Тропарь введение во храм Пресвятой Богородицы слушать

Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся смотрения Зиждителева исполнение». Тропарь, глас 4-й.

ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА!

Возлюбленные о Господе братья и сестры! 4 декабря Святая Церковь молитвенно отмечает великий двунадесятый праздник – Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Священное Предание сохранило историю этого события. Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, долгие годы не имели детей. Молясь Господу о даровании им ребенка, они дали обет: если родится дитя, посвятить его на служение Богу. Святой Иоаким происходил из рода царя Давида и жил в городе Назарете. Его жена Анна была дочерью священника из рода Ааронова.

Они соблюдали все заповеди Божии и были праведны перед Господом. Своим благочестием праведные Иоаким и Анна так угодили Богу, что Он сподобил их быть родителями Пресвятой Девы. Случилось это так. Анна плакала неутешными слезами. Однажды после горячей молитвы явился ей ангел и сказал: «Анна, Анна! Услышана твоя молитва, воздыхания твои прошли сквозь облака, слезы твои явились пред Богом, и ты родишь Дщерь Преблагословенную; через Нее получат благословение все племена земные и будет даровано миру спасение. Имя Ей будет Мария». Услышав ангельские слова, Анна поклонилась Богу и сказала: «Жив Господь Бог. Если родится у меня дитя, я отдам его на служение Богу. Пусть оно служит Ему и прославляет святое имя Божие день и ночь все время жизни своей». В то же самое время ангел явился Иоакиму и сказал ему: «Иоаким, Иоаким! Услышал Бог молитву твою и благоволит даровать тебе благодать Свою. Жена твоя Анна зачнет и родит тебе Дщерь, рождение Которой будет радостью всего мира».

Обрадованный Иоаким, славословя и благодаря Господа сердцем и устами за великое милосердие, поспешил в Иерусалимский храм. Там он нашел Анну, молящуюся Богу, и они возвратились в дом свой. Вскоре у них родилась Дочь – Пресвятая Богородица. Пречистая Богоотроковица Мария до трех лет жила в Назарете, в доме своих родителей.

Когда Ей исполнилось три года, Иоаким и Анна выполнили свое обещание Богу о принесении Ему в дар чудесно родившейся Дочери. Они созвали в Назарет родственников и знакомых, нарядили свою Святую Дочь в белые одежды и с песнопениями, с зажженными свечами торжественно повели Ее в Иерусалим. Процессия двигалась около трех дней. Когда она достигла храма, трехлетнюю Отроковицу поставили на первую ступень лестницы, и Она Сама, без посторонней помощи одолела все пятнадцать ступеней храмового здания.

У входа Марию встретил первосвященник Захария — будущий отец Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. Взяв за руку Марию, Захария повел Ее во Святилище. Из Святилища, к удивлению всех, он ввел Ее во Святая Святых. В этом месте находился Ковчег Завета.

Даже первосвященники не могли входить туда. А для Богоотроковицы по Божиему благоволению оно стало постоянным для молитвы. С тех пор Бо жественную Деву, по свидетельству Церковного Предания, во все время Ее жизни в храме непрестанно охраняли ангелы.

А Ее родители, праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой.

Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы. Сокровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. «Если бы кто спросил меня, — говорил блаженный Иероним, — как проводила время юности Пресвятая Дева, — я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее». Но в Церковном Предании сохранились сведения, что во время пребывания Богоотроковицы в Иерусалимском храме Она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу.

В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм Святая Церковь с древних времен установила торжественное празднество. О том, что праздник совершался уже в первые века христианства, свидетельствуют предания палестинских христиан, в которых говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь этого великого события.

Дорогие братья и сестры! Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы — это предвозвестие благоволения Божия к человеческому роду,проповедь спасения, обетование Христова пришествия. Вновь и вновь мы с вами молитвенно и благоговейно произносим слова величания, обращенные к Ней, нашей Ходатаице и Заступнице: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое».

Благочинный Кукарского округа, настоятель церкви Покрова Божией Матери иерей Михаил КОВАЛЬСКИЙ.

Опубликовал Mishel 30 ноября 2013.
Размещено в Общие.
.

