Владимир волгин

Оригинал этого материала
© «Собеседник», 08.06.2010, Фото: «Комсомольская правда»

Бизнес личного духовника Дмитрия и Светланы Медведевых растет как на дрожжах

Римма Ахмирова

Владимир Волгин (второй слева) и Светлана Медведева (в центре)

Ничего личного, только бизнес

Церковь Софии Премудрости Божией, что в центре Москвы, — место уникальное. Никакой особой роскоши внутри храма нет, но по православным праздникам вокруг все заставлено иномарками представительского класса. На въезде — шлагбаум и будка охраны. Внутри храма есть место «для особых прихожан». Храм удобно расположен, чтобы стать культовым местом (во всех смыслах этого слова) — точно напротив Кремля. По слухам, именно в этом храме венчались Дмитрий и Светлана Медведевы, а местный настоятель является личным духовником президента и первой леди.
Понятно, что при таких делах протоиерей Владимир Волгин — человек не публичный. Даже внутри Русской православной церкви он особо не выделяется: служит в своем приходе, а из «дополнительной нагрузки» — только членство в Духовном совете церковно-государственной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения» (попечительский совет которой возглавляет как раз Светлана Медведева). Но «Собеседнику» стало известно, что в последние годы отец Владимир уделяет время и… бизнесу.
— Во дворе храма есть 3-этажное здание — офисная контора, которая управляет ювелирным производством, — рассказал «Собеседнику» бывший сотрудник богоугодного предприятия. — Когда я там работал, штат был уже больше 50 человек. Сейчас, думаю, и того больше.
Церковь и бизнес — одна из самых острых тем. До сих пор было известно о нескольких финансовых столпах «корпорации РПЦ»: кроме пресловутых поставок алкоголя и табака, о которых церковные иерархи не любят вспоминать, есть и «официальные» источники доходов: гостиничный комплекс «Даниловский», ювелирный и банковский бизнес «Софрино». В этом финансовом потоке оставался незаметным «ручеек», который забил во дворе храма Софии напротив Кремля, и за время президентства главного прихожанина страны он превратился в полноводное русло.
Предприятие называется просто и со вкусом — ювелирная мастерская «Софийская набережная». Намек и на храм, и на Кремль.

Серебряная жила

ООО «Ювелирная мастерская «Софийская набережная» возникло в 2002 году. Дмитрий Медведев как раз тогда возглавил совет директоров Газпрома, а потом и администрацию президента. «Софийская набережная» должна была забрать у светских ювелиров доходную нишу производства культовых аксессуаров — крестиков и образов.
— Начинали мы в небольшом помещении во дворе храма, сейчас снимаем большое помещение в Мытищах — 600 квадратных метров, — рассказала в своем единственном интервью (газете «Церковный вестник») директор предприятия Елена Зверева.
По выписке из Единого госреестра юридических лиц ООО «Софийская набережная» зарегистрировано в 2002 году с уставным капиталом 8 млн рублей. Учредителем является «православный приход храма Софии Премудрости Божией Москвы».
По типовому приходскому Уставу Московской патриархии главными органами управления приходом являются архиерей, настоятель, Приходской совет и Приходское собрание. Архиерей, как правило, далек от оперативных вопросов, а приходские совет и собрание возглавляет один человек — настоятель. Фактически — единоначалие.

— Ювелирка всегда дотошно проверяется правоохранительными органами, но «особый приход», конечно, никто не мучает административными придирками. Все ж понимают — Кремль близок, причем не только географически… Более того, многие продавцы ювелирных украшений даже мечтают попасть под «церковную» крышу. Это дает освобождение от налогов на прибыль и добавленную стоимость. Даже с учетом не очень высокого спроса освобожденная от налогов «точка» дает прибыль не меньше 200 тысяч рублей в месяц. А спрос на крестики не падает даже в кризис, — рассказал «Собеседнику» представитель одного из крупнейших светских ювелирных предприятий.
На сайте «Софийской набережной» заявлено, что их продукция поступает в 500 храмов и 1000 ювелирных магазинов страны. Чувствуется размах. В кризисные 2008–2009 годы «Софийская набережная» открыла интернет-магазин, фирменные магазины на проспекте Вернадского и Старом Арбате, ввела продажу подарочных сертификатов и даже была отмечена «Ювелирным Оскаром» и призом Гохрана России. Всего в ее активе — 6 фирменных магазинов в столице, 2 — в ее спутнике Зеленограде плюс 18 палаток в переходах Московского метрополитена. С февраля по апрель этого года прилавки «Софийской набережной» стояли в Белом доме, и как сказано в официальной информации предприятия, «выставка получила поддержку и одобрение премьер-министра Владимира Путина».
«Софийская набережная» использует серебро 925-й пробы, которое еще называется стерлинговым (раньше в Англии чеканили монету в один стерлинг именно из такого сплава). Большинство крестиков и медальонов «Софийской набережной» покрываются золотом, что можно считать удачным маркетинговым ходом: такие украшения покупают чаще — выглядят они, как золото, а стоят чуть дороже, чем серебро.

