Святые дети

Дети-мученики за Христа

Сегодня исполнилось 40 дней со дня страшной трагедии в Кемерово, где в торговом Центре «Зимняя вишня» погибло 60 человек, среди которых много детей. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сегодня приехал в Кемерово, чтобы отслужить в Знаменском кафедральном соборе города панихиду по погибшим и вместе со всеми жителями города, потерявшими своих родных и близких, помолиться об упокоении душ невинно пострадавших. На заупокойную молитву в Знаменском кафедральном соборе города собрались родные и друзья погибших, а также большое число верующих кемеровчан.

Перед панихидой патриарх возложил цветы к народному мемориалу у сгоревшего торгового центра.

«В сороковой день мы совершаем особую молитву за тех, кто скончался. На этом месте, взирая на эти цветы и на эти игрушки, особым образом чувствуешь всю ту бездну горя, через которую прошли люди, родители, близкие», — сказал он, обращаясь к собравшимся у мемориала кемеровчанам.

По его словам, те, кто скончался, «они сегодня у Бога, они сегодня с нами, они сегодня там, где нет боли и скорби». «Но мы, люди, имеющие тело, нервы, разум, не можем дистанцироваться от того страдания, которое произошло. Поэтому мое главное обращение, мое главное слово ко всем тем, кто был обожжен этой трагедией: помните, что вы очень скоро увидитесь со своими детьми, потому что человеческая жизнь — мгновение, настолько она скоротечна», — отметил предстоятель.

Человеческая жизнь, добавил он, обретает смысл только тогда, когда человек верит в вечность.

После панихиды Святейший Патриарх подарил жителям города икону святого младенца мученика Гавриила с частичкой мощей, призывая всех молиться этому святому о помощи и укреплении в вере в эти скорбные дни. Патриарх говорил о том, что смерть погибших в этой страшной трагедии была мученической, а мученическая смерть вводит человека в Царство Божие.

В этой связи хотелось бы вспомнить святых мучеников-детей, кровью которых орошена наша земля, а на их заступничестве держится наш мир.

Многострадальная наша родная земля. Сколько пришлось ей вынести лишений и скорбей. Был наш народ языческим, но воссиял свет веры Христианской и дошел он до русской земли. Приняла Русь Христа и крестил равноапостольный князь Владимир свой народ в водах Днепра во имя Пресвятой Троицы, разрушив идольские капища.

Но для того, чтобы стать народом-Богоносцем, для того, чтобы Русь святою нареклась в веках, нужно было очиститься, пройти через горнило страданий, кровью смыть с себя всю скверну, представ перед Господом в белоснежных ризах девственной чистоты и святости.

В самые страшные дни, смутные времена преступлений против Бога и Помазанников Его, отступничества и предательств – лилась мученическая кровь. А что было бы, если б не было её? Мы бы все погибли… Это она омывала собой жесточайшие язвы нашего народа, сеяла новые семена веры и праведности, умилостивляла Господа, чтоб праведный гнев Божий не истребил «род неверный и прелюбодейный». Потому что Господь сказал: «Если найду там десять праведников помилую весь народ». Этот город – наша Русь. Она стоит ещё на этих праведниках, мучениках и исповедниках Христовых.

Сколько же было её – крови мучеников, невинных страдальцев за Христа в нашей истории? Они были во все времена. А кого только нет среди страстотерпцев святых: и крестьяне, и князья, и монахи, и архиереи, и девы, и жёны, и старцы. Разных сословий и разного возраста, а объединяет их всех одно: любовь к Богу, любовь до пожертвования собой ради Христа.

И каким великим утешением для нас является то, что среди сонма мучеников, проливших кровь за веру на нашей земле, есть и совершенно невинные, чистые, ангелоподобные младенцы, отроки и отроковицы.

Их голосочки сейчас звучат у Престола Божия, и их молитвами ещё держится наш народ, мы живём и имеем время на покаяние.

Дети – мученики… Дети, замученные взрослыми (!), попавшими во власть сатаны и всех прислужников его. Но Бог всё, что ни совершается, претворяет во благо. Так, радовались однажды в преисподней, убивая Христа, а оказалось, что с Его смертью пришла к ним погибель, разрушение их царства. Сын Божий вывел из ада всех праведников в Царство Небесное, Он Воскрес из мертвых, открыв для всех врата бессмертия, – Вечной Жизни во Христе.

И с тех пор диавол всегда бывает побеждён, какое бы зло не дерзнул совершить.

Проливает он кровь невинную, упадут капли крови на землю, а из них вырастает прекраснейший, благоухающий, сияющий неземным светом аленький цветок. И свет от него озарит землю страждущую и согреет её небесным теплом. Ароматом же чудесным, божественным наполняется; пропитается всё вокруг, а пыльца от цветка разлетится далеко-далеко. И вот уже всё новые и новые ростки пробиваются сквозь тернии и вырастают, распускаются всё новые и новые сияющие цветы.

И оказываются все козни сатанинские тщетны, потому что чем больше он проливает крови невинной, тем больше цветов в чудеснейшем Божьем саду, тем больше света, тепла, благоухания, радости, жизни. Да, именно жизни, потому что там, где Христос, там смерть не властна, там её просто нет.

На протяжении всей истории земной диавол, руками своих слуг нечестивых, убивал самых лучших, самых чистых, невинных. Почему? Чтобы этим отомстить за своё поражение? Но поражение от этого ещё более усугублялось, а Церковь Христова росла, крепла, расцветала.

Вспомним, кто были первые мученики на Руси? – отроки, совсем ещё дети: юный Иоанн, убитый язычниками вместе со своим отцом Феодором, т.к. тот отказался отдать сына в жертву идолам и открыто исповедал веру во Христа.

Святые братья Борис и Глеб – невинные души, не пожелавшие сопротивляться и поднимать руку на родного брата; добровольно, со смирением и молитвой на устах предавшие себя в руки убийц, подосланных братом-злодеем.

Св. муч. Георгий Угрин, отрок, слуга св. страстотерпца Бориса, убит за попытку защитить своего господина от наёмных убийц.

Св. муч. Димитрий младенец, князь Владимирский (1238г.), сожжённый монголами в кафедральном соборе вместе с прочими горожанами.

Св. муч. Иоанн, младенец, замученный монголами вместе с родителями – благоверными князьями Феодором и Евпраксией в 1237 году.

Св. благоверный Димитрий, царевич Московский, Угличский страстотерпец, убитый за то, что был помехой в достижении корыстных целей; после смерти прославленный нетлением мощей и многочисленными чудесами.

Св. муч. Гавриил, младенец жертва ритуального убийства, совершенного евреем (1690г.) – память 20 апреля.

Св. муч. Евстафий Крымский, – отрок 14 лет, исповедовавший Христа перед турецким судьёй, за что был обезглавлен.

Св. младенец, неизвестный по имени, из числа 72-х св. мучеников, со святым Исидором в Юрьеве Ливанском пострадавших (1472г.). Когда немцы-католики топили этих святых мучеников за исповедание Православия в той самой проруби, где они совершали Великое Водоосвящение, трёхлетнего младенца отняли от его матери; тогда он начал кричать, вырвался от мучителей, подполз к проруби, перекрестился и со словами: «И я православный» – бросился в прорубь.

Св. муч. Иоанн Пекинский (1900г.) – восьмилетний сын первого православного священника китайского происхождения, зверски замученный язычниками во время «боксёрского» восстания в Китае, за отказ отречься от веры Православной. В те дни погибло 222 св. мученика, среди которых было ещё насколько детей.

Св. муч. Иоанн Угличский (1663г.) – семилетний отрок, убитый работниками своего отца.

Св. царственные страстотерпцы, дети последнего Российского императора св. великомученика Николая II и его супруги св. Александры: цесаревич Алексий, царевны Анастасия, Мария, Татиана и Ольга (1918г.) – замученные большевиками, когда им было 14, 17, 19, 21 и 23 года соответственно. Память 17 июля.

Этот список не полон. Не всех мы знаем, не все открыты миру, но все они предстоят сейчас Богу на Небесах. Перед ними расступаются цари и князья, патриархи и святители, убелённые сединами старцы и старицы, пропуская поближе к Господу. Все они у ног Христа нашли любовь, утешение, радость, покой. Они не только всё простили, но и горячо молятся непрестанно за братьев своих и за врагов своих, за Русь родную, распинаемую, и за весь мир погибающий.



Страница просмотрена (514) раз

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «»

Молитва пред иконой Святому

Сегодня, икона «мужчина с младенцем на руках» – почитаема и важна также, как и изображениях других святых. Она списана с образа святого, который жил в Малой Азии в промежутке 400 и 500 годов. При жизни к Стилиану приходили женщины с просьбами помолиться о даровании им долгожданных детей. Матери же приходили со своими детьми, дабы святой дал им благословение и исцеление. Из ближних и дальних селений матери приходили к пещере святого со своими больными детьми, прося его о молитве. Стилиан принимал их всех, беря на руки их малышей и молился Богу об их исцелении со святыми слезами на глазах. Господь всегда отвечал на его молитвы и даровал благословения матерям и их чадам. Именно поэтому по настоящее время икона Стилиана Пафлагонского – это образ покровителя детей, которому молятся о благополучном рождении и добром воспитании детей.

