Церковь благовещения на городище

Уникальный памятник домонгольского периода: церковь Благовещения на Рюриковом городище открывается после реконструкции

Церковь Благовещения на Рюриковом городище открывается для посетителей после масштабной реставрации. В работы, значительную часть которых профинансировал Всемирный банк реконструкции и развития, было вложено около 127 миллионов рублей. Они велись с 2016 года.

Как отмечает заместитель генерального директора новгородского объединённого музея-заповедника Ольга Соболева, Рюриково городище многие годы было в тени других новгородских памятников. Для России его открыл Евгений Носов, которого не стало в феврале этого года. И открытие нового музейного объекта здесь хотели бы посвятить его памяти:

Благодаря ему мы знаем, что именно здесь находилась древнейшая резиденция новгородских князей. Скорее всего, именно сюда прибыл князь Рюрик по приглашению славянских племён.

Ранее историки разработали несколько проектов реставрации храма разных периодов – 1103 года, 1342 года или XIX века, и научно обоснованным был признан вариант восстановления её довоенного вида. Однако в те годы церковь Благовещения являлась скорее сельским храмом, тогда как в музее-заповеднике стремились сохранить память о другом периоде её истории, величии и древности этого места. Поэтому впервые на новгородской земле применён метод консервации, учитывающий возможность экскурсионного показа.

Мы постарались ничего не дополнять, а сохранить и укрепить то, что здесь осталось, – говорит автор реставрационного проекта, главный архитектор проекта Виктор Попов.

По словам старшего научного сотрудника музея Людмилы Яковлевой, найти следы древнего храма археолог Михаил Каргер пытался ещё в 30-е годы, но его поиски увенчались успехом только в 60-е: он обнаружил западную часть храма. С помоста, ведущего в церковь, можно наблюдать реконструкцию фундамента этой части церкви – сам фундамент законсервирован под землей.

Честь открытия восточной алтарной части церкви Благовещения 1103 года, построенной при князе Мстиславе Владимировиче, принадлежит Владимиру Седову. Как отмечал Михаил Каргер, по своим плановым параметрам храм был близок к Никольскому собору в Великом Новгороде, также возведённому при князе Мстиславе, а по типологическим – к Георгиевскому в Юрьевом монастыре, построенному Всеволодом Мстиславичем.

Это был второй после Софийского собора храм города, так называемый парадный храм при княжеской резиденции – потому он имел роскошное по тем временам убранство. Он является и одним из самых древних храмов России, уникальным памятником домонгольского периода.

Когда реставраторы начинали работу, руины храма не имели крыши. Было решено установить застеклённый купол, практически не видный снаружи. Расчищены участки, восстановленные археологами вскоре после войны. На уровне пола XII века проявилась апсида древнейшего храма и престол. Теперь посетители могут увидеть в храме фрагменты живописи и подлинной кладки XII века.

С подробностями истории храма и Рюрикова городища посетителей познакомит информационный терминал. Также в здании установлен проектор, который позволит сделать экскурсии ещё более познавательными, а зимой будет работать отопление. В построенной рядом с храмом избушке можно будет приобрести сувениры.

До конца апреля храм можно будет посетить с 11 до 17 часов. Выходные: четверг, пятница.

Фото автора

Новгородские фрески

Великий Новгород – один из немногих городов России, в которых можно увидеть фрески XII – XIV века, в том числе – знаменитые росписи Феофана Грека в церкви Спаса на Ильине улице. В последние годы сделать это стало намного проще: музейный бизнес активно развивается. В Кремле всем любопытствующим раздают памятки, в которых указано дни и время, когда можно попасть в тот или иной храм. (Все они – филиалы Новгородского музея-заповедника), да и число таких музеефицированных объектов выросло. Кроме того, если двадцать лет назад посмотреть того же Грека можно было только в сухую погоду, то сейчас церковь если и закрывают, то в очень сильный ливень.

