Трансформация личности в психологии

Трансформация сознания: теория и практика трансперсональной психологии

В условиях современной цивилизации и научно-технического прогресса, в частности, быстроразвивающихся компьютерных технологий, серьёзно встал вопрос о психическом, психологическом и духовном здоровье людей. Возникает проблема изменения сознания человека. Изменение сознания (на индивидуальном и групповом уровнях) касается многих аспектов жизни человечества: социальных, медицинских, научных, духовных и др. В последние десятилетия XX века был предложен целый набор психотехнологий и психотехнических практик, авторы которых обещают корректировку личности, развитие творческих способностей, исцеление от различных болезней, общее оздоровление. Основой подобных обещаний является процесс “расширения сознания” быстрыми и высокоэффективными способами.

При рассмотрении психокоррекционных и психотерапевтических задач особо обращает на себя внимание употребление понятия “трансформации сознания”, одного из центральных в так называемой трансперсональной психологии (ТП). Что скрывается под этим термином, и что предлагают методология, теория и практика ТП?

Слово трансформация означает преобразование, превращение, видоизменение. ТП предметно занимается исследованием особых, изменённых состояний сознания (далее ИСС), при которых психика человека наиболее доступна для воздействий. Одни исследователи (например, Э. Ласло и П. Рассел) ставят достаточно общий вопрос об изменении сознания в связи с выживанием современной цивилизации, но другие (С. Гроф и его последователи) рассматривают проблему шире и выделяют два направления: 1) глубокую трансформацию индивидуального соз­нания, сопровождающуюся снижением агрессивности и общим повышением сострадательности и терпимости; 2) духовный кризис универсальной и несектантской природы, характеризующийся осознанием единства мироздания и глубокой связи с другими людьми, природой и космосом1.

Условиями для наблюдения за трансформацией сознания С. Гроф считает практику психоделической терапии и иных мощных форм “новой психотерапии”. Примером последнего может служить практика холотропного дыхания2, теоретическая основа которой построена на данных исследований психоделического3 подхода и, по мнению С. Грофа, хорошо с ними сочетается. Акцентируется: “…веками был известен факт, что с помощью дыхания, регулируемого различными способами, возможно оказывать влияние на состояние сознания”4.

П. Рассел говорит о страхе человечества перед концом мира, цивилизации, хотя признаётся, что смерть цивилизации неизбежна (ни одна цивилизация не существовала вечно). К тому же помимо кончины цивилизации смерть ожидает каждого человека как завершение его земной жизни. Рассел поясняет: “И врачи, и духовные учители говорят нам, что принять свою личную смертность и даже приветствовать её — один из самых здоровых шагов, которые мы способны предпринять”5.

С. Гроф, обсуждая вопрос о способности человечества трансформироваться и возродиться, акцентирует внимание на значении смерти для жизни человека в духовной перспективе. Так как “в необычных состояниях сознания психологическая встреча со смертью представляет собой ключевой элемент психодуховной трансформации”6, то смерть способствует духовным открытиям, мистическому опыту, когда она переживается символически во внутреннем самоисследовании. Бояться встречи со смертью во внутреннем переживании не стоит, так как биологической кончины человека не происходит. В нашем бессознательном смерть занимает очень важное место, а её глубочайшие проявления по своей природе трансперсональны и имеют форму гневных архетипических фигур, угрожающих жизни ситуаций7. Эти переживания, в зависимости от типа божеств, сопровождаются чрезвычайно сильными эмоциями — от блаженного экстаза до цепенящего метафизического ужаса8.

Касательно переживаний в ИСС прошлых жизней (реинкар­нации) Гроф поясняет: “Самой существенной характеристикой переживания опыта прошлой жизни является полное ощущение достоверности этого воспоминания: я понимаю, что это со мной происходит не впервые, я помню, что когда-то на самом деле был этой личностью <…> К примеру, я могу отождествиться со священником-инком, с римским солдатом или с пьяной мексиканкой, но не испытать чувства своей личной причастности к переживанию. Это лишь своего рода окно в юнгианское коллективное бессознательное”9.

Относительно достоверности и реальности существования переживаний прошлых жизней у С. Грофа сомнений нет, но есть особый подход к рассмотрению этой темы. Во-первых, отмечает он, рассматривать тему перевоплощения в аспекте термина “верования” не годится. Во-вторых, существенное значение имеет позиция, с которой будет рассматриваться данная тема. Материализм не признаёт прообраза (источника) переживаний прошлых жизней. С духовной же точки зрения видятся как минимум три модели, возникающие при интерпретации наблюдений, относящихся к феномену прошлых жизней. С. Гроф отмечает, что в переживаниях прошлых жизней “воплощающиеся единицы были соответственно индивидуальными единицами сознания, Абсолютным Сознанием и Сверхдушой”10. Каждый вариант рассматривается с некоторыми дополнениями. Так, например, вариант с воплощающимися единицами сознания рассматривается с учётом астрологии, в случае Абсолютного Сознания указывается, что “…драмы прошлой жизни — лишь ещё один уровень иллюзии, игры майи”11. Интересно, что в итоге делается лаконичный, ни к чему не обязывающий вывод: “Ни категорическое отрицание возможности перевоплощения, ни вера в его объективное существование не истинны в абсолютном смысле”12. Отмечается также, что “на вопрос о карме нет единого и недвусмысленного ответа”13. Итоговая позиция С. Грофа изумляет: поскольку вопрос изменённых состояний сознания является весьма сложным, а рассмотрение доказательств “за” или “про­тив” кармы и реинкарнации затруднительно, то однозначно утверждается (на основе многолетних опытов), что такие переживания существуют и приносят положительный терапевтический эффект.

