Ученик Иисуса Христа

LiveInternetLiveInternet

Апостолы(от греч.άπόστολος— посланник, вестник) — ближайшие ученики Господа Иисуса Христа, избранные Им и посланные для благовестия о Царствии Божьем и устроения Церкви.

Имена ближайших двенадцати апостолов таковы:

  • Андрей(греч. андреас, «мужественный», «муж сильный»), брат Симона Петра, прозванный в предании Первозванным, поскольку, будучи учеником Иоанна Крестителя, был призван Господом ранее своего брата на Иордане.
  • Симон(евр. шимон – «Услышанный» в молитве), сын Ионин, прозванный Петром (Деян 10:5,18). Греч. слово петрос соответствует арамейскому кифа, передающемуся русским словом «камень». Это имя Иисус утвердил за Симоном после исповедания Его Сыном Божьим в Кесарии Филипповой (Мф 16:18).
  • СимонКананит или Зилот (от арам. канай, греч. зелотос, что значит «Ревнитель»), уроженец Галилейского города Каны, по преданию был тем женихом, на браке которого были Иисус Христос и Его Матерь, где Христос претворил воду в вино (Ин 2:1-11).
  • Иаков(от евр. глагола акав — «побеждать») Зеведеев, сын Зеведея и Саломии, брат евангелиста Иоанна. Первый мученик между апостолами, предан смерти Иродом (в 42 — 44 г. по Р.Х.) через усекновение главы (Деян 12:2). Для отличия от Иакова младшего, его обыкновенно именуют Иаковом старшим.
  • Иаков младший, сын Алфеев. Был призван Самим Господом в число 12 апостоловь. После сошествия Святого Духа проповедовал сначала в Иудее, затем сопутствовал св. апостолу Андрею Первозванному в Едессу. Распространял евангельское благовестие в Газе, Елевферополе и сопредельных им местах, оттуда отправился в Египет. Здесь, в городе Острацине (приморский город на границе с Палестиной), был распят на кресте.
    (Многие источники ассоциируют Иакова Алфеева с Иаковом, братом Господним, поминаемым Церковью в Соборе 70-ти апостолов. Вероятно, путаница произошла из-за того, что обоих апостолов именовали Иаковоммладшим).
  • Иоанн(греч. форма Иоаннес от евр. имени Иоханан, «Господь милостив») Зеведеев, сын Зеведея и Саломии, брат Иакова старшего. Апостол Иоанн прозван Евангелистом как писатель четвертого Евангелия и Богословом за глубокое раскрытие христианского учения, автор Апокалипсиса.
  • Филипп(греч. «любитель лошадей»), уроженец Вифсаиды, по словам евангелиста Иоанна, «одного города с Андреем и Петром» (Ин 1:44). Филипп привел к Иисусу Нафанаила (Варфоломея).
  • Варфоломей(с арам. сын Талмая) Нафанаил (евр. Нетанэл, «Дар Божий»), уроженец Каны Галилейской, о котором Иисус Христос сказал, что это истинный Израильтянин, в котором нет лукавства (Ин 1:47).
  • Фома(арам. Тома, в греческом переводе Дидим, что означает «близнец»), известный тем, что Сам Господь позволил ему вложить руку в ребра Свои и осязать раны Свои, чтобы устранить его сомнения в Своем воскресении.
  • Матфей(греч. форма др.-евр. имени Маттафия (Маттатия) – «дар Господень»), упоминается также и под своим еврейским именем Левий. Автор Евангелия.
  • Иуда(евр. Йехуда, «восхваление Господа») Фаддей (евр. похвала), брат апостола Иакова младшего.
  • И предавший Спасителя Иуда Искариот (прозван по месту рождения в г. Кариот), вместо которого уже по вознесении Христа, был избран апостолами по жребию Матфий (одна из форм др.-евр. имени Маттафия (Маттатия) – «дар Господень») (Деян 1:21-26). Матфий следовал за Иисусом начиная с Его крещения и был свидетелем Его воскресения.

К ближайшим апостолам сопричисляется и апостол Павел, уроженец города Тарса в Киликии, чудесно призванный самим Господом (Деян. 9:1-20). Первоначальное имя Павла – Савл (Саул, евр. Шаул, «испрошенный (у Бога)» или «одолженный (для служения Богу)»). Имя Павел (лат. Паулюс, «меньший») – второе, римское имя, принятое апостолом после обращения ради удобства проповеди в Римской империи.

Кроме 12-ти апостолов и Павла, апостолами называются еще 70 избранных учеников Господа (Лк. 10:1), которые не были постоянными очевидцами и свидетелями дел и жизни Иисуса Христа. К 70 апостолам предание относит Марка (лат. «молот», второе имя Иоанна из Иерусалима) и Луку (сокращ. форма лат. имени Луций или Луциан, что значит «светящийся», «светлый»).

