Вопросы логопеду

Вопрос — ответ (часто задаваемые вопросы родителей логопеду) консультация по логопедии по теме

Вопрос – ответ

В каком возрасте пора показать ребенка логопеду?

Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду к пяти годам, в настоящее время уже устарело. Дело в том, что к этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, а наиболее благоприятным периодом для развития речи является возраст 2-3 года.

Именно в этом возрасте надо поинтересоваться, все ли хорошо у вашего ребенка с речью. И даже если логопед в поликлинике скажет, что развитие ребенка соответствует возрасту, надо ежегодно посещать логопедический кабинет, чтобы отслеживать динамику формирования речи.

Ведь то, что является нормой в три года, в четыре уже является отставанием. Если же у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребенок наблюдался у невропатолога, то в этом случае надо особенно внимательно следить за становлением речи. Тогда маме не придется слышать так часто задаваемый логопедами вопрос: «А где вы были все это время?».

Может ли мама сама определить, нужен ли ребенку логопед?

Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи, считается, что темп его речевого развития отстает от нормы. Трехлетний ребенок употребляет в предложении простые предлоги ( на, в, под, за, с, из) и союзы потому что, если, когда.

В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, из-за, из-под, союзы что, куда, сколько. К этому времени появляются свистящие звуки (с, з, ц), ы, э, несколько позднее — шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5-5,5 годам. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями («одежда», «овощи» и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.).

Если речь вашего ребенка значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду. Однако очень часто родители привыкают к речи своего ребенка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если этот ребенок единственный в семье.

Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда поликлиники в три года и затем ежегодно посещать с профилактической целью.

Если же лепет у вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше.

Могут ли родители сами исправить речь своего ребенка?

Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилась масса книг, помогающих родителям развивать речь ребенка, например Максаков А.И. Тумакова Г.А. «Учите, играя»; Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»; Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи».

Иногда бывает достаточно привлечь внимание ребенка к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект.

В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики (узнайте у логопеда как правильно ее выполнять).

Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему, например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься.

Особое внимание уделяйте собственной речи, т.к. для детей в возрасте от 1 года до 6-ти лет речь родителей является образцом для подражания и служит основой последующего речевого развития.

Важно придерживаться следующих правил:

— нельзя «сюсюкать» с ребенком, т.е. говорить лепетным языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;

— желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, умеренной по темпу;

— общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми для детей словами, непонятными выражениями, оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки, сказки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать: рассмотрите яркую картинку, сходите на экскурсию и т.п.

— ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять.

Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту.

Как попасть на занятия к логопеду?

Если вы решили обратиться к логопеду, сначала надо направиться в поликлинику. Логопед поликлиники консультирует родителей по вопросам развития речи, проводит диспансеризацию детей в детских садах и школах и занимается коррекцией несложных нарушений речи у детей самого разного возраста. Он же направляет ребенка при более выраженных нарушениях на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) для уточнения диагноза и, при необходимости, определении ребенка в специализированную группу детского сада. В детском саду логопед занимается только с детьми, зачисленными в его группу.

Чем занимается логопед?

Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входит расширение и обогащение словарного запаса детей, исправление грамматических ошибок и обучение грамоте.

Моему старшему ребенку логопед помог за шесть занятий, так стоит ли идти в логопедическую группу?

Нарушение речи может выражаться только в неправильном произношении звуков (дислалия или ФФН). В этом случае достаточно обратиться к логопеду поликлиники. Процесс коррекции речи при таком нарушении может занять от одного месяца до года в зависимости от количества неправильно произносимых звуков и индивидуальных особенностей ребенка. При общем недоразвитии речи (ОНР) нарушены не только звуки (иногда до 16 и более).

Нарушена слоговая структура слов: «петерь» — теперь, «масалет» — самолет, «агат» — виноград. Словарь бедный, часто допускаются словесные замены: каска – «шапка», донышко – «подошва», пила – «нож». Ребенок с трудом строит фразу, при этом часто с грамматическими ошибками.

Коррекция таких нарушений речи возможна только при ежедневном комплексном медико-педагогическом воздействии в условиях специализированной группы и может занять до 2-3 лет и более.

Станет ли мой ребёнок «как все»?

Родители часто спрашивают, сможет ли ребенок исправить все имеющиеся нарушения. Результат коррекционной работы зависит от многих факторов: степени выраженности нарушений, наличия сопутствующих заболеваний, своевременности оказания помощи и регулярности занятий, комплексности воздействия, заинтересованности самого ребенка и родителей в исправлении нарушений. Во многих случаях процесс коррекции занимает не один год и требует большого терпения от всех участников процесса. Дети с нарушениями развития, безусловно, нуждаются в квалифицированной помощи коррекционного педагога. Но в не меньшей степени они нуждаются в адекватной помощи родителей. При отсутствии достаточно эффективной и ранней диагностики развития ребенка, именно родители должны, заподозрив отставание или нарушение развития ребенка, обратиться за помощью к специалистам и сами активно включится в работу. Ведь никто лучше мамы и папы не найдет подхода к ребенку и никто так не заинтересован в конечном результате.

У ребенка в медицинской карте стоит диагноз ЗРР. Что это?

Диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР) означает, что развитие речи у ребенка идет медленнее, чем положено. Это может быть обусловлено наследственными причинами (папа или мама тоже поздно начали говорить), частыми болезнями ребенка. В этом случае все силы организма уходят на борьбу с болезнью, а не на развитие, в том числе и речи. Задерживаться развитие речи может и в том случае, если с ребенком мало разговаривают, читают. Радио и телевидение не помогают формированию речи. На начальных этапах речевого развития ребенок должен не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. Речь должна быть простой, четкой и доступной. Если задержка развития речи обусловлена этими причинами, вмешательства специалиста не требуется. Достаточно создать ребенку благоприятные условия для развития.

Однако бывает, что задержка развития речи вызвана вредными воздействиями во время беременности, родов или в первые годы жизни ребенка (стрессы, инфекции, травмы и многое другое), о которых родители иногда и не догадываются. В этом случае развитие речи не только запаздывает, но и нарушается. Здесь уже не обойтись без медицинской и педагогической помощи.

