Учиться нравится

6 способов научить ребёнка учиться

Один из самых частых родительских запросов — «Ребёнок не хочет учиться, что делать?». Но для того, чтобы хотеть учиться, учиться надо как минимум уметь. А это навык! Наш блогер, детский психолог Ольга Кондрашова рассказывает о том, как этот навык приобрести и развить.

Не стоит ожидать, что ребенок сможет сделать это самостоятельно: пока маленький человек учится в 1-2 классе (в 3 уже более или менее начинает включаться ответственность за себя), он ещё не очень собран, организован, попросту «вменяем». Поэтому он нуждается в контроле со стороны, то есть его надо элементарно научить учиться, показать, как это делается.

Конечно, есть дети, которые в силу повышенной тревожности, например, страха перед учителем или родителями, или, наоборот, чрезмерной очарованности учителем (больше встречается у девочек), сами обеспокоены выполнением домашнего задания. Но это скорее исключение из общего правила. Итак, ответственность за умение ребёнка учиться в значительной степени лежит на взрослых!

Сейчас много экспертных оценок, которые сводятся к тезису — интерес ребенка превыше всего. Согласна, что инициативу ребенка давить преступно. Но, к сожалению, возбуждение от новизны падает даже у взрослого, а умение вернуть себя к сосредоточенности, будь то решение задачи или просто усвоение новой информации, думаю, останется актуальным. Хотя бы до тех пор, пока нас не будут «чипировать» уже встроенными программами по аналогии с гаджетами. Но пока у нас с вами дети, а не роботы. И через определенное время ваш ребёнок из начальной школы перейдет в старшие классы, где учиться будет уже труднее.

Помимо этого в старшей школе смещается мотивационный приоритет — ребёнок «слетает» с важности обучения на важность установления социальных связей (друзья превыше всего!)

Но если всё-таки ребёнок умеет брать себя в руки и делать, доделывать, учиться, то он уже не провалится в безысходность или отчаяние — «всё бесполезно, уже так всё запущено, такой дикий объём, мне с ним уже не справиться, нет смысла даже начинать!». Таких проблем не будет, если у ребёнка уже будет осознанный опыт «включения» в уроки. Как же удерживать внимание ребёнка во время выполнения уроков?

1. Придавайте новые смыслы скучным заданиям

Например, ребёнку нужно научиться писать буквы красиво. Варианты: «Ок, а как мы будем писать послание Деду Морозу? Он же ничего не разберёт в твоих каракулях, будет обидно, если ты не получишь то, что просишь на Новый год»… Или: «Давай напишем письмо бабушке? Только надо писать так, чтобы она смогла прочитать, она ведь не очень хорошо видит!». Или: «А вдруг ты окажешься на необитаемом острове? Тогда тебе понадобится написать послание людям и отправить его в бутылке. Давай научимся писать разборчиво!».

2. Стимулируйте внутреннюю мотивацию

Можно спросить у ребёнка и побудить его самого поразмыслить о том, что ему даст тот или иной навык — умение читать, писать, считать, запоминать. Это может стать основой его собственной внутренней мотивацией — сильнейшего и ярчайшего стимула. Увы, он горит ярко, но не очень долго. Нужно будет периодически напоминать ребёнку о пользе того, до чего он уже сам однажды додумался и к чему пришёл сам.

3. Меняйте роли — вместо ученика «учитель»

Все лекторы знают: если хочешь лучше знать предмет — прочитай по нему лекцию. Превращаем ребёнка в учителя, сажаем перед ним всех его зайчиков, машинки, мишек, кукол и играем в школу. Вы, кстати, тоже можете подыграть в роли самого непослушного и самого «бездарного» ученика — «Ой, как же трудно писать эти цифры! Никак у меня не получается!». Или специально делайте массу ошибок. Обычно дети очень радуются, видя себя со стороны.

Этот приём снимает напряжение, позволяет в безопасном режиме проговорить и осознать трудность обучения. А это, как вы помните, улучшает самоконтроль и повышает «вменяемость», то есть ребёнок видит препятствие (лень, невнимательность, неспособность заставить себя доделать), с которым ему надо справиться.