Церковь Спаса на Ильине

Судя по тому, что увидела я, сотрудники музея сделали всё, чтобы облегчить любителям старины свидание с древностями. Большинство фресок искусно подсвечено, а смотрители нередко подсказывают, откуда лучше виден тот или иной фрагмент. Однако даже тем, кто интересуется искусством, нужно приложить немало усилий, чтобы оценить красоту того, что предстало их взору.

Понятно, что 7-9 веков существования в приграничном городе могут не то что попортить слой краски на штукатурке – стереть в пыль камень. Церкви разрушались и горели, старые фрески много раз поновлялись, замазывались побелкой, а то и просто сбивались (так в 20-30-е годы XIX века погибли росписи Георгиевского собора Юрьева монастыря). Отдельная тема – утраты во время Великой Отечественной войны, когда город полтора года находился на линии фронта. Тогда были практически полностью разрушены церкви Спаса на Ковалеве и Спаса на Нередице. (В последней до войны сохранялось 98 % росписей XII века, после войны уцелело 15 %.) Пострадали многие другие храмы.

То, что дошло до нас, меньше всего походит на эффектные картины, выставленные на всеобщее обозрение. Читая в путеводителе о «фрагментах фресок» надо понимать, что чаще всего речь идет о нескольких темных пятнах высоко под куполом, на которых трудно что-либо разобрать.

Софийский собор

Лучше многих сохранилась фреска конца XII века «Константин и Елена» на Мартириевой паперти Софийского собора.

Супружеская пара первых византийских императоров-христиан выглядит удивительно живо! Еще несколько фрагментов фресок сохранилось на барабане главного купола. В основном же собор расписан в конце XIX века, и эти образы по сравнению с XII веком выглядят как-то стерильно.

Попав в церковь Спаса на Ильине, я в первые мгновения ошеломленно озирала беленые стены. Первое, что увидела – образ Спаса Вседержителя в куполе.

И это оказался едва ли не единственный фрагмент росписи, созерцание которого если и требовало усилий, то только чисто физических… Опустив глаза, заметила несколько святых в алтарной части (иконостаса в церкви нет). Благодаря подсветке, их тоже неплохо видно.

Св. Спиридон ТримифунтскийНеизвестный святой

А вот окружающих Спасителя херувимов, архангелов и пророков можно более-менее разглядеть только с маленького балкончика на хорах.

Туда ведет узкая крутая лестница, вход на которую не сразу и заметишь (его заботливо указывают смотрители).

Именно там сохранилась бОльшая часть фресок Феофана. Прежде всего, в крошечном приделе Святой Троицы, где находятся знаменитые росписи «Троица» и «Столпники».

Троица Столпники

Здесь неназойливо подсвеченные фрески можно разглядеть во всех деталях. Правда, сохранились они далеко не полностью.

В другой части хоров, в приделе свв. Козьмы и Дамиана видна еще одна выразительная фигура святого.

А на столпе, поддерживающем свод, с хоров можно рассмотреть части композиции «Благовещенье».

Благовещенье

И это – почти всё, если не считать фрески Богоматерь Одигитрия над западным входом в храм, написанной явно другим мастером.

Богоматерь Одигитрия

Как и росписи Феофана Грека, ее относят к концу XIV века. (Правда, исследователи полагают, что часть фресок еще скрыта под побелкой). К слову, ощутить энергию мазка мастера мне лучше всего удалось, глядя не на стены, а на небольшую витрину с кусками осыпавшейся штукатурки…

Невольно возникает вопрос: надо ли ради этого ехать в Новгород, сворачивать шею, стараясь что-то разглядеть, если в Интернете (например, ) можно легко найти качественную оцифровку основных фресок? Для меня ответ однозначен: надо. Убеждена: энергия, которую художник вкладывает в свое произведение, остается не только в мазках и красках, которые более или менее точно передает фотокопия, но и в самом материале – в стенах, штукатурке, красочном слое… Поэтому в полной мере ощутить ее можно, только видя оригинал.

