разносторонней помощью Иерусалимской Церкви, Миссия много сделала для улучшения условий, в которых находились русские паломники в Палестине.

Архимандрит Порфирий и его помощники занимались также и научной деятельностью. Они совершали путешествия по Палестине, Сирии, Синаю, Египту, изучали жизнь и историю древних обителей Востока, исследовали уникальные книжные сокровища монастырских библиотек. Своими изысканиями они внесли большой вклад в отечественную богословскую церковно-историческую науку. Иеромонах Феофан долгое время жил в Лавре преподобного Саввы Освященного. В библиотеке этого монастыря он собирал и изучал хранившиеся там творения святых отцов.

В связи с началом Крымской войны 1853-1856 годов Духовная Миссия вынуждена была покинуть Святую Землю. Но вскоре после войны, в 1857 году был образован новый состав Миссии во главе с архимандритом Кириллом (Наумовым), который перед отправлением в Иерусалим был хиротонисан в епископа Мелитопольского. Епископ Кирилл, по прибытии в Иерусалим, ознакомился с состоянием дел Духовной Миссии. Благодаря хорошим отношениям, которые он сумел завязать и с турецкой администрацией, и с греческой иерархией, и с местным христианским и мусульманским населением, епископ Кирилл в короткий срок существенно облегчил положение русских паломников.

В Петербурге в это время образовался Палестинский комитет, который изыскивал средства для улучшения жизни русских паломников в Палестине. Благодаря организации денежных сборов для Святой Земли по всем храмам России, к середине 60-х годов образовался солидный фонд, который позволил приобрести в Иерусалиме и других местах Палестины земельные участки, построить на них храмы, богадельни, странноприимные дома, гостиницы.

За шесть лет пребывания в Иерусалиме епископ Кирилл установил тесные связи с Иерусалимской Патриархией. Кроме того, русские миссионеры содействовали возвращению в лоно Православной Церкви арабов-униатов, отторгнутых от Православия латинской пропагандой. Еще со времени архимандрита Порфирия (Успенского) Русская Миссия предпринимала шаги к сближению с Коптской и Эфиопской церквями.

С 1865 по 1894 годы, в течение почти 30 лет, Русской Духовной Миссией в Палестине управлял архимандрит Антонин (Капустин), Оптинский монах, магистр богословия, энергичный и одаренный пастырь. В Иерусалим он прибыл с большим опытом церковно-представительской работы: ранее служил настоятелем посольских церквей в Афинах и Константинополе. Его деятельность носила разносторонний и масштабный характер. Он был, подобно епископу Порфирию (Успенскому), замечательным ученым, историком и археологом, знатоком библейских и христианских древностей Востока. Архимандрит Антонин детально изучил Палестину, ее историю и географию, организовал раскопки библейских мест. Одновременно он приобретал участки земли и благоустраивал их; в этом деле ему приходилось преодолевать многочисленные препятствия, чинимые со стороны турецких властей. Благодаря его предприимчивости Русская Церковь стала хранительницей многих священных мест Палестины. Одним из первых и самых памятных приобретений архимандрита Антонина была покупка участка близ Хеврона с Мамврийским дубом.

Еще в середине 60-х годов в здании Миссии была освящена Крестовая церковь во имя святой мученицы царицы Александры. В 1872 году Патриарх Иерусалимский Кирилл освятил соборный храм Миссии во имя Святой Троицы.

В 1871 году на русском участке в Горнем неподалеку от Иерусалима архимандрит Антонин основал женскую обитель. Устав этого монастыря был утвержден Синодом в 1886 году. Через два года после этого в Горненской обители был освящен храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Благодаря трудолюбию настоятельницы монастыря матери Валентины обитель процветала. В ней были открыты иконописная и золотошвейная мастерские. Слава об искусных швеях Горненской обители распространилась далеко за пределы Палестины. К 1914 году в Горненском монастыре подвизалось около 200 сестер.

При архимандрите Антонине Миссия открыла свои подворья в Иерихоне, в Тивериаде на берегу Галилейского моря.

