Тысячелетие крещение Руси

1000-летие Крещения Руси, Как это было на самом деле

10 июня 1988 г. Большой театр. Торжественный акт, посвященный 1000-летию Крещения Руси

Завершились торжества по случаю 1025-летия Крещения Руси Они прошли в Москве, Киеве и в Минске.

Высокий государственный уровень, на котором прошло это, особо подчеркнет значимость события для народов всех стран исторической Руси. Последние 25 лет с точки зрения возрождения церковной жизни — это особое время. Никогда прежде ни в одной стране за столь краткий промежуток времени не было построено столько храмов, возникло столько новых христианских общин. Точкой отсчета церковного возрождения принято считать подготовку и празднование 1000 летия Крещения Руси.

О том, как это было, рассказывает непосредственный участник событий Валентин Михайлович Фалин.

29 апреля 1988 года М.С. Горбачев принял в Кремле в Екатерининском зале Патриарха Московского и всея Руси Пимена и членов Священного Синода
В середине 1980-х годов я сделал глупость: вернулся в большую политику. Мне поручили возглавить агентство печати «Новости» (АПН).
В июне 1986 году М.С. Горбачев с участием других членов Политбюро проводил совещание с обществоведами, писателями, руководителями СМИ. Цель — выявить, что следует сделать, дабы идеи перестройки стали понятны интеллигенции? В своем выступлении я сформулировал два тезиса. Первый: сказать правду не только о личности Сталина, но и о сталинизме как системе. Второй тезис: предстоит тысячелетие Крещения Руси. Следует отметить юбилей как национальный праздник, знаковый этап нашей истории, становления Руси как государства. Зал безмолвствует. Лишь главный редактор «Огонька» В.Коротич бросил реплику: «Правильно!»
Времени на подготовку к знаменательной дате в обрез. Настораживали сигналы, что для особо ретивых богоборцев юбилей — повод для закручивания антиклерикальных гаек. Созваниваюсь с председателем совета по делам религий К.М. Харчевым. Прошу его пригласить от моего имени в АПН митрополитов Питирима и Ювеналия, других авторитетных архипастырей. Приглашение принято.
Сформулировал вопросы, касающиеся подготовки празднования тысячелетия Крещения Руси. Услышал от гостей горькое и грустное. Церковь аккуратно сформулировала просьбы, но почти повсюду нарывалась на отказ и шельмование. Пришли к взаимопониманию, что мои гости обсудят данную тему с Патриархом Пименом и изложат программу-оптимум и программу-минимум. Примерно через неделю митрополит Питирим принес мне записку опять-таки с более чем скромными пожеланиями.
Пишу меморандум Горбачеву. Если угодно, этот меморандум был тестом для государственного руководства, проверкой серьезности начатых преобразований в стране. Конечно, рисковал, в чем, естественно, я отдавал себе отчет. Особых причин для приподнятого настроения не имелось. Активизировались оппозиты, поджидавшие, когда моя строптивость потянет на параграфы «превышение компетенции» или «нарушение субординации». Кое-кто заподозрил меня в «богоискательстве» и докладывал об этом наверх. Заготовили проект постановления о снятии меня с должности председателя правления АПН.

