Война в голове

Война в голове

Авторы Произведения Рецензии Поиск Магазин Вход для авторов О портале Стихи.ру Проза.ру

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Скопас

Голова раненого воина с фронтона храма Афины Аллеи в Тегее. Ок. 350 г. до н.э.

Работа над скульптурами храма Афины Алеи в Тегее относится к раннему периоду творчества Скопаса. Из сложного скульптурного убранства храма сохранились только несколько мраморных голов воинов. Скопас ищет здесь новые для греческой скульптуры пластические средства, которые позволили бы максимально драматизировать облик его героев: нарочитая асимметрия лица, изогнутая шея, низкий, прорезанный глубокой горизонтальной морщиной лоб, полуоткрытый рот создают поистине трагическое впечатление душевного напряжения раненого воина. Чтобы придать лицу выражение страдальческого пафоса, Скопас разрабатывает также систему специфических приемов для изображения взгляда. Глаза, посаженные, вопреки всем классическим канонам, очень глубоко под выступающими надбровными дугами, усиливают впечатление скорби. Этот прием получил широкое распространение в эпоху эллинизма во многих скульптурных памятниках.

Несмотря на сильные повреждения, голова раненого воина передает всю энергию и силу драматического пафоса одного из крупнейших греческих скульпторов первой четверти IV в. до н.э.

Высший смысл войны. Образ войны в искусстве

Драманализ фильма «В тумане» (2012). реж.С.Лозница по одноимённой повести Василя Быкова.
Тема войны в искусстве. Главный смысл этой темы хорошо иллюстрируется словами кинорежиссёра Сергея Лозницы, сказанных им в интервью по поводу выхода его фильма «В тумане» (2012): «о человеке в нечеловеческих условиях, который пытается сделать моральный выбор в аморальных обстоятельствах». Лучше не скажешь.
Конечно, большинство произведений о Великой Отечественной войне создано в советское время. И большая их часть носит идеологический характер, служат документальными свидетельствами исторических событий и пособиями по воспитанию патриотизма. Но есть и такие произведения, как повесть «В тумане» (1988) Василя Быкова. Изданная уже в перестроечные годы, она показывает всю драму человеческой души в условиях, когда обыденные привычные оценки ситуации не подходят для того, чтобы сделать правильный выбор. Война вскрывает то, что земная жизнь человека, её ценность не является абсолютом. В этом, может быть, и причина, высший смысл всех войн. Если человечество перестаёт заботиться о своей душе, устремляться к Божественному, то земная жизнь постепенно становится более зримой реальностью. Все силы человека, все его душевные порывы тогда обращены к достижению земного благополучия. И для спасения души нужен отрыв её от земного счастья. Нужно поставить человека в такие условия, чтобы он на своей шкуре ощутил иллюзорность, хрупкость той земной жизни, которую он так старательно строил и оберегал. Война — это один из радикальных методов лечения души. Это хирургическое вмешательство в ту запущенную стадию болезни, при которой терапевтические методы уже не способны помочь.
Предмет исследования искусства — душа человека. Художник — исследователь. На первом этапе своих исследований он помещает человека в определённые обстоятельства, чтобы увидеть, как реагирует душа героя на эти обстоятельства, как эта реакция связана с его характером, мировоззрением, образом жизни. Следующим шагом в исследованиях будет наблюдение за последствиями душевных поисков и переживаний. Герой произведения искусства создаёт предпосылки для своей дальнейшей судьбы. Его душевные переживания, его нравственный выбор отражаются на его судьбе и судьбе его близких. Но всё это не результат размышлений автора, не плод его логических умопостроений, не его жизненный опыт. Логика и опыт здесь не причём. Через логику можно создать произведение, отвечающее запросам идеологии, через опыт выразить личное мировоззрение автора, или поискать ключ к коммерческому успеху произведения. К искусству это мало имеет отношения. Талант истинного художника заключается в том, что создав замысел, поместив героев в определённые обстоятельства, художник переключается на внутреннее видение, обращает свой взор вовнутрь, выходит через своё подсознание на информационное поле Вселенной. Там он считывает информацию в виде образов. Он нутром, интуицией чувствует, что произойдёт с героями. Если художник способен не исказить эту информацию, не подвергнуть себя соблазну приукрасить, подправить образы для придания им товарного вида, то у него получится та самая «правда жизни», которую мы считываем в произведениях классиков. Они и классики именно потому, что по прошествии времени можно видеть всю ту же правду жизни, т.е. подлинное искусство всегда отражает законы Вселенной. А законы Вселенной универсальны, не зависят от воли и сознания автора, от господствующей идеологии, и описывают взаимосвязь между нравственным выбором человека и его судьбой.
