Воспитательная ценность урока

Воспитательные задачи на уроках математики

Содержание уроков математики составляют устные и письменные вычисления, решение задач, упражнения в измерении, геометрический материал. Одна из главных воспитательных задач обучения математике – воспитание творческой деятельности учащихся.

Главный путь решения этой задачи – всемерное укрепление связи обучения с жизнью, с практикой. А эта связь осуществляется прежде всего через содержание задач, как помещенных в учебниках, так и тех, которые составляет учитель и учащиеся. Через решения задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами.

1. Усилия учителя математики должны быть направлены на решение следующей задачи: научить ребят владеть языком цифр и фактов, сделать потребностью применять его к анализу общественных явлений, т.е. научить учащихся анализировать, сравнивать, конкретизировать и представлять образно величины и факты, относящиеся к экономическим явлениям, явлениям социальной и общественной жизни. В процессе обучения математике мы учим детей сравнивать числа и величины, анализировать их, строить и читать диаграммы и графики, т.е. учим владеть языком цифр, формул, графиков, причем часто делаем это на материале окружающих нас фактов и явлений. Однако умение образно представлять встречающиеся величины окажет значительное влияние на эффективность воспитательного воздействия не только задач идейного содержания, решаемых на уроке но, главное, всей идеологической информации.

Мир вступил в новый век. Каким ему быть? Во многом зависит от нас, педагогов, воспитателей и тех основ, которые мы заложим в сознание детей – будущих созидателей новой жизни. От этих основ будет зависеть всё духовное и материальное благосостояние государства и общества. Ведь каков человек и его деятельность, таков и мир, который он создаёт. Современное образование невозможно без обращения к личности. Воспитание у наших учеников самостоятельности, инициативы, активности – требование сегодняшнего дня. Вследствие этого возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру учебного процесса, его методы, вносить элементы новизны в способы и ход выполнения учебных задач. Основная функция педагога – не столько быть источником знаний, сколько организовывать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться. Как сделать каждый урок радостным и интересным? Как не только передать ребятам знания, но и дать им возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать? Основная парадигма в работе следующая: «Научить математике всех детей практически невозможно, но научить не бояться математики, научить любить её — это цель, которую можно реализовать». При этом необходимо: — воспринимать ребёнка как ценность, как носителя особого внутреннего мира; — признавать неприкосновенность и исключительность личности; находить успехи и уметь их показать и всему классу, и ученику в том числе. РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УРОКА МАТЕМАТИКИ Необходима диагностика уровня воспитанности ученика и класса в целом, что позволяет сразу увидеть проблемные точки в воспитании и целенаправленно сформулировать воспитательные цели. Также обязательно обсуждение с ребятами тех качеств личности, которые будут затрагиваться на уроках. Это необходимо для того, чтобы ребенок в этом процессе не был «слепым», а понимал, что хочет помочь воспитать в нем учитель, и что необходимо ему самому. В этом случае ребенок будет анализировать свои поступки и действия осмысленно и учителю будет легче корректировать воспитательные задачи урока. Начало урока это очень важный момент с воспитательной точки зрения, т.к. на этом этапе происходит влияние на потребностно-мотивационную сферу и успех урока чаще всего зависит от умелой организации начала урока. На этом этапе происходит умственное воспитание, воспитание уверенности в своих силах. Эти несколько минут рассуждений вслух, мотивируют деятельность учащихся на уроке и создают рабочий настрой, тем самым развивается мотивационно-потребностная сфера, ученики активно включаются в обсуждение, они не боятся высказывать свои мысли вслух.

Этап формирования знаний, умений и навыков можно организовать разными способами.

1.Это может быть по геометрии работа по готовым чертежам, составление своей задачи, ответы на вопросы: «Что скрыто?», «Что ты видишь?» и т.д. Все это позволяет воспитывать познавательную активность, ответственность, смелость суждений, критическое мышление.