Плюс это снижает страх перед возможностью ошибки. Это очень важный момент, потому что дети в школе постоянно находятся в зоне тревоги и некомпетентности — ежедневно они сталкиваются с новым материалом, новыми задачками и новыми требованиями к их интеллектуальным способностям. Способность спокойно переносить неудачи и ошибки — важное качество, позволяющее идти вперёд, а не сваливаться в яму «я — никчёмный неумеха».

4. Научите его самостоятельно делать уроки

Через какое-то время, когда вы видите, что ребёнок освоил навык «делания уроков», постепенно начинаем оставлять его одного. Но нужно сделать так, чтобы ребёнок понимал, что невыполнение домашнего задания и плохая учёба в целом имеют для него негативные эмоциональные последствия. То есть нужно создавать вокруг него поле ожиданий, в котором присутствуют обязательно две темы.

Первая — надо дать ему понять, что вы цените его старания. Вы можете говорить: «Мы рады, когда у тебя все хорошо получается» или «Мы расстраиваемся, когда у тебя плохие результаты». Так ребенок усвоит, что вы уважаете его труд, его усилия над собой, его способность проявлять волю, его растущую и крепнущую самостоятельность. Это же позволяет сформировать такое важное качество характера, как способность достигать целей и уважать самого себя за достигнутый результат.

Ребёнок научится мотивировать себя этим опытом и ощущением радости и подъема, которое будет следовать за каждой самопобедой. Важный нюанс — старайтесь делать свои комментарии для ребенка четкими и конкретными. Не просто «Ты молодец!» или «Отлично!», а «Как я рада, что ты всё сумел доделать!».

Вторая — проговорите, что если что-то не получается, то это не катастрофа! Это позволит ребенку избежать излишней тревоги по поводу наказаний и разочарования в нем и снимет с процесса учебы негативный эмоциональный оттенок. Например, вы можете говорить ему: «Если у тебя что-то не так здорово выходит, знай, мы всегда тебе поможем», «Мы не будем тебя ругать за плохую оценку. Просто давай договоримся, если у тебя что-то не получается или ты что-то не понимаешь в школе, сразу говори и мы вместе разберем трудные места или объясним тебе то, что ты не понял. Мы всегда поможем, главное не запускать предмет, ок?».

Так ребенок получает вектор развития — то есть он не безразличен, его усилия кому-то важны и ценятся. Одновременно с этим родители не злобно контролируют его, а волнуются за него и готовы всегда помочь и оказать поддержку.

5. Делитесь успехами

Можно за семейным ужином или на прогулке обсудить с ребенком то, что теперь он стал более взрослым, тем более что он и сам к этому стремится, ожидая похода в первый класс. А у взрослых людей всегда есть такие дела, которые не хочется делать, но надо! Потому как это приводит к таким-то и таким-то «крутым» результатам. Обязательно подчеркнуть очень важные и позитивные последствия этих дел с пометкой «надо». Хорошо, чтобы все члены семьи рассказали ребенку, какие лично у них есть эти «надо» и почему важно их выполнять, чего от них хорошего.

В конце дня можно делиться друг с другом, как нелегко давались каждому свои «надо», но мы — ура! — с ними справились!

6. Работайте с материалом

Последнее общее правило. Проверяя домашнее задание ребенка, помните, что лучший способ освоить, запомнить или хорошо знать изучаемый материал — это не 100 раз его прочитать, а один раз его рассказать или сделать на базе этого материала какие-то задания.

Как понравиться ребенку вашего партнера? Семь практических советов

Совет № 1. Внимание, интерес и нежность, проявленные по отношению к ребенку, неизбежно приведут к доверительным отношениям и укрепят существующую связь с его родителем. Для матери-одиночки (или отца, по умолчанию далее используется «мать») очень важно, чтобы ее партнер любил или, по крайней мере, хорошо относился к ее ребенку. Если у вас есть опыт общения с детьми или соответствующее образование, вам будет проще найти к ним подход.

Совет № 2. Будьте с ребенком искренним. Искренне отвечайте на его вопросы, особенно относительно ваших отношений с мамой. Объясните ребенку, что теперь вы будете любить его и маму. Но не стоит вдаваться в подробности вашей интимной жизни, само собой разумеется. Если малыш почувствует, что вы насильно хотите ему понравиться, если в ваших словах и действиях не будет искренности, он обязательно насторожится, начнет ревновать, отношения зайдут в тупик и с ним, и с мамой.