Приход с доходом

— Мы не работаем на себя, это не является нашим бизнесом, это наша лепта храму, — говорит Елена Зверева.
Расходы церкви — это цифры, которые практически невозможно проверить.
— Реставрация храмов зачастую идет на средства спонсоров, которые, естественно, нигде не учитываются и приходят наличными, а официальные зарплаты служителей культа способны вызвать слезы — по-белому это копейки. Хотя в реальности все не так плохо, — прояснил эксперт по вопросу бизнес-интересов церкви Николай Митрохин.
Сам храм на Софийской набережной не поражает роскошью. При нем нет приюта или монастыря, которые требовали бы больших затрат. Основная социальная нагрузка храма — еженедельные чаепития для молодежи и сбор старых вещей для малоимущих и заключенных.
Но кроме храма Софии, отец Владимир служит в храме Священномученика Антипы в Колымажном, который перманентно реставрируется еще с 1951 года, и сейчас этот процесс немного ускорился. Отец Владимир также ведет службы в закрытом доме отдыха Управления делами президента «Архангельское», где находятся госдачи высших чиновников. По слухам, он также бывает в президентской резиденции «Горки-9», на территории которой специально выстроена часовня. Говорят, именно там служил отец Владимир на Пасху в этом году.
Служитель РПЦ, приближенный к высшим ступеням светской власти, у нас сегодня сродни чиновнику или (и) бизнесмену. У Владимира Волгина — автомобиль «Вольво» представительского класса со сменным водителем-телохранителем, и перед его выездом, говорят, даже перекрывают Софийскую набережную… Журналистка крупной федеральной газеты добивалась интервью отца Владимира несколько месяцев подряд, а получила ответы на несколько вопросов только после исповеди «с пристрастием». По некоторой информации, отец Владимир любит принимать исповеди в письменном виде. Учитывая уровень его «духовных чад», интересно, куда потом деваются эти, пожалуй, самые интересные документы эпохи?
***

Прежний и нынешний президенты — «двоюродные братья. Хоть и по духу. И власть у нас получается почти что наследственная»

Оригинал этого материала
© «Собеседник», 05.03.2008, Кремлевский батюшка знает, в чем грешен Медведев, Фото: «Собеседник»
Олег Ролдугин

Светлана Медведева и Владимир Волгин

С четверть века назад жители белгородского села Стригуны регулярно становились свидетелями если не чуда, то зрелища весьма необычного. Молодой бородатый мужчина в подряснике лихо носился по сельским улицам на резвой тарахтящей «Яве». Развевались по ветру черные полы его одежды, песок летел из-под колес, встревоженно хлопали крыльями куры. «Батюшка со службы едет», — кивали вслед байкеру крестьяне и тайком от советской власти осеняли себя крестным знамением.
Мотоциклом и в самом деле управлял настоятель местного храма Трех Святителей Владимир Волгин.
…Другой храм Трех Святителей, тот, в котором отец Владимир служит сегодня, находится хоть и тоже за городом, но в месте, более престижном, чем Стригуны — в доме отдыха «Архангельское», принадлежащем управлению делами президента РФ. В этом закрытом поселке (по Калужскому шоссе), кроме батюшки, обитает добрая половина членов правительства и кремлевской администрации. И многие из них регулярно исповедуются в церкви. Так что если кто и знает все тайны кремлевского двора, так это он — отец Владимир Волгин.
Недаром, когда отец Владимир выезжает со службы в храме Софии Премудрости Божией за рулем своего «Вольво», милиционеры, получив благословение, ретиво перекрывают Софийскую набережную. Как-никак протоиерей — не обычный приходской батюшка, а член попечительского совета программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения», руководит которым Светлана Медведева.
Супругу нового президента вообще часто видят вместе с Волгиным, да и сам Дмитрий Медведев, говорят, зачастил в церковь не без влияния батюшки. И если учесть, что у Владимира Волгина и духовника Путина — Тихона Шевкунова был общий духовный отец (старец Иоанн Крестьянкин), то прежний и нынешний президенты — двоюродные братья. Хоть и по духу. И власть у нас получается почти что наследственная.
Уже в конце 80-х за словом Владимира Волгина, который в то время служил в Знаменском храме курской деревеньки Бегоща, съезжались люди со всего Союза. И какие люди! Частым гостем в доме Волгиных была актриса Екатерина Васильева. Валерий Приемыхов, назвав актерство «бесовщиной», купил неподалеку от батюшки дом. А режиссер Иван Охлобыстин, который познакомился с отцом Владимиром позднее, и вовсе стал священником.

Владимир Волгин и Иван Охлобыстин

В случае избрания Дмитрия Медведева президентом РФ «будет обеспечен тот курс, который в течение восьми лет проводил Владимир Владимирович». В этом заверил паству патриарх Алексий II в трогательном телеобращении, посвященном личностям грядущего и нынешнего президентов. Глава РПЦ МП засвидетельствовал, что Дмитрий Анатольевич — искренний православный христианин. Корреспондент «Огонька» побывал в храме, где служит духовник супруги будущего президента, и узнал некоторые подробности религиозной жизни четы Медведевых

Александр СОЛДАТОВ

ДУХОВНИК

Отцу Владимиру Волгину немногим более 50 лет, он невысокого роста, с большой седой бородой и крупным, сократовским лбом, носит небольшие очки. Родился в Москве, образование ограничил кинотехникумом, но с 20 лет служит в церкви, поэтому духовный опыт, по собственным словам, имеет немалый. Будущий о. Владимир со своим старшим братом Анатолием (сейчас он благочинный в Тверской епархии) служили алтарниками у о. Александра Меня в подмосковной Новой Деревне, где вошли в круг диссидентствующей церковной интеллигенции. Когда в начале 80-х власти стали преследовать о. Александра, Владимир уехал в Курскую епархию и был рукоположен тамошним архиепископом Хризостомом на отдаленный сельский приход. Там он резко сменил либерально-экуменические взгляды на консервативные, сблизился со «старцами» Серафимом и Иоанном и написал пару «обличительных» писем опальному Меню.