Человек в экстремальных ситуациях стоит на грани между жизнью и смертью. И должен сделать выбор, что для него важнее: приоритет души или земной жизни. Если спасение жизни стоит на первом месте, то человек готов ради спасения своего «я» на обман, предательство, на преступление. Если же человек может преодолеть свой инстинкт самосохранения, он приближается на шаг к той цели, к которой каждого из нас ведут, хотя и разными дорогами.
Итак, перед нами герои одного произведения Василя Быкова «В тумане». Талантливый кинорежиссёр Сергей Лозница сделал по страницам повести белорусского писателя своё видение сюжета, своё прочтение. На мой взгляд, оно получилось достоверным и правдивым. И зритель очень многое может увидеть и открыть для себя в этом прочтении. Во-первых, здесь нет той самой войны, которая обычно фигурирует в советском кино. Военачальники и руководители не ведут мановением руки огромные массы войск вперёд, не стоят над картами. Здесь вообще нет ни военачальников, ни партийных деятелей. Здесь нет масштабных сражений, атак, отступлений. Это произведение не обладает документальностью, оно не основано на документах архивов, хотя и может совпадать с некоторыми реальными событиями той войны. Всё действие происходит практически в тишине без выстрелов. Всё достаточно буднично, прозаично. Но от этого-то всё, что происходит по сюжету, действует угнетающе, не позволяет сидеть и смотреть на экран просто как на очередной развлекательный фильм. Он щекочет нервы, давит на психику, а финал и вообще оставляет в каком-то оцепенении, смятении. Особенно, если зритель не читал саму повесть и не знает сюжета.
Но фильм даёт стимул задуматься о том, что такое война для отдельно взятой личности. Как война влияет на душу человека? Почему война вообще приходит? Ведь она обрекает каждого человека на такие испытания, на которые мирное время никогда не способно обречь. Война — это зло? Или есть какой-то высший смысл в том, что такая война приходит, приходит в каждый дом? А может, это просто слепая стихия, которая никем и ничем не управляется, которую надо обуздать, а сделать это может только человек?
С точки зрения законов кармы, ни одно событие не может быть случайным. Каждая ситуация служит нам подсказкой, указующим знаком, испытанием для нашей души. Но приходит это событие как ответ на её влечения, на её движения и порывы. Состояние нашей души, её нацеленность формирует нашу судьбу. Если в душе мы обижаемся, ревнуем, завидуем, то судьба наша будет предлагать нам такие жизненные испытания, которые будут нашу душу воспитывать. Цель для души — это вернуться на путь сближения с Творцом, на путь воспитания в ней чувства любви. А там, где человек живёт с любовью к миру, к другим людям, он соединяется со всей Вселенной. Для него тогда нет разделения на свой и чужой мир. Мир и его, и любого другого человека, потому что любой человек носит в душе своей Бога. Болезни, неприятности помогают человеку вернуться на праведный путь. Эпидемии, войны — это уже помощь не отдельным людям, а большим группам людей, целым народам, чтобы блуждающее впотьмах общество вернулось к заботе о своей душе. Война — это самый сильный корректировщик для души народа. Но чтобы понять это, увидеть, нужно сначала посмотреть на отдельные судьбы в условиях войны, увидеть некоторые закономерности формирования кармических структур. Есть такой метод в математике и логике — метод индукции. Упрощённо его можно сформулировать как выявление общих закономерностей на основе частных случаев. Мы анализируем схожие ситуации и подмечаем в них общие черты, признаки. А затем нашу гипотезу обобщаем на все такие ситуации. Это становится возможным сделать благодаря голографическому свойству Вселенной. Оно гласит, что в каждой точке Вселенной записана информация обо всей Вселенной. С точки зрения Библии, этот принцип звучит как «всё создано в этом мире по образу и подобию Божьему».
