Вера Надежда любовь церковь

3 часть: Франция, Страсбургский собор, храм, св. Трофима

3 день (20.04) Храм св. Трофима, Страсбург, собор девы Марии

Утро сегодня туманное. Выезжаем в 9 часов.

Едем опять по горным дорогам. В долинах стелется туман и закрывает нам все пейзажи. Вскоре туман рассеивается, но небо серое. В долинах на склоне гор я вижу целый ряд солнечных батарей. Сначала я думала, что это теплицы. Кое-где видны ветряки, вырабатывающие электрическую энергию. Сегодня едем в деревню Эшо. Сначала проезжаем провинцию Эльзас. Здесь самый континентальный климат. На вершине есть горный парк. Здесь впервые появился обычай украшать ёлку под Новый год. Едем по территории Франции. Как таковых официальных границ нет, и мы легко переезжаем из страны в страну, так как эти страны состоят в Шенгенской визе.

Въехали в небольшую и тихую деревеньку с каменными домами и остановились перед неприметным католическим храмом Св. Трофима.

Вокруг посажены красивые цветники.


Внутри церкви в левом приходе есть постамент, на котором стоит сундучок, в котором до революции хранились мощи Веры, Надежды, Любови и их матери Софии.

После Французской Революции, монастырские здания были проданы с аукциона, а в самом монастыре был устроен трактир с винным погребом. Куда исчезли мощи, осталось неизвестным. 3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаг из песчаника. Другую — в небольшой реликварий, помещенный в раку с другими святынями. Мы прочитали молитвы, затем по очереди прикладываемся к святыням.

На правой стене металлическая рака, в которой хранятся мощи св. Софии и частица Животворящего Креста Господня.

За пределами храма, я решила осмотреть внутренний двор с захоронениями. Меня привлёк мелодичный звук колокола, который раздавался из колокольни. На улице было солнечно. С любопытством рассматриваю цветы и сирень необычного красно-гранатового цвета. Садимся в автобус.

Теперь едем в город Страсбург. Будучи пограничным, этот город несёт на себе печать французской и немецкой культуры. Выйдя из автобуса, прогуливаемся по улицам.

Центр города, находится на острове, окруженном рекой Иль. Проходим через красивый мостик, с которого открывается красивый пейзаж — это так называемый квартал «Маленькая Франция».

Прорезанный сетью каналов, застроенный средневековыми домами с высокими крышами, квартал этот кажется ожившей сказкой. Когда-то здесь находился военный госпиталь, а сейчас похожая на маленький замок Школа Святого Фомы, старинная реформаторская церковь. Это место мне очень понравилось.

Далее идём пешком до церкви Святого Фомы. Она впечатляет не столько своим внешним убранством, сколько своими интерьерами. Если снаружи она выглядит просто и сурово, как это свойственно романскому стилю, то внутреннее убранство ее целиком выдержано в традициях готики.

Гордостью церкви св. Фомы является его большой орган, созданный в 1740 году. По звуку он является одним из лучших инструментов такого рода.

Теперь идём через площадь, на которой видим необычную старинную карусель. Если бы у нас было свободное время, я прокатилась бы на ней.

Выходим на узкую улочку, и видим, издали огромный храм. Это и есть кафедральный собор, именуемый «Розовый Ангел». Страсбургский собор Девы Марии входит в число самых красивых готических соборов Европы. Собор располагается на месте римского храма на самой высокой точке города. Собор построен в стиле так называемой «лучистой» готики из розового песчаника. Издали собор кажется очень ажурным из-за множества архитектурный элементов. Одинокий шпиль Нотр -Дам возвышается на высоту 142 метра.

Мы с благоговением входим в этот храм. Можно самостоятельно осмотреть собор.

Я прохожу по центральному проходу мимо множества скамеек. Главным украшением собора являются прекрасные витражи. (окно-роза на западном фасаде). Схема собора.

