Святыни смоленска

Крещение Смоленской земли

«Владимир раздели землю сыном своим, и посажа их по градом,

по княжением: …Станислава, Святославля брата, в Смоленске».

Тверская летопись

По преданию крещение народов, проживавших по всей Смоленской земле, произошло в 1013 году при правлении князя Станислава Владимировича.

В 1882 году в «Смоленском вестнике» и в 1883 году в «Смоленских епархиальных ведомостях» историк-краевед И. Красноперов опубликовал статью «Учреждение в Смоленске епископии (1137 г.)». В ней, на основании рукописи, хранившейся в фонде М.П. Погодина в Санкт-Петербургском отделении Императорской публичной библиотеки, он писал: «святой Владимир крести (л) всю землю смоленскую в 6521-е лето», т.е. в 1013 году. (1)

Исторических документов, подтверждающих факт крещения всей Смоленской земли именно в 1013 году к настоящему времени не обнаружено. Но опираясь на предания и относя к этому времени управление Смоленской землей сыном святого Владимира князем Станиславом, как верным чадом своего отца, нельзя исключить, что в период его правления (989 (995-?) -1014 гг. -?) были приложены многие усилия для крещения всех народов, находившихся в подчинении Смоленску.

1013 год, как дату крещения всей Смоленской земли, приводит И.О. Осипов, автор статьи «Краткая история г. Смоленска и Смоленской губернии», в Приложении XIV, фрагмента книги без выходных данных, вероятно учебника истории для высших и других начальных училищ Смоленской губернии, вышедшего начале XX века. В главе «Христианство в Смоленске (990 г.)» он пишет: «В 988 г. положено было на Руси начало христианства Св. Владимиром. Из Киева христианство быстро стало распространяться и по другим областям и городам русским. В Смоленске христианство было введено при Владимире Св. в 990 г., а по всей Смоленской земле в 1013 г., когда кривичи приняли крещение от проповедников и священников, посланных Владимиром Св. по всей Русской земле и, значит, в Смоленскую область». Материал к учебнику, о христианстве в Смоленске, подготовлен И.О. Осиповым позже, чем опубликована статья И. Красноперова, и возможно, что он составлен не без ее влияния. (2)

О том, что святой князь Владимир, обходя Русские земли в 990 году, мог посылать и в Смоленские земли епископа и священников для крещения всех народов, населявших их, можно судить по фрагменту Московского летописного свода. В начале летописи по Эрмитажному списку указывается: «В лето 6498 (990). Иде Володимер в Суздальскую землю и постави град в свое имя Володимер … и вси людие крести Руския, и наместници по всеи земли». Вероятно, в этот год начато крещение земель и вверх по Днепру от Киева, в том числе и Смоленска. (3)

В книге священника Никифора Адриановича Мурзакевича «История города Смоленска» есть глава «О княжении в Смоленске Станислава Владимировича». Он пишет: «989. Станислав I, князь. Сей князь, прибыв в Смоленск, основал в нем княжеский престол и веру христианскую и по велению отца своего выбрал из княжения Смоленского людей честных и достаточных, выслал им на житье во вновь устроенные пограничные города при реках: Десне, Остру, Трубеже, Суле и Стругене. Он в правлении своем старался быть только исполнителем воли родителя своего. Когда св. Владимир проходил для усмирения Чуди, то и он с кривичами своими в помощь ходил. Станислава Владимировича по смерти родителя своего во временя братоубийства Святополкова, был ли Смоленским Владетелем, где и когда Скончался — все историки, описующие убиение Глебово, случившееся в предместии Смоленска, о нем умалчивают». В примечаниях к этой главе, указывается, что в рукописи, хранившейся в Смоленском губернском архиве, писалось: «990 г. Владимир Великий, путешествуя в Новгород, заехал в Смоленск с митрополитом Михаилом …и просветил смольян с принадлежащим народом святым крещением». Здесь же, читаем: «Св. Владимир после крещения в Смоленске не был, а еже и был, проходя с войском для усмирения Чуди 997 году, то по смерти уже митрополита Михаила. Во всех летописях видно, что Михаил митрополит, получа позволение от Владимира 991 года с Добрынею и другими боярами, ездил по северным городам России для основания веры христианской …Михаил же был ли в Смоленске, неизвестно, а известно из древнего летописца: Владимир, отправляя на княжение детей своих, отправил с ними священников, которым дано было повеление учить вере, крестить всех, строить церкви, а капища идолов и неблагопристойные обычая искоренять». (4)