Ранее в этой же рубрике:

  • Обращение благочинного и духовенства Кукарского округа к жителям богохранимой Кукарской земли // 30 ноября 2013 //
  • Обращение благочинного и духовенства Кукарского округа к жителям богоохранимой Кукарской земли // 19 ноября 2013 //
  • «Души их во благих водворятся…» // 25 октября 2013 //
  • Встречаем святыню // 25 октября 2013 //
  • «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство» // 25 сентября 2013 //

Введению во храм Пресвятой Богородицы (тропарь, кондак, задостойник, молитва и величание)

Тропарь, глас 4:

Днесь благоволе́ния Бо́жия предображе́ние,/ и челове́ков спасе́ния пропове́дание,/ в хра́ме Бо́жии я́сно Де́ва явля́ется,/ и Христа́ всем предвозвеща́ет./ Той и мы велегла́сно возопии́м:// ра́дуйся смотре́ния Зижди́телева исполне́ние.

Кондак, глас 4:

Пречи́стый храм Спа́сов,/ многоце́нный черто́г и Де́ва,/ свяще́нное сокро́вище сла́вы Бо́жия,/ днесь вво́дится в дом Госпо́день, благода́ть совводя́щи,/ Я́же в Ду́се Боже́ственном,/ Ю́же воспева́ют А́нгели Бо́жии:// Сия́ есть селе́ние Небе́сное.

Задостойник

А́нгели, вхожде́ние Пречи́стыя зря́ще, удиви́шася,/ ка́ко Де́ва вни́де во свята́я святы́х.

Я́ко одушевле́нному Бо́жию киво́ту,/ да ника́коже ко́снется рука́ скве́рных,/ устне́ же ве́рных Богоро́дице немо́лчно,/ глас А́нгела воспева́юще, с ра́достию да вопию́т:/ и́стинно вы́шши всех еси́, Де́во Чи́стая.

Молитва

О, Пресвята́я Де́во, Цари́ца Небеси́ и земли́, пре́жде век избра́нная Неве́сто Бо́жия, в после́дняя же времена́ прише́дшая в храм зако́ный на обруче́ние Жениху́ Небе́сному! Ты оста́вила еси́ лю́ди Твоя́ и дом отца́ Твоего́, во е́же принести́ Себе́ в же́ртву чи́стую и непоро́чную Бо́гови, и пе́рвая дала́ еси́ обе́т всегда́шняго де́вства. Да́руй же нам соблюда́ти себе́ в целому́дрии и чистоте́ и в стра́хе Бо́жием во вся дни живота́ на́шего, да бу́дем хра́мы Ду́ха Свята́го, наипа́чи помози́ всем в подража́ние Твое́ во оби́телех живу́щим и обручи́вшим себе́ на служе́ние Бо́гови в чистоте́ де́вства провожда́ти житие́ свое́ и от ю́ности нести́ и́го Христо́во благо́е и ле́гкое, свя́то храня́ще обе́ты своя́. Ты провела́ еси́, Всечи́стая, вся дни ю́ности Твоея́ в хра́ме Госпо́днем вдали́ от собла́знов ми́ра сего́, в при́сном бо́дрствовании моли́твенном и во вся́ком воздержа́нии душе́вном и теле́снем, помози́ и нам отража́ти вся искуше́ния вра́жеския от пло́ти, ми́ра и диа́вола находя́щих на ны от ю́ности на́шея, и побежда́ти о́ныя моли́твою и посто́м. Ты в хра́ме Госпо́днем со А́нгелы пребыва́ющи, укра́силася еси́ все́ми доброде́тельми, наипа́че же смире́нием, чистото́ю и любо́вию и досто́йно воспита́лася еси́, да гото́ва бу́деши вмести́ти пло́тию Невмести́мое Сло́во Бо́жие. Сподо́би же и нам, одержи́мым го́рдостию, невоздержа́нием и ле́ностию, облещи́ся во вся́кое соверше́нство духо́вное, да угото́вает ки́йждо от нас с по́мощию Твое́ю одея́ние бра́чное ду́ши своея́ и еле́й доброде́лания, да не на́зи и негото́ви яви́мся во сре́тение Безсме́ртному Жениху́ на́шему и Сы́ну Твоему́, Христу́ Спаси́телю и Бо́гу на́шему, но да прии́мет ны с му́дрыми де́вами во оби́тели ра́йския, иде́же со все́ми святы́ми сподо́би нас вы́ну сла́вити и прославля́ти всесвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и Твое́ ми́лостивое заступле́ние всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Величание

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чтим е́же в хра́м Госпо́день// вхожде́ние Твое́.

