Учитель и дети

«Учительница по литературе категорически не любит мою дочку и постоянно занижает оценки, — написала обеспокоенная мама на одном из родительских форумов. — По всем остальным предметам дочь отличница, а сегодня пришла домой в слезах. Говорит, что за год у нее всего лишь одна восьмерка! При этом она читает все книги по программе, пишет нормальные сочинения… Я никогда раньше в школу на разборки не ходила, но теперь хочется пойти и устроить скандал. Что бы вы сделали?». Ох, чего только ей не насоветовали! И скандал устроить, и к директору «не с пустыми руками» прийти, чтобы посодействовал и повлиял.

Людмила Коровай — психолог с 13-летним стажем.

Предлагали даже папу подослать — пусть, мол, пофлиртует с учительницей! Чтобы окончательно разобраться в ситуации и понять, как правильно поступать в конфликтных ситуациях, «Комсомолка» обратилась к Людмиле Коровай — практикующему психологу и ведущей детских программ в Центре успешных отношений.

ЕСЛИ У УЧИТЕЛЬНИЦЫ С УЧЕНИКОМ КОНФЛИКТ, УСТРОЙТЕ ИМ ОЧНУЮ СТАВКУ

— Что делать, если учительница младших классов проявляет к ученикам явную нелюбовь?

— В такой ситуации взрослый должен помочь ребенку посмотреть на себя со стороны как на ученика — очень честно и достаточно критично. Нужно помочь ребенку проанализировать свое отношение к учебе, поведение на уроках и на переменах, стиль и особенности общения со сверстниками и учителями и манеру проявления своих эмоций и чувств. Ведь часто бывает так, что именно эти особенности ребенка и его поведение, и манера общения и своеобразное проявление эмоций вызывает со стороны учителя отношение, которое ребенок воспринимает как нелюбовь учителя к себе, — объясняет Людмила. — А это может быть просто более строгое отношение учителя к этому ученику.

— То есть родители все-таки должны вмешаться?

— Оставаться в стороне в такой ситуации родителям не стоит. Правда, спешить обвинять учителя, выказывать неуважение и ставить под сомнение его профессиональные или иные качества не стоит тем более! Это только усугубит ситуацию. Родителям необходимо поддерживать своего ребенка. Он должен чувствовать, что не одинок, что родители всегда готовы прийти на помощь.

— Так что именно нужно сделать?

— Лучше всего обсудить и разобрать сложившуюся ситуацию наедине ребенком, проанализировать, что происходит и, главное, почему. Затем вежливо и корректно, но твердо переговоритьс учителем. Но не с позиции обвинения, а с позиции сотрудничества! Скажите учительнице: «Я пришла к вам посоветоваться, потому что я в отчаянии, а вы специалист и педагог, на вас последняя надежда. Что вы посоветуете cделать?» Уточните сложившуюся ситуацию: для того чтобы беспристрастно в ней разобраться, нужно знать мнение обеих сторон! Самое главное — обсудить причины ее возникновения и то, что нужно в итоге сделать всем заинтересованным сторонам. А потом совместно (в присутствии ребенка) принять решение, которое поможет эту ситуацию исправить.

— А если все так запущено, что разговоры с учительницей не помогают?

— Если ситуация особенного отношения учителя к ребенку перерастает в конфликт, лучше всего обратиться к школьному психологу, если он есть в школе. Дело в том, что психолог сможет посмотреть на ситуацию объективно. И, кроме того, он обладает необходимыми знаниями и, скорее всего, опытом в решении подобного рода ситуаций.

УЧИТЕЛЬНИЦА ДОЛЖНА ХВАЛИТЬ ДЕТЕЙ НЕ ЗА ЗНАНИЯ, А ЗА ДОБРОТУ

Надо сказать, что существует и обратная сторона медали — любимчики. «Костя — круглый отличник, ему нравится учиться, педагоги его хвалят, ставят в пример, — изливает интернету душу другая родительница. — Лучше бы они этого не делали! Сын получил от одноклассников прозвища «ботан» и «выскочка». На переменках с ним никто не общается, а когда он подходит к ребятам, чтобы поговорить, все демонстративно замолкают…» — еще одна ситуация из реальной жизни.

— Как можно помочь такому ребенку?