В «Историческом словаре», составленном в конце XVIII века Иваном Нехачиным, сообщается: «Станислав Владимирович, сын Владимира I Святославовича. Удел получил от родителя своего в 995 году в Смоленске». Иван Нехачин считал, что от разделения Руси на уделы «произошли в Государстве между родными ненависти, ссоры и кровавыя войны; а таковое несогласие было причиною великаго в разныя времена России разорения и опустошения». По кончине князя Станислава, последовавшей до 1015 года, исчез и удел. Вероятно, поэтому и не утвердилась в Смоленске сразу, в 995 году, епископская кафедра, а учреждена окончательно только в 1135 году при князе Романе. Составители «Истории иерархии Русской Православной Церкви» предполагают, что хотя точная дата учреждения Смоленской епархии неизвестна (не позже 1101 г.?), эта «кафедра принадлежит к числу древнейших, а основателем ее был первый глава «Митрополии России» — митрополит Св. Михаил». (5)

Считается, что князь Станислав Владимирович получил Смоленск в удел около 989 года (по другим данным около 995 г.). Назаренко А.В. в примечаниях к первому тому «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова) пишет: «По сказанию преподобного Нестора святой Владимир отдал Новгород сперва Вышеславу, а по смерти его — Ярославу, Ростов — сперва Ярославу, потом — Борису, Полоцк — Изяславу, Туров — Святополку, землю древлянскую — Святославу, Владимир Волынский — Всеволоду, Тмутаракань — Мстиславу, Муром — Глебу. Позднейшие летописи прибавляют, что Смоленск отдан Станиславу, Псков — Судиславу, Луцк — Позвизду. Эти уделы, без сомнения, розданы были не вдруг, но одним князьям — прежде, другим — после, и самые князья были тогда еще малолетни». (6)

Ермолинская летопись так сообщает об этом событии: «И потом раздели землю и грады сыном своим: старейшему, от Чехини, Вышеславу Новъград, Изяславу Полтеск, Святополку Туров, Ярославу Ростов, Вышеслав же умре, и даст Новъград Ярославу, а Борису Ростов, а Глебу Муром, Святославу Деревы, Всеволоду Володимер, Мстиславу Тмуторакань, Станиславу Смоленеск, Судиславу Пьсков». В Синодальном списке Родословной книги читаем, что в 988-990 годах князь Владимир «…повеле Святыя Церкви поставити, и крести вся люди Русские земли и святую Христианскую веру утверди. И быша у Великаго Князя у Владимера 12 сынов: 1. Князь Вышеслав. …10. Князь Станислав». (7)

В Рогожском летописце (Летописце Рогожском) князь Станислав также упоминается в списке сыновей святого князя Владимира, после великого события Крещения в 988 году: «…И повеле князь церкви ставить. И поставили в Киеве митрополита Михаила, а по другим городам епископов и попов. И была радость великая на Руси. Было же у Владимира 12 сынов: Вышеслав, Изяслав, Святополк, Ярослав, Всеволод, Святослав, Мстислав, Борис, Глеб, Станислав, Василько, Судислав». В примечании к переводу этой части Рогожского летописца Исаков В.З., автор вступительной статьи, переводов и примечаний к «Тверским летописям», отмечает: «Станислав- достоверных сведений о некоторых из сыновей Владимира I нет. «Новейшие летописцы, — пишет Карамзин, — не хотев обделить и трех меньших сыновей Владимироавых, дают Станиславу Смоленск, Позвизду Луцк, Судиславу Псков». (8)