Написавшие Евангелие апостолы – Матфей, Марк, Лука и Иоанн – именуются Евангелистами. Апостолы Петр и Павел – первоверховными апостолами, т. е. первыми из верховных.

К апостолам иногда приравниваются святые, проповедовавшие христианское учение среди язычников, например, равноапостольные император Константин Великий и мать его царица Елена, князь киевский Владимир.

Празднуя память каждого из 12-ти апостолов Христовых отдельно, Православная Церковь с древних времен установила также празднование Собора Славных и Всехвальных 12-ти апостолов 13 июля (новый стиль) (см. КАЛЕНДАРЬ). Также, в предыдущий день (12 июля), совершается празднование Славных и всехвальных первоверховных Апостолов Петра и Павла.

Апостолы Христовы: Двенадцать
Кто они такие?
Мы с вами, дорогие, приступаем к знакомству с чрезвычайно интересной и полезной темой. Мы поговорим об Апостолах Христовых.
Кто эти люди? Люди, составившие ту группу, которой Христос поручил священную миссию: донести Евангелие до всего мира?
Мы будем говорить о каждом Апостоле лично. Сегодня – вводная тема к нашему повествованию, а затем познакомимся с Апостолами Христовыми поименно.
Не просто приоткройте для себя через эти очерки личность каждого Апостола, но мысленно обратитесь к нему с молитвой, приобретите себе друга на Небесах. Почувствуйте сердцем близость к нам этих людей, про которых мы часто незаслуженно забываем (может быть, про Ап. Петра и Павла еще помним, а другие…), но которые, тем не менее, были для Христа самыми близкими людьми (после Матери).
Кто такие Апостолы?
«Апостол» (греч.апостолос)означает «посланник». Этим известным греческим словом обозначаются люди, призванные Иисусом Христом, ставшие Его Учениками и отправленные Им на проповедь Евангелия и на устроение Церкви.
Почему Двенадцать?
Не поддается никакому сомнению то, что Христос хотел создать Новый народ, который Он наименовал Церковь. Так вот, основание этого Народа было положено созданием общины Двенадцати. «Двенадцать» было их именем и сущностью. Они – представители и предвозвестники Нового Израиля, посланцы к Израилю сегодня и его судьи в конце времен. Это разъясняет особый характер их призвания, а именно – быть вполне определенным кругом, который нельзя расширить по желанию. О важности поддержания этого числа в его целостности, пока они осуществляют свою миссию, свидетельствует хотя бы стремление Апостолов восстановить число после предательства Иуды (См.: Деян. 1, 15-26). На место отпавшего Иуды избирается Матфей.
Число 12 выбрано не случайно. Число 12 как число колен Израилевых (по числу сыновей Иакова, от которых и произошел весь народ Божий) было священным числом, обозначающим «число совершенства». Именно это число в сознании иудеев стало обозначать полноту народа Божьего. Ко времени проповеди Христовой осталось всего два с половиной рода из двенадцати родов израильских: Иуды, Вениамина и половина от Левия. Остальные девять с половиной родов со времени завоевания Северного царства (722 г. до Р. Х.), считались исчезнувшими. Лишь при наступлении эсхатологических времен, как считали евреи, Бог приведет эти исчезнувшие, растворившиеся среди других, ассимилировавшиеся народы на родину и таким образом восстановит состоящий из двенадцати родов народ Божий. Избрание Христом Двенадцати недвусмысленно свидетельствует, что наступает это долгожданное время, наступает эсхатологическая эпоха.
Однако вместо того, чтобы где-то собирать эти исчезнувшие двенадцать родов, то есть вместо того, чтобы восстанавливать прежний, Ветхий, Израиль, Христос создает Новый Израиль: Церковь. Для этого Христос избирает 12 родоначальников Нового Божьего народа – Апостолов и посылает их в мир. Двенадцать составляют навеки основу Церкви: «Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» (Откр. 21, 14).
Дохристианские параллели с Новозаветными Апостолами
Уже с глубокой древности предпринимались попытки отождествить Апостолов Христовых с каким-то институтом, существовавшим в дохристианские времена. Так, известно, что евреи посылали полномочных представителей для осуществления каких-то задач. Называли их шалиах.
Во время, близкое к служению Христову, такие посланцы, уполномоченные Синедрионом, осуществляли связь между иудеями, находящимися в рассеянии по миру, исполняли другие поручения. У евреев существовала даже важная формула, помогавшая понять место и значение шалиах: «Посланник человека, как и сам пославший» (Берахот V. 5). Эта формула показывала, что посланник обладает такими же юридическими правами, что и пославший его, то есть и говорит, и действует так, как бы говорил и действовал сам пославший.
Если мы вспомним высказывание на эту тему Христа, мы увидим, что Спаситель к миссии своих посланников относится так же: «Раб не больше Господина своего, и посланник не больше пославшего его» (Ин. 13, 16). Они – Его продолжатели, Апостолы приносят Весть Христову как полномочные представители Христа всему миру.
Однако, сближая служение Апостолов с существовавшими в иудаизме институтами, нельзя считать их тождественными. Апостолы получили не юридические права, а благодать; они посланы не с административными целями, а с харизматическими. Их задача: быть свидетелями о Иисусе Христе и продолжателями Его дела. Все самое главное (Спасение мира, примирение мира и человека с Богом, ниспослание Святого Духа и проч.) совершено Христом, задача же Апостолов не в пример скромнее:
– сообщить миру о свершившемся;
– и таким образом позволить каждому человеку принять Спасение и благодать.
Задачи Апостолов
Апостолы воспламеняют души людей Благовестием, основывают христианские общины, молятся о нисхождении на людей Духа Святого.