Возможно, именно это чувство подлинности объясняет силу впечатления, которое произвел на меня скромный орнамент на стене церкви Андрея Стратилата в новгородском кремле.

церковь Андрея Стратилата

Сама история этого неказистого храма примечательна. В XII веке здесь был построен большой Борисоглебский собор. В начале XV века он рухнул и вскоре был отстроен заново. Тогда и появился придел Андрея Стратилата. Почти через две сотни лет, в Смутное время, был разрушен и этот храм. В середине XVII века развалины разобрали, а уцелевший придел превратили в отдельную церковь. Еще через двести лет ей приделали (иначе не скажешь!) звонницу. Внутри храма сохранились росписи, которые датируются XV-XVI веками. Среди них – и тот самый орнамент, в котором ясно виден каждый мазок мастера…

Не менее сильное впечатление, чем фрески Феофана Грека, произвела на меня выставка «Возрожденные из руин», которая размещена в церкви Георгия на торгу. На ней выставлены фрески 1380 года из церкви Спаса на Ковалеве. Об истории этого храма и спасении фресок я слышала очень давно. Есть хорошее видео на эту тему, https://www.youtube.com/watch?time_continue=213&v=bojVq3dE1s8. так что повторяться не буду. Просто покажу то, что понравилось мне больше всего.

Св. великомученицы Анастасия и Параскева Спаситель из композиции «Не рыдай мене, Мати…» Акакий Синайский и ? Крест в руках святой — один из самых крупных фрагментов фресок…

То, что я увидела, вызвала у меня одно желание – вернуться в Новгород. Хотя бы для того, чтобы досмотреть то, что не успела увидеть в этот раз. В этом городе еще немало церквей, в которых сохранились древние росписи.

Под прикрытием

Завершены реставрационные работы с консервацией руин церкви Благовещения на Городище, и теперь памятник открыт для экскурсионного показа. 1 апреля сотрудники Новгородского музея-заповедника провели презентацию этого реставрационного проекта, осуществлённого в том числе на средства правительственного займа — в рамках проекта Министерства культуры РФ «Сохранение и использование культурного наследия в России», в соответствии с соглашением о займе между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития.

Городище, расположенное в 2,5 километрах вверх по течению реки Волхов от Новгородского кремля, было известно только узкому кругу исследователей, но именно сюда, согласно древнерусским летописям, прибыл скандинавский князь Рюрик в 862 году. С конца XI века Городище было известно как резиденция новгородских князей и важнейший центр политической жизни Новгорода. Впервые в летописи оно упоминается в 1103 году в связи со строительством церкви Благовещения князем Мстиславом.

Один в беде

Разрушенный в годы Великой Отечественной войны храм на Рюриковом городище долго находился в тени других новгородских древностей, в частности, храмов княжеского периода. Напомню, что именно князья были заказчиками всех главных каменных культовых сооружений Новгорода: Софийского собора (годы строительства 1045-1050), церкви Благовещения Богородицы на Городище (1103 год), Николо-Дворищенского собора (1113), Георгиевского собора Юрьева монастыря (1119), церквей Иоанна Предтечи на Опоках (1127) и Успения на Торгу (1135 год).

Печальная участь постигла их в годы Великой Отечественной войны. Абсолютно все княжеские храмы Новгорода подверглись разрушению. Но в послевоенное время все они, за исключением одного, были восстановлены. В руинах оставалась лишь церковь Благовещения на Городище.

Шли споры о вариантах восстановления храма. О том, чтобы воссоздать его в формах XII века речи, действительно, быть не могло – не было достоверных сведений о его облике того периода. Не сходились учёные и во мнении о формах XIV века (первоначальный храм стал разрушаться предположительно из-за подвижности грунта, был разобран и перестроен в 1342-1343 годах со смещением к востоку, причём новое сооружение частично возведено на фундаментах первой постройки).