2.Работа в парах с применением тренажеров для устного счета. Использование на уроке подобных тренажеров позволяет осуществлять взаимоконтроль и эффективно организовывать устный счет. Использование на уроке такой формы работы с использованием тренажеров позволяет рационально использовать время урока, проверить всех и воспитывает у учеников ответственность, внимательность, честность, самостоятельность, взаимоуважение.

3. Как можно воспитывать познавательную активность, при этом показывая связь с историей, с жизнью, т.е. осуществлять эстетическое воспитание? На уроках математики мы говорим с ребятами об особенностях математики: о совершенстве математического языка, о полезности математики, о математике в музыке и живописи, в архитектуре и литературе, о красоте её формул, о связи математики с красотой природы. На уроках нужно стараться погружать ученика в историю развития науки. Например, на уроке геометрии при первом знакомстве с прямоугольным треугольником делаем акцент на то, как появился прямой угол, и затем уже прямоугольный треугольник. Предлагаем ученикам найти сначала в окружающей обстановке прямые углы, задумываемся как с помощью подручных средств можно получить шаблон прямого угла (с помощью веревки, отвеса и колышков). Проводим эксперимент. Расскажем ребятам, что таким способом пользовались еще в древности. Применяя веревку с узелками, можно показать им египетский треугольник. Сообщаем, что термины, которые мы только, что использовали — имеют и другое название. «Отвес» – значит катет, «натянутая»– гипотенуза, другой катет называли основанием. В заключение строим чертеж треугольника и подписываем названия его сторон. Такое знакомство с прямоугольным треугольником позволяет воспитывать не только познавательную активность, но и осуществлять эстетическое воспитание показывая связь геометрии с историей и практическое применение в жизни. Большую роль в реализации воспитательного потенциала играют задачи, которые решают на уроках учащиеся, задачи интересные по содержанию, богатые идеями, имеющие несколько способов решения.

3. Формированию научного мировоззрения помогает нам введение в преподавание элементов историзма, библиографических справок. Например, при изучении темы “Аксиомы” в 7 классе рассказываю им историю возникновения геометрии как науки, о первой книге по геометрии- “Началах” Евклида.

На реализацию нравственного воспитания влияет оценивание работы учеников на уроке. Разные способы оценивания оказывают положительное воздействие на ребенка и в плане успеха и в случае неудач. На уроках математики обязательно нужно применять разные подходы в оценивании. Эффективны самооценка и взаимооценка работ учащихся по итогам каждого этапа урока. Ребята, анализируя свои успехи и неудачи, проявляют такие качества как критичность, взаимоуважение, учатся радоваться успехам других, вслух высказывают критику по отношению к себе и одноклассникам. Активность учащихся на уроке увеличивается. В конце урока легко подвести итог и выставить соответствующую оценку в журнал. Этот прием позволяет воспитывать ответственность, честность, порядочность, взаимоуважение. Конечно, в течение урока обязательно должна присутствовать словесная оценка учителя — одобрительные реплики учителя, при некоторых видах деятельности оценивание со стороны одноклассников.

Работа по воспитанию в процессе обучения математике будет эффективной, если она проводится в различных видах учебной деятельности: в процессе овладения теорией предмета, при устном счете и решении задач, в ходе выполнения домашних заданий, в ходе экскурсий, при составлении задач самими учащимися. Все эти виды работ имеют свои особенности и возможности в воспитании.

«Обучение, воспитание и развитие учащихся на уроках математики» статья по математике

«Обучение, воспитание и развитие учащихся на уроках математики»

Опыт работы показан на педагогической студии по теме: «Интеграция образовательного и воспитательного процессов в условиях внедрения ФГОС»

Никонорова Любовь Аркадьевна,

учитель математики

МОУ Детчинская средняя общеобразовательная школа

Нашему обществу необходимы грамотные граждане, воспитанные на идеалах добра к своему государству, к своему народу, поэтому нельзя сводить духовный мир ребенка только к учению. Необходимо, обучая, формировать школьника прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями.