Служение Апостолов динамично; оно заключается в распространении христианского Благовестия до пределов земли. «Нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах» (Деян 6. 2), – говорят Апостолы, подчеркивая, что не могут позволить себе даже попечения о нуждах христианской общины ввиду другого, для них приоритетнейшего, служения – служения словом. Об этом же читаем и у Ап. Павла, призванного Самим Христом и получившего от Него Апостольское назначение: «Если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» (1 Кор. 9, 16)
Если мы будем помнить об этой задаче уникального Апостольского служения, мы поймем категоричные слова древнехристианского документа «Дидахи»(начало 2-го века): «Относительно же апостолов и пророков согласно повелению Евангельскому так поступайте. Всякий Апостол, приходящий к вам, пусть будет принят, как Господь. Но он не должен оставаться более одного дня, если же будет нужда, то и другой, но если он пробудет три дня, то он лжепророк. Уходя же, Апостол пусть ничего не принимает, кроме хлеба (сколько потребно) до места ночлега, но если он будет требовать серебра, он лжепророк».
Мы видим, что Апостол –это человек, который не должен знать никакой жизни и никакого служения, кроме Благовестия. Его задача –основание общины и приведение людей ко Христу. Дальнейшее окормление общины лежит на других людях (епископах, священниках), Апостол же должен спешить дальше, туда, где еще не знают о Христе. Православная Церковь считает, что служение Апостолов в нашем мире может иметь место и поныне. Целый ряд людей, отправившихся в новые земли, проповедавших на территориях, не знавших о Христе, порой с угрозой для жизни, были названы в Церкви равноапостольными. Таковы:
Мария Магдалина (проповедь в Галлии – нынешняя Франция);
Нина (Грузия);
Император Константин и его мать царица Елена (Италия и другие земли);
Князь Владимир и княгиня Ольга (Русь);
Епископ Николай (Касаткин) (Япония) и др.
Почему призваны именно эти люди?
Во все времена люди пытались понять: почему Христос призвал в число Своих учеников именно этих людей, а не иных? Мы можем приводить любые аргументы за или против той или иной идеи, но надо сказать, что мы не знаем достоверно, почему были призваны эти, а не другие. «Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были» (Мк. 3, 13-14). Кого Сам хотел – ключевая фраза для понимания того, почему призваны эти, может быть, несовершенные, а то и прямо недостойные, как Иуда, а не другие.
Призвание это случилось не вдруг, не спонтанно. Когда Христос начал Свое служение, к Нему приходило много людей. Многие считали себя в той, или иной степени Его учениками. Кто-то приходил, кто-то уходил…
Создание общины Двенадцати произошло скорее всего во второй год служения Христова. «В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами» (Лк. 6, 12-13). Из этих слов Ап. Луки мы видим, что созданию этой общины предшествовала беседа Иисуса с Отцом Небесным.
Евангелия зафиксировали трогательный момент объяснения Христа с Апостолами по поводу смущающих многих слов и действий Иисуса: «С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал Двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6, 66-68).
Апостолы наделены особыми благодатными дарами
«Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них Двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов» (Мк. 3, 13-15).
Про то, что Христос призвал кого Сам хотел, мы уже говорили. Теперь обратим внимание на вторую часть приведенного фрагмента. Христос создает группу учеников, чтобы они шли на проповедь, и для того, чтобы миссия их была успешной, чтобы люди верили им, Христос дает Апостолам благодатные возможности.
Способность к чудотворениям, которая была в первохристианское время у Апостолов, сегодня кажется многим сомнительной, ибо ныне мы таких способностей не наблюдаем. Но это неудивительно. Это объясняется тем, что Апостолы получили от Христа особые благодатные дары: «Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Мф. 10, 7-8). Дары эти способствовали тому, что мир уверовал во Христа, вдохновился Евангелием.
Перед Апостолами стояла невероятно сложная задача: сдвинуть с места заржавевшее колесо человеческой Истории…
Отношение мира к Апостольской проповеди
Спаситель предупреждал учеников: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков» (Мф. 10, 16). Эти слова могут показаться необычными, если вспомнить, что были сказаны Апостолам, отправлявшимся на проповедь в Галилее. Этот период проповеди был безмятежным. Апостолов принимали в домах, слушали, им оказывали уважение… Однако совсем иначе эти слова стали восприниматься учениками, когда Христос был распят и Его имя стало хулиться иудейскими старейшинами и духовными вождями. В самом Израиле Апостолы начали подвергаться преследованиям, еще страшнее их миссия оказалась за пределами Израиля, в языческих землях.
Апостол Павел так пишет о своем служении: «Я … был в трудах… в ранах… в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2 Кор. 11, 23-27).
Апостольство – служение, которое имеет место во все времена Церкви. Ни отсутствие священного сана, ни женский пол – не помеха для осуществления этого служения (мы уже говорили, что трудившихся на ниве апостольского служения и преуспевших называют равноапостольными). Однако всякий христианин, который желает подвизаться в апостольстве, должен помнить, что служение это требует полной самоотдачи и сопряжено с трудностями и испытаниями.
О разных гранях Апостольского служения можно говорить долго, однако, раскрыв Евангелие, познакомимся с Двенадцатью столпами нашей веры поближе.

