Святой варлаам

5 / 5 ( 1 голос )

  • молитва от скорбей
  • молитва от бесов

Молитва преподобному Варлааму Хутынскому о защите от скорбей, бед и напастей

«О преподо́бне и Богоно́сне о́тче наш Варлаа́ме! Услы́ши нас моля́щихся тебе́ и бу́ди нам помо́щник в ско́рбех на́ших, и изба́ви нас от напа́стей, за мно́жество прегреше́ний находя́щих на ны; умоли́, уго́дниче Христо́в! Всеблага́го Бо́га дарова́ти нам оставле́ние всех от ю́ности на́шея до настоя́щаго дне и часа́, де́лом, сло́вом, помышле́нием и все́ми чу́вствы соде́янных на́ми согреше́ний, исхода́тайствуй нам невозбра́нный вход в Небе́сное Ца́рствие, да прославля́ем непреста́нно сла́вимую от А́нгел Всесвяту́ю Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и твое́ ми́лостивное предста́тельство в безконе́чныя ве́ки. Ами́нь!»

Молитва святому Варлааму Хутынскому о защите от бесовских нападений и страхований

«О свяще́нная главо́, преподо́бне и преблаже́нне о́тче наш Варлаа́ме вели́кий! не забу́ди нас рабо́в твои́х, но помина́й нас всегда́ во святы́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу, я́ко име́я к Нему́ дерзнове́ние и не премолчи́ моли́тися о нас ве́рою и любо́вию чту́щих тя. Тебе́ бо даде́ся благода́ть моли́тися о нас; не мним бо тя ме́ртва бы́ти, и по сме́рти у́бо ду́хом твои́м не отступа́й от нас, но сохраня́й нас от стрел вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских. Па́стырю наш до́брый и свети́ло Росси́йское! се о́браз твой пред очи́ма на́шими предстаи́т всегда́: свята́я же твоя́ душа́ со безпло́тными Небе́сными ли́ки у Престо́ла Вседержи́теля предстои́т веселя́щися. Тебе́ припа́даем, о́тче святы́й Варлаа́ме, и со слеза́ми мо́лимся: моли́ Всеси́льнаго Бо́га о нас и о по́льзе душ на́ших, испроси́ нам вре́мя покая́ния и невозбра́нно пройти́ от всех возду́шных князе́й и изба́витися ве́чныя му́ки, и Ца́рствия Христо́ва прича́стниками бы́ти, да спасе́ни тобо́ю, просла́вим Го́спода на́шего Иису́са Христа́ со безнача́льным Его́ Отце́м и пресвяты́м Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.»

Преподобный Варлаам Хутынский

Преподобный отец наш Варлаам родился в Новгороде от благочестивых и благоверных родителей. Он был воспитан в страхе Божием и был обучен грамоте. Святой отрок часто и охотно читал божественные книги и особенно Боговдохновенные псалмы царя и пророка Давида. С раннего возраста он избегал детских игр, отказывался от всяких мирских удовольствий и был избранным сосудом Святого Духа. Часто он размышлял так: «Воистину, жизнь наша кратка и непостоянна. В ней всё изменяется, всё вертится колесом. Она подобна сонному видению».

Святой отрёкся от мира и от всего, что в мире, и удалился в пустынное место. За ним последовали Прокопий Малышевич, постригшийся потом под именем Порфирия, его брат Феодор, и другие жители Новгорода, желавшие подвизаться в тишине и безмолвии. Святый Варлаам принял иноческое пострижение от некоторого священноинока. Он устроил себе небольшую клеть, где непрестанно день и ночь возносил молитвы Господу. Святой ревностно подвизался в посте и трудах, сам рубил дрова, пилил лес, пахал землю, исполняя слова Священного Писания: «Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:10).

Каждую ночь он бодрствовал и молитвой отгонял бесов. Нечистые духи то сами пытались смутить святого мужа, то побуждали кого-либо из людей досаждать блаженному. Святый терпеливо переносил все напасти, хранимый и подкрепляемый десницей Божией. Слава о его подвигах стала распространяться повсюду. Многие начали стекаться к нему: князья, бояре, богатые и бедные. Преподобный Варлаам неустанно поучал всех приходивших к нему:

— Чада, блюдитесь от всякой неправды, не завидуйте, не клевещите. Воздерживайтесь от гнева, не отдавайте денег в рост. Берегитесь судить неправо. Не клянитесь лживо, давши клятву, исполняйте ее. Не предавайтесь телесным страстям.

Будьте всегда кротки и ко всем относитесь с любовью. Сие добродетель — начало и корень всякого добра.

Так каждый день поучал блаженный всех приходивших к нему, сам же усугублял свои молитвы и все сильнее умерщвлял свою плоть. Чрез некоторое время он построил неболь¬шую церковь во имя Преображенияе Господа нашего Иисуса Христа. С сего времени возник монастырь. Число братии всё возрастало. Сам святой, как и прежде, вёл строгую жизнь. Пищей ему было сочиво или земные плоды, и то в самом небольшом количестве. Такую же строгую жизнь вели и прочие иноки.

В келлию святого пришел однажды князь и просил бла¬гословить его. Святой, приветствуя его, поздравил с рождением сына. Князь удивился сему. И действительно, в отсутствие князя, у него родился сын, восприемником которому в святом крещении был сам снятой Варлаам.

Один человек, имевший великую веру в святого мужа, отправился к преподобному с единственным своим больным сыном. Он хотел, чтобы святой помолился об исцелении его сына. Но дорогой больной умер. Святой Варлаам помолился и отрок восстал совершенно здоровым.

Однажды наступал великий праздник Воскресения Господа Иисуса Христа. Святой послал рыбарей наловить к празднику рыбы. Лов был необыкновенно удачен. Рыбаки поймали больших размеров осетра, но, наущаемые диаволом, скрыли его, а в монастырь привезли только остальную рыбу. Святой Варлаам, с посохом в руках, стал рассматривать привезённую рыбу и сказал:

— Дети, малые рыбы вы привезли. Где же большая?

Рыбаки, удивлённые такой прозорливостью святого, упали пред ним на колени, каялись в своем прегрешении и возвратили утаённую было ими рыбу.

По Божиему изволению, прибыл к преподобному Варлааму из Константинополя его сверстник Антоний. Блаженный был весьма обрадован возвращением своего друга. Он передал Антонию управление монастырем, сказав:

— Возлюбленный брат мой! Божие благоволение почивает над сею обителью. Ныне я передаю в твои руки сей монастырь. Блюди его и заботься о нем. Я уже отхожу к Царю Небесному. Но не смущайся сим: телом я покидаю вас, духом же всегда буду с вами.

И преподав наставление своей братии, заповедав ей соблюдать православную веру и постоянно пребывать в смирении, святой Варлаам предал свою душу Господу. Владыка Новгородский с подобающим благолепием, со свечами и духовными песнопениями, предал погребению его честное тело. Блаженная кончина преподобного Варлаама последовала 6 ноября 1192 года. Ныне же он вместе с ликами праведных прославляет Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Тропарь, глас 3:

Иже на земли леганием, пощением же и бдением тело твое изнуряя преподобне, вся плотская мудрования умертвил еси, и исцелений струя независтная явился еси, верою притекающым к раце мощей твоих, Варлааме отче наш. Моли Христа Бога, спастися душам нашым.

