Святой илларион

Мощи священномученика Илариона (Троицкого)

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский (1886–1929), жизнь свою положивший за Церковь Христову, – выдающийся иерарх, один из крупнейших церковных деятелей XX века, настоятель Сретенского монастыря в 1920-е годы и Небесный покровитель нашей обители.

С. Ивлева. Портрет священномученика Илариона (Троицкого)

28 декабря 1929 года архиепископ Иларион, только что отбывший срок на Соловках и приговоренный к новой ссылке в Казахстан, отошел ко Господу в тюремной больнице Ленинграда. Ему было всего 43 года. Похоронили измученного заключением, голодом и тяжелым тифом страдальца на кладбище петербургского Новодевичьего монастыря, недалеко от могил родственников архиепископа, а впоследствии Патриарха Алексия I. Могила владыки Илариона стала местом почитания для многих верующих: благоговейная память о святителе в Церкви не исчезала, несмотря на десятилетия церковных гонений.

Воскресенкий Новодевичий монастырь. Санкт-Петербург

Работа по сбору материалов о жизни, подвигах и трудах архиепископа Илариона (Троицкого) продолжалась несколько лет, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) составил его «Житие». С марта 1996 года работа по сбору материалов продолжилась в Сретенском монастыре.

9 мая 1999 года честные останки архиепископа Илариона были доставлены из Санкт-Петербурга в Москву на маленьком самолете ЯК-40. Святыню сопровождали настоятельница Петербургской Новодевичьей обители монахиня София (Силина), ныне игумения, с несколькими сестрами, а также наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), ныне митрополит Псковский и Порховский. Мощи владыки Илариона были обретены нетленными, и даже облачение сохранилось в сырой петербургской земле, не утратив чистоту мученических одежд.

Мощи владыки Илариона были обретены нетленными, и даже облачение сохранилось в сырой петербургской земле

На следующий день, 10 мая 1999 года, владыка Иларион был прославлен в лике местночтимых святых Московской епархии. На торжественной службе молились множество почитателей подвижника, в том числе большое количество монашествующих из обителей Москвы и Петербурга. Святейший Патриарх Алексий II зачитал решение Священного Синода о канонизации владыки Илариона (Троицкого) и возжег над ракой с мощами нового святого неугасимую лампаду.

Рака с мощами священномученика Илариона (Троицкого) в храме Сретения Владимирской иконы Божией Матери

Любовь Тимофеевна Чередова
(1898-1999)

Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) рассказывал следующую чудесную историю: «Многие из наших прихожан помнят Любовь Тимофеевну Чередову, последнюю духовную дочь священномученика Илариона (Троицкого). Ей было уже больше ста лет, но она с полной убежденностью говорила, что не умрет, пока не будет прославлен в лике святых владыка Иларион. Настал момент, когда был поднят вопрос о его канонизации. Любовь Тимофеевна была в это время уже тяжело больна. Она не вставала, и врачи поражались, что она еще жива. И вот, поехав в последний раз ее причащать, я принес ей радостную весть: решение о канонизации священномученика Илариона принято Синодом. После Причастия мы прочитали несколько молитв и в том числе “Ныне отпущаеши…” Через три дня она отошла ко Господу».

В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви владыка Иларион был причислен к сонму святых Новомучеников и Исповедников Российских для общецерковного почитания.

25 мая 2017 года мощи священномученика Илариона (Троицкого) были перенесены крестным ходом из нашего древнего собора в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери в новый храм монастыря, освященный в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Под звон колоколов ковчег с мощами установили на камнях, привезенных с Соловков, где священномученик Иларион находился в заключении с 1924 по 1929 год.

Под звон колоколов ковчег с мощами установили на камнях, привезенных с Соловков

Память священномученика Илариона (Троицкого) совершается в день его смерти 28 декабря (15 декабря ст.ст.), в день прославления – 10 мая (27 апреля ст.ст.), 24 июля (11 июля ст.ст.) в день обретения его мощей (1998), а также в день празднования Собора Новомучеников и Исповедников Российских – 7 февраля (25 января ст.ст.), если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает, то в ближайшее воскресение после 7 февраля.

С. Ивлева. Портрет священномученика Илариона (Троицкого)

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Иларион Великий почитается в христианстве и заслужил уважения за то, что был верен христианству и не поддался искушениями, посылаемых ему злыми силами, обращенная молитва к преподобному Иллариону Великому поможет справиться с искушениями и жизненными трудностями.

Информация о жизни праведника

В ІІІ веке в 291 году в поселке Тавафа родился мальчик, назвали его Иларион, в будущем он станет проповедником — Иларионом Великим. Отец и мать его в свое время получили хорошое образование и поклонялись языческим богам, чтобы сын тоже получил хорошее образования, они послали сына в Александрию, именно в этом городе молодой человек обратился в христианство. На территории Египта юноша услышал об Антонии Великом, праведнике, который помогал людям справиться с разными жизненными проблемами с помощью веры, и пошел к нему, чтобы набраться мудрости.

Рядом с Антонием Иларион провел несколько лет, но обрел для себя желаемого спокойствия, решил вести уединенный способ жизни. Мужчина получает благословение старца и отправляется в свой город. По прибытию домой праведник узнал, что родных у него не осталось, все ценное, что у него было, он отдал бедным и отправился в пустыню, расположенную вблизи города Маиума.

