Вертепы

Рождественский вертеп: из истории возникновения символа чудесного праздника

Рождество Христово — удивительное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда… И это чудо происходит!..

Есть прекрасная старинная традиция — под Рождество ставить в доме вертеп.

Вертеп — древнерусское слово. Обозначает оно пещеру. Согласно Священному Писанию, Сын Божий — Младенец Иисус Христос — родился в вертепе, где остановились на ночлег Дева Мария и праведный Иосиф.

В русской православной традиции рождественские вертепы никогда не почитались так, как на западе, откуда они пришли. Сначала на Украину и в Белоруссию, потом — в Россию. В России впервые театральные представления получают благословение только в XVII веке с приходом царя Алексея Михайловича, любившего театральные представления и с удовольствием приглашавшего актеров. Расцветом для российского вертепа становится восемнадцатый век.

Рождественский вертеп — это модель Вифлеемской пещеры с куколками внутри или можно назвать это рождественским театром кукол. Его можно также сравнить с рождественской домашней литургией для детей: воспоминание о рождении Христа, проведенное через куколок, через маленький театрик.

Прошло время, и вот из-под рук мастеров стали выходить вертепы деревянные резные, из картона и папье-маше, глины, фарфора, гипса… Изысканные и незамысловатые, большие и маленькие панорамы, воспроизводящие сцену Рождения Спасителя, были своего рода Библией для неграмотных.

Именно с этого рождественского вертепа и начинается история кукольного театра на Руси. Ходили по домам христославы, славившие рождение спасителя, а среди них и те, кто вновь и вновь рассказывал вечную историю о рождении Сына Божия.

Вертеп переходил из деревни в деревню, защищая землю от всего злого, что происходит в мире и символизируя собой ковчег спасения. Зимой его возили на санях, переносили из избы в избу, показывали представления на постоялых дворах. Вокруг вертепа расставлялись лавки, зажигались свечи, и сказка начиналась.

Что же собой представлял рождественский вертеп? Вертеп был простым деревянным или картонным ящичком с прорезями, открытый с бока зрителя, он мог быть до 2 метров в высоту и одного метра в ширину. Сам вертепный ящичек представлял собой домик в два этажа, которые по христианской традицией трактовались как «небо» и «земля», а внизу была дырка — «ад», куда проваливается Ирод. Вертепник размещался сзади и водил куклу по прорезям в полу, наблюдая за действием в специальные окошечки.

Соответственно рождественской сцене оформлялся и весь верхний ярус домика. Его оклеивали бумагой синего цвета или окрашивали в синий цвет. На крышу домика вырезалась рождественская Вифлеемская Звезда, возвестившая всему миру о чудесном рождении Сына Божия. Эта Звезда была сквозной. С внутренней стороны домика ее подсвечивали свечой. И она действительно сияла мерцающим светом во время рождественского представления.

С внутренней стороны ящик обклеивали белой заячьей шкуркой. Белый цвет символизировал чистоту. В то же время заячья шкурка скрывала прорези в ящике, по которым двигались фигурки.

Вечером для освещения по бокам и вверху ящика подвешивали несколько разноцветных фонариков.

Сцена закрывалась ярким тканевым занавесом или ставнем, скрывавшими от зрителей перестановки между сценками.

Каждый персонаж имел своё игровое пространство и двигался строго в его пределах. Верхний ярус этого домика, собственно, и представлял пещеру Рождества. В нем размещались маленькие ясли, в которых лежал спеленатый Младенец Христос; фигурки Иосифа и Девы Марии, склоненные над ясельками; вол и ослик, согревающие Спасителя своим дыханием.

Эти фигуры нельзя было назвать просто куклами: в них никогда не играли как в куклы, не произносили за них речи. Они изображали рождественскую сцену и были знаками, символами Рождества. Порой вместо фигурок в верхнем ярусе ставили икону праздника Рождества.

Куклы изготавливались из дерева, иногда из глины. Им раскрашивали лица, одевали героев в одежду из ткани и бумаги; к ноге крепили деревянный или проволочный стержень. Вертепщик сам «играл» за всех, меняя голос в зависимости от характера персонажа. За ящиком также также могли находиться музыканты и хор.