Кондак, глас 8:

Якоже другий Илия отче, дождь с небесе свел еси: он убо огнь сведе, и царя удиви: ты же люди твоя возвеселил еси, и торжествовати устроил еси. Великий бо Новград вельми тобою хвалится, имея мощи твоя в себе: его сохраняй от враг непоколебима, да зовем ти: радуйся преподобне Варлааме, отче наш.

Родился в богатой и знатной новгородской семье. Юношей постригся в Лисичьем монастыре, а затем стал отшельничать на холме Хутынь (худынь, худое место) у реки Волхов в десяти верстах от Новгорода. В 1192 году построил каменную церковь Спаса Преображения в местности Хутынь на правому берегу Волхова в 10 км к северу от Новгорода, основал монастырь и стал его игуменом.

Сохранилась данная (вкладная) грамота Варлаама Хутынского, написанная на пергаменте и являющаяся самым древним русским актом, дошедшим до нас в подлиннике. По данной грамоте Варлаам Хутынский передал основанному им монастырю пахотную землю, сенокосы и другие угодья двух принадлежавших ему сёл, в том числе и территорию, на которой находился монастырь.

Местное почитание Варлаама Хутынского в Новгороде известно с XIII века, позднее — в Москве, с 1461 года началось общероссийское почитание.
Однажды к нему прибыл князь Ярослав. Святой Варлаам, благословляя его, сказал «будь здоров, князь, и с благородным сыном твоим» Это приветствие изумило князя, не знавшего ещё о рождении младенца (это было в 1190 году). Срубив келию и одержав победу над нечистой силой, он поставил сначала деревянный, а затем каменный храм во имя Преображения Господня (церковь Спаса на Хутыни). Церковь была освящена 6 августа 1192 года архиепископом Григорием. Храм не сохранился. В 1515 году был построен Спасо-Преображенский собор.
Храм, заложенный «повелением великого государя и великого князя Василия Ивановича», и завершенный к 1515 году, во многом напоминает Успенский собор Московского Кремля, ставший прототипом для многих последующих храмов вплоть до реформ патриарха Никона.
Самой известной постройкой монастыря считают церковь Григория Армянского.
С именем Варлаама Хутынского связано несколько легенд.
Однажды принесли Преподобному свежую рыбу. Ему захотелось вкусить её, но, подавив в себе это желание, велел приготовить рыбу и положить в сосуд в келье. Три дня он провел в строгом посте и молитве. На четвёртый день Святой открыл сосуд с рыбой и, увидев там множество червей, сказал: «Варлаам, Варлаам? Всякое животное по разрушении своем обращается в тление; подобает и нам разрешиться от всякаго наслаждения брашен и пристрастия к этой жизни. Если же хочешь здесь есть сладкую пищу и пить сладкое питье, то зачем и черноризцем называешься? Ты уже отлучился от мира в пустыню, чтобы служить Творцу своему». Сказав это, он выбросил рыбу, и помысл о сладкой пище не смущал более.
Однажды, отправившись к архиепископу, Варлаам увидел на мосту через Волхов большую толпу народа и палача, который готовился сбросить в реку осуждённого преступника (обычная смертная казнь в древнем Новгороде). Преподобный остановил палача, и просил народ отдать ему осужденного, сказав: «Он загладит вины свои в Хутыне». Все тотчас же единодушно закричали: «Отдайте, отдайте осужденного Преподобному отцу нашему Варлааму». Через некоторое время спасённый от казни принял иночество и, пожив благочестиво в обители, скончался. Но в другом подобном же случае Варлаам поступил по-иному. Пришлось ему опять проезжать мост, когда готовились сбросить осужденного. Родственники и многие из народа, увидев Преподобного, умоляли его спасти осужденного, но он, не обращая внимания на все просьбы, велел вознице своему скорее ехать, и казнь совершилась. «Что это значит?» — говорили все между собой, — «Одного Преподобный спас от казни, хотя его и не просили об этом, а другого не захотел, несмотря на все мольбы». Ученики Св. Варлаама по возвращении в обитель просили его объяснить этот поступок. Варлаам отвечал: «Судьбы Господни — бездна многа. Господь всем хочет спасения и не хочет смерти грешника. Первый был осуждён справедливо, но после осуждения сознал свои грехи, и Господь избавил его от смерти через моё недостоинство, чтобы дать ему время раскаяться и загладить свои грехи, что он и исполнил в обители. Второй же был осуждён невинно, но Господь попустил ему умереть, чтобы впоследствии он не сделался дурным человеком; теперь же, умерев невинно, он получил от Господа венец мученический.
В 1505 году преподобный Варлаам Хутынский, чьи мощи находились под спудом в Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря, явился ночью пономарю Тарасию. Святой показал пономарю, что озеро Ильмень угрожает при разливе затопить город. Варлаам молил Богородицу спасти город и открыл Тарасию, что за грехи горожан они будут наказаны мором, через три года после которого последует пожар.
В 1471 году в Хутынский монастырь приехал Иоанн Васильевич Третий, который в истории известен так же как князь Иван Великий, дабы поклониться святым мощам, и, по легенде, стал выпытывать у игумена, почему не вскрывают раки, чтобы все могли прикладываться к святым мощам. Когда по его повелению стали раскапывать могилу преподобного Варлаама, из земли вырвался огненный столб, опаливший стену и южную дверь иконостаса. Великий князь в ужасе побежал из церкви, ударяя посохом в землю, причём из земли выходил огонь не только в церкви, но и в монастыре. Бросив посох, великий князь в большом страхе покинул монастырь. Этот посох и опалённая дверь алтаря хранились в монастырской ризнице.
Еще в Хутыни есть горочка прп. Варлаама, на которой стоит часовня. Эту горочку святой наносил своей шапочкой. Она совсем маленькая, иногда чтобы в нее попасть, надо немножко постоять в очереди на улице. Я так поняла, что люди приходят сюда, чтобы кроме всего прочего особо попросить Батюшку прп. Варлаама о здоровье. Говорят, что исключительно хорошо молитва помогает при болезнях ног, но многие избавляются от головной боли.
В 1611 году монастырь стал резиденцией командования шведов, напавших на Великий Новгород.
В Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря захоронен прах великого русского поэта Гавриила Романовича Державина и его супруги Дарьи Алексеевны. Державин скончался в 1816 году в своём доме в имении «Званка». Гроб с телом покойного на барже по Волхову отправился в своё последнее пристанище.
Детей Г. Р. Державин не имел ни от первого, ни от второго брака.

Во время Великой Отечественной войны монастырские постройки подверглись артиллерийскому обстрелу и более сорока лет находились в руинах.
Советская власть обратила на монастырь внимание лишь однажды — чтобы вынести из него останки Г. Р. и Д. А. Державиных, явно против воли почив­ших. Известно, что на «права человека» в СССР мало обращали внимания, а на права погребенных в надежде общего воскресения — тем более. Переза­хоронение состоялось в 1959 г., в условиях нараста­ющей антирелигиозной кампании, и было приуроче­но к празднованию 1100-летия Новгорода. Бетон­ный склеп устроили в сквере против западного фа­сада Софийского собора.
В 1993 году, после окончания реставрации Преображенского собора Варлаамо-Хутынского монастыря, приуроченной к 250-летию со дня рождения Г. Р. Державина, останки Гавриила Романовича и Дарьи Алексеевны Державиных были возвращены из Новгородского кремля в склепы монастыря.