Совет № 3. Адекватно реагируйте на проступки ребенка. Проявляйте мягкость, но не вседозволенность. На упреки, следующие из вашего запрета на что-либо, отвечайте адекватностью и справедливостью. При необходимости учитесь настаивать на своем. Объясняйте, что есть такие поступки, которых нужно обязательно избегать. За понимание ребенка хвалите, и ваш труд увенчается успехом.

Совет № 4. Проявляйте вежливость, доброту, искренность, особенно, когда ребенок настроен агрессивно относительно вас. Общайтесь на общие, ни к чему не обязывающие темы. Будьте всегда терпеливы и толерантны. Доказывайте справедливость вашей позиции. Во время споров умейте вовремя отступить, дать немного свободного пространства.

Совет № 5. Заработайте доверие: вместе посидите за просмотром мультиков, вместе «порежьтесь» на приставке, сходите в кино, цирк… Даже простая прогулка по парку и сбор желтых осенних листьев может стать для вас обоих своеобразной терапией для укрепления ваших отношений. Помогайте ребенку делать домашние задания, привлекайте к совместной работе маму. Разработайте систему поощрений за правильно выполненные задания и хорошее поведение. И всегда хвалите ребенка, но только за действительные достижения.

Совет № 6. Попробуйте найти ребенку новое хобби. Если он никогда не собирал марки, сходите вместе на почту и купите несколько наборов, объясните, в чем их ценность. Мама никогда не водила на пейнтбол? Это ваш шанс подурачиться вместе. Не забудьте взять с собой маму! У вас есть в городе конные экскурсии? Походы, байдарки, сплавьтесь на плоту… Помните, вы несете ответственность за ребенка, будьте предельно осторожными и внимательными особенно в рискованных предприятиях.

Совет № 7. Не скупитесь на ласковые слова. Если ребенок маленький, его можно еще погладить по головке, перед мамой он восторженно будет о вас откликаться. Только одно но. Учтите тот факт, что бывают и замкнутые дети, которым не нравится, чтобы им улыбался кто-то чужой и, тем более, трогал. Скорее всего, он спрячется за мамой, а вы потом ему доказывайте, что вы с лучшими намерениями. Не бойтесь пользоваться услугами психологов, консультируйтесь по разным вопросам.

И последнее: не фальшивьте! Дети очень тонко чувствуют фальшь в словах и поступках. Всегда будьте самим собой, покажите свою душу такой, какой ребенок будет ее видеть каждый день, чтобы в дальнейшем он не разочаровался в вас. Строить отношения легче, чем их налаживать.

Теги: психология общения, отчим, доверие, воспитание, внимание, взаимопонимание, ребенок, дети

Как полюбить учиться, если школа отбила все желание

Если при упоминании учебы вы с ужасом вспоминаете школьный класс — что ж, мы вас понимаем. В школе нас, безусловно, многому научили, но порой это было так больно и неудобно, что еще об одной учебе думать вовсе не хочется. Психолог Сергей Галиуллин рассказывает, как учиться новому без боли.

1. Нащупать свою цель

Цель помогает двигаться вперед и не отвлекаться на лишнее: она должна быть ясной, достижимой и применимой. В школе с этим было не все так гладко. Если совсем по-честному — решение пойти в школу принимали не мы, а цель «закончить 11 классов, чтобы поступить в вуз и устроиться на престижную работу», мало у кого включала азарт ходить на химию, от которой волосы дыбом.

Но есть хорошие новости: теперь мы сами можем придумывать цели, от которых будет переть. Чтобы это сделать, можно пойти от проблемы, которая вас волнует. Например, хочу найти зарубежного партнера онлайн, но не знаю как правильно вести переговоры на английском. Вот и появилась цель: научиться свободно общаться с зарубежными партнерами за три месяца — ясная, достижимая и применимая цель. Понятно, что нужно сделать, достичь ее реально, и она действительно нам важна.

Кстати, в достижении этой цели может пригодиться наш бесплатный личный план «Английский для работы». Просто оставьте почту, и мы пришлем пдф-файл с полезными советами — с ними вы найдете подход к любому партнеру.

