Телефон священника

Православные священники отвечают по телефону доверия

На телефоне доверия 8-800-100-0191 с недавних пор дежурят более 20 московских священников. По замыслу служба призвана помочь онкобольным и их родственникам, однако у людей часто возникает потребность поговорить не только о своей болезни, но вообще — о смысле страданий и житейских неурядиц, а значит, о вере и Боге. Спустя четыре года после создания горячей линии «СО-действие» психологи позвали на помощь священников: трудно было поддерживать диалоги о духовной жизни. Тем более что сегодня по телефону доверия звонят не только пациенты онкоклиник и их близкие, но и люди с самыми разными проблемами.

Священник Игорь Палкин, один из добровольцев «Телефона доверия», рассказал «Известиям», что на него чаще всего переключают звонки от людей невоцерковленных и мало знакомых с православием. Прежде чем соединить абонента со священником,диспетчер выясняет, кто звонит и откуда. Обращаются жители разных городов — Иркутска, Ульяновска, Воронежа (кстати, в Воронежской епархии есть местный телефон доверия, по которому отвечают священники).

Например, дочь умершей женщины спрашивает:мама была верующей, ходила в храм, молилась о выздоровлении — почему она все равно умерла? Священник постарается объяснить, что православные верят: каждого Бог призывает в лучшее для человека время, а однажды перешагнуть этот порог придется каждому. Главное для священника — не оттолкнуть позвонившего человека лишней назидательностью или неловким словом.

Недавно отец Игорь Палкин разговаривал с 12-летним мальчиком, и тот обмолвился, что недавно приехал к маме из интерната.

— А как ты попал в интернат?

— Мама болела, а ее муж забрал к себе только моего брата,потому что у меня другой отец. Бабушка лишена родительских прав, поэтому меня отправили в интернат, — объяснил мальчик.

«В этих двух фразах — целая жизнь, — говорит священник. — Мы разговаривали 40 минут».

Мама мальчика проходит непростое лечение, и он решил позвонить священнику, чтобы узнать, как молиться, чтобы она не умерла. Но сразу начинать с такого серьезного вопроса трудно, и сначала паренек спросил, знает ли священник что-то о его родном городе — Ульяновске.

— Да, — ответил батюшка, — у тебя в городе сделали мою машину — уазик.

— А я думал, что у священников всего много и они на таких не ездят, — удивился мальчик.

— А у меня и правда всего много, например детей пятеро, —утешил его священник.

Активно пользуются телефоном доверия в Воронеже. Иногда в день бывает несколько десятков звонков. К священникам обращаются за советом, а иногда даже просят финансовой помощи. Звонят и образованные люди, и старики, и подростки. Например, одна женщина сделала успешную карьеру, но упустила сына, рассказал «Известиям» протоиерей Петр Петров из Воронежа. Подросток стал наркоманом, и мать уже безуспешно обращалась ко всем врачам и даже колдунам,пока не позвонила священнику. Вместе с церковью ей удалось «снять сына с иглы».

В Санкт-Петербурге можно поговорить со священником по телефону доверия, действующему в православном центре «Жизнь». Основные клиенты центра — беременные женщины, попавшие в кризисную ситуацию и задумавшиеся об аборте. Здесь телефонный звонок становится лишь первым контактом, а затем будущей матери могут оказать самую разную помощь — и психологическую, и материальную, лишь бы она сохранила ребенка. Помогают всем женщинам, вне зависимости от их религиозной принадлежности.

В Иванове телефон доверия работает при монастыре. Можно задавать вопросы, в том числе, о проблемах ВИЧ и СПИДа. В Казани говорят, что не реже православных священникам звонят мусульмане и атеисты.

Что касается звонков муфтиям, телефон доверия для мусульманок заработал в Москве три года назад, но просуществовал всего несколько месяцев. Как сказала «Известиям» Галина, модератор женского мусульманского форума, но работу горячей линии попросту нет денег. Но как только они появятся, будет востребован не один телефон, а целый консультационный центр. В мае нынешнего года было объявлено о начале работы мусульманского телефона доверия в Северной Осетии – Алании, однако сегодня указанный номер также недоступен.