Мужчина постоянно ходил в одной и той же одежде, власянице и мантии, которые ему подарил Антоний. Питался он только смоквой — это инжир.

Житие преподобного Иллариона Великого было наполнено испытаниями и искушениями, но с помощью веры он смог справиться с ними. Мужчину постоянно искушал дьявол, чтобы сбить его с истинного пути и изгнать из пустыни, но молитвы и покаяния помогли выдержать все испытания.

Со Святым однажды произошел один интересный случай, на него напали разбойники и хотели ограбить его, но силой святого слова он смог уговорить их покинуть такой способ зарабатывания денег и покаяться в своих грехах.

Господь одарил святого даром изгонять бесов, благодаря этому умению он помог многим людям, которые были одержимыми.

Верующие знали, в чем помогает Илларион великий, и начали приходить к нему за помощью, старец исцелял людей бесплатно, утверждая, что за помощь Господа не нужно платы.

С помощью органов чувств, святой ощущал, чем именно одержим тот или иной человек, и избавлял его от страстей. Господь наградил старца даром

изгонять бесом и он использовал его на благо людей. Слава о Святом распространилась на всю Палестину, и именно с его благословения по всей стране начали строить монастыри для распространения христианства среди населения. Иларион обошел все построенные обители, и посвятил монахов в то, как правильно вести службы и читать молитвы.

На склоне лет святой, дабы избежать чрезмерного внимания людей, поселился в пустыне на о. Кипр, но и здесь он не нашел спокойствия, так как к нему постоянно прибивались одержимые люди и праведник исцелял их при помощи молитвы.

Прожив несколько лет в пустыне, старец переместился дальше в центр острова и выбрал в качестве жилья пещеру среди гор. Здесь он обитал около 5 лет, ежедневно борясь с искушениями с помощью святого слова. Возле жилища старика рос очень красивый сад, и он хотел, чтобы его похоронили именно в этом месте, мужчина дожил до восьмидесяти лет и был похоронен в триста семьдесят первом году.

Изображение на иконах

На иконах преподобного Илариона Великого иконописцы, как правило, изображают его в рясе, в одной его руке находится крест, в другой — книга, эти предметы выбраны не случайно, они являются символами веры.

О чем молятся Илариону Великому

Приходя к лику мудреца, люди в основном обращаются к нему с такими просьбами:

  • решение проблем с финансами;
  • исцеление тяжких недугов;
  • избавление от одержимости.

Не обязательно молиться перед иконой в храме, это можно делать и дома. Особенно полезно иметь дома образ святого тем мужчинам, которых крестили именем Иларион, таким образом, человек получит сильную защиту и оберег.

Где находятся мощи святого

Как и завещал старец, его похоронили на территории прекрасного сада. Растущего возле его пещеры, но ученик Исихий перенес мощи Иллариона Великого в другое место, чтобы люди не нарушали его покой. Останки нашли свое пристанище в обители на территории Палестины.

В IХ веке останки святого были перевезены на территорию Франции по приказу правителя Карла Великого. В первой половине ХVI столетия кисть старца была перевезена на территорию Венеции.

«Некоторые части мощей хранятся еще в нескольких храмах:

  • церковь святого Мины на Крите;
  • Киккский монастырь на Кипре;
  • монастырь святого Николая во Флориде».

День памяти преподобного Илариона Великого отмечают 3 ноября.

Молитва первая

О преславный угодниче Божий священномученниче Иларионе, отче наш, ты во дни маловременного жития земнаго посреде гонений и скорбей многих веру сохранив, духа не угасил еси и верныя научил еси, како подобает в дому Божии жити, яже есть церковь Бога жива, столп и утверждение истины. Сего ради к тебе припадающе молимся: помози нам твоими молитвами догматы и каноны церковныя твердо хранити, зрение согрешений своих духом смиренным стяжати, всякаго человека яко нетленный образ Христов по глаголу евангельскому возлюбити, ниединаго же презирающе или отревающе, но всем по силе служаще, и тако Господеви работающе, да сподобимся с тобою и со всеми новомученики российскими воспевати Святую Троицу во веки веков. Аминь.

Молитва иная, составлена в Соловецком монастыре

О великий угодниче Божий и преславный чудотворче, святителю Иларионе! От дальних и ближних градов и весей сошедшеся, во еже на месте подвигов твоих помолитися и многоцелебныя мощи твоя облобызати, из глубины сердца взываем к тебе: жезлом благости, якоже пастырь добрый, упаси заблуждшыя овцы стада Христова, во дворы Господни сия всели, огради нас от соблазна, ересей и расколов, научи во странствии суших горняя мудрствовати: разсеянный ум наш просвети и на путь истины направи, охладевшее сердце согрей любовию ко ближнему и ревностию ко исполнению велений Божиих, грехом и нерадением ослабленную волю нашу оживотвори благодатию Духа Всесвятаго: да твоему пастырскому гласу последующе, сохраним в чистоте и правде души наша, и тако, Богу помогающу, Небеснаго Царствия достигнем, идеже купно с тобою воспрославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Духа Святаго во веки веков. Аминь.