Классическая «труппа» вертепа — Богоматерь, Иосиф, Ангел, Пастух, три Царя-волхва, Ирод, Рахиль, Солдат, Черт, Смерть и Пономарь, в обязанность которого входило зажигать свечи на вертепе перед представлением. Каждая кукла крепилась на штыре, за который снизу, как за ручку, может взяться кукловод и передвигать ее по специальным щелям в полу сцены.

Младенец в вертепе, как правило, — туго скрученный жгутик из белой материи; овечки, с которыми приходит поклониться Христу пастух, — кудрявый комочек пряжи. Как правило, герои в вертепе деревянные или тряпичные, из простого дешевого материала — их легко смастерить, легко переносить.

Однако среди вертепщиков существовало неписаное правило: кукла, изображающая Богородицу, должна быть сделана иначе, нежели все остальные, как будто ее мастерил другой художник. Поэтому образы Богородицы и Спасителя создавались мастерами-вертепщиками с особой тщательностью. Иногда вместо куклы Божьей Матери ставили икону.

Существовали некоторые незатейливые хитрости вертепа. Например, как волхвы становятся перед Младенцем на колени? (Как оказалась, чурочка, из которого изготавливался волхв, была короче одетой на него драпировки). Как у Ирода голова с плеч слетает, когда Смерть ее срезает косой? (Кукла Ирода делалась не из цельного куска дерева, а прикреплялась на штырек, за который водят персонажа. Чуть потянешь штырек вниз — и голова с плеч!)

Как же происходило действо?

Верхний ярус вертепного ящика назывался «небом», «пещерой» или «хлевом»; изнутри он оклеивался голубой бумагой со звездочками из фольги; на задней стене изображалась сцена Рождества, либо рядом с ней устраивалось подобие пещеры или хлева с яслями, а также неподвижные фигурки Марии, Иосифа, младенца Иисуса Христа, домашних животных.

Нижний ярус назывался «землей» или «дворцом»; здесь разыгрывались эпизоды злодеяний и наказания царя Ирода, а также бытовые сценки комического и сатирического характера. «Дворец» украшался яркой цветной бумагой, блестками; в центре располагался трон, на котором сидел Ирод. Около трона с обеих сторон иногда закреплялись неподвижно по три воина, вооруженных пиками и мечами. Остальные куклы «входили» и «выходили» через две двери в боковых стенках ящика.
Во второй части представления показываются бытовые сценки, затем герои «прощаются» со зрителями.

По свидетельству современников, вертеп был любимой святочной забавой и нравился самым разным зрителям, вне зависимости от возраста, происхождения и социального положения.

Со временем вертеп превращался в привычный для нас кукольный театр, ведь с годами куклы обрастали различными механизмами, позволяющими двигать конечностями.

Хотя украшение церквей рождественскими сценками сейчас плотно ассоциируется в нашем сознании с католической традицией, но в XVIII–XIX веках на Украине, в Белоруссии, на Псковщине и в Сибири в рождественские дни можно было встретить детей и взрослых, ходящих с вертепом и дающих незамысловатые представления. Это были предвестники кукольных театров — их более назидательный, но не менее красочный и любимый народом вариант.

Обычная картина для деревенского предрождественнского пейзажа: ребятишки в высоких самодельных коронах с палками в руках представляют «персидских царей», которые пришли поклониться маленькому ребенку. С ними путешествует украшенный позолоченной бумагой и неприглядными рисунками маленький деревянный ящик, рукотворный вертеп или праздничный театр для кукол с крышей из двух досок. Обычно дети в костюмах возили свой рождественский короб на санках, а поднявшись на крылечко, просили у хозяев домов разрешения колядовать. Если они были согласны принять колядки, малыши вносили свой театр в домишко, клали его на два стула либо стол, и сказка начиналась.

Уже к концу века балаганные сценки, игравшиеся в нижнем этаже, оказались более значимы, чем события «горнего яруса». Вертепщики же стали носить чудесный ящик по ярмаркам не только на Святки, но ходили с ним вплоть до Масленицы. Известно, что некоторые артисты ездили с вертепами даже на Нижегородскую ярмарку. К слову, «уставщица всей российской торговли» открывалась 15 июля!

Октябрьская революция 1917 года и последовавшая вслед за ней антирелигиозная кампания решили судьбу рождественских представлений. Они, как и традиционная Елка, оказались под строгим запретом. Вскоре были утрачены тексты вертепных спектаклей и забыты секреты вождения кукол. Только в 1980 году началось возрождение традиционного вертепа.

