Турки какой веры
Содержание
Ислам имеет наибольшее число последователей в Турции, причем новорожденные автоматически регистрируются государством как мусульмане, если их родители не принадлежат к какой-либо другой официально признанной религии. По этой причине в официальное количество мусульман включены атеисты и сторонники конфессий, не имеющих в стране официального статуса.
Если гражданин отказывается от родительской веры в пользу другого вероисповедания (например, при заключении брака), он должен подать заявку на изменение своих личных данных. В настоящее время государство не позволяет изменять личные записи в графе о вероисповедании кроме как на ислам, христианство или иудаизм, причем последние редактируются только с документом, выданным официально признанной церковью или синагогой.
Согласно источникам в 2016 году ислам исповедовали 82% от общей численности населения. Большинство мусульман в Турции составляют сунниты (около 65%), на шиитов приходится около 4% мусульманского населения. Среди шиитов имеется небольшое, но значительное меньшинство исмаилитов. Доля неаффилированных мусульман – 13%.
Христиане и евреи (сефарды), представляющие немусульманское религиозное население, составляют 4% от общего числа.
Трудно оценить количество атеистов и агностиков в Турции, поскольку они официально не учитываются в переписи страны. Опросы показывают, что в 2013 году 4,5 млн. человек отнесли себя к неверующим. В 2015 году их количество достигло 5,5 млн. человек – то есть примерно 9,4% турецких граждан не исповедуют никакой религии. 85% всех нерелигиозных людей моложе 35 лет.
Религия и общество
Турция является светской страной, не имеющей официальной религии со времен конституционной поправки 1924 года. В стране запрещено законом носить религиозные головные уборы и другие символические предметы одежды для обоих полов в правительственных зданиях, школах и государственных университетах.
Конституция признает свободу религии для отдельных лиц, тогда как религиозные общины находятся под защитой и юрисдикцией государства и не могут участвовать в политическом процессе (например, путем формирования религиозной партии) или создавать школы, основанные на вере.
Однако в настоящее время во всех государственных школах проводятся обязательные уроки религоведения, в основном излагающие основы суннитского течения. Дети изучают молитвы и другие религиозные практики, относящиеся конкретно к суннизму.
Заявка страны на вступлении в ЕС разделила существующих членов Союза на два лагеря – часть из них поставили под сомнение возможность полноценной интеграции мусульманской страны. Турецкие политики обвинили противников в том, что они выступают за «христианский клуб».
Начиная с 1980-х, годов роль религии в государстве стала неоднозначной, поскольку влиятельные религиозные фракции бросили вызов полной секуляризации, к которой призывал кемализм, усиленно возрождая соблюдение исламских практик. В начале 2000-х, в связи победой на парламентских выборах Р.Эрдогана и его Партии справедливости и развития, исламские группы стали ставить под сомнение концепцию светского государства.
Йезидизм
Основная статья: Йезидизм в Турции
Часть курдов на востоке страны исповедуют синкретическую религию и именуются йезидами.
Смотри также
- Турция
- Население Турции
- Культура Турции
- KONDA Research and Consultancy Religion, Secularism and the Veil in daily life (PDF). Milliyet (25 июня 2011). Архивировано из первоисточника 25 марта 2009.
- Turkey International Religious Freedom Report 2008 Государственный департамент США
- KONDA Research and Consultancy Religion, Secularism and the Veil in daily life (PDF). Milliyet (8 сентября 2007).(недоступная ссылка — история)
- Религия и политика в Турции (Екатерина Шибанова). turkishnews.ru. Архивировано из первоисточника 4 декабря 2012. Проверено 13 ноября 2012.
- Мусуралиева Айжан Два берега одной реки: Светскость и Ислам в Турции. Время Востока (12.04.2011). Архивировано из первоисточника 21 ноября 2012. Проверено 13 ноября 2012.
- Павел Шлыков, Алексей Малашенко «Антикемалистская» революция: куда идет Турция? (рус.). Московский центр Карнеги (22 сентября 2011). Архивировано из первоисточника 21 ноября 2012. Проверено 13 ноября 2012.