Другой достопримечательностью храма являются Астрономические часы. Этот массивный механизм собрал в себе навыки и знания лучших математиков, астрономов и техников Европы XVI века. Перед часами расположен небесный глобус. В нижней части находится циферблат с несколькими стрелками, показывающими текущее время, лунную фазу, а также время восхода и захода солнца. Фигура Аполлона «следит» за днями недели. Над ним каждый день проезжает колесница: по-воскресениям ею правит Аполлон, по-понедельникам — Луна, по-вторникам Марс, по-средам — Меркурий, по-четвергам — Юпитер, по-пятницам — Венера, по-субботам Сатурн. Циферблат на выступе цоколя оснащён двумя парами стрелок, одна показывает среднеевропейское время, другая — астрономическое с разницей в полчаса. Над большим циферблатом с изображением солнечной системы расположен лунный глобус, который поворачивается сообразно лунным фазам. Часы достаточно точно делают вычисления церковных праздников. В 1832 году было добавлено устройство, показывающее орбиты Земли, Луны и известных на тот момент планет. Самый медленно вращающийся механизм показывает прецессию земной оси — один оборот занимает 25800 лет. Каждые 15 минут возвещают о том, что будет движение на часах.

Мы поспешили в придел, где находились эти знаменитые часы. Высота их огромна. Приходилось поднимать высоко голову, чтобы рассмотреть самый верхний циферблат. И вот мы слышим звук оппонента, отбивающий удар, видим на верхней галерее, как появляются фигурки, символизирующие четыре возраста человеческой жизни, и Ангел внизу переворачивает песочные часы. В астрономический полдень (около 12-30) мимо восседающего на троне Христа в верхней галерее проходят 12 апостолов, вместе с тем механический петух слева бьёт крыльями и трижды кукарекает, напоминая об отречении Петра. Собралось множество народу, чтобы увидеть это.

Мне нравятся скульптуры «Успении Пресвятой Богородицы. Здесь изображена Мария на смертном одре. В центре Иисус, несущий маленькую фигурку, душу Богородицы, которая после кончины вознесётся на небо.

Искуситель молодой человек с короной на голове протягивает девушке яблоко, плод соблазна. Черепахи и змеи за его спиной олицетворяют Зло. Напротив стоят Девы мудрые с серьёзными лицами и держат наготове светильники. Жених приглашает девушек следовать за ним.

Слева гравюра храма, справа орган «Ласточкино гнездо».

Теперь у нас есть свободное время, и мы можем самостоятельно прогуляться по городу.

Возвращаемся обратно к собору. Только, что прошёл дождик, и улицы блестели от свежих луж. Мы решили сфотографировать красивый пейзаж фасада дома в отражении огромной лужи.

Теперь двигаемся в сторону стоянки автобуса, по пути проходим мимо красивейших клумб на фоне зелёного газона и едем обратно в гостиницу.

Дорога занимает около 1-1,5. Ужинаем как всегда поздно, собираем вещи в чемодан, так как завтра у нас переезд во Францию.

Далее: Пригород Парижа, Реймсский собор

Русская Православная Церковь

Храм мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Миусском кладбище в Москве (подворье Митрополичьего округа в Республике Казахстан)

Дата создания: 1823 г. Описание:

Троицкое благочиние Московской городской епархии

История

Миусское клад­бище бы­ло от­кры­то в 1771 г. во вре­мя эпи­де­мии чу­мы. В 1773 г. здесь был постоен пер­вый де­ре­вян­ный храм.

В 1823 г. на месте деревянного здания на сред­ст­ва куп­ца И.П. Ко­жев­ни­ко­ва был вы­стро­ен ны­не су­ще­ст­вую­щий ка­мен­ный храм (арх. А.Ф. Эль­кин­ский). Освящение совершил митрополит Московский Филарет (Дроздов).