Новгородская первая летопись младшего извода (Комиссионный список) сообщает, что в 988 году «Володимер же просвещен сам и сынов его с ним 12», среди которых указан и Станислав «десятои». После принятия крещения князь Владимир «…поставиша в Киеве митрополита, а Новуграду архиепископа, а по иным градом епископы и попы и диаконы; и бысть радость всюду». Во втором приложении к Новгородским летописям, составители приводят «Статьи, находящиеся в рукописи Археографической комиссии перед Комиссионным списком Новгородской первой летописи». В них помещено Родословие Великих Князей Русских: «Сынове Володимеровы: Вышеслав, Станислав, Ярослав…». (9)

В сборнике «Смоленский край в памятниках и источниках (с древнейших времен до второй половины XIX в.)», изданном в 1949 году в Смоленске, авторы Андреев Н.В. и Маковский Д.П., приводят фрагмент текста якобы из Лаврентьевской летописи: «Володимер раздели землю свою сыном своим, и посади Станислава Святославля брата в Смоленсце». Но в современном переиздании Летописи по списку Лаврентия (Лаврентьевской летописи), такого фрагмента о 988 годе нет: «И посади (Владимир) Вышеслава в Новегороде, а Изяслава Полотьске…» и т.д. Упоминания о Станиславе, кроме указания его в списке имен сыновей великого князя Владимира не приводятся. Похоже, Андреев и Маковский составили этот текст из двух фрагментов, взятых в Тверской летописи: «988. Об удельных князех. Потом же Владимер раздели землю сыном своим, и посажа их по градом, по княжением: Вышеслава, иже от Чехини, сего, яко старейшаго, посади в Новогороде, …Станислава, Святославля брата, в Смоленске». (10)

На период 988-1013 годов приходится служение трех иерархов Русской Церкви. Святитель Михаил, первый митрополит Киевский и всея Руси, по Иоакимовской летописи, был родом из Сирии. В 988 году его прислал в Корсунь патриарх Константинопольский Николай Хрисоверг. После крещения великого князя Владимира вместе с ним прибыл в Киев. Из Несторовой летописи известно, что «святитель Михаил был мудр и тих, хотя и строг, где подобало; насадил христианскую веру в России и устроил первые училища». Скончался 30 сентября 992 года и погребен в Киеве в Десятинном храме Пресвятой Богородицы. Затем его мощи перенесены в Антониевы пещеры, и позже в соборный Успенский храм Киево-Печерской лавры (+ 992; память 30 сентября/ 13 октября). Вторым митрополитом Киевским стал Леонтий — грек по происхождению. Он вероятно так же прислан патриархом Николаем, и управлял с 991 года по 1007 (1008) год. При нем великий князь Владимир перенес мощи святой равноапостольной великой княгини Ольги (+ 969; память 11/24 июля) в Десятинный храм. Скончался митрополит Леонтий в 1007 (1008) году. Следущим управляющим Киевской митрополией стал Иоанн I. Он направлен на Русь при патриархе Константинопольском Сергии. В своей работе «Русские православные иерархи» Митрополит Мануил (Лемешевский) предполагал, что митрополит Леонтий был русским или болгарином. Он скончался в 1035 году. (11)

По мнению митрополита Макария (Булгакова) первые священники, диаконы и причетники, сопровождавшие Киевских митрополитов «были у нас с самого начала из греков и, вероятно, из болгар, и одни назывались царицыными, потому что пришли с царевною Анною из Греции, другие — корсунскими, как прибывшие из Корсуня. Но через несколько лет, без сомнения, начали появляться на этих церковных степенях и русские…». (12)

В статье, посвященной святому князю Владимиру митрополит Санкт-Петербургский Иоанн (Снычев) отмечал: «…в условиях неблагоприятных для Церкви, среди народа дикого и не расположенного к обращению, в стране враждебной православной Византийской империи, произошло событие не объяснимое естественным ходом вещей, — Крещение Руси». Благодаря этому событию, впоследствии произошло не только образование Поместной Русской Православной Церкви, но и Русского государства, в которое входили и Смоленские земли. (13)