Телефон священника

Каждый москвич теперь может посоветоваться со священником, не заходя в храм и не разыскивая батюшку. Для этого достаточно только позвонить. 28 иереев и 8 диаконов готовы отвечать на ваши вопросы. Организатор горячей линии — Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению.

«Дежурные духовники» не собираются вместе, они находятся в разных частях Москвы, на разных телефонах, и операторы службы «Милосердие» переключают тех, кто обращается за советом, на свободного батюшку. «Звонков очень много, с первых же дней телефоны раскалились, — говорит пресс-секретарь Синодального отдела по церковной благотворительности Василий Рулинский. — Операторы не всегда справляются с таким потоком, поэтому иногда человеку приходится ждать, пока на его звонок ответят».

Горячая линия многим позволяет преодолеть психологический рубеж, который иногда возникает у нецерковных людей. Им хочется пообщаться с батюшкой, но страшновато даже зайти в церковь: как там себя вести мне, неверующему, не будет ли это кощунством?

«Иногда из-за всяких стеснений и опасений люди откладывают свой разговор со священником на годы, — рассказывает участник проекта протоиерей Андрей Близнюк. — Мы сами сделали шаг навстречу таким людям. По телефону легче быть откровенным. Кроме того, на исповеди часто нет времени поговорить по душам, а многие в начале своей духовной жизни нуждаются именно в доверительной беседе».

У отца Андрея уже есть опыт духовного общения по телефону. С марта этого года он вместе с группой священников-добровольцев дежурил на телефоне доверия для онкологических больных. За это время стали очевидными две вещи: первое — такая помощь востребована, второе — священнослужители могли бы помогать и большему количеству людей. В итоге родилась идея организовать специальную православную горячую линию.

«Мы хотели сделать её общероссийской, но потом решили для начала опробовать проект на уровне столицы, — говорит куратор проекта Полина Юферева. — Информация об этом появилась в прессе, на телевидении, мы размещаем её в центрах социальной адаптации, больницах, онкологических диспансерах — везде, где люди страдают и порой остаются одни».
Клирики, отвечающие на звонки, — люди, подготовленные не только своей пастырской практикой. Они участвовали в семинаре «Терапия выслушивания в острых ситуациях», который специально для них провели онкопсихологи проекта «CО-действие», а также прослушали лекции о психологии экстренных ситуаций в рамках курсов МЧС.

Новую инициативу поддержали специалисты Московской службы психологической помощи населению. «Мы разделяем душевную и духовную помощь, — говорит заместитель начальника отдела «Телефон неотложной психологической помощи 051″ Иннокентий Постников. — Если у верующего человека возникают мысли о том, чтобы причинить себе вред, его оказывается легче развернуть в другую сторону, чем убеждённого атеиста. Однако иногда у меня возникает чувство, что вопросы, с которыми ко мне обращаются, находятся за пределами моей компетенции. Мы психологи и не являемся специалистами именно в духовной помощи».

По его словам, если сотрудники службы чувствуют, что человека нужно направить на беседу к священнику, то они стараются использовать и этот ресурс: предлагают ему зайти в ближайший храм. Таких звонков оказывается около десяти процентов. Но дойдёт ли человек до храма, найдётся ли именно в этот день у священника время для неспешной беседы, неизвестно. Поэтому, как считают сотрудники службы, телефон, по которому батюшка ответит «здесь и сейчас», более чем востребован.

— К священнику можно обращаться с любым вопросом. Не надо только просить о совершении таинств (по телефону нельзя отпускать грехи) и не надо пытаться заказывать требы (для этого лучше сходить в ближайший храм), — говорит пресс-секретарь Василий Рулинский.

— А есть ли смысл звонить по этому телефону совсем неверующим?

— Звонить имеет смысл всегда, потому что любой неверующий может стать верующим. Если у человека, который даже ни разу не заходил в храм, появилась потребность поговорить со священником, надо звонить.

Телефон справочной службы «Милосердие» 542-0000, время работы с 12.00 до 22.00 без выходных (с перерывом на вечер субботы)