После избрания в 1990 году патриарха Алексия II о. Владимир вернулся в родную Москву, стал со всей семьей ходить на патриаршие службы. Алексий II, который очень любит детей, обратил внимание на маленькую обаятельную дочку о. Владимира. Вскоре «деревенский батюшка» получил назначение на приход прямо напротив Кремля — в храм Св. Софии на Софийской набережной. По инициативе ближайшего помощника патриарха архиепископа Арсения ему поручили ответственное послушание — строить патриаршую дачу. Однако «из-за хронической нехватки средств» о. Владимир с послушанием не справился и на какое-то время впал в патриаршую немилость. Не очень активно шла реставрация и самого храма Св. Софии, интерьеры которого и сейчас, спустя 14 лет после передачи его РПЦ МП, выглядят более чем скромно. Корреспондент «Огонька», побывавший в этом храме на всенощной, обнаружил электропроводку и лампочки, развешенные по стенам, полупустой каркас главного иконостаса и бумажные иконки, наклеенные на боковые иконостасы. Неожиданно для храма, расположенного во дворе офиса концерна «Роснефть» и посещаемого отнюдь не бедными прихожанами…

Первое серьезное соприкосновение священника с прессой произошло после того, как актриса Екатерина Васильева заявила, что «стала духовной дочерью одного из самых мощных, духоносных московских священников» — о. Владимира Волгина. Екатерина Сергеевна не только «дочь», но и казначей возглавляемого о. Владимиром прихода, и мать священника Димитрия Рощина, служащего в «приписном» к Софийскому Свято-Антипиевском храме за зданием Российской государственной библиотеки. У о. Владимира есть и третий храм — как написано на его сайте, «при Управлении делами президента». На самом деле домовый храм Трех Святителей находится в здании дома отдыха «Архангельское», принадлежащего Управлению делами и находящегося на «канонической территории» митрополита Ювеналия, управляющего приходами Подмосковья. В храме же Св. Софии служит еще одна церковно-культурная знаменитость — священник-актер Иоанн Охлобыстин. При храме есть издательство и крупнейшая в Москве церковно-ювелирная компания «Софийская набережная», киоски с продукцией которой расположены на улицах Москвы и в переходах метро.

Благодаря пастырскому попечению о доме отдыха о. Владимир познакомился со многими кремлевскими чиновниками. Небольшой двор его храма во время служб забит дорогими «мерседесами» и джипами сопровождения. Бывает здесь и будущая первая леди.

ВЫРАЖЕНИЕ ВЕРЫ

В приходе утверждают, что Светлана Медведева «пришла в церковь» под влиянием своей старшей сестры Екатерины, которая в том же духе «позитивно повлияла» и на Ирину Абрамович. Для статусных женщин в храме Св. Софии отведен левый клирос, где стоят несколько рядов кресел. Рядом, на возвышении перед иконостасом, установлен аналой, перед которым о. Владимир исповедует. В частных разговорах батюшка дает понять, что окормляет всю семью будущего президента. Если это так, то Дмитрий Медведев может стать «духовным племянником» Владимира Путина. Ведь духовником Путина считается архимандрит Тихон (Шевкунов) из Сретенского монастыря на Лубянке. А архимандрит Тихон, в свою очередь, духовный сын «старца» Иоанна (Крестьянкина), недавно почившего в Псково-Печорском монастыре. Протоиерей Владимир Волгин — тоже духовный сын о. Иоанна; о своем общении со «старцем» он написал целую книгу. Получается, что у Путина и Медведева общий «духовный дедушка», хотя и разные духовные отцы.

Религиозность Дмитрия Медведева не афишируется — не положено по должности. С 2003 года, когда он стал главой Администрации президента, Медведев возглавлял Совет по взаимодействию с религиозными объединениями, а с 2005-го, после перехода в правительство, — комиссию по вопросам религиозных объединений. Он вынужден оказывать равные знаки внимания всем традиционным конфессиям, хотя РПЦ МП, как крупнейшей из них, достается больше. Так, в марте Медведев инициировал начало процесса передачи в собственность церкви недвижимости — храмов и земельных участков, а в октябре пообещал придать государственный статус дипломам духовных школ и ученым степеням богословов. Выступая 19 ноября на праздновании 90-летия восстановления патриаршества, Дмитрий Анатольевич сообщил, что на реставрацию храмов РПЦ МП в этом году выделено 1,5 млрд бюджетных рублей, а в ближайшие три года будет выделено еще 6. Несколько смутило реакционную часть православных лишь посещение Медведевым 5 декабря, на Хануку, синагоги в Марьиной Роще, где он пообещал главному хасидскому раввину России Берлу Лазару создать институт армейских раввинов и поддержать еврейское образование. На православных форумах прокатился легкий шумок: мол, чего это он благоволит иудеям? Образ «ревнителя православия» несколько искажают и занятия Медведева йогой, и его собственное признание, что многие годы он увлекался рок-группой Black Sabbath, которую особо продвинутые верующие относят к числу «сатанинских».