Серия сообщений «Апостолы»:
Часть 1 — Апостолы Христовы: Петр
Часть 2 — Апостолы Христовы: Симон Кананит

Часть 12 — Апостолы Христовы: Фаддей, он же Иуда Иаковлев или Леввей
Часть 13 — Апостолы Христовы: Матфий мытарь
Часть 14 — Апостолы Христовы: Двенадцать. Кто они такие?

Как запомнить имена 12 апостолов

С именами двенадцати Апостолов иногда бывает путаница даже у воцерковленных людей. Запомнить их будет проще, если «привязать» каждое из имен к фрагментам из Евангельского повествования с их участием (подробнее об апостолах на сайте «Фомы» — Тема номера: 12 апостолов).

ПЕТР

– (Кифа — камень) так назвал его Господь, а первое его имя Симон. Рыбак из Капернаума. В его доме гостил Иисус, исцелив однажды от горячки Петрову тещу. С дозволения Господа Петр шел с Ним некоторое время по воде. Он первый уверовал в то, что Иисус – Сын Бога Живого, но он же и отрекся от Учителя, когда того схватили слуги иудейского первосвященника. Раскаяние пришло к Петру сразу. И Господь простил его, больше того – поставил его первым над другими учениками.

АНДРЕЙ

– брат апостола Петра, до встречи с Иисусом был учеником Иоанна Крестителя. Андрей первый последовал за Учителем сразу после того, как Иоанн Креститель назвал Иисуса Агнцем Божиим. Поэтому его называют Первозванным.

ИОАНН ЗЕВЕДЕЕВ

(Богослов) – автор четвертого Евангелия и других книг Нового Завета. Прозван Богословом, потому что в его Евангелии очень много прямой речи Христа, Слова Бога. Как и Андрей, до встречи с Иисусом был учеником Иоанна Крестителя. Иоанн, самый молодой и самый любимый ученик Христа. Это он возлежал на плече у Спасителя во время Тайной Вечери. Он единственный из учеников отважился быть на Голгофе во время Распятия, а до того был рядом с Господом на допросах у первосвященника и у Понтия Пилата. Ему завещал Иисус заботиться о Богоматери. После ухода Учителя из земной жизни Иоанн взял Марию к себе в дом.

Единственный апостол, который умер своей смертью и в глубокой старости.

ИАКОВ ЗЕВЕДЕЕВ

— рыбак с Галилейского моря, брат евангелиста Иоанна. Зовется также Старшим, поскольку среди апостолов есть еще один Иаков (Меньший). Вместе с братом Иоанном и апостолом Петром был свидетелем Преображения Господа на горе Фавор, а также других событий, свидетельствующих об Иисусе как о Боге.

ФИЛИПП

– выходец из Вифсаиды. С ним совещался Иисус, испытывая его, как накормить пятью хлебами и двумя рыбами тысячи людей, собравшихся у Галилейского моря слушать проповедь.

ВАРФОЛОМЕЙ

(по-другому его называли Нафанаил) – родом из Каны Галилейской. О нем Иисус сказал, что он – иудей в котором нет лукавства.