В 1834 г. к церкви были пристроены приделы в честь иконы Божией Матери «Знамение» и свт. Митрофана Воронежского. Позже со стороны западного фасада над приделами были возведены две одноярусные колокольни. В 1911-12 гг. на сред­ст­ва А.А. Не­ро­но­вой по­строе­ны ко­ло­коль­ня и бо­га­дель­ня.

В начале 1920-х гг. в хра­ме неоднократно со­вер­шал бо­го­слу­же­ние свт. Ти­хон, Пат­ри­арх Московский и всея Руси.

В 1934 г. храм был за­крыт, крест сбили, ко­ло­коль­ня была разрушена до первого яруса, зда­ние храма впоследствии пе­ре­строе­но.

Бо­го­слу­же­ния во­зоб­нов­ле­ны 28 сен­тяб­ря 1990 г. Под руководством настоятеля храма протоиерея Бориса Присяжнюка (+2011) был воссоздан архитектурно-художественный облик храма начала ХХ в. Была заменена крыша, расписаны стены, иконы помещены в киоты.

В собственность Церкви храм передан распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 10 февраля 2017 г.

***

14 марта 2012 г. распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при храме было открыто представительство Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла настоятелем храма — Патриаршего подворья на Миусском кладбище — назначен глава Митрополичьего округа митрополит Астанайский и Казахстанский Александр.

Престолы

Главный престол освящен в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, приделы — в честь иконы Божией Матери «Знамение» и святителя Митрофана Воронежского.

Святыни

Ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Ско­ро­по­слуш­ни­ца», «Феодоровская»; икона свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и Софии с мощами; частицы мощей прп. Севастиана Карагандинского, свв. мчч. Серафима и Феогноста Алма-Атинских.

Богослужение

В будние дни ежедневно утреня и Литургия в 8.00. Вечернее богослужение — в 17.00.

По воскресным дням и праздникам Литургия совершается в 8.30, накануне — всенощное бдение в 16.00.

***

Настоятель — митрополит Астанайский и Казахстанский Александр.

Страна: Россия Город: Москва Адрес: 127018, г. Москва, ул. Сущевский Вал, д. 21 Телефон: +7 (495) 656-29-10 Web-сайт: http://st-vera.moseparh.ru E-mail: oe.neretin@yandex.ru Родительская организация: Митрополичий округ Русской Православной Церкви в Республике Казахстан Настоятель: Александр, митрополит Астанайский и Казахстанский (Могилев Александр Геннадиевич)

Храмовая скульптура церкви Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Самаре.
«У нас есть Бог Небесный, его детьми мы желаем остаться, а на твоих богов плюем и угроз твоих не боимся. Мы готовы пострадать и даже умереть ради дорогого нам Господа нашего Иисуса Христа».
Из тропаря Вере, Надежде, Любови и матери их Софии.
Вера, Надежда, Любовь и матерь их София (греч. αγία Σοφία και οι κόρες της Πίστις, Ἐλπίς, Ἀγάπη cвятая София и её дочери Пистис, Элпис, Агапе; лат. Fides, Spes, Caritas) — христианские святые, почитаемые в лике мучениц. Святая София и дочери ее, Вера, Надежда и Любовь, пострадали в Риме в царствование императора Адриана во II веке († 137). Вере было 12 лет, Надежде — 10 и Любови — 9. В православном искусстве принято изображать Веру, Надежду и Любовь именно как святых мучениц, поэтому на иконах они представлены в виде маленьких девочек вместе с матерью Софией. В западном искусстве Веру, Надежду и Любовь принято изображать как взрослых женщин, символизирующих христианские добродетели. Вера часто изображается с крестом, Надежда — с якорем, а Любовь — в окружении детей. Когда Вера, Надежда и Любовь изображаются рядом, то Любовь всегда находится в центре. Почитаются в Католической, в Православной и в Англиканской церквях. В Православной Церкви память совершается 30 сентября (17 сентября по старому стилю). В Католической Церкви, согласно старому мартирологу, дата их памяти 1 августа. Мощи святых мучениц в VIII в. были отпущены из Рима в Эльзас и с 777 года покоятся в Эльзасе, в церкви Эшо, где и доселе показывают их гроб. Частица мощей св. Софии есть на Афоне (Мученица София и дочери ее, Вера, Надежда и Любовь). Вера, Надежда, Любовь — три христианских добродетели и три русских женских имени.