Светлана Медведева в отличие от мужа проявляет религиозность более открыто. Ее можно видеть не только на исповеди у о. Владимира Волгина, но и на патриарших службах — например, 17 декабря г-жа Медведева молилась на литургии в Марфо-Мариинской обители на Ордынке. В апреле она возглавила попечительский совет церковно-государственной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения», которой руководит иеромонах Киприан (Ященко). Программу официально поддерживают Администрация президента и правительство, и многие акулы бизнеса борются за право пожертвовать на нее свои средства. На сайте программы утверждается, что в ее рамках «впервые государство, Церковь, бизнес и общественность России объединяют свои силы для защиты неповторимой духовности и культуры страны». В попечительский совет программы, которая аккумулирует средства на издание православных учебников, подготовку преподавателей православной культуры, съемку церковного кино, паломничество, входит и о. Владимир Волгин. Среди примечательных членов совета — протоиерей Алексий Злобин, в храме которого Путин молился на Рождество-2006, министр Александр Соколов, полпред Александр Коновалов, автор антисемитского «письма 500» Александр Крутов и владелец сети парфюмерных магазинов «Иль де Ботэ» Валерий Володин. Проект поддерживают десятки общественных организаций, в том числе радикальное молодежное движение «Стяг», участвовавшее в «Русском марше».

Офис программы размещен в старинном особняке на центральной московской улице — Солянке. О. Киприан признается, что пока о программе мало кто знает, но худо-бедно 5 тысяч преподавателей православной культуры в ее рамках уже подготовлено. При этом иеромонах убежден, что «96 процентов молодежи России» уже и так «доверяет РПЦ». От высшей иерархии программу, созданную по благословению патриарха, курирует ректор Московской духовной академии архиепископ Евгений (Решетников). Именно к нему в гости ездил Дмитрий Медведев 19 октября и именно ему пообещал государственное признание церковных дипломов.

***

Хорошо осведомленный в вопросах духовной жизни первых лиц петербургский игумен Григорий (Лурье) заметил в интервью «Огоньку», что в общем и целом типы религиозности Медведева и Путина мало различаются: «Оба приняли православие, но не поняли его». Однако, по мнению игумена, Медведев еще не избавился от некоторых иллюзий в отношении политических возможностей руководства РПЦ МП и склонен предоставить ему больше преференций, чем Путин. Ученый-религиовед Роман Лункин добавляет: «Если Путин — верующий, обращенный в православие из спецслужб ради интересов страны, то Дмитрий Медведев — органичный православный мирянин, для которого вера нечто большее, чем политическая необходимость». Сказывается разница в поколениях — личностное становление Медведева происходило в 80-е — начале 90-х гг., в период «религиозного бума» в России.

Итак, Россию вновь ждет подчеркнуто православный президент и еще более церковно-активная и яркая первая леди. В ближайшие годы формированию «церковно-государственной симфонии нового типа», похоже, ничто не грозит.

Фото: ПОРТАЛ-CREDO.RU; СМИРНОВ ВАСИЛИЙ/ИТАР-ТАСС

Настоятель московского храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, где накануне состоялось отпевание Олега Табакова, протоиерей Владимир Волгин рассказал, что артист напряженно искал Истину на протяжении многих лет и умер как христианин.

«Я познакомился с Олегом Павловичем несколько лет назад, проводил с ним катехизаторские беседы, и он с радостью и открытой душей начал искать Христа», — рассказал священник, слова которого приводит в четверг синодальный Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

По словам священника, недуг побудил актера к духовным поискам.

«Пребывая в болезни, Олег Павлович неоднократно исповедовался, причащался и соборовался, а также раскаялся во всех заблуждениях и грехах, касающихся как его жизни, так и творчества», — рассказывает настоятель храма.

«Олег Табаков умер как христианин, примирившись со Христом и осознавая все свои ошибки и грехи, которые, верю, Господь ему по Своей благодати отпустил», — заключил священник.

На днях ряд православных активистов высказался против отпевания актера, сообщает Интерфакс.

Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным, настоятелем храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках. Из передачи на радио «Радонеж» 7 августа 2012 г.

«Осуждение»

Расшифровка беседы

— Сегодня хотелось бы поразмышлять над словами Господа «Не судите, да не судимы будете». Отец Владимир, а что значит «судить»?

— Судить — это от слова «суд». Произвести суд над человеком. Обозначить не грех, а отождествить человека с грехом. Сказать, что это плохой человек, никудышный, что этот человек вор, допустим. Мы обычно говорим о людях, что этот — вор, а в свое время старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) поправил. Он говорит: неправильно так говорить, это суд. Мы не знаем, как человек в дальнейшем будет себя вести. Может быть, он раскается в этом. Сейчас он ворует. Когда мы произносим «вор», то мы как бы произносим суд, суд навсегда. Безусловно, духовный суд принадлежит Богу.

