Святой источник хвалынск


Родник «Святой» расположен в Хвалынском национальном парке, в лесу, на горе, на территории туристического комплекса «Солнечная поляна», в 1.8 км западнее города Хвалынск Саратовской области. Раньше, в начале прошлого века, родник назывался «Живоносный Источник». Святой источник хорошо обустроен, построена каменная часовня освященная во имя преподобного Сергия Радонежского, деревянные павильон над родником и закрытая купальня с купелью, беседка, территория огорожена. Чтобы набрать родниковой воды необходимо включить выключатель электронасоса. Вода вытекает из трубы, чистая, прозрачная, сухой остаток (содержание солей ppm) 185 мг/л, водородный показатель (pH) 7,0, температура t 10°C.

Из истории. В 1903 году в трех верстах от Хвалынска, у лесного родника, был устроен скит Свято-Троицкого мужского монастыря. В 1904 году в скиту была выстроена каменная, с деревянной колокольней и барабаном однопрестольная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Настоятелем скита был иеросхимонах Дорофей, почитавшийся хвалынчанами как старец. Одежда его – черная ряса, часть изуродованного лица скрыта черной повязкой с изображением черепа и костей. Изо всех окрестных деревень приезжали к батюшке Дорофею за наставлением и советом. Водой из этого родника исцелял он многие болезни. Этого праведного человека давно уже нет, но воспоминания и легенды о нем живут до сих пор.

Во времена Советской власти, в 1928 году, после разгона Свято-Троицкого монастыря, властями был уничтожен и лесной скит. Многие монахи были арестованы, некоторые расстреляны, а здания частично разрушены. Территория бывшего скита вошла в состав Национального парка «Хвалынский».
В наши дни: Скитский храм полностью разрушен, уцелели лишь остатки фундамента. Однако родник, около которого стоял скит, называемый в народе «Живоносный Источник», сохранился. И хотя от церкви остались малоприметные развалины, люди приезжают к Святому источнику, над которым в свое время проводил службы настоятель монастыря старец Дорофей.

В феврале 2004 года произошло чудесное обретение иконы-образа преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, которая ранее находилась в иконостасе монастыря. Сокрытая икона была найдена местными жителями в лесу недалеко от часовни. Образ, более полувека пробывший на открытом воздухе, сохранился на удивление хорошо. После завершения строительства и освящения часовни «Живоносного источника», икона вернулась к верующим.

***
Описание из книги «Родники Саратовской области». В.С. Белов, А.А. Орлов, А.Н. Данилов, Ю.Н. Зозырев, Д.А. Мехов, Т.А. Осипова, С.В. Сергеева, В.Ф. Спирин, Т.М. Хохлова. «Сателлит», Саратов. 2008 г.: Памятник природы родник «Святой» — наиболее популярный среди жителей Хвалынска и гостей источник прекрасной по вкусу ключевой воды. В ХIХ-ХХ веках в этом месте находился старообрядческий скит, а внутри часовни бил целебный источник, к которому шли паломники со всей России. Считается, что родник «Святой» обладает чудодейственной силой, которая помогает излечить многие болезни.

Родник «Святой» находится в 6 км к западу от Хвалынска. Источник нисходящего типа, с дебитом 2-3 м3/час. Дебит родника меняется в зависимости от сезона. Наибольший расход воды отмечается в весенне-летний период. Родник обустроен. На его территории имеются часовня и купальня.


Количество посетителей родника может достигать до 250 человек в сутки. Вода соответствует гигиеническим требованиям и отличается высокими вкусовыми качествами.