— Самое лучшее, что могут в этой ситуации сделать взрослые, — это помочь отвергаемому ребенку в налаживании взаимоотношений со сверстниками. Ребенку, который очень хорошо учится, порой бывает сложно найти общий язык с одноклассниками, ведь при общении с ними он должен быть интересен и уверен в себе. Учителю нужно постараться так организовывать совместную деятельность детей, чтобы они могли проявлять не только свои знания, но другие способности и особенности личности: доброту, щедрость, заботу, умение сопереживать, способность прийти в нужный момент на помощь и другие.

— А как же быть с прилюдной похвалой?

— А хвалить детей в большей степени не за знания и интеллектуальные способности, а за проявление положительных человеческих качеств, за стремление и старание, за проявление уважения, за признание таланта и способностей других.

— А родители могут что-то сделать?

— Если говорить о том, как в данной ситуации своему ребенку могут помочь родители, то им, как более опытным и мудрым людям, нужно подсказать своему ребенку секреты успешного общения и конструктивного взаимодействия со сверстниками. Они знают и сильные, и слабые стороны характера и личности своего ребенка, а на основе общеизвестных правил смогут сформулировать индивидуальные и неповторимые секреты успешного общения для своего ребенка.

— Какие например?

— Если ваш ребенок, скажем, любит много говорить, но совершенно не умеет слушать, такой секрет может звучать так: «Слово серебро, а молчание золото. Умей слушать других». Если он не проявляет к другим добрых чувств, скажите ему: «Все живое на планете тянется к теплу и свету. Делись с другими своим теплом и светом, а не холодом и темнотой, тогда и ты всегда будешь окружен теплом и светом». Если ребенок не умеет или стесняется проявлять свои эмоции и чувства: «Все живые существа имеют право на проявление эмоций и чувств. Говори о том, что сам чувствуешь и спрашивай других, о том, что чувствуют они». Если сын или дочь увлекается критикой других, но сам не очень-то самокритичен или постоянно жалуется на других: «В чужом глазу соломинку видим, а в своем и бревна не замечаем. Если тебе хочется кого-нибудь покритиковать, подумай о себе, а ты всегда идеален?»

— А что делать, если ребенок грубит?

— Если ребенок иногда грубит, слишком часто очень серьезен и не понимает шуток, скажите: «Ничто не ценится так дорого и не стоит нам так дешево, как вежливость, украшенная приятной улыбкой. Будь вежливым и почаще улыбайся».

СПРАВКА «КП»

Людмила Коровай — психолог Центра успешных отношений с 13-летним стажем. В 1998 году закончила Московский открытый социальный университет по специальности «Психолог». Является сертифицированным тренером по сказкотерапии и арт-терапии. Обладатель премии Мингорисполкома.

Почему бывает трудно читать?

  • > Главная
  • > Услуги психолога в Москве
    • > Акция! Консультация психолога всего 500 рублей!
    • > Индивидуальная консультация психолога
    • > Семейный психолог в Москве
    • > Психолог онлайн
    • > Детский психолог
    • > Подростковый психолог
    • > Сексолог в Москве
    • > Услуга коуча
    • > Психологическая диагностика
    • > Профотбор для организаций
  • > Специалисты
    • > Алексей Вилков: сексолог, психотерапевт в Москве
    • > Андрей Богданов: экзистенциальный психотерапевт
    • > Екатерина Винокурова: онлайн психолог
    • > Елена Тухарели: индивидуальный психолог, арт-терапевт
    • > Екатерина Фадеичева: аналитический психолог
    • > Ксения Зарипова: детский и семейный психолог
    • > Кристина Волкова: индивидуальный психолог, метафорические карты
    • > Наталья Герасева: детский, семейный психолог
    • > Наталья Каталова: онлайн-психолог
    • > Дарья Травинская: руководитель центра
  • > Цены
  • > Психологам
    • > Услуги для психологов
    • > О частной практике
      • > Куда психологу пойти работать?
      • > Нужно ли психологу образование?
      • > Специализация психолога
      • > Где принимать клиентов психологу?
      • > Как психологу найти клиентов?
      • > Сайт психолога
      • > Жизненный опыт психолога
      • > Страница «Обо мне»
      • > Продвижение сайта психолога
      • > Требования к текстам на сайте
      • > Регистрировать ли свою психологическую практику?
      • > Когда стоит начинать частную психологическую практику?
      • > Обязательные выплаты и ответственность психолога
      • > Сколько психологу брать за консультацию?
      • > Консультировать ли психологу в Интернет бесплатно?
      • > Виды потенциальных клиентов психолога
      • > ЧаВо о частной практике психолога
      • > Как заработать психологу?
      • > Осторожно, аферы! Как обманывают психологов.
      • > Почему к психологу не идут клиенты?
      • > План по открытию психологической практики
  • > О центре
    • > Отзывы о психологах
    • > Правила центра
  • > Адреса приема
  • > Контакты центра