— Но разве дело только в словах, как назвать человека? Мы говорим «вор» не только потому, что хотим заклеймить этого человека,а чтобы осудить само действие. Вот он вор, и это нехорошо — как бы такой ярлычок вешаем на него.

— Я думаю, что если сказать, что он ворует, склонен к воровству, наверно, это будет иметь тот же самый смысл, о котором вы говорите. Только здесь мы не клеймим человека, мы говорим об его сегодняшнем действии. Ведь мы не знаем, что происходит в душе человека. Я все время вспоминаю мученика Вонифатия, который пил и находился в блуде со своей госпожой. Ведь никто не видел его тайных слез. Он постоянно молился Господу и просил Господа, чтобы Господь освободил его от пьянства и от блуда. И настал тот момент, когда Господь дал ему силы пойти и исповедовать себя христианином, и мученическая смерть смыла с него эти два смертных греха. Этот человек был причислен к лику святых. Разве кто видел невидимых слез мученика Вонифатия? А можно было бы сказать, что он блудник, что он пьяница. Но лучше всегда говорить, что этот человек сейчас — да, склонен к блудной страсти, сейчас он склонен к винопитию. Но ни в коем случае, как я понял из слов старцев, ни в коем случае нельзя пригвоздить человека к этому греху и отождествить его с этим грехом. Это все то наносное, что несвойственно душе. Каждая душа создана по образу и по подобию Божию. Вспоминаю свою жизнь. Иногда душа моя вопит и кричит, когда я вспоминаю о своих грехах, соделанных мною в течении всей своей жизни, она вопиет и кричит — это не я! То есть, это мне несвойственно, мне другое свойственно. Мне свойственно было бы иметь и развивать те Божие свойства, которые заложены в душе каждого человека. А какие свойства заложены? Любовь, милость, долготерпение, милосердие, нравственная чистота. Все то, что свойственно Богу.

— А если мы говорим, что вот такой-то грешит — есть ли это осуждение? Как братья просили авву Моисея, чтобы он пришел на суд, и, наполнив дырявую корзину песком, старец пошел. А на вопрос братьев отвечал, что вот грехи сыпятся позади меня, но я их не вижу, зато пошел судить брата моего. Отец Владимир, можем ли мы понимать эти слова в том смысле, что даже наименование греха есть уже осуждение?

— Нет. Я думаю, что мы можем, безусловно, классифицировать, свидетельствовать о том, что человек поступает неправильно, по неправде, что он грешит.

— Мы можем сказать ему это?

— Конечно. И человеку можем сказать, и предупредить другого человека. Предположим, что этот человек, о котором мы говорим, склонен к воровству или еще к каким-то грехам. Мы должны предупредить другого человека — будьте внимательны, будьте осторожны, сейчас у него вот такая страсть имеется, которую он не может остановить в себе и искоренить в себе.

— Это не осуждение?

— Это не осуждение, это свидетельство. Допустим, человек пьет воду. Я говорю — он пьет воду. Это осуждение? Нет. Если я вижу, что человек залез в карман к другому человеку, я говорю: он своровал — с целью воровства полез в карман другому человеку. Это не осуждение, это свидетельство о том поступке — неправедном или праведном, или вообще безразличном, который человек делает и совершает. Поэтому это — свидетельство об этом грехе или об этой страсти.

— Вот здесь очень тонкая, как мне видится, грань. Такое явление, что человек что-то узнал о другом человеке, о неблаговидном поступке, наклонности к какому-то греху, и начинает всем рассказывать. Правильно ли так себя вести? Где грань предупреждению и где грань злословию начинается?

— Есть разные страсти человеческие. Если я вижу, — возвращаясь к страсти воровства, — безусловно, я должен предупредить, наверное, тех людей, с которыми этот человек, склонный к страсти воровства, общается, быть осторожными. Если я вижу, что человек, предположим, склонен к блудной страсти, я должен предупредить тех барышень-прихожанок прихода: будьте осторожны, может быть, этот человек имеет совершенно другие цели в общении с вами, не совсем чистые и не совсем нравственные, будьте начеку. Я должен предупредить об этом других людей, которые связываются с тем или иным человеком, склонным к той или иной страсти. Но при этом, безусловно, я не должен чувствовать себя праведником.

Вот смотрите — Господь Иисус Христос — я хочу отметить этот момент, говорит: «что ты видишь сучок в глазе брата своего, а бревна в своем не видишь». Почему так говорит Господь Иисус Христос? Потому что мы видим недостатки других, как мизерные, как сучок в глазе другого человека. А если мы вглядимся, всмотримся в свою душу, то увидим и можем увидеть бревно — не сучок, а бревно.

— То есть получается, осуждение проистекает из нашей гордости, из-за того, что мы считаем себя чище ближе к Богу, чем наш ближний, и поэтому имеем право его судить?