Река времен в своем стремленьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. А если что и остается Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрется И общей не уйдет судьбы!
В монастырском соборе погребены также архиепископ Антоний (Знаменский), епископ Старорусский Сильвестр (Цветков) и епископ Кирилловский Арсений (Иващенко).
Монастырь был закрыт в 1925 году, но до 1932 года в монастырском соборе ещё совершались богослужения. Титул архиепископа Хутынского носил будущий патриарх Московский Алексий Первый (Симанский); в соборе в 1930—1932 годах пел и читал на клиросе будущий старец, архимандрит Павел (Груздев). Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен и более 40 лет оставался в руинах.
Древним храмам Хутынского монастыря, окон­чательно закрытого в 1932 г., еще повезло. Они мог­ли быть сразу же взорваны, как это случилось с де­сятками подобных древних ансамблей. Почти одно­временно с разграблением собора, где был похоро­нен Державин, в Казани уничтожили памятник по­эту — он восстановлен лишь в начале XXI в. Только «нашествие иноплеменников» заставило большеви­стский режим несколько более уважительно отнес­тись к отечественной истории и культуре. В услови­ях оккупации через русские газеты народу было возвращено множество имен великих сынов России, и большевистская пропаганда вынуждена была с этим считаться.
С 20 апреля 1994 года — действующий женский монастырь. Настоятельница: Игумения Алексия (Симдякина). На январь 2012 года в монастыре проживает более 100 сестёр, есть подворье в деревне Быково Валдайского района.
В этот монастырь со всей России едут автобусы с поломниками, а потому уединения там найти трудно. Так же монастырь известен своим вкусным мёдом. Отзыв о посещении монастыря рабы Божьей Татьяны: — Приехав первый раз в Хутынский монастырь, я сразу ощутила всю мощь благодати этого места. Каждый уголок обители наполнен любовью. Эта любовь окутывает тебя с ног до головы, и ты понимаешь: ты не одинок в этом мире, ты любим в этом мире и твое пребывание на земле необходимо. Хутынский монастырь находится в живописнейшем месте. Все вокруг кажется каким-то сказочным. Даже воздух там особенный, как бы это странно не звучало, но он мягкий и бархатистый. Служительницы монастыря встречают всех гостей с огромным радушием и гостеприимством. Сразу ощущаешь себя как дома. А это очень важно, так как готовясь к исповеди и причастию необходимо чувствовать поддержку и понимание. Очень трудно проанализировать прожитые годы и признать все свои ошибки. Еще труднее постараться не повторять их. Варлаамо-Хутынский монастырь как раз одно из тех мест, находясь в котором начинаешь осознавать свою жизнь с другой стороны. Я бы даже сказала, что ты просто начинаешь видеть ее по-новому. Такое преображение происходит благодаря особой волшебности и святости этого места. Отдельное спасибо отцу Макарию за его чуткость, понимание и необъятную любовь с которыми он относится к посетителям монастыря.
И ещё один отзыв р.Б. Александра — На 51 году жизни, по воле Божией, я впервые совершил паломничество в Варлаамо-Хутынский монастырь. Имея небольшой духовный опыт, я всеми фибрами своей души почувствовал, что это святое место. Божия благодать проявляется здесь во всем – это тишина и размеренность времени, спокойствие и умиротворенность, чувство любви и внутреннее ликование. В любом месте можно остановиться, прислушаться и ощутить гармонию бытия. Любой островок территории наполнен здесь определенным смыслом. Монастырский уклад и хозяйство вызывают уважение и понимание колоссального физического и духовного насыщения. Сам, будучи рабочим человеком, я особенно оценил трудничество в монастыре. Неожиданно подумалось, как хорошо сейчас быть здесь и трудиться во славу Божию. Спасо-Преображенский собор – сердце обители. Описать внутреннюю красоту и убранство храма я не в силах. А вот Дух Храма, его намоленность и духовная теплота осознаются и воспринимаются при первом же посещении. Душа Храма – мощи святого преподобного Варлаама Хутынского. Впервые в своей жизни мне удалось поклониться и приложиться к Святым мощам не спеша, без суеты и очереди. С глубоким внутренним благоговением можно подойти, помолиться и по достоинству оценить значимость и святость его жизни, поступков и действий. Осознавая при этом свою мирскую суету и греховность, а также не очень решительную борьбу с ними. Вдруг подумалось, как хорошо сейчас здесь тем священникам и монахиням, которые могут находиться здесь постоянно. Вот в этом Святом Храме, на этом Святом месте живут люди, которые всегда этим дышат, это осознают, проповедуют и излучают. Их лица несут отпечаток любви, доброты и понимания. Они открыты и просты внешне, но одновременно глубоко одухотворены. Все это воскресило в памяти дорогие сердцу образы и далекие воспоминания моего детства. Мне, обязательно, захотелось всем этим поделиться со своими близкими людьми. Что я и сделал. Сегодня Хутынь , это деревня в Новгородском районе Новгородской области, расположенная южнее Хутынского монастыря. Входит в состав Волотовского сельского поселения. Хутынь расположена на правом берегу реки Волхов в 7 км от областного центра, на северной оконечности острова, который образуется между реками Волхов и Малый Волховец. Ближайший населённые пункты — деревни Зарелье и, на противоположном берегу — Стрелка. Есть прямое автобусное сообщение (пять раз в день) с Великим Новгородом — автобус № 121

Во время Великой Отечественной войны деревня была оккупирована фашистскими войсками. В марте 1943 года в боях за освобождение Хутыни участвовала 229-я стрелковая дивизия. В северной части деревни расположено братское захоронение погибших воинов. В Хутыни родился герой СССР , Назаров Алексей тимофеевич. При выполнении боевых задач тов. Назаров проявляет большое мужество: в ночь на 20 августа 1942 года немцы грузили десятки эшелонов войск и боевой техники, выгружая горючее и боеприпасы. Бесшумно, на большой высоте подошёл бомбардировщик Назарова, отлично осветив цель. Но экипаж попал под обстрел. Мастерским манёвром он вышел из огня, то одной, то другой плоскостью закрываясь от лучей вражеских прожекторов, успешно отбомбился, в результате чего был взорван эшелон с техникой и боеприпасами противника. В то время над целью было большое количество наших самолётов, которые воспользовались тем, что самолёт Назарова отвлёк на себя огонь противника, произвели звёздный налёт, успешно разбомбили цель.
**На Новгородской земле бомбежки были тяжелыми. В бою за деревню Хутынь погибло так много людей, что вся земля была усеяна трупами.**
Вот наш обелиск возле Хутынского монастыря под Новгородом. Вдоль дорожки, ведущей к обелиску, расположены плиты, на которых выбиты имена каждого из 1075 воинов 229 стрелковой дивизии, павших в боях за Родину возле д.Хутынь в марте — апреле 1943 года.
Из письма А.М.Куликовского — участника тех боёв:
«…В самых кровопролитных боях у стен Хутынского монастыря, каких мало помнит история Великой Отечественной войны, в марте 1943 года 229 cтрелковая ордена Суворова 111 степени Одерская дивизизия понесла тяжелые потери. В этих боях погибло несколько тысяч наших боевых друзей… Бои за Хутынь занимают огромное место в боевой истории нашей дивизии, а политая кровью наших боевых товарищей древняя Хутынская земля является для нас, ветеранов дивизии, самым священным местом…»
Монастырь Варлаама Хутынского — место очень красивое и святое, даже не верится, что прошло столько веков, а Варлаамо-Хутынский монастырь как стоял, так и стоит. Он был до нас, существует сейчас и будет после нас.