Рассматривая критику трансформации сознания в ТП с позиции православного вероучения, следует остановиться на некоторых моментах. Первая группа возникающих вопросов касается переживаний реинкарнации.

1. ТП не говорит о причине смерти — грехе. С момента грехопадения грех вошёл в природу человека. Апостол Павел пишет о том, что в человеке греховные наклонности приняли господствующее положение, он стал рабом греха (см. Рим 6:6). Ум и чувство помрачились, а нравственная свобода стала часто склоняться не к добру, а к злу. Человек под властью греха стал творить неестественные для своей природы поступки: по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих (Рим 7:22–23). Святитель Иоанн Златоуст пишет: “Станем трепетать не перед смертью, а перед грехом; ибо не смерть родила грех, но грех произвел смерть; смерть же стала исцелением греха”14.

2. Предлагаемое С. Грофом объяснение процесса смерти, которая представляется лишь движением в сфере сознания, механическим переходом на другой уровень жизни, носит ложный характер. Священное Писание прямо говорит о том, что душа человека сохраняет сознательное существование также и после смерти, до всеобщего воскресения. Возникает вопрос: возможно ли человеку иметь более-менее объективную информацию о том, загробном мире. Для человека, живущего в этом мире, это невозможно и большей частью неполезно. Невозможно — поскольку тот мир совершенно иной и его просто нельзя выразить нашим языком. Апостол Павел пишет, что он слышал неизреченные слова, которые человеку нельзя пересказать (2 Кор 12:4). Неполезно — так как знание будущего может полностью парализовать свободу человека в важнейшей стороне его жизни — духовно-нравственной15.

3. ТП избегает рассмотрения конкретных религиозных концепций, описывающих загробное состояние души. Здесь отсутствуют критерии добра и зла, понятия о Страшном суде, о воздаянии душе. Поэтому “трансперсоналистов” не смущает отсутствие нравственных критериев итогов земной жизни человека. Апостол Павел пишет: Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор 5:10). По телесной смерти душа человека проходит частный суд. В Новом Завете говорится: …человеком положено однажды умереть, а потом суд (Евр 9:27). По итогам частного суда душа препровождается или к Небу, или к месту мучений.

4. ТП не рассматривает понятия о бессмертии души: существует только “неуничтожимое сознание”. Идея бессмертия души человека — идея христианская: существуют учения, которые признают неуничтожимость “духовного начала”, “духовной субстанции”, но не признают личное бессмертие. “Откровение говорит нам не просто о сохранении духовной субстанции — оно говорит о бессмертии личности, о сохранении в вечности личностной самотождественности человека. Священное Писание нам говорит, что Бог не сотворил смерти: Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть (Прем 2:23–24)”16. В христианстве бессмертие души понимается как дар милости Божией.

5. Добровольное согласие на безоценочное принятие переживаний реинкарнации приводит человека к непредвиденным и опасным для него негативным последствиям (см. ниже) вплоть до духовной погибели. “Подлинная природа посмертного опыта с точки зрения православно-христианской традиции опирается на авторитет откровений о реальности невидимого мира в контексте Священного предания Вселенской Церкви. С этих позиций ошибочны претензии оккультных и псевдонаучных учений о загробном мире”17.

Вторая группа теоретико-методологических и богословских вопросов касается более общих моментов оценки трансперсонального опыта.

6. При применении методик моделирования ИСС происходит прельщение людей через образы переживаний: все прозрения, откровения и отождествления являются чистой формой прелести. Сам термин “прелесть” нацеливает на понимание данного феномена (прельститься — ‘обмануться’), а также указывает на его суть — духовную болезнь ложной духовности в человеке. Преподобный Паисий Величковский совершенно ясно объяснял, что впасть в прелесть означает стать жертвой обмана или самообмана, имея твёрдую уверенность, что находишься в истине18. Особенность прелести состоит в том, что данное состояние охватывает также разнообразные отрицательные духовно-нравст­венные и психические состояния. Что же можно говорить о людях, не только не знающих этих святоотеческих наставлений, но и находящихся вне христианства?

Важно осознавать, что источниками переживаний в ИСС являются “падшие ангелы” — бесы. Человек, находящийся в поиске духовных путей с ожиданием высших духовных состояний, коль скоро в основание духовной жизни не положено смирения, по причине действия этого отрицательного метафизического фактора действительно способен испытывать сильные эмоции: от блаженного экстаза до цепенящего ужаса во время переживания встречи с “божествами” и архетипическими фигурами. Применение методик ИСС для изменения сознания для православных христиан недопустимо. Как совершенно справедливо подчёркивает А. Гостев, современные исследования посмертных состояний души человека не используют святоотеческих предостережений относительно феномена прельщения применительно к образной феноменологии “загробного мира”19.

Приведённые святоотеческие мысли помогают нам понять духовную сущность отработанных методов моделирования изменённого состояния сознания и его трансформации: ЛСД-терапия, холотропное дыхание — комплексная медитативная техника, медитация, шаманские и тантрические практики. Существуют и другие психотерапевтические техники, вызывающие трансформацию сознания. Гроф считает, что в холотропных состояниях сознание качественно и очень глубоко и основательно видоизменяется, но не становится сильно повреждённым и ослабленным20.

Следует особо остановиться и на медитации, считающейся центральной техникой моделирования ИСС и “трансперсональ­ного развития”21. Ряд авторов прямо заявляет, что медитация представляет собой процесс развёртывания сознания (курсив наш — и. М.) и является средством полной трансформации личности22. Не зря современными психотерапевтами, в особенности направления ТП, активно используются различные способы медитации для “лечения” людей.