ЗРР ставится обычно детям до 3-3,5 летнего возраста. После этого возраста, а иногда и раньше, если речь ребенка по-прежнему не соответствует возрастной норме, можно говорить не о задержанном, а о нарушенном развитии речи. В этом случае необходимо обратиться к неврологу и логопеду.

Как правильно учить ребенка читать и писать?

Другая грубая ошибка заключается в побуквенном чтении, т. е. ребенок сначала называет буквы: М А — и только после этого складывает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Если ребенок и сможет таким способом прочитать слова из трех-четырех букв, то чтение более сложных слов окажется недоступным. Правильное чтение — это чтение слогами (пока не будет сформировано беглое чтение). Пусть поначалу ребенок долго тянет первую букву слога, пока не распознает следующую букву.

Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы, слитно прочел буквы слога. В первую очередь детей учат читать слоги типа АП, УТ, ИК и т.п. Затем переходят к слогам типа МА, НО, ВУ. После того, как будет достаточно автоматизирован навык чтения слогов, переходят к чтению слов типа МАК, ЛУНА, ПАЛКА и т.д. по нарастанию сложности слов. Если в устной речи ребенок заменяет некоторые звуки, например на («сапка») или на («лыба»), не рекомендуется учить с ним соответствующие буквы, пока не будет полностью исправлено звукопроизношение. В противном случае у ребенка может сформироваться неправильная связь между звуком и обозначающей его буквой.

Прежде чем учить ребенка письму, необходимо сформировать правильный захват ручки. Многие дети делают это неправильно. Руки ребёнка должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки (у правшей) немного выступал за край стола, и рука свободно двигалась по строке, а левая лежала на столе и придерживала лист.

Ручка кладется на верхнюю часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают её на расстоянии 1,5–2 см. от конца стержня. Научите ребенка ориентироваться на листе бумаги: показывать верхний правый, левый нижний угол, середину листа и т.д. Затем учат видеть строчки, находить начало, конец строчки.

Как помочь ребенку,

если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?

Если ребенок пишет буквы не в ту сторону (зеркально), путает расположение элементов букв чаще всего это следствие несформированных пространственных представлений. Проверьте, умеет ли ваш ребенок правильно показывать свое правое ухо, левую ногу и т. д.

Очень полезны игры-занятия типа «Танграм», «Пифагор», «Сложи квадрат», различные «конструкторы». Бывает, что ребенок путает совершенно непохожие по написанию буквы: М и Б, Т и Д. Причиной этого может быть, то что ребенок плохо различает соответствующие звуки на слух. При этом физический слух у него может быть абсолютно нормальным. Поучите ребенка находить на слух трудные звуки в слогах, словах. Чтобы ребенку было легче запоминать буквы, рекомендуются следующие приемы:

— Раскрашивание буквы, штриховка;

— Лепка ребенком буквы из пластилина.

— Вырезание ребенком буквы по контуру, нарисованному взрослым.

— «Написание» широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе.

— Сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами: буква У – заячьи ушки и т.д.

— Обводка пальцем буквы, вырезанной из мелкой наждачной бумаги или бархатной бумаги, узнавание букв на ощупь с закрытыми глазами.

— Выкладывание буквы из различных материалов: тесьмы, пуговиц, спичек и т.д.

— Обводка ребенком букв, написанных взрослым.

— Письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.

Может ли у моего ребенка появиться заикание?

Заикаются примерно 2% детей, т.е. один из пятидесяти. Причем заикание у мальчиков встречается в четыре раза чаще, чем у девочек. Обычно заикание возникает в период от 2 до 5 лет. Очень часто родители считают причиной испуг, болезнь или другой стресс.

На самом деле многие дети пугаются животных или чего-то другого, но заикания при этом не возникает. Следовательно, истинная причина в ослабленности центральной нервной системы ребенка, а испуг послужил лишь пусковым механизмом. Спровоцировать заикание может внезапное изменение в худшую сторону обстановки в семье, режима.

Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.

Одной из распространенных причин появления заикания у детей является непосильная для них речевая нагрузка (повторение непонятных и трудных слов; декламация сложных по содержанию и больших по объему стихотворений; запоминание сказок, рассказов, не соответствующих возрасту и развитию ребенка). Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся двигательной сферой.

Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук (сила, ловкость, подвижность кисти и пальцев рук).

Таким детям не рекомендуется много смотреть телевизор, особенно на ночь.

Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания.

Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно темном. Перед сном лучше играть в тихие, спокойные игры. Не пытайтесь добиться ответа у ребенка, когда он плачет, судорожно всхлипывая. Это может спровоцировать заикание. Сначала успокойте его.

Заикание иногда может возникнуть по подражанию, если кто-то в окружении ребенка заикается.

Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания: ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь.); употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и); повторение первых слогов или целых слов в начале фразы; вынужденные остановки в середине слова, фразы; затруднения перед началом речи.

При возникновении первых признаков заикания надо обратиться к психоневрологу.

БЕСЕДЫ С ЛОГОПЕДОМ 1.Дислексия и дисграфия.Логопед,психолог Инна Констатиновна Богородицкая.Беседу ведет детский психолог Ирина Яковлевна Медведева

Ирина Медведева: Здравствуйте. Сегодня мы начинаем, надеюсь, целую серию передач, с моей точки зрения очень актуальных передач с психологом, логопедом и лингвистом, и даже арт-терапевтом, которого зовут Инна Константиновна Богородицкая. Она занимается такими, к сожалению, все более часто встречающимися расстройствами как дисграфия и дислексия. Мы сегодня в вводной беседе поговорим о том, что это такое. Здравствуйте.

Инна Богородицкая: Здравствуйте.