Назад к списку

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (21 ноября/4 декабря)

Точная дата установления праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы неизвестна. О введении Пресвятой Девы во храм по исполнении Ей трех лет упоминает в I веке епископ Антиохийский Еводий34, в IV веке – блаженный Иероним, а также святые Григорий Нисский и Патриархи Герман и Тарасий Константинопольские. На Востоке праздник получил повсеместное распространение в VIII-IX веках. В IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, составил канон празднику («Отверзу уста моя») и ряд стихир, а в X веке Василий Пагариот, архиепископ Кесарийский, составил второй канон празднику («Песнь победную»). Эти стихиры и каноны поются Церковью и в настоящее время.

Чудесным Своим рождением предуготованная Господом быть жилищем Сына Божия, чертогом Невместимого Бога Живого, Пресвятая Дева с самой ранней молодости сохранялась Божественным Промыслом в совершенной чистоте, вдали от всякого греха и порока.

Пресвятая Дева Мария, исполненная благоговения перед Богом, возрастала в доме своих благочестивых родителей в обстановке чистоты и святости, нежной родительской любви и заботы. Во исполнение данного родителями обета – быть посвященной Богу, в трехлетнем возрасте Она была отведена в Иерусалимский храм, чтобы «священно воспитатися, яко да будет Владыки всех Божественный Престол и светозарное обиталище»35.

Как изображается это событие в древнем церковном предании, к торжеству Введения Пресвятой Девы праведные Иоаким и Анна по обычаю созвали в Назарет, где они жили, своих родственников, собрали лик дев и приготовили много свечей. Прибыв из Назарета в Иерусалим, благоговейно и торжественно шли они к храму Божию, подобно ветхозаветному шествию с ковчегом Завета в храм Соломонов (1 Пар., гл. 15). Ведомой во храм Пресвятой Деве Марии предшествовал лик юных дев со светильниками36. «Кругом храма, – пишет блаженный Иероним, – сообразно 15 псалмам степеней, было 15 ступеней. На каждой из этих ступеней священники и левиты, восходя к служению, пели один псалом. На первую из этих ступеней родители поставили юную Марию. И когда сняли с Нее дорожные одежды и, по обычаю, одели Ее в лучшие и благолепнейшие, Дева Господня одна, ничьею рукою не поддерживаемая и не облегчаемая, взошла по всем ступеням так, как бы была в совершенном возрасте». Все удивились, видя как трехлетняя Отроковица быстро, словно совершеннолетняя, взошла на все ступени.

Пречистую Деву встретил первосвященник Захария, сын Варахии, родитель Предтечи, пророк Божий37, и по таинственному Божию вдохновению38, проразумевая будущее39, совершил дело необычное и для всех удивительное: благословив Деву, Он ввел Ее, как «Невесту Бога Всецаря»40, во Святая Святых41, туда, где находился кивот Завета, куда по закону дозволено было входить однажды в год только первосвященнику с очистительной жертвенной кровью и куда возбранялся вход не только женщинам и девам, но и священникам (Исх. 30, 10). Даже Ангелы, по церковной песни, «вхождение Пречистыя зряще, удивишася, како Дева вниде во Святая Святых»42.

Святая Церковь прославляет событие этого праздника в кондаке.

Пресвятая Дева вошла во Святая Святых в день Введения, и во все время пребывания Своего в храме Она невозбранно входила туда, что запрещено было под страхом смерти даже первосвященнику (Лев. 16, 2).