По мнению С. Грофа, наука с её отчётливой и антидуховной установкой заметно сдерживает интерес людей к духовному поиску23. Поэтому он занимается поиском новой научной парадигмы ТП. В противовес механистической науке предлагается иная модель устроения человека: “…мы должны признать парадоксальный факт, что он есть одновременно и материальный объект, то есть биологическая машина, и обширное поле сознания”24. С позиций святоотеческого наследия ясно, что вместо живой души человека ТП делает упор на сознание как на всеобъемлющую категорию и даже новую форму реальности.

Следует подчеркнуть, что процесс трансформации сознания в подходе ТП может вызывать серьёзные негативные последствия для человека. Отметим, в частности, следующие.

1) Непредсказуемые изменения или нарушения функционирования сознания человека в случае, когда “…эпизоды холотропных состояний разной длительности могут также возникать сами собой, без какой-либо устанавливаемой причины и часто против воли вовлечённых в них людей”25.

2) Возможность прельщения людей, находящихся в духовном поиске.

3) Повреждение христианского сознания человека вплоть до отпадения от христианства.

4) Затруднение различения духовных состояний, возникающих в процессе различных духовных практик оккультного и эзотерического содержания, которое человек самостоятельно разрешать не может.

5) Возникновение душевных болезней (нервных и психических).

6) Возможность манипулирования сознанием людей или его программированием в заданном направлении.

7) Облегчение процесса формирования сект, деструктивных оккультных псевдорелигиозных организаций.

8) Углубление проблем взаимодействия человека с новыми информационными технологиями.

Если мы сопоставим два подхода — православный и трансперсональный — то увидим ряд серьёзных опасностей, сопровождающих процесс трансформации сознания.

1. Согласно православному учению о прелести совершенно ясно, что человек через прелесть отчуждается от Бога. ТП, наоборот, утверждает, что все контакты с “Абсолютным сознанием” содержат элементы “божественного” и духовного.

2. Вне зависимости от разновидности прелести одним из главных отличительных её признаков являются высокоэмоциональные состояния/переживания разной интенсивности и оттенков — от простой душевной восторженности до болезненной экзальтации26.

3. В оккультном опыте идеи, образы, переживания на основе контакта с “невидимым” миром обычно принимаются за “откро­вение”. ТП предлагает и поощряет безоценочное принятие всего потока духовного опыта с его последующей псевдорелигиозной интерпретацией. Лёгкая “доступность” религиозного опыта, однако, не свидетельствует в пользу его достоверности и основательности. Без “страха Божия” невозможно говорить об истинности религиозного опыта. Притязания исследователей (этого направления) на то, что они воспроизводят в лабораторных условиях “настоящий” религиозный опыт, следует считать несостоятельным.

4. Изучение психологического воздействия новых информационных технологий следует рассматривать в плане их использования в “ненавязчивом влиянии” на людей, причём в направлении духовно-нравственного порабощения личности27. Психотехники ТП, способные в ИСС приводить человека в состояние “внеконфессионального” мистицизма, вполне могут использоваться для этой цели.

5. Применение новых информационных технологий приводит к отчуждению человека от окружающего мира, а психотехники ТП, трансформирующие сознание, в свою очередь способствуют его виртуализации28. Современные информационные технологии уже сейчас позволяют создавать картины реальности, которые в сознании людей заменяют действительность. Поэтому есть основания считать, что максимально широкое понимание виртуальной реальности предполагает тотальное прельщение человека, под влиянием имаго-символосферы29, зазывающей его покинуть своей душой естественный богосотворённый мир30.

6. Совершенно очевидно, что виртуализация субъективной реальности происходит через массовую культуру/искусство. Здесь в первую очередь вызывает озабоченность тенденция отрицания достижений христианской культуры, которая отражает устремление людей на переосмысление богосозданного мира, задаёт идеал преображения “ветхого человека”31.

7. Негативное влияние виртуализации и современных информационных технологий не обошло и современное христианство, что в свою очередь создаёт ряд проблем в его среде.

8. Плюрализм псевдорелигиозного опыта (в сектоподобных структурах, психологических школах личного роста) наносит серьёзный удар традиционным религиям. «“Трансперсональное сознание” демонстрирует роль образов ИСС не только как языка общения человека с многослойными и многомерными областями внутреннего мира, но и как психологическое средство считывания информации при непосредственном взаимодействии с реальностью»32.

9. Следует отметить тот факт, что наиболее сильное сопротивление разрушениям и подменам оказывают религиозные традиции. В частности, А. А. Гостев подчёркивает, что религиозную веру и духовный опыт на её основе можно считать наиболее устойчивыми элементами внутреннего мира личности в её противодействии психоманипуляции и виртуализации сознания33.

10. Необходимо особо выделить значимость феномена прелести в решении теоретико-методологических проблем и направлений психологии в целом. С позиций социальной психологии видится плодотворность применения категорий христианской традиции, во-первых, в проблематике адекватности социального познания, во-вторых, в проведении пограничных междисциплинарных исследований на стыке психологии и культурологии, в-третьих, в осмыслении духовного опыта человечества в рамках психологии религии34.

Более глубокое рассмотрение темы трансформации сознания требует отдельного исследования; в настоящей статье рассмотрены лишь основные направления проблемы с позиций православного вероучения.

1См. Гроф С., Ласло Э. и Рассел П. Революция сознания: Трансатлантический диалог. М., 2004. С. 18–19.

2Подробнее см. Иеромонах Максим. Холотропное дыхание — практика поражения души и сознания человека // Альфа и Омега. 2008. № 2(52).

3Психоделический — связанный с употреблением психоактивных веществ, способных влиять на психику человека и вводить его в изменённые состояния сознания.

4Гроф С. Приключения в самопознании: Информационные материалы / ИНИОН. М., 1991. С. 36.

5Гроф С., Ласло Э. и Рассел П. Революция сознания… С. 31.

6Там же. С. 32.