Надвратный мозаичный храмовый образ церкви Веры, Надежды, Любови и Софии на Миусском кладбище в Москве.
Житие и страдание Веры, Надежды, Любои и матери их Софии
События происходили в Италии, в Риме, в царствование императора Адриана (117-138 гг.), ревностного язычника и гонителя христиан, того самого, который совершил поход на Иерусалим с целью борьбы с христианскими реликвиями, по приказу которого на месте Храма возвели храм Юпитера Капитолийского и на Голгофе был выстроен языческий храм Венеры Победительницы, который будет снесен и срыт до основания по приказу равноапостольной императрицы Елены во время ее экспедиции на Святую Землю.

Во II веке н.э. в Италии времен Римской Империи жила тихой, затворнической жизнью благочестивая женщина-христианка, вдова с тремя юными дочерьми. Фидэс, Спес, Каритас – так в начале второго века по Рождестве Христовом святая София назвала своих трех дочерей – в честь христианских добродетелей. Вера (греч. Πίστις), Надежда (греч. Ἐλπίς) и Любовь (греч. Ἀγάπη) (Имена соответствуют христианским добродетелям из 1-го послания Павла к Коринфянам «А теперь пребывают эти три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (13:13)). Имя их матери София означает премудрость, др.-греч. σοφία — «мудрость, разумность, наука». Свт. Дмитрий Ростовский пишет: «Она была христианка, и сообразно своему имени, жизнь свою вела благоразумно – по той премудрости, которую восхваляет Апостол Иаков, говоря: «мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов» (Иак.3:17).» Не нашла сведения о муже Софии и отце трех девочек. Известно лишь, что вскоре после рождения третьей дочери София лишилась супруга (Свт. Дмитрий Ростовский. Страдание святых мучениц Веры, Надежды и Любви, и матери их Софии). Вдова, она воспитывала дочерей одна. Трудностей материальных не испытывала, т.к. была знатных кровей. Воспитывала хорошо – девочки были и красавицами, и умницами – все, как полагается по таким прекрасным именам.

Свт. Дмитрий Ростовский пишет: «По мере того как дети росли, возрастали в них и добродетели. Они хорошо уже знали пророческие и апостольские книги, привыкли внимать поучениям наставников, прилежно занимались чтением, были усердны в молитве и в домашних трудах. Повинуясь святой и богомудрой матери своей, они преуспевали во всем и восходили от силы в силу. А так как они были чрезвычайно красивы и благоразумны, то на них вскоре все начали обращать внимание.» (Страдание святых мучениц Веры, Надежды и Любви, и матери их Софии.)
В Римской Империи государственной была древнеримская религия, или греко-римское язычество, император был язычником, христианство было запрещено. И потому гонения на христиан, пытки и мучения нежелавших приносить жертвы языческим богам и чтить императора как живого бога не были новостью. Настал час мученичества и для святой Софии и ее трех дочерей.
Считается, что про красоту и начитанность Веры, Надежды и Любови ходили слухи (несмотря на тихий, затворнический образ жизни), при этом сами девочки и их мать, как уже говорилось, не скрывали своих религиозных взглядов и в открытую чтили Христа. От соседа к соседу недоумение и восхищение добралось до губернатора – начальника области Антиоха. Свт. Дмитрий Ростовский пишет: «Слух об их премудрости и красоте распространился по всему Риму. Услыхал о них и начальник области Антиох и пожелал их видеть. Как только он увидел их, тотчас же убедился, что они — христианки; ибо они не желали скрывать своей веры во Христа, не сомневались в надежде на Него и не ослабевали в своей любви к Нему, но открыто пред всеми прославляли Христа Господа, гнушаясь богомерзкими идолами языческими.» По другой версии семья святой Софии, странствуя по Италии, прибыла из Милана в Рим и остановилась в доме у богатой дамы по имени Фессамния, и та вместе с наместником Антиохом написали донос на своих постояльцев, что в то время не было редкостью.