В молитве святому князю Владимиру, написанной после 1000-летия Крещения Руси, её автор, обращаясь к святому, писал: «Како похвалим тебе, в земных владыках премужественный, Владимире? …Виждь люди твоя, како живут, како храними суть Господем, како благоверие хранят по преданию твоему, како славят Христа, како поклоняются Имени Его. Виждь и грады, величеством сияющия, виждь церкви цветущия, виждь христианство растущее». Край Смоленский, имевший в первые десятилетия крещения Руси лишь десятки небольших деревянных храмов, за прошедшее тысячелетие украсился сотнями каменных храмов и десятками монастырей. И хотя десятилетия «безбожной смуты» принесли непоправимый ущерб, на Смоленской земле, как и по всему Отечеству, вновь возрождается Православие. (14)

Примечания

Иеромонах Даниил (Сычёв)

Литература 10 класс А.Н.Островский



ТЕСТ ПО ПЬЕСЕ А.Н.Островского «Гроза»

1. Кем по профессии был Кулигин? А) инженер Б) механик В) слесарь

2. Что изобрел Кулигин? А) вечный двигатель Б) летательный аппарат В) паровоз

3. Как Кудряш хотел проучить Дикого?А) разорить Б) подстеречь в переулке В) утопить в реке

4. Что хотел сделать Дикой с Кудряшом? А) выпороть Б) отдать в солдаты В) посадить в тюрьму

5. Почему Борис терпеливо сносил издевательства Дикого? А) ждал наследства Б) был безропотным В) боялся

6. Сколько должен был прожить Борис у Дикого? А) 3 года Б) год В) 6 месяцев

7. С кем все время воевал Дикой?А) с Кабанихой Б) с бабами В) с Кудряшом

8. Каким, по мнению Феклуши, было купечество городка? А) благочестивым и добродетельным Б) злым и завистливым В) темным и забитым

9. О чем мечтала Катерина?А) полететь, как птица Б) убежать с Борисом В) вернуться домой

10. Кого любила Варвара? А) Кулигина Б) Бориса В) Кудряша

11. Что Катерина сделала с ключом от калитки? А) выбросила Б) спрятала в карман В) отдала Варваре

12. Чего Катерина не умела, не могла? А) вести хозяйство Б) обманывать, скрывать В) слушать

13. Что должна была делать хорошая жена, провожая мужа?

А) выть на пороге Б) вымыть ему ноги В) одеться в черное

14. Что ощущала Катерина, общаясь с окружающим ее миром?

А) любопытство Б) скуку В) грусть

15. Какую достопримечательность хотел установить Кулигин на набережной?

А) памятник Катерине Б) часы В) вечный двигатель

16. Кого обвинил Тихон в смерти жены? А) мать Б) себя В) общество

Ответы:

1б – 2 балла

2а – 2 балла

3в – 3 балла

4б – 3 балла

5а – 3 балла

6в – 1 балл

7б – 2 балла

8а – 5 баллов

9а – 3 балла

10в – 1 балл

11б – 5 баллов

12в – 5 баллов

13а – 3 балла

14а – 1 балл

15б – 1 балл

16а – 1 балл

Баллы:

19-24 – «3»

25-33 – «4»

34-38 – «5»

Тест по пьесе А. Н. Островского «Гроза».

1.Статью о пьесе написал:

А) Н. Г. Чернышевский; Б) В. Г. Белинский; В) Н. А. Добролюбов.

2.Яркими представителями «темного царства» являются:

А) Тихон; в) Кабаниха; Б) Дикой; г) Кулигин.

3.Кто из героев пьесы ярко демонстрирует распад «темного царства» в предреформенные годы:

А) Тихон; Б) Варвара; в) Феклуша; г) Кабанова.

4.Сатирическое обличение соединяется в пьесе с утверждением новой силы, поднимающейся на борьбу за человеческие права. На кого возлагает надежды автор?