Святой отшельник, каким его многие кличут по нынешний день, неслучайно стал благодетелем детей. Ведь, Стилиан глубоко воспринял слова, сказанные Спасителем: «…если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное».

Святой искренне и сильно — старался сохранить и пронести с собой чистую веру детей. Видя его стремление, Господь наделил его возможностью покровительствовать детям, что нам отчетливо показывает икона. Старец даровал надежду многим верующим христианам.

Многие пришедшие к нему бесплодными, после благословения святого, рождали здоровых и замечательных детишек. Вместе с тем – многочисленные прихожане, которые уже потеряли надежду иметь детей, даже после смерти святого, призывали его имя. Они приносили в храм, написанную по обету икону, и обращались успешными и счастливыми родителями для своих столь долгожданных детей. Беременные женщины, в свою очередь – молятся пред иконой о рождении здоровых малышей.

В Москве икона Стилиана Пафлагонского размещена в Зачатьевском монастыре

Празднование памяти преподобному Стилиану – покровителю и целителю детей – происходит 26 ноября по старому стилю или 9 декабря, по-новому.

Это интересно: Икона Иисуса Христа «Спас в силах» (видео)

Икона прп. Стилиана Пафлагонского — покровителя детей

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «»

Гимнография

Тропарь

Столп воодушевленный воздержания, столп неколебимый Церкве, Стилиане, соделался еси, блаженне. Господу от юности вверился еси, обиталище Духа явился еси, отче преподобне, Христа Бога моли даровати нам велию милость.

Кондак

От утробы матерния освятивыйся, яко Божественный Самуил, богоносне, подвижнически Христа Бога прославил еси. Темже исцелений показался еси кладязь и предстатель божественный отроков и младенцев, Христос бо тя светло славит, Егоже измлада, Стилиане, прославил еси.

Прп. Стилиан Пафлагонский

Счастье, когда в семье есть дети. Господь сказал: Но бывает, что супруги долго не имеют детей, хотя и мечтают о многодетной семье. От нас таинственно сокрыт замысел Божий. Иоаким и Анна, родители Божией Матери, тоже хотели иметь дитя и долго молились. И, хотя в древнем еврейском народе бездетность была стыдом и осуждалась, они не отчаивались, верили Богу и просили Его о даровании дитя.

В Священном Писании прослеживается удивительная закономерность – все вымоленные, испрошенные в долгом смиренном ожидании дети – благословлены Богом. Многие святые являются помощниками бездетным парам в молитвах об избавлении от безчадия.

Это как раз Иоаким и Анна, родители Девы Марии, святые праведные Захария и Елисавета, родители пророка Иоанна Крестителя, есть и многие другие помощники — святая и блаженная Анна, мать пророка Самуила, или, например, святые Ксения Петербуржская и Матрона Московская. Среди святых, помощников в чадородии есть и преподобный Стилиан Пафлагонский.

Описание иконы и в чем ее сила

Эта святыня узнаваема с первого взгляда, на ней изображен преподобный Стилиан, держащий в руках дитя, завернутое в пелену. Весь образ наполнен любовью и милосердием. Склоненная над ребенком фигура является символом защиты, оберега. Никакие стрелы дьявола не коснутся дитяти, пока над ним находится молитва к Чадозащитнику. Крепки и надежны объятия любящего хранителя детских душ.

Детские врачи считают святого Стилиана своим покровителем

Наполненная Божьей силой икона преподобного Стилиана Пафлагонского помогает:

  • в физическом исцелении больных детей;
  • духовному становлению ребенка;
  • духовному возрастанию будущего поколения;
  • восстановлению детородных органов у бесплодных родителей;
  • выносить и родить здоровое дитя.

Уникальная святыня была написана в монастыре Ватопед, на священной горе Афон, в знаменитой келье Иоанна Богослова, откуда в 2002 году была привезена на время в Россию.

На заметку! Поклониться святой иконе преподобного Стилиана Пафлагонского можно в Москве, Успенский храм в Косино наделен честью стать хранителем ее.

Чадозаступник преподобный Стилиан Пафлагонский

Кратко о святом Стилиане

Стилиан Пафлагонский прославлен Греческой Церковью в незапамятные времена. Жил он в V веке в Пафлагонии – нынешняя территория Турции. С ранних лет по-детски искренне возлюбив Христа, стал иноком, подвизаясь в борьбе со страстями молитвой и постом.

Долго учился внутреннему духовному деланию в послушании у старца в одном из монастырей, а потом удалился в пустыню, для совершения подвигов в безмолвии.

Святая жизнь инока стала известна людям, и они понесли ему свои нужды. Потеряв желанное безмолвие, святой не раздражался, а всех принимал с радостью. Одним он давал благочестивые советы, других наставлял в вере и звал к покаянию, за всех молился и всех благословлял.

За детскую веру Господь дал Стилиану особенную благодать любить и исцелять детей. Многие матери приводили к Стилиану своих чад и оставляли на весь день для присмотра. А если ребенок был болен, то святой одним прикосновением и тихой молитвой исцелял дитя. В его пещере всегда были приют и утешение для деток.

Это интересно: Икона «Страшный суд Божий»

Святой Стилиан покровитель детей: икона, молитва

Кто такой Святой Стилиан?

  • Стилиан еще в 5 веке появился на свет.
  • А случилось это в Малой Азии, в городе под названием Адрианополь.
  • В народе считается, что Стилиан благословлен и наделен чудодейственной силушкой был еще в утробе матери.
  • С самых ранних лет своих он стремился к Господу и его учениям. Он много помогал нуждающимся и никому отказать не смел.
  • После смерти родителей, Стилиан раздал бедным все свое наследство и почувствовал себя необычайно легко и непринужденно.
  • Последней рубашки для народа этот Святой не жалел.
  • Потом Господь даровал ему способность детей исцелять и выступать их защитником.
  • Со всех деревень и сел ехали мамочки с больными детьми к Стилиану за помощью. Он помогал всем.
  • На тот момент он в пещере жил. Там и лечил он детишек. Он поднимал их над головой и со слезами молил Господа помочь бедным малышам. А тот молитвы эти слышал и помогал.

Какая икона его изображает?

  • Икона с изображением этого Святого называется Преподобный Стилиан Пафлагонский.
  • На ней изображен Стилиан с ребенком на руках.
  • Малыш завернут при этом в пеленку, а на Стилиане одежды красного цвета надеты.
  • Еще на иконе у Стилиана изображена длинна борода, ведь прожил на земле грешной он много лет. В глубокой старости ушел в мир иной этот Святой.

Когда вспоминают об этом Святом в православии?

  • Вспоминают Стилиана каждый год в декабре.
  • Девятого числа этого месяца чтят память его.

В чем помогает он?

  • Святой Стилиан помогает прежде всего детишкам.
  • От любой болячки исцелить малышей этот Святой может.
  • Помогает он и женщинам, которые не имеют детей, и врачи ставят им бесплодие. Многим женщинам Стилиан детей даровал. Отчаявшиеся женщины после обращения к Стилиану Святому становились многодетными матерями.
  • Уберечь детей в дороге он может, если они без родителей отправляются куда-то.
  • Помочь преодолеть страх детишкам перед чем-либо Стилиан может. Уверенность в себе он им дарует.
  • Может этот Святой и повлиять на активность ребенка в школе. После молитв, обращенных к Стилиану, дети становятся более успешными и податливыми в обучении. Они легко находят общий язык со сверстниками и на конфликты не идут.

Какая молитва к нему прочтена может быть?

  • Молитву к Стилиану Святому можно прочесть возле его же иконы.
  • Поставьте перед собою иконку, зажгите свечу церковную и молвите Стилиану вот такие слова: “О, Святой Стилиан, услышь же ты мои мольбы и помоги. Избави моего ребенка от болезни. Не могут врачи нам помочь. Даже не понимают, какой диагноз поставить. Никакие лекарства не помогают. Устало мое материнское сердце в терзаниях и переживаниях за свое чадо жить, так порадуй же, молю, его исцелением ребенка моего. Даруй ему здоровье крепкое и счастливое детство, Великий Стилиан. Во имя всех Святых и Господа, не оставь в беде. Аминь!”

Надеемся, что отныне вам понятно, кто такой Святой Стилиан покровитель детей икона молитва и дата почитания этого Святого вам также известны.

Иконы святого

Прп. Стилиан Пафлагонский

Святой Стилиан прожил долгую жизнь и мирно отошел ко Господу, но люди не перестали прибегать к помощи святого. Матери продолжали приносить больных детей в его пещеру, молитвой испрашивая помощи у «друга детей». Благодарные супруги, родившие по заступничеству преподобного здоровых детей, заказали у художника икону с изображением святого Стилиана. На иконе, как и всегда в жизни, святой чадозаступник с ласковой улыбкой прижимает к сердцу дитя.

Так и повелось, после прославления святого, его изображают на иконах со спеленатым младенцем или с тремя, а иногда и со множеством их на руках, и всегда со свитком, на котором написано:

«Дети есть дар Божий»

Это напоминание для счастливых родителей чтобы они не забывали, кого надо благодарить.

О чем молятся преподобному

Стилиана Пафлагонского называют «чадозаступником», такое имя присвоила ему святая Церковь, потому что он был монахом-воспитателем и нянькой. Святой считается Церковью чудотворцем и целителем детских болезней, защитником и помощником детей. Стилиан по-гречески «опора» или «столп», — опора для самых маленьких христиан, для детей. Ему молятся:

  • об исцелении детей от немощей и болезней, в т.ч. самых тяжких;
  • просят защиты и поддержки детям в жизни, особенно сиротам;
  • о чадородии, просят благословения на зачатие в браке здоровых детей;
  • в беременности просят помощи в рождении здоровых детей;
  • об избавлении от безчадие, святому усиленно молятся бездетные супруги и получают по вере.

В каких храмах Москвы находятся иконы прп. Стилиана

Прп. Стилиан Пафлагонский

Иконы святого Стилиана стали все больше появляться на наших приходах в последнее время.

  • Из московских храмов, где есть иконы святого Стилиана, надо особенно отметить Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь. Эта обитель посвящена Зачатию Пресвятой Богородицы Праведной Анной и считается местом, где получают помощь бесплодные супруги. В монастыре есть икона преподобного Стилиана Пафлагонянина с частицей мощей. Адрес: г. Москва, 2-й Зачатьевский переулок, д.2 (м. Кропоткинская).

Икона Божией Матери «Милостивая» или как ее еще называют «Услышательница». Зачатьевский монастырь.

  • В Косино в храме Успения Пресвятой Богородицы есть почитаемая икона святого Стилиана Пафлагонского. Здесь молятся также чудотворной Косинской (Моденской) иконе Божией Матери, от которой происходит множество чудес, особенно исцелений от бесплодия. Празднование иконе совершается 3 июля. Адрес: Большая Косинская ул., 29, Москва, проезд от метро Выхино автобусами №№ 602 и 772.
  • В Подмосковье икона Стилиана, написанная на заказ в Троице-Сергиевой Лавре в благодарность за исцеление ребенка, есть в храме Покрова Пресвятой Богородицы с. Хомутово. Адрес: г. Щелково, ул. Широкая, д.72. С Ярославского вокзала электропоездом до ст. «Воронок», далее любым автобусом, идущим на Щелково-7, до остановки «Потаповский магазин».
  • Не так уж далеко от Москвы и при желании можно добраться до храма Покрова Пресвятой Богородицы пос. Дедовичи, Псковской обл.(ул. Харченко, 10), где есть древняя чудотворная икона преподобного Стилиана, от которой по вере и молитве происходит исцеление больных детей. Матери больных детей прикладывают крестики к иконе и надевают их на шею своих ребятишек.

Феномен детской святости

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София Изучение агиографической (житийной) литературы – излюбленного чтения наших предков – является средством постижения духовной жизни народа. Как пишет замечательный русский философ и историк Георгий Федотов, “в допетровские времена сложился архетип духовной жизни русского народа, ставший идеалом для всех последующих поколений”.

История русской святости начинается со святых страстотерпцев Бориса и Глеба, затем к ним присоединяются монахи, святители, далее князья, прославленные своим общественным и религиозным служением. Наконец, XV–XVI века ознаменованы новым типом подвижничества, которого не знало католическое христианство, это подвиг юродства.

В русской православной традиции, на наш взгляд, существует еще один особый тип святости, не привлекший внимание исследователей, – это чин детской святости, который составляют особо почитаемые, канонизированные церковью или местно чтимые дети (младенцы до 7 лет и отроки до 15 или до 18 лет). В этом контексте несомненный интерес представляют жития в части описания детских и юношеских лет будущих святых /Жития Святых Святителя Дмитрия Ростовского. Репр. изд. Козельск, 1992/.

Кто они – святые дети? Среди них есть князья, такие, как юный князь Феодор Новгородский, умерший в 16 лет при загадочных обстоятельствах. Есть и монахи – двенадцатилетний инок Иоасаф, умерший в 17 лет в монастыре, благословляя всех братьев-монахов как отец. Были среди них юродивые Христа ради: Иаков Боровичский, Иоанн Устюжский и др. Особое религиозное благоговение питалось в народе к детям, погибшим насильственной смертью, что приближает их к русским страстотерпцам и мученикам: это царевич Димитрий, зарезанный в Угличе, отрок Гавриил Слуцкий – жертва ритуального убийства, младенец Иоанн Углический, убитый работником отца, Василий Мангазейский, также погибший от рук мучителя и убийцы. Совершенно особняком стоит житие святого отрока Артемия Веркольского – крестьянского мальчика из глухой деревни в Архангельской губернии, в 12 лет убитого молнией, канонизированного в XVII в..

Уже краткое перечисление детей – святых невольно вызывает вопрос: почему, за какие заслуги перед Церковью и государством эти имена оказались в святцах? Почему, например, не Ярослав Мудрый, а его современник – кроткий княжич Феодор Новгородский, – в 16 лет, внезапно умерший накануне своей свадьбы, сподобился венца святости? Парадоксальность детской святости и народного почитания детей кажется еще более очевидной при обращении к историческим материалам о месте ребенка, детства в социальной жизни русского народа того времени.

В российском законодательстве вплоть до начала ХХ века отсутствовали статьи, охраняющие права детей; даже совершеннолетние дети в отношении к родителям имели преимущественно обязанности, а не права. Это положение дел убедительно иллюстрирует анализ русского языка: например, этимология слова «ребенок» восходит к слову «рабъ», а «отрокъ» восходит к праславянскому языку и означает «не имеющий права говорить», т.е. молодой человек до совершеннолетия, до 21 года (либо до вступления в брак) не имел на Руси решающего права голоса в обсуждении семейных дел.

В отличие от византийской традиции – святые дети это мученики за веру, за Христа. Ярчайшими примерами здесь являются древние римлянки Вера. Надежда и Любовь, особо почитаемые до сего времени святые девочки 12, 10 и 9 лет, принявшие мученический венец. Кроме них, известны и другие: это трое отроков в печи Вавилонской (и снова цифра 3), это младенец Кирик, добровольно сгоревший вместе с матерью в доказательство верности Богу, обратив этим подвигом сотни язычников. Девочка Акилина, с 10 лет проповедовавшая Христа среди сверстников, а в 12 лет, представ перед языческим правителем Палестины, претерпела страшные мучения и смерть.

Таких примеров в агиографической литературе немало. Однако нельзя говорить о прямом заимствовании русской традиции детской святости из византийских источников, поскольку среди русских детей, погибших насильственной смертью, не было мучеников за Христа, не было проповедников христианства. Исключение, пожалуй, может составить Иоанн Киевский, младенец, погибший от рук язычников в Киеве за несколько лет до крещения Руси. Но и в этом случае имеется в виду жертва и, как написано автором жития, “невинной кровью мученика Киев был предуготован к принятию святого крещения”.

При всей иррациональности, невозможности объяснить природу святости, исходя из научной логики или с точки зрения здравого смысли, все же попытаемся обозначить общие черты в житиях святых детей, объединенных понятием святости как «некоего «сверхчеловеческого» благодатного состояния, когда происходит творчество «в духе».

Первое, что обнаруживается: святые дети – это “вымоленные” и Богом данные дети при полной невозможности для окружающих их появления на свет, они – плод долгих молитв своих родителей, и потому после рождения они посвящаются Богу. Для такого ребенка с ранних лет характерно особое благочестие: строгий пост, усиленная молитва, «иной» образ жизни, чем у сверстников: таковы будущий святитель Иона или преп. Сергий Радонежский.

Общей чертой для таких детей является благочестивая семья, в которой ребенок с первых дней приобщается к молитве. Однако и здесь есть исключения: будущий преп. Феодосий Печерский тяжко страдал от собственной матери, которая избивала его, заковывала в кандалы, отвращая от избранного пути, не пуская в монастырь.

Таким детям рано выпадают на долю испытания: сиротство, крайняя бедность, голод и холод, издевательство, побои, насмешки (об отроке Тимофее – будущем святителе Тихоне Задонском в житии пишется: «Над ним и над убожеством его издевались его товарищи – дети богатых священников»). Здесь нельзя не вспомнить о бедном и голодном детстве прав. Иоанна Кронштадтского.

Для таких детей характерно общее отрицание традиционной детской жизни, уклонение от игр, забав, когда, как пишет автор жития, «ребенок начат лишатися детского обычая и возненавидел игры детские». Почти в каждом житии, имеющем описание детских лет святого, присутствует замечание об отвержении ребенком всех форм ребячливости, детскости. Отсюда неизбежное одиночество ребенка в детской среде, где он бывает часто изгоем. Такой ребенок как бы «не от мира сего».

Часто причиной насмешек и издевательства взрослых и сверстников оказывалась неспособность такого ребенка к учению в силу плохой памяти, непонятливости и пр. Учение давалось туго и отроку Варфоломею – преп. Сергию Радонежскому, и будущему святителю Ионе, митрополиту Московскому, и Феодосию Печерскому, и Иоанну Кронштадтскому. Такая особенность ребенка сопровождалась, с одной стороны, сокрушением родителей, насмешками сверстников и учителей и, с другой стороны, усилиями самого ребенка, его горячими ночными молитвами и слезами. Эти усилия, как правило, увенчивались успехом: после долгих ночных молитв, как бы во сне свершалось чудо, такое, как с Иоанном Кронштадским: «Словно пелена с глаз упала, и ум в голове открылся». После острого мистического переживания ребенок вдруг начинает успешно постигать ученую премудрость, вскоре превосходя всех своих сверстников.

Как правило, в жизни каждого такого ребенка существует особый пункт, такой мистический момент, который определяет его избранничество. В агиографической литературе часто обозначается 12-летний рубеж. Уже упомянутый нами святитель Иона в 12 лет постригается в монахи, иноком Иоасафом в 12 лет становится князь Андрей, в 17 лет умерший в обители. Княжна Евфросиния Полоцкая, отличающаяся редкостной красотой и благочестием, отвергая всех блестящих женихов, в 12 лет постригается в монахини, становясь невестой Христовой.

Именно в 12 лет происходит нередко общение ребенка с высшими Божественными силами, определяющими и объявляющими ребенку о его предназначении. Это происходит обычно в особом психологическом состоянии сознания: в период тяжелой болезни, в забытьи или во сне и сопровождается чудесным видением или голосом. Двенадцатилетний боярский сын, раскинув сети для ловли птиц, внезапно уснул и вдруг слышит голос: «Зачем, Алексий, напрасно трудишься, я сделаю тебя ловцом человеков». Этот голос слышал будущий митрополит Московский Алексий.

12-летний рубеж представляет собой особый пункт в биографии будущих святых, когда ребенок призывается к служению, как бы оставляя свою прежнюю жизнь, и предуготавливается к новой. Это момент особого духовного преображения обусловливает и изменения в умственной, интеллектуальной сфере: доселе неспособному ребенку открывается премудрость Божья, как это случилось с отроком Варфоломеем, либо ребенок, отличающийся редкой понятливостью и бойкостью ума, вдруг утрачивает все свои способности, становясь «дурачком», подобно Иоанну Устюжскому, прославившемуся в 12 лет как Христа ради юродивый.

Наконец, 12 лет – это момент особого избранничества, который отделяет жизнь обычного ребенка от жизни святого. Именно в 12 лет христианские мученицы Вера и Акилина приняли мученический венец. Именно в 12 лет принял страшную смерть от удара молнии русский отрок Артемий Веркольский. Как пишет автор жития, «в 12 лет спустился на него тот венец святости, который другие подвижники приобретали целой длинной жизнью неустанного труда». Сохранилась точная дата – 23 июня 1544 года: мальчик с отцом работал в поле. Внезапно началась страшная гроза, и молния на месте убила Артемия. Смерть от молнии, как Божия кара в представлении людей, не позволяла по обычаю предать тело земле: мальчика положили на лесной полянке, сделали деревянный сруб, накрыли его берестой и ушли. Как написано в житии, «Бог готовил русскому миру нового чудотворца в лице невинного отрока». Через 30 лет на этом месте стало появляться сияние: было обретено нетленное тело отрока Артемия, его захоронили в храме. От гроба отрока исходили чудеса: исцелялись больные, прозревали слепые. Позже на этом месте была основана Артемьевская обитель, в XVII в. Артемий Веркольский был канонизирован церковью.

Все совпадения, связанные в 12-летним рубежом в жизни святых детей, вряд ли можно назвать случайными, однако сама природа этой мистической цифры остается загадкой. Здесь возможны некоторые культурологические параллели. Число 12 имеет во многих культурах свой сакральный смысл. В традиционных культурах до сего времени существуют обряды инициации, особого экзамена на взрослость для подростков, сопровождающиеся большими физиологическими и психологическими потрясениями и часто сопровождающиеся изменением внешности человека, сменой его имени и занятий, уходом из родительского дома, и пр. Нижней возрастной границей такого испытания во многих традиционных культурах и оказывается возраст около 12 лет. Сдав этот трудный экзамен на взрослость, мальчик превращался в мужчину и мог вступать в брак. Вероятно, не случайно и в России брачный возраст, а также возраст монашества устанавливался с 12 лет. Интересно, что в Англии в ХYIII-ХIХ вв. человек в 12 лет имел право предстать перед судом и заслужить смертную казнь.

Вероятно, мы можем говорить о 12-летнем возрасте как важнейшей точке не только и не столько физического, сколько духовного взросления личности, неподвластного психологическим измерениям, переживаемого особо остро теми, кто способен различить в потоке противоречивых внутренних импульсов голос духовного призвания. Вспомним ответ двенадцатилетнего Иисуса и Иерусалимском храме, когда он впервые проявил непослушание Матери Своей: “Зачем вам было искать меня? Или вы не знали; что мне должно быть в том, что принадлежит Отцу моему” (Лк, 2; 49).

Попытка постижения исторического и духовного смысла детской святости для русской культуры заставляет выйти из рамок агиографии в сферу культуры в широком смысле этого слова. Отношение к ребенку, детству в историческом контексте претерпело существенные изменения от ребенка – как раба, которого можно было продать, к ребенку как цели патриархального брака; от ребенка «маленького взрослого» – к ребенку как самостоятельной ценной в себе личности.

Подобно тому, как с детских портретов XVIII в. на нас смотрят маленькие старички и старушки и богатых одеждах и с атрибутами княжеской власти, на страницах житийной литературы образы детей – святых также оказываются лишены собственно детских черт. Но это не маленькие взрослые, это Великие дети, несущие в себе христианский идеал чистоты и кротости, подвижничества и безвинных страданий – образ уничиженного Христа, тем самым, перекликаясь с подвигами страстотерпцев и юродивых.

Знаменательна в этом смысле икона первой половины XVII в. «Василий Блаженный и Артемий Веркольский», на которой образ 12-летнего отрока в белых одеждах ангельски величествен, знаменуя собой духовное величие, взрослость духа, а св. Василий Блаженный в благоговейном поклоне принимает благословение от Святого Ребенка.

Каждый народ имеет свое особое религиозное призвание, которое наиболее полно осуществляется его религиозными деятелями – святыми. Тайна Святости и непостижимая тайна детства парадоксально соединились в русской культуре. Как пишет Георгий Федотов: «В русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России, в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути». Поэтому детская святость как уникальное явление русской духовности, дает возможность ответов на вопросы о духовном становлении современного поколения России.

Каждый народ имеет свое историческое призвание. Для России оно, может быть, в том, чтобы опробовать неведомые, иные пути развития человечества – горькое поприще проб и ошибок. Мерилом детской святости, явленной миру в последней плеяде Новомучеников и исповедников российских в образе царевича Алексия, Россия, может быть, вновь указывает новый путь. И символично, что на современной иконе Новомучеников российских царевич Алексий изображен в центре и немного впереди всех. Такой “детоцентризм” позволяет надеяться, что именно российские дети смогут найти дорогу к святому граду духовного возрождения и преображения страны, ибо, как сказано в Евангелии: «Ты утаил от мудрых и разумных и открыл младенцам» (Матф.11, 25).

Мученик Гаврии́л Белостокский, Слуцкий, младенец

Краткое житие мученика младенца Гавриила Белостокского, Слуцкого

Ро­дил­ся 22 мар­та 1684 г. в де­ревне Звер­ки Бе­ло­сток­ско­го уез­да Грод­нен­ской гу­бер­нии, в се­мье бла­го­че­сти­вых кре­стьян Пет­ра и Ана­ста­сии. Он рос крот­ким, незло­би­вым, за­мет­на бы­ла в нем склон­ность к со­зер­ца­тель­но­му уеди­не­нию. В 1690 г. 11 ап­ре­ля мать ше­сти­лет­не­го Гав­ри­и­ла по­нес­ла му­жу обед в по­ле. Вско­ре при­бли­жал­ся празд­ник Свя­той Пас­хи. В это вре­мя в дом за­брал­ся арен­да­тор-ев­рей, при­лас­кал ди­тя и тай­но увез его в г. Бе­ло­сток, где мла­ден­ца пре­да­ли му­че­ни­ям: рас­пя­ли, про­ко­ло­ли бо­ка, по­сте­пен­но ис­пус­кая кровь. На де­вя­тый день ре­бе­нок скон­чал­ся, его бро­си­ли в по­ле у опуш­ки ле­са близ де­рев­ни Звер­ки. Го­лод­ные со­ба­ки, на­шед­шие те­ло, не толь­ко не рас­тер­за­ли его, но охра­ня­ли да­же от хищ­ных птиц. На до­но­сив­ший­ся лай со­бак при­шли жи­те­ли де­рев­ни, на­шли те­ло му­че­ни­ка и при­зна­ли, что мла­де­нец по­гиб в ре­зуль­та­те ри­ту­аль­но­го убий­ства. Те­ло за­му­чен­но­го Гав­ри­и­ла при боль­шом сте­че­нии на­ро­да, глу­бо­ко взвол­но­ван­но­го по­доб­ным звер­ством, пре­да­но бы­ло зем­ле близ хра­ма.

Через 30 лет по­сле по­гре­бе­ния мо­щи св. Гав­ри­и­ла оста­ва­лись нетлен­ны­ми. В 1746 г. храм, в ко­то­ром был по­гре­бен мла­де­нец, сго­рел, но свя­тые мо­щи уце­ле­ли. Ча­стич­но об­го­ре­ла руч­ка, но ко­гда свя­тые мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны в мо­на­стырь, руч­ка чу­дес­но за­жи­ла и вновь по­кры­лась ко­жей.

Св. Гав­ри­ил счи­та­ет­ся це­ли­те­лем де­тей. Свя­тые мо­щи его несколь­ко раз ме­ня­ли ме­сто сво­е­го пре­бы­ва­ния. С 1944 по 1992 гг. они хра­ни­лись в Грод­нен­ской По­кров­ской церк­ви, от­ку­да тор­же­ствен­но бы­ли пе­ре­не­се­ны в Свя­то-Ни­коль­ский со­бор г. Бе­ло­сто­ка.

Полное житие мученика младенца Гавриила Белостокского, Слуцкого

В сон­ме ис­чис­ли­мых лишь толь­ко Гос­по­дом свя­тых пра­во­слав­ной церк­ви мы на­хо­дим име­на мно­же­ства му­че­ни­ков, доб­ро­воль­но при­нес­ших се­бя в «жерт­ву жи­вую». Это они, пре­бы­вая в го­тов­но­сти быть все­це­ло пре­дан­ны­ми Хри­сту да­же до смер­ти, му­че­ни­че­ски сви­де­тель­ство­ва­ли о Том, Кто есть «путь и ис­ти­на и жизнь» (Ин.14,6), о непре­хо­дя­щей цен­но­сти жиз­ни во Хри­сте и со Хри­стом.
Сре­ди му­че­ни­ков всех вре­мен опре­де­лен­ное ме­сто в пра­во­слав­ном ка­лен­да­ре за­ни­ма­ют де­ти. На­чи­ная со вре­мен му­че­ни­ков Мак­ка­вей­ских и 14 ты­сяч мла­ден­цев, ис­треб­лен­ных Иро­дом в Виф­ле­е­ме, пра­во­слав­ное бла­го­че­стие с осо­бой лю­бо­вью от­но­сит­ся имен­но к де­тям, став­шим жерт­ва­ми вне­зап­ной на­силь­ствен­ной смер­ти. В их слу­чае жерт­вен­ная смерть со­еди­ня­лась с чи­сто­тою их невин­но­сти. Тем са­мым еще не со­всем зре­лые в физи­че­ском смыс­ле от­ро­ки и мла­ден­цы ста­но­ви­лись ис­тин­ной «со­лью зем­ли» и «све­том ми­ра» (Мф.5,13-14).
От­сю­да при­чис­ле­ние мно­гих мла­ден­цев и от­ро­ков, за­му­чен­ных за ве­ру от языч­ни­ков в пер­вые ве­ка хри­сти­ан­ства, а так­же в даль­ней­шем по­стра­дав­ших от ино­вер­ных, ино­слав­ных и ате­и­стов, к ли­ку свя­тых. От­сю­да и на­род­ное по­чи­та­ние и в даль­ней­шем при­чис­ле­ние к ли­ку свя­тых му­че­ни­ка мла­ден­ца Гав­ри­и­ла, на­зван­но­го Бе­ло­сток­ским, За­блу­дов­ским и Слуц­ким.
Лич­ность свя­то­го мла­ден­ца Гав­ри­и­ла яв­ля­ет­ся об­ра­зом совре­мен­но­го му­че­ни­че­ства. Он не про­сто стра­да­ет пе­ред су­дом языч­ни­ков или ере­ти­ков за ис­по­ве­да­ние ве­ры, но стра­да­ет без­вин­но и уми­ра­ет, не со­про­тив­ля­ясь злу, чтобы та­ким об­ра­зом по­сле­до­вать при­ме­ру Хри­ста. Он – от­ро­ча чи­стей­шее (как по­ет­ся в ака­фи­сте), плод спо­кой­ной и да­же ра­дост­ной го­тов­но­сти тер­петь стра­да­ния «да­же до кро­ве» за По­стра­дав­ше­го нас ра­ди. Вме­сте с зем­ной му­че­ни­че­ской кон­чи­ной мла­ден­ца Гав­ри­и­ла и од­новре­мен­ным его рож­де­ни­ем для но­вой, луч­шей жиз­ни мы по­лу­чи­ли осо­бен­но­го хо­да­тая за нас, греш­ных, пе­ред пре­сто­лом Все­выш­не­го.
Му­че­ник мла­де­нец Гав­ри­ил ро­дил­ся, жил и по­стра­дал на тер­ри­то­рии ны­неш­ней Поль­ши. По­это­му Поль­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь от­но­сит­ся к нему с осо­бен­ным по­чи­та­ни­ем. В его честь стро­ят­ся пра­во­слав­ные хра­мы, он яв­ля­ет­ся небес­ным по­кро­ви­те­лем Брат­ства Пра­во­слав­ной мо­ло­де­жи в Поль­ше, а так­же счи­та­ет­ся осо­бен­ным це­ли­те­лем де­тей. По­сле ис­то­ри­че­ски обу­слов­лен­ных взле­тов и па­де­ний в по­чи­та­нии свя­то­го му­че­ни­ка в на­сто­я­щее вре­мя его па­мять от­ме­ча­ет­ся так­же все­ми Пра­во­слав­ны­ми Церк­ва­ми.
Свя­той му­че­ник мла­де­нец Гав­ри­ил Бе­ло­сток­ский (За­блу­дов­ский, Слуц­кий) ро­дил­ся 22 мар­та 1684 го­да в се­ле Звер­ки За­блу­дов­ско­го при­хо­да Бе­ло­сток­ско­го уез­да Грод­нен­ской гу­бер­нии. Был он сы­ном бла­го­че­сти­вых кре­стьян Пет­ра и Ана­ста­сии Го­в­дель. Кре­сти­ли его с име­нем свя­то­го Ар­хан­ге­ла Гав­ри­и­ла в хра­ме то­гдаш­не­го Свя­то-Успен­ско­го За­блу­дов­ско­го мо­на­сты­ря, од­ной из немно­гих оби­те­лей в этой ча­сти Ре­чи Поспо­ли­той, со­хра­нив­шей в то вре­мя вер­ность пра­во­сла­вию.
Мла­де­нец Гав­ри­ил от­ли­чал­ся от дру­гих де­тей необыч­ны­ми для его воз­рас­та ка­че­ства­ми ду­ши. Он рос ре­бен­ком крот­ким и незло­би­вым. В нем бы­ла за­мет­на склон­ность к мо­лит­ве и уеди­не­нию, чем к дет­ским уве­се­ле­ни­ям и иг­рам. Его ро­ди­те­ли, несмот­ря на при­тес­не­ния, ко­то­рым под­вер­га­лись то­гда пра­во­слав­ные Ре­чи Поспо­ли­той, не же­лав­шие при­ни­мать Брест­скую унию, свя­то хра­ни­ли пра­во­слав­ную ве­ру. Боль­шое вли­я­ние на свя­то­го мла­ден­ца Гав­ри­и­ла ока­зы­ва­ла бли­зость мо­на­сты­ря, в ко­то­ром во вре­мя бо­го­слу­же­ний он ду­хов­но со­зрел, учил­ся мо­лит­ве и по­зна­вал Бо­га.
В 1690 го­ду се­мью Го­в­дель по­стиг­ло ве­ли­кое го­ре. Невин­ный маль­чик стал жерт­вой изу­вер­ства. 11 ап­ре­ля, ко­гда мать ше­сти­лет­не­го Гав­ри­и­ла по­нес­ла му­жу обед в по­ле, в дом за­брал­ся арен­да­тор де­рев­ни Шут­ко. Он при­лас­кал ди­тя и тай­но увез его в Бе­ло­сток, где мла­ден­ца пре­да­ли му­че­ни­ям. Сна­ча­ла его по­са­ди­ли в под­вал, где при по­мо­щи ост­рых ору­дий про­ткну­ли ему бок для вы­пус­ка­ния кро­ви. По­сле это­го му­че­ник был рас­пят на кре­сте, уста­нов­лен­ном в ко­ры­те, и ис­ко­лот ост­ры­ми ору­ди­я­ми для вы­пус­ка­ния остат­ков кро­ви. На де­вя­тый день ре­бе­нок скон­чал­ся.
Па­ла­чи тай­но вы­вез­ли без­ды­хан­ное те­ло в по­ле и бро­си­ли у опуш­ки ле­са вбли­зи се­ла Звер­ки. При­бли­жал­ся празд­ник Свя­той Пас­хи. К те­лу при­бе­га­ли го­лод­ные со­ба­ки, над ним кру­жи­лись хищ­ные пти­цы, но со­ба­ки не толь­ко не рас­тер­за­ли его, но да­же охра­ня­ли те­ло от птиц. На до­но­сив­ший­ся лай со­шлись жи­те­ли се­ла и об­на­ру­жи­ли жерт­ву изу­вер­ства. Изу­ве­ры бы­ли най­де­ны и на­ка­за­ны, а в ме­му­а­рах го­род­ско­го За­блу­дов­ско­го прав­ле­ния остав­ле­на со­от­вет­ству­ю­щая за­пись.
При сте­че­нии на­ро­да, глу­бо­ко взвол­но­ван­но­го по­доб­ным звер­ством, те­ло за­му­чен­но­го мла­ден­ца Гав­ри­и­ла бы­ло пре­да­но зем­ле близ клад­би­щен­ско­го хра­ма в Звер­ках, где и про­бы­ло око­ло 30 лет.
В на­ча­ле 18 ве­ка по всей тер­ри­то­рии Бе­ло­сток­ско­го уез­да про­шел мор. Лю­дей ед­ва успе­ва­ли хо­ро­нить. В се­ле Звер­ки умер­ших де­тей ста­ра­лись хо­ро­нить по­бли­же к мо­ги­ле мла­ден­ца Гав­ри­и­ла, чув­ствуя необыч­ную бла­го­дать это­го ме­ста. Од­на­жды в 1720 го­ду во вре­мя по­гре­бе­ния слу­чай­но за­де­ли гроб му­че­ни­ка. К ве­ли­чай­ше­му удив­ле­нию, его те­ло об­на­ру­жи­ли нетлен­ным. Весть об этом мол­ние­нос­но раз­нес­лась сре­ди пра­во­слав­но ве­ру­ю­ще­го на­ро­да, уси­ли­вая по­чи­та­ние му­че­ни­ка. Пре­да­ние свя­зы­ва­ет с этим со­бы­ти­ем мно­гие ис­це­ле­ния, про­ис­шед­шие у мо­ги­лы свя­то­го, и окон­ча­ние эпи­де­мии, что по­слу­жи­ло по­во­дом для по­чи­та­ния му­че­ни­ка. Об­ре­тен­ные мо­щи бла­го­го­вей­но пе­ре­нес­ли в крип­ту под хра­мом в се­ле Звер­ки.
В 1746 го­ду сго­ре­ла сель­ская цер­ковь в Звер­ках, но мо­щи оста­лись непо­вре­жден­ны­ми. Ча­стич­но об­го­ре­ла толь­ко руч­ка, да и то, несо­мнен­но, про­изо­шло со­глас­но Бо­жию про­мыс­лу, ра­ди укреп­ле­ния ве­ры и бла­го­че­стия в пра­во­слав­ном на­ро­де. Ко­гда свя­тые мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны в За­блу­дов­ский мо­на­стырь, руч­ка чу­дес­но за­жи­ла и вновь по­кры­лась ко­жей.
В 1752 го­ду ар­хи­манд­рит Слуц­ко­го мо­на­сты­ря До­си­фей (Го­ля­хов­ский), на­мест­ник Ки­ев­ско­го мит­ро­по­ли­та, со­ста­вил тро­парь и кондак мла­ден­цу.
9 мая 1755 го­да вви­ду на­пря­жен­ной об­ста­нов­ки, вы­зван­ной внеш­ни­ми об­сто­я­тель­ства­ми и недоб­ро­же­ла­тель­но­стью ино­слав­но­го на­се­ле­ния, по бла­го­сло­ве­нию Ки­ев­ско­го мит­ро­по­ли­та ар­хи­манд­рит Ми­ха­ил (Ко­за­чин­ский) пе­ре­нес мо­щи свя­то­го му­че­ни­ка мла­ден­ца Гав­ри­и­ла в Слуц­кий Свя­то-Тро­иц­кий мо­на­стырь Мин­ской гу­бер­нии и со­ста­вил сти­хо­твор­ную по­весть о мла­ден­це му­че­ни­ке Гав­ри­и­ле. Крест­ный ход со свя­ты­ми мо­ща­ми, ко­то­рые в ра­ке нес­ли на ру­ках, ве­ли­че­ствен­но про­ше­ство­вал бо­лее 300 верст. Мо­щи мла­ден­ца му­че­ни­ка Гав­ри­и­ла ле­жа­ли в ра­ке со­вер­шен­но от­кры­ты­ми. Обе руч­ки мла­ден­ца дер­жа­ли ма­лень­кий на­перс­ный крест. Паль­цы ис­ко­ло­ты, на те­ле рва­ные ра­ны.
В 1820 го­ду мла­де­нец Гав­ри­ил был при­чис­лен к ли­ку свя­тых Рус­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью.
Вме­сте с воз­рас­та­ю­щей сла­вой мла­ден­ца му­че­ни­ка Гав­ри­и­ла и рас­ши­ря­ю­щим­ся его по­чи­та­ни­ем пра­во­слав­ные хри­сти­ане ста­ра­лись осо­бым об­ра­зом укра­сить ра­ку с его свя­ты­ми мо­ща­ми. В 1897 го­ду на доб­ро­воль­ные по­жерт­во­ва­ния бы­ла из­го­тов­ле­на но­вая се­реб­ря­ная ра­ка.
В 1908 го­ду в ти­по­гра­фии Успен­ской По­ча­ев­ской Лав­ры бы­ла на­пе­ча­та­на служ­ба свя­то­му му­че­ни­ку мла­ден­цу Гав­ри­и­лу, со­став­лен­ная ар­хи­епи­ско­пом Во­лын­ским и Жи­то­мир­ским Ан­то­ни­ем (Хра­по­виц­ким).
В том же го­ду епи­скоп Грод­нен­ский и Брест­ский Ми­ха­ил вме­сте с епи­ско­пом Бе­ло­сток­ским Вла­ди­ми­ром при­ня­ли ре­ше­ние пе­ре­не­сти из Слуц­ка часть мо­щей свя­то­го му­че­ни­ка мла­ден­ца Гав­ри­и­ла в го­род Бе­ло­сток.
Пе­ре­не­се­ние кре­ста и мо­ще­ви­ка, в ко­то­ром до 1897 го­да по­чи­ва­ли мо­щи свя­то­го му­че­ни­ка, на­ча­лось 31 мая. Свя­ты­ни бы­ли пе­ре­не­се­ны из го­ро­да Слуц­ка в Жи­ро­виц­кий мо­на­стырь Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри. С 1 по 12 июня через де­рев­ни Ялув­ка, Но­вая Во­ля, По­ло­та, За­блу­дов, Звер­ки и Дой­ли­ды свя­тые мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны из Жи­ро­виц­ко­го мо­на­сты­ря в Бе­ло­сток. Та­ким об­ра­зом, по­чти через 150 лет свя­ты­ня вер­ну­лась на свою от­чиз­ну.
Ча­сти­ца свя­тых мо­щей му­че­ни­ка мла­ден­ца Гав­ри­и­ла на­хо­ди­лась в Свя­то-Ни­коль­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре го­ро­да Бе­ло­сто­ка до 1912 го­да, по­ка не бы­ла пе­ре­не­се­на в Бла­го­ве­щен­ский мо­на­стырь в Су­п­рас­ле.
В Слуц­ке, где оста­лись мо­щи, на­хо­ди­лась спе­ци­аль­ная кни­га, в ко­то­рой за­пи­сы­ва­лись из­вест­ные ду­хов­ным и го­судар­ствен­ным вла­стям чу­дес­ные слу­чаи, свя­зан­ные с на­хо­дя­щи­ми­ся там мо­ща­ми свя­то­го му­че­ни­ка мла­ден­ца Гав­ри­и­ла. Все­на­род­ное по­чи­та­ние му­че­ни­ка мла­ден­ца Гав­ри­и­ла уста­но­ви­лось по всей Рос­сий­ской Им­пе­рии. В день па­мя­ти свя­то­го к ме­сту его упо­ко­е­ния со всей стра­ны со­би­ра­лись ты­ся­чи па­лом­ни­ков.
В 1915 го­ду во вре­мя Пер­вой ми­ро­вой вой­ны епи­скоп Бе­ло­сток­ский Вла­ди­мир вы­вез де­ре­вян­ную ра­ку с ча­сти­цей свя­тых мо­щей му­че­ни­ка мла­ден­ца Гав­ри­и­ла в Моск­ву и вре­мен­но по­ме­стил в По­кров­ском Со­бо­ре на Крас­ной пло­ща­ди.
По­сле ок­тябрь­ско­го пе­ре­во­ро­та 1917 го­да в Рос­сии на­ча­лись кро­ва­вые го­не­ния на пра­во­слав­ных.
Вра­гам Хри­ста ме­ша­ла па­мять об упо­до­бив­шем­ся Ему мла­ден­це. Так, за­щи­щав­ший его па­мять от по­ру­га­ния свя­щен­но­му­че­ник Иоанн Вос­тор­гов, на­сто­я­тель мос­ков­ско­го По­кров­ско­го со­бо­ра на Крас­ной пло­ща­ди, при­вле­кал­ся боль­ше­ви­ка­ми в ка­че­стве об­ви­ня­е­мо­го и впо­след­ствии был рас­стре­лян.
Ре­ше­ни­ем Со­ве­та На­род­ных Ко­мис­са­ров от 29 июля 1920 го­да бы­ло по­ста­нов­ле­но: «пла­но­во и по­сле­до­ва­тель­но пре­про­во­дить на тер­ри­то­рии пол­ную лик­ви­да­цию мо­щей…». Это рас­по­ря­же­ние не обо­шло и свя­тые мо­щи му­че­ни­ка мла­ден­ца Гав­ри­и­ла.
В 30-х го­дах Тро­иц­кий Слуц­кий мо­на­стырь, где до сих пор хра­ни­лись мо­щи, был за­крыт, а свя­тые мо­щи му­че­ни­ка пе­ре­не­се­ны в му­зей ате­из­ма в Мин­ске.
Во вре­мя Вто­рой ми­ро­вой вой­ны ре­прес­сии ста­ли сла­беть, и в 1942 го­ду в ха­о­се во­ен­ной нераз­бе­ри­хи пра­во­слав­ным жи­те­лям Мин­ска уда­лось по­ме­стить свя­тые мо­щи му­че­ни­ка мла­ден­ца Гав­ри­и­ла в де­ре­вян­ную ра­ку в ка­фед­раль­ном со­бо­ре Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня в Мин­ске,на­сто­я­те­лем ко­то­ро­го был мит­ро­по­лит Пан­те­ле­и­мон (Рож­нов­ский).
В 1943 го­ду из­ве­стие о на­хож­де­нии свя­тых мо­щей в мин­ском со­бо­ре до­шло до на­сто­я­те­ля церк­ви Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в се­ле­нии Свис­ло­чи от­ца Алеския Зноско. Отец Алек­сий за ко­рот­кое вре­мя на­пи­сал ака­фист свя­то­му му­че­ни­ку Гав­ри­и­лу, ис­поль­зуя бо­лее 40 ака­фи­стов, ко­то­рые слу­жи­ли ему об­раз­цом. Ака­фист был утвер­жден цер­ков­ной вла­стью в 1943–1944 го­дах и вве­ден в цер­ков­ное упо­треб­ле­ние.
9–10 июля 1944 го­да свя­тые мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны из Мин­ска в Грод­но, в цер­ковь По­кро­ва Бо­жи­ей Ма­те­ри, где они и на­хо­ди­лись до 21 сен­тяб­ря 1992 го­да.
По­сле­во­ен­ная судь­ба этой свя­ты­ни по­кры­та за­ве­сой тай­ны. Свя­тые мо­щи на про­тя­же­нии по­след­них несколь­ких де­сят­ков лет на­хо­ди­лись в под­зе­ме­льях грод­нен­ской церк­ви вда­ле­ке от тех, кто мог бы осквер­нить их. Свя­тые мо­щи на­хо­ди­лись во влаж­ном под­валь­ном по­ме­ще­нии в крайне небла­го­при­ят­ных усло­ви­ях. Од­на­ко они не по­стра­да­ли, что в оче­ред­ной раз сви­де­тель­ству­ет об их свя­то­сти.
21–22 сен­тяб­ря 1992 го­да по бла­го­сло­ве­нию ар­хи­епи­ско­пов Грод­нен­ско­го и Вол­ко­выс­ско­го Ва­лен­ти­на и Бе­ло­сток­ско­го и Гдан­ско­го Сав­вы (ныне мит­ро­по­ли­та Вар­шав­ско­го и всея Поль­ши) свя­тые мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны пер­вым, на­чи­ная с 1944 го­да, крест­ным хо­дом из грод­нен­ской церк­ви Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, где они хра­ни­лись, в Свя­то-Ни­ко­ла­ев­ский со­бор г. Бе­ло­сто­ка. На бе­ло­рус­ско-поль­ской гра­ни­це их встре­ча­ло несколь­ко ты­сяч ве­ру­ю­щих, ко­то­рые со­про­вож­да­ли мо­щи до са­мо­го Бе­ло­сто­ка через все го­ро­да и се­ла. Мо­щи мла­ден­ца му­че­ни­ка Гав­ри­и­ла пе­ре­во­зи­лись на ав­то­мо­би­ле в ду­бо­вой ра­ке. По пу­ти сле­до­ва­ния ве­ру­ю­щие осы­па­ли ее цве­та­ми. В каж­дом го­ро­де или де­ревне, где есть храм, де­ла­ли оста­нов­ку. Свя­тые мо­щи вно­си­лись с крест­ным хо­дом в храм, где слу­жи­лись мо­леб­ны и ака­фи­сты. Ве­ру­ю­щие при­кла­ды­ва­лись к свя­тыне, оста­ва­ясь на ночь в хра­ме для мо­лит­вы пе­ред свя­ты­ми мо­ща­ми мла­ден­ца Гав­ри­и­ла.
В са­мом Бе­ло­сто­ке свя­тые мо­щи встре­ти­ли на окра­ине го­ро­да и про­нес­ли по глав­ным ули­цам крест­ным хо­дом в Ни­ко­ла­ев­ский со­бор. Крест­ный ход про­дол­жал­ся око­ло трех ча­сов. В нем участ­во­ва­ло око­ло 60 ты­сяч че­ло­век. Дви­же­ние транс­пор­та по ули­цам бы­ло оста­нов­ле­но. Крест­ный ход встре­ча­ли да­же пред­ста­ви­те­ли свет­ских вла­стей.
Бо­го­слу­же­ние в Ни­ко­ла­ев­ском со­бо­ре про­дол­жа­лось всю ночь. Утром 27 сен­тяб­ря бы­ла так­же от­слу­же­на Бо­же­ствен­ная ли­тур­гия. По­сле нее свя­тые мо­щи мла­ден­ца му­че­ни­ка Гав­ри­и­ла об­нес­ли крест­ным хо­дом во­круг хра­ма и по­ме­сти­ли в пра­вом при­де­ле со­бо­ра. Еже­не­дель­но по втор­ни­кам пе­ред ра­кой со свя­ты­ми мо­ща­ми чи­та­ет­ся ака­фист му­че­ни­ку Гав­ри­и­лу. В Поль­ше му­че­ник мла­де­нец Гав­ри­ил по­чи­та­ет­ся пра­во­слав­ны­ми как по­кро­ви­тель де­тей и мо­ло­де­жи.
С 1993 го­да еже­год­но 2–3 мая по но­во­му сти­лю мо­щи мла­ден­ца Гав­ри­и­ла пе­ре­но­сят­ся из Бе­ло­сто­ка в За­блу­дов, где при от­кры­той ра­ке ве­ру­ю­щие про­во­дят всю ночь на бо­го­слу­же­нии. Мо­щи при­во­зят на ав­то­мо­би­ле до окра­и­ны За­блу­до­ва и от­ту­да на ру­ках ве­ру­ю­щие несут их в за­блу­дов­ский храм. По слу­чаю празд­ни­ка 2 мая из Бе­ло­сто­ка вы­хо­дит па­лом­ни­че­ский крест­ный ход в За­блу­дов.
Па­мять му­че­ни­ка мла­ден­ца Гав­ри­и­ла от­ме­ча­ет­ся: 20 ап­ре­ля/3 мая (в го­дов­щи­ну его му­че­ни­че­ской кон­чи­ны), в 3-ю Неде­лю по Пя­ти­де­сят­ни­це (со­бор Бе­ло­рус­ских свя­тых), а в Поль­ской Ав­то­ке­фаль­ной Пра­во­слав­ной Церк­ви так­же 9/22 сен­тяб­ря (в го­дов­щи­ну об­ре­те­ния и пе­ре­не­се­ния его мо­щей из Грод­но в Бе­ло­сток). В про­шлом его па­мять от­ме­ча­лась так­же в День Свя­то­го Ду­ха.