Иларион (Троицкий) – святитель Соловецкий

28 декабря Русская Православная Церковь чтит память священномученика Илариона (Троицкого). Выдающийся православный богослов, писатель, миссионер, он принял епископский сан в разгар гонений на веру — в 1920 году, вскоре и стал ближайшим помощником святого патриарха Тихона. Шесть лет заключения в Соловецком лагере, затем ссылка в Казахстан… Во время очередного следования по этапу он заболел тифом и скончался.

Архиепископ Соловецкий

Священномученик Иларион (Троицкий), заключенный Соловецкого лагеря. Фото: ortedu.ru

Погода на Соловках непредсказуема. Штиль за считанные минуты может смениться штормом. Все заключенные и охранники СЛОНа — Соловецкого лагеря особого назначения — об этом знали… Случаев гибели на воде здесь было множество.

Как-то раз буря унесла в открытое море лодку, в которой находился самый злобный лагерный охранник — некий Сухов. Заключенные и солдаты, собравшиеся на берегу, были убеждены: гибель лодки вместе с людьми неминуема. Писатель и журналист Борис Ширяев, бывший в 1920-х годах одним из соловецких з/к, описывает эту историю в своем документальном романе «Неугасимая лампада»:

Там, вдали, мелькала черная точка, то скрываясь, то вновь показываясь на мгновение. Там шла отчаянная борьба человека со злобной, хитрой стихией. Стихия побеждала.

— Да, в этакой каше и от берега не отойдешь, куда уж там вырваться, — проговорил чекист, вытирая платком стекла бинокля. — Пропал Сухов! Пиши полкового военкома в расход!

— Ну, это еще как Бог даст, — прозвучал негромкий, но полный глубокой внутренней силы голос.

Все невольно обернулись к невысокому плотному рыбаку с седоватой окладистой бородой.

— Кто со мною, во славу Божию, на спасение душ человеческих? — так же тихо и уверенно продолжал рыбак, обводя глазами толпу и зорко вглядываясь в глаза каждого. — Ты, отец Спиридон, ты, отец Тихон, да вот этих соловецких двое… Так и ладно будет. Волоките карбас на море!

— Не позволю! — вдруг взорвался чекист. — Без охраны и разрешения начальства в море не выпущу!

— Начальство — вон оно, в шуге, а от охраны мы не отказываемся. Садись в баркас, товарищ Конев!

Чекист как-то разом сжался, обмяк и молча отошел от берега.

— Готово?

— Баркас на воде, владыка!

— С Богом!

Общий вид Соловецкого монастыря после пожара 1923 года. Из фотоальбома, подаренного Управлением Соловецких лагерей особого назначения С. М. Кирову, первому секретарю Ленинградского обкома ВКП(б). Фото: opps.ru

Бородатый рыбак, отправившийся в пучину на спасение охранника Сухова, был никто иной, как священномученик Иларион (Троицкий). Cсыльный епископат в знак особого уважения избрал святителя Илариона своим архипастырем — главой Соловецкого православного духовенства. Во время молитвы верующие на Соловках поминали его «архиепископом Соловецким»… Как повествует Борис Ширяев, авторитет архиепископа Илариона на Соловках был столь высок, что воспротивиться намерению владыки никто не посмел:

Владыка Иларион стал у рулевого правила, и лодка, медленно пробиваясь сквозь заторы, отошла от берега.

Спустились сумерки. Их сменила студеная, ветреная соловецкая ночь, но никто не ушел с пристани. Забегали в тепло, грелись и снова возвращались. Нечто единое и великое спаяло этих людей. Всех без различия. Даже чекиста с биноклем. Шепотом говорили между собой, шепотом молились Богу. Верили и сомневались. Сомневались и верили.

— Никто, как Бог!

— Без Его воли шуга не отпустит.

Осторожно вслушивались в ночные шорохи моря, буравили глазами нависшую над ним тьму. Еще шептали. Еще молились.

Но лишь тогда, когда солнце разогнало стену прибрежного тумана, увидели возвращавшуюся лодку и в ней не четырех, а девять человек.

И тогда все, кто был на пристани — монахи, каторжники, охранники, — все без различия, крестясь, опустились на колени.

— Истинное чудо! Спас Господь!

— Спас Господь! — сказал и владыка Иларион, вытаскивая из карбаса окончательно обессилевшего Сухова.

Пасха в том году была поздняя, в мае, когда нежаркое северное солнце уже подолгу висело на сером, бледном небе. Весна наступила, и я, состоявший тогда по своей каторжной должности в распоряжении военкома Особого Соловецкого полка Сухова, однажды, когда тихо и сладостно распускались почки на худосочных соловецких березках, шел с ним мимо того Распятия, в которое Сухов когда-то выпустил два заряда. Капли весенних дождей и таявшего снега скоплялись в ранах-углублениях от картечи и стекали с них темными струйками. Грудь Распятого словно кровоточила. Вдруг, неожиданно для меня, Сухов сдернул буденновку, остановился и торопливо, размашисто перекрестился.