***
В Хвалынском национальном парке находится сакраментальный памятник — родник Святой. Испокон веков шли сюда паломники за очищением не только физическим, но и духовным. Да и в наше время тропа к святому источнику не зарастает. Рядом с родником часовня, а чуть ниже купальня.
Национальный парк Хвалынский создан постановлением Российского правительства 19 августа 1994 года. Площадь его составляет 25514 га. Вся площадь делится на три зоны: Заповедная зона -1500 га. Рекреационная зона — 3500 га. Зона хозяйственного значения — 20514 га.
Национальный парк создавался благодаря и на основе труда российских ученых на протяжении почти двух столетий. Край привлекал ученых своей уникальностью. Здесь уникально все: от красоты ландшафтов до фиолетовых пчел.
Самая низкая точка всей русской равнины в Мезозое, стала самой высокой точкой этой равнины во время формирования гор Приволжской возвышенности 379 м над уровнем моря — это высота горы Беленькой. Горы действительно белые, потому что состоят из чистейшего мела, который как никогда не тающий снег сверкает круглый год между зеленью сосен с оранжевыми ветвями, меловых, реликтовых. Реликтовые водяные крысы-выхухоли — ровесницы мамонтов, плавают по дну многочисленных чистых родниковых прудов, благоприятных для отдыха. Рядом красавица Волга. Кроме реликтовых растений и животных, на территории парка встречаются эндемики кальцефилы или меловики. Многие из растений съедобны, это не только ягоды, но и листья, корни. Например — заячья капуста, тонизирующее, питательное растение. Много съедобных грибов, особенно осенью, когда кристально чистый воздух звенит, а особенно чуткие люди могут услышать не просто звон, а музыку сфер.
Вода во многочисленных родниках не просто чистая, а обладает целительными свойствами, особенно в Роднике Святом, который выбивал внутри часовни мужского старообрядческого скита.
Рядом город Хвалынск, основанный монахами Чудова московского монастыря. В горах остатки старообрядческих монастырей, а рядом, в меловой горе — пещера монаха-отшельника.
Край обладает мощным материальным и духовным потенциалом, он призывает человеческое сознание придти на него и познать многие вечные истины.
В национальном парке существуют автобусные и пешеходные маршруты с экологическими тропами:
«Заповедный край»
Экотропа проходит по горе Богданихе — местообитанию редчайших растений и животных. Экскурсия включает в себя сведения по истории изучения края и создания национального парка. Здесь воочию можно увидеть растения и животных, занесенных в красную книгу.
«Пещера Монаха»
Экотропа проходит по ущелью Черемшан-месту, где были старообрядческие монастыри, до самой пещеры на вершине высокой меловой горы. Экскурсия включает в себя рассказ о духовности края, истории, традициях и культуре. Пещера Монаха-место уединения отшельника заставит задуматься о смысле жизни и вечных истинах.

«Путешествие по дну древнего моря»
Экотропа проходит по хребту «Таши», где встречаются обнажения мела, песка, глины и д.р. осадочных пород, образовавшихся на дне древнего моря. Экскурсия включает в себя сведения об истории формирования территории нашего края и причине уникальности флоры и фауны края. Здесь можно прикоснуться к отпечаткам древних живых существ,живших сотни миллионов лет тому назад.
«Родник Святой»
Экокотропа проходит у подножия гор «412 братцев» от места бывшего старообрядческого скита, внутри часовни которого и выбивал родник Святой до дачи купца Хренова, мецената этого скита. Экскурсия содержит в себе сведения об истории хвалынского старообрядчества и об особенностях гидрологии хвалынских родников. Здесь можно омыть свое тело и испить святой целительной влаги.
Гора «Беленькая»
Экотропа проходит по каланчевскому хребту и горе Беленькой -самой высокой точке Приволжской возвышенности 379 м над уровнем моря, и дальше до археологических раскопок городищ, месте поселений древних угрофинов. Экскурсия включает в себя сведения по формированию ландшафтов края и заселению края. Здесь можно увидеть край глазами людей, живших тысячу лет до нашей эры.
Послушай тишину лесов,
Дыши, смотри и внемли.
Не разводи, мой друг костров,
Огнем не порти Землю.
Не оставляй ничьих имен
До незапамятных времен.
Березку нежно обними,
А мусор с травки подними.
Сосны здесь необычайные и они являются памятниками природы. Сосна меловая является и реликтом и эндемиком одновременно. От сосны обыкновенной она отличается пинеобразной кроной, более мелкими шишками и разновеликой хвоей.
Кроме реликтовых, растений прежних геологических эпох, встречаются эндемики-кальцефилы, растения, растущие только на меловой почве, такие как: копеечник крупноцветковый, левкой душистый, астрагал Цингера, катран Литвинова, купавка Корнух-Троцкого и др. Вообще на территории парка встречается более 1000 видов растений. Из них два растения занесены в красную книгу, 21 в красную книгу России, и из 184 занесенных в красную книгу Саратовской области 139 встречаются на территории парка.
Под сенью деревьев удивляют своей красотой северные орхидеи, две из которых: венерин бащмачок и пальцеголовник красный — занесены в международную красную книгу.
Лапчатка волжская вообще кроме этих краев, нигде на земном шаре, больше не встречаются. Именно поэтому она введена в эмблему национального парка «Хвалынский». Воздух наполнен фитонцидами и запахом лекарственных трав, а также зеленью сосен.
На территории парка несколько родников — «Благодатный» на территории научной базы Саратовского государственного университета, от которого по лесной тропинке, через смешанный лес к закрытому роднику «Радищевский», и далее к роднику «Святой».