Вера, Надежда, Любовь — христианские добродетели. Витраж.
В тот вечер София была с дочерьми дома и рассказывала им о жизни, о мире, о Боге. Когда раздался глухой стук в дверь, все подумали об одном и никто не подал вида. К царю? Все ясно. Спокойно София попросила несколько минут на сборы. О чем молиться? «Господи, защити»? Не меня, но их? Или бежать? И кто бы осудил Софию за это? Но ее молитва была другой: «Чтобы не испугались мы страшных его мучений и не пришли в ужас от смерти, Господи». Потом она взяла дочерей за руки и повела их к царю. Она знала, что это последний путь, что она повела дочерей умирать.
Когда же святые девы с матерью предстали перед императором, все присутствовавшие изумились их спокойствию: казалось, что они были званы на светлое торжество, а не на истязания. Наверное, сначала царь не хотел мучить девочек 12, 10 и 9 лет. Он увидел, что девочки не обычные. Хоть и прекрасны, и умны, но они христианки. То есть проповедуют запрещенную религию. Призывая по очереди сестер, Адриан убеждал их принести жертву богине Артемиде — сначала обещанием богатых подарков, а затем угрозами. Но они твердо исповедовали свою веру в Христа и даже не думали приносить жертву языческому божеству. Царь даже предлагал им назваться его дочерьми…

Святая София и ее дочери в заточении. Витраж
Император приказал отвести мать и девочек на три дня к одной красноречивой женщине язычнице по имени Палладия, чтобы они жили под ее присмотром и чтобы та уговорила их поклониться римским божествам. Как тяжело было матери сделать выбор! Ей предлагали пойти на хитрость, принеся богине Артемиде вроде бы незаметное жертвоприношение – бросить щепотку ладана к ногам статуи. Только один кусочек. София выбирает смерть, но не предательство. Живя в доме Палладии, мать напутствовала своих дочерей ни под каким предлогом не принимать язычество и не приносить жертву языческим богам. «У нас есть Бог Небесный, — ответил они, — его детьми мы желаем остаться, а на твоих богов плюем и угроз твоих не боимся. Мы готовы пострадать и даже умереть ради дорогого нам Господа нашего Иисуса Христа». Царь быстро понял, что в этой битве он слабее. Что сила за 10-летними девчонками. Что они смотрят насквозь и прямо ему в душу.
Император в гневе. Он повелел предать дочерей Софии жестоким пыткам. Он решает пытками заставить непокорных детей отречься от их веры. Для Софии же он придумал еще более изощренное испытание – видеть, как мучают ее родных дочерей…

Святая Вера. Россия, 1900 г.
Первой схватили 12-летнюю Веру. На глазах у матери и сестер ее истязали. По преданию, Ангел хранил девочку от мук: она не проронила ни слова до того момента, когда бессильный император приказал отрубить ей голову.
Адриан дал и Надежде шанс одуматься, надеясь на ужас, который охватит еще совсем юную христианку при виде мучений Веры. Но она не хотела ни о чем договариваться с убийцей своей сестры. Жестоко избиваемая, она не издала ни звука. Ангел Божий хранил отважную девочку. Император дал знак отрубить и ей голову.

Мучение свв. Веры, Надежды, Любви и Софии. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска на Афоне (Дионисиат). 1547 г.