Здесь, «во святилище»43 – в средней части храма, между двором и Святая Святых, в особом для дев отделении оставлена была Пресвятая Дева для воспитания. Когда Она приведена была в храм, будучи трехлетней отроковицей, уже тогда Она была «многолетней по духу»44, «младенчествующая плотию, но совершенная по душе»45. В храме Она была удостоена явлений Ангела Божия. По словам Священного Предания, Ангел приносил Ей пищу, освящавшую Ее46. Святая Дева, «принимая небесную пищу, преуспевала мудростию и благодатию»47. «Вскормленная в храме небесным хлебом, (Она) родила миру Хлеб Жизни – Слово»48, «всю Ее, – говорится в церковной песни, – пребывающую внутрь храма и питаемую небесной пищей, освятил Дух Всесвятой»49. Во время пребывания Святой Девы Марии в храме Дух Божий, уготовляя Ее в «Божественное жилище», все более проникал в Ее душу, пока Ее душа не стала способной дать человеческую душу Тому, Кто родится от Нее по плоти, – Сыну Божию. «Как духовный плод праведных»50, «как имеющая красоту душевной чистоты и исполненная благодатию Божией с неба, Чистая Богородица»51 Дева путем духовного подвига и совершенствования достигла такой высоты святости, при которой Ее тело стало совершенно невосприимчивым для греха (слав. для «течения греховнаго»). Та, Которая со свечами была в младенчестве приведена и «отдана в Божественный храм, Сама, как действительно Божественный храм, явилась обителью неприступного и Божественного Света»52.

И во всем богослужении праздника Введения Богородицы во храм главенствующими мотивами являются чистота и святость, радость и свет.

Пресвятая Дева Мария, достигшая по благодати высшей чистоты и святости, послужила великой тайне Боговоплощения, став Материю «Святых Святейшего Слова». «Избранная и Единственно Чистая, – говорится в песнопении, – оказалась выше всего земного и умопостигаемого»53. Пророк Божий, первосвященник Захария, некогда созерцая красоту души Пречистой Девы и прозревая грядущее, с верою воскликнул: «Ты – избавление, Ты – радость всех. Ты – воззвание наше: чрез Тебя Невместимый окажется вместимым для меня»54.

В Пресвятой Деве с детства было заключено все неисчерпаемое богатство благодати: «Яко дом сущи благодати, в немже сокровища лежат неизреченнаго Божия строения (домостроительства)»55. При рождестве Пресвятой Девы Марии только Ее родители Иоаким и Анна по чудесным обстоятельствам, сопровождавшим это рождение, могли предугадать великое предназначение своей Дочери. Введение же Ее во храм было как бы явлением Ее миру, подобным явлению Христа при Его Крещении. Введение во храм стало безмолвной проповедью народу о близком пришествии Христа, которое явило людям благоволение Божие, послужило для них спасением и осуществлением всего домостроительства Творца в отношении человеческого рода. «Сегодня (в день Введения Богородицы во храм) предзнаменование («предизображение») Божия благоволения и предварительная проповедь о спасении людей: в храме Божием открыто является Дева и предвозвещает всем Христа»56.

Пресвятая Дева Мария Своим явлением возвещала о том, что близко исполнение «смотрения (домостроительства) Зиждителева» и «совет превечный Превечного Бога нашего во исполнении грядет»57.

Со времени Введения во храм Пресвятой Богородицы начали осуществляться пророчества о нашем спасении: «Засияли уже лучи благодати со вступлением в храм Божией Чистой Девы», уготованной быть Материю Божией58 и посредницей радости для мира59; «прежде век пронареченной Матери и в последняя лета явльшейся Богородицы»60.

Пророчество Давида сбылось на Чистой Деве (Пс. 44, 15)61 как чистом приношении всего человечества Богу, принявшему этот дар и жертву от людей: «Сказати хотя (желая показать) Господь языком (народам) Свое спасение, Неискусобрачную (Деву) ныне от человек прият (как дар), примирения (в) знамение и обновления»62.

Пресвятая Дева Мария, будучи «Святейшим храмом Святого Бога нашего», послужила воплощению Царя всех и Бога, Который обожил63, обновил, воссоздал весь род человеческий по Своему милосердию64. Через Нее мы избавились от древнего проклятия, «бывше нетления общницы»65. «Да радуется днесь небо свыше, и облацы веселие да кропят о зело (весьма) преславных величиях Бога нашего»66, «яко отверзе нам Небесное Царство пронареченная Всецарица. Радуйтеся людие и веселитеся»67.