Дорогие братья и сестры!

В этот непростой для всех период мы особо уповаем на милость Божию и стараемся усердно молиться, но многие не могут сейчас посещать храмы и участвовать в литургической жизни! В особой степени тяжело приходится пожилым людям и семьям с маленькими детьми, так как они, вполне обосновано, переживают за свое здоровье. Самое главное, что в храмах продолжается совершение молитвы, богослужений и Божественной Литургии! Не имея возможности посетить храм, Вы можете подать прошение о молитве (записку о здравии/упокоении, молебен, панихиду) через смс сообщение на номер +7-927-141-52-77 , либо на электронную почту hvalynsck.khram@yandex.ru , либо в комментариях на сайте благочиния http://khvalynsk.blagochin.ru , или в нашей группе в контакте Православный Хвалынск https://vk.com/pravhvalynsk. Можете также попросить поставить свечи за здравие к храмовым иконам, либо о упокоении на тетрапод (панихидный подсвечник). Желающие пожертвовать на требы могут воспользоваться онлайн сервисом на сайте. Молиться будем за всех! Храни Вас Господь!

ТРЕБЫ, СОВЕРШАЕМЫЕ В ХРАМЕ

Рекомендуемое
пожертвование

ЗАПИСКА НА ЛИТУРГИЮ (О ЗДРАВИИ/ О УПОКОЕНИИ)
10 имен (1 записка) 50 руб

МОЛЕБЕН
10 имен (1 записка) 30 руб

ПАНИХИДА
10 имен (1 записка) 30 руб

СОРОКОУСТ (О ЗДРАВИИ/ О УПОКОЕНИИ)
на 40 дней 1 имя 350 руб
на полгода 1 имя 600 руб
на один год 1 имя 1000 руб

Хвалынск. Церковь Воздвижения Креста Господня.

Престол в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Освящен в 1947 году архиерейским чином. Храм построен в 1906-1914 годах. Архитектор Юрий Николаевич Терликов.

В конце 1905 года, после провозглашения Указа Императора Николая II о веротерпимости, хвалынские старообрядцы, приемлющие белокриницкую иерархию, добились разрешения на строительство в Хвалынске старообрядческого храма. Хвалынская «белокриницкая» община оказалось первой в Саратовской губернии, получившей такое разрешение. Проект, выполненный саратовским архитектором Ю.Н. Терликовым, был утвержден 19 декабря 1905 года. В течение 1906-1914 годов велось строительство храмового здания и колокольни. 31 марта 1914 года храм был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Настоятелем был назначен иерей Иоанн Карпович Исаичев, впоследствии — последний Саратовский старообрядческий епископ Иоанникий (†1937), казненный в застенках НКВД.

Весной 1931 года Покровская церковь была закрыта, снесены купола и колокольня. В здании был размещен склад консервного комбината.

В годы Великой Отечественной войны в здании стали собираться на молитву хвалынские православные, но лишь в 1946 году здание было официально передано общине Русской Православной Церкви (Московского Патриархата). В 1947 году епископ Саратовский и Вольский Борис (Вик) совершил Чин освящения восстанавливаемого храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в память разобранной на кирпичи за несколько месяцев до того хвалынской Крестовоздвиженской церкви.

Согласно постановлению Саратовскорй областной Думы от 17 ноября 1994 года, храмовое здание признано вновь выявленным объектом историко-культурного наследия. В 2003 году при поддержке со стороны депутата Государственной Думы Российской Федерации Вячеслава Викторовича Володина храм получил финансирование из федерального бюджета по Федеральной адресной инвестиционной программе сохранения памятников культурного наследия. К храму приписана часовня на кладбище города Хвалынска.

Алексей Наумов. Глава из книги «Земли Хвалынской храмы»

Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческая Белокриницкой иерархии), переосвящённая Крестовоздвиженская православная церковь. После издания указа императора Николая II о веротерпимости 17 октября 1905 года, у хвалынского старообрядчества появилась возможность осуществить давнюю мечту — построить в городе храм. До этого службы проходили в молитвенном доме, построенном в 1870-х годах и официально разрешённом в 1881 году. Главными строителями молельни были: С.Ф. Кузьмин, Л.Г. Шакин и С.Ф. Лукичев.