— Да, конечно. Ведь всем нам знакома притча о мытаре и фарисее. Фарисей, который вроде бы исполнял заповеди Божии, говорил о том, что я не такой как мытарь. Господь заканчивает эту притчу: кто ушел более оправданным? Мытарь, который бил себя в грудь и не мог поднять глаза к небу, или фарисей? Конечно, мытарь. Потому что каждый человек, который ведет внимательный образ жизни, постигает в себе бездну страстей, видит в себе бездну страстей и грехов. Мой опыт моей начальной духовной жизни, которая до сих пор не перешла к какой-то зрелой стати, свидетельствует о следующем. Как только мне хочется обратить внимание на недостаток другого человека, уже автоматически взор моей души погружается в свою душу, глаза мои погружаются в душу свою. Я вижу так много грехов в себе, что мне становится нежелательным другого осуждать или свидетельствовать о каких-то грехах другого человека. Мне больно за свои грехи. Я их вижу во множестве. Ведь,безусловно хорошо, когда человек практически воздерживается и не совершает преступления заповедей Божиих. Но Господь ведь нас призвал к чистоте сердечной. И кто из нас может сказать о себе, что у меня чистое сердце? Никто. Мы все мысленно, чувственно, может быть согрешаем и бываем виновны в преступлении всех заповедей Божиих в той или иной степени. И как говорили святые о том, что человек, согрешающий мысленно, сядет на скамью подсудимых на Суде Божием — говорят они образно, — вместе с теми, которые практически нарушали заповеди Божии. Видите как. Кто получит большее осуждение от Бога — я ли, согрешающий мысленно священник, или человек, который практически нарушает все заповеди, но не познавший Бога? Кто получит большее осуждение: я или тот человек? Я руководствуюсь словами Господа: «Кому больше дано, с того больше спросится». Я понимаю внутри и в глубине своей души, что за мысленные грехи, которые я совершаю, как священник, я вполне возможно, дам гораздо больший ответ на нелицеприятном Суде Божием, чем те люди, которые не познали Бога, и которые живут по своей воле, по своим страстям.

— Отец Владимир, а как пресечь сам корень греха осуждения?

— Мы со всем страстями, которые борют нас, можем бороться только одним способом и нам дан этот способ борьбы — молиться непрестанно. Только в молитве мы можем отсечь те страсти, которые кишат и владычествуют над нашей душой. Как преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Бей супостатов Именем Иисусовым» И, безусловно, внимательными наблюдением над проявлением своей души. Мы должны уклоняться от всех тех мыслимых чувственных грехов и тех страстей, которые внедряются в нашу душу. Молитвы, переключение своего сознания на что-то другое, от низменного к высокому. И, безусловно — Таинство покаяния, обязательная исповедь, которая смывает с нас, счищает с нас все эти грехи, которые мы совершаем, и в которых искренно исповедуемся. И все начинается с белого листа.

— А возможно ли вообще не осуждать?

— Вы знаете, преподобный Симеон Новый Богослов в одном из своих слов говорит: «Хулой на Духа Святого является следующая мысль, что человек не может достичь совершенной любви». То есть, каждый из нас способен с помощью Божией достичь совершенной любви, а это значит — достичь неосуждения.

— То есть, вот этот призыв Божий к святости к любви к ближнему, исполним?

— Да, конечно. «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен. Потому знают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Это, безусловно, призыв. Призыв к любви. А свойства любви гениально перечисляет апостол Павел, который говорит: «Любовь долготерпит, милосердствует, не мыслит своего, не сорадуется злу, а сорадуется истине…» То есть, любви свойственно не осуждать, а прощать, долготерпеть и превозносить человека, и видеть в человеке ту драгоценную его часть, которой является душа человеческая.

— На этом на сегодня мы закончим. И в следующий раз продолжим размышлять над заповедью Божией «Не судите да не судимы будете». Благодарим вас, батюшка, за столь интересную беседу!

— Спаси Вас Господи и Божие благословение призываю на вас и слушающих нашу передачу.

Протоиерей Владимир Волгин — Исповедь

О Таинстве Покаяния с протоиереем Владимиром Волгиным, настоятелем храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, беседует православный журналист Любовь Сергеевна Акелина.

Любовь Акелина: Отец Владимир, Вы часто говорите о том, что Таинство Покаяния должно было бы предшествовать Таинству Крещения.

Отец Владимир: Да, конечно. Когда человек решается принять крещение, он должен понимать: в святой купели ему прощается лишь первородный грех. И в этом залог нашей будущей жизни. Как говорит Господь: «Кто не крестится от воды Духа — не войдет в царство Небесное». Первородный грех — это стена между Богом и человеком. И Господь Иисус Христос пришёл через Свой крестный подвиг, через Своё служение миру искупить первородный грех человека и открыть людям врата Рая. И они были открыты.

Произошло это в день Вознесения, когда Господь в обоженном теле человеческом вознесся на Небеса и совершенным человеческим телом, без греха, открыл врата в Царство Божие. Но прощается, ещё и ещё раз обращаю ваше внимание, лишь первородный грех. А сколько же в нас грехов приобретённых! Я знаю это по себе, не понаслышке, так как крестился в 20 лет. Наши души предполагают наличие множества грехов, которые мы совершили, помимо первородного греха. Первородный грех — это наследственный грех, передающийся из поколения в поколение, распространяющийся на любого человека, который приходит в этот мир. А есть грехи другие, связанные с нашими страстями, связанные с нарушением Заповедей Божиих.