Свои проекты реставрации храма предлагали доктор исторических наук, археолог Михаил Каргер, реставратор Григорий Штендер. Интересно, что в 1980 году проект реставрации церкви Благовещения на Городище с воссозданием в формах XIV века, выполненный архитектором-реставратором Леонидом Красноречьевым, разработавшим также и проект временной консервации памятника, был утверждён Министерством культуры РСФСР. Но осуществлён он так и не был.

Запрет на новоделы

Что этому помешало? Одна из причин, наверно, в отсутствии средств на восстановление памятника. Руины – а в результате военных разрушений уцелела лишь кладка стен на высоту от 2 до 5 метров – временами укрепляли, проводились работы по временной консервации.

Вплотную к вопросу, что делать с памятником, включённым в 1992 году в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, подошли при подготовке к празднованию 1150-летия зарождения российской государственности. К тому времени Институтом наследия (Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва) была разработана

«Концепция сохранения и использования объекта культурного наследия Рюриково Городище». Авторы концепции рекомендовали: «Представляется, что реставрация церкви Благовещения должна пройти два этапа. На первом этапе (2011-2012 гг.) необходимо остановиться на мерах по неотложной консервации памятника. На втором этапе должна быть осуществлена повторная экспертиза проекта реставрации церкви Благовещения на Городище Л.Е. Красноречьева с учётом последних публикаций и результатов археологических исследований и принято решение о возможности полного восстановления памятника».

Невозможность восстановления памятника, тем более, если учесть, что область рассчитывала на средства МБРР, связана с «Венецианской хартией», ратифицированной Россией. Суть правил реставрации и реконструкции памятников архитектуры, прописанных в хартии, состоит в запрете новоделов. «Сейчас все реставраторы сходятся на том, что воссоздавать – это не реставрационный метод. Нужно максимально сохранять исходные элементы памятника. Причём, если это разновременные элементы, как здесь – фундаменты XII века, руины храма XIV века и колокольня XIX века — нашим проектом предусматривается сохранение всех этих элементов памятника», — сказала заместитель генерального директора Новгородского музея-заповедника Ольга Соболева, анонсируя в мае 2016 года начало исполнения проекта консервации церкви Благовещения на Городище.

Кстати, в июне 2013 года вице-губернатор Александр Смирнов принимал миссию Международного банка реконструкции и развития во главе с руководителем проекта «Сохранение и использование культурного наследия в России» Николя Перреном. Миссия контролировала ход реализации программы в Новгородской области, в том числе обсуждался подпроект «Проведение реставрационных работ с консервацией и приспособлением для экскурсионного показа руин церкви Благовещения на Городище». Тогда озвучивалось, что источниками финансирования являются средства федерального бюджета – 43,7 млн. рублей и регионального бюджета – 24,2 млн. рублей, не считая вложений местного бюджета и частных инвестиций.

Через три года называлась полная сумма стоимости работ по проекту консервации – 120 млн. рублей.

Роскошный дворцовый храм

По нашим публикациям в «Новой новгородской газете» и интернет-журнале «Портал 53» можно проследить всю историю реализации проекта. От анализа принятия решения и областного совещания в 2012 году, где губернатор Сергей Митин уточнял: «Неужели доминантой Городищенского холма будут эти развалины?», – а докладчики, бережно его поправляя, ставили точку: «Руины храма» («Замкнуть кольцо»); разработки проекта реставрации («Восстановить нельзя консервировать»); хода работ и их завершения («Консерваторы победили романтиков»). До уникального события – открытия фундаментов и стен первоначального храма XII века («Золотого саркофага Рюрика пока не нашли», «Успеть увидеть» с эксклюзивными фотографиями) и работ по восстановлению руинированной монументальной живописи церкви Благовещения на Городище («Глазами живописцев XII века»).

Самым, действительно, значительным событием стали археологические раскопки, в результате которых на свет появились фундаменты и остатки стен церкви Благовещения на Городище 1103 года постройки, которых никто никогда не видел.