Ирина Медведева: Инна Константиновна, я сразу Вам скажу для тех, кто будет смотреть нашу передачу, коротко скажу, что это такое. Дисграфия и дислексия – это нарушение письма и чтения, которые не надо путать с той безграмотностью или с теми неполадками в чтении, которые бывают просто от того, что ребенок ленится или у него даже бывает какое-то легкое отставание в умственном развитии, какая-то задержка умственного развития. Это именно специальные нарушения: дисграфия, то есть нарушение на письме, и дислексия, то есть нарушения чтения. Они носят другой характер, и об этом мы сегодня хотим поговорить, хотя не очень подробно, поскольку это наш вводный разговор. Я бы хотела, чтобы Вы попробовали для людей, которые не понимают, что это такое, поскольку это, может быть, хоть и не понимают, но для них как для родителей, для тех, кто будет смотреть нашу передачу, это актуально, чтобы Вы как-то попробовали обозначить, как же отдифференцировать обычные неполадки в чтении и письме, которые бывают у ленивых детей или у детей с задержкой умственного развития, от дисграфии, то есть специфического нарушения на письме и дислексии, специфических ошибок и трудностей в чтении. Но сначала я хочу Вам задать вопрос: а много ли таких детей сегодня, у которых дисграфия и дислексия? Когда я 30 лет назад работала в детской психиатрической больнице, я таких людей наблюдала. И не только в больнице, я вообще знала, что такие дети существуют, но их былодовольно мало. И то, и другое – достаточно редкие нарушения. А как сегодня с этим обстоят дела?

Инна Богородицкая: Сейчас есть такая статистика, что вообще количество детей на земном шаре, людей которые имеют проблемы такого характера – эта проблема имеет общее название дислексия, – примерно 30%.

Ирина Медведева: Это колоссальный процент.

Инна Богородицкая: Это колоссальный процент.

Ирина Медведева: Это треть всех детей.

Инна Богородицкая: Да. А тех детей, которых наблюдали Вы, я думаю, что это как раз были детки, которых примерно 5% и у которых нарушения чтения и письма связаны либо с серьезным отставанием в развитии, либо с какими-то травмами, либо с какими-то более серьезными медицинскими проблемами.

Ирина Медведева: С какими-то неврологическими, не всегда уж очень серьезными. Но это именно специфические нарушения письма и чтения. Такие специальные дефекты.

Инна Богородицкая: Специальные дефекты. В любом случае дисграфия действительно отличается от обычных ошибок.

Ирина Медведева: По безграмотности.

Инна Богородицкая:Да, если совсем просто, связаны с какими-то правилами русского языка.

Ирина Медведева: Да, которого ребенок не знает.

Инна Богородицкая:Которого ребенок не знает, либо знает правило, но не умеет его применить.

Ирина Медведева: У него еще нет автоматизма.

Инна Богородицкая:Нет автоматизма, совершенно верно. И, например, если ребенок после «ж» и «ш» пишет «ы», или если он в слабой позиции, например, безударную гласную пишет не ту, которую нужно.

Ирина Медведева: Пишет «кАрова».

Инна Богородицкая:Пишет «кАрова», пишет рыжая «лЕса».

Ирина Медведева: Или «сАбака».

Инна Богородицкая:Да, вот в этом случае мы имеем дело с обычной орфографической или грамматической ошибкой.

Ирина Медведева: С безграмотностью.

Инна Богородицкая:Да.А вот если ребенок заменяет букву, одну на другую, причем замены могут быть как ожидаемые, например, парная согласная звонкая на глухую.

Ирина Медведева: То есть слово лиса, а он пишет «лиза».

Инна Богородицкая:Да, он пишет «лиза». Так и совершенно неожиданные ошибки. Например, он может написать вместо «лиса»»лима».Или он может написать «писа», он может написать «лисе» вместо «лиса». То есть может заменить буквы в сильной позиции.

Ирина Медведева: А может слоги поменять местами.

Инна Богородицкая: Может поменять местами слоги, может усечь.

Ирина Медведева: Вместо «собака» написать «босака», например.

Инна Богородицкая: Да, а может просто не дописать слово.

Ирина Медведева: Это дисграфия.

Инна Богородицкая: Это дисграфия. Также это могут быть ошибки, связанные с тем, что ребенок сливает слова или не видит границ в предложении, не видит заглавной буквы, игнорирует твердый и мягкий знак. Опять же, здесь очень трудно бывает отдифференцировать, потому что понятно, что когда я это говорю, иногда достаточно сложно отдифференцировать, где именно орфографическое, где дисграфическое. Но есть специальная методика, я обычно выписываю все эти ошибки и даже высчитываю в процентном отношении, какие занимают больший процент, диграфические или орфографические. Тогда мы уже можем говорить о том, что преобладает. Еще я хотела бы сказать, есть такой вид дисграфии: эволюционная дисграфия. Это такой вид дисграфии, который возникает почти у всех детей, когда они начинают обучаться письму. То есть это очень непродолжительный период, они путают буковки, они могут заменять, они могут не видеть границы предложений, но если говорить об отличии эволюционной дисграфииот большой серьезной дисграфии, то она проходит достаточно быстро.

Ирина Медведева: Этот аналог очень легко провести с говорением ребенка.

Инна Богородицкая: Да, совершенно верно.

Ирина Медведева: У массы детей в раннем возрасте бывает кинетическое искажение или искажение Я. Предположим, ребенок «р» не выговаривает. Но если он потом, скажем, в пять-шесть лет говорит хорошо, это можно назвать эволюционным логопедическим нарушением.

Инна Богородицкая: Физиологическое косноязычие.

Ирина Медведева: Да. А если это остается, то надо с ним специально заниматься логопедией. Тут тоже самое.

Инна Богородицкая: Да, тут тоже самое. Единственное что, если в случае со звукопроизношением есть все-таки колоссальный опыт, накопленный десятилетиями работы, и есть логопеды в любой районной поликлинике, в школах в первом классе, потому что звуки «л» и «р», например, ребенок может не произносить до семи лет – это считается достаточно нормальным. То в случае с дисграфией, к сожалению, очень часто ни родители, ни педагоги, естественно ни сам ребенок не бывают к этой проблеме готовы. В то время, как мы выяснили, она занимает 30%.

Ирина Медведева: И ребенка же ругают, наказывают, считают его лентяем, невнимательным, не понимая, что у него такое специфическое нарушение.