— Ты смотри… чтоб никому ни слова… А то в карцере сгною! День-то какой сегодня, знаешь? Суббота… Страстная…

Бухта благополучия, вид со стороны Соловецкого Кремля. Из фотоальбома, подаренного Управлением Соловецких лагерей особого назначения С. М. Кирову, первому секретарю Ленинградского обкома ВКП(б). Фото: opps.ru

На соловецкой «фабрике смерти» и в самом деле порой происходили удивительные вещи. Недаром эпиграфом к книге Бориса Ширяева о Соловках стали слова напутствия, которые художник Борис Нестеров сказал автору перед его отправкой в СЛОН: «Не бойтесь Соловков. Там Христос близко»… Сотни священников, тысячи осужденных за веру, прошедших через СЛОН — все эти люди, на фоне полуразрушенных монастырских стен, формировали особый, неповторимый «дух Соловков».

Одним из миссионеров Соловков стал святитель Иларион (Троицкий). Известно, что для многих заключенных и сотрудников СЛОНа, выросших в годы большевицкого безбожия, владыка Иларион стал тем человеком, который впервые рассказал им о Христе и Евангелии.

«Бесам какое торжество!»

Архиепископ Иларион (Троицкий) в Соловецком лагере среди заключенного духовенства (второй справа). Фото: pravnov.ru

Святитель Иларион провел на Соловках в общей сложности два трехлетних срока (1923–26 и 1926–29). «На повторный курс остался», — как шутил сам владыка. Уже в первые революционные годы этот выдающийся владыка был «бельмом на глазу» у большевиков, так как авторитет его в церковной иерархии возрастал прямо пропорционально гонениям.

Во время Поместного Собора 1917–18 годов тогда еще архимандрит Иларион был единственным не-епископом, которого в кулуарных разговорах называли в числе желательных кандидатов на патриаршество. Вскоре после избрания на патриарший престол святого Патриарха Тихона архимандрит Иларион был рукоположен во епископа и стал главным помощником и сподвижником Святейшего в деле спасения Церкви от богоборцев. Вплоть до своего ареста он был секретарем и главным консультантом Патриарха по богословским вопросам.

Архиепископ Иларион (Троицкий) среди духовенства в Соловецком лагере (седьмой слева). Фото: pravnov.ru

Молодой архиерей (на момент хиротонии ему было всего 34 года!) трудился без устали. Именно усилиями святителя Илариона в 1923 году были сорваны планы большевиков по поглощению Церкви обновленческим расколом. Под влиянием энергии этого молодого владыки обновленческая «живая церковь» начала терять паству, началось массовое возвращение в Церковь раскольников-обновленцев.

Святитель разработал чин покаяния и самолично принял исповедь сотен бывших обновленцев — священников и мирян. Усилиями владыки Илариона московский Сретенский монастырь, захваченный после революции обновленцами, летом 1923 года был возвращен в Православную Церковь. При этом владыка совершил беспрецедентное деяние: заново, великим чином освятил престол и собор Сретенского монастыря.

Известие о том, что владыка Иларион изгнал из Сретенского монастыря обновленцев и в массовом порядке принимает их покаяние, причем сделал это под самым носом у чекистов (монастырь расположен на улице Большая Лубянка!), разнеслась не только по Москве, но и по всей России. Обновленцы целыми приходами каялись и возвращались в Церковь. Ни лидеры обновленчества, ни их покровители-чекисты не могли простить святителю Илариону такого позора, и вскоре святитель Иларион был в очередной раз арестован…

Первый «звонок», приведший к аресту владыки, последовал со стороны обновленческого лидера, «священника» Владимира Красницкого. 6 июля 1923 году он направил в ОГПУ свой донос:

«Усердно прошу обратить внимание на крайне провокаторскую контрреволюционную деятельность тихоновского ассистента Илариона… проповедуя., он произнес такую погромную речь, что в толпе в ограде и на улице произошли физические столкновения и дело окончилось арестами. За пережитые десять дней тихоновцы чрезвычайно обнаглели, держат себя вызывающе и готовы перейти к избиению, и это настроение — определенно погромное и ярко антисоветское — создается им, епископом Иларионом. Если его явно контрреволюционной деятельности не будет положен предел, то неизбежны общественные беспорядки и избиение церковных обновленцев».

Архиепископ Иларион (Троицкий) среди духовенства в Соловецком лагере (второй справа). Фото: pravnov.ru

Ведомство Тучкова, впрочем, отреагировало не сразу. Осенью 1923 года власти предприняли очередную попытку подорвать изнутри патриаршую Церковь: Тучков потребовал от Патриарха немедленно начать примирение с обновленческим «архиепископом» Евдокимом Мещерским. Патриарх самым решительным образом отказался… Тогда через несколько дней был арестован архиепископ Иларион, на которого Тучков возложил главную ответственность за провал своей политики.

Архиепископа Илариона осудили на три года концлагерей. 1 января 1924 года он был привезен на пересыльный пункт на Поповом острове, а в июне отправлен на Соловки.

Арест и допросы не могли его заставить склонить голову перед безбожной властью. Известно, что когда владыка находился еще в лагере на Поповом острове, умер Ленин. От заключенных потребовали почтить его смерть минутой молчания. Когда все выстроились для церемонии в шеренгу, владыка лежал на нарах. Несмотря на просьбы и требования, он не встал, заметив: «Подумайте, отцы, что ныне делается в аду: сам Ленин туда явился, бесам какое торжество!»