Посмотрите на людей, не знавших Бога, которые крестятся в разном возрасте. Кто-то в отрочестве — быть может, они и девство соблюли; кто-то — в годы зрелые; а кто-то — даже в престарелом. Однако объединяет их одно. Все они — несть человека без греха! — если и не нагрешились всласть, то совершили преступления почти перед всеми заповедями. И поэтому человек перед крещением должен обязательно исповедаться во всех своих грехах.

Только жалко, что не всегда так происходит. Лично я практикую исповедь взрослого человека перед совершением Таинства Крещения. Исповедую его во всех грехах, которые он совершил, начиная с семилетнего возраста. В этом случае мы не разрешаем грехов, как это обычно делает священник после исповеди. В данном случае разрешительной молитвой является святая купель, святое крещение. И человек возрождается в новую духовную жизнь: прощается не только первородный грех, но и все открытые грехи. Крещенская вода смывает всю грязь греховной жизни. Я хорошо помню своё состояние после крещения — состояние небесной радости, невероятной лёгкости, возвышенности. И это было несмотря на то, что я не понимал, что происходит. Я тогда не знал ни церковнославянского языка, ни смысла таинства. Но тем не менее меня осенила благодатная радость, связанная с освобождением от грехов.

Когда человек совершил крещение, ему даётся залог благодати Духа Святого, залог возможности спасения. Но оно зависит, с одной стороны, от Бога, потому что Господь сказал: «Без меня не можете ничего совершать». «И кому же возможно спастись!» — восклицает апостол Пётр. Христос отвечает: «Человекам это невозможно, но Богу всё возможно». Поэтому Господь, зная слабую человеческую природу, душевную и страстную, порабощённую страстям, греху, диаволу, учредил Таинство Покаяния, таинство исповеди.

Любовь Акелина: Отец Владимир, а есть ли разница между этими словами? Кажется, это одно и то же. Если вдуматься, то тонкая, но разница есть. На мой взгляд, конечно.

Отец Владимир: Покаянием я называю не только перечисление грехов, но и желание от них избавиться. Это и есть принести достойный плод покаяния. Это внутреннее, активное проявление души, желающей с помощью Божией преодолеть овладевающий человеком грех.

Иоанн Креститель говорит: «Сотворите же достойный плод покаяния». Конечно, если человек был блудником, убийцей, завистником, не почитающим родителей и так далее, то он может просто прийти на исповедь и грехи свои перечислить: вот в этом, в этом виновен. Но при этом без желания исправиться. Поэтому я и говорю, и настаиваю: покаяние должно быть связано с желанием во что бы то ни стало, с помощью Божией исправиться, то есть «принести достойный плод покаяния».

И Господь учредил это таинство — ещё при Своей земной жизни. Апостолу Петру что Он говорит: «Я тебе даю ключи Царства Небесного, кому свяжешь грехи на земле — свяжутся на Небе, кому разрешишь — разрешатся на Небе». Это в Евангелии от Матфея. Там же через несколько глав Он апостолам говорит то же самое. А в Евангелии от Иоанна, когда Господь после Воскресения является ученикам (приходит к ним дверями затворенными), Он дует на Своих учеников и говорит: «Примите Духа Святого. Им же свяжете грехи, будут связаны на Небе. Им же разрешите, будут разрешены на Небе». Эти слова означают, что Таинство Покаяния связано с благодатью Духа Святого.

Мы все прекрасно помним свой детский возраст, своё отрочество, когда мы жили с родителями, когда мы своими поступками огорчали их, обижали, оскорбляли. Эти человеческие отношения между детьми и родителями являются в каком-то смысле образом отношения человека к Богу. И когда мы совершали эти нехорошие поступки, мы приходили к родителям и просили прощение. И какое же облегчение испытывали мы, когда они прощали нас. А тем более когда с радостью прощали нас! Мы как бы с нового листа продолжали жизнь. Тех шалостей уже не существовало, мы уже не помнили их. Мы, конечно, могли их повторить, могли вновь обидеть родителей, вновь просить прощение и получать его. Но мы всегда забывали о предыдущем, помнили о настоящем.

Вот так и в исповеди. Священник, который принимает исповедь у человека, приходящего к нему — мирянина, инока, монаха (священник может принимать исповедь и у священников, и у епископов), — является не только слушателем тех грехов, в которых исповедуется человек. Священник, наделённый благодатью Духа Святого, прощает эти грехи. Но не своею силою, не своею властью. Что я могу как человек? Какая лично у меня власть? Да никакой. Прощаем только благодатью Духа Святого. Потому что грехи приносят не нам, а Богу! Покаяние не священнику — а Богу!

Поэтому исповедь начинается словами молитвы: «Се, чадо, — обращается священник к человеку, — Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое». То есть священник является посредником между Богом и человеком. Священник является видимым свидетелем исповеди и будет свидетелем на Страшном Суде, что тот или иной человек исповедовался в своих грехах. А Господь принимает эту исповедь, и Господь прощает человека от грехов. И священник уже в самой разрешительной молитве читает: «Властью Его, данной мне Свыше (то есть Божией), прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих».

Поэтому исповедь и называется таинством — по участию в ней благодати Духа Святого. Вот такова, если хотите, догматика этого таинства.

А теперь мне хотелось затронуть тему практики исповеди.