Основными воспитательными целями на уроках математике являются:

  • воспитание культуры личности;
  • отношение к математике как к части общечеловеческой культуры;
  • понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
  • воспитание активности, самостоятельности, ответственности, трудолюбия;
  • воспитание нравственности, культуры общения;
  • воспитание эстетической культуры;
  • патриотическое воспитание;
  • воспитание графической культуры школьников.

Работа по воспитанию в процессе обучения математике будет эффективной, если она проводится в различных видах учебной деятельности:

  • в процессе овладения теорией предмета,
  • при устном счете и решении задач,
  • в ходе выполнения домашних заданий,
  • при составлении задач самими учащимися,
  • в ходе выполнения творческой и исследовательской деятельности.

Все эти виды работ имеют свои особенности и возможности в воспитании.

Одним из направлений воспитательной деятельности может стать использование эпиграфов к уроку. Эпиграфом могут быть строчки стихотворений, высказывания и афоризмы известных людей. » Человек подобен дроби: в знаменателе — то, что он о себе думает, в числителе — то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь». Л. Толстой

Составляя и решая задачи, необходимо соблюдать следующие требования:

  • задачи должны быть разнообразными по способам решения;
  • тематика задач должна относиться к разным областям человеческой деятельности;
  • желательно, чтобы конкретные задачи были составлены на местном материале; исторические задачи должны быть связаны с изучаемой темой.

1.Задачи о труде людей – основа для психологической подготовки к труду. На решении таких задач дети учатся понимать, что все блага жизни создаются трудом и только трудом. Именно решая такие задачи, учащиеся знакомятся со многими профессиями.

2.В обучении математике с точки зрения нравственного и патриотического воспитания огромную роль играет подбор математических задач, включающих исторические сведения. Составлять такие задачи к уроку не так и сложно. Главное, выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка.

3.Формированию научного мировоззрения помогает введение в преподавание библиографических справок. Например, на уроке может быть сделано сообщение, рассказывающее о роль учёных-математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны (А.Н. Колмогоров во время Великой Отечественной войны способствовал созданию теории артиллерийской стрельбы).

4.Такие темы из курса математики, как «Золотое сечение», «Симметрия» позволяют воспитывать в детях чувство прекрасного.

В целях реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности в преподавании математики применяю игровые, исследовательские и проектные методы обучения.

Эффективным средством развития ценностно-смысловых компетентностей выступает проектная деятельность учащихся. Наибольшую ценностную значимость проект приобретает, если он как-то связан с определенной датой или событием. Например, в Год охраны окружающей среды, учащимся было предложено исследование: «Сколько нужно вырубить леса для того, чтобы издать учебник алгебры для семиклассников нашей школы». Выполнив необходимые вычисления, учащиеся сделали вывод: Вырубка леса влечет за собой нарушение животного мира, климата. Поэтому прежде, чем портить учебник, следует подумать, сколько нужно вырубить деревьев для издательства нового!

Духовно-нравственному воспитанию учащихся на уроках математики способствуют также разнообразные творческие задания, вопросы-проблемы на актуальные темы.

Для решения проблемы интеграции в процессе учебной деятельности использую технологии, которые предполагают: взаимное обогащение обучающихся через организацию совместных действий;

обмен способами действий для решения общей проблемы, развитие взаимопонимания;

коммуникацию, общение. Хочу остановиться на кейс — методе. Уроки, проведенные по этой технологии, позволяют решать ряд образовательных и воспитательных задач. Выделю некоторые технологические особенности кейс-метода:

  • Метод выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых.
  • Метод выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В рамках кейс-метода идёт формирование проблемы и путей её решения на основании «кейса», который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий.
  • С помощью этого метода обучающие получают возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал.
  • Использование этого метода необходимо еще и потому, что он позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни.