Война пришла на территорию СССР. Если мы поймём, что эта война значит для нескольких обычных жителей, советских граждан, то сможем понять, что она (эта война) для всего советского народа. А что война несёт для любого народа?
Фильм Сергея Лозницы «В тумане» уникален тем, что в нём раскрывается причинно-следственная связь между тем, что происходит в душе героев фильма до описанных событий, и финалом, к которому их подводит судьба. По сюжету фильма судьба сводит вместе трёх персонажей, их судьбы переплетаются, одно событие тянет за собой другие, цепочка событий приводит всех троих к печальному концу — к смерти. Но вот одинакова ли эта смерть для каждого из них? Почему все они погибают? Случайность или закономерность? Попробуем разобраться.
Двое партизан, Буров и Войтик, направлены руководителями партизанского отряда ликвидировать жителя одного из близлежащих сёл Сущеню, которого обвинили в предательстве. Как мы выясняем позже, все обвинения основаны исключительно на том, что Сущеню немцы отпустили на свободу, а его товарищей повесили. По ходу фильма выясняется также, что это был план немцев, которые, таким образом, хотели через Сущеню выйти на партизан. Сущеня стал приманкой, ловушкой, в которую и попали Войтик и Буров.
Фильм высвечивает нам недавнее прошлое всех трёх персонажей. Выбраны такие эпизоды из их жизни, которые отражают их внутренний мир, их характер, их силу души. Буров был односельчанином Сущени. Он знал его с детства. Сам он до ухода в партизанский отряд был водителем на грузовике. Он очень любил свою машину, дорожил ею, относился к ней, словно к любимой девушке, любовно ухаживая, перебирая её детали. Но любовь его была любовью собственника. Поэтому, когда пришли немцы, и полицаи из числа его односельчан забрали у него машину, он воспылал ревностью и ненавистью к ним. Его ревность была настолько сильной, что ослепляла его, не давала возможности ему трезво размышлять, быть осторожным. Несмотря на попытки его матери образумить его, он в одну из ночей подкрался к машине и поджёг её. Сам же после этого убежал в лес. Результатом этого стало то, что фашисты в отместку расстреляли его мать и сестру. Так его самолюбие, его эгоизм сделали его виновником смерти близких. Он принёс их в жертву на алтарь собственных страстей, с которыми не смог совладать.
Эпизод из недавнего прошлого Войтика. Живя уже в лесу, тот отправляется на хутор за провизией. На обратном пути его останавливают полицаи и принуждают показать, где он взял продукты. Испугавшись за свою жизнь, он приводит их на хутор, а пока полицаи расправляются с хозяевами, сбегает в лес. Ещё два раза мы становимся свидетелями слабости натуры Войтика. Когда Буров и Войтик уводят Сущеню в лес на расстрел, Войтик остаётся караулить в засаде. Неожиданно появляются полицаи. Войтик, испугавшись, сбегает, даже не предупредив Бурова. Буров в перестрелке тяжело ранен. Когда же Войтик возвращается, он видит, что на поляне лежит умирающий Буров, а рядом Сущеня, готовый тащить его на себе к партизанам. Войтик отправляется в село на поиски подводы, но не особенно спешит. Обнаружив по дороге шалаш в лесу, он ложится там и отдыхает. И только после этого возвращается на поляну.