Забегая вперед, скажу, что немало крови попортил В.Щербицкий, возглавлявший в ту пору руководство Украины. Он не хотел отдавать в распоряжение Церкви Киево-Печерскую лавру. А как можно было отмечать тысячелетие крещения, не вернув в лоно православия колыбель российского христианства?
12 июня 1988 г. В Троицком соборе Свято-Данилова монастыря Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей совершили Божественную литургию и праздничный молебен.
Еще о моем меморандуме М.С. Горбачеву. Я предлагал пригласить на празднование гостей из-за рубежа. Полагал, что Церковь вправе получить в свое распоряжение Большой театр, а не концертный зал гостиницы «Россия», который ей навязывали. Предусматривалась трансляция торжеств по центральному телевидению на страну и за границу. Естественно, в повестку дня включалось возвращение верующим особо почитаемых храмов и монастырей, других реликвий. К примеру, архив и фолианты Троице-Сергиевой лавры свалили не разобранными в подвалы Ленинской библиотеки. Кому от этого прок?
Конечно, юбилей не позволительно уподобить фейерверку: просиял луч и дальше вновь тьма. В меморандуме излагался достаточно конкретный план возможных и целесообразных, на мой взгляд, действий, которые, не исчерпывая проблемы, тем не менее указывали направление, в котором следовало двигаться.
М.С. Горбачев не извещал меня, разделяет он или нет доложенные ему мысли и оценки. По некоторым данным, однако, генсек запросил мнение своих коллег по Политбюро. Первым проголосовал «за» Александр Яковлев. Ему же было поручено взять подготовку к юбилею под контроль, оперативно устраняя недоразумения и трения, возникавшие чаще на периферии. АПН, используя широкую корреспондентскую сеть в регионах, отслеживало выполнение партийных указаний, вскрывая случаи его саботажа.
Замечу, что Патриарх Пимен до самого дня торжеств сомневался, что задуманное сбудется и торжество получит должный размах. Вместе с тем Патриарх Пимен при всей осторожности находил нужным воспользоваться шансом для воссоздания согласия в обществе и рубцевания ранее нанесенных ран. Со своей стороны я просил владыку Питирима не поминать моего имени — делу это могло лишь навредить.
…У меня издавна сложились уважительные отношения с Церковью. В начале 1970-х годов, будучи послом в ФРГ, я озаботился возвращением Псково-Печерскому монастырю сокровищ, которые были похищены немцами во время войны и были припрятаны в музее Реклингхаузена. Поскольку ФРГ не признавала факт вхождения Эстонии в Советский Союз, боннский МИД принялся тянуть канитель. Обращаюсь к федеральному канцлеру Вилли Брандту. Он при мне позвонил министру иностранных дел В.Шеелю. Вернули всё, что ныне есть в Псково-Печерском монастыре из прежних ценностей, кроме золота и большей части серебра, которым завладели в порядке «сувениров» немцы и еще большей частью американцы.
Еще один пример — 600-летие Куликовской битвы. Решаем с женой возложить на месте действий цветы в память о подвиге Дмитрия Донского и его дружины. Добрались на машине до Тулы. Спрашиваем постового милиционера, как проще доехать до Куликова поля. В ответ слышим: «А что это за поле такое?» Одолели-таки ухабы и объезды. Перед глазами картина, не вдохновляющая — слава Богу, щусевские аллегорические сооружения не обрушились, несмотря на отсутствие должного ухода. Интересуемся, а что там за нелепые постройки вдали. Оказалось, свинарники. Право, за державу обидно.

Пишу записку М.А. Суслову, заодно докладываю, во что превращена церковь Рождества Богородицы и как обстояло дело с захоронениями Пересвета и Осляби. На могилах двух монахов-героев, сражением которых с татарскими батырами открывалась Куликовская битва, завод «Динамо» установил компрессоры. Скандал. Под напором Суслова кое-что было подправлено, хотя к юбилею прорехи залатать так и не поспели.
С художником М.М. Успенским мы дружили лет 30 тридцать. В свое время он уберег от поругания мощи Саввы Сторожевского. Не удивительно, что Успенский опасался раскрыть секрет, что он прячет мощи святого. Дал ему слово, что ничто с ним и его близкими не свершится, и он поручил своему сыну передать мощи святого монастырю.
…Но давайте вернемся в конец 1980-х. Тогда удалось быстро вернуть в Александро-Невскую лавру мощи Александра Невского. Ключи от многих церквей и монастырей. Всё перечислять долго и сложно. Главное, было извлечено из небытия множество ценностей. Ведь не секрет, чтобы скрыть жульничество или нерадивость, поврежденные предметы культа и искусства зачастую «списывались», то есть уничтожались. Прошедшие годы укрепили меня в осознании особой роли Церкви в смутную годину. Забота о единении народа — это и долг православия. Без такого единения Россия не сохранит себя в противоборстве с исконными противниками.
Биоографическая справка. Валентин Михайлович Фалин родился в Ленинграде в 1926 г. В 1950 г. окончил МГИМО и работал в системе МИД СССР. Затем первый зам. заведующего отделом международной информации ЦК КПСС. В первой половине 1980 х гг. — политический обозреватель газеты «Известия». С 1986 г. — председатель правления АПН. В 1989–1991 гг. — заведующий международным отделом ЦК КПСС. Секретарь ЦК в 1990–1991 гг. Затем почти десять лет на преподавательской работе в Германии. В 2000 г. вернулся в Россию. Последние годы — прихожанин храма Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.
Оригинал

День Крещения Руси 28 июля. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 28 июля ежегодно отмечается День Крещения Руси — памятная дата, установленная в РФ в честь «важного исторического события, оказавшего значительное влияние на общественное, духовное и культурное развитие народов России и на укрепление российской государственности». Официально праздник утвержден поправками в федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 13 марта 1995 года, подписанными президентом РФ Дмитрием Медведевым 31 мая 2010 года.