Главные зрители и посетители рождественских вертепов — дети. И не нужно долго объяснять, почему: глядя на таинственные вертепы, они словно переносятся умом и сердцем в Вифлеем, к яслям Младенца Христа.

Вертеп в Псково-Печерском монастыре

Вертеп в Киево-Печерской лавре

Снежный вертеп у Свято-Троицкой Церкви в Томске

Снежный вертеп в Академгородке, Томск

Снежная часовня у храма Смоленской иконы Божией Матери, Дубна

Вертеп изо льда. Екатерининский собор в Царском Селе

Вертеп с настоящими животными в Пятигорске.

Софийский собор, Царское Село

Кто-то покупает вертеп в магазине или на ярмарке, кто-то предпочитает мастерить сам. В Европе эта традиция никогда не прерывалась, ей уже много веков.

Как прикоснуться к чуду Рождества — особенно если в доме есть маленькие дети? Одно из возможных решений — сделать вертеп. Совместный труд вместе с детьми и другими домочадцами в любом случае подарит радость.

Можно всей семьей сделать вертеп, а потом читать добрые рождественские рассказы, иногда, по возможности, оживляя действие.

Но при изготовлении вертепа нужно знать некоторые правила его построения. Символика осталась неизменной: рай вверху, ад внизу. Фигурки святого семейства располагают на верхнем ярусе, если вертеп двухьярусный и слева, если он одноярусный. А озвучивают только земных существ.

Вертеп был и остается одной из любимых традиций празднования Рождества. И каким бы он ни был, статичным, механическим или даже живым, с участием актеров-людей, для зрителя он, прежде всего, — чудесный знак, указывающий на ту самую, Вифлеемскую, пещеру.

Рождественское

В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен его волос…
Бык дохнул в лицо младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть дитя бочком…
Присмиревший белый козлик
На чело его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:
«Посмотреть бы на ребенка
Хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине…
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей!..»
С. Чёрный

Рождественский кукольный театр, или Вертеп

Наталья Плахтеева
Рождественский кукольный театр, или Вертеп

Слово «вертеп» происходит от старославянского «вертепъ»- «пещера». Это название используется православной церковью для обозначения места рождения Иисуса Христа.

Вертеп в узком смысле этого слова – это народное Рождественское представление об истории Рождества Христова, разыгрываемое в специальном ящике. Раньше Вертепное действо обязательно сопровождалось пением различных религиозных песнопений, что и отличало его от светской народной драмы.

Вертепный театр являлся частью народных Святочных колядок и хождением ряженых со «звездой». Время хождения с вертепом продолжалось все Святки, т. е. с Рождества Христова (7 января) и до Крещения Господня (19 января). Ряженые возили вертепный ящик на санках, когда ходили из дома в дом со своим представлением. Поднявшись на крыльцо, они спрашивали разрешения колядовать. Если хозяева были согласны их принять, колядовщики вносили театр в горницу и представление начиналось. Дети пели тропарь праздника:

«Рождество Твое, Христе Боже наш,

возсия мирови свет разума,

в нем бо звёздам служащии звездою учахуся

Тебе кланятися, Солнцу правды,

и Тебе ведети с высоты Востока.

Господи, слава Тебе!»

Перевод:

Рождество Твое, Христе Боже наш,

озарило мир светом богопознания;

ибо тогда — звёздам, как Богу, служившие

— звездою научены были

поклоняться Тебе, Солнцу правды,

и знать Тебя, Восток с высоты.

Господи, слава Тебе!

А далее шло повествование событий истории Святой ночи, когда родился Христос.

В нашем детском саду на Святки традиционно проводится Рождественский праздник. Непременным его атрибутом, занимающим почётное место, является Рождественский кукольный театр или вертеп. У нас есть несколько видов этого театра.