А) Катерина; Б) Тихон; В)Борис.

5.Кого критик назвал «лучом света в темном царстве»?

А) Варвару; Б) Катерину; в) Тихона; г) Кулигина.

6.Финал пьесы трагичен. Самоубийство Катерины, по мнению Добролюбова, является проявлением: А) духовной силы и смелости; Б) духовной слабости и бессилия; В) моментного эмоционального взрыва.

7.Речевая характеристика является яркой демонстрацией характера героя. Кому из героев пьесы принадлежат слова :

А) «Такая ли была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле!» «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!»

Б) «Бла-алепие, милая, бла-алепие!(…)

В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный».

В) «Не слыхала, мой друг, не слыхала. Лгать не хочу. Уж как и слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так разговаривала».

8. В речи героев присутствует :

А) церковная лексика, насыщенная архаизмами и просторечием;

Б) народно-поэтическая, разговорно-просторечная, эмоциональная лексика;

В) мещанско-купеческое просторечие, грубость;

Г) литературная лексика 18 века с ломоносовскими и державинскими традициями.

9.Назовите героев пьесы по характеристикам :

А) «Кто ж… угодит, коли у …вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег, ни одного расчета без брани не обходится… А беда, коли поутру… кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается».

Б) «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела (заел) совсем».

10.Кто произносит эти слова?

«Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

А) Варвара; Б) Катерина; в) Глаша; г) Феклуша.

11.А. Н. Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определенной общественной среды. Какой именно?

А) помещичье-дворянской; Б) купеческой; В) аристократической; Г) народной.

12.В каком журнале в начале своей деятельности (до 1856 года) сотрудничал А. Н. Островский?

А) «Москвитянин»; Б) «Отечественные записки»; В) «Современник»; Г) «Библиотека для чтения».

13.А. Н. Островский тесно сотрудничал с театром, на сцене которого были осуществлены практически все пьесы драматурга. Как называется этот театр?

А) Художественный театр; Б) Малый театр В) театр «Современник» Г) Большой театр.

Ключи к тесту:

Тёмкино — Гагарин

Много лет подряд паломники устремляются в маленький городок Тёмкино на границе Смоленской и Московской областей. Это место прославлено жизнью и делами великой подвижницы духа матушки Макарии (Артемьевой, 11.06.1926 – 18.06.1993), которая помогала многим людям советами и исцеляла своей молитвой. Доподлинно известно, что матушку посещал и первый космонавт Земли Юрий Гагарин. Напротив кельи матушки устроен храм Божьей матери Одигитрии, а на могилку подвижницы до сих пор приезжает много людей. В настоящее время готовятся документы для канонизации подвижницы. Считается, что масло и вода с могилки обладают чудесными свойствами. Также в Тёмкино находится источник пророка Илии, вода в котором насыщена серебром. Источник широко известен своими целительными силами среди верующих. Интересны для путешествующих и духовные памятники города Гагарина: Казанский храм и храм Вознесения. Также в Гагарине похоронен игумен Никон (Воробьев), который известен среди верующих многочисленными наставлениями своим духовными чадам. Автобус до Темкина ходит по пятницам в 16.00, цена билета – 371 рубль. В остальное время нужно добираться через Вязьму. От Вязьмы несколько раз в день ходит автобус до Темкина. Проезд обойдется вам еще примерно в 100 рублей.

Десногорск

Храм в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радосте» — центр духовной жизни Десногорска.Фото: Михаил ЕФИМКИН

Самый молодой город нашей области Десногорск сегодня все чаще становится местом паломничества. В 2010 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил на главной площади города собор в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радосте», который стал центром духовной жизни Десногорска. Храм известен своими чудотворными иконами Казанской Божьей Матери и Воскресения Христова, которая не так давно «просветлела», чудесным образом обновилась на глазах верующих. До освящения собора в Десногорске действовала лишь небольшая деревянная церковь святителя Стефана Великопермского. Неподалеку от Десногорска находятся два святых источника: в честь Казанской Божьей Матери, с купелью, который известен уже около 300 лет, и источник Серафима Саровского, который был благоустроен при поддержке Смоленской АЭС. Также в храме находится ковчег с мощами от всех оптинских старцев. До Десногорска автобус ходит примерно каждые два часа, с 6.10 до 19.15. Цена – 250 рублей. До источника Серафима Саровского каждые 40 минут вас довезет маршрут Десногорск-Николаевское за 10 рублей.