ФОМА

– известен всем по прозвищу “Неверующий”. Он было усомнился в Воскресении Господа, но вскоре Христос явился ученикам и предложил Фоме вложить палец в свои раны, после чего Фома наконец поверил в случившееся. Однако недоверчивость была лишь деталью в характере Фомы – упорном и решительном. Когда над Иисусом нависла опасность, Фома, вопреки предостережениям, решил вернуться в Иерусалим. Именно Фома предложил апостолам идти вместе с Учителем, хотя бы и на смерть. Он же впервые исповедует Иисуса Богом.

МАТФЕЙ

(иначе Левий) – автор первого Евангелия. До встречи с Христом был мытарем — сборщиком налогов, но последовал за Учителем буквально во время своего занятия, едва Господь позвал его за собою. Иисус бывал у Матфея дома, тот показал себя очень гостеприимным хозяином.

ИУДА ИАКОВЛЕВ

(по-другому – Фаддей) – возможно сын праведного Иосифа Обручника от первой жены. Считал себя недостойным называться «братом Господним». Звался “Иаковлев” по имени своего старшего брата.

ИАКОВ АЛФЕЕВ

— был братом апостола Иуды Иаковлева (Фаддея) и, возможно, евангелиста Матфея, прежде бывшего мытарем. Иакова Алфеева следует отличать от апостола Иакова, «брата Господня», апостола из числа 70, первого епископа Иерусалима, называемого Иаковом Младшим. Путанице у некоторых авторов в прошлом способствовало то обстоятельство, что Иакова Алфеева также иногда называют Иаковом Младшим.

СИМОН ЗИЛОТ

(или, как еще его называют — Кананит) – по преданию, он и был женихом на свадьбе в Кане Галилейской, когда Иисус совершил свое первое чудо, превратив воду в вино.

ИУДА ИСКАРИОТ

— предатель и вор. Впоследствии, на Апостольском соборе его место согласно жребию занял апостол МАТФИЙ.

Подробнее о каждом из апостолов читайте здесь:

  • 4 вопроса о 12 апостолах
  • Апостол Варфоломей

  • Апостол Филипп

  • Апостол Фома, называемый Близнец

  • Апостол Матфей мытарь, он же Левий Алфеев

  • Апостол Иаков Алфеев

  • Апостол Симон Кананит

  • Апостол Иаков Зеведеев

  • Апостол Иоанн Богослов

  • Апостол Фаддей, он же Иуда Иаковлев, или Леввей

  • Андрей Первозванный

  • Апостол Петр

  • Иуда — один из двенадцати

Ближайший сподвижник апостолов Петра, Павла — святой апостол и евангелист Марк

Святой апостол Марк, называемый также Иоанн-Марк (Деян.12:12), апостол от 70-ти, племянник апостола Варнавы (пам.11 июня), родился в Иерусалиме. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа он следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк.14:51-52). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов (Деян.12:12).
Святой Марк был ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла (общ. пам. 29 июня) и Варнавы. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима (Деян.13:6-12).
После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром побывал в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал Церковь.
Во время второго благовестнического путешествия апостола Павла святой Марк встретился с ним в Антиохии. Оттуда он отправился на проповедь с апостолом Варнавой на Кипр, а затем опять ушел в Египет, где вместе с апостолом Петром основал много Церквей, в том числе в Вавилоне. Из этого города апостол Петр направил послание малоазийским христианам, в котором с любовью отзывался о святом Марке, своем духовном сыне (1Пет.5:13).
Когда апостол Павел находился в узах в Риме, апостол Марк был в Ефесе, где кафедру занимал святитель Тимофей (пам. 4 января). Вместе с ним апостол Марк прибыл в Рим. Там он и написал святое Евангелие (ок. 62 — 63).
Из Рима святой Марк снова удалился в Египет и в Александрии положил начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли такие знаменитые отцы и учители Церкви, как Климент Александрийский, святитель Дионисий (пам. 5 октября), святитель Григорий Чудотворец (пам. 5 ноября) и другие. Ревнуя о устроении церковного Богослужения, святой апостол Марк составил чин Литургии для Александрийских христиан.
Затем святой Марк с проповедью Евангелия посетил внутренние области Африки, был в Ливии, Нектополе.
Во время этих путешествий святой Марк получил повеление от Духа Святого вновь идти в Александрию для проповеди и противодействия язычникам. Там он поселился в доме сапожника Анании, которому исцелил больную руку. Сапожник с радостью принял святого апостола, с верой внимал его повествованиям о Христе и принял Крещение. Вслед за Ананией крестились многие жители той части города, где он жил. Это возбудило ненависть язычников, и они собирались убить святого Марка. Узнав об этом, святой апостол поставил Ананию епископом, а трех христиан: Малка, Савина и Кердина – пресвитерами.
Язычники напали на святого Марка, когда апостол совершал Богослужение. Его избили, волокли по улицам города и бросили в темницу. Там святой Марк удостоился видения Господа Иисуса Христа, Который укрепил его перед страданиями. На следующий день разъяренная толпа снова повлекла святого апостола по улицам города на судилище, но по дороге святой Марк скончался со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».
Язычники хотели сжечь тело святого апостола. Но когда развели костер, все померкло, раздался гром и произошло землетрясение. Язычники в страхе разбежались, а христиане взяли тело святого апостола и погребли его в каменной гробнице. Это было 4 апреля 63 года. Память его Церковь празднует 25 апреля.
В 310 году над мощами святого апостола Марка была построена церковь. В 820 году, когда в Египте установилась власть арабов-магометан и Христианскую Церковь теснили иноверные, мощи святого перенесли в Венецию и поставили в храме его имени.
В древней иконографической традиции, усвоившей святым Евангелистам символы, заимствованные из видения святого Иоанна Богослова (Откр.4:7), святой Евангелист Марк изображается со львом – в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа (Откр.5:5). Святой Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников, поэтому он останавливается преимущественно на речах и делах Спасителя, в которых особенно проявляется Его Божественное всемогущество. Многие особенности его повествования можно объяснить близостью его к апостолу Петру. Все древние писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов первоверховного апостола. Одной из центральных Богословских тем в Евангелии святого Марка является тема силы Божией, совершающейся в немощи человеческой, ибо Господь делает возможным то, что у людей невозможно. При действии Христа (Мк.16:20) и Духа Святого (13:11) ученики его идут по всему миру и проповедуют Евангелие всей твари (13:10;16:15)