Видя казнь старших сестер, совсем еще маленькая, девятилетняя христианка тоже твердо отвергла предложение поклониться римским богам. С молитвой она сама вошла в раскаленную печь, куда ее собирались бросить палачи… На день смерти Вере было 12 лет, Надежде — 10 и Любови — 9.
Мученичество Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Фреска в монастыре Христа Пантократора. Высокие Дечаны, Сербия, Косово. XIV в.
Чтобы продлить душевные страдания святой Софии, император разрешил ей взять тела дочерей. Ее просто оставили в огромной зале с растерзанными телами трех дочерей. София, «принявшая страдания за Христа не телом, а сердцем», положила останки их в ковчег и отвезла с почестями на колеснице за город и похоронила на высоком месте. Три дня святая София, не отходя, сидела у могилы дочерей и, наконец, предала там свою душу Господу. Верующие погребли тело ее на том же месте.
Виктор Васнецов. Радость праведных о Господе (Преддверие Рая). Триптих (левая часть). Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София изображены в левой части триптиха. Праведников, стремящимся к вратам Рая, сопровождают ангелы, поддерживая их и указывая дорогу. Вера, Надежда и Любовь испуганно льнут к своей матери Софии, не веря, что их нечеловеческие страдания позади, 1896.
Интересные факты
Суворов спросил одного из своих лучших генералов Милорадовича: «Знаешь ли ты трех сестер?»
«Знаю!» — отвечал Милорадович.
«Так, — подхватил Суворов, — ты русский, ты знаешь трёх сестёр: Веру, Надежду и Любовь. С ними слава и победа, с нами Бог!»
(Из книги Н. А. Полевого «История Графа Суворова-Рымникского Генералисимуса Российских войск», М., 1904 г. стр. 294.) Из ЖЖ serg_slavorum, С ДНЕМ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ И ЛЮБВИ.
Также известны Агапия, Ирина и Хиония («Любовь, Мир и Снежная» (Снег как символ целомудрия)) — три другие святые сестры-мученицы с говорящими именами.
Храм святого Трофима в Эшо. Эльзас, Франция
Мощи святых и храм святого Трофима в Эльзасе
Мощи святых Веры, Надежды, Любови находятся в католическом соборе святого Трофима в деревне Эшо («Ясеневый остров») в Эльзасе во Франции. Паломничество по святыням, хранящимся в Европе – это паломничество от мученичества к мученичеству, от казни к крови, от славы к славе. Терновый венец Христа. Глава Иоанна Предтечи. Глава святой Елены. Вера, Надежда, Любовь, София.
Вплоть до французской Революции мощи святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии хранились в Эльзасе, в бенедиктинском аббатстве, основанном епископом Страсбургским Ремигием около 770 года в Эшо. Честные мощи, полученные епископом Ремигием от папы Адриана I, были перенесены из Рима в аббатство 10 мая 777 года. Владыка Ремигий «торжественно принес мощи на своих плечах из Рима и положил их в монастырской церкви, посвященной святому Трофиму».
В честь святой Софии монастырь в Эшо стал называться аббатством Святой Софии.
Мощи святых мучениц привлекали к себе множество паломников, так что в 1143 году игумения Кунегунда решила устроить на старинном «римском пути», ведущем в разросшуюся вокруг аббатства деревню Эшо, «гостиницу для паломников, со всех сторон приходящих».