Учреждение праздника

В православном церковном календаре 28 июля (15 по юлианскому календарю) является днем памяти святого равноапостольного князя Владимира — крестителя Руси. В этот день в церквях совершаются торжественные богослужения, проходят крестные ходы, проводятся праздничные концерты и выставки, посвященные событиям церковной истории.

В июне 2008 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) от имени Архиерейского собора Русской православной церкви (РПЦ) обратился к руководству России, Украины и Белоруссии с предложением включить день памяти святого Владимира в число государственных памятных дат.

В августе 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев и председатель правительства РФ Владимир Путин поручили Министерству культуры разработать соответствующий законопроект. В мае 2010 года он был подписан главой государства.

История Крещения Руси

Киевский князь Владимир Святославич принял крещение в 988 году. Согласно древнейшей русской летописи — «Повести временных лет», обряд состоялся в византийском поселении в Крыму — Корсуни (греческое название — Херсон, ныне территория города Севастополь). По другим источникам, Владимир был крещен в Киеве или в одной из своих резиденций близ него.

После принятия христианства Владимир приказал уничтожить в русских городах языческие капища, организовал крещение киевлян, а позднее и остальных жителей Древнерусского государства. В 996 году в Киеве была учреждена русская митрополия, подчиненная Константинопольскому патриархату, а в других центрах Руси (в частности, в Новгороде) установлены епископские кафедры. В 990-е годы началось строительство первых каменных и деревянных церквей. В целом процесс христианизации Древней Руси завершился к XII-XIII векам. Крещение способствовало расцвету культуры, распространению грамотности и книжности, развитию зодчества и других форм искусства.

По мнению историков, принятие христианства Владимиром было обусловлено как его личными духовными исканиями, так и рядом внутри- и внешнеполитических причин. Язычество не устраивало князя в качестве государственной идеологии, так как противоречило идее централизации государственной власти. Кроме того, принятие христианства позволяло ввести Русь в число ведущих европейских держав своего времени и значительно повысить ее международный статус. Также историки отмечают, что к принятию христианства Владимира могла подтолкнуть память о матери его отца, княгине Ольге, которая крестилась в Византии в 950-х годах.

История празднования

На государственном уровне празднование Крещения Руси впервые состоялось в Российской империи в день памяти святого князя Владимира 15 июля 1888 года (по старому стилю) в связи с 900-летием события. Одним из инициаторов государственных торжеств был обер-прокурор Святейшего синода Константин Победоносцев. По всей стране прошли торжественные церковные службы, крестные ходы, праздничные собрания в общественных и государственных учреждениях, народные гулянья.

31 декабря 1929 года Архиерейский синод Русской зарубежной церкви постановил в день памяти святого равноапостольного князя Владимира особенно отмечать значение православной культуры «в церковной и государственной жизни русского государства».

В 1987 года XXIV сессия Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО призвала отметить грядущее «1000-летие введения христианства на Руси как крупнейшее событие в европейской и мировой истории и культуре». В годы перестройки произошла либерализация политики советской власти по отношению к православной церкви, накануне юбилея ей были возвращены некоторые монастыри, в том числе Свято-Данилов монастырь в Москве, Свято-Введенская Оптина пустынь в Калужской области и Толгский монастырь в Ярославле. 29 апреля 1988 года состоялась встреча генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева с патриархом Пименом (Извековым) и постоянными членами Синода РПЦ. В советской прессе впервые появились статьи по истории православия, не связанные с атеистической пропагандой. Церкви значительно облегчили издательскую и просветительскую деятельность. В результате в 1988 году церковные, общественные и научные мероприятия, приуроченные к 1000-летию Крещения Руси, стали масштабным событием в общественной жизни СССР.

Празднование за рубежом

На Украине День крещения Киевской Руси — Украины отмечается ежегодно 28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира. Праздник был установлен 25 июля 2008 года указом Виктора Ющенко, президента страны (2005-2010). В Белоруссии в день памяти святого князя Владимира 28 июля проходят торжественные церковные и общественные мероприятия (официального статуса день не имеет).

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ РАБУ БОЖИЕМУ АЛЕКСАНДРУ

В пятницу 3 апреля 2020 года, в канун праздника Похвалы Божией Матери (Субботы Акафиста), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит принесение иконы Божией Матери «Умиление» с места ее пребывания в крестовом Владимирском храме Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Богоявленский кафедральный собор в Елохове г. Москвы.