- ERDAL DOĞAN Türkiye’nin dindarlığı bu kitapta (тур.). BUGÜN GAZETESİ (09 Ekim 2012). Архивировано из первоисточника 21 ноября 2012. Проверено 13 ноября 2012.
- Robert Bevan «The Destruction of Memory» pages 52-59. 2006, 240 pages ISBN 1-86189-205-5
Турция в темах
Герб • Флаг • Гимн • Государственный строй • Конституция • Парламент • Административное деление • География • Города • Столица • Население • Языки • История • Экономика • Валюта • Культура • Религия • Кинематограф • Литература • Музыка • Праздники • Спорт • Образование • Наука • Транспорт • Туризм • Почта (история и марки) • Интернет • Вооружённые силы • Внешняя политика
Портал «Турция»

Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония
Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен
Республика Абхазия¹ • Республика Косово • Приднестровская Молдавская Республика • Республика Южная Осетия¹
¹ Частично или полностью в Азии, в зависимости от проведённой границы ² Также в Азии

Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония
Абхазия • Гонконг • Палестинская национальная администрация • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика • Турецкая Республика Северного Кипра • Южная Осетия
¹ В основном в Африке ² Частично в Европе
Подавляющее большинство населения Турции (99%) исповедуют ислам преимущественно в форме суннизма ханифитского толка. Среди турок некоторых районов Восточной Анатолии, а также среди курдов и части арабов распространен шафиитский толк суннизма. Шииты составляют примерно 16% населения Турции. В основном это последователи двух сект: али-илахи (курды в Дерсимских горах и на севере Харпутской равнины, а также часть юрюков и туркменов) и нусайриты (арабы по границе с Сиреей). Среди курдов некоторых районов Юго-Восточной Турции встречаются также йезиды. В стране существует ряд религиозных орденов, наиболее известны из которых мевлевийя, накшбандия, тиджанийя и бекташи. Из христиан представлены православные (главным образом греки, а также болгары и часть арабов), армяно-григориане, халдо-католики и др.
ИСЛАМ В ТУРЦИИ
Ислам оформился в VII в. в западной области Аравийского полуострова. Он возник в силу ряда объективных исторических причин. Разложение родопле-менного строя арабов, кризис в торговле, вызванный неблагоприятной международной обстановкой, и многие другие причины усилили вызревшие внутри арабов тенденции к централизации. Интересы общества требовали прочного и длительного объединения страны, стабилизации ее политического и экономического положения. Для этих целей было необходимо идейное знамя. В ту пору у арабов были распространены различные верования, существовало многобожие.
Тенденции к централизации вызвали стремление и к созданию единых родовых и племенных культов. Вера политически наиболее мощных племен становилась обязательной для подчиненных им менее могущественных племен. В Аравии к началу VII в. наибольшего могущества достигло племя курейш в Мекке. Соответственно, с возвышением курейшитов возросло и значение храма Кааба, находившегося в Мекке. Постепенно племенной курей-шитский бог, которого называли «Илах», стал вытеснять богов прочих племен. В последствии, как «Аллах», он вошел в ислам в качестве единого бога.
Возвышение Аллаха среди прочих племенных богов произошло еще и благодаря деятельности Мухаммеда, выходца из рода Бану-Хашим племени курейшитов. Получив, по преданию, около 609 г. божественное откровение, он выступил с проповедью в Мекке. В 622 г. вместе с единомышленниками был вынужден переселиться (хиджра) в Медину. Но уже в 630-631 гг. мусульмане под предводительством Мухаммеда подчинили Мекку и значительную часть Аравии, создав таким образом теократическое государство.
В процессе формирования ислам, испытывавший значительное влияние уже сложившихся монотеистических религий: иудаизма, зороастризма и христианства — распался на несколько течений и несколько десятков сект. Однако возникновение двух основных направлений ислама — суннизма и шиизма — связано прежде всего с политическими перипетиями. Суть конфликта в том, что шииты не признают суннитских халифов, считая законными преемниками Мухаммеда лишь имамов из рода Алидов, основателем которого стал халиф Али — двоюродный брат Мухаммеда.