И это истории двух партизан, которые в глазах их сослуживцев такие же бойцы, как и остальные. Никто не обвиняет их в трусости, в подлости, в предательстве. Нет оснований. А вот Сущеня, которого на виду у всех арестовали вместе с его товарищами, и должны были бы вместе с ними повесить, не умер. Если не умер, значит, предал. И даже его жена стала смотреть на него по-другому. А однажды сказала: «Лучше бы они тебя там повесили». Попробуйте представить себе состояние человека, который в глазах всех своих односельчан, с которыми он прожил бок о бок всю свою сознательную жизнь, выглядит предателем, на которого смотрят исподлобья, с ненавистью. Возникают мысли о самоубийстве. Останавливало Сущеню только то, что тогда его будут уже навсегда считать предателем. Но предателем он не был. Всю свою взрослую жизнь Сущеня проработал на местном железнодорожном узле. И когда немцы под угрозой расстрела заставили рабочих снова выйти на работу, его товарищи по бригаде не могли смириться со своей участью. Им страстно захотелось как-то отомстить фашистам за своё унижение. Не долго думая, они решили пустить под откос эшелон. Сущеня был единственным человеком, который старался их отговорить от этого. Слишком непредсказуемыми могли стать последствия этой диверсии. С его точки зрения, это была авантюра. Он хорошо знал, что немцы, даже не найдя виновных, могли просто уничтожить близлежащую деревню со всеми её обитателями в отместку. Железнодорожники же ничего не знали толком о графике движения поездов и не могли хорошо представлять себе, какие следы останутся от их злонамеренной порчи путей. Но слова Сущени не подействовали на его коллег. Азарт завладел ими. Были же они одной бригадой, вместе работали, и конечно, Сущеня не мог стоять в стороне и смотреть, как они отвинчивают гайки. Да и отвечать так или иначе пришлось бы коллективно. Сущеня оказался прав, говоря о непредсказуемых случайностях. И все четверо в результате оказались арестованными. Офицер, который допрашивал Сущеню, предложил ему сотрудничество и жизнь. Сущеня отказался. И тогда его и выпустили на свободу, а его товарищей повесили.
И вот судьба неумолимо заработала на полную катушку. Буров и Войтик вели Сущеню в лес расстреливать, но сами же и погибли. Сущеня нёс на себе сначала раненого, а потом мёртвого Бурова. Затем полицаи убили Войтика. И вот Сущеня сидит один возле двух трупов. Те, кто был послан убить его, Сущеню, мертвы. А он, Сущеня, не может понять, что это и как ему быть. Кому теперь он может что-то доказать, как оправдаться перед людьми. Он оказался в патовой ситуации, из которой не видел выхода. Вернее, увидел только один выход: застрелиться.
Что же означает фраза режиссёра, сказанная им в интервью: «о человеке в нечеловеческих условиях, который пытается сделать моральный выбор в аморальных обстоятельствах»? Какой же выбор сделал Сущеня? И какой выбор мог бы сделать?
Каждый человек, проходя путь от детства до зрелости, получает некоторую систему мировоззрения, которую формируют в нём семья, школа, общество и жизненный опыт. Чем глубже наше видение законов Вселенной, тем больший круг проблем и вопросов доступен нашему пониманию. Проиллюстрируем это таким примером. Если человека научили управлять машиной, и он хорошо знает правила дорожного движения, он может стать профессиональным водителем. Но любая поломка автомобиля поставит его в тупик. Он не знает устройства автомобиля, и он будет торчать на дороге, пока кто-нибудь не придёт ему на помощь. А если это произойдёт в условиях Крайнего Севера, где на сотни вёрст никого, а остановка в пути в 40-60-градусный мороз может стоить жизни? Знание устройства автомобиля, принципов его действия делает человека способным выживать в различных условиях. Так и в обычной жизни. Семья, школа учит нас умению жить в обществе, быть полезным ему, реализовывать свои способности, достигать жизненных целей, успеха и т.д. Но это всё поверхностный уровень управления автомобилем. Если мы не понимаем, как устроен мир, что такое человек, какие силы действуют в природе, что такое душа, мы можем столкнуться с вопросами, которые поставят нас в тупик. Человек воспринимает тот сигнал к действию, которое общество ему дало. Он учится, ставит перед собой честолюбивые цели, пытается достичь успеха. Проходит 20 лет, и вот человек оценивает пройденный путь. Почему-то цели не достигнуты, его обошли другие, а он оказался почти в той же точке, где и был. Все 20 лет он мечтал о том, что оказалось недостижимым. Начинается депрессия, кризис среднего возраста. В чём причина?