7См. Гроф С. Космическая игра. Исследование рубежей человеческого сознания. М., 2004. С. 147.

8См.: Там же. С. 31–32.

9Гроф С., Ласло Э. и Рассел П. Революция сознания… С. 209–210.

10Гроф С. Космическая игра. С. 168–169.

11Там же. С. 170.

12Там же. С. 171.

13Гроф С., Ласло Э. и Рассел П. Революция сознания… С. 209.

14Цит. по: Что нам суждено за чертой жизни. Сб. статей. М., 2003. С. 20.

15В фольклоре и беллетристике прослеживается убеждённость в том, что никакое знание о будущем не может уберечь человека от его участи. — Ред.

16Священник О. Давыденко. Догматическое богословие. Курс лекций. ПСТБИ. Ч. 3. М., 1997. С. 264.

17Там же. С. 243.

18См. Гостев А. А. Психология и метафизика образной сферы человека. М., 2008. С. 145.

19См.: Там же. С. 247.

20Гроф С. Психология будущего: Уроки современных исследований сознания. М., 2001. С. 23.

21Пути за пределы “эго”. Трансперсональная перспектива. Сб. статей / Под ред. Р. Уолша, Ф. Воон. М., 1996. С. 71.

22Озанец М. Медитация для начинающих. М., 2004. С. 6.

23См. Гроф С., Ласло Э. и Рассел П. Революция сознания… С. 55.

24Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденции в психотерапии. М., 2004. С. 92.

25Гроф С. Психология будущего. С. 37.

26См. Гостев А. А. Психология и метафизика образной сферы человека. С. 152.

27См.: Там же. С. 408.

28Виртуальный (лат.) — реально не существующий, воображаемый, или возможный, но допускающий формальное рассмотрение как “якобы существующий”.

29Этот термин означает, согласно А. А. Гостеву, совокупность образов (ТВ, кино, видео, рекламы, интернет и др.), воздействующих на человека и изменяющих его внутренний мир.

30См. Гостев А. А. Психология и метафизика образной сферы человека. С. 415.

31См.: Там же. С. 372.

32Гостев А. А. Психология вторичного образа. М., 2007. С. 486.

33См. Гостев А. А. Психология и метафизика образной сферы человека. С. 375.

34См. Гостев А. А. Психология вторичного образа. С. 493–494.

Трансперсональное

Смотреть что такое «Трансперсональное» в других словарях:

  • Надличностное — Трансперсональное (англ. transpersonal) (или надличностное) термин, применяемый в трансперсональной психологии для описания явлений, «выходящих за границы отдельного человека или индивидуальной души». Слово употребляется для обозначения экспансии … Википедия

  • Трансперсональная психология — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия

  • Трансперсональная психология (I) (transpersonal psychology I) — Примечание редактора. Т. п. очень важный вопрос, связанный со взаимопроникновением концепций двух психол. наук Запада и Востока и созданием из них производной концепции, к рая сразу обрела независимость. Именно поэтому я обратился к доктору Н.… … Психологическая энциклопедия

  • ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ (́ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ, ОПЫТНОЕ) НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОТЕРАПИИ — Одно из трех основных направлений современной психотерапии, к которым причисляют также динамическое и поведенческое (Parloff M. В., 1975; Karasu Т. В., 1977). Это направление наименее однородно. К нему относят экзистенциальную… … Психотерапевтическая энциклопедия

  • Бубеев, Юрий Аркадьевич — Юрий Аркадьевич Бубеев Род деятельности: психология, психотерапия, психофизиология Дата рождения: 12 февраля 1956(1956 02 12) (56 лет) … Википедия

  • Налимов, Василий Васильевич — (04.11.1910 19.01.1997) математик, философ; д р техн. наук, проф. Род. в Москве в семье проф. Моск. ун та. Отец Н., по национальности коми, был этнографом; умер в тюрьме в 1938. В 1929 1931 Н. студент матем. отделения физ. матем. ф та МГУ, к рый… … Большая биографическая энциклопедия

  • Психосинтез (psychosynthesis) — Психосинтетический подход Роберта Ассаджоли основан на представлении об унификации выражения личности чел. глубоким источником цели и направления, называемым трансперсональным Я. П., по сравнению с большинством др. методов терапии, в большей… … Психологическая энциклопедия

  • Жизнь — У этого термина существуют и другие значения, см. Жизнь (значения). Жизнь активная форма существования материи, в некотором смысле высшая по сравнению с её физической и химической формами существования; совокупность физических и… … Википедия

  • Бессмертие — Джулио Романо (1492 1546). Аллегория Бессмертия. Около 1540 У этого термина существуют и другие значения, см … Википедия

  • Коллективное бессознательное — Для улучшения этой статьи желательно?: Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение). Коллективное … Википедия

Трансперсональная психология – что это такое. Описание и обучение

Трансперсональная психология открывает то, что скрыто глубоко в подсознании. Она достает на поверхность такие детали вашей жизни, о которых вы давно забыли, а, может, и не знали. Для чего это нужно? Чтобы изменить жизнь в лучшую сторону, избавиться от бессознательных факторов, влияющих на ваше поведение и мышление. А также, чтобы очистить ваше сознание от негатива, хранящегося там долгие годы.

Что такое трансперсональная психология

Трансперсональной психологией называют науку, которая изучает измененные состояния человеческого сознания и психики. Ее основой считаются исследования Карла Юнга и Абрахама Маслоу. По мнению ученых, внутри каждого человека есть нечто бессознательное. И оно влияет на формирование личности, поведение, отношения с другими людьми. На пике переживаний это бессознательное вскрывается, что помогает справиться со многими внутренними проблемами.