При изучении темы «Площадь круга» шестиклассникам можно предложить следующее задание:

Администрация школы выделила каждому классу участок на пришкольной территории для оформления клумб-цветников. Классу необходимо рассчитать, как, максимально используя размеры участка, сделать клумбу формы круга и посадить цветы не менее трёх разных видов с минимальными материальными затратами.

Задание группам. Используя текст «кейса» проведите расчеты, чтобы узнать стоимость покупки цветов, если:

1. Круглую клумбу разделить на 3 одинаковых сектора. Сравните результат с другими группами.

2. Круглую клумбу разделить на 4 равных сектора. Сравните результат с другими группами.

3. Круглую клумбу разделить на 2 полукруга. Сравните результат с другими группами.

4. Круглую клумбу разделить на центральный круг и 2 кольца. Сравните результат с другими группами.

Вопросы для обсуждения по материалам кейсов.

  1. Обсудите в группах результаты исследования.
  2. Опираясь на материалы кейса и результаты исследования, сравните стоимость в каждой группе.
  3. В итоге каждая группа выступает с предложениями по решению задачи.
  4. Обсуждение результатов исследования работы в группах.

Выработка рекомендаций по результатам работы.

Каждая из групп, поочередно работает в определенной ролевой позиции:

  • Новаторы – предлагают решение задачи остальным членам рабочей группы;
  • Пессимисты — выделяют все отрицательные, непродуманные, неучтенные моменты презентуемой идеи;
  • Оптимисты — выделяют все положительные, позитивные моменты презентуемой идеи;
  • Эксперты — обобщают и анализируют полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности по 10-бальной шкале, обосновывают свое мнение.

Также на воспитание подрастающего поколения направлена наша внеурочная деятельность. Третий год я веду курс «Развитие познавательных способностей учащихся». Программа курса направлена на формирование УУ Д учащихся. Занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга, которые направлены на расширение кругозора учащихся, развитие их познавательного интереса, воспитание гражданской ответственности.

На занятиях ребята сами составляют различные задачи, со своими проектами выступают перед учащимися начальных классов, проводят исследования, развивают логическое мышление и пространственное воображение.

Кабинет математики, в котором я преподаю, оснащен по последнему слову техники. Учащиеся стали намного аккуратнее вести записи в тетрадях. Так как каждый урок мы проверяем правильность выполнения заданий через документ-камеру.

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки образованной, интеллектуально развитой личности. Сама жизнь диктует школе новые ориентиры и перспективы в развитии образования. Педагогический коллектив нашей школы стремится к повышению культуры обучающихся, к сопряжению полученных знаний с вечными жизненными и духовными ценностями. Именно так, по нашему убеждению, можно воспитать свободную, творческую, интеллектуально и духовно развитую личность, способную в дальнейшем к самоопределению.

Библиографический список

Математика в практической деятельности

В нашей повседневной жизни мы настолько привыкли к математике, что даже не замечаем, что пользуемся ею постоянно. А ведь до сих пор ученики задают вопрос “А зачем нам нужна математика? Только в магазин сходить?”. Так для чего же мы изучаем дроби, площадь, периметр, объем? Для чего нужны геометрические сведения? Где каждому человеку математика необходима в повседневной жизни? А что будет, если математику совсем не знать? Необходимо рассмотреть все виды своей деятельности и доказать, что без математики не обойтись в быту.

Цель

  • Изучить, где математика встречается в жизни и доказать ее необходимость.

Гипотеза

  • Математика в нашей жизни необходима не только в определенных профессиях, но и в повседневной жизни.

Задачи

  • Изучить виды деятельности, где человеку не обойтись без математики.
  • Ответить на вопросы: зачем нужна математика? что может дать математика каждой отдельной личности?

Математика и режим дня

Например, наш распорядок дня — режим, не что иное как определение времени и его планирование в течение дня при помощи несложных математических вычислений.