«За исцеления надо бы дать больше!»

Всегда открытый, доброжелательный, уверенный — владыка так поставил себя в лагере, что снискал уважение не только у соседей по бараку, но и у охранников. Общее пренебрежительное отношение сотрудников лагеря к «опиумам» его практически не касалось.

Архиепископ Иларион (Троицкий), заключенный Соловецкого лагеря особого назначения. Фото: korolev.msk.ru

«Силе, исходившей от всегда спокойного, молчаливого владыки Илариона, — пишет Борис Ширяев, — не могли противостоять и сами тюремщики: в разговоре с ним они никогда не позволяли себе непристойных шуток, столь распространенных на Соловках, где не только чекисты-охранники, но и большинство уголовников считали какой-то необходимостью то злобно, то с грубым добродушием поиздеваться над „опиумом“. Нередко охранники, как бы невзначай, называли его владыкой. Обычно — официальным термином „заключенный“. Кличкой „опиум“, попом или товарищем — никогда, никто».

В лагере он продолжал строго соблюдать монашеские обеты. Своим нестяжательством он поражал окружающих — он просто отдавал всем все, что у него просили. Ни на какие оскорбления окружающих никогда не отвечал, казалось, не замечая их.

Всем своим существом владыка опровергал стереотип о том, что верующий человек — это человек суровый, мрачный и вечно скорбящий. «Иларион любил говорить, что, насколько христианин должен осознавать свои грехи и скорбеть о них, настолько же он должен радоваться бесконечной милости и благости Божией и никогда не сомневаться и не отчаиваться в своем жизненном подвиге», — пишет о владыке бывший семинарист Сергей Волков, слушавший его лекции в Московской Духовной Академии в 1917–18 годах.

Архиепископ Иларион (Троицкий), Архангельск, 1923 год. Фото: drevo-info.ru

О своей встрече с архиепископом Иларионом на Соловках в своих воспоминаниях писал Олег Волков:

Иногда Георгий уводил меня к архиепископу Илариону, поселенному в Филипповской пустыни, в верстах трех от монастыря. Числился он там сторожем. Георгий уверял, что даже лагерное начальство поневоле относилось с уважением к этому выдающемуся человеку и разрешало ему жить уединенно и в покое.

Преосвященный встречал нас радушно. В простоте его обращения было приятие людей и понимание жизни. Даже любовь к ней. Любовь аскета, почитавшего радости ее ниспосланными свыше.

Мы подошли к его руке, он благословил нас и тут же, как бы стирая всякую грань между архиепископом и мирянами, прихватил за плечи и повлек к столу. И был так непринужден… что забывалось о его учености и исключительности, выдвинувших его на одно из первых мест среди тогдашних православных иерархов.

Мне были знакомы места под Серпуховом, откуда был родом владыка Иларион. Он загорался, вспоминая юность. Потом неизбежно переходил… к суждениям о церковных делах России.

Архиепископ Иларион (Троицкий), тюремная фотография 1923 года. Фото: pravnov.ru

— Надо верить, что Церковь устоит, — говорил он. — Без этой веры жить нельзя. Пусть сохранятся хоть крошечные, еле светящиеся огоньки — когда-нибудь от них все пойдет вновь. Без Христа люди пожрут друг друга. Это понимал даже Вольтер… Я вот зиму тут прожил, когда и дня не бывает — потемки круглые сутки. Выйдешь на крыльцо — кругом лес, тишина, мрак. Словно конца им нет, словно пусто везде и глухо… Но „чем ночь темней, тем ярче звезды…“ Хорошие это строки. А как там дальше — вы должны помнить. Мне, монаху, впору Писание знать.

Даже в тяжелейшей обстановке Соловецкого лагеря владыка Иларион продолжал радоваться и шутить, и призывал к тому же соседей по заключению. Всех вновь прибывших заключенных он пытался сразу приободрить и развеселить.

— За что же вас арестовали? — спросил он прибывшего в лагерь игумена одного из монастырей.

— Да служил молебны у себя на дому, когда монастырь закрыли, — ответил тот, — ну, собирался народ, и даже бывали исцеления…

— Ах вот как, даже исцеления бывали… Сколько же вам дали Соловков?

— Три года.

— Ну, это мало, за исцеления надо бы дать больше, советская власть недосмотрела! — рассмеялся владыка Иларион.

«Христианства нет без Церкви»

Владимир Алексеевич Троицкий — преподаватель Московской Духовной академии. Фото: pravoslavie.ru

Святитель Иларион — бесспорно, один из самых выдающихся богословов Русской Церкви XX века. Его научные и публицистические труды еще до революции были известны и читаемы во всей России.

Сферой научных интересов святителя еще со времен обучения в Духовной Академии была экклезиология. Перу владыки принадлежит около 90 печатных работ, среди которых наибольшее значение имеют его магистерская диссертация «Очерки из истории догмата о Церкви» (1912), статьи «Гностицизм и Церковь в отношении к Новому Завету» (1911), «Христианство и Церковь» (1911; посл. изд.: «Христианства нет без Церкви»), «Новозаветное учение о Церкви» (1912), «Воплощение» (1912), «Воплощение и смирение» (1913), «Священное Писание и Церковь» (1914), «Воплощение и Церковь» (1914), «Краеугольный камень Церкви» (1914), «Единство идеала Христова» (1915), «Богословие и свобода Церкви» (1915), «Вифлеем и Голгофа» (1916) и др. Несколько работ посвящены Свящ. Писанию: «Ветхозаветные пророческие школы» (1908), «Основные начала ветхозаветного священства и пророчества» (1909), «Новый Завет в апостольское время (1916), «Новый Завет во втором веке» (1916).

Относительно его магистерской диссертации рецензент профессор МДА С. С. Глаголев сказал: «Такие книги, как книга г. Троицкого, не часто являются на Руси. Появление их есть праздник богословской науки». Поразительно: дух радости и веселья, свойственный святителю Илариону, опосредованно присутствует даже в его богословских текстах.

«Есть на земле носители торжествующего христианства, всегда радостные, всегда с пасхальными песнопениями на устах, и лицо их, как лицо ангела», — писал владыка Иларион о преподобном Серафиме Саровском. Эти слова вполне могли бы быть применимы и к самому святителю Илариону.

Святитель Иларион считал бессмысленными высказывания некоторых современников о «недостатке жизни» в Церкви, о необходимости ее «оживления». Он был твердо убежден, что жизнь в Церкви не может замереть или иссякнуть, ее только могут не замечать люди со слабой верой, бесцерковные люди. Потому что жизнь Святого Духа в Церкви не заметна человеку душевному, тем более плотскому (см. «Христианства нет без Церкви»).

Многие слова святителя Илариона, написанные почти век назад, словно обращены к дню сегодняшнему. Так, владыка настаивал, что говорить нужно не о недостатке жизни в Церкви, а о недостатке церковного самосознания у современных христиан. «В душе многих наших современников как-то вместе уживаются почтение к христианству и пренебрежение к Церкви»; «христианами, по крайней мере, не стесняются называть себя почти все, но о Церкви и слышать не хотят и стыдятся чем-либо обнаруживать свою церковность» (см. там же).

Причину, по которой большинство русских людей все же называют себя христианами, святитель Иларион видел в исторической инерции — сохранившемся высоком авторитете христианства, против которого открыто выступают «только немногие… наиболее „передовые“… отщепенцы».

Он решительно отвергал возможность так называемого «неконфессионального» христианства. «Теперь с ожесточением набрасываются на Церковь и отрицают самую идею Церкви, лицемерно прикрываясь громкими и шаблонно-красивыми, скучными фразами о „свободе личности“, об „индивидуальном преломлении“ христианства, о религии свободы и духа». В то время, как только Церковь «дает жизнь и осуществление христианскому вероучению», пишет святитель Иларион, а без Церкви христианство — лишь одно из учений, не более того (см. «Христианства нет без Церкви»).

«Богословцы рыбари показа»

Что такое Церковь? — возможно, это был главный вопрос жизни святителя Илариона, на который он пытался ответить одновременно и языком богословия и языком собственной жизни. Выходец из древнего священнического рода, сын известного подмосковного священника Алексия Троицкого, брат епископа Даниила (Троицкого), он с детства был человеком Церкви. Духовное образование, богословские науки привлекали его с самого раннего возраста. В 14 лет он уже окончил Тульское духовное училище (1900), в 20 лет — семинарию в Туле (1906), в 24 года — Московскую Духовную Академию (1910).

Будучи преподавателем, а затем и профессором Академии, Владимир Троицкий, а затем — отец Иларион, заражал учеников своим «пасхальным» восприятием христианства.

«Он не мог спокойно повествовать… — вспоминает Сергей Волков, слушатель его лекций в 1917–1919 годах, — а должен был гореть, зажигать своих слушателей, спорить, полемизировать, доказывать и опровергать У него самого была поразительная восторженность и любовь ко всему, что ему было дорого и близко, — к Церкви, к России, к академии, и этой бодростью он заражал, ободрял и укреплял окружающих».

«Иларион благодатно влиял на меня самой своей личностью, — признается С. Волков, — прямотой, властностью в отстаивании убеждений, восторженностью совершаемого им богослужения, сильной, покоряющей речью и, наконец, бодростью, энергией и жизнерадостностью».

Икона святителя Илариона (Троицкого). Источник: sedmitza.ru

Известно, что свое заключение и связанные с ним мытарства владыка воспринимал с необычайным смирением. На Соловках он трудился на общих работах. Был лесником, сторожем в Филипповой пустыни. На Филимоновской тоне в десяти километрах от главного Соловецкого лагеря он вязал рыболовные сети вместе с двумя епископами и несколькими священниками. Об этой своей работе он рассуждал добродушно-иронически, перефразируя стихиру Троице: «Все подает Дух Святый: прежде рыбари богословцы показа, а теперь наоборот — богословцы рыбари показа»…

Он лишь немного сожалел о том, что пришлось оставить научные занятия, расстаться с академической обстановкой, — принимал все случившееся как волю Божию. В 1927 году, когда шел уже второй его трехлетний срок на Соловках, владыка Иларион писал своей родственнице:

Меня хоть никто дедушкой не называет. Однако иной раз случалось, что стариком назовут, и то странно слышать. Меня больно уж борода выдает — поседела, как неведомо что. Однако душа, чувствуется, еще не постарела. Интересы в ней всякие живут и рождаются. Интересы эти приходится удовлетворять чтением, потому что для настоящих занятий нет, понятно, соответствующих условий.