Любимый ученик Христа: Апостол Иоанн Богослов

Человек, малознакомый с церковной традицией, впервые увидев фреску Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», может немного смутиться: на знаменитой картине по правую руку от Христа изображена фигура с юным лицом и длинными волосами. У неискушенного зрителя почти всегда возникает мысль, что рядом с Иисусом сидит женщина. Но все гораздо проще. Длинноволосый молодой человек — никто иной, как Иоанн Зеведеев, любимый ученик Христа.

На момент евангельских событий он едва достиг совершеннолетия, поэтому весьма часто художники и изображают этого апостола с женоподобными чертами. Однако за молодой внешностью скрывался очень живой пытливый ум и пламенная вера. Зная это, Господь почти сразу после выхода на проповедь призвал Иоанна следовать за Собою, поскольку видел в нем огромный духовный потенциал. И действительно, именно самому молодому ученику Иисуса впоследствии предстояло стать одним из столпов христианства, выразителем важнейших истин Евангельского учения. Примечательно, что среди святых Восточной Церкви только три человека имеют звание богослова, и первый среди них — Иоанн.

По преданию, матерью Иоанна была Саломия — родная дочь Иосифа Обручника от первого брака. Как складывались отношения Христа с родней до начала Его проповеди, мы достоверно не знаем. Известно лишь, что, когда Господь начал Свое общественное служение, братья и сестры восприняли это по-разному: кто-то с удивлением, кто-то с сочувствием, кто-то с прохладой.

Саломия была одной из тех, кто тепло относился к Брату, и впоследствии пошла за Ним. Но это было чуть позже, а до выхода Спасителя на проповедь она вместе с мужем и детьми жила в Вифсаиде — небольшом рыбацком селении близ Галилейского озера. Иоанн был воспитан родителями верующим и трудолюбивым мальчиком. Семья была довольно обеспеченной, но достаток этот приходил через тяжкий труд: каждую ночь Зеведей с сыновьями ловил рыбу, утром продавая ее на местном рынке купцам — что называется оптом. Во время одного из таких занятий — починки сетей и сортировки улова — и застал Иисус однажды Своего пожилого зятя. Рядом с отцом работали его дети Иоанн и Иаков. Христос сказал им:

— Следуйте за Мною, и Я сделаю вас ловцам душ человеческих…

Молодые люди оставили все — промысел, дом, родителей — и пошли за Христом. Это уже был подвиг с их стороны, ведь зачастую людям бывает очень тяжело увидеть в своем родственнике нечто большее, чем просто родича. Наверняка они привыкли к тому, что их сводный Дядя занимался плотничеством и кормил Свою одинокую Мать. И тут вдруг — такие перемены. Но у братьев были горячие сердца, которые говорили им: «Идите!». И будущие апостолы, доверившись этому зову, пошли вслед за Учителем.

Правда, один из братьев — Иоанн — еще раньше понял, что Иисус — Мессия. За несколько месяцев до своего призвания он ходил на Иордан слушать другого проповедника — Иоанна Предтечу. Как-то раз сыну Зеведея выпало присутствовать при встрече Крестителя и Христа. Когда Спаситель ушел, Предтеча обратился к своим последователям и сказал: «Вот Он — Агнец Божий, который возьмет на Себя грехи всего мира». После таких слов юный Иоанн стал все чаще смотреть в сторону Христа, и когда Тот, наконец, позвал его, без колебаний сделался учеником Господа.