Саркофаг из песчанника XIV века, в котором до Революции хранились честные мощи свв. Софии и ее дочерей. С 1938 года в нем содержится одна из двух частиц мощей св. Софии, принесенных из Рима в том же году.
Скульптура в храме святого Трофима, Эшо, Эльзас, Франция
Реликварии со святыми мощами
В храме святого Трофима.
Богослужение (православное) в честь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
В 1792 году, спустя три года после французской Революции, монастырские здания были проданы с аукциона за 10100 ливров. В монастыре был устроен трактир с винным погребом. Куда исчезли мощи, осталось неизвестным. В 1822 году трактир был разрушен вместе с другими бывшими монастырскими помещениями.
После того как в 1898 году остатки монастырской церкви святого Трофима были объявлены «историческим памятником», начинается ее постепенное восстановление.
3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаге из песчаника, а другую – в небольшом реликварии, помещенном в раке с другими святынями. (Мощи святой мученицы Софии в Эльзасе.)
Выполненный из песчаника саркофаг (XIV в.), в котором с 1938 года хранится частица мощей святой Софии, установлен в церкви Эшо на белом постаменте с поддерживающими его небольшими колоннами. Он имеет следы стершихся от времени рисунков и барельефов, рассказывавших о некоторых сценах из жития мучениц. На стене, слева и справа над ковчегом, укреплены цветные скульптурные изображения мученика Христофора и основателя аббатства епископа Ремигия, а в центре — святой Софии и ее дочерей-мучениц. (Описание Храма св. Трофима в г. Эшо.)
Почитание святых
В средневековой Европе почитание мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии было широко распространено. Мощи их привлекали к себе такое множество паломников, что в 1143 году игумения Кунегунда решила устроить на старинном «римском пути», ведущем в разросшуюся вокруг аббатства деревню Эшо, «гостиницу для паломников, со всех сторон приходящих». Служились и так называемые мессы Софии. К заступлению мучениц прибегали в случае особой нужды и скорби. Папой Львом III была составлена специальная месса, служившаяся им при дворе Карла Великого в Падерборне по случаю бедственного положения короля. Известная раннесредневековая писательница монахиня Росвита из Гандерсгеймского монастыря (род. ок. 935 г.) в Германии, писавшая пьесы и стихи по латыни, посвятила этим святым мученицам свою драму «Sapientia» («Премудрость», то есть «София»). Считается, что материал она заимствовала из жития, датированного VIII веком и принадлежавшего перу медиоланского монаха Иоанна, утверждавшего, что святые происходили из его родного города Медиолана (Милана).
О том, что почитание мучениц было широко распространено не только в Европе, но и на Востоке, свидетельствуют первые тексты жития (возникли не ранее VII-VIII вв.), написанные на разных языках: грузинском, армянском, болгарском, латинском и греческом. На латинском языке имена святых мучениц звучат как Fides, Spes, Caritas et Sapientia, а на греческом — Пистис, Елпис, Агапи и София.

