Военный язык

Вторая мировая и Великая Отечественная война – как правильно?

Отвечает Есения Павлоцки, лингвист-морфолог, эксперт института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета.

Правописание этих номинаций нельзя объяснить с точки зрения развития языка, поскольку они регулируются орфографией – разделом прикладного языкознания, который занимается закреплением конвенций, договоренностей о правильной передаче речи на письме.

Согласно этой договоренности, название Первая мировая война пишется в прописной буквы и является цельным именем собственным – слово мировая пишется со строчной буквы.

Название Великая Отечественная война пишется с прописной буквы, при этом слово Отечественная тоже начинается с заглавной, а война – со строчной. Запомнить просто – Великая с большой, поскольку это начало названия, имя собственное; Отечество – потому что мы его воспеваем и чтим; войну мы не воспеваем и не возвеличиваем – война страшна, поэтому по инерции писать это слово с большой буквы не следует.

Кстати, аббревиатура ВОВ стилистически маркирована и не считается общеупотребительной. Лингвисты относят это сокращение к канцелярско-бюрократической речи и рекомендуют его избегать.

Относящееся к Великой Отечественной войне слово победа может писаться как со строчной, так и с прописной буквы. В последнем случае прописной знак передает функцию определенного артикля – это та самая победа в той самой, конкретной войне. По этой же причине всегда с большой буквы слово Победа пишется в сочетаниях День Победы, Знамя Победы, Парад Победы. Справедлива здесь и та причина, по которой мы пишем с большой буквы слово Отечество в сочетании Великая Отечественная война.

Алексей Шмелев


«…потрясает многообразие лирических героев, вызревших в этом молодом Поэте, который одним из немногих по праву получил Есенинскую премию. Это и командате Че Гевара, и вертинствующий студент дореволюционной России, вырастающий через несколько страниц в полноценного писателя-народника. И политический борзописатель… Простите, обозреватель. И все эти образы гармоничны по ритму, мелодике и стилю речи. Последнее тем более удивительно, поскольку Алексей — стилист интуитивный, что еще более роднит его с Есениным.»
Илья Стечкин
«Алексей Шмелев — реалист, его творчество обращено к повседневной жизни…»
Римма Казакова
«Про что Шмелёв? Про путь воина духа, вооруженного клинком поэзии. Алексей принадлежит той категории авторов, представители которой считают свеженаписанные стихи лучшими в их творчестве. Пожалуй, это говорит о глубоком переплетении и взаимовлиянии судьбы поэта и его текстов. Действительно, не желая абстрагироваться от текущих состояний и обстоятельств, поэт как бы утверждает творчеством и отношением к нему свою правоту в тех или иных жизненных обстоятельствах. Стихи становятся не просто красивыми вещицами, выходящими из-под пера мастера, – но веским аргументом в диалоге с миром и самим собой. Они – и сумма накопленного опыта, и «бой на переднем крае» духовной жизни поэта. Уместно рассматривать стихописание Шмелёва как форму некоей тонкой духовной практики, стремление прорваться в пространство изменённого – или, напротив, подлинного – сознания».
Иван Купреянов

Произведений: 144
Получено рецензий: 7253
Написано рецензий: 636
Читателей: 155544

Произведения