Интерес именно к этому памятнику всегда был колоссальный, потому что это не только самый древний храм Новгорода, второй после Софийского собора, но и один из самых древних храмов России. И всё, что касается его первоначальных форм, первоначального убранства, несомненно, представляет огромный интерес не только для науки, но и для всего образованного и культурного сообщества. Это уникальный памятник самого начала отечественной истории, домонгольского периода, с которого до наших днейсохранились лишь тридцать памятников – на территории России и современных Белоруссии и Украины.

— Это парадный, дворцовый храм, который существовал при резиденции князя Мстислава Владимировича. Князь Мстислав по каким-то причинам, возможно из-за возвышения новгородского боярства, перенёс свою резиденцию с Ярославова дворища сюда, на Городище, в конце XI века. Исследованиями Евгения Николаевича Носова, которые проводились с 1975 года, были зафиксированы огромные работы по выравниванию здесь территории, по её расширению, и часть этих работ, безусловно, была связана с намерением князя возвести здесь огромный храм. Была обнаружена обжигательная печь – чтобы возвести очень крупный храм, нужно было заготовить большое количество плинфы, и вероятно, такая печь была не одна, — рассказала Людмила Яковлева, старший научный сотрудник Новгородского музея-заповедника.

А первым исследователем храма XII века был Михаил Константинович Каргер, который пытался обнаружить его ещё в 30-е годы прошлого века. Но тогда ему удалось найти только развалы строительного мусора. По обломкам древних, домонгольских кирпичей он понял, что храм где-то близко, но на тот момент удача ему не улыбнулась. Он обнаружил храм уже в 60-х годах. И работал он в той части, которая находится за пределами храма XIV века. Небольшие раскопы были в интерьере. А честь открытия алтарной части церкви Благовещения 1103 года принадлежит Владимиру Валентиновичу Седову.

Как выглядел храм? По своим плановым габаритам он близок к Никольскому собору, а по типологическим особенностям — к Георгиевскому собору. Церковь Благовещения на Городище была первым храмом в череде крупных княжеских построек, которые возводились по обоим берегам Волхова. К числу особенностей этих храмов относится вытянутый план. Эти храмы были четырёхстолпными и, вероятнее всего, многоглавыми. В западной части храма расположен нартекс – отделённая часть, крайний западный поперченный неф, к которому примыкала лестничная башня.

— Лестничная башня должна была быть непременно, — уточняет Людмила Яковлева, — так как одной из ярких особенностей храмов княжеского периода являются хоры над нартексом. Князь и его свита во время богослужения располагались не внизу, как все прихожане, а наверху, на хорах. Эти храмы были трёхапсидными. Около центральной апсиды мы видим крупный центральный престол. Хорошо видна орнаментальная роспись. По светлой обмазке престола шла роспись красноватой охрой. Видна нижняя часть синтрона – это дугообразная скамья, которая обходила апсиду, в центре её — епископское место, и эти малые архитектурные формы также были расписаны.

Храм имел роскошное по тем временам убранство. Князь Мстислав не только привёл сюда артель строителей, но сюда пришли и художники-монументалисты, которые украсили храм росписью.

— Экспедиция Михаила Константиновича Каргера обнаружила фрагменты росписи в большом количестве, среди них особый интерес вызывают фрагменты личного письма, чрезвычайно выразительные и крупные лики, — говорит Людмила Яковлева. — Владимир Валентинович Седов обнаружил сотни, тысячи фрагментов.

Она поясняет, что прежде всего историки искусства обращают внимание на лики, которые позволяют при сопоставлении с другими известными изображениями сориентироваться и определить, откуда пришли эти художники, к какой традиции принадлежали. Сопоставление ликов церкви Благовещения на Городище с ликами Софийского собора позволяют утверждать, что вероятнее всего здесь работала та же артель, которая в 1108-1109 году украсила росписям центральный барабан Софийского собора. И эти художники не только выполнили живописное убранство церкви Благовещения, но кто-то из них ещё участвовал в создании известного Мстиславова Евангелия, украшенного миниатюрами.