Уроки в школе – это тоже распределение времени между изучением разных предметов и отдыхом на переменах.

После школы нам нужно успеть пообедать, сходить на дополнительные занятия (например, я хожу в художественную школу и занимаюсь карате), сделать уроки, поужинать, отдохнуть и лечь спать, чтобы хорошенько выспаться и с новыми силами и в хорошем настроении начать новый день.

И вот так мы весь день следим за временем по часам и учимся правильно его распределять, чтобы не опаздывать и не прибегать раньше, чем нужно.

Семейный бюджет

Моя бабушка до сих пор ведет тетрадку, в которой планирует семейный бюджет. Она говорит, что так ее научила делать мама, а если просто тратить деньги, то их может не хватить на какие-нибудь большие покупки или, например, на отпуск.

В этой тетрадке бабушка сделала таблицу. В одной графе – прибыль, т.е. сколько денег приходит в семейный бюджет. В другой графе – расходы, т.е. сколько денег можно потратить.

В начале каждого месяца, бабушка садится, открывает тетрадь и рассчитывает как будут потрачены деньги. Она планирует расходы:

  • оплата коммунальных платежей (за квартиру, электричество, телефон)
  • на питание (бабушка уже знает сколько обычно нужно потратить)
  • на семейный праздник (если в этом месяце планируется большое семейное торжество и планируется много гостей, то на это нужно отложить деньги заранее)
  • на летний отдых (для отдыха нужно копить деньги несколько месяцев, т.к. он дорого стоит)
  • остаток (любые покупки, которые мы заранее не планировали).

Покупка продуктов

В магазине нам постоянно приходится производить математические расчеты. Например, нам нужно пойти в магазин и купить продуты по списку:

  • колбаса 0,5 кг
  • хлеб (белый и половинку буханки черного)
  • молоко 2 литра
  • кефир 1 литр
  • яйца 2 десятка
  • яблоки 1,5 кг

Дома нам придется рассчитать сколько денег нужно взять с собой чтобы чувствовать себя спокойно. Чтобы в магазине не пришлось переживать хватит ли нам денег и не придется ли что-то оставить, а потом приходить еще раз.

Приобретение одежды

Нет ничего приятнее, чем покупка красивых новых вещей! Вот приходим мы в магазин, видим красивую кофточку, радостно хватаем ее…

Но тут подходит продавщица и интересуется какой размер нам нужен и этот вопрос приводит нас в замешательство. Мы, конечно, можем попросить ее подобрать нам одежду по размеру. Но не будешь, же с каждой вещью бегать к продавцу.

Тут нам снова приходиться обратиться к математике и вспомнить свой рост – он нам нужен для того, что вещь не оказалась очень длинной или же короткой.

Приготовление пищи

Каждый день мы готовим пищу.

Мама и бабушка большинство рецептов помнят наизусть и готовят, как им кажется, “на глазок”. Но когда я прошу меня научить, то тут к всеобщему удивлению снова начинается урок математики.

Оказывается, чтобы приготовить такие простые котлеты нужно взять

  • 300 гр. говядины
  • 200 гр. свинины
  • 150 гр. лука
  • 5 гр. соли
  • 3 гр. перца
  • 100 гр. Хлеба
  • 1 яйцо
  • растительное масло 20 гр. для жарки.

Ремонт дома

Если мы соберемся делать дома ремонт, то тут нам точно не обойтись без математики. Нам потребуется сделать много расчетов. От точности которых будет зависеть ровные ли у нас будут стены и потолки, а также хватит ли нам обоев, чтобы оклеить комнату и плитки, чтобы положить на пол в ванной комнате.

Математика и мое увлечение

Я занимаюсь в художественной школе. Казалось бы, эта область искусств совсем далека от математики. Однако это не так. Перед началом работы мне требуется рассчитать размер бумаги в зависимости от того, какого формата будет предполагаемая картина. Я измеряю длину и ширину планшета, прибавляю к длинам сторон по 5 см и вырезаю лист бумаги нужного формата.