Тропарь преподобному Варлааму Хутынскому

Иже на земли леганием, пощением же и бдением тело Твое изнуряя, Преподобне! вся плотская мудрования умертвил еси, и исцелений Струя Независтная явился еси, верою притекающим к раце мощей Твоих, Варлааме Отче наш: моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Молитва преподобному Варлааму Хутынскому

О Преподобне и Богоносне Отче наш Варлааме! Услыши нас молящихся Тебе и буди нам помощник в скорбех наших, и избави нас от напастей, за множество прегрешений находящих на ны; умоли, Угодниче Христов! Всеблагаго Бога даровати нам оставление всех от юности нашея до настоящаго дне и часа, делом, словом, помышлением и всеми чувствы содеянных нами согрешений, исходатайствуй нам невозбранный вход в Небесное Царствие, да прославляем непрестанно Славимую от Ангел Всесвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа! и Твое милостивное предстательство в безконечныя Веки. Аминь! И Богу слава!

ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ

ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ — основатель и первый игумен Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня монастыря.

Основными источниками сведений о Варлааме Хутынском являются новгородские летописи и житие святого, сохранившееся в многочисленных списках, которые отражают более 10 редакций (наиболее ранний список — в Прологе, созданном не позднее 1323 года (РГАДА. Ф. 381. Д. 157), содержит краткую (Проложную, первую редакцию); текстологию жития смотрите: Дмитриев. Житийные повести Русского Севера). Житие содержит очень мало сведений о жизни преподобного, основное место в пространных редакциях занимает описание чудес, совершенных по молитвам к Варлааму Хутынскому. Мирское имя святого впервые упомянуто в Синодальном списке НПЛ (вторая половина XIII века), по-видимому, он принадлежал к новгородскому боярскому роду.

Летопись сообщает о том, что Варлаам Хутынский, будучи уже «цьрнець», «постави цьрковь вънизу на Хутине… въ имя святого Спаса Преображения», в 1192 году храм освятил святой Гавриил (в схиме Григорий), архиепископ Новгородский, и «нарече манастырь» (ПСРЛ. Т. 3. С. 40). Сохранился оригинал пергаменной вкладной грамоты Варлаама Хутынского, даровавшего Хутынскому монастырю свои родовые земли, рыбные ловли, охотничьи угодья, пожни, село Слудицу с челядью и скотом (НГОМЗ. Инв. № 25982/1543). Среди первых сопостников Варлаам Хутынский был отец Варлаама (Прокшинича) Прокша Малышевич, принявший постриг в Хутынском монастыре с именем Порфирий и скончавшийся там в 1207 году, житие упоминает также некоего Феодора.

Год кончины Варлаама Хутынского указан в поздних новгородско-софийских летописях и поздних редакциях жития. Одни летописи (некоторые списки Новгородской IV, Софийская I, Новгородская Карамзиновская), возможно под влиянием более ранних источников, пишут о преставлении святого в 1193 году, др.- в 1197 году (некоторые списки Новгородской IV) или 1243 году (Новгородская II, Новгородская III, а также некоторые списки жития). Последняя дата ошибочна, поскольку относится к другому иноку Хутынского монастыря — Варлааму (Вячеславу Прокшиничу), которого поздние новгородские источники часто путают с основателем монастыря. А.А. Зализняк и В.Л. Янин, основываясь на сообщении жития о том, что чин отпевания Варлаам Хутынский совершил святого Антоний (Добрыня Ядрейкович), относят преставление Варлаам Хутынский ко времени после 1208/1209 года, когда, по свидетельству летописей, Добрыня Ядрейкович принял постриг в Хутынском монастыре. Эта точка зрения представляется недостаточно обоснованной, поскольку данные жития Варлаам Хутынский ненадежны. День кончины преподобного, 6 ноября (без указания года), приведен в житии первой (Проложной) редакции (по классификации Дмитриева).

Местное почитание Варлаам Хутынский отмечается уже в XIII веке (по-видимому, тогда была создана первая редакция жития), в началу XV века возникла вторая редакция, дополненная рассказом о чудесах, совершавшихся при гробнице святого. В 1410 году по молитвам к Варлаам Хутынский исцелился князь Константин Дмитриевич, младший брат великого князя Василия I. В первом десятилетии XV века на печати игумена Хутынского монастыря появилось поясное изображение Варлаама Хутынского. В 1410 году в расположенном поблизости от Хутынской обители Лисицком во имя Рождества Богородицы мужском монастыре была построена надвратная церковь во имя Варлаам Хутынский, в 1445 году каменный храм с таким же посвящением появился в Хутынском монастыре. В 1440 году при Новгородском архиепископстве святого Евфимии II были освидетельствованы мощи Варлаам Хутынский, оставленные под спудом. По инициативе святого Евфимия Пахомий Логофет (Серб) составил новую переработку жития Варлаам Хутынский, дополнил его литературным вступлением и рассказом о 4 чудесных исцелениях, совершившихся по молитвам к святому. Пахомий написал также Похвальное слово и канон Варлаам Хутынский Пахомиевская редакция жития вместе с первой (Проложной) редакцией вошла в состав Великих Миней-Четий митрополита святого Макария. В Четьях-Минеях митрополита святого Димитрия (Туптало) использована Проложная редакция, дополненная описанием чудес из текста Пахомия.

После того как в 1460 году у гроба Варлаама Хутынского был воскрешен из мертвых постельничий великого князя Василия II Васильевича — Григорий Тумгень, почитание Варлаам Хутынский вышло за пределы Новгорода, о чем свидетельствует устройство в 1461 году в московской церкви Иоанна Предтечи престола во имя преподобного. В 1471 году великий князь Иоанн III Васильевич ходил походом на Новгород и побывал в Хутынском монастыре. Согласно Распространенной редакции жития Варлаам Хутынский (1526 год), когда Иоанн III приказал игумену Нафанаилу сдвинуть плиту с гробницы преподобного, из-под земли «изошел огонь», «от дыму стены церковныя попалишася» и князь выбежал из собора, бросив свой посох (в XIX веке его показывали в монастыре).