Первый театр я сделала лет шесть назад. Для изготовления пещеры я взяла картонную коробку и декорировала её с помощью папье-маше. Затем красками разукрасила получившуюся пещеру

Чтобы изобразить звёздную ночь, решила сделать задний фон. Для этого взяла картонный лист, выкрасила его чёрной краской, а когда та высохла, приклеила звёзды, примерно изобразив созвездие Рыбы. Согласно легенде, именно там и появилась Вифлеемская звезда

Для показа вертепного театра задний фон крепится к пещере-вертепу специальным крепежом из проволоки

Всех персонажей я сделала из ткани способом традиционной народной куклы

С помощью этого Вертепного театра я каждый год рассказываю детям Рождественскую историю

Наши воспитанники участвовали в городском Рождественском конкурсе. Они изготовили и послали на него три работы. Но жюри выбрало творческую работу «Рождественский вертеп». Его сделала Арина. Пещеру она сделала тем же способом, каким и я, а главных персонажей Арина сделала в технике «Бумагопластика»

Так же дети участвовали и в конкурсе поделок на Рождественскую тему. И появилась вот такая красивая работа в плоском изображении

А однажды руководители детского православного центра «Зерно веры» к Рождественскому празднику предложили нам несколько идей для украшения зала, а также свой Вертепный театр. Все фигуры тонкой работы были сделаны из фарфора

Священник нашего храма, отец Павел, подарил красивые фигуры главных героев Рождественской истории

Собрав их вместе и расположив возле вертепа, они займут почётное место на нашем Рождественском празднике!

Современный Рождественский театр сохраняется в детских садах, в школах, центрах детского творчества. В некоторых семьях родители устраивают свои вертепы, возрождая традицию домашнего театра.

Вертеп, 4 буквы

раек

Слово «раек» состоит из 4 букв:

— первая буква Р

— вторая буква А

— третья буква Е

— четвертая буква К

Посмотреть значние слова «раек» в словаре.

Альтернативные варианты определений к слову «раек», всего найдено — 35 вариантов:

  • Балаганное представление
  • В России XVIII—XIX вв. — переносной ящик с увеличительным стеклом в передней стенке для рассматривания сменных картинок, показ которых сопровождался рифмованными пояснениями, прибаутками
  • В России до 1917 г. — самый верхний ярус в зрительном зале театра, под потолком, куда нередко содержатели театров раздавали билеты студентам в порядке благотворительности
  • В России конца XVII — начала XVIII вв. — театр марионеток
  • Верхние места в театре, под потолком, устаревшее название театральной галерки
  • Верхний ярус в зале театра
  • Вид кукольного театра
  • Вид представления на ярмарках
  • Галерка
  • Галерка в театре
  • Галёрка для слуг буржуина
  • Глазная радужница
  • Граненое стеклышко показывающее радужные цвета, или предметы в радужных цветах, стеклянная призма
  • Зрелище на ярмарке
  • Кукольный театр
  • Места для бедных в театре
  • Музыкальная шутка М. Мусоргского
  • Музыкальный ящик
  • Парадиз
  • Радужница глазная, радуга, радужная перепонка с окошечком, зеницей, зрачком
  • См. рай
  • Театр в ящике
  • Театр в ящике на русской ярмарке
  • Театр за стеклом
  • Театральн. галерка
  • Театральная галерка
  • То же, что вертеп, кукольный театр
  • Ярмарочн. зрелище
  • Ярмарочное «шоу»
  • Ярмарочное зрелище
  • Ярмарочный «ТЮЗ»
  • Ярус зрительного зала
  • Ящик с картинками
  • Ящик с марионетками в старину
  • Ящик с передвижными картинками, показ которых сопровождался комическими прибаутками

Счастливого Рождества!

Звезда зажглась — Христос родился!

И Мир сияньем озарился!

Пусть радость к нам приходит в дом,

С весёлым светлым Рождеством!

Сегодня будет Рождество, весь город в ожиданьи тайны,

он дремлет в инее хрустальном и ждет: свершится волшебство.

Метели завладели им, похожие на сновиденье.

В соборах трепет свеч и пенье, и ладана сребристый дым.

Под перезвон колоколов забьётся колоколом сердце.

И от судьбы своей не деться – от рождества волшебных слов.

Родник небес – тех слов исток, они из пламени и света.

И в мире, и в душе поэта, и в слове возродится Бог.

Колдуй же, вьюга-чародей, твоя волшебная стихия

преобразит в миры иные всю землю, город, и людей.

Встречаться будут чудеса, так запросто, в толпе прохожих,

и вдруг на музыку похожи людские станут голоса.

( М.Ю Лермонтов)

Рождественский вертеп в православной традиции

Праздник Рождества Христова Русская Православная Церковь отмечает 7 января.