Ода математике

Как-то раз, придя домой,
Петя пнул портфель ногой.
Не хочу совсем учиться!
Не хочу я постигать,
Математику-науку, не хочу я изучать!
Надоело мне считать.
Надоело мне решать.
Надоело находить неизвестные в задачах.
Лучше буду я играть —
В небо змеев запускать!
Математика услышав то, что Петя говорит
Собрала свои пожитки,
За собой закрыла дверь,
Поспешила в лес дремучий,
Где гуляет страшный зверь.
Рано утром мама Пети
Приготовить суп решила.
В холодильник заглянула и увидела, что в нем
Нет морковки и капусты,
Мяса нет, и нет в нем лука.
Как готовить мне обед?!
Папа маму успокоил.
— Не волнуйся, дорогая,
Я исправлю положенье.
В магазине все куплю.
Сколько нужно тебе мяса?
И капусты, и морковки
Чтобы приготовить суп?
Мама книгу достает
Где записаны рецепты,
И пытается составить
Список папе в магазин.
— Значит так, возьми капусты…
Ммм… наверно килограмм…
Тут написано две трети —
Сколько это, я не помню.
Может Петеньку спросить?
Но, увы, она не знала,
Что прогнал он ту науку,
Что дала бы ей возможность
Эти цифры подсчитать.
Как наш Петя ни старался,
Он ничем помочь не смог.
Без расчетов суп остался,
А рецепт на полку лег.
Время, попусту не тратя,
Мама папе говорит:
— На глазок возьми капусту,
Пусть кусок отрежут мяса,
Лук с морковью не забудь.
Папа с этим наставленьем
В магазин пошел довольный.
И не знал, что денег мало
Он с собою захватил.
— С вас, — за кассой тетя строго, говорит,
— Пятьсот рублей.
Папа достает бумажник,
Деньги пробует считать…
Сто и сто, наверно хватит…
Здесь как раз рублей пятьсот…
Тетя строго посмотрела:
— Гражданин, считайте лучше!
Что вы в школе не учились?
Сто и сто, всего лишь двести! —
Тетя громко говорит.
Стыдно Петиному папе.
В толк никак он не возьмет
Почему же не выходит
У него простейший счет.
Обыскал он все карманы,
Тете в кассе деньги отдал,
Поспешил скорей домой,
Где его заждалась мама,
Чтобы Пете суп готовить.
— Наконец-то, начинаем!
Где-то час готовить мясо…
(Сколько это я не помню…)
Закипело…
Помешаем и капусту мелко крошим,
Следом быстро трем морковку,
Соль и перец сразу бросим,
Лук почистим и картошку…
На глазок все побросаем…
Пусть подольше покипит…
А в рецепте было в цифрах
Все рассказано, как надо суп готовить.
Но, увы, прогнал науку
Петя в темный страшный лес.
Петя с папой ждут обеда.
Вот к столу зовет всех мама,
И в тарелки разливает
С пылу, с жару вкусный суп.
Все застыли в предвкушеньи, но что это?
Разве суп?!
Вид ужасный, да и запах,
Отбивает аппетит.
Петя ложку опускает,
В рот кладет, как закричит:
— Соль одна, и мясо жестко!
— Этим кормят поросят,
А не пап и не ребят!
Мама в слезы…
— Вы простите! Получилось не нарочно.
Просто я забыла цифры
И совсем не понимаю, как обед мне приготовить.
Я не знаю, как же будет
“Положить всего две трети,
И варить от часа четверть”.
Папа маму утешает
И на Петю смотрит строго.
Говорит:
— Наверно знаю, кто оставил без обеда
В воскресенье всю семью.
Кто прогнал от нас науку,
Кто решил, что знать неважно
Цифры, счет и время нам.
Видишь, Петя, как важна
Математика. Она
Помогает нам готовить,
Помогает нам считать.
Нет такой работы в доме
Чтобы к ней не прибегать.
Понял Петя и с повинной
К математике пошел.
— Возвращайся поскорее!
Понял я, что без тебя
Не могу прожить и дня!

Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников

Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде

Критерии оценки эффективности воспитательного процесса школы.

Отсутствие правонарушений и отсева учащихся;

Количество учащихся, состоящих на учете в КДН, ОДН, неблагополучные семьи

Уровень воспитанности

  • 1. Уважение к школьным традициям и фундаментальным ценностям;

  • 2. Демонстрация знаний этикета и делового общения;

  • 3. Овладение социальными навыками

сводная таблица по классам

Сформированность познавательного потенциала

  1. Освоение учащимися образовательной программы

  2. Развитость мышления

  3. Познавательная активность учащихся

Сформированность учебной деятельности

1. Школьный тест умственного развития

2. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости

3. Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка

4. Метод экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся (МЭОП и СУ)

5. Педагогическое наблюдение

Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника

Коммуникабельность

Сформированность коммуникативной культуры учащихся

Знание этикета поведения

1. Методика выявления коммуникативных склонностей.

2. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.

3. Педагогическое наблюдение.

Сформированность нравственного потенциала

Нравственная направленность личности

Сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.

1. Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»

2. Методика С.М. Петровой «Русские пословицы»

3. Методики «Акт добровольцев», «Недописанный тезис», «Ситуация свободного выбора»

4. Метод ранжирования

5. Методики «Репка» («Что во мне выросло»), «Магазин», «Золотая рыбка», «Цветик — семицветик»

Сформированность физического потенциала

Состояние здоровья

Развитость физических качеств личности

1. Состояние здоровья выпускника школы

2. Развитость физических качеств личности

3. Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика

4. Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств

5. Отсутствие вредных привычек

Сформированность эстетического потенциала

Развитость чувства прекрасного

Сформированность других эстетических чувств

Результативность работы детских объединений

Эффективность деятельности органов, объединений.

Расширение круга вопросов, самостоятельно решаемых детьми.

Методика М.И. Рожкова «Диагностика уровня творческой активности учащихся»

Сводная таблица

Результативность в районных и областных мероприятиях

Имидж школы

Сводная таблица

Оценка микроклимата в школе

1. Характер отношений между участниками учебно-воспитательного процесса

2. Единые требования педагогов и родителей к ребенку.

3. Участие детей, родителей, учителей в мероприятиях.

4. Нравственные ценности.

5. Создание благоприятного психологического климата в коллективе.

Тест Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте».

Методика С.М. Петровой «Пословицы»

Методика М.И. Рожковой «Изучение социализированности личности».

Методика Л.В. Байбородовой «Ситуация выбора».

Анкета «Что такое счастье?»

Игра «Фантастический выбор»

Анкета «Моя семья». Методика Е.Н. Степановой «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении».

Методика А.А. Андреева. «Изучение удовлетворенности родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении».

Методика Е.А. Степановой «Изучение удовлетворенности родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении».

Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности подростков жизнедеятельностью в образовательном учреждении».

Анкета для старшеклассников.

Сформированность общешкольного коллектива

Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе

Развитость самоуправления

Сформированность совместной деятельности

1. Анкетирование;

2. Тест «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е.Щурковой;

3. Методика «Изучение социализированности личности учащегося» М.И.Рожкова;

4. Методика «Определение уровня развития самоуправления в ученическом коллективе» М.И.Рожкова;

5. Методика «Изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» А.А.Андреева;

6. Комплексная методика «Изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения» А.А.Андреева;

7. Методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива» Р.С.Немова.