Тщательно изучая приобретенные и намеченные к приобретению места, отец Антонин проводил в них раскопки, которые дали богатейший материал библейской и церковно-исторической науке. Раскопки на Елеонской горе позволили обнаружить декоративные эпиграфические фрагменты, относящиеся к VI-IX векам. Были обнаружены следы базилики времен святого равноапостольного Константина Великого. Найденные, благодаря раскопкам древности послужили основой для открытого в Русской Миссии историко-археологического музея.

После блаженной кончины архимандрита Антонина, последовавшей в 1894 году, деятельность Духовной Миссии с успехом продолжалась до Первой мировой войны, с началом которой Миссия вынуждена была оставить Иерусалим. Начальник Миссии архимандрит Леонид, возглавлявший ее с 1903 года, благодаря покровительству Александрийского Патриарха Фотия, обосновался со своими сотрудниками в Египте. К началу Мировой войны Русская Духовная Миссия в Иерусалиме располагала 37 участками земли, 8 храмами, 2 женскими обителями, несколькими молитвенными домами, а также подворьями, гостиницами, богадельнями, школами.

Святая Гора Афон вот уже второе тысячелетие является очагом аскетического подвижничества Вселенской Православной Церкви. Братия Святой Горы многонациональна. Первые русские иноки появились на Афоне в XI века.

В эпоху турецкого ига русское правительство неизменно оказывало покровительство афонским монастырям. Во время греческого восстания 1812 года турецкие власти жестоко мстили афонским монахам за их поддержку повстанцам. Святогорские монахи были избиты и изранены, монастыри разграблены, разорены, некоторые монахи приняли мученическую кончину. Султан Махмуд собирался уничтожить афонские монастыри до основания; но вмешательство Российского императора Александра I предотвратило этот варварский акт.

В XIX веке русские обители Святой Горы переживали духовное возрождение, связанное прежде всего с именами иноков Виссариона и Варсонофия, которые прибыли на Афон из России в 1830-е годы и подвизались сначала в Иверской обители, затем в скитах Афона, где оба они приняли сан иеромонахов, а впоследствии великую схиму. В 1841 году отцы Виссарион и Варсонофий приобрели себе келию, в которой в скором времени собралось около 20 монахов.

Большую помощь русским монастыря на Афоне оказал известный церковный деятель Андрей Николаевич Муравьев. Благодаря его содействию келлия иеросхимонахов Виссариона и Варсанофия была возведена в степень скита; за свои благодеяния этой обители А. Н. Муравьев получил титул свитского ктитора. Торжественное открытие скита состоялось в 1849 году по благословению митрополита Григория, который возвел отца Виссариона в сан игумена и благославил иноков иконой Пресвятой Богородицы «В скорбях и печалях Утешения». Новооснованный скит был посвящен святому апостолу Андрею Первозванному. Этот скит имел более 10 церквей, главная из которых, собор апостола Андрея Первозванного, построенный из белого и серого мрамора, один из самых величественных на Святой Горе. Андреевский скит имел подворья в Константинополе, Петербурге, Одессе, и Ростове-на-Дону. В начале XX века в нем спасалось около 500 иноков.

Самой большой русской обителью на Афоне является Пантелеимонов монастырь. Он расположен на юго-западной стороне Святой горы. С 1830 года игуменом этой обители стал архимандрит Герасим. Здесь подвизались старцы архимандрит Макарий и иеросхимонах Иероним. Благодаря трудам и хлопотам настоятелей и братии Пантелеимонова монастыря многие пришедшие в упадок келии, принадлежавшие прежде грекам, перешли в ведение русской обители. В начале XX в. в монастыре было 20 храмов. В главном из них, соборе святого Пантелемиона, хранится честная глава великомученика. Монастырь располагал своей типографией, в которой издавались святоотеческие творения и другие богословские, аскетические и религиозно-назидательные сочинения. Пантелеимонов монастырь имел подворья в Константинополе, Москве, Петербурге, Одессе. Иноки этой обители помогли устроить Ново-Афонский Симоно-Канонитский монастырь на Кавказе.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >