Святые вологодского края

Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Жития Святых

Святитель Антоний, епископ Вологодский и Великопермский

Память 26 октября, 17 января (Волог., Смол., Греч.), 27 августа (Волог.) — обретение мощей в 1998 году, в Соборах Вологодских и Смоленских святых.
В юном возрасте принял монашеский постриг в Болдинском Троицком монастыре, где подвизался под духовным руководством преподобного Герасима Болдинского, воспитываясь в духе благочестия и строгой монашеской жизни. Там же был рукоположен во иеромонаха.
Впоследствии стал третьим игуменом Болдинского монастыря, приняв от Иосифа Краснописца попечение о братии. В его настоятельство, в 1576 году, было переписано завещание-устав основателя обители. Написал житие своего аввы, преподобного Герасима.
11 октября 1586 года митрополит Московский и всея Руси Дионисий возглавил его хиротонию во епископа Вологодского и Великопермского.
Святительствовал всего два года, но, как передает его жизнеописатель, «в это непродолжительное время он своей отеческой заботой о благе пасомых, тихостью нрава и кротостью обращения, нелицемерным правосудием, радушием и милосердием к бедным снискал у всех большую любовь и уважение».
В последний год его земной жизни близ Вологды произошло чудесное явление благочестивому крестьянину Илариону Владимирской иконы Божией Матери, после чего святитель послал ключаря Софийского собора священника Иоанна Емельянова на место явления иконы. Впоследствии святитель повелел здесь построить храм и монастырь во имя Пресвятой Богородицы — Заоникиевскую Владимирскую пустынь.
1 октября 1588 года святитель освятил придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Вологодском Софийском соборе. Уже изнемогая телесно, владыка Антоний ежедневно ходил в новоосвященный храм ко всем церковным службам; здесь он совершил последнюю Божественную литургию.
В последний день своей жизни святитель Антоний облачился сам во все святительские одежды, преподал свое архипастырское благословение священному собору, попросил у них прощение, поцеловал святые иконы и престол, приобщился Святых Христовых Таин и, пришедши в свою келью, возлег на одр, продолжая принимать и благословлять всех приходящих к нему. И так, с благословляющей рукой, почил о Господе 26 октября 1588 года.
Более трёх недель тело епископа Антония не было предано земле — ждали, когда из Ростова по благословению Московского митрополита святителя Иова прибудет архиепископ Варлаам для погребения святителя — но не подверглось тлению.
18 ноября 1588 года почивший архипастырь был погребён в Вологодском Софийском соборе у северной стены.
Со временем у гроба святителя стали совершаться чудеса.
В его Житии описаны два чуда, случившиеся в 1598 году: исцеление бесноватой Дарьи Степановой и девочки Матроны, ослепшей после болезни.
О посмертном чуде святителя рассказывается также в первой редакции жития преподобного Герасима Болдинского. Инок Дионисий из Болдинского монастыря, бывший учеником святого Антония, после многих лет благочестивой жизни впал в хулу и ропот, укорял монастырский устав и предание преподобного Герасима, перестал ходить в церковь и на братскую трапезу, крал еду из трапезной, ел тайно в своей келье, за что был наказан помрачением ума. Братия, связав Дионисия железными путами, привели его ко гробу святого Герасима и отслужили молебен. После молебна, придя в себя, Дионисий рассказал о своем чудесном избавлении: «Пришед ко мне преподобный Герасим со епископом Антонием с Вологодцким… И со многим трудом… едва отъяша мя от темнообразных онех».
Наконец, в рукописной книге «Житие вологодских чудотворцев», хранившейся в Вологодском Софийском соборе, сказано, что «от честного его гроба верные исцеления приемлют и доныне, всяким недугом одержимые, молитвами святителя».
Сохранилось краткое Житие святителя Антония, составленное в Вологде в начале XVII века. Время канонизации и составления тропаря и кондака неизвестно. Святитель упоминается в «Описании о российских святых» конца XVII-XVIII века. В 1841 году его имя было включено в Собор Вологодских святых.
На сохранившихся иконах XVII-XIX веков святитель Антоний изображен со слегка волнистыми волосами до плеч и клинообразной, раздвоенной на конце бородой средней длины, в фелони, омофоре и митре, иногда с Евангелием в руке.
9 сентября 1998 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II были обретены мощи святителя и 26 сентября крестным ходом перенесены из Софийского собора в храм святителя Николая во Владычной слободе Вологды.

← Преподобномученик Иоасаф Афонский, монах

Святая Феврония Константинопольская, царевна →

СОБОР ВОЛОГОДСКИХ СВЯТЫХ

Собор Вологодских святых

Собор Вологодских святых, празднование Русской Православной Церкви в честь святых в Вологодской земли

Празднуется в 3-ю неделю по Пятидесятнице

Празднование Собора Вологодских святых было установлено в 1841 году по благословению епископа Вологодского святителя Иннокентия (Борисова) .

На декабрь 2008 года, официальный сайт Вологодской епархии приводил следующий список святых Вологодской земли:

  • Прав. Иулиания Сольвычегодская (память 21 декабря)
  • Прп. Кирилл, пустынник Вологодский
  • Прп. Фавст, пустынник Вологодский (память 28 марта)
  • Прп. Спиридон, пустынник Вологодский (память 5 декабря)
  • Прп. Стефан, игум. Спасо-Кубенский (память 27 апреля)
  • Прп. Тимофей Вологодский, игум. Никольского монастыря
  • Блгв. кн. Феодор Всеволодович Вологодский

Память святых без указанного дня памяти совершается в день празднования Собора — в 3-ю неделю по Пятидесятнице.

Молитвы

Тропарь, глас 8

Яко светильницы всесветлии, / явистеся в пределех града Вологды, преподобнии отцы наши, Вологодстии чудотворцы: / вы бо, крест Христов от юности своея на рамена вземше, / усердно Тому последовали есте, / чистотою Богови приближившеся, / от Негоже и чудес даров нием обогатистеся; / темже и мы, с верою к вам притекающе, умильно глаголем: отцы преподобнии, молите Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 2

Волнений множество невлажно проходяще, безплотныя враги струями слез ваших крепко погрузили есте, Богомудрии и преподобнии, и чудес дар приимше, молите непрестанно о всех нас.

Величание

Величаем вас, / чудотворцы наши славнии Вологодстии, / страну северну лучами добродетелей озарившии / и образ спасения верным / светоявленно показавшии.

Использованные материалы

  • Материалы официального сайта Вологодской епархии

Тур «По святым местам Вологодского края»

Завтрак в ресторане.

Отъезд в город Кириллов и село Ферапонтово (~130 км).

Эта загородная экскурсия по святой земле позволит приобщиться к сокровищнице русской истории и культуры, увидеть величайшие произведения древнерусского искусства, посетить уникальные памятники и музеи, окунуться в неповторимое великолепие северной природы, где сам воздух пропитан покоем и умиротворением. Часть пути пройдет по территории национального парка «Русский Север», созданного для сохранения дивного по своей красоте северного края с его уникальным историко-архитектурным наследием, гармоничным сочетанием живописных культурных, природных ландшафтов и архитектурных памятников.

Посещение Ферапонтова монастыря.

Ферапонтов монастырь – одна из крупнейших жемчужин в цепи монастырских ансамблей на северо-западе России, метко названный русским религиозным писателем Андреем Муравьевым «Северной Фиваидой». Он знаменит не только своей историей, но и замечательной архитектурой и фресками великого Дионисия.

Историческая значимость Ферапонтова монастыря, основанного в период расширения политического влияния Московского великого княжества, определяется его участием в узловых моментах эпохи становления Русского централизованного государства и тесно связана с основными историческими событиями, происходившими в ХV-ХVII веках. Монастырь, основанный в 1398 году святым Ферапонтом, монахом московского Симонова монастыря, около 400 лет был одним из видных культурных и религиозных просветительных центров Белозерского края.

Ансамбль Ферапонтова монастыря уникален по красоте, подлинности, согласованности архитектурных деталей разных столетий, объединяющих его в единое целое. Здания монастыря, пожалуй, единственные на Русском севере, которые сохранили все характерные особенности декора и интерьера. Особую значимость для русской и мировой культуры имеет собор Рождества Богородицы. Это единственная сохранившаяся роспись Дионисия, выдающегося представителя московской иконописной школы, главного художника рубежа ХV-ХVI веков. Живописный поэтичный ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

По желанию, за доп. плату:

Трансфер в город Кириллов (~19 км).

Обед в ресторане.

Посещение Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (Кирилло-Белозерский монастырь).

Экскурсия по территории музея и ряду постоянных экспозиций.

Кирилло-Белозерский монастырь был основан в 1397 году одним из духовных наследников Сергия Радонежского – преподобным Кириллом Белозерским. Много ярких, знаменитых событий связано с этой иноческой обителью. Из Кирилло-Белозерского монастыря вышли некоторые видные церковные деятели: основатели новых монастырей на Русском Севере, идейные вожди реформаторов-нестяжателей, выступавших против церковного землевладения. Важный религиозный и экономический центр белозерского края, каковым являлся Кириллов, не мог не привлекать внимания великих князей и царей московских, а также представителей боярских и княжеских фамилий, оказавшихся в опале во времена Ивана Грозного.

Крепостные сооружения Кирилло-Белозерской обители служили и для отражения нападений внешнего врага, и для укрытия знатных лиц в пору охвативших страну внутренних волнений, но нередко использовались и в качестве застенков, в которых томились опасные для государя деятели. Патриарх Никон (ХVI в.) назвал Кирилло-Белозерский монастырь вторым по значению монастырем Русского государства (после Троице-Сергиевой обители) и наиболее сильным в военном отношении. Суровая величественная крепость Кирилло-Белозерского монастыря является замечательным грандиозным ансамблем древнерусского зодчества, памятником высокой художественной и строительной культуры Руси. В настоящее время в музее-заповеднике хранится уникальная коллекция древнерусской живописи, декоративно-прикладного народного искусства, археологии, собрание редчайших рукописных книг.

Возвращение в Вологду.

Свободное время.