Инна Богородицкая: Совершенно верно. Это очень горько, потому что если к этой проблеме не приложить специальные методики, если не попытаться ему помочь, то, как правило, речь идет о том, что она не только никуда не денется, она будет прогрессировать. И даже когда приводят ребенка на коррекционную работу и проблема уже названа, и ее уже все увидели, нужно с ней работать, я говорю родителям, что, к сожалению, иногда какое-то время, во всяком случае, приходится работать не столько на прогресс, сколько на отсутствие регресса, потому что в школе материал усиливается, увеличивается темп, например, с которым учитель диктует предложение, увеличивается сам объем материала и нужно больше читать, нужно больше понимать и соответственно проблема начинает проступать все ярче и ярче.

Ирина Медведева: Вы хотите сказать, что бывают такие случаи, что когда дай Бог законсервировать то состояние дефекта, которое есть на сегодняшний день, потому что прогрессирует этот дефект очень быстро?

Инна Богородицкая: Очень быстро, конечно.

Ирина Медведева: Скажите, пожалуйста, а если мы перейдем к дислексии, можно коротко описать чем дислексия, то есть специфическое нарушение чтения, отличается от нежелания читать, и в связи с этим нежеланием плохого чтения? Или еще от каких-то отклонений, которые вызывают плохое чтение, например, когда ребенок не очень хорошо видит. Между прочим, это тоже очень большая проблема.

Инна Богородицкая: Да, это целая проблема. Астигматизм. Я даже занималась специально этой проблемой, как видит букву ребенок с астигматизмом, потому что букву он видит несколько по-другому. И более того, если есть какие-то проблемы зрения, там же и движение глазного яблока, и то, как ребенок воспринимает, и вообще то, как он видит картину – она совершенно иная, чем у ребенка с нормальным зрением.

Ирина Медведева: Конечно, а бывает плохая концентрация внимания. Да мало ли что еще. Как отдифференцировать это все от специфическогонарушения чтения, которое называется дислексия?

Инна Богородицкая: Дислексия очень похожа на дисграфию, но только при чтении. То есть так же искажаются буквы, так же искажаются слова.

Ирина Медведева: Путаются слоги, меняются местами.

Инна Богородицкая: Путаются слоги. Иногда вместо одного слова называется другое. Это темп такого сниженного чтения, конечно. Понимание снижено, границы предложений ребенок не видит. Очень часто кстати такой показатель – очень часто неправильно ставит ударения в словах. То есть он читает слово так, как ему это кажется.

Ирина Медведева: Простите, но если он не очень понимает смысл и плохо читает, так это может быть от задержки умственного развития? Можно ли отдифференцировать такие тонкие различия?

Инна Богородицкая: Да, такие тонкие различия дифференцируются не в поле чтения, а при общении с ребенком это же бывает ясно.

Ирина Медведева: Конечно.

Инна Богородицкая: Как говорила моя преподавательница любимая Татьяна Григорьевна Визель, доктор наук, профессор, я очень много ее методик использую в работе: «Да не придумывайте вы никакие методы! По глазам!» То есть специалист всегда видит. Иногда, другое дело, что знаете, иногда очень трудно отдифференцировать педагогическую запущенность от умственной отсталости. Я видела ребенка, который, по-моему, полтора года просидел на подоконнике. Была такая ситуация, что бабушка болела, а мама была в психиатрической больнице, у нее были очень серьезные проблемы. И бабушка была инвалид, она еле-еле успевала дойти до кухни, приготовить что-то ребенку.

Ирина Медведева: Задержка была уже такая глубокая, и трудно было отличить от умственной отсталости. Обычно в таких сложных случаях дифференцировка, я по своему опыту знаю, происходит в процессе самой работы.

Инна Богородицкая: Конечно.

Ирина Медведева: Уточняется диагностика. Если венуться к дислексии, Вы сказали, что это, в принципе,похоже на ошибки в дисграфии, только на чтении.

Инна Богородицкая: Да, только в чтении. Такое чтение будет недостаточно уверенным, будут искажаться слова, будут неправильно прочитываться слова. Конечно, будут неправильные интонации и ударения, и будет снижено понимание того, очем ребенок прочитал. Хотя как ни странно, я всегда удивляюсь, что иногда дети достаточно плохо читая все-таки смысл понимают. То есть там какие-то совершенно другие механизмы задействованы. Это может быть лишний раз повод нам, родителям и учителям, вообще всем, кто имеет отношение к детям и к этой проблеме, задуматься, что все-таки чтение настолько сложный и многомерный процесс, что иногда эти внешние видимые признаки не имеют прямого отношения к тому главному, ради чего человек читает – к пониманию прочитанного.

Ирина Медведева: Скажите, пожалуйста, поскольку у нас сегодня вводная беседа и я надеюсь, что будет целая серия таких бесед, Вы могли бы на протяжении таких бесед как-то помочь родителям, быть может, даже не обращаясь к специалистам, самим – бывают же хорошие родители, которые готовы сам заниматься с детьми, – помочь справиться детям с этими проблемами?

Инна Богородицкая: Естественно, что я очень постараюсь это сделать, более того, я и пытаюсь это делать со своими учениками.

Ирина Медведева: Вы пытаетесь учить родителей?

Инна Богородицкая: Да, именно потому, что я считаю, что хорошая мама лучше плохого логопеда.

Ирина Медведева: Я вообще считаю, что мама – это самый лучший педагог.

Инна Богородицкая: Да, самый лучший педагог. И я встречала разных мам, «мамы всякие нужны, мамы всякие важны», но я встречала таких мам, перед которыми я просто снимаю шляпу. Это мамы, которых можно было бы смело ставить на любую кафедру, связанную с педагогикой.

Ирина Медведева: Да, я тоже иногда таких встречаю, но не часто. И наконец, последний мой вопрос уже касается это колоссальной цифры. А как Вы считаете, в чем тут дело? Было 5%, я тоже примерно эту цифру знала, что было 5% дисграфиков и детей, страдающих дислексией. Откуда эти 30% взялись? Ведь не может так быть, чтобы сегодня рождались другие дети с другой неврологией и с такими частыми неврологическими отклонениями, которые часто дают дислексию и дисграфию. Откуда еще 25% взялись?