В 16.00 Святейший Владыка начнет объезд вокруг города Москвы с иконой Божией Матери «Умиление», перед которой молился преподобный Серафим Саровский, и прибудет со святыней в Богоявленский Елоховский кафедральный собор, где в 18.00 начнется утреня праздника Похвалы Пресвятой Богородицы.

Прямую трансляцию принесения иконы «Умиление» и богослужения будут вести телеканалы «Спас», «Союз» и официальный сайт Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

Святейший Патриарх обращается с призывом к верующим, пребывая в домах, совместно помолиться, начав чтение акафиста Пресвятой Богородице с прибавлением молитвы об избавлении от вредоносного поветрия — коронавирусной инфекции — с 16.00 по московскому времени в пятницу, 3 апреля 2020 года.

***

Икона Божией Матери «Умиление» — келейный образ преподобного Серафима Саровского. Икона была обретена преподобным Серафимом в саровских лесах. Он называл ее «Радостью всех радостей». Чудотворный образ находился в его монастырской келье, именно перед этой иконой святой отошел ко Господу 2 (14) января 1833 года.

В письменных воспоминаниях современников святого Серафима образ упоминается в описаниях последнего периода его жизни, когда, выйдя в 1815 году из затвора, он стал принимать в своей келье всех искавших беседы и поучения. После совместной покаянной молитвы и благословения, святой Серафим обыкновенно крестообразно помазывал чело пришедшего елеем из лампады, горевшей перед келейной иконой.

После кончины преподобного Серафима икона «Умиление» была передана в Дивеевский женский монастырь, чудотворный образ стал главной святыней обители. Для поклонения этой иконе верующие в XIX веке преодолевали пешком сотни и тысячи километров.

В 1927 году Дивеевский монастырь был закрыт, но святой образ удалось тайно вывезти, в течение десятилетий его хранили благочестивые люди. В июне 1991 года икона была передана Святейшему Патриарху Алексию II. В наше время она постоянно находится в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке. Один раз в год — к празднику Похвалы Пресвятой Богородицы (празднуется в 5-ю субботу Великого поста) — Серафимо-Дивеевскую икону «Умиление» выносят для всеобщего поклонения в Елоховский Богоявленский кафедральный собор г. Москвы.

1000-летие крещения Руси

1000-летие крещения Руси — мероприятия, проходившие в СССР в июле 1988 года, приуроченный к 1000-летнему юбилею принятия христианства на Руси при князе Владимире Святославиче в 988 году.

Изначально планируемые как сугубо внутрицерковные, торжества получили общесоюзный статус. Торжества по случаю Тысячелетия и события предыду­щих месяцев знаменуют собой реальный поворот в церковной политике в Советском Союзе.

Подготовка

23 декабря 1980 года Священный Синод постановил «начать подготовку к празднованию Русской Православной Церковью предстоящего великого юбилея», для чего образовал Юбилейную комиссию под председательством Патриарха Пимена. Первоначально предполагалось, что празднование Юбилея Крещения Руси будет строго внутренним церковным торжеством.

17 мая 1983 года состоялась официальная передача комплекса строений московского бывшего Данилова монастыря для создания на его территории «Духовно-административного центра» Московского Патриархата. Решение было воспринято не только православными Москвы, но и всего СССР как событие чрезвычайной важности, как первый знак, возможно, меняющегося отношения руководства страны к нуждам Церкви. Восстановление первой после 1930 года монашеской обители в столице коммунистического государства стало широко известно в обществе, что привлекло интерес как к предстоящему Юбилею, так и православию вообще. В 1984 году была предпринята попытка не допустить создания в Данилове монастыре монашеской общины. Но после смерти генерального секретаря ЦК КПСС Константина Черненко возражения со стороны властей отпали. Некоторые опасения в руководящей среде Московской Патриархии вызвало назначение в ноябре 1984 года на должность Председателя Совета по делам религии Константина Харчева, сменившего Владимира Куроедова. Но начавшийся в 1986 году пересмотр государственной политики в отношении религии и прав верующих граждан развеял те страхи: в СМИ начали появляться материалы о репрессиях в СССР, о Русской Церкви как хранительнице народной культуры и духовности, об Оптиной Пустыни, судьбе Храма Христа Спасителя, других уничтоженных святынях.