Благоговейным почитателем памяти Варлаама Хутынского был великий князь Василий III Иоаннович, принявший перед смертью схиму с именем Варлаам. По повелению великого князя в 1515 году на месте разобранного Спасо-Преображенского храма (XII век) в Хутынском монастыре был построен новый собор. Летописи сообщают о чуде, совершившемся в правление Василия III по молитвам Варлаам Хутынский и преподобного Сергия Радонежского. Во время нападения в 1521 году крымского хана Магмет-Гирея на Москву инокине кремлевского Вознесенского монастыря было видение: Московские святители хотели изнести из Кремля Владимирскую икону Богоматери, но были умолены преподобными Сергием Радонежским и Варлаам Хутынский, и святыня была возвращена, Москва избавилась от разорения (ПСРЛ. СПб., 1913 год Т. 21. Ч. 2. С. 600-602). Житие Варлаам Хутынский рассказывает о его явлении Василию III, святой попросил великого князя прислать в несколько новгородских монастырей достойных настоятелей, что и было исполнено. В 1533 году перед ракой преподобного сама собой зажглась свеча, воск от нее был послан великому князю.

Во второй четверти XVI века были созданы две новые редакции жития Варлаам Хутынский: Распространенная (1526 год), которая представляет собой свод сообщений о преподобном, собранных из прежних редакций жития, летописей, преданий, записей о чудесах и рассказов иноков Хутынского мон-ря, а также Особая (между 1526 и 1553 годами), с изложением дополнительных сведений, новых имен и фактов, в том числе малодостоверных (признание преподобного Антония Дымского преемником Варлаам Хутынский, преставление святого отнесено к 1243 году и др.). Известны и более поздние переработки жития, в частности созданная в начале XVIII века. Иоанникием и Софронием Лихудами (один из списков данной редакции, не включенный в реестр Дмитриева, хранится в ОПИ НГОМЗ (КП № 30056-212. Кр. 247)). В 1645 году братия Хутынского монастыря поставила деревянную часовню в Неревском конце Новгорода на улице Досланы при пересечении ее с Яковлевой, на месте, где, по преданию, стояла усадьба родителей Варлаама Хутынского 6 ноября, в день памяти святого, по свидетельству чиновника Софийского собора XVII века, в Хутынском монастыре совершалась архиерейская служба, богомольцам раздавали хлеб и медные монеты.

К Варлааму Хутынскому с усиленной молитвой обращались во время природных катаклизмов, так как считается, что преподобный имеет особую власть над природными явлениями. Подтверждением этому служит рассказ жития о предсказании святым выпадения снега на праздник апостолов Петра и Павла (12 июля); до начала 20-х годов XX века в память об этом чуде в первую пятницу Петрова поста в Хутынский монастырь устраивался крестный ход. В 1505 году Варлаам Хутынский явился хутынскому пономарю Тарасию и предупредил о том, что Новгороду угрожает опасность из-за разлива озера Ильмень. Преподобный умолил Богородицу избавить город от наводнения, для наказания горожан за грехи на них была послана «казнь… с милостию» — мор, когда погибли грешники, а праведники были спасены ангелами. Преподобный предсказал также Тарасию пожар в городе через 3 года после мора. (Видение пономаря Тарасия описано в Распространенной редакции жития Варлаам Хутынский, в Особой редакции пономарь назван Прохором; эпидемия и пожар в Новгороде отмечены в летописях под 1505-1508 годами).

Мощи святого по-прежнему почивают под спудом в Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря. Первая рака над гробом преподобного была, по-видимому, деревянной (в 1540 году, как сообщает летопись, «чудотворцев гроб огоре»). Гробница пострадала при захвате монастыря шведами: с нее сняли 139 гривенок серебра и жемчуг. В 1639 году устроили серебряную раку, украшенную басменным тиснением, в 1851 году ее заменили новой серебряной ракой, которая была изъята из монастыря в 1922 году и отправлена на переплавку. До 20-х годах ХХ века в монастырской ризнице хранились принадлежавшие, по преданию, Варлаам Хутынский риза, стихарь, поручи (ныне в НГОМЗ. Инв. № 1624), крест, епитрахиль.

К 2003 году в Хутынском монастыре восстановлен трапезный храм во имя Варлаам Хутынский, в Преображенском соборе устроена новая серебряная рака над мощами преподобного. На горке, где, по преданию, стояла келья святого, построена деревянная часовня, над колодцем, изрытым Варлаам Хутынский, поставлена сень. 6 (19) ноября и во вторую пятницу Петрова поста вокруг монастыря совершаются крестные ходы.

Святые Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева Пятница и Анастасия с Богоматерью «Знамение». Икона. 2-я пол. XV в. (ГРМ)
Святые Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева Пятница и Анастасия с Богоматерью «Знамение». Икона. 2-я пол. XV в. (ГРМ)

В. Х. представлена многочисленными миниатюрами, памятниками иконописи, монументальной живописью, шитьем, прикладным искусством, графическими прорисями, гравюрами, отразившими общерус. характер почитания святого. Большая часть изображений сохранилась в произведениях новгородского и московского искусства. В иконографической традиции В. Х. можно выделить неск. основных вариантов. К самому раннему типу изображения относится одноличный фронтальный образ В. Х., восходящий к не дошедшему до наст. времени надгробному портрету святого. Поясной вариант этого извода воспроизводился на игуменских печатях Хутынского мон-ря начиная с 1-го десятилетия XV в. (впервые — на печати игум. Варлаама). Преподобный представлен в куколе, в руке свернутый свиток (?) (ГИМ, ГЭ). Очевидно, иконы с изображением святого писались в Новгороде еще до освидетельствования архиеп. Евфимием мощей В. Х. (1440), поскольку вышеупомянутый игум. Варлаам, став архимандритом Юрьева мон-ря, уже в 1410 г. построил в Лисицком мон-ре надвратную ц. во имя В. Х., где рядом с царскими вратами должны были поместить его образ. Поскольку в это же время (между 1408- 1422 и 1438) возникает 2-я редакция жития святого, обычно сопровождавшаяся написанием иконы и возложением покрова на гробницу, следует предполагать более древнее сложение иконографии В. Х. К самому древнему иконографическому типу В. Х. относятся его изображения на шитых покровах, известные нам по памятникам XVI в. В московской мастерской царицы Ирины Годуновой был шит покров, вложенный в Хутынский мон-рь в 1579 г., на к-ром В. Х. представлен в схиме, на голове куколь с Голгофским крестом, в руках свернутый свиток (НГОМЗ; более ранние покровы из Хутынского мон-ря известны по описанию (Макарий (Миролюбов), архиеп. Археол. описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Т. 2. С. 305- 308). К той же традиции относятся большие храмовые иконы преподобного, их иконография отличается лишь деталями: надетым или спущенным на плечи куколем, закрытым или раскрытым свитком, содержанием написанного на нем текста. О такой иконе XVI в. в трапезной палате ц. Варлаама Хутынского Спасо-Преображенского Хутынского мон-ря упоминает архиеп. Макарий: «В левой руке преподобного свиток с надписью: «Братие, о нем же изыдосте, о том и подвизайтеся и о своем спасении не нерадите; и Господь наш Иисус Христос да сохранит вы в любви Его; аз же аще и телесне отхожу от вас, но духом с вами неотступен буду, и о всем да разумно будет, аще убо обрел благодать пред Богом, монастырь и по смерти моей, якоже и при моем животе ничимже»» (Там же. С. 80. Примеч. 153). Сохранился резной образ преподобного, украшавший верхнюю крышку деревянного реликвария из Димитриевской ц. в Новгороде (сер. XVI в. (1560 ?), НГОМЗ), где В. Х. изображен без куколя, с раздвоенной бородой, благословляющим, с развернутым свитком в руках с текстом: «Блажен человек, иже помянет имя мое в день памяти моея». Такой же образ преподобного (наряду с его предстоянием Спасителю в деисусной композиции) встречается в средниках житийных икон.

Преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, свт. Харитон Исповедник. Икона из Софийского собора в Новгороде. Кон. XV — нач. XVI в. (НГОМЗ)
Преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, свт. Харитон Исповедник. Икона из Софийского собора в Новгороде. Кон. XV — нач. XVI в. (НГОМЗ)

Самым ранним сохранившимся является изображение В. Х. вместе со святыми, чьи дни памяти близки, на новгородской иконе 2-й пол. XV в. «Святые Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева Пятница и Анастасия с Богоматерью «Знамение» (ГРМ). Святой представлен фронтально, он в золотисто-охряном подряснике, светло-зеленой схиме с откинутым куколем и фиолетово-коричневой мантии, обеими руками придерживает свернутый свиток. На таблетке из комплекта святцев Софийского собора преподобный представлен в центре оборотной стороны (на лицевой — «Воздвижение Креста») между святыми Харитоном Исповедником, еп. Иконийским, и Сергием Радонежским. Он изображен в темно-вишневой мантии и желтом подряснике, куколе, благословляющим, со свитком в руке (НГОМЗ). В дальнейшем, особенно в XVI в., этот вариант изображения преподобного будет самым распространенным. Со 2-й пол. XV в. вплоть до кон. XVII в. на московских и новгородских иконах В. Х. нередко представлен с прп. Сергием Радонежским. Для новгородцев В. Х. олицетворял славу местной истории, духовное начало новгородской церкви и монастырской жизни, подобно тому, как в Москве те же идеи связывались с именем прп. Сергия Радонежского. Самое раннее изображение — фреска вост. стены домовой ц. во имя прп. Сергия Радонежского архиеп. Ионы в Новгородском детинце (между 1460 и 1463). К этому же времени относится шитое убранство белого клобука Василия, архиеп. Новгородского, украшенного после 1478 г. дробницами с 3 фигурами рус. святых: В. Х., Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского (Там же. С. 347). На новгородской иконе «Избранные святые» (1560, ГТГ) по левую сторону от Богоматери «Знамение» представлены поясные фигуры В. Х. (в схиме) и прп. Сергия Радонежского, оба со свитками. В XVI- XVII вв. существовал вариант пядничных икон с образами этих 2 преподобных («Святые Варлаам и Сергий Радонежский», кон. XVI в., ГРМ). Для многочисленных изображений В. Х. на полях икон разных изводов характерен тот же принцип: святой чаще всего представлен в паре или рядом с прп. Сергием Радонежским, напр. на московской иконе «Богоматерь Одигитрия со Св. Троицей и избранными святыми» (посл. четв. XV в., ГТГ). Образ В. Х. часто появляется на иконах со святыми на полях в составе др. преподобных: поясное фронтальное изображение В. Х. в медальоне представлено на нижнем поле шитого сударя «Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому» (посл. четв. XV в., ГМЗМК). К нач. XVI в. можно отметить сближение обликов В. Х. и прп. Сергия Радонежского, о чем свидетельствует, напр., изображение на упомянутом деревянном реликварии 1560 г.

Богоматерь Одигитрия со Св. Троицей и избранными святыми. Икона из Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Посл. четв. XV в. Мастер Дионисий (ГТГ)
Богоматерь Одигитрия со Св. Троицей и избранными святыми. Икона из Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Посл. четв. XV в. Мастер Дионисий (ГТГ)

На протяжении XVI- XVII вв. фронтальное изображение преподобного часто представлено с новгородскими святыми, напр. на шитой пелене сер. XVI в. вместе с новгородскими святыми Иоанном и Никитой, Ионой Отенским, Евфимием Вяжицким, осененными духовным символом Новгорода — образом Богоматери «Знамение» (вышита в мастерской Строгановых и вложена Д. А. Строгановым в Хутынский мон-рь, ныне в НГОМЗ). Об особом отношении новгородцев к памяти святого говорит тот факт, что уже в 1645 г. на месте, где, по преданию, жили родители преподобного, была построена часовня в честь В. Х., украшенная его иконой, а в 1679 г. в ней был установлен каменный крест с изображениями «Распятия» и В. Х. (Макарий (Миролюбов), архим. Опись Новгородского Спасо-Хутынского монастыря 1642 г. // ЗОРСА. 1857. Т. 9. С. 406. Примеч. 1).

Особый иконографический тип предстоящего или молящегося В. Х. складывался с введением его изображения в деисусный чин. Такие иконы получили распространение прежде всего в новгородском искусстве (икона из иконостаса Успенской ц. Колмова монастыря близ Новгорода, ок. 1530, НГОМЗ), чаще всего святой изображается в паре с прп. Сергием Радонежским, напр. на деисусных иконах (ок. 1558) иконостаса ц. апостолов Петра и Павла в Кожевниках в Новгороде (НГОМЗ). Деисусные иконы XVI-XVII вв. с образом В. Х. известны в музеях Новгорода и Пскова (обе 1550, НГОМЗ, ПИАМ; не расчищены). В предстоянии В. Х. часто изображается среди рус. преподобных перед чудотворным образом Богоматери или перед иконами-праздниками: на пелене «Богоматерь «Неопалимая Купина», с избранными святыми» (кон. XV — нач. XVI в., ГРМ) — рядом с прп. Сергием Радонежским. Вместе с прп. Антонием Римлянином он изображен в молении иконе Богоматери «Знамение» на фреске центрального прясла юж. стены Спасо-Преображенского собора Хутынского мон-ря (Там же. С. 411). В паре с тем же святым В. Х. предстоит Господу Вседержителю на двустороннем образке, написанном мастером Г. Семёновым на частице камня — реликвии прп. Антония Римлянина (XVIII в., ГРМ). На ряде икон В. Х. предстоит в молении Христу (или Богоматери) вместе с прп. Прокопием Устюжским (XVI в., АМИИ; XVII в., ГТГ); на иконе из Каргополя со святыми Николаем Мирликийским и Алексием, человеком Божиим (XVI в., АМИИ).

«Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому» с избранными святыми. Сударь. Посл. четв. XV в. (ГММК)
«Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому» с избранными святыми. Сударь. Посл. четв. XV в. (ГММК)

Единоличный образ В. Х., предстоящего в молитве Спасителю, Св. Троице или Богоматери с Младенцем, в XVI- XVII вв. был самым распространенным: икона сер. XVI в. (Музей-квартира П. Д. Корина); 2 иконы 2-й пол. и кон. XVI в. (обе в ГТГ), псковский шитый покров XVI в. (ПИАМ), на иконах XVI-XVII вв. (ГРМ). На редком по иконографии образе XVII в. (частное собрание) святой предстоит образу Св. Троицы, очевидно, в память явления ему на месте буд. мон-ря 3 лучей. У его ног в лесных зарослях показаны постройки Хутынского мон-ря — каменный Спасо-Преображенский собор и шатровая ц. «под колоколы» во имя сщмч. Григория Армянского, просветителя Вел. Армении. Большая часть таких икон относится к типу благословляемого Спасителем в облачном сегменте, напр. икона «Варлаам Хутынский в молении перед Спасом», написана в 1701 г. К. Улановым — преподобный изображен на фоне пейзажа в схиме, в руках четки (ГРМ). Опись Хутынского мон-ря 1642 г. перечисляет множество таких икон (напр., «Образ Варлаама Чудотворца, стоящий, окладной, во облаце Спас», «Пядничный образ Варлаама в молении, во облаце Спас»). Средник упоминаемых в этой описи икон В. Х. был того же извода (Макарий (Миролюбов). Опись. Т. 9. С. 431- 434). В описи 1630 г. келейной казны Патриарха Филарета значатся 6 образов В. Х. (РИБ. М., 1876. Т. 3. Ст. 890), опись 1701 г. московского Успенского собора называет неск. икон святого, среди к-рых «Варлаам Хутынский стоящий, с правую у него страну во облацех образ Спасителев поясной» (там же. Ст. 654). Такие иконы во множестве писали в Хутынском мон-ре или по его заказу в др. местах для продажи богомольцам и поднесения знатным гостям, о чем свидетельствуют многочисленные прориси с образом В. Х. (Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. № 72, 73).

После чуда воскресения у раки В. Х. постельничего вел. кн. Василия II Григория Тумгеня в 1460 г. почитание святого распространилось в Москве, где тотчас же появились его изображения. Особого размаха оно достигло в период правления кн. Василия III, принявшего перед смертью в иноческом постриге имя Варлаам. Почитание В. Х. повлияло на сложение новой иконографии святого. Вероятно, в тот период в Москве на древней иконе «Спас на престоле» (кон. XIV — нач. XV в., ГММК), вывезенной из Новгорода и поставленной в местном ряду иконостаса Успенского собора Московского Кремля, была приписана коленопреклоненная фигура припадающего В. Х. в монашеском облачении (удалена при реставрации в 1934-1935). Возможно, ее копией являлась сходная по иконографии икона из ц. сщмч. Григория Армянского в Хутынском мон-ре (Макарий (Миролюбов). Опись. Т. 2. С. 48).

«Спас Смоленский» с припадающими преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским. Икона. Нач. XVIII в. Церковь во имя мч. Иоанна Воина в Москве
«Спас Смоленский» с припадающими преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским. Икона. Нач. XVIII в. Церковь во имя мч. Иоанна Воина в Москве

Особое развитие получила иконография В. Х., припадающего вместе с прп. Сергием Радонежским к ногам стоящего Спасителя — «Спас Смоленский». Первый образ такого извода, по преданию, был написан в благодарность за взятие Смоленска в 1514 г. и помещен над Фроловскими воротами Кремля (уничтожен в 1917). В основе иконографии этой фрески лежит видение слепой инокине кремлевского Вознесенского мон-ря, случившееся в 1521 г., когда к Москве подходили полчища Магмет-Гирея. Преподобные В. Х. и Сергий, увидев святителей, выносивших из Кремля святыни, припали к их ногам, вопрошая: «чесо ради исходити из града сего». Святители ответили, что уходят из Кремля по воле Божией, поскольку москвичи прогневили Бога и наказаны за это нашествием монголо-татар. Тронутые молитвой преподобных, чудотворцы вернулись обратно в Кремль, а Магмет-Гирей увел свои войска без боя. Самым ранним среди многочисленных повторений (см. также прориси: Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. Ил. 249-251) этой иконографии является средник иконы «Спас с притчами» из местного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля (сер. XVI в., ГММК). К нач. XVIII в. относится образ «Спас с припадающими прп. Варлаамом Хутынским и Сергием Радонежским» в московской ц. Иоанна Воина на Якиманке, находящийся в киоте справа перед иконостасом.

Житийных икон В. Х. известно немного, почти все относятся к XVI- XVII вв. Самой ранней является новгородская икона сер.- 3-й четв. XVI в. «Варлаам Хутынский, с 14 клеймами жития» из г. Боровичи (ГИМ), образ В. Х. в среднике подобен изображению на новгородской таблетке. Содержание клейм восходит ко 2-й редакции жития, включавшей сказание Родиона Кожуха о чуде 1460 г. с постельничим Григорием Тумгенем; часть сюжетов связана с детством, аскетическими подвигами святого, устроением им мон-ря. Одним из самых значительных памятников иконографии святого является московская икона «Св. Варлаам Хутынский, с 20 клеймами жития» 60-х гг. XVI в. (ГРМ). Средник повторяет традиц. образ преподобного в молении, предстоящего благословляющему Господу Вседержителю в небесном сегменте. Лит. источником житийного цикла был текст Пахомия Логофета. Самыми редкими являются 3 клейма нижнего поля, подробно иллюстрирующие чудо с Григорием Тумгенем. Ярославская икона 2-й пол. XVI в. «Варлаам Хутынский в житии с 36 клеймами» (ЯХМ) иллюстрирует текст 2-й редакции житийной повести с добавлением эпизодов о крестном ходе в Петров пост, В. Х. в среднике изображен благословляющим, в схиме, с развернутым свитком в отведенной в сторону руке. Ко 2-й пол. XVI в. (?) относится икона с 24 клеймами, иллюстрирующими распространенную редакцию жития, окружающими В. Х., предстоящего образу Богоматери «Одигитрия» в облачном сегменте (из ГТГ передана в музей г. Тбилиси). Житийная икона В. Х. с 12 клеймами, кон. XVII или нач. XVIII в., из рижской Гребенщиковской старообрядческой общины в основе своей имеет один из кратких вариантов Распространенной редакции жития; святой в среднике представлен в редком иконографическом варианте — по пояс, со свитком и образом храма в руках. К 1-й пол. XVII в. можно отнести икону «Варлаам Хутынский в деяниях» с 38 клеймами, к-рая в нач. ХХ в. находилась в Спасо-Преображенском соборе Хутынского мон-ря (Никольский А. Житие прп. Варлаама Хутынского Лихудиевской редакции // ВАИ. 1911. Вып. 21. С. 32- 34. Возможно, в наст. время находится в НГОМЗ. Инв. 7623. 182´ 142 см; под записью). Судя по перечисленным клеймам, автор иконы пользовался одним из наиболее подробных списков распространенной редакции. К разным вариантам этой и Особой редакций относятся еще неск. памятников: икона из ц. Илии Пророка в Ярославле с 18 клеймами жития и образом предстоящего Спасителю В. Х. (1-я пол. XVII в., ЯМЗ). В ее последних 3 клеймах помещено видение хутынского пономаря, ставшее в XVI в. темой отдельных икон «Видение пономаря Прохора». Нач.- 1-й пол. XVIII в. можно датировать икону «Варлаам Хутынский в житии, с 18 клеймами» из Крестовоздвиженской ц. г. Петрозаводска (Музей изобразительных искусств Карелии). В среднике В. Х. обращен к изображенному в левом облачном сегменте благословляющему Спасу. Подробные житийные циклы известны по многочисленным миниатюрам XVI- XVII вв. (новгородские рукописи с иллюстрированным житием В. Х.: Сб. XVII в.- ИРЛИ. Собр. Ф. А. Каликина № 35; БАН. 30.7.30; РНБ. Соф. № 1430, XVII в.- на Л. 103 миниатюра «Видение пономаря Тарасия»; Лицевое житие XVII в.- ПИАМ. Инв. 291/49. Л. 97).