Ваш личный план «Английский для работы» Скоро на имейл вам придет письмо с инструкцией. А в течение часа мы позвоним и подберем удобное время занятия. Продуктивного дня 🙂 Ой, произошла ошибка обработки. Попробуйте еще раз чуть позднее. Ой, произошла ошибка обработки. Скорее всего, такой имейл или телефон уже зарегистрирован. Попробовать еще раз

Цель легко проверить по принципу «щелкает — не щелкает». Если нет — заниматься будет сложно. Но пробовать все равно стоит, ведь бывает и так, что мы вдохновляемся уже в пути.

2. Составить план

План — это наша карта, она показывает как именно мы пойдем к цели. В школе планы придумывали за нас: вот есть учебник со списком тем, которые мы последовательно проходим. И с точки зрения педагогики, это понятно, но что, если у каждого из нас свой собственный путь — своя волшебная карта.

Проявите фантазию и «нарисуйте» свою карту цели. Небольшая хитрость: записывайте все действия в совершенном виде. Например, в случае с зарубежным партнером план может выглядеть так:

  • Скачать бесплатный план по английскому
  • Писать небольшие деловые письма в зарубежные организации: магазины, отели, учебные заведения (без повода, а просто так, для тренировки)
  • Анализировать их ответы: забирать себе «вкусные» фразы и использовать их в следующем письме

Такие формулировки помогают мозгу увидеть конкретный результат на каждом шаге и сразу мыслить в категориях реальных действий.

3. Завести дневник достижений

Представьте предмет, который вы ненавидели в школе — настолько, что постоянно откладывали домашку до последнего и придумывали причины не идти на контрольную… допустим, по геометрии. А теперь представьте, если бы тогда у вас был специальный блокнотик, в который вы записывали бы свои успехи по геометрии. Например, решил один пример из трех (уже молодец, потому что сам), посчитал площадь круга, запомнил ту формулу и подсказал соседу по парте.

Такие дневники помогают отслеживать свои успехи и не сдаваться, когда что-то идет не так — а это бывает с каждым из нас. А еще это инструмент, который повышает уверенность в себе: преодолевать сложности становится проще и задорнее.

Необязательно вести классический дневник, можно использовать чек-листы. Например, основатель IT-Agency Всеволод Устинов использует чек-лист, чтобы завести и внедрить полезные привычки. Главное — не заводить инструмент ради инструмента. Если вам достаточно ставить галочки в календаре и отмечать количество дней, которое вы занимаетесь английским, — это тоже нормально. Ищите то, что подходит именно вам.

4. Начать с базы

Изучайте новое уровнями от простого к сложному. Конечно, хочется сразу говорить на иностранном как носитель языка или играть на укулеле как боженька. Но для начала берите простые и интересные куски — необязательно длинные фразы с продвинутой лексикой, но простое и важное для построения следующих кирпичиков. В школе, кстати, с этим было все в порядке, но не всегда общий темп класса совпадал с индивидуальным. Например, все уже поняли, как составлять отрицательные предложения в Present Simple и уже переходят к вопросительным, а ты еще ковыряешься и грустишь.

Но теперь можно проходить все в своем темпе и тратить даже на самые простые вопросы столько времени, сколько нужно именно вам, — даже если кажется, что это неприлично долго, пускай! Об этом хорошо говорит Кэти Сиерра в видео об обучении программистов: сначала нужно довести до автоматизма небольшие умения, а из них сложится навык целиком.

5. Кайфовать

Начните с того, что любите больше всего. Например, вы изучаете английский и хотите выбрать ежедневную практику для запоминания новых слов. Любите читать — читайте интересные статьи в классных зарубежных изданиях, любите фильмы — смотрите их в оригинале с настоящими голосами любимых актеров, а если вам нравится дурачиться — играйте в английский. Да, да, так тоже можно!

А еще долой однообразный и неудобный график, как в школе. Занимайтесь как и когда вам удобно: ночью или в обед, в кровати, на полу или во время прогулки с собакой. Чередуйте, миксуйте и получайте удовольствие — ваш мозг точно скажет вам спасибо в виде гормонов радости и крепких знаний.