Генеральная ассамблея ЮНЕСКО призывала отметить «1000-летие введения христианства на Руси как крупнейшее событие в европейской и мировой истории и культуре».

События

Празднования в Ленинграде, митрополит АлексийПразднования в Ленинграде, часовня Св. блаж. Ксении

1988 год стал переломным в общественном восприятии Церкви и её роли в истории России.

29 апреля 1988 года состоялась встреча Патриарха и постоянных членов Синода с Михаилом Горбачёвым «в связи с 1000-летием введения христианства на Руси», которая послужила сигналом для партийных и советских органов, дозволяющим освещение празднования Юбилея как общенационального мероприятия. Одно из официальных изданий Московской Патриархии того времени писало: «29 апреля 1988 года в Кремле состоялась историческая встреча Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва с Патриархом Московским и всея Руси Пименом и членами Священного Синода Русской Православной Церкви. В беседе М. С. Горбачёв отметил, что в условиях перестройки стало возможным более активное участие религиозных деятелей в жизни общества. И поэтому не случайно, что в 1989 году Патриарх Пимен был избран народным депутатом СССР.»

Состоявшееся 28—31 марта 1988 года в бывшем Новодевичьем монастыре Архиерейское Предсоборное Совещание в коммюнике, среди прочего, отмечало: «Участники Архиерейского Предсоборного Совещания с благодарсностью считают необходимым отметить положительное отношение Советского правительства к вопросам, выдвигаемым Священноначалием нашей Церкви.»

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1988 года «за активную миротворческую деятельность и в связи с 1000-летием Крещения Руси» Патриарх Пимен, митрополит Киевский Филарет (Денисенко), митрополит Ленинградский Алексий (Ридигер), архиепископ Горьковский Николай (Кутепов), архиепископ Дмитровский Александр (Тимофеев) (ректор МДА) были награждены орденом Трудового Красного Знамени; ряд других иерархов — орденом Дружбы народов.

Накануне торжеств цекрви были переданы Козельская Введенская Оптина пустынь (Калуга) и Толгский монастырь (Ярославль). Накануне самого Тысячелетия церкви были возвращены часть построек Киево-Печерской лавры. Церкви были переданы мощи, находившиеся на хранении в государственных музеях Московского Кремля.

Основные юбилейные торжества проходили 5 — 12 июля 1988 года в Загорске и Москве.

6 июня открылся Поместный Собор в Троице-Сергиевой Лавре, продлившийся до 9 июня. Собор прославил в лике святых ряд подвижников: Димитрия Донского, Андрея Рублёва, Максима Грека, святителей Макария Московского, Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника, преподобных Паисия Величковского и Амвросия Оптинского.

12 июня, в Неделю всех святых, в земле Российской просиявших, на площади восстановленного из полуразрушенного состояния Данилова монастыря Божественную литургию совершали: Патриарх Антиохийский Игнатий IV, Патриарх Иерусалимский Диодор I, Патриарх Московский Пимен, Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II, Патриарх Румынский Феоктист, Патриарх Болгарский Максим, Архиепископ Кипрский Хризостом I.

Константинопольский Патриарх Димитрий I не прибыл вследствие некоторых разногласий протокольного характера. Торжества в Константинопольской Патриархии, в которых принимала участие делегация от РПЦ во главе с архиепископом Смоленским и Вяземским Кириллом, состоялись раньше и были приурочены к Неделе Православия, 28 февраля 1988 года.

Торжества происходили в Москве, Ленинграде, Киеве, Владимире и во всех епархиях Русской православной церкви. Был организован торжествен­ный концерт в Большом театре.

Многие мероприятия празднеств широко трансли­ровались по центральному телевидению.

1000-летие крещения Руси отмечалось также Русской Зарубежной Церковью.

Значение

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 6 августа 2012.

Торжества по случаю Тысячелетия и события предыду­щих месяцев знаменуют собой реальный поворот в церковной политике Горбачёва. Появление в 1988 году тенденции к подлинной свободе вероисповедания связано с тем, что Советское государство сначала медленно, а затем все быстрее погружалось в экономический, полити­ческий и моральный хаос, а также с невозможностью дальнейшего государственного контроля над Церковью.

Примечания

Ссылки

  • Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991) Глава: 19. Тысячелетие Крещения Руси
  • «Былое пролетает…»
  • Передача «Старая квартира», посвящённая 1000-летию крещения Руси
  • Празднование 1000-летия Крещения Руси в Новосибирской епархии
  • Слово в Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших (1000-летие Крещения Руси)