Юные святые христианской Церкви

Автор Марина Кравцова 25.09.2018 19:00

Первыми христианскими святыми были дети. 14 тысяч младенцев, пострадавших от Ирода, как маленькие светочи озарили мир, который дождался пришествия Господа. Церкви, которой предстояло еще родиться, уже предначертано было укрепляться и возрастать в муках, потому что зло никогда не смогло бы примириться с Ее существованием.

Дитя слабо и беззащитно. Ребенку свойственно легко пугаться даже не страшных по сути вещей. Но ведь был и трехлетний мальчик Кирик, сын благочестивой вдовы Иулиты из Малой Азии. При правителе Александре Иулита была схвачена как христианка и подвергнута мучениям. Мальчик плакал, но рвался к матери и кричал: «Пустите меня к ней, и я христианин!». Правитель убил ребенка на глазах у истерзанной матери, скинув его с высоты помоста на каменные ступени.

Сестры Вера, Надежда, Любовь, чью память Церковь вспоминала всего несколько дней назад — самые известные, пожалуй, дети-мученики. Их имена, что дала им мать София, желая, чтобы вера, надежда и любовь всегда освещали, питали и укрепляли ее дочерей, были переведены с латыни на русский язык — теперь мы называем так дочерей. Мир языческой жестокости и разврата с огромной ненавистью обрушился на мир детской чистоты. По приказу императора Адриана девочек 12-ти, 10-ти и 9-ти лет подвергли самым мучительным пыткам, осудив мать на не менее страшное душевное мучение — видеть, как терзают ее детей. Невозможно вытерпеть подобное без укрепления Того, во имя Которого совершается подвиг любви и верности, Кто Сам претерпел ради нас крестную муку. И Господь укреплял детей. Не один раз девочкам посылалась чудесная защита и исцеление. Но те, в чьих душах не осталось истинно детской веры в чудеса — те и помощь Свыше готовы счесть ведьмовским волхованием. Трое сестер были убиты за имя Христово, мать София скончалась на их могиле.

Это трагичная история — но не печальная. Эта история — посрамление взрослой злобы и гордыни детской твердостью, это свидетельство того, что живая вера в Живого Господа обращает в ничто земные страдания и даже в слабых телах рождает несокрушимую силу. И не зря три звезды путеводные — Вера, Надежда, Любовь, ведущие людей по пути к Христу были именами именно детей, отдавших свои юные жизни за право верить в Творца, надеяться на Него и любить Его. А тот, кто любит Бога — любит и все Им сотворенное, все сущее, любит весь мир. И кто умеет это делать лучше ребенка?

Двенадцать лет было мученице Акилине, когда она на принуждение отречься от Господа и поклониться идолам ответила: «Мой Бог со мной, Христос Избавитель. И чем больше ты будешь мучить меня, тем более Он даст мне терпения и силы». И действительно — получила и силы, и терпение по вере своей, и ее не сломили никакие пытки.

В 15 лет приняла смерть от гонителей христианства великомученица Марина. Белая голубка была чудесно послана ей с неба, чтобы удостоверить всех в истинности упования молодой души на Небесное заступничество.