Часто является досадливая мысль: вот если бы иметь столько свободы от работ и столько досуга в академической обстановке! Но подосадуешь, подосадуешь, да тем и ограничишься. А раскроешь книгу посерьезней — оказывается, далеко не всегда ее можно читать — внимание рассеивается тем, что окружает и что вовсе неинтересно.

С внешней стороны жизнь моя сравнительно сносная — голоден не бываю, в квартире не мерзну, одеться имею во что (хотя нередко так одет, что и ты бы не узнала), поговорить есть с кем, забот на душе почти никаких. Видишь, сколько преимуществ имею! Но, конечно, долгонько зажился я на Белом море…

Выкинут я стихийно на далекий остров. Но сожаления я стараюсь не растравливать в душе моей, на окружающее стараюсь не обращать внимания, а жизнь наполнять тем, чем можно. И так за долгие годы привык и живу не тужу. На лучшее не надеюсь, от худшего не отрекаюсь. Какова есть о мне воля Божия — так пусть и будет.

«Вот теперь я совсем свободен!»

«Соловецкий архиерей», святитель Иларион был одним из авторов знаменитой «Памятной записки соловецких епископов» (27 мая/ 9 июня 1925 года). Текст этот был выражением мнения архиереев, заключенных на Соловках, об известной «Декларации» заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности советской власти. По сути, весной-летом 1925 года на Соловках прошел негласный архиерейский собор, результатом которого и стала «Записка».

Составители «Записки» заявляли о систематических гонениях на Церковь в Советском Союзе, обличали ложь обновленчества и призвали к последовательному проведению в жизнь закона об отделении Церкви от государства. При всей покорности властям, Церковь должна быть свободной и действовать без опеки государственных чиновников, напоминали они.

В конце лета 1925 года власти попытались «разагитировать» святителя Илариона. Его внезапно перевели из Соловков в ярославскую тюрьму. Там его пытались склонить к присоединению к новому обновленческому расколу — григорьевщине. В разговоре с агентом ГПУ святитель решительно отверг это предложение. «Я скорее сгнию в тюрьме, но своему направлению не изменю», — говорил он своему соузнику, обновленческому «епископу» Гервасию.

Через год владыке дали новый трехлетний срок. Основанием для этого было сделано «разглашение» святителем среди заключенных содержания его разговора с агентом… Так весной 1926 года святитель снова оказался на Соловках.

Священник Алексий Троицкий с женой и сыновьями Владимиром (справа) и Димитрием. Фото: pravoslavie.ru

Известно, что единственное в истории Соловецкого лагеря пасхальное богослужение состоялось в том же 1926 году, и возглавлял святитель Иларион.

По воспоминаниям соловецкого узника священника Павла Чехранова, служба состоялась втайне от начальства в недостроенной пекарне. Участвовали кроме отца Павла в ней всего два человека — епископ Нектарий (Трезвинский) и архиепископ Иларион (Троицкий): «Пропели полунощницу. Архиепископ Иларион благословил заутреню. „Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его…“ — не сказал, а прошептал, всматриваясь в ночную мглу, владыка Иларион. Мы запели „Христос воскресе!“ Плакать или смеяться от радости? — думал я».

Осенью 1929 года срок заключения святителя Илариона заканчивался. Однако уже в октябре владыка был сослан на три года в Среднюю Азию. Во время следования по этапу владыка заразился сыпным тифом. Когда поезд проезжал через Ленинград, его высадили и привезли в ленинградскую тюрьму. Помочь ему было уже невозможно.

28 (15) декабря 1929 года святитель Иларион скончался. В бреду он говорил: «Вот теперь я совсем свободен!» Врач, присутствовавший при его кончине, был свидетелем того, как святой благодарил Бога, радуясь близкой встрече с Ним. Он отошел ко Христу со словами: «Как хорошо! Теперь мы далеки от…»

Священномученик митрополит Серафим (Чичагов), занимавший в 1929 году Ленинградскую кафедру, добился от властей разрешения взять тело владыки Илариона для погребения. В тюремную больницу поставили белое архиерейское облачение и белую митру. Покойного облачили и перевезли в церковь Новодевичьего монастыря.

Родные и близкие не узнали владыку. В гробу лежал худой, обритый, седой старичок. Одна из родственниц покойного, увидевшая его в гробу, упала в обморок. Так он был непохож на прежнего Илариона…

В погребении владыки участвовали восемь архиеереев. Святитель Иларион первоначально был похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря, недалеко от могил своих родственников. В 1998 году его честные останки были обретены и размещены в Казанской церкви обители.