Очень скоро Спаситель стал доверять Иоанну самые сокровенные мысли о Царстве Небесном. Юноша — почти ребенок — Иоанн на тот момент единственный из апостолов до конца понимал и принимал речи Учителя. Другие ученики обладали не меньшими способностями, но их рассудок все еще был засорен тем опытом, который они приобрели до своего призвания. А душа юного Иоанна, по сути, была чистым листом бумаги, на которой Господь писал самые важные слова. Потом, когда отошли в Вечность почти все, кто видел Господа во плоти, Иоанн — уже глубокий старец — повторит эти слова: «Бог есть Любовь!». Но это — потом, а пока он ходит со Спасителем и жадно впитывает все, что видят его глаза и слышат его уши.

За пылкий нрав Господь прозвал сыновей Зеведея «воанергес», то есть «сыновья грома». Братья вместе с апостолом Петром очень часто становились свидетелями событий, которые не могли видеть прочие апостолы. Например, воскрешение дочери Иаира, Преображение и моление в Гефсиманском саду — очевидцами всего этого Христос позволил быть только Иоанну, Иакову и Петру, как людям, которые были готовы осознать происходящее. А на Тайной вечере один только юный ученик сподобился сидеть к Господу настолько близко, что ощущал биение Его пречистого сердца и слышал, как тот с горечью сказал Иуде: «Иди, заверши начатое…».

Когда настало время страдания и смерти Иисуса, Иоанн неотлучно был рядом с Учителем и остался верен Ему даже в минуту Его предательства всеми остальными. Побоявшись мести законников, Христа покинули практически все ученики кроме Иоанна и нескольких женщин, мужественно следовавших за Спасителем до самой Голгофы. Видя чистоту души и верность Своего племянника, Господь поручает Иоанну заботу о самом дорогом человеке — Пресвятой Богородице — и усыновляет Ей любимого ученика. С тех пор вплоть до момента Успения молодой человек был Ее вторым сыном и неотступным спутником, Она же стала для него второй Матерью, которую он всегда нежно любил всем своим сердцем.

По преданию, Дева Мария и Ее названый сын почти безвыездно жили в Иерусалиме, покидая город лишь несколько раз. Похоронив Пречистую, Иоанн отправился на проповедь, как и прочие апостолы. Местом миссионерского труда молодого евангелиста стала Малая Азия — территория современной Турции.

С его благовестническим служением связано много скорбей и испытаний. Так, однажды, направляясь в Эфес морем, вместе со своим учеником Прохором Иоанн попал в страшную бурю и провел в воде целых две недели, пока волны не выбросили его на берег. Затем он долгое время работал у одной хозяйки, которая хитростью заставила апостола топить принадлежавшую ей баню. Но этот случай послужил к славе Божьей — по молитве Иоанна воскрес один из умерших в парилке юношей, после чего началась целая череда чудес и знамений, обративших многих жителей Эфеса к вере во Христа.

В городе Иоанн проповедовал довольно долгое время, и кто знает, как много людей ему удалось бы крестить, если бы не донос на него императору Домициану. Проповедь христианства подрывала бизнес жрецов Артемиды, которые имели огромные барыши от культа этой богини, считавшейся покровительницей Эфеса. Они, по-видимому, и написали в Рим жалобу. Ответ не заставил себя долго ждать — кесарь приказал умертвить Иоанна, дав ему выпить чашу с ядом. Отрава не подействовала, и тогда апостола попытались сварить в кипящем масле. Однако и эта пытка не причинила апостолу вреда, и его в конечном итоге отправили в ссылку на остров Патмос в Эгейском море. Но заставить арестанта замолчать властям не удалось, и по пути было совершено много чудес, которые почти всех Иоанновых спутников подтолкнули к принятию святого Крещения. Видя, что пленник невиновен, сопровождающие хотели отпустить его, но апостол решил перенести все испытания до конца и попросил не сбиваться в намеченного пути.

На Патмосе Иоанн написал самые известные свои писания — Евангелие и Апокалипсис. Составлены они были Прохором, неотлучным спутником Иоанна, под диктовку последнего. Предание повествует, что апостол почувствовал особую важность момента и приказал своему ученику писать все, что он будет говорить. Всего диктовка заняла два дня и шесть часов — именно столько понадобилось времени на создание четвертого Евангелия. Примерно тогда же Господь сподобил апостола другого видения — после десятидневного поста и молитвы Иоанну открылись судьбы всего мира и знания о конечной участи человечества. Увиденное апостол записал в Откровении — самой загадочной книге Нового завета.