Мир язычника — это мир, где нет ничего, кроме людей и борьбы за место под солнцем. Язычник живёт только страстями, инстинктами. Мир управляется слепыми природными силами, которые нужно обуздать (для атеиста), или богами, которых нужно ублажить, чтобы они стали твоими покровителями (см. Мифы древней Греции). Нужно быть сильным, смелым, ловким. Нужно, чтобы тебя уважали и ценили окружающие тебя люди. Нужно построить территорию своих интересов и защищать завоёванное, построенное. Язычники живут кланами, семьями, корпорациями. Они защищают только то, что лежит в границах их клана, и только тех, кто принадлежит к их клану. Все остальные являются чужаками или врагами. Единобожник — это следующая ступень развития человека, его осмысления окружающего его мира. Единый бог — это и единство территории, и единство центра управления миром. Заповеди единобожника — это понимание того, что на первом месте стоит воля Творца, воля человека вторична. Но Бог даёт свободу воли для того, чтобы человек сам добровольно вступил на праведный путь. Заповеди Моисея описывают правила, как относиться к Богу и как относиться к людям. Единобожник способен принять любую ситуацию, любую неприятность как данную Свыше. Даже если он её не понимает, он знает, что «Бог не по силам испытаний не даёт». И это огромное счастье — видеть мир и всё, что происходит как закономерность, как помощь душе человека. Тогда человека любая ситуация закаляет, делает сильнее, мудрее, на шаг ближе к Истине. Христианство делает ещё один шаг на пути познания мира. «Я пришёл не отменить закон, а исполнить его», — говорит Иисус Христос. Но он уточняет, что самым важным для человека теперь становятся не заповеди, не ритуалы, не посты и молитвы, а то, что человек носит в своей душе. Гнев, злость, обида, ревность, зависть губят душу человека. И только Любовь даёт спасение. Всем остальным можно пожертвовать ради сохранения и накопления чувства любви в душе. И своим примером Иисус Христос показывает, что при необходимости выбора между земной жизнью и спасением души, приоритет всегда в пользу последней. Жизнь слишком коротка, чтобы цепляться за неё. Душа вечна, она одна способна развиваться и устремляться к Богу. Иисус Христос сознательно идёт на крест, показывая пример того, что спасти любовь в душе гораздо важнее спасения своего тела и жизни.
Три героя этого фильма в мирное время были все очень неплохими людьми. Они никого не убивали, не грабили. Они были вполне уважаемыми людьми, живущими по морали своего общества. Буров был собственником, но это не делало его предателем или преступником. Но и душа его не двигалась к любви. Для того, чтобы её спасать, нужны были совершенно другие, экстремальные условия. И такие условия создавала только война. Война всегда призывает к тому, чтобы человек забыл на время про свою личную жизнь, про свой интерес в этой жизни. Он должен стать частью своего народа, чтобы спасать своё отечество, без спасения которого не будет будущего ни у него, ни у его потомков. Война — противник всякого эгоизма, стяжательства, корысти. В мирное время эгоист может защищать свою территорию мирными средствами, потому что знает, что его жизни особо ничто не угрожает. Но когда на твою территорию приходит враг, то ты уже не сможешь ничего защитить, потому что враг всё твоё уже считает своим по праву сильного. И законы мирного времени здесь не действуют. Война унижает твоё достоинство, попирает твою честь, она смерть для гордеца, для человека, живущего своими инстинктами. Буров не смог справиться со своим уязвлённым самолюбием, не готов был потерять, не способен был на жертву ради более высоких целей и ценностей. Автомобиль был частью его территории, которую он так старательно строил ещё в мирное время. Буров не смог понять, что этой территории больше нет. Он не смог перестроить своё мировоззрение, свою картину мира. Так и Войтик. Он, вероятно, в мирное время принадлежал к разряду людей, которые не ввязываются в драку, а стараются вовремя убежать. Для него инстинкт самосохранения всегда был важнее, чем помощь ближнему. Война поставила перед ним вопрос: можешь ли ты спасать свою жизнь за счёт жизни других людей? Тем более, что эти люди сейчас составляют с тобой перед лицом врага общее с тобой целое, у вас общая судьба. Можно ли считать, что в этих условиях твоя собственная жизнь ценится выше?