Инна Богородицкая: Здесь очевидно просто меняется вообще сам тип хранения и передачи информации.

Ирина Медведева: То есть это не врожденное, а раноприобретенное, правильно я понимаю?

Инна Богородицкая: Да, это особенности, связанные с тем, что жизнь очень активно изменилась. Информацию люди теперь передают и воспринимают из совершенно других источников. Этот телевизор, перед которым мы сидели в семь часов, ожидая очередного фильма и «Спокойной ночи, малыши!» – все это ушло, конечно, далеко в прошлое и дети, которые постоянно привязаны к планшетам, к интернету, к экрану телевизора, смотрят передачи в огромном количестве. Не 15-20 минут, как это было раньше, а просто сутки напролет, к сожалению, иногда и такое бывает. Они знают, расскажите там любой сериал, кто Дон Педро, где, куда, в кого влюблен, и получается, что книга, чтение перестала играть то первостепенное значение в формировании ребенка.

Ирина Медведева: И всякие герои.

Инна Богородицкая: И речи, и азы будущей грамотности, которые были основаны сначала на книге, которую читали ребенку в семье, а затем постепенно он переходил к этому чтению. И она становилась очень важным атрибутом его собственной жизни, сейчас, к сожалению, это не так. Книга – только «одно из». И, к сожалению, родители иногда и игнорируют ее должным образом, не уделяют должного внимания книге.

Ирина Медведева: Знаете, с одной стороны, это очень грустно, я, конечно, эту проблему знаю, потому что тоже много общаюсь и с детьми, и с родителями, но с другой стороны, если применить это все к нашей теме, это дает надежду. Органика, как была 5%, так и осталась, да, врожденное расстройство?

Инна Богородицкая: Да.

Ирина Медведева: А все остальное? Это просто неправильная среда, в которую погружен ребенок. И если эту среду опять привести к той культурной норме, к которой мы привыкли, которую мы, слава Богу, еще помним, так может быть не будет уже такого чудовищного количества дисграфии и дислексии?

Инна Богородицкая: Да, я вот еще хочу сказать, это очень важный, на самом деле, момент, не могу об этом промолчать, почему я вообще задумалась о причине, почему дети не любят читать. М ы провели эксперимент у себя в «Оранжевом квадрате», это было много лет назад…

Ирина Медведева: Что значит «Оранжевый квадрат»?

Инна Богородицкая: У нас был клуб, центр «Оранжевый квадрат». Раньше это был центр, а сейчас это уже клуб при библиотеке Грибоедова. И там в этом центре мы провели такой эксперимент. Мы собрали ребятишек 7-8 класс, в основном это были семиклассники московских школ, и просто прочитали им первый абзац произведения Пушкина «Барышня-крестьянка». И потом стали задавать вопросы, а что значит, например, «губерния», что значит «бедный дворянин», что значит «дворянка», что значит «отъезжее поле», что значит «ушел и занялся хозяйственными делами». И нас поразило, что дети не могли назвать значение практически ни одного слова, которое мы им называли. Даже до такой степени, что дворянин для них был какой-то человек, живущий во дворе. Такое конкретное восприятие.

Ирина Медведева: Да, такое могло быть у ученика второго класса вспомогательной школы.

Инна Богородицкая: Да, я иной раз диву даюсь. Этому можно посвятить отдельную нашу с Вами передачу, как преломляется в сознании современного ребенка значение русского слова, которое встречается в художественной литературе и, кстати, в разговорной речи более старшего поколения. Это удивительно, как они по-другому совершенно, они идут от конкретного звучания слова. И вот когда мы поняли, что ребенок ничего не понял из этого абзаца, мы поняли, что ребенок не воспринимает. Вот тут возник следующий вопрос.

Ирина Медведева: Ребенок. Это уже не «ребенки»…

Инна Богородицкая: Это уже теленок, это уже взрослый ребенок.

Ирина Медведева: Седьмой-восьмой класс – ничего себе «ребенки».

Инна Богородицкая: Как он может этот процесс любить, если он ничего не понимает?

Ирина Медведева: Конечно.

Инна Богородицкая: То есть здесь прямая связь: любим то, что нам понятно и в чем мы чувствуем себя более или менее уверенно. Там, где мы не понимаем, где мы теряемся, мы чувствуем себя…

Ирина Медведева: И этим не хочется заниматься.

Инна Богородицкая: Да, и этим не хочется заниматься. Вот так и дети.

Ирина Медведева: Нет, бывают, конечно дети как и взрослые с таким спортивным характером и наоборот если у них что-то не получается, они уж прямо не отступают. Но таких очень мало.

Инна Богородицкая: Мало, конечно. Основная масса детей с удовольствием делает то, что понятно.

Ирина Медведева: Вы хотите сказать, что общее бескультурие и примитивизация, которая пошла от этого бескультурия, и привели, в том числе, и к таким частым расстройствам как частая дислексия и дисграфия?

Инна Богородицкая: Да, я думаю, безусловно. Нужно, чтобы детки снова вернулись к книге.

Ирина Медведева: Очень интересно,потому что все равно, надо подчеркнуть, что это не обычная безграмотность.

Инна Богородицкая: Да, искусственная.

Ирина Медведева: Ее тоже очень много. Страшно читатьписьма не только детей, но и их родителей. Я часто переписываюсь с родителями по электронной почте – страшно читать.

Инна Богородицкая: Страшно-страшно.

Ирина Медведева: Потому что родители сегодняшние – это уже дети перестройки. Интересно, что на фоне этого бескультурия и примитивизации возникает не только общая безграмотность, а и специфические расстройства, о которых мы начали говорить, дисграфия и дислексия. Большое Вам спасибо. Я очень надеюсь, что мы продолжим наши встречи.

Инна Богородицкая: Я тоже очень надеюсь.

Ирина Медведева: И что мы как-то поможем родителям, а может, и педагогам, которые будут смотреть эту передачу.

Инна Богородицкая: Да, на самом деле, меня провожали сюда мои родители моих учеников, напутствовали меня, чтобы я постаралась донести, что они хотят показать, что у нас получится, я надеюсь, хорошо, другим родителям, чтобы они могли рассказать вообще об этой проблеме, потому что очень многие люди уходят после моей консультации со словами: «Ой, как хорошо, мы хотя бы поняли, что с нами!» Это очень важно, чтобы люди хотя бы поняли.