Основополагающие принципы исламских догматов и культа в суннизме, шиизме и многочисленных сектах почти не подверглись изменениям. Различия коснулись второстепенных положений, выразились в догматику и культовую практику. Кроме общемусульманских, у шиитов есть свои праздники (например, день, когда Мухаммед признал Али своим преемником), свои памятные даты (дни траура по Али и его сыну Хусейну), свои места паломничества. Сунниты наряду с Кораном почитают Сунну (священное предание, состоящее из хади-сов), на которой основывается религиозная и политическая жизнь.
Основные Принципы Ислама
Основной догмат ислама — единобожие — выражен простой формулой исповедания веры (шехадет): «Нет иного божества, кроме Аллаха, и Мухаммед — его пророк». Само слово «ислам» означает «покорность» (Аллаху и судьбе, им предначертанной), а «мусульманин» (арабское «муслим») — «покорный». На этом основании некоторые мусульманские богословы в Турции даже осуждают страхование жизни и имущества от несчастных случаев, «ибо нельзя обмануть предопределение». Коран, сборник проповедей и наставлений Мухаммеда, — священная книга мусульман, «Библия ислама». Он считается «словом Аллаха», переданным пророку на арабском языке через архангела Джейрана. Коран написан особым стихотворным размером, без рифм. Коран и дополняющая его Сунна составляют в исламе основу вероучения, права, этики и морали. В Коране изложены и правила культа. Ислам формирует повседневные навыки поведения, быта, привычки — омовение, регулярную молитву, месячный пост. Перед омовением, молитвой, перед началом поста мусульманин должен прочесть сакральную форму «ниет». Этим ритуальным действием мусульманин связывается с мыслью о Боге. Всякое начинание тоже должно быть сопряжено с именем Аллаха. Перед работой, учебой, перед едой необходимо произнести слова другой формулы — «бесмеле»: «Во имя Аллаха всемилостивейшего…»
Обрядовой стороне мусульманство придает первостепенное значение: пятикратный намаз, пост и хадж входят в число основных принципов, «пяти столпов» ислама. К ним причисляют также главный догмат — веру в единого Аллаха и благотворительную милостыню — «зекят». У ислама много предписаний — запрет на изображение людей и животных, на употребление алкогольных напитков, запрет на азартные игры. Однако в настоящее время эти запреты часто не соблюдаются.
Строго соблюдаются теперь только два предписания — запрет на употребление в пищу свинины и обряд обрезания. Турки совершают обрезание мальчику в возрасте 7-12 лет. Обычно это делают в августе или начале сентября. Обрезанию предшествует стрижка головы, проверка знаний основных молитв. Мальчика наряжают в красивый костюм с лентой через плечо, на которой написано арабское изречение «машаллах» — «Да хранит Бог!», сажают на коня или верблюда и везут торжественно к сюнетчи — специалисту, совершающему процедуру обрезания. Обрезание — большой семейный праздник. Родители и гости дарят виновнику торжества подарки. У турок и турецких курдов в обряде обрезания обязательно участвует восприемник, взрослый мужчина, сходный с крестным отцом у христиан. Он называется «кирве». Его обязанность опекать до совершеннолетия молодого мусульманина, наставлять на путь истинный. Накануне обрезания мальчику внушают: ты уже мужчина, сильный и храбрый, должен быть мужественным, не бояться боли. Надолго запоминается и праздничность обряда.
Большой эмоциональный эффект имеют обрядовые богослужения, совершаемые по пятницам и праздникам в мечетях, где играет роль не только психический настрой масс, но и архитектура храма, и непонятный, а потому таинственный язык Корана.
Намаз
Мусульманин должен регулярно, пять раз в сутки совершать молитву — намаз: на рассвете, в полдень, во второй половине дня, после захода солнца и в начале ночи. К молитве призывает пение муэдзина. Выйдя на балкончик минарета, муэдзин читает нараспев арабские стихи эзана — призыва к молитве: «Аллах велик! И возвестил об этом Магомет. Вставайте на молитву, спешите же к спасенью. Намаз полезней сна». Стихи повторяются несколько раз и заканчиваются словами: «Нет иного бога, кроме Аллаха».