Храм имел не только богатое живописное убранство, здесь были роскошные полы из поливных керамических плиток — треугольной, квадратной формы, они имели жёлтую, зелёную, вишнёво-коричневую поливу, из этих плиток набирались орнаменты полов.

Под стеклянной крышей

С историей Рюрикова городища и его храма можно познакомиться на интерактивном стенде оборудованного в интерьере музейного объекта мультимедийного выставочного комплекса.

О том, как проводились работы по реставрации и консервации руинированного памятника, рассказалглавный архитектор реставрационного проекта Виктор Попов.

— Мы работали здесь несколько лет, начиная с самого начала, когда видели здесь открытое небо, а вокруг были развалы. Задачей проекта было всё же не заниматься воссозданием, мы пошли по пути, чтобы ничего не придумывать, а законсервировать и подчеркнуть то, что есть.

В результате можно видеть два памятника. Первоначальный, XII века, который внутри представлен сохранившимися в подлинном виде фрагментами, а снаружи в виде реконструкции, потому что кладка фундаментов законсервирована, поверх неё выложен план XII века. Законсервирован и фрагмент наклонившейся подлинной кладки лестничной башни.

Современная крыша, с центральной частью из стекла, не видна снаружи. Она уложена на приподнятые по периметру в необходимых местах стены и укрывает основной объём храма 1342 года.

Бережный подход – вот чем руководствовались реставраторы. Переходы смотровых площадок постарались опирать точечно, используя висячие конструкции, как, например, помост в северной части храма.

После войны реставраторами под руководством Леонида Красноречьева были восстановлены апсида и часть стен. Всё это расчищено, доукреплено. Чтобы показать оставшийся небольшой фрагмент арки XIV века, в крыше сделали фонарь. Церковь XIV века, в отличие от богато украшенного храма XII века, не была расписана. Поэтому лицевой отделкой стен внутри стала тщательная промазка всех швов. И на стенах можно увидеть все периоды существования храма.

По словам Ольги Соболевой, на Рюриковом городище будут продолжены работы по благоустройству территории.

— Мы продлим живую изгородь, которая будет обходить полностью весь периметр храма, — сообщила она. — Будет посеян газон. Для маломобильных посетителей подготовлена специальная конструкция-платформа. Благоустраиваем входную зону музейного объекта. Будем работать над тем, чтобы и транспортная доступность улучшилась – после технологического проезда вдоль насыпи пришла очередь привести в порядок дорогу из известняка. К туристическому сезону администрация города поставит, как всегда, причал, приведёт в порядок деревянный настил. Возможно, кто-то из предпринимателей заинтересуется и организует летнее кафе на причале.

Не афинские Пропилеи

А теперь несколько слов о собственных впечатлениях. В том, что проведена большая работа, сомнений нет. Разрушающийся памятник так или иначе надо было сохранить. Получился, наверно, интересный объект в научном и даже экскурсионном плане. Что касается эстетики – на картинках разработчика проекта реставрации ООО «МАРТ» интерьер церкви Благовещения на Городище выглядел привлекательнее.

Мне казалось, что вид показанных в сентябре 2017 года обнаруженных конструкций храма XII века внутри постройки XIV века несколько изменится. Но нет, посетители будут лицезреть обломки, включая мелкие, того, что осталось от напольных конструкций алтарной части храма 1103 года. Может быть, восприятие изменится после того, как реставраторы, по словам, Ольги Соболевой, их обеспылят – такая работа ещё предстоит. Впрочем, видимо исходя из научного интереса, нельзя представить эту часть экспозиции в более выгодном выражении. Научность и зрелищность в данном случае оказались несовместимыми.

И мне по-прежнему жаль, что экстраординарный случай восстановления церкви с включением в новый объём сохранившихся конструкций XII и XIV веков не состоялся.