Болдино В Дорогобужском районе Смоленской области находится один из известных монастырей России — Свято-Троицкий Болдин монастырь. Он был основан в XVI веке преподобным Герасимом Болдинским неподалеку от Старой смоленской дороги. Герасим Болдинский известен в истории православия многочисленными духовными подвигами и даром исцеления больных.

Свято-Троицкий Болдин монастырь известен во всем мире.Фото: Михаил ЕФИМКИН

История Болдинского монастыря долгая и сложная, он много раз разрушался и восстанавливался. После Великой Отечественной войны реставрационными работами в Болдино руководил известный реставратор Петр Барановский. Подлинное возрождение обители началось в начале 90-х гг. прошлого века стараниями тогда еще митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла.

В 2001 году при расчистке руин Троицкого собора, главного храма обители, были обретены мощи преподобного Герасима Болдинского, память которого почитается 14 мая. Полное восстановление Троицкого собора было завершено лишь в прошлом году, и сегодня Болдинский монастырь – это поистине одна из самых красивых и значимых обителей нашего края. До Дорогобужа автобусы ходят почти каждый час. Билет стоит 180 и 216 рублей, через Кардымово или через Сафоново. Но вот от Дорогобужа до Болдина можно добраться только на частнике. Вязьма — Хмелита Древний русский город Вязьма известен в России не только благодаря своей насыщенной военной истории, но и трепетным отношением вязьмичей к православной вере. В Вязьме особо почитают преподобного Аркадия Вяземского, который жил в XI веке, но до сих пор в городе около Троицкого собора сохранился камень, у которого молился подвижник. Считается, что именно благодаря его молитвам в радиусе 30 км от Вязьмы совершенно не водятся змеи, хотя вокруг города много болот.

В усадьбе Хмелита находится Казанский храм.

В Вязьме расположен Иоанно-Предтеченский женский монастырь, основанный преподобным Герасимом Болдинским, который в течение 7 лет молился на месте шайки разбойников и 7 лет после этого строил монастырь. Жемчужина обители – трехшатровая церковь Одигитрии. Подобных церквей в России сохранилось всего шесть. Интересна для верующих и усадьба Грибоедовых «Хмелита», в которой находится Казанский храм. А неподалеку от усадьбы, в д. Мартюхи, находится храм Федора Стратилата, в котором поминаются все погибшие воины. У д. Всеволодкино строится первый в России монастырь в память о погибших солдатах Великой Отечественной войны. Автобусы до Вязьмы ходят с 11.00 до 19.00. Билет стоит 275 рублей. Рославль Старинный русский город Рославль известен своим Спасо-Преображенским мужским монастырем, который был основан в XVI веке. В Спасо-Преображенском монастыре хранятся местночтимый образ святой Великомученицы Варвары и список с чудотворной иконы Тихвинской Пресвятой Богородицы, а также частицы мощей Преподобных старцев Оптинских.

Спасо-Преображенский мужской монастырь в Рославле.

В Рославле можно посетить так называемую Бурцеву гору, детинец древнего Рославля, где сидел смоленский князь Роман Мстиславович, который построил также церковь Петра и Павла в Смоленске. Около Рославля есть два святых источника: новоустроенный у д. Максимково, который освящен в честь Серафима Саровского, и древний источник с купелью у села Луги, которое прославлено явлением образа святителя Николая.

Автобусы на Рославль идут почти каждый час с 9.10 до 18.10. Билет — 183 рубля.