В Турции новые мечети все чаще строятся с минаретами без внутренней лесенки, по которой муэдзин поднимается на поясной балкончик, чтобы пропеть свой призыв. Прогресс берет свое, и муэдзина заменяет магнитофон с записью эзана. В былые времена строительство лесенки внутри минарета считалось особым искусством. В XVI в. турецкий зодчий Синан построил в стамбульской мечети Сумейма-нийе минарет с двумя внутренними лесенками, да так, что муэдзины, поднимаясь по ним, каждый на свой балкончик, никогда не встречались друг с другом.
Перед намазом обязательно омовение. Во дворе большой мечети стоит ша-дырван — шатровое сооружение, к которому подведена вода. «Когда встаете на молитву, мойте лица, обмывайте руки до локтей и ноги до щиколоток, обтирайте голову», — сказано в Коране. Ислам ратует за чистоту. «Чистота — половина веры», — эти слова приписывают Мухаммеду. Омовение необходимо не только после физического загрязнения. Оно требуется и после прикосновения к гяуру — «неверному», после пребывания в стране неверных. Намаз предписывается совершать на особом молитвенном коврике. Носить с собой такой коврик обременительно, и около мечетей в турецких городах можно видеть мальчишек, продающих большие листы оберточной бумаги — «коврики одноразового пользования». В настоящее время, особенно в крупных городах, мало кто обращает внимание на призывы к молитве. Ритм городов внес свои коррективы в распорядок намаза. Число их обычно сокращают до двух — утреннего и вечернего.
Хадж
Раньше считалось, что каждый совершеннолетний мусульманин, если он здоров и обеспечен материально, обязан совершить хадж — паломничество в Мекку. Хадж совершают во время двенадцатого месяца мусульманского календаря — зильхидже. В Турции выделялись деньги для совершения паломничества. После реформ Кемаля, отделивших ислам от государства, выдача средств на эти цели была запрещена, но в 1848 г. этот запрет был снят. Тем не менее не все турки одобряют такой расход государственных денег.
Рамазан
Мусульманин должен раз в год поститься. Мусульманский пост своеобразен: Целый день нельзя ни есть, ни пить, ни курить. Требуется воздержаться от всего, что может доставить удовольствие. В темное время суток пост прерывается: снова можно есть, пить, курить, пока не рассветет. Сам пост по-турецки называется оруч, от согдийского слова «руч» (день), но иногда его называют Рамазаном (Рамадан). Об окончании дневного воздержания оповещают вечером по радио и телевидению: вечерний эзан транслируется по всем каналам. Начинается вечернее разговенье — ифтар. Все, кто постится, заняты в это время едой. Улицы пустеют.
Последние дни Рамазана посвящены генеральной уборке в жилых домах, учреждениях, общественных зданиях. Начинается подготовка к трехдневному празднику разговенья, которым завершается месячный пост. Все дни религиозного праздника признаны государством нерабочими. Характерная черта праздника — обмен подарками, покупка обновок и поедание всевозможных сладостей: конфет, засахаренных фруктов, сладких пирожков, пекземона (виноградный сок, вываренный до густоты меда).
Праздник разговенья зовется по-турецки «шекер-байрам» (сахарный, т.е. сладкий праздник). В эти дни идет обмен поздравлениями и визитами. Домашняя прислуга, лифтеры, официанты рано утром поздравляют своих хозяев, подчиненные наносят визиты своим начальникам и обязательно дарят подарки. В последний день праздника посещают семьями кладбище, возлагают венки и раздают милостыню нищим.
А через два месяца и десять дней после начала Рамазана наступает главный праздник мусульман — курбан-байрам (праздник жертвоприношения). Он длится четыре дня. Все эти дни также нерабочие. Накануне курбан-байрама города заполняют стада овец. Рога их покрыты позолотой и обвиты лентами. Шкуры размалеваны красками. Их продают в специально отведенных местах. Дюжие хамалы-носильщики, взвалив на спину баранов, тащат их через весь город к покупателю. Во время курбан-байрама по всей стране забивают около полумиллиона животных. В первый день праздника блестят острозаточенные ножи. Часть мяса полагается раздать беднякам или устроить обильное угощение для соседей и знакомых.
Добавить комментарий