Дети не всегда бывают честными рассказчиками. Неумно паниковать, когда первоклассник приходит домой и заявляет, что его учительница ненавидит его.

Но когда вы сами стали замечать признаки необоснованного недовольства, выявленные по отношению к вашему ребенку, нужно принимать меры. Но какие?

Уже пятый вечер подряд ваш школьник возвращается домой в слезах и с твердым убеждением в том, что учительница его невзлюбила.

Сначала вы ему не верите, но потом прислушиваетесь и соглашаетесь с тем, что его учительница не так уж и дружелюбна.

Начните действовать до того, как ситуация выйдет из-под контроля.

Поговорите с ребенком
Напомните ребенку о том, что независимо от того, как к нему относится в школе учитель, вы его любите и будете любить, невзирая ни на что.

Пообещайте в разговоре, что обсудите эту болезненную тему непосредственно с учительницей. Не настраивайте ребенка против учителя, не подпитывайте его ненависть, так будет еще хуже.

Просто дайте понять, что вы так этого не оставите.

Договоритесь о встрече
При первой возможности договоритесь с учительницей о встрече. Будьте учтивыми и доброжелательными, но настойчивыми. Если учительница откажет, назначьте ей встречу через директора школы.

Во время встречи
Не начинайте разговор с агрессивных обвинений, так вы только испортите ситуацию. Начните разговор с фразы: «Я знаю, мой ребенок не всегда бывает правдивым, потому хотела бы услышать правду от Вас». Позвольте учительнице описать событие.

Постарайтесь выяснить, что стало причиной таких отношений между вашим ребенком и учительницей. Не спешите делать выводы, попробуйте поставить себя на место учительницы.
Наметьте план дальнейших действий
Важнейший шаг — наметить цель, а уже потом выбирать средства ее достижения. Обсудите с учительницей общую линию поведения, договоритесь о том, кто и как должен вести себя, чтобы в дальнейшем избежать никому не нужных претензий.
Будьте позитивными
Если вы смогли найти общий язык с преподавательницей ребенка, то после беседы с ней поблагодарите её за то, что она смогла уделить вам время и помочь решить эту деликатную проблему.

Если же учительница не пожелала изменить в дальнейшем свое поведение, обратитесь за помощью в администрацию школы, пусть она рассмотрит этот вопрос.
Ребенок должен находиться в безопасном окружении, чувствовать любовь и поддержку близких. Переводить ребенка в другой класс или школу нужно только в том случае, если нет никаких других вариантов.

За всю свою жизнь ребенок еще не раз столкнется с людьми, которым он не будет нравиться. Именно поэтому нужно научить его эффективно справляться с проблемами подобного характера, а не избегать их.

< Предыдущая

Каждый день на дистанте – классный руководитель организовывает младшеклассников, чтобы маленькие непоседы пришли на виртуальный урок и сделали домашнее задание.

В начальной школе уроки в основном ведет классный руководитель, а иностранные языки, музыку и физкультуру – учителя-предметники. Но первый онлайн-урок всегда начинает классный руководитель. Так дети настраиваются на работу, рассказала педагог московской школы № 2120 Надежда Ракаева.

Когда все школы неожиданно перешли на дистанционное обучение, учителя прошли онлайн-курсы, освоили Zoom и продолжили учить детей. Сложности возникли у родителей, так как папы и мамы не знали, как пользоваться электронным журналом, и не все дети свободно пользовались гаджетами. Пришлось индивидуально обучать и тех и других. Каждую неделю на конференции-консультации мы встречались с родителями, обсуждали классные моменты и общие, мамы и папы рассказывали, как справляются с самоизоляцией и общаются с детьми. К нам присоединялись и учителя-предметники. Все сблизились между собой, отношения стали теплее. Формат онлайн-встреч оказался удобен, эту практику можно использовать и после карантина, проводить родительские собрания.