Помимо Маслоу, представителями трансперсональной психологии стали Э. Сьютич, С, Гроф, Дж Фейдиман, М. Вич, С. Маргулис. Каждый из них дополнил науку, открыл в ней новое направление и провел эксперименты.

Ученые создали Ассоциацию трансперсональной психологии и выпустили посвященный ей журнал. Через несколько лет в Калифорнии был создан Институт трансперсональной психологии. Его основателем стал Роберт Фейджер. Несмотря на это, признание в научных кругах это течение еще долго не приобретало. Многие даже считали его абсурдным.

Ситуация изменилась в 1996 году, когда Британское психологическое общество открыло отделение трансперсональной психологии. Что поспособствовало росту ее популярности среди ученых. Также были написаны книги по трансперсональной психологии. Самые известные из них – «За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии» (С. Гроф) и «Космическая игра. Исследование рубежей человеческого сознания» того же автора.

Это направление изучает сразу несколько сфер:

  • измененное сознание;
  • парапсихологию;
  • духовные и религиозные практики;
  • влияние на сознание и психику человека психоделических препаратов;
  • дыхательные методики;
  • йогу, техники медитации;
  • мир переживаний, связанных со смертью.

Еще одной сферой трансперсональной психологии является духовное развитие человека.

Основные идеи

Если говорить кратко, в основе трансперсональной психологии лежит идея о существовании бессознательной части человеческой психики. Она оказывает влияние на образ жизни, мышление, взгляды, принципы, приоритеты. Определяет поведение человека на протяжении всей его жизни.

Бессознательный пласт состоит из чувств, переживаний, эмоций, которые были вытеснены из сознания по разным причинам. Сюда же относятся воспоминания.

Трансперсональная психология изучает все аспекты личности. Но ее главная задача – изучить сознание, которое при особых обстоятельствах может выходить за привычные рамки. Это случается тогда, когда человек погружается в одно из измененных состояний.

Попасть внутрь себя можно разными способами. Для этого были разработаны различные методики и техники. В трансперсональном состоянии человек получает возможность почувствовать единство со Вселенной, вновь пережить тревожащие его события, избавиться от негативных эмоций, решить психологические проблемы.

Отличие трансперсональной психологии от других наук

Большинство направлений психологии требуют факты, аргументы и доказательства. И они должны быть достоверными. Трансперсональное ответвление базируется исключительно на бессознательных проявлениях личности.
Выделяют 5 главных принципов трансперсональной психологии:

  1. Сознание безгранично, подобно космосу.
  2. Личность можно рассматривать с разных сторон, в разных контекстах.
  3. Сознание человека сочетается с разумом Вселенной.
  4. Личность человека определяется его душой и рассудком. А они, в свою очередь, составляют единое целое.
  5. Наука объединяет в себе знания даже из, казалось бы, совсем непохожих наук.

Психологам, работающим в трансперсональном направлении, до сих пор так и не удалось научным способом подтвердить достоверность своих исследований. Но одно можно сказать точно: наука способна объединить в себе психофизику и психофизиологию.

Методики трансперсональной психологии

Условно техники трансперсональной психологии их можно разделить на 2 группы: общие и для анализа изменений сознания. К первой группе относятся:

  • дыхательные практики;
  • психофизиологические эксперименты;
  • использование психоделических препаратов;
  • психодиагностика;
  • воздействие на осязание и другие органы чувств;
  • игры с воображением, визуализация.

Для того, чтобы инициализировать изменения в сознании, используют несколько методик:

  1. Концентрация внимания сначала на одном, а потом на другом предмете. Переключение происходит резко.
  2. Ограничение потребления жидкости при сильных физических нагрузках.
  3. Чрезмерная активность, например, бег без остановки на протяжении длительного промежутка времени.
  4. Чередование взаимодействия низких и высоких температур.
  5. Воздействие музыки.
  6. Пребывание в одиночестве.
  7. Нахождение в обездвиженном состоянии.
  8. Бессонница.
  9. Холотропное дыхание.

Также довольно популярными считаются такие методики трансперсональной психологии, как ребефинг и тета-хилинг.

Трансперсональная психология Грофа

Станислав Гроф посвятил несколько лет изучению той бессознательной части человеческой психики, которая проявляется при измененном сознании. В процессе работы он использовал психоделические препараты. Однако вскоре их применение было запрещено. Ученому пришлось заняться разработкой нового способа проникновения во внутренний мир человека. Им оказалось холотропное дыхание.
Эта техника помогает справиться с рядом препятствий, возникающих на пути к изменению сознания. Их 4:

  1. В тот момент, когда происходит открытие бессознательного пласта психики, активизируются все органы чувств.
  2. Всплывают воспоминания, например, психологические травмы, о которых мозг предпочел «забыть».
  3. Появляются переживания, которые так или иначе связаны со смертью и рождением.
  4. Проявляется трансперсональная часть человеческой психики. Происходит расширение сознания, его выход за пределы времени и пространства.

По мнению Грофа, глубоко в подсознании каждого человека хранятся неразрешенные проблемы, которые влияют на его жизнь. Решить их можно, если по новой пережить те события, еще раз испытать те чувства и эмоции. Это и есть главная цель холотропного дыхания.

Как пользоваться методикой? Нужно сделать несколько частых глубоких вдохов. Это поможет изменить сознание. Внутри сформируется энергия, за которой человеку и нужно идти. При этом важно поддаваться всему, что происходит вокруг. Издавать звуки, занимать неожиданные позы, что-то чувствовать. Это не сумасшествие. Таким способом из подсознания удаляется все то, что годами мешало жить. В результате человек расслабится и успокоится.

Техника ребефинга

Разработана американским ученым Леонардо Орро более 40 лет назад. Это дыхательная техника, позволяющая человеку родиться заново, избавившись от негативных эмоций в подсознании.