Прп. Варлаам Хутынский в житии с 36 клеймами. Икона. Кон. XVI в. (ЯХМ)
Прп. Варлаам Хутынский в житии с 36 клеймами. Икона. Кон. XVI в. (ЯХМ)

Иконы и миниатюры на сюжет «Видение пономаря Тарасия» появляются в XVI в. как отражение событий мора и пожара 1505- 1508 гг. (предание отмечает, что это наказание явилось вместо потопа, предотвращенного молитвой вставшего из гроба В. Х.), причина создания больших иконных композиций о видении Тарасия остается неясной. О самой ранней из них, появившейся на месте чуда — в Спасском соборе Хутынского мон-ря,- упоминают древние переписные книги и описи обители (Макарий (Миролюбов). Опись. Т. 9. С. 435). Близкой по времени является происходящая оттуда икона кон. XVI — нач. XVII в. (НГОМЗ). К наиболее ранним повторениям относятся также храмовый образ XVI в. Варлаамиевского придела Покровского собора на Красной пл. и небольшая икона нач. XVII в. из собрания ГРМ. Все они (включая поздние, нач. XVIII в., ГТГ) повторяют одну композиционную схему и восходят, по-видимому, к древнему образцу. Вариант видения хутынского пономаря Прохора известен в монументальной живописи по росписи в ц. Илии Пророка в Ярославле (1680), где в диаконнике был устроен придел В. Х., украшенный житийным циклом святого, и зимнего Покровского придела той же церкви, расписанного в 1697 г.

На протяжении XV- XVIII вв. иконография В. Х. варьировалась: его писали то в куколе, то с непокрытой головой, то в игуменской шапочке, с бородой разной формы и длины. В иконописных подлинниках он также описывается по-разному: «Брада руса с проседью, менши Василья Кесарийскаго, на конци уже состряся» (РНБ. Перетц. № 524. Л. 82); «рус исчерна, брада до персей, узка, на главе схима, из под нея кудерцы знать, ризы преподобническия» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 186). Изображения В. Х. в игуменской шапочке встречаются редко (напр., на верхнем поле иконы «Воскресение-Сошествие во ад» из Пскова, XV в., ПИАМ).

Многочисленные образы В. Х. размещаются наряду с др. рус. чудотворцами в чине преподобных в таких сюжетах, как «Воздвижение Креста», «О Тебе радуется», «Покров Богоматери», «Богоматерь Боголюбская с припадающими» и др.

Лит.: Снегирев И. М. Кремлевские Спасские ворота в Москве // ДЧ. 1862. Ч. 2. С. 199-203; Гусев П. Л. Новгород XVI в. по изображению на хутынской иконе «Видение пономаря Тарасия». СПб., 1900;Каталог церк. отдела выставки, устроенной к XV археол. съезду в Новгороде. Новгород, 1911. Кат.1; Анисимов А. И. Икона Варлаама Хутынского в Новгородском Епархиальном Древлехранилище // Тр. Новгородского церк.-археол. об-ва. Новгород, 1914. Т. 1. С. 146- 167; Зимин А. А. Повести XVI в. в сб. Рогожского собр. // Зап. ОР ГБЛ. М., 1958. Вып. 20. С. 189-198 (Повесть «Знамение ужасно и преславно како спасен бысть град Москва…»); Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. 366 (ил. 7 зеркально), 374, 456, 498, 587, 625, 640, 721, 899; Малышев В. И. Древнерус. рукописи Пушкинского Дома. М.; Л., 1965. С. 37; Лихачева Л. Д. Миниатюристы — читатели новгородских лит. произведений // ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 335- 341; Порфиридов Н. Г. Два сюжета древнерус. живописи в их отношении к лит. основе // Там же. С. 112-118; Антонова В. И. Древнерус. искусство в собр. П. Корина. М., . С. 54- 55, 127; Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X- XV вв. М., 1970. Т. 2. С. 139- 141, № 770; Ромашкевич Т. А. Роспись церкви Сергия Радонежского в Новгородском Детинце // ПКНО, 1977. М., 1977. С. 227; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Др. Новгорода. XV в. М., 1982. С. 181- 185, 271- 272, 317; Новгородская икона XII- XVII вв. Л., 1983, № 239, 240; 1000 Jahre Orthodoxe Kirche in der Rus`: 988- 1988: Russische Heiligen. in Ikonen, 20 Nov. 1988 — 15 Jan. 1989. Recklinghausen, 1988. S. 39; Синицына Л. П. К иконографии Варлаама Хутынского // Скульптура. Прикладное искусство: Реставрация и исслед.: Сб. науч. тр. ВХНРЦ. М., 1993. С. 149- 157; Рус. деревянная скульптура / Сост. Н. Н. Померанцев, авт. вступ. ст. С. И. Масленицын. М., 1994. С. 23- 24, 224; Шалина И. А. Икона «Варлаам Хутынский в житии» XVI в. и ее лит. основа // ДРИ. СПб., 1994. Новые атрибуции. С. 25- 39; она же. Икона Варлаама Хутынского в житии XVI в. в собр. Русского музея // Рус. ист. деятели в иконе: Тез. докл. науч. конф., дек. 1989 г. М., 1995. С. 27- 30; она же. Икона «Видение пономаря Тарасия» // София. Новгород, 1996. № 4 (20). С. 15; Попова Л. С. Житийная икона Варлаама Хутынского из собрания Ярославского музея-заповедника // Рус. ист. деятели в иконе. С. 30- 32; Русские монастыри: искусство и традиции. Б. м., 1997. С. 138, 139, 145; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. Ил. 55, 72, 73, 198, 225; Северные письма: Собр. АМИИ: Кат. / Сост. О. Н. Вешнякова, Т. М. Кольцова. Архангельск, 1999. Кат. 35, 36; Гордиенко Э. А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001. С. 206, 388- 399; Художественное наследие Дионисия: Иконы, кн. миниатюры, шитье, мелкая пластика, первопечатные книги кон. XV- сер. XVI в. М., 2002. С. 155-157; Дионисий — «живописец пресловущий»: К 500-летию росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. М., 2002. Кат. 41, 57; Игнашина Е. В. Древнерус. шитье в собр. Новгородского музея. Великий Новгород, 2002. С. 9-11; Ярославский художественный музей: Кат. собр. икон. Ярославль, 2002. Т. 1. Кат. 52; Новикова В. К. Прп. Варлаам Хутынский, новгородский святой. СПб., 2003. С. 158- 162.

И. А. Шалина