Во время обучения мы с ребятами пробовали разные платформы – от InternetUrok, «Инфоурока» до Яндекс.Учебника, Учи.ру и, конечно, МЭШ. Я заметила, что новый материал дети лучше усваивают, когда его объясняет классный руководитель, дети слышат привычный для них голос, интонацию. Так они лучше воспринимают информацию, а ресурсы хороши при отработке новой темы в качестве практикума. Что касается усвоения материала, дистанционно проверить, понял ли ребенок тему, сложно. Он может выполнить тест, учитель увидит результат через платформы с мгновенной проверкой заданий, как в Яндекс.Учебнике, но иногда детям в младших классах помогают родители, поэтому сложно объективно оценить, насколько ребенок усвоил материал. На онлайн-занятиях я даю задания и прошу ученика объяснить ход мыслей. Личное общение необходимо.

Дети освоились и стали с компьютером на «ты», хотя сначала боялись Zoom, идентификаторов, паролей, смогли организовать конференцию и встретились на онлайн-классном часе.

Я заметила, что объем нового материала, который усваивают школьники, связан с тем, как часто я провожу видеоуроки с учениками. Для закрепления знаний я использую платформы с автопроверкой заданий. Особенно это помогает отстающим ребятам, которые с их помощью погружаются в тему на все сто. Образовательные платформы и дистанционное обучение раскрывает учеников-интровертов, которые из-за стеснения в классе показывают низкие учебные результаты.

Конечно, следующий год лучше начать с оценивания материала конца этого учебного года. Я дала ученикам рекомендации, какой материал повторить за летние каникулы, в том числе с помощью онлайн-платформ. В сентябре попробую провести пробное тестирование. Надеюсь, это будет в очном формате, и каждый сможет показать знания, которые у него остались.

Мне как учителю работать с детьми онлайн сложнее, чем очно. Онлайн-уроки длятся 20 минут, за это время надо повторить материал и дать новый, все как в школе. Я прибегала к помощи онлайн-ресурсов, делала презентации, порой до поздней ночи.

15 мая закончился отметочный период, оценки выставлены, уроки продолжаются в свободном режиме. Ребята-перфекционисты, которые боятся ответить неверно, спокойно задают вопросы, другие – отрабатывают пробелы. Изменилось и расписание: новое составлено с учетом пожеланий родителей и детей. Мы проходим темы, которые за последнее время вызвали трудности. Работа продолжается!

Маргарита Тимофеева

Обучение письму – это непростая задача. Если у вашего ребенка есть проблемы с преобразованием мыслей в слова или с их написанием, процесс освоения письма может восприниматься им, как тягостный и неприятный. Необходимость изучения правил или просто незаинтересованность мешают ребенку открыть для себя волшебство и уникальность письменного слова. Все же письмо – это один из важнейших навыков, и, как бы там ни было, мы должны помогать детям осваивать его, чтобы предотвратить негативные последствия, связанные с неграмотностью.

Конечно, родители хотели бы видеть, как их дети растут и учатся писать уверенно, грамотно и к тому же получают удовольствие от использования письменной речи. В этом нет ничего невозможного! У детей все происходит динамично, и часто их незаинтересованность сменяется подлинным энтузиазмом. Хотя письмо – это непросто, оно является чудесным способом делиться историями и секретами, остротами и шутками, излагать тревожные подростковые мысли, играть, убеждать людей и придумывать все что угодно. Все это открывает ребенку возможность полюбить этот удивительный процесс.

Вот несколько способов, используя которые, родители могут помочь своему ребенку преодолеть свое нежелание писать.

Позвольте ребенку упорно потрудиться

Дети иногда считают, что они должны делать только то, что у них получается легко и непринужденно. Если вы хвалите детей за результат, то подкрепляете их мысль о том, что тяжелая работа свидетельствует о неумении человека сделать что-то хорошо. Освоение письма – трудная работа, для некоторых детей даже более трудная, чем для других, и это абсолютно нормально. Невозможно все делать хорошо и быстро. Мы можем помочь детям научиться писать более уверенно, если будем признавать их усилия, упорную работу и, даже более того, ожидать и поощрять ее.