По мнению Орро, травмирующие психику события происходят с людьми с самого рождения. По сути, и само рождение можно записать в этот список. Все это сильно влияет на физическое и психическое здоровье. Сознание защищает человека от этих воспоминаний, пряча их в «хранилище» неосознанного. Но все равно он страдает от связанных с этими травмами страхов, комплексов, переживаний.

Ребефинг помогает справиться с вышеперечисленными проблемами. Перерождаясь, человек раз за разом переживает самые плохие моменты своей жизни. Все негативные эмоции он превращает в положительную энергию, испытывая при этом небывалую гармонию.
Во многом техника ребефинга напоминает холотропное дыхание. Выглядит она примерно так:

  1. Человек дышит носом или ртом. Вдыхать можно как угодно. Выдыхать как обычно.
  2. Как только дыхание успокоится, нужно расслабиться. Лучшая поза для этого – лежа на спине. Ноги скрещивать нельзя. Сознание нужно освободить от любых мыслей.
  3. Сосредоточиться на ощущениях в теле. Почувствовали легкое покалывание или боль? Это дает о себе знать одно из спрятанных в подсознании негативных воспоминаний. Попытайтесь его вспомнить и прочувствовать.
  4. Превратите плохое в хорошее. Как это сделать? Подумайте о негативных воспоминаниях с юмором. Альтернатива – испытать наслаждение от того, что негатив, наконец-то, покидает тело.

Для того, чтобы ребефинг принес результаты, относиться к нему следует серьезно. Также нельзя игнорировать возникающие в теле ощущения.

Техника тета-хилинг

Эта методика трансперсональной психологии была придумана Вианной Стайбл в период, когда она боролась с онкологическим заболеванием. Она помогает достичь внутренней гармонии и удовлетворения жизнью.
Попасть в состояние тета, согласно теории Стайбл, можно 2 способами.

Способ первый

План действий таков:

  1. Сядьте на стул, ступни поставьте на пол, держите спину ровно.
  2. Закройте глаза. Несколько раз глубоко вдохните. Между вдохами делайте небольшие паузы.
  3. Расслабьтесь. Мысленно переместитесь в область сердца. Сформируйте там сгусток энергии.
  4. Заберите энергию от сердца и выбросьте ее в центр Земли. После снова соберите ее в сгусток (в виде шара). Поднимите вверх над собой, помещением, в котором вы находитесь, вашим городом, страной и т.д. Выйдите в космос.

Все, что вам осталось, – плыть в космосе до тех пор, пока не увидите жемчужное белое свечение. Это ваша главная цель. В полете будьте осторожны, избегайте синих участков.

Способ второй

Сядьте на стул, займите удобное положение, расслабьтесь. Закрыв глаза, сделайте глубокие вдохи и выдохи. Как и в предыдущем случае, сосредоточьтесь на энергии, расположенной в области сердца. Дальше действовать нужно так:

  1. Представьте, что вы и стул – единое целое. Ваши молекулы и частицы стула сплетаются между собой. Но при этом все сохраняют свою форму, очертания.
  2. Теперь представьте, что вы на молекулярном уровне сливаетесь с предметами, которые находятся в комнате. А после и с самой комнатой.
  3. Следующий этап – слияние с домом, городом, природой, планетой и т.д. Не ограничивайте сознание. Мысленно выходите в космос.

Последний этап – единение с белым светом и некой космической желеобразной субстанцией. В результате вы сможете соединиться со Вселенной, попав таким образом в состояние тета.

Обучение трансперсональной психологии

Получить соответствующие знания можно на семинарах, посвященных эзотерике. Другой вариант – пройти обучение в ВУЗах, преподающих трансперсональную психологию. В любом случае главное – быть открытым к новым знаниям, искренне хотеть расширить границы сознания. Также у вас должно быть желание делиться своим опытом с другими.

Трансперсональная психология и ее техники – возможность избавиться от страхов и переживаний, хранящихся в глубоких слоях подсознания. Возможно, вы уже не помните их. Но, так или иначе, они оказывают воздействие на вашу жизнь. Воспользуйтесь специальными методиками самостоятельно или под контролем специалиста. Вы увидите, насколько проще станет жить после того, как негативные эмоции покинут ваше тело.

Автор статей по саморазвитию и психологии отношений.

7 признаков настоящей трансформации

Трансформация – это тотальная смена мировоззрения, а не просто травму детскую убрать. Но люди не хотят идти в настоящую трансформацию. Все соцсети пестрят «заявлениями» от людей, считающими себя просветлившиеся, а на деле, м–да… косметический ремонт, там, где нужно делать капитальный. Почему люди впадают в иллюзии относительно своего духовного роста? В чем же разница и как отличить настоящую трансформацию от фальшивой? Попытаемся разобраться.

Когда люди говорят про трансформацию, они часто ищут «волшебную таблетку»: к какому бы мастеру сходить, какой магический или психологический ритуал сделать. Но один Мастер или терапевт за человека не пройдет его путь! Он может показать, как есть, может дать энергию и информацию. А дальше человек сам принимает решение. Впускать это в себя или нет. Вот иногда человек приходит к тебе, вкачаешь в него мегатонны всего, а он берет процентов десять. Кто виноват, я? Или тот, кто не взял? Все время искать мастера – очень детская позиция.

Иллюзии собственной важности: а твоя трансформация со знаком «плюс» или «минус»?

Мастера и терапевты не для того нужны, чтобы организовать в жизни чудо. А для того, чтобы поддержать ресурсом и показать, куда идти! А дальше – личная ответственность человека и его свобода выбора.