Ирина Медведева: Без этого нельзя начинать коррекцию, если не понимаешь, что корректировать. Конечно, сначала диагноз надо поставить.

Инна Богородицкая: Конечно.

Ирина Медведева: Хорошо. Всего доброго. Большое спасибо, Инна Константиновна, И мы будем ждать дальнейших встреч с Вами.

Инна Богородицкая: Спасибо, всего хорошего.

Ирина Медведева: Всего хорошего.

Часто задаваемые вопросы от родителей к логопеду

Часто задаваемые вопросы от родителей к логопеду

Первые детские словечки часто радуют мам и пап своей несуразностью, непривычными формами и порой странными способами произношения. И если поначалу такой «детский лепет» имеет право на существование, то со временем речевые дефекты должны стать одной из главных родительских забот.

Почему не стоит оставлять эти проблемы без решения и что можно предпринять.

Часто задаваемые вопросы от родителей к логопеду:

—Скажите, с какого возраста родителям нужно обратить внимание на речь ребенка?
— Обратить внимание нужно уже с раннего возраста, когда начинается лепетная речь. Если к полутора годам у ребенка нет лепетной речи – слогов типа «ма-ма-ма», „па-па-па“, — то уже стоит сходить на консультацию к специалисту.

— Что еще должно беспокоить родителей?
— Появление слов, слогов. Как ребенок понимает обращенную речь. Это очень важный пункт, потому что сейчас очень много проблем с пониманием обращенной речи. Много таких деток, к сожалению, появилось на данный момент. На это стоит обращать внимание в первую очередь.

— А на произношение букв?

— На звуковку стоит обращать внимание ближе к четырем годам. К четырем годам в норме у обычного ребенка должны уже появиться шипящие, помимо «с», „з“, уже должны быть „ж“, „ч“, „ш“, „щ“. „Р“ и „л“ в твердом варианте должны появиться ближе к 5,5-6-ти годам. Если их нет к шести годам, то тогда уже начинаем звукопостановку.
— Сейчас картавость не считается дефектом речи, и целенаправленно в детских садах с ней не борются. Нужно ли делать это самостоятельно?
— Это личное дело каждого человека. Но слышать это, согласитесь, не очень приятно, когда речь нечистая. На мой взгляд, картавость нужно убирать. Но, к сожалению, если установился картавый звук в речи у ребенка, исправить это будет очень тяжело. То есть работает корень языка, а „р“ образуется впереди, работать должен кончик языка. И перетащить звук с заднеязычной позиции вперед бывает очень проблематично. Это зависит еще и от потенциала ребенка, от упорства, от усидчивости, от желания родителей. Если вы почувствовали, что появился горловой звук, сразу нужно идти к специалисту, если вы не хотите, чтобы этот звук закрепился в речи.
— Какие самые распространенные проблемы?
— Самые распространенные проблемы, с чем мы сейчас сталкиваемся, это, конечно, не звуковка. В основном, идет общее недоразвитие речи. Здесь и звукопроизношение страдает у ребенка, и грамматический строй речи – согласование слов во фразе. И лексический запас очень маленький. И понимание, восприятие звуков. То есть идет, в основном, сейчас комплексное речевое нарушение. Причем, таких детей очень много. Даже приходят из общеобразовательных школ детки.
— В чем причина таких нарушений?
— Очень много причин. Может быть, какая-то родовая травма имела место, даже если она была незначительная. Защемление в шейных позвонках, киста, может быть, когда-то была в коре головного мозга. Либо ребенок слышит часто неправильную речь. Либо социальное окружение неблагополучное. Или двуязычие в семье присутствует, особенно в наших национальных поселках, где национальный язык наравне с русским идет. У таких детей тоже очень часто бывают нарушения.
— Как предупредить подобные проблемы? Есть мнение, что даже с грудным ребенком нужно постоянно разговаривать. Так ли это?
— Обязательно. Причем, даже с младенцем не надо сюсюкать, как наши бабушки привыкли. Надо с ребенком разговаривать чистой четкой речью всегда. И все ему объяснять, проговаривать каждое действие. Чтобы ребенок понимал, что мы делаем, зачем мы это делаем. Тогда и понимание речи будет у ребенка развиваться правильно, и своя речь будет формироваться правильно. К примеру: „Давай возьмем машинку. Какая машинка? Грузовая? Легковая? Посмотри, какая она – большая, маленькая? А какого цвета машинка? Машинка красная. А давай посмотрим, где у нас еще красный цвет есть? А вот помидорчик красный“. Четкая речь, но обогащенная, чтобы словарный запас по всем распространенным лексическим темам был достаточный.
— Заниматься с ребенком уже по конкретным дефектам можно дома? Или лучше ходить к логопеду?
— Первично, конечно, нужно сходить на консультацию к специалисту, чтобы помогли выстроить правильную программу занятий дома. Если у родителей есть возможность посещать занятия, то хотя бы раза два в неделю – не помешает.
— Какие существуют методики работы с детской речью?
— Методик очень много. Они подбираются индивидуально под каждого ребенка. Если у ребенка нарушение звукопроизношения, но язык никак не хочет слушаться, не встает в нужную позицию, можно делать артикуляционную гимнастику. Даже нужно ее делать, чтобы ребенок научился правильно держать язычок. Второй вариант – можно делать специальный массаж. Можно обучить этому и родителей. Третий вариант – есть методики и авторские, и сборные по постановке звуков. Хорошие методики по постановке звуков – авторы Азова и Чернова, Комарова. Дальше идет уже программа по автоматизации и дифференциации звуков.
Сначала оценивается уровень развития ребенка. Иногда бывает так, что родители хотят, чтобы поставили ребенку тот или иной звук, а ребенок приходит, – и мы видим у него нарушение грамматического строя. То есть фразовая речь не развита, не хватает словарного запаса, чтобы дальше уже над звуковкой работать. Сначала начинаем работать над выстраиванием фразы правильной, грамматический строй формируем правильно, только потом уже начинаем работать над звуковкой.
— Расскажите о массаже? Что это такое, как его делают?
— Массаж специальный, логопедический. Делается либо ручной, то есть руками. Лицо массируем очень хорошо, язычок массируем очень хорошо, чтобы привести мышцы в нужный тонус, чтобы они у нас заработали так, как нам надо. Есть еще второй вариант массажа – специальный логопедический зондовый массаж. Эта методика особенно хороша для тех детей, у которых идет стертая форма дизартрии. В таких случаях — при стертой форме — язык совершенно не слушается ребенка, он во рту делает сам по себе все, что хочет. В таких вариантах спасает, конечно, массаж.
— Родители часто переживают, если ребенка в садике записали в логопедическую группу, когда он, к примеру, уже хорошо говорит. Не станет ли он говорить хуже, глядя на других детей?
— Бояться этого не нужно. В эти группы отбирают детей по специальным критериям. У кого-то просто нарушено звукопроизношение – это одна группа. У кого-то нарушен грамматический строй речи, то есть общее недоразвитие речи – это уже идет другая группа совершенно. При формировании вот таких групп логопед, который работает в садике, тестирует этих деток. Просто так в такую группу ребенка никто не засунет. Поэтому переживать не стоит. Переживать не стоит, и если не берут. Но если какая-то тревога есть, на консультацию обратиться можете.
И для ребенка, и для родителей будет гораздо лучше, если все проблемы с речью решатся еще в садике. Не стоит доводить их до школы, потому что потом последуют и другие трудности – с чтением и письмом. И тогда исправить что-либо будет гораздо тяжелее. А правильная и чистая речь, в свою очередь, может стать не только хорошей гарантией успехов в учебе, но и в дальнейшей, уже взрослой, жизни.