Не знаю, во многом ли оправдано для Великого Новгорода воплощение, следуя «европейским постулатам», инновационной идеи консервации руины. А ведь именно в таком виде и останется знаменующий историю России храм. И вместе с Георгиевским собором Юрьева монастыря церковь Благовещения на Городище уже не будет создавать впечатления ансамбля парадного входа в Великий Новгород со стороны озера Ильмень, который известный исследователь сравнил с афинскими Пропилеями.

Наталья МЕЛКОВА

Фото: Александр КОЧЕВНИК

Городище. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Рюриковом городище.

Хотя первое упоминание Городища в летописи относится к 1103 г. и связано с закладкой каменной церкви Благовещения князем Мстиславом Владимировичем, сыном Владимира Мономаха, археологические раскопки датируют время возникновения городского поселения на этом месте тремя-четырьмя веками ранее. В 2015 году в ходе раскопок древнего городищенского укрепления экспедицией ИИМК РАН, был обнаружен культурный слой VIII – IX вв. со следами пожара. Эта находка доказала факт существования поселения на этом месте еще до призвания варягов.

Первые раскопки на Городище были проведены в 1901 г. новгородским археологом Н.И. Полянским. Летом 1910 г. здесь вел раскопки известный археолог, художник и философ Н.К. Рерих. С 1975 г. работы ведет институт истории материальной культуры РАН (СПб) под руководством Евгения Николаевича Носова.

Кроме основного объекта исследований, в окрестностях Городища обнаружен и более ранний культурный слой: остатки неолитической стоянки (II—III тыс. до н. э.), поселение раннего железного века (I тыс. до н. э.). В IX-X вв. городище было укрепленной деревянной крепостью на валу, к которой примыкали обширные поселения. Факт существования такой крепости научно подтвержден. Во время раскопок археологи нашли остатки древних укреплений. Городни, то есть клети, наполняли землей, и погружали в тело вала, чтобы они могли удержать на себе деревянные стены. Ученые датировали найденные крепостные конструкции второй половиной IX века, а значит это конструкции древнейшей из сохранившихся на Руси крепостей.

В конце X в. Городище утратило роль социально-экономического центра в пользу активно развивавшегося с принятием Христианства Новгорода. После новгородского восстания в 1136 г., положившего конец двоевластию князя и бояр, на территории городища находилась резиденция князя, подконтрольного новгородскому посаднику. Здесь прошло детство Александра Невского, здесь останавливались Дмитрий Донской, Василий Темный, Иван III и Иван Грозный. Во времена Новгородской республики на Городище располагались княжеский дворец и гридница, административные и хозяйственные помещения, ремесленные мастерские, княжеские церкви и архив. Частью резиденции была и церковь Спаса-на-Нередице.

Свое государственное значение Городище потеряло в XVI веке после разгрома Новгорода Иваном IV Грозным. В разное время на месте старинной крепости располагались: сад Иверского монастыря, усадьба Меншикова, купеческие дворы. К XIX – XX вв. на холме осталась лишь деревня Городище, последние дома которой до сих пор стоят по соседству с законсервированными руинами церкви Благовещения.

В 1103 г. сын киевского князя Владимира Мономаха новгородский князь Мстислав Владимирович заложил на Городище церковь Благовещения. В 1342-1343 годах на месте разрушенного храма XII века был выстроен новый храм, простоявший до 1941 г. Во время Великой Отечественной войны он был почти полностью разрушен артиллерийским обстрелом, а по окончании войны, к сожалению, так и не восстановлен.

Церковь Благовещения не была расписана полностью. Фресковая роспись располагалась только на небольшом участке стены в нише жертвенника храма. В центре ниши изображена композиция «Рiеta» («Христос во гробе»), излюбленная в византийском и раннеитальянском искусстве ХIII — ХIV в. По сторонам от нее фигуры Иоанна Богослова и епископа Родиона, по-видимому, патрона заказчика росписи. Раскопками, проведенными у стен церкви Благовещения в 1934, 1966-1969 гг., удалось обнаружить нижние части стен храма, выстроенного в 1103 г.