Получилось так, что Хвалынск стал первым в губернии городом, который получил право на постройку старообрядческого храма. Это было связано с тем, что хвалынцы просили разрешить им перестроить старый молитвенный дом, пришедший в ветхость. Время подачи прошения совпало с объявлением указа о веротерпимости. Воспользовавшись ситуацией, хвалынские старообрядцы переделали план, который уже 19 декабря того же года был утвержден в строительном комитете саратовского губернского правления. Автором проекта был младший инженер строительного отделения Юрий Николаевич Терликов — архитектор Никольской церкви женского Крестовоздвиженского монастыря в Саратове и других построек губернского города. Место для нового храма было пожертвовано Е.Ф. Беспаловой на пересечении улиц Дворянской (Ленина) и Винновской (Достоевского), напротив городского сада, рядом с домом купцов Михайловых.

В 1906 году в Саратовском губернском правлении регистрируется «Хвалынская старообрядческая община Белокриницкой Митрополии» — это была первая официально зарегистрированная старообрядческая организация в городе. Председателем общинного собрания был избран потомственный почетный гражданин Хвалынска Николай Михайлович Михайлов — один из представителей известнейшего в Поволжье и на Урале старообрядческого рода. Церковь строилась на средства общины, в состав которой входили купцы II гильдии Егор Николаевич Буянов, Максим Степанович Кузьмин (родственник Михайлова), Василий Семенович Абакумов, а также представители других сословий — мещан и крестьян из соседних староверческих деревень. В том же году был организован большой хор любителей, для обучения которого был выписан учитель Лобанов с Рогожского кладбища — московского центра старообрядчества. Заведовал хором И.М. Слепцов.

В 1907 году в проект уже строящейся церкви вносятся незначительные поправки: приземистую звонницу было решено заменить высокой колокольней и возвести дополнительную главку над алтарем. Исправления были одобрены в строительном отделе.

В 1914 году возведение церкви было завершено, 31 марта был освящен алтарь. Священником храма стал настоятель общины Иоанн Карпович Исаичев, рукоположенный 22 февраля 1899 года старообрядческим епископом Саратовским и Астраханским Паисием. Дом священника находился рядом с церковью и выходил на Дворянскую улицу. И.К. Исаичев родился в селе Сосновая Маза в 1870 году. Обучался на дому церковному пению и чтению. Переехав в Хвалынск, он возглавил благочиние, состоящее из 12 сёл уезда. Сделал немало и для организации хора и для появления частной школы чтения и пения, действующей обычно во время каникул; преподавали в ней старухи-мастерицы. После постройки нового храма школа была переведена в старый молельный дом. Вторым священником был также уроженец села Сосновая Маза Григорий Неклюдов, рукоположенный епископом Паисием в 1893 году.

После революции Хвалынск покидает большая часть купечества, дворянства, интеллигенции. В 1918 году из города уезжает Н.М. Михайлов, ставший к тому времени городским головой. Но в списках верующих — прихожан Покровской церкви — за 1924 год значится имя его жены Лидии Павловны Михайловой. Можно только представить, каким мужеством должен был обладать человек, лишённый практически всего имущества и рисковавший в любое время угодить в тюрьму. Судьба этой женщины, как и всего рода Кузьминых-Михайловых, неизвестна. В годы советской власти их семейные склепы на старообрядческом кладбище были разграблены и уничтожены: сохранилась пара вросших в землю надгробных камней. Плодами же их праведных дел хвалынцы пользуются до сих пор.

С 17 октября 1922 года священником в церкви служил Иван Миронович Морозов. Весной 1931 года Покровская церковь была закрыта. Позже были снесены колокольня и купола. Здание церкви стало использоваться под склад консервного комбината. Во время войны в храме стали проходить тайные службы, и только в 1946 году здание было официально передано православной общине города и переосвящено в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Первым священником вновь открывшейся церкви стал Федор Яковлевич Волков, перебравшийся в Хвалынск в голодные годы из Петровска. В Крестовоздвиженской церкви он прослужил всего 4 года, но за это время завоевал уважение и авторитет у жителей города. В 1950 году он вернулся в Петровск, а потом был переведен в Сталинград, где и умер в 1969 году.

В 2003 году при участии депутата Государственной Думы РФ В.В. Володина Крестовоздвиженская церковь была внесена в федеральную программу, под которую был выделен 1 миллион рублей. Эти деньги пошли на полную реконструкцию кровли здания, завершившейся летом 2004 года.