8. Методика «Наши отношения»

Удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью

Комфортность ребенка в школе

Эмоционально-психологическое положение ученика в школе (классе)

1. Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью»

2. Методики «Наши отношения», «Психологическая атмосфера в коллективе»

3. Анкета «Ты и твоя школа»

4. Социометрия

5. Сводная ведомость трудоустройства выпускников

Интеграция учебной и внеучебной деятельности.

Рост познавательной активности учащихся.

Наличие высокой мотивации в учебе.

Расширение кругозора учащихся.

Самореализация в разных видах творчества.

Самоопределение после окончания школы.

Анализ результативности участия во внеклассной работе.

Анкета «Зеркало».

Анкета «Патриот».

Анкета «Что вам интересно?»

Анкета «Анализ интересов и направленности подростков».

Анкета «Интересы и досуг».

Анкета «Профориентация

подростков.

Анкета «Познавательные потребности подростка».

Методика Д.В. Григорьевой «Личностный рост»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ УРОКОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ УРОКОВ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Ермолина Л.Н.

ГБОУ Школа № 1236

им. С.В. Милашенкова

В современной школе важно, как никогда, учитывать воспитательный аспект при обучении иностранному языку. Предмет «Иностранный язык» предлагает большое количество методов и приёмов, которые способствуют образованию учащихся, а, следовательно, и воспитанию их личности, которая должна обладать высокой системой общечеловеческих ценностей и реалистичным взглядом на мир.

Что же способствует достижению цели воспитания при обучении любому иностранному языку? Учитывая основные подходы к преподаванию иностранного языка: системно-деятельностный, личностно-ориентированный, коммуникативно-когнитивный и компетентностный, воплощение которых способствуют формированию общеучебных и универсальных навыков, можно выдвинуть следующие задачи воспитания:

1) формирование уважения к языку и культуре носителей языка;

2) воспитание коммуникативного и речевого такта, коммуникабельности между сверстниками и взрослыми;

3) воспитание активной позиции в решении коммуникативных и познавательно-поисковых задач;

4) приобщение к самостоятельному выполнению заданий.

Воспитательные возможности урока имеют три составляющие:

содержание материала, методика обучения и личность учителя. Говоря о содержании материала, трудно переоценить информационный потенциал уроков иностранного языка, так как во время обучения затрагиваются практические все стороны жизни. Но у самого предмета «Иностранный язык» есть одна особенность, это общение – коммуникативность. Учащиеся, рассказывая о чем-то, не просто излагают материал, но и высказывают свое мнение и отношение к предмету общения, что происходит благодаря воспитательному воздействию.

Следует помнить, что речевая направленность, невольно заставляет учителя и ученика быть речевыми партнерами. Так, если на уроке отсутствует «творческий союз» между учащимися и учителем, то исчезает мотивация и общение становится невозможным, а, следовательно, достижение главной цели обучения иностранным языкам кажется неосуществимым.

Более того, изучая иностранный язык, ученики должны не только усвоить его лексические, грамматические и синтаксические аспекты, но и научиться адекватно реагировать на ситуации, уместно применять мимику и жесты, использовать формулы речевого этикета и знать культурно — исторические особенности страны изучаемого языка. Например, диалоги позволяют формировать регулятивные и коммуникативные компетенции. В то же время такой вид речевой деятельности предполагает моделирование реальных ситуаций и действий, в которых ученик должен продемонстрировать терпимость, уважение к культуре партнера, принятие различий в стиле жизни и образе мышления; проявление интереса к партнеру по общению и его стране.

Процесс воспитания не может происходить без ориентации личности в мире ценностей, то есть без проектирования действий от замысла до результата, выбора цели, средств ее достижения, оценки действия в сопоставлении с общей направленностью, планами, жизненными ценностями.

Таким образом, личностно ориентированный характер обучения иностранным языкам направлен не на накопление знаний, умений, а на постоянное обогащение опытом, формирование механизма самоорганизации и морализации личности каждого ученика, что является неотъемлемой и важной частью педагогического процесса в целом.