Учитель-логопед МАДОУ д/с186 г. Тюмени .

Ответы учителя — логопеда на вопросы родителей

Ответы учителя-логопеда на частые вопросы родителей

  1. Вопрос. Друзья и учитель говорят мне, что моему ребенку необходимо заниматься с логопедом, так как он неправильно произносит звуки, неразборчиво произносит слова, а я считаю, что мой сын справится сам, и всё пройдет, когда он подрастёт, потому что в нашей семье ни у кого проблем с речью нет. Я тоже в детстве не проговаривала звук «Р», потом в школе научилась. Как поступить, чтобы не навредить моему ребёнку?

Ответ. Если развитие речи Вашего ребёнка отстаёт от возрастной нормы, следует обратиться за консультацией к поликлиническому логопеду или учителю-логопеду школы. Возможно показать ребенка неврологу. Вам дадут советы, рекомендации, покажут доступные приёмы и упражнения коррекции речи. Вы сами можете выбрать форму занятий с ребенком. Либо посещать занятия с логопедом, либо позаниматься дома. Недостатки речи надо преодолевать своевременно, чтобы они не закрепились и не стали стойкими. Если к школьному возрасту речь не сформирована, то уже это «само не пройдет».

  1. Вопрос. Как долго нужно посещать логопедические занятия в школе?

Ответ. Сроки логопедической коррекции зависят от тяжести речевого нарушения, его причин. Если это единичное функциональное нарушение произношения звуков «Л», «Р», не осложненное нарушением анатомического строения органов речи и без дизартрических нарушений, то звук ставится и вводится в речь от 2 недель до 1 месяца. Если нарушение связано с неврологическими проблемами (гипертонус мыщц, спазм), аномалиями в строении органов (расщелины, неправильный прикус), то возможно от 6 месяцев и до года. В некоторых сложных случаях (выраженные дизартрические нарушения) возможно только искаженное (примерное) произношение звуков и не удаётся получить правильное. Если к нарушению звуковой стороны речи добавляются проблемы в лексико-грамматическом строе речи, нарушения фонематического слуха, то занятия необходимы 2 года. Для детей, имеющих выраженное ОНР или ЗПР, занятия проводятся с 1 по 4 класс.

  1. Вопрос. Каких детей зачисляют для занятий с логопедом в школе?

Консультацию по уровню развития речи ребенка и рекомендации по дальнейшему развитию и коррекции речи может получить любой ученик школы, обратившийся лично или вместе с родителями. На занятия зачисляются дети, имеющие заключение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии), где подтвержден статус ребенка с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) — ТНР (тяжелыми нарушениями речи) и даны рекомендации для обучения по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ОВЗ (вар.5.1).

4.Вопрос. Не помешает ли моему ребенку заключение ПМПК и занятия с логопедом в дальнейшем поступить в престижную школу, ВУЗ, выбрать желаемую профессию?

Ответ. Заключение ПМПК с рекомендациями оказания логопедической помощи ребенку с ТНР действительно в течение года для предъявления в образовательное учреждение. Если родители не обратились с заявлением обучать ребенка по соответствующей программе, то оно теряет свою силу. Если родители выразили согласие обучать ребенка и заниматься с логопедом, то занятия проходят не более начальной ступени, т.е до 4 класса. При успешной коррекции, по желанию родителей, по заключению школьного ПМПк, ребенок может быть выписан и ранее этого срока. Если к концу 4 класса ребенок преодолеет свои речевые проблемы и к моменту поступления у него будут соответствующие способности, он может поступать в любое учебное заведение.

  1. Вопрос. Могут ли родители сами исправить речь ребенка?

Роль родителей в развитии речи ребенка очень велика. Существует много книг, помогающих родителям развивать речь ребенка, например, Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя»; Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»; Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи». В сети интернет много обучающих вебинаров по постановке звуков. Иногда бывает достаточно привлечь внимание ребенка к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему – например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься. Речь взрослых должна быть образцом для подражания: чёткая, плавная, эмоциональная, медленная, без «сюсюканья», с понятными ребенку словами. Очень полезно читать детям стихи, сказки, соответствующие их возрасту. Важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.

  1. Вопрос. Почему ребенок плохо читает и пишет?