6. Найти подходящего наставника

Если у вас хотя бы раз в жизни был учитель, который вдохновляет и влюбляет в свой предмет — вы понимаете, о чем мы. К сожалению, не каждый школьный педагог на это способен: многие из нас сталкивались с обесцениванием, неуважением и давлением. При таком раскладе было сложно тянуться к знаниям.

И здесь опять хорошие новости: вы можете выбрать учителя-друга, наставника, который будет вести в мир новых знаний аккуратно и бережно или задорно и с огоньком, — в общем так, как хочется именно вам. А если что-то не срослось, учителя можно поменять — просто сказка.

А еще можно найти круг единомышленников и находить поддержку там: обсуждать сложности и инсайты, обмениваться опытом и вдохновляться.

7. Поощрять себя

Хвалите себя за каждый сделанный шаг и придумайте маленькие, но приятные вам наградки — мы это называем ачивки, от слова achieve (получать, достигать). Это работает лучше, чем школьная система оценок, — там за двойками и пятерками не было особого смысла, ведь на оценке в дневнике не напишешь, за что ее получил.

Еще бывало, что очень старался: пыхтел весь вечер над сочинением, а потом получил трояк, и это обидно. Кайф ачивок в том, что мы можем сами наполнять их теми смыслами, которые для нас важны. Вот, например, выучил неправильные глаголы назубок — вырезаешь из картона значок с надписью «мастер глаголов» и радуешься.

Карен Прайор в книге «Не рычите на собаку» рассказывает, как приучала себя ходить на курсы. Она тратила два часа на дорогу и еще столько же на занятия — это очень изматывало и совсем не мотивировало учиться. Тогда Карен придумала давать себе кусочек шоколада за каждый маленький шаг: вышла из дома, проехала до курсов и так далее. Через неделю она смогла ездить на учебу без боли и без шоколада.

Позже можно перейти на вариативное подкрепление — это значит помимо ачивок выдавать себе большие награды за существенные достижения. Ну, скажем, за пять ачивок покупаешь себе то, что давно хотел. Sounds like a good plan!

8. Отпустить и вернуться потом

Если не получилось с изучением нового в этот раз — сделайте паузу и вернитесь через пару месяцев. Даже если это дорогой и очень полезный курс от суперучителя или школы. В школе так было нельзя: пропустить урок или не дай бог целую четверть — последствий не разгребешь. А теперь вам можно, поэтому расслабьтесь и разрешите себе вернуться позже, если сейчас не идет.

Главное слово того, кто учится новому, — «снова». Не так важно дойти до конца с первого раза — важно быть упорным и начинать сначала, если не получилось. Если интереса уже не будет — возможно, это просто не ваша цель.

9. Достичь цели и закрепить

Когда достигли результата, важно его «закрепить» — в школе для этого мы писали контрольные и сдавали экзамены. И это не то чтобы самая приятная часть пути.

У нас есть идея получше: закрепить знания, создав некий артефакт, — что-то, что будет выражать результат ваших трудов. Записать диск песен, которые учили на фортепиано, создать книжку со словами, которые вы теперь знаете на английском, или составить из них рассказ. Придумайте свой способ закрепить результат и не забудьте хорошенько повеселиться!

Правописание «-тся» или «-ться» в словах «нравится» и «нравиться» обуславливается вопросом, на который слово отвечает в предложении.

Правильно

Нравиться — мягкий знак в слове пишется при условии, что в вопросе он присутствует (что делать?). Слово будет написано без ошибки, если вопрос к интересующему нас глаголу будет поставлен правильно. Начальной форме глагола соответствуют вопросы «что делать?» и «что сделать?» — нравиться.
Моя забота — нравиться другим.
Ей так хотелось нравиться людям.
Ему начинала нравиться наивность девушки.
Я так хочу нравиться своему знакомому.
Их желание – просто всем нравиться.

Нравится — вопросы «что делает?», «что сделает?» относятся к третьему лицу единственного числа или глаголу безличному. Соответственно, если в предложении слово отвечает на эти вопросы, то оно пишется без мягкого знака.
Ей так нравится эта легкая и светлая музыка.
Когда поет душа — значит жизнь нравится. .
Саше очень нравится щенок друга.
Мне не очень нравится хмурое утро.

Неправильно

Нравеца, нравица, нравется.