Вера, Надежда, Любовь — три русских женских имени
Почитание мучениц было издавна широко распространено и на Руси. Оригинальные греческие имена дочерей — Пистис, Элпис и Агапэ — были переведены на старославянский язык (ст.-слав. Вѣра, Надежда, Любы), и только имя их матери Софии («Мудрость») оставили без перевода. Имена мучениц символичны: мудрость — мать трех христианских добродетелей: веры, надежды, любви. Эти святые женщины очень почитаются на Руси, и имена Вера, Надежда, Любовь и София уже много столетий одни из самых популярных в России. На Руси этот день называли еще «всесветлыми бабьими именинами». По традиции в день памяти святой Софии и ее дочерей в русских селениях было принято чествовать женщин, которых звали именами святых мучениц.
Вера, Любовь, Надежда. Витраж. Храм святого Иоанна, поселок Llandenny (Уэльс, Великобритания)
Вера, Надежда, Любовь — три христианские добродетели
«А теперь пребывают эти три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» – писал апостол Павел.
Почему вера, надежда и любовь считаются добродетелями?
Вера, надежда и любовь являются теми подлинными силами, которые сообщает нам Бог и которые с помощью благодати Божьей человек может взрастить и развить в себе, чтобы иметь «жизнь в избытке» (Ин 10, 10).
«А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор 13, 13).
«Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин 4, 16).
Вера. Витраж
Что есть вера?
Вера – это та сила, благодаря которой мы находимся в согласии с Богом, признаём Его истину и устанавливаем с Ним личную связь.
Вера – это сотворенный Богом путь к Той Истине, Которая есть Сам Господь. Поскольку Господь есть «Путь и Истина и Жизнь» (Ин 14,6), вера – это не просто отношение или «доверие» кому-то или чему-то. Вера имеет конкретное содержание, оно изложено в CREDO (Символе веры). Защиту вероучительных истин Церковь считает своей обязанностью. Кто принимает дар веры, кто хочет верить, тот становится ревнителем этих бережно пронесенных через времена и культуры догматов веры. С другой стороны, вера предполагает доверительное отношение человека к Богу, открывающее Ему сердце, разум и эмоции, поскольку вера «только в любви действенна» (Гал 5, 6). Понять, насколько человек действительно верит в то, что Бог есть Любовь, можно не по тем утверждениям, которые он декларирует, а по плодам его любви.
«Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины…» (1 Ин 2, 4)
«Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным…» (Мф 10, 32).
Надежда. Витраж
Что такое надежда?
Надежда – это та сила, которая постоянно и настойчиво влечёт нас к тому, к чему мы изначально предназначены: славить Бога и служить Ему; к тому, что составляет наше подлинное счастье – найти своё осуществление в Боге; туда, где наша истинная обитель – в Боге.
Надежда – это полное доверие тому, что Бог нам обещал при сотворении мира, через пророков и, в особенности, через Иисуса Христа – даже если мы этого ещё не видим. Чтобы мы могли терпеливо надеяться на исполнение истины, нам был дарован Святой Дух.
Не говори,
что нет спасенья,
Что ты в печалях
изнемог:
Чем ночь темней,
тем ярче звезды,
Чем глубже скорбь,
тем ближе Бог.
Аполлон Майков (1821–1897), русский поэт
Любовь. Витраж Эдварда Берн-Джонса, храм святого Мартина (Brampton, Великобритания)
Что такое любовь?
Любовь – это та сила, благодаря которой мы – те, кого Бог возлюбил прежде – можем посвятить себя Ему и соединиться с Ним. Любовь – это та сила, которая позволяет нам относится к ближнему так же бескорыстно и сердечно, как мы относимся к самим себе.
Иисус поставил любовь над всеми законами, без неё все остальные законы недейственны. Св. Августин очень точно выразил это в словах: «Люби – и делай, что хочешь». Но сделать это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Таким образом, любовь – это наивысшая энергия, воодушевляющая и наполняющая Божественной жизнью все другие добродетели.
«Любовь – удивительная добродетель. Она – одновременно средство и цель, движение и пункт назначения, путь, который к ней же самой и ведёт. Что же надо делать, чтобы любить? Здесь не требуется никаких искусных приёмов, а нужно просто любить: как учатся играть на лютне, играя на ней, и учатся танцевать, танцуя» (Св. Франциск Сальский).
«Тем, кто любит Бога, Он всё обратит в добро, и даст их заблуждениям и ошибкам стать добром» (Святой Августин)
Изображение святых мучениц на витраже окна церкви Веры, Надежды, Любови и Софии в Белгороде.
Изображения
На византийских иконах святые Пистис, Елкис и Агапи изображались так, что их возраст не подчеркивался, за исключением изображения сцен мученичества. В древнерусской же иконописи появились иконы, где в центре представлена святая мать, а перед ней — три небольшие фигурки малолетних дочерей. В некоторых храмовых росписях и в иконописи святая София и мученицы Вера, Надежда и Любовь представлены вместе стоящими, одиного роста. То же можно видеть и на фреске в Кельнском соборе. В православном искусстве принято изображать Веру, Надежду и Любовь именно как святых мучениц, поэтому на иконах они представлены в виде маленьких девочек вместе с матерью Софией. В западном искусстве Веру, Надежду и Любовь принято изображать как взрослых женщин, символизирующих христианские добродетели. Вера часто изображается с крестом, Надежда — с якорем, а Любовь — в окружении детей. Когда Вера, Надежда и Любовь изображаются рядом, то Любовь всегда находится в центре.
Вера, Надежда, Любовь на картине работы Генриха Марии фон Гесса, 1819