Трансформация – это тотальная смена мировоззрения, а не просто травму детскую убрать. Внимание вопрос! Какой мастер вам что поменяет насильно? Информация войдет в ум и останется на уровне теории. Ее надо через себя пропустить и позволить ей стать тобой. Это не про Мастера, это про честный договор с самим собой.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Но люди не хотят идти в настоящую трансформацию. Все соцсети пестрят «заявлениями» от людей, считающими себя просветлившиеся, а на деле, м–да… косметический ремонт, там, где нужно делать капитальный. Почему люди впадают в иллюзии относительно своего духовного роста? В чем же разница и как отличить настоящую трансформацию от фальшивой? Попытаемся разобраться, предлагает, Ирина Лапик специально для эконет.ру.

  • Духовные модники, сбегающие от собственного одиночества:

Первую половину «заблуждающихся» или «заблудившихся» увлекли модные тенденции. Духовный рост вошёл в моду, а вместе с ним тусовки на расстановках, RTP–манифестациях и ретритах. Но, положа руку на сердце, давайте признаем, что многие пошли туда не от истинного желания что-то проработать в себе, а просто от одиночества и стремления найти хоть какую-то поддержку. Letitbethat («пусть будет так»).

  • Страдальцы и самокопатели: горизонтальный путь в никуда:

Что касается второй половины, эти люди и правда много работают над собой и искренне верят, что трансформируются. Здесь ситуация еще хуже. Такое ощущение, что у них привычка к самокопанию заменила собой реальную трансформацию.

Самокопание, постоянный поиск своих травм и негативных родовых сценариев – это горизонтальное развитие, это работа «на минус». Проработка родового сценария: я от того такой весь разнесчастный, что когда-то моя бабушка украла булочку на заводе. Расстановки в этом плане оказывают «медвежью услугу». В этом случае человеку нравится думать, что во всех несчастьях виноват Род, а не он сам. Прошлые жизни – тоже сладкая конфетка.

Тут, возможно, и виноват уже ты сам, но в далеком-далеком прошлом. И очень хочется любые неудачи списать на неведомого себя и злосчастную Карму, на невозможность ничего изменить, и тем самым получить право на ущербность. Ну и «ягодка на торте» – несчастливое детство. Обратите внимание, как народ просто упивается темой: как мама не любила, как папа обесценивал.

Настоящая трансформация – это проход через коридор грехов и отказ от травм и страданий. Выход в трансформацию всегда идёт через проработку своих теневых сторон. Если совсем простым языком – это отказ от грехов: жадности, высокомерия, гнева, зависти, жестокости.

1. Это неправда, что ты все время будешь в благости. Потому что у тебя есть выбор. Не состояние тобой рулит, а ты им. Ты можешь сам определять в каком состоянии тебе пребывать, играть состояниями. Да, реальная трансформация побуждает тебя становиться тотально добрее и милосердней. Но даже если злишься – это твой осознанный выбор.

2. Ты не будешь творить несправедливость, не потому что это – зло, а потому что это нарушает гармонию Вселенной. Для тебя нет добра и зла. Но есть ощущение гармонии. Внутри музыка. И ты просто не хочешь ее осквернять.

3. Пропадает желание цепляться к другим с агрессией, критиковать и тестировать чужие границы. Появляется бережное отношение к людям. Ведь ты понимаешь из какой хрупкой и нежной субстанции сделана человеческая Душа.

4. Да, ты можешь проявлять жёсткость и даже жестокость с теми, кто по-другому не понимает, но за этим всегда стоит Любовь. У человека, который хочет казаться осознанным, – все наоборот. Он прикрывает свою жестокость, зависть и злость мнимой любовью.

5. Ты перестаёшь себя с другими сравнивать. Перестаёшь орать другим, что они – никто, а ты – некто. Впрочем, вся просветлённая тусовка этим и занимается. Мода на духовный рост все растёт. А результаты плачевны.

6. Не будешь завоевывать авторитет через явное или скрытое унижение и подавление других, используя психотехнологии.

7. Понятно, что не всем нужна тотальная трансформация и не все могут пройти ее. Но, возможно, этот текст поможет тем, кто застрял в иллюзиях собственного величия о своей тотальной проработанности. Ведь иногда человек просто не видит, что он заблудился.опубликовано econet.ru.

Всё живое меняется. В мире нет ничего статичного.

Камни растут и разрушаются, это процесс изменения. Вода переходит из одного состояния в другое, воздух меняет свою плотность и состав, металл поддается коррозии… Смена дня и ночи, глобальные погодные изменения, развитие государств и их развал — это естественный ход событий. Жизнь — изменение, жизнь — прогресс. Всегда прогресс идет рядом с разрушением. Чтобы возникло нечто новое, должно уйти, разрушиться старое. Чтобы выросли новые листья, старые должны облететь, чтобы получить более высокооплачиваемую работу, нужно оставить прежнюю, чтобы создать новые отношения, нужно порвать старые…

Изменения направлены на улучшение, на рост, на развитие. Возникает новый виток в жизни, в сознании, в состоянии. Иногда случаются и падения, кажется, что изменение ведёт к деградации, к потере, к ухудшению. Но это только кажущееся восприятие. На месте старого всегда есть возможность создать новое.

К сожалению, не все люди это понимают. Когда мышление зациклено на потерях и разрушениях, происходит растрачивание жизненной энергии. Находясь в состоянии упадка эмоций, сил и веры в улучшение, человек может «зависнуть» в периоде разрушения, не имея сил и мотивации к новому подъему, к новому рывку в собственном развитии. В этом случае необходимы дополнительные ресурсы, осознанность и намерения, чтобы преодолеть разрушительный период. Такие люди очень нуждаются в помощи специалиста, который поможет найти человеку его собственные ресурсы и возможности для изменения состояния и ситуации. Это влечет за собой новый эмоциональный подъем и новый уровень личностного роста.