Война вообще обесценивает человеческую жизнь. Но если это так, то это всего лишь означает, что высшие ценности надо искать не в жизни, которой любого завтра могут лишить, а в том, что не умаляется, не исчезает с потерей жизни. Высший смысл войны только в спасении души, в ощущении твоей сопричастности с душами твоего народа, в твоём единстве с ними. Но и это ещё не всё. Если ты понимаешь, что всё, что происходит, дано Богом, исчезают сами понятия справедливости или несправедливости войны, ненависти к врагу, добра и зла. Нет врагов и друзей. Есть только созданные Творцом условия, при которых надо всеми правдами и неправдами сохранить любовь в душе, преодолеть корыстность своей души, ощутить своё единство с миром. Именно так и происходило со многими во время войны. Мы знаем о чудесах на дорогах войны, об открытии многих закрытых храмов, о возвращении веры в души людей.
Но что же произошло с нашим третьим героем фильма, который был приговорён к смерти и фашистами, и своими, остался чудесным образом жить, но жить не смог?
Сущеня был единственным из всех, кто никого не предавал, не был виновником гибели людей. И судя по всему, по жизни был честным, искренним и нравственным человеком. Даже своего умирающего палача он готов был нести на себе, даже мёртвого не оставил в лесу. В чём же сущность была того испытания, которое приготовила ему его судьба?
Всё дело в том, что Сущеня не был человеком верующим. Он жил так, как подсказывала ему совесть и советская власть. Он жил так, как принято было жить в советском обществе. Коллективное начало, формируемое советской властью, не давало возможности рассуждать о том, что такое хорошо и что такое плохо. Оно предлагало готовые решения. Так делать можно, а так нельзя. Надо хорошо работать, уважать своих товарищей, не предавать, не воровать, помогать слабым. Но что такое душа? Как о ней заботиться? Как принимать ситуации, которые не вписаны в ход повседневной жизни?
Война совершенно не вписывалась в ход этой простой обыденной жизни. Поведение врага не вписывалась в её привычный ритм. Можно врага ненавидеть, уничтожать. Но как быть с тем, что ты готов умереть вместе с твоими товарищами, разделить их участь, а тебя оставляют в живых? Самое страшное для тебя то, что тебя будут считать предателем. Вот в чём главная проблема Сущени. Он зависит от отношения к себе своих же соотечественников, односельчан, партизан. Он готов умереть как мученик, но не готов как предатель. Сущеня не может подняться выше уровня отношений с людьми.
«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее. Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?»
Сущеня хотел спасти свою душу не для Бога, а для людей, как человек, для которого нет отношений выше отношений с людьми, с которыми он вырос. И он не мог смириться с тем, что его будут помнить как предателя. И именно поэтому он несёт на себе Бурова. Он рассказал раненому Бурову всю историю о своём освобождении. И теперь Буров его единственный свидетель. Он умер, не услышав историю до конца. Но для Сущени это не имеет значение. Он так зациклен на попытке оправдаться перед людьми, что он несёт мёртвого Бурова как свидетельство своей невиновности. И когда все шансы его на оправдание себя исчезают, самоубийство оказывается для него единственным выходом.
Но единственным судьёй для нас является Бог. Только он видит и судит все наши поступки, которые не видны окружающим нас людям. Ведь эти поступки мы совершаем в своей душе. Никто не видел предательств Бурова и Сущени. Но ответили они за своё предательство и малодушие перед Богом. Никто не видел праведности Сущени. Но Бог видел, и оставил его в живых. Он дал ему шанс смириться с ситуацией, преодолеть свою зависимость от людей, от их мнения о нём. А Сущеня не смог этого принять. Ведь душу свою надо было спасать не для людей, а для Него.
«Каждый человек должен совершить в жизни подвиг. Этот подвиг заключается в том, что в момент потери всего он должен научится думать только о Любви. К Богу мы идём только тогда, когда выбиты все подставки, любая точка опоры. Любой человек в жизни должен получить ситуацию, когда выбито всё. Если он в этот момент делает рывок к Богу, когда у него нет ничего, за что он мог бы зацепиться, вот тогда его молитва будет работать. Человек принципиально должен решить, что для него важнее: Божественное или человеческое.»*
И война, может быть, самый сильный стимул, который подводит человека к самому краю бездны, у которой надо делать выбор для своей души.
Что для тебя важнее: Божественное или человеческое?
_________________
*Выдержка из видеоприложения к книге С.Н.Лазарев «Диагностика кармы. Книга девятая. Пособие по выживанию.», Ответы на вопросы. Июль 2004 года