Ответ. Чтение – сложное действие, которое включает в себя технические навыки и понимание смысла прочитанного. В начале обучения чтению ребенок учится переводить написанное слово в звучащее: опознавать букву и соотносить ее со звуком, соединять несколько букв в слог и несколько слогов в слово. Эти технические операции поглощают все внимание ребенка. При этом понимание читаемого текста затруднено. Постепенно технические операции автоматизируются, и ребенок концентрируется на понимании смысла текста.

Подобные проблемы могут возникать и с письмом.

До конца первого класса нельзя говорить о нарушениях чтения и письма, говорят лишь о несформированном навыке. Но если и позже остаются стойкие пропуски, замены, перестановки букв, надо срочно обратиться за консультацией к логопеду.

Сложности с чтением и письмом могут быть у левшей, у детей с нарушениями устной речи, слуха, зрения и у тех учащихся, которым невропатолог ставил диагноз ММД (минимальные мозговые дисфункции), гиперактивность.

6.Вопрос.Что такое «дисграфия» и «дислексия»?

Ответ. Дисграфия – расстройство процесса письма. Дислексия – расстройство процесса чтения. Если ребёнок нуждающийся в логопедической помощи не получает её своевременно, то в последствии как правило, выявляются нарушения чтения и письма. Эти расстройства характеризуются наличием специфических ошибок (пропуски букв, замены, перестановки и другие), которые носят стойкий характер.

7.Вопрос.Как правильно научить ребенка читать?

Ответ. В основе обучения чтению лежит не буква, а ЗВУК. Прежде чем показать ребёнку новую букву, например (М), следует научить его слышать звук (М) в слогах, словах. На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО – т.е. так, как звучит ЗВУК. С образом буквы знакомить не ранее 5-6 лет, т.к. физиологическая готовность ребенка и прежде всего органа зрения на восприятие слова формируется к школьному возрасту. Важнее научить ребенка звуковому анализу и синтезу: выделению звуков в слове, определению порядка и количества звуков в слове, различать гласные и согласные звуки, слышать твердость и мягкость согласного. Важны и неречевые навыки: ориентировка в пространстве, хорошая зрительная и слуховая память, чувство ритма, развитая мелкая моторика, активное мышление. Именно хорошее развитие этих компонентов у ребенка позволит овладеть грамотой в короткое время.

8. Вопрос. Почему ребенок во втором классе пропускает буквы в словах, не дописывает буквы?

Ответ. Часто такая причина возникает у многих детей на начальной стадии обучения письму. Письмо – это сложный многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Письмо тесно связано с устной речью, степенью ее развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить. Чтобы написать слово, ребенку необходимо:

1) определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;

2) соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;

3) воспроизвести с помощью движений руки букву.

Требуется автоматизация этого процесса. Важно, чтобы все функции, обеспечивающие процесс письма, были сформированы: слуховая дифференциация звуков, правильное их произношение, звуковой анализ и синтез, лексико-грамматическая сторона речи, зрительный анализ и синтез, пространственные представления.

Причины пропуска букв могут быть различными. Чаще встречаются пропуски из-за недостаточно сформированного фонематического слуха, звукобуквенного анализа и синтеза, слабого внимания, низкого уровня регуляции и самоконтроля.

Фонематический слух – это умение различать близкие акустически звуки на слух и правильно обозначать буквой.

Звукобуквенный анализ и синтез — это умение определить количество и порядок звуков в слове, обозначить буквой и соединить в слово. Для тренировки навыка использовать различные упражнения на развитие фонематического слуха и звукобуквенного анализа. Очень много приемов и рекомендаций для каждого возраста в сети интернет.

Низкое развитие внимания тоже приводит к пропуску. Работаем над развитием внимания, как процессом (специальные упражнения на развитие внимания) и развиваем орфографическую зоркость – умение видеть ошибки, отличать правильное написание слова от неправильного.

Низкий уровень самоконтроля и регуляции мешает ребенку управлять собственной деятельностью. Необходимо развивать навыки самоконтроля и регуляции. Эти навыки развиваются специальными упражнениями и в обычных повседневных делах (например, самостоятельно собрать портфель в школу).

9. Вопрос. Какие упражнения можно выполнять, для преодоления нарушений письма?

Ответ. Нужно разобраться в причинах нарушения. И работать именно над преодолением выявленных нарушений. Если нарушения связаны с недостатками фонематического слуха и звукобуквенного анализа, то выполнять многократно задания, которые формируют эти умения. Материал с упражнения подставлен на школьном сайте.

Если недостатки письма связаны с нарушением пространственных представлений, с зеркальным письмом, с моторными нарушениями, то использовать упражнения для развития зрительных и пространственных представлений.

Причину нарушений поможет выявить учитель-логопед. Если ошибки приобретают стойкий характер и их более пяти в диктанте второклассника, то следует обратиться к логопеду для оказания систематической помощи на занятиях.

Для самостоятельных занятий ребенка можно использовать сайт. Подходит для диагностики дисграфии и дислексии и содержит тесты и тренировочные упражнения, позволяющие преодолеть нарушения. https://www.cognifit.com/ru/science/recovering-brainhealth/dyslexia

10.Вопрос. Чем занимаются дети на логопедических занятиях в школе и сколько они длятся?

Ответ. Ребёнок посещает занятия у школьного логопеда 2-3 раза в неделю продолжительностью от 30 мин. До 45 мин. Подгрупповые занятия учитель-логопед планирует с детьми одного возраста(класса) и со сходными нарушениями речи. Содержание каждого логопедического занятия зависит от формы речевого нарушения и целей логопедической коррекции. Занятия по произношению обычно включают игры и упражнения на развитие мышц артикуляции, упражнения на развитие речевого дыхания, пальчиковую гимнастику, мимические упражнения, упражнения на дикцию и чистоту речи, упражнение на развитие слухового восприятия, исправление дефекта произношения и правильную автоматизацию звуков в речи, коррекцию нарушений слоговой структуры, формирование лексико-грамматических представлений, коррекцию нарушений чтения и письма. Занятия по коррекции письменной речи включают упражнения, игры и задания на развитие мелкой моторики, развитие зрительно-пространственной координации, развитие артикуляционной моторики, развитие фонематического слуха, упражнения по коррекции нарушения письма (на материале программного раздела по русскому языку).