И в Ветхом Завете встречаем мы юных праведников, прославившихся стойкостью в вере. Это знаменитые отроки Анания, Азария и Мисаил, брошенные в Вавилонскую печь по приказу царя-язычника и сохранившиеся в ней невредимыми силой Господней. Это и семь братьев Маккавеев, которые опять же на глазах у матери пострадали за верность Закону, данному Богом, в то время, когда многие отпали от истинного Бога. «Сделавшись мучениками прежде Христовых страданий, — писал про подвиг юношей святитель Григорий Богослов, — чего не совершили бы они, подвергшись гонению после Христа и став подражателями Его за нас смерти? И без такого образца показав столько доблести, не оказались ли бы они еще более мужественными, если бы страдали, взирая на пример Христов?».

Но вот гонения прекращаются. Христианство становится официальным вероисповеданием в Византийской Империи. Вместе с несомненными духовными благами, что принесло это изменение, явились и нестроения. Причем внутри отношений в самой Церкви. И когда ее тело стало изнутри подтачиваться ересями — подвижники начали уходить от мира в пустыню. Так возникло монашество. И верующие дети, горячо любящие своего Бога, так же твердо решались на отказ от мира, как когда-то их юные предшественники без боязни шли на муки.

В святцах описаны жития двух различных святых по имени Симеон, по характеру своего подвига прозванных Столпниками. Более известен из них тот, память которого празднуется 14 сентября (по нов. ст.). Еще будучи 13-летним отроком, подвижник молился Богу, чтобы Господь указал ему путь к спасению души. По прошествии времени Симеон взял на себя удивительный, невиданный в то время подвиг — стал подвизаться на сооруженном им столпе, ни разу не сойдя вниз — до самой смерти.

Другой преподобный Симеон Столпник (день памяти 6 июня) более известен как Дивногорец. Он родился в 512 году в Антиохии Сирийской, и рождение его было ответом на молитву к святому Иоанну Предтече. Мать обещала посвятить вымоленное дитя Господу — Господь принял ее обет, и уже с младенчества дитя было особенным, совсем не похожим на других малышей. Симеон с пеленок отличался строгим постничеством. Сам Бог являлся мальчику, чтобы поведать ему о его будущих подвижнических подвигах. И — случай удивительный! — маленький ребенок удалился на пустынную гору всего шести лет от роду!

Проходят века, и православную веру от Византии перенимает Древняя Русь. И снова первым мучеником становится ребенок, Иоанн (Варяг) Киевский. Он был выбран язычниками для принесения в жертву Перуну, но отец его Феодор отказался наотрез и не только потому, что не желал гибели сына, но потому что мерзко верующему в Бога Истинного приносить жертву поганому идолищу. Толпа, разъярившись, убила обоих.

Жития некоторых святых детей, канонизированных Русской Православной Церковью в более поздний период, рождают ощущение загадки.

Святого Артемия, Веркольского чудотворца, убиенным не назовешь. Да, его земная жизнь прервалась в 12 лет, но не по вине людей — мальчика во время неожиданно разразившейся грозы убило в поле молнией. Это был обычный крестьянский сын, как рассказывает житие — ребенок весьма богобоязненный. Суеверные сельчане неправильно истолковали причину смерти Артемия, решив, что у него были какие-то тайные грехи, за которые Господь его покарал. Его тело оставили в лесу, всего лишь прикрыв хворостом и обнеся оградой. Через три года над местом, где лежали останки, просиял необычайный свет — мощи святого Артемия были обнаружены нетленными. Что послужило причиной чуда? Вряд ли только необходимость указать крестьянам на их ошибку. По молитвам к отроку Артемию вдруг стало совершаться исцеление за исцелением. И оказалось, что святой мальчик, пребывая на Небесах, постоянно внимает тем, кто умоляет его о помощи.

Всего лишь один пример. Холмогорец Иларион Артемиев страдал от слепоты, и отчаяние его было так велико, что человек хотел наложить на себя руки. Услышав о чудесах, происходящих у мощей святого Артемия Веркольского, страдалец начал горячо молиться отроку. «В тот же час я прозрел, и увидел в видении святого Артемия в белых ризах с небольшим посошком в левой руке и со крестом — в правой. Он осенил меня крестом и сказал:

— Человече, что ты страдаешь? Восстань: Христос, чрез меня, раба Своего, исцеляет тебя. Иди в Верколу, приложись ко гробу моему и поведай о сем священнику и всем крестьянам.

При сих словах праведный отрок, взяв меня за руку, как бы понуждал к этому и потом стал невидим. Я же, пробудившись, почувствовал себя совершенно здоровым, как будто никогда и не болел. И вот я пришел сюда поклониться святым мощам его».

Мы всем сердцем сострадаем маленькому Царевичу Димитрию, сыну Ивана Грозного, когда читаем об убийстве, совершившимся в Угличе. Ребенок был принесен в жертву властолюбию, погиб в результате политических интриг. Но прославлен убиенный Царевич был вовсе не по политическим мотивам. Также не было никакой социальной подоплеки и в прославлении мальчика Гавриила, ритуально замученного в конце XVII века. Родители Гавриила были белорусами, не пожелавшими принять унию, и ребенок воспитывался в Православной вере. От этого малыша не требовали отречения — над ним просто страшно издевались, распяв по образу Спасителя. Потом изуродованное тело бросили в поле — там собаки три дня отгоняли от него хищных птиц. Через 30 лет после погребения останки убиенного младенца были обретены нетленными…

Святой мученик Василий Мангазейский, первый сибирский святой, был убит по вине своего хозяина совсем молодым — в 19 лет. Он умер не из-за гонений на свою веру — просто во имя правды. Что-то нам известно все-таки о его внутреннем мире — был честен и стоек, кроток и благоговеен к храму Божьему…

А что рассказывают нам жития о детях-юродивых?

Праведный Иаков Боровичский, Новгородский чудотворец, в отрочестве принял на себя суровый подвиг юродства. Больше о его жизни ничего не известно. Прославил его Господь после кончины.

Произошло это в 1540 году на третий день Пасхи. По реке Осте к селению Боровичи, что в Новгородской области, приплыла против течения большая льдина. На ней стоял… открытый гроб, а в гробу лежало тело юноши. Понятно, что это испугало крестьян, и они шестами оттолкнули льдину к средине реки. Трижды отталкивали — и трижды льдина возвращалась к берегу…

Ночью юноша, что лежал во гробе, явился во сне старейшинам села. «Я такой же христианин, как и вы, — были его слова. — Не гоните меня. Мое имя Иаков, я получил имя в честь святого Иакова, брата Господня». Так крестьяне поняли, что Господь явил им мощи святого угодника.

Святые останки, которым Господом была дана благодатная сила чудотворения, поместили в часовне, а в 1544 году перенесли в Свято-Духовский храм. Тогда же было установлено празднование в честь праведного Иакова Боровичского. В Иконописном подлиннике о святом Иакове говорится: «Подобием млад, наг, препоясан платом». В 1657 году святейший патриарх Никон перенес часть мощей святого подвижника в Иверскую обитель на Валдае…

Несколько больше известно нам об Иоанне Устюжском. Он родился в семье благочестивых крестьян, ребенком был необычным, постился и молился по-монашески. После того, как умер отец Иоанна, а мать его постриглась в монахини, отрок ушел в Великий Устюг и принял там подвиг юродства. В то время юному подвижнику было всего 12 лет. Он тайно молился по ночам о заблудших и несчастных, а днем бегал по улицам, и часто его можно было увидеть лежащим на навозной куче. И при этом еще при жизни у блаженного Иоанна открылся дар чудотворения — так, например, он исцелил супругу князя Феодора Красного. Скончался этот необычайный подвижник всего лишь 18-ти лет от роду. На его могиле был воздвигнут храм во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, где по молитве к блаженному Иоанну совершалось множество чудес. Особенно были благодарны устюжане своему святому за помощь при защите города от поляков.

В еще более молодом возрасте — в 16 лет — отошел ко Господу князь Феодор Новгородский, старший брат святого Александра Невского. Он скончался внезапно накануне собственного венчания, когда гости уже собрались на свадебный пир. Что сделал он в своей жизни, чтобы сподобиться святости? Мы видим дела, обычные даже для столь юных князей в те неспокойные времена. Не единожды с братом Александром оставался Феодор в Новгороде по воле своего отца Ярослава Всеволодовича в качестве княжеского наместника. Участвовал в походе против мордовских князей. Что еще? Конечно, был и благочестив, и богобоязнен. Но в те тяжелые времена людям вообще было свойственно крепко верить в Бога. Так что же? Почему, шведы, разорив в 1614 году Юрьевский монастырь в Новгороде, где был погребен святой Феодор, нашли его тело «яко живо», целым, нетленным? Тайна…

Особенное место среди прославленных святых XX века занимает святой страстотерпец цесаревич Алексий. «Символично, что на современной иконе новомучеников российских царевич Алексий изображен в центре и немного впереди всех. Такой «детоцентризм» позволяет надеяться, что именно российские дети смогут найти дорогу к святому граду духовного возрождения и преображения страны, ибо, как сказано в Евангелии: «Ты утаил от мудрых и разумных и открыл младенцам»» (Вера Абраменкова «Детская святость в русском православии»).

История царской России закончилась мученической смертью последнего в истории наследника Российского Престола. Святого ребенка…