Письмо должно иметь для детей смысл и значение

Если мы просим детей делать что-то сложное, это, по крайней мере, должно иметь для них осмысленное значение и стоить затраченных усилий. Умение писать поздравительные открытки, тайные записки, вести дневник, написать письмо Дедушке Морозу, подписывать фотографии или письменно излагать убедительные доводы о причинах получения определенного подарка на день рождения имеет для ребенка гораздо большее значение, чем школьная тетрадь. Обеспечьте детей хорошими письменными принадлежностями. Почаще просите излагать свои мысли на бумаге. Помогите им найти и обрести для себя смысл и ценность выполнения домашних заданий.

Вначале нас посещают мысли, поэтому они должны быть в приоритете

Многие дети испытывают психологический барьер перед написанием чего-либо, потому что боятся сделать ошибки. Орфография и пунктуация важны, но только для того, чтобы помочь нам выразить свои мысли. Сосредоточьтесь на самом процессе, а знание правил оставьте на потом. Изобретательность, свободно примененная в письменном изложении своих мыслей, позволяет детям использовать весь свой словарный запас. Если дети беспокоятся о правописании, поощряйте их сначала записывать свои мысли так, как они считают нужным, и лишь потом проверять орфографию. Также и вы, когда читаете детские записи, в первую очередь интересуйтесь содержащимися в них мыслями, а уж потом технической стороной процесса.

Ошибки – это нормально и нет ничего страшного в том, чтобы их исправить

Хорошо писать вовсе не значит делать это правильно с первого раза. Любимая книга вашего ребенка тоже претерпела множество редакционных изменений, прежде чем стала интересной и захватывающей. Приучайте детей пересматривать и проверять выполненную работу, воспринимая этот процесс больше как усовершенствование, чем коррекцию и исправление. Когда вы сами занимаетесь исправлением детских ошибок, в первую очередь обращайте внимание на причины неправильного написания. Помогайте детям придумывать другие возможные варианты. Учите их искать грамотное написание сложного слова, знакомьте с перечнями слов в их нормативном написании, т. е. со существующими словарями (в том числе электронными). Детям необходимо научиться самим искать ответы на вопросы правописания, тогда они будут лучше запоминать новую для себя информацию.

Способы обучения бывают разными, уважайте особенности вашего ребенка

Разным детям подходят разные способы обучения. Чтобы рассчитывать на хорошие результаты, нужно помочь ребенку понять и определиться с тем, какой способ обучения подходит ему лучше всего. Некоторые дети учатся более эффективно, когда говорят или прыгают. У других лучше развита зрительная память. Некоторым нужна тишина, а кому-то – фоновый шум. Некоторые дети делают записи сумбурно и схематично. Другие же подходят к этому процессу системно и логически. Все способы хороши, нужно использовать тот, который больше всего подходит вашему ребенку.

Игры в слова

Процесс обучения эффективен тогда, когда дети получают от него удовольствие. Наш язык очень богат и интересен. Игры в слова и просто игры с использованием речи – отличный способ интересного обучения письму. Придумывайте каламбуры. Подбирайте омонимы. Вспоминайте антонимы. Разгадывайте анаграммы. Давайте аллитерационные прозвища. Сочиняйте забавные стишки. Играйте в настольные игры со словами. При всем при этом уделяйте больше внимания скорости и удовольствию, нежели правильности и точности – это поможет детям с большей охотой и рвением учиться писать слова.

Слова прочитанные и сказанные

Художественные произведения чрезвычайно важны при обучении детей грамотному письму, они способствуют увеличению их словарного запаса, развитию навыков мышления и восприятию себя мыслящим человеком. Тем не менее многому из вышеуказанного можно учиться и в устной форме. Устное повествование, чтение вслух и аудиокниги – все это отличные способы восприятия языка и литературы. Обсуждение прочитанного помогает развивать навыки анализа и обобщения, которые необходимы для освоения письма. Задавайте детям открытые вопросы. Спрашивайте их о том, что они думают о прочитанном и чувствуют, о чем напоминает им данный текст, какие ассоциации вызывает. Рассказывайте о собственных наблюдениях.

Уважайте процесс обучения вашего ребенка

Все дети учатся своими индивидуальными способами и в своем индивидуальном темпе. Письмо может никогда не стать легким занятием для вашего ребенка, но это нормально. Как сказал Томас Манн: «Писатель это тот человек, для которого процесс письма является более трудным, чем для других людей». И сам Томас Манн был в их числе.

Оцените публикацию