В древние времена существовала публичная исповедь, отменённая лишь в V веке. Она практиковалась тогда, когда человек совершил тяжкое грехопадение — прелюбодеяние или кражу. Или когда человек явился соблазном для прихода. Прихожанин каялся перед всем приходом в содеянном грехе. В зависимости от тяжести греха на христианина накладывалась та или иная епитимья, то есть церковное наказание.

Тогда существовала и своего рода классификация людей, совершивших грех. Были плачущие, слушающие, припадающие, купностоящие.

Например, плачущими называли тех, кто по епитимье не имел права находиться в храме. И они плакали и просили каждого входящего в церковь помолиться Господу о прощении их грехов. Купностоящие могли присутствовать на службе до её окончания, но не причащались.

Надо сказать, что наказания за грех в древние времена были очень суровые. За блуд христиане, не состоящие в браке, отлучались от причастия на 10 лет, за прелюбодеяние — на 15 лет, а за грехи, которые неудобно и вслух-то произносить, — на 25 лет. Безусловно, длительность наказания оставалась на усмотрение архиереев и священников. Они взирали на степень исправления человека, его покаяние и могли срок епитимьи и сократить.

Но сейчас-то мы живём в особое время. Я говорю тем, кто ищет у меня совета, — будьте осторожны в выборе священника для исповеди. Потому что встречаются священники, которые пользуются указаниями святителя Василия Великого или апостольскими правилами и отлучают людей от причастия на все сроки, указанные в правилах. Что называется, со всем размахом.

Любовь Акелина: Такая «щедрость» в кавычках.

Отец Владимир: Вот вспоминаю, у нас на приходе жила одна девица. И я смотрю, после Пасхи она проводит всё время в посте. Мы разговелись, празднуем, это же совокупный праздник души и тела. А она постится. Спрашиваю, отчего. Оказалось, священник наложил на неё епитимью, и она должна до конца дней поститься. Как, почему? Я даже испугался. Оказалось, она встретила священника, исповедалась в грехе, который не совершила, а только помыслила. Что ж, я узнал, где батюшка служит, позвонил ему. Выяснилось, что он подумал, что девушка в действительности совершила большой грех. А это же было у неё только в мыслях. Ну, раз так, говорит мне батюшка, я разрешаю её от поста. Пусть ест! Но самое главное заключается в том, что священник, который наложил епитимью, только он может снять её. И представьте, если бы он умер, то никто не имел бы права снять епитимью с этой несчастной девицы.

Как-то я приехал в Псково-Печерский монастырь к отцу Иоанну (Крестьянкину). И вижу странную картину: старец бегает чрезвычайно взволнованный, кого-то ищет. Увидел меня, подходит ко мне и рассказывает. Приехала в монастырь одна женщина и ищет батюшку, который когда-то наложил на неё епитимью. Он отлучил её до конца жизни. А узнать, найти батюшку не может. И теперь никто — ни Патриарх, ни старец — не может снять с неё епитимью. Отец Иоанн не знал, что делать, чем помочь. Как он был опечален! Правящий архиерей может только вызвать и увещевать священника, уговорить или благословить снять строгое церковное наказание. Поэтому я и говорю — будьте осторожны!

Мы живём в особое время. Как многие богословы говорят, в апостасийное, во время отступления от Церкви. Как тот же старец Иоанн (Крестьянкин) называл, в неоязыческие времена. Я помню, на одной из проповедей старец говорил, что «по правилам Вселенских Соборов за грехи положено столько-то и столько-то. Но мы живём в такое время, когда просто радуемся, что люди приходят и исповедуются в своих грехах. И сразу же допускаем к причастию, понимая, что мы понесём за это ответственность перед Богом. Сейчас особое время, когда мы должны принимать людей такими, какие они есть».

Я знаю, что людей, утверждённых в церкви, старцы отлучали самое большее только на 40 дней.

Любовь Акелина: А затем они могли приобщаться, даже если священник ушёл в лучший мир?

Отец Владимир: Да, старцы полагали, что человек должен читать в течение 40 дней покаянный канон и потом приступить к чаше. Вот сейчас придёт человек из мира, а ему скажут: «Ты на 10 лет отлучён». Да он больше никогда не придёт. Отец Иоанн (Крестьянкин) давал мне напутственное слово. Когда меня рукоположили, я приехал к нему, и он сказал: «Будьте предельно строги к себе и предельно великодушны к людям». Священники, стремящиеся быть истинными пастырями, стараются быть великодушными к мiру. Они радуются, когда люди исповедуются в грехах, и еще больше — когда они имеют намерение исправить свою жизнь.

И ещё вот на чём я особо хотел остановиться. Многим надо помогать в исповеди, так как не все знают «деликатные» грехи. Например, контрацепция. Многие, не читая Священное Писание, не считают это за грех. А ещё в Ветхом Завете в лице Ананы, которого Господь умертвил, был осуждён этот грех. Это тоже убийство, но на другом уровне. Поэтому священник во время исповеди наводящими вопросами помогает кающемуся. Но не потому, что он не хочет исповедоваться…

Любовь Акелина: Просто не осознают, что это грех.

Отец Владимир: Да, и именно поэтому надо вопрошать. Для того чтобы исповедующийся отходил от исповеди полностью освобождённым от грехов своих.