Трансформация — это изменение. И, как я уже говорила, изменения сопровождают нас постоянно, именно в этом жизнь и заключается — в естественном изменении, росте, прогрессе.

Вместе с природными изменениями существует и сознательная трансформация — некие действия, настройка сознания на изменения, которые человек осознанно хочет создать в своей жизни.

  • Например, один человек может ждать встречи со своей единственной, раздражаясь на судьбу, на то, что не удается её встретить. Другой сознательно работает со своими ожиданиями, совершает определенные действия — чтобы приблизить это событие.
  • Один мирится со своим плохим самочувствием и ругает медицину, другой совершает собственные действия, чтобы стать здоровее.
  • Один уныло ожидает, когда повезет, а другой выстраивает свою судьбу по собственному сценарию.

Работа идет внутренняя — это не прямое воздействие на судьбу или события. Это настройка собственного сознания, эмоционального состояния, это создание новой вибрации нового человека, которая соответствует новому событию.

Если раздраженный молодой человек встречает ту Единственную, которая предназначена для него, возможно эта встреча окажется безрезультатной. Девушка не захочет общаться с таким человеком. И «судьба ждет», когда произойдут естественные изменения, чтобы их встреча стала благоприятной.

Если же его вибрации — то есть внутреннее состояние, ожидания и действия, в результате трансформации приблизились к состоянию (вибрациям) девушки его мечты, то встреча происходит — их союз может быть благоприятным.

Пожалуй, здесь стоит уточнить понятие «вибрация». Это тоже изменения. Каждый элемент нашей жизни живой — внутренние органы, клетки, молекулы, цепочки ДНК. Они также имеют свой процесс — изменение через разрушение. Это закон природы. И эти изменения создают так называемые вибрации, волны, энергию, фон, который имеет определенные характеристики.

То же касается наших мыслей — негативные мысли имеют низкие вибрации, позитивные, более высокие, более благоприятные для всего живого.

Наши эмоции — это так же энергия определенной вибрации. Негативные эмоции создают поле, в котором неприятно находится окружающим людям, а не только их носителю. Приятные эмоции — любовь, радость, оптимизм, юмор, веселье, интерес — создают комфортное поле для окружающих и хозяина этих эмоций. В целом каждый человек имеет свои вибрации, складывающиеся из мыслей, эмоций, состояния тела, привычек, воспоминаний, планов, намерений… Поэтому каждый человек неповторим, так как повторить каждую из составляющих практически невозможно.

Индивидуальные вибрации или характеристики каждого человека соответствуют тому полю, той среде, которая подходит для его существования. Если поместить человека с низкими вибрациями благосостояния (человека финансово необеспеченного) в среду с высокими денежными вибрациями — например, в дом большего достатка, с высоким уровнем сервиса и дорогой обстановкой, то он будет чувствовать себя неуютно. Такой человек может быстро устать от «чужой» жизни и вернуться к прежней. Другой вариант развития событий — он изменит свои вибрации (отношение к роскоши, принятие нового образа жизни, правила общения в среде подобных людей). Таким образом, происходит трансформация. Среда, в которой находится человек тоже оказывает своё влияние. Если человек готов к трансформации, окружение ему поможет.

Поэтому, быстрая трансформация происходит, когда человек попадает в ту среду, в которой он хочет находится. И очень трудно изменить свою жизнь, находясь в той среде, которая не соответствует ожиданиям.

К сожалению, не всем удается попасть в благоприятную среду, которая поможет быстро изменить вибрации на более высокие. Именно для решения такой задачи применяется внутренняя трансформация — осознанное отношение к своим чувствам, мыслям, привычкам, убеждениям, ожиданиям, намерению, к своей вере.

Трансформация — это осознанная настройка своих вибраций на более высокий уровень. Существует множество направлений, которые в современном мире стали доступны для всех желающих, в отличие от прошлого века, когда тайные знания или управление собственным сознанием было преимуществом лишь посвященных.

К таким направлениям можно отнести технологии влияния на вибрации эмоций, сознания, подсознания методом работы с энергией — рейки, ДЭИР, тета-хилинг;
Это технологии психоэнергетики, влияние на вибрации эмоций, осознанности, тела — ТАТ, ТЭС(EFT), ПЭАТ;
Это методы, применяющие метафоры и иносказания — сказкотерапия, символическое моделирование, аспектика, симводрама, меняющие вибрации подсознания, сознания, намерений.

К прогрессивным технологиям относится, конечно же, коучинг — процесс осознания и трансформации каждой из составляющих вибраций — мыслей, чувств, образов, ощущений тела, намерений, целей, мотивации и других элементов сложной мозаики Личности.

Это глубокая работа над собой по пониманию и принятию своей Личности, по раскрытию внутренних резервов, по освобождению от чужих правил и ограничений. Это раскрытие потенциала Индивидуальности и развитие способности управлять жизнью, создавать, реализовывать свою Мечту.

Практически трансформация — это осознание тех мыслей, убеждений, действий, которые мешают осуществлению ваших планов, и развитие, «выращивание» нового понимания, принятия именно своих ценностей, построения четкого плана действий и укрепление мотивации к достижению той привлекательной жизни, которая соответствует вашим желаниям, и создает тот самый поток жизни, поток удовольствия и радости от каждого дня.

Моё пожелание — не отмахивайтесь от возможностей трансформировать свою личность, не ожидайте, когда изменения произойдут сами собой — это может и не случится без вашего участия.

Трансформируйте свою жизнь, повышайте вибрации осознанности, благосостояния, самочувствия, более качественных отношений и окружения, соответствующего вашим лучшим ожиданиям. Счастье есть и оно во внутреннем личном росте и поэтапным достижениях ваших самых смелых стремлений.

Ольга Леонтьева

Индивидуальная трансформационная программа