Икона святителя Илариона (Троицкого). Источник: fond.ru

В 1999 году архиепископ Иларион был прославлен в лике местночтимых святых Московской епархии. Мощи святителя на маленьком самолете ЯК-40 были доставлены из Петербурга в Москву и размещены в месте служения владыки — московском Сретенском монастыре. Юбилейным Архиерейским собором 2000 года святитель Иларион был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

См. житие священномученика Илариона (Троицкого), составленное игуменом Дамаскином (Орловским)

«Несвятые святые» в Сретенском монастыре


Я очень хорошо помню, откуда я впервые услышала о книге «Несвятые святые». Это было во время нашего посещения в 2012 году Музея Гоголя. Тогда экскурсовод ей восхитилась, я запомнила и чуть позже купила себе книгу, которая после прочтения произвела на меня колоссальное впечатление: увлекла, поразила, заразила. Вы читали?
И когда я в увидела приглашение на экскурсию по Сретенскому мужскому монастырю, организованную монастырской паломнической службой, то, конечно, очень захотела на неё попасть.
Если, кто-то ещё не в курсе или забыл, то епископ Тихон (Шевкунов), написавший ту самую книгу «Несвятые святые», является наместником Сретенского монастыря. Да, теперь он уже епископ!

Сам монастырь был основан в 1397 году в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана. Как гласят летописи, в 1395 году крестный ход, возглавляемый святителем Киприаном, встретил чудотворный образ Владимирской иконы Божией Матери, принесённый из Владимира-на-Клязьме. После этого, через день Тимур-Тамерлан повернул на юг. Москва была спасена. Через 2 года на месте появления образа Богородицы и был основан Сретенский монастырь.
Список той самой Владимирской иконы. Оригинал, если не ошибаюсь, находится в Третьяковке.
Конечно, первоначальные постройки не сохранились. В 1930 году почти всё было разрушено большевиками, в том числе и самый древний на то время храм Марии Египетской. В уцелевших помещениях находились учреждения НКВД. Сегодня самое древнее здание — это собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери 17 века. Лишь в 1991 году монастырь был снова открыт для верующих, здесь возродилось монашеское братство. Сегодня монастырь действующий, здесь живет около 40 монахов.
Старый собор.
Редкая икона «Царственные мученики»
Икона Владимирской Божией Матери, принадлежавшая Иоанну Крестьянкину, привезенная из Псково-Печерского монастыря.
Экскурсовод повел нас по лестнице вниз, как оказалось, в нижний храм. Здесь словно чудо предстала перед нами копия Туринской плащаницы, материи, в которую был обёрнут Христос после распятия.
Единственная копия в натуральную величину, привезенная из Ватикана, в России.
На полу мозаичные рыбы — символ христианства.
На территории монастыря по настоянию епископа Тихона в 2013 году было начато строительство нового храма — Храма Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Говорят, что доходы от продажи книги «Несвятые святые» в том числе идут на обустройство монастыря.
В мае 2017 года Храм был освящен Патриархом Кириллом.
Белый владимирский известняк. Высота храма — 61 метр.
Храм открыт, но зайти можно только по стеночке, посмотреть. Ещё идут работы и дальше не пускают.
Жены-миpоносицы
В этот новый храм были перенесены чудотворные мощи Святого Иллариона Троицкого из собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери. К ним в настоящее время есть доступ.
Невероятно красивые люстры и потолки. Да, вообще, всё потрясающее.
Фрески на лестнице.
Территория монастыря ещё обустраивается, например, строят новую трапезную.
А это знаете что? Сретенская духовная семинария — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви. Ректор здесь сам настоятель монастыря епископ Тихон.
Здание сооружено на основе пятиэтажной школы.
С двух сторон майоликовые панно: Святой Пророк Иоанн Предтеча — Ангел пустыни и сцены из жития Иллариона Троицкого, покровителя монахов и семинарии.
Экскурсовод неожиданно провела нас внутрь семинарии.
При входе герб семинарии — Ангел, ведущий отрока к Христу.
Холл первого этажа.
В здании три этажа учебные, остальные — жилые (кельи). Жаль, что нам не показали аудитории. Но я после нашла в Инете фото — это невероятно красиво, со вкусом и очень современно. А какая там библиотека! А кельи! Не поленитесь, посмотрите виртуальную экскурсию по семинарии. Вы, думаю, поразитесь :).
Хоть классы мы не посмотрели, зато подивились огромному панно первого этажа «Христос и ученики».
Перед фреской большой интерактивный экран — нажимаешь и смотришь, кто изображен.
«Несвятые святые». Узнаёте?
Удивились найдя Гоголя и Достоевского. Экскурсовод объяснила это тем, что настоятель особо почитает этих писателей.
Очень, конечно, хотелось во время экскурсии встретить самого отца Тихона, но не случилось. Говорят, он, бывает, служит службы и даже исполняет послушания.
После экскурсии вышли на улицу Большая Лубянка и обнаружили двери «церковной лавки». Здесь достаточно большой книжный магазин, магазин продуктов (регулярно привозят свежее молоко, творог) и даже тематическое кафе…
В этот раз у нас не было время отобедать здесь. Но я думаю, что обязательно ещё раз приду в Сретенский монастырь и тогда может быть посижу и в литературном кафе со столь тёплым для меня названием.
Оригинал взят у shpy в «Несвятые святые» в Сретенском монастыре