Отбыв ссылку, апостол вернулся в Эфес, где продолжил свои труды. Здесь он привел в порядок свои патмосские записи и завершил Евангелие и Апокалипсис. В городе Иоанн пользовался огромным уважением и снискал прозвище «апостол любви», потому что никогда не переставал призывать всех христиан к взаимному уважению и любви. И сам он неоднократно доказывал делом верность своим словам.

Например, сохранился трогательный рассказ, как апостол, будучи уже глубоким стариком, узнал, что один из его учеников стал главарем шайки разбойников. Рискуя жизнью, Иоанн отправился в горы, встретил там грабителей и отдал себя в их руки, попросив их отвести к своему вожаку. Когда бывший ученик увидел старца, то устыдился и побежал прочь, чтобы избежать разговора с учителем. Но Иоанн, позабыв о своих преклонных летах, бежал вслед и, задыхаясь, кричал:

— Сынок! Остановись! Вернись ко мне и не отчаивайся в падении своем! Я возьму на себя твои грехи, ты только подожди меня!

Апостол Матфей — биография, информация, личная жизнь

Левий Матфей

Левий Матфей (ивр. ‏מַתִּתְיָהוּ‏‎ Mattithyahu; ивр. ‏מתי‏‎ Mattay, «Дар Яхве»; греч. Ματθαῖος Matthaios). Родился в I веке в Израиле — умер в 74 году в Эфиопии. Святой Матфей. Евангелист Матфей. Левий Алфеев. Апостол. Один из ближайших учеников Иисуса Христа. Автор первого канонического Евангелия — Евангелия от Матфея.

Левий Матфей родился в I веке в Израиле.

Единственный достоверный факт, сообщаемый Евангелиями, то что Левий Матфей был мытарем, то есть сборщиком пошлин. В тексте Евангелия от Матфея апостол назван «Матфей мытарь», что возможно указывает на смирение автора, так как мытари глубоко презирались иудеями.

Услышав глас Иисуса Христа: «Иди за Мной» (Мф.9.9), он оставил свою должность и пошел за Спасителем. По преданию, при этом он вчетверо заплатил всем, кого несправедливо обобрал прежде, как это обещал сделать другой обратившийся мытарь, Закхей.

Евангелие от Марка (2:14) и Евангелие от Луки сообщают о призвании Левия Матфея: «После сего вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, оставив всё, встал и последовал за Ним. И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними» (Лк. 5:27-29).

Евангелие от самого Матфея сообщает о призвании Левия Матфея: «Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним».

Восприняв благодатные дары Духа Святого, апостол Матфей вначале проповедовал в Палестине. Перед уходом на проповедь в дальние страны по просьбе иудеев, остававшихся в Иерусалиме, апостол написал Евангелие. В ряду книг Нового Завета Евангелие от Матфея стоит первым. Написано на еврейском языке. Речи и деяния Спасителя Матфей излагает в соответствии трем сторонам служения Христа: как Пророка и Законодателя, Царя над миром невидимым и видимым и Первосвященника, Приносящего Жертву за грехи всех людей.

Святой апостол Матфей обошел с благовестием Сирию, Мидию, Персию и Парфию.

О дальнейшей жизни Матфея почти ничего не известно. По одним источникам, он проповедовал в Эфиопии, где был замучен около 60 года. По другим, он был казнён за проповедь христианства в малоазийском городе Иераполис. Однако в соответствии с так называемым Каталонским атласом, датированным 1375 годом, на северном берегу озера Иссык-Куль в Киргизии изображено здание с крестом, а рядом имеется надпись: «Место, называемое Иссык-Куль. В этом месте монастырь братьев армянских, где пребывает тело святого Матфея, Апостола и Евангелиста».

Согласно другой, самой распространенной на сегодняшний день версии, мощи Матфея в X веке были привезены в итальянский город Салерно, где и находятся по сегодняшний день в местном кафедральном соборе Сан-Маттео, привлекая сюда паломников-христиан со всего мира.

Святой апостол и евангелист Матфей часто изображался на иконах и произведениях искусства. Три картины из жизни апостола кисти Караваджо принадлежат к выдающимся шедеврам живописи.

Апостол Левий Матфей

Дни памяти и покровительство: в православном церковном календаре — 16 (29) ноября по юлианскому календарю и 30 июня (13 июля) (Собор двенадцати апостолов); в католическом — 21 сентября; в англиканском — 21 сентября.

Считается покровителем города Салерно в Италии, а также бухгалтеров, таможенников и всех финансовых служб.

Образ Левий Матфея в кино и искусстве:

Матфей — персонаж романа Мастера в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».

2005 — Мастер и Маргарита (реж. Владимир Бортко) — в роли Левий Матфея актер Семён Стругачёв.