Издавна у православных существует традиция украшения почитаемых икон, особенно к праздникам. Поэтому на праздник Рождества Христова по благочестивой традиции всегда украшается икона, и не только в храмах, но часто и в домах.

В канун праздника не только украшают рождественскую елку, но и делают вертеп — устраивают специальное место, напоминающее событие рождения Спасителя.

Вертеп – древнерусское слово, что значит «пещера». Согласно Священному Писанию, Младенец Иисус Христос родился в яслях, в пещере, где остановились на ночлег Дева Мария и праведный Иосиф.

Сегодня увидеть вертеп можно в Рождественские праздники практически в каждой православной церкви…

Основной сценой вертепа остается сцена у яслей, где лежит новорожденный Младенец-Иисус.

Рождественский вертеп — воспроизведение сцены Рождества Христова средствами различных искусств. Также вертепом называют театральные постановки на рождественскую тему. На Руси вертеп известен с XVII в..

Словом «вертеп» не принято называть изображения, являющиеся предметом религиозного поклонения

Сейчас в православии используются два варианта Рождественского вертепа. В одном из них вместо Святого семейства располагается икона Рождества Христова. Вокруг размещаются волхвы, пастухи и животные.

Другой вариант допускает и изображение Святого семейства в окружении всех или части участников рождественских событий.Фигуры могут быть как объемные, так и плоские, как цветные, так и символические, монохромные. Но обязательно наличие восьмиконечной сияющей звезды!

Часто праздничную икону Рождества Христова на аналое украшают навесом, имитирующим свод пещеры.

Сегодня устанавливают вертепы и дома – они могут быть статичными или активно действующими, на которых разыгрываются домашние небольшие рождественские постановки.

Доброй традицией является устройство уличных вертепов. Загадочная ледяная пещера

Особая русская традиция и радость – вертепы из снега и льда. Снежная часовня

У храма Смоленской иконы Божией Матери, Дубна

Снежные вертепы-пещеры выглядят очень таинственно

Снежный вертеп в Академгородке, Томск

Ледяные скульптуры у Екатерининского собора в Царском Селе

Вертепы – это незабываемая атмосфера рождественских дней!

Тольятти, во дворе храма св. прав. Иоанна Кронштадтского

Лагерь беженцев в Ирбиле, Ирак.Этот вертеп был устроен в 2013 г. христианами, бежавшими от ИГИЛ, для своих детей. Фото: Мэтт Карди / Getty Images

А это Севастополь. Вертеп храма святителя Николая в Камышовой бухте

Высоко над Форосом на Красной скале на высоте 427 м над уровнем моря красуется эта изящная церковь,построена она в память о событиях 1888 года на станции Борки, где потерпел крушение поезд царской семьи Государя Александра III .

В прошлом году мы на рождественские каникулах были с православной группой в Крыму. И Рождество встречали в Храме Воскресения Христова. Были на ночной праздничной Литургии, причастились Святых Тайн Христовых. Ночь была снежная холодная и в храме топили печь.

Икона «Рождество Христово» принадлежит кисти К. Маковского. Украшена ветками кипариса в храме Воскресения Христова.

В Свято-Успенском монастыре на скале в Бахчисарае строго, фотографировать монахи не разрешили.

Симферополь. Это чудесный рождественский вертеп, созданный стараниями игумении Евсевии и сестёр обители Свято-Троицкого женского монастыря – зрелище незабываемое! Десятки фигур святых, людей, животных, деревья, цветы, плоды собраны воедино в гармоничную композицию. Поэтому многие приходят в монастырь специально для того, чтобы полюбоваться на рождественскую красоту.

Слева — пастухи, они первыми увидели Вифлеемскую Звезду.

В центре — Святое семейство.

Справа — волхвы-звездочеты на верблюдах из далёких стран привезли Дары.

Поклонение волхвов, фрагмент иконы Рождество Христово (А.Фёдоров 19в.)

А за Звездой волхвы всё шли

По долам, по горам,

И смирну с золотом несли,

И ладан-фимиам.

И вот в вертепе сердце бьется

В яслях для скота,

Блаженна Мать, Дитя смеется,

Их хранит Звезда…

(Иеромонах Мисаил)

С праздником вас!

С Рождеством Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!

Материалы православных сайтов http://www.patriarchia.ru/db/t…