Священные тексты религий

A. Сомов

25–29 октября 2016 г. Институт перевода Библии провел ежегодный семинар для членов переводческих групп. В этом году он был немного необычным – в нем участвовали богословские редакторы и консультанты-стажеры из 18 проектов, а его тематика относилась не к какой-то конкретной книге или части Библии, а к вопросам, связанным непосредственно с оригиналом, – к вопросам текстологии. В этой статье мы расскажем о том, чем занимается библейская текстологическая наука, и кратко покажем, как ее достижения могут помочь переводческим группам принимать экзегетические и переводческие решения.

Библейская текстология

В отличие от лингвистов, литературоведов, историков и археологов, занимающихся библейской тематикой, свою задачу текстологи видят в том, чтобы установить наиболее близкий к оригиналу вид текста. Они сосредотачиваются на составе слов текста оригинала, описывая, классифицируя и анализируя наиболее важные библейские рукописи, их происхождение и форму. Достижения текстологии используются в других направлениях библеистики. Например, при экзегетическом анализе необходимо учитывать исправления в тексте, которые произошли в результате искажений, описок или исправлений оригинального текста в процессе его переписки.

До нас не дошли библейские тексты-автографы – те рукописи, которые были написаны непосредственно авторами. Текст Библии существует лишь в более поздних рукописях, которые были созданы переписчиками оригинального текста. Переписчиками еврейской Библии, как правило, были профессиональные писцы. Однако и их труд не был полностью свободен от ошибок, поскольку даже при очень внимательной работе при переписке литературного произведения большого объема человеку свойственно иногда ошибаться. Так, переписчики могли случайно перепутать сходные по написанию буквы (например, евр. ר и ד), переставить местами буквы в слове, пропустить повторяющуюся букву или же, наоборот, ненамеренно удвоить букву. Кроме этого, поскольку в древних рукописях еврейский текст был неогласован, т.е. не имел значков, обозначающих гласные звуки, а также часто не делился последовательно на слова, писцы иногда неправильно огласовывали то или иное слово (из-за незнания этого слова или в силу того или иного истолкования текста) или неверно делили группу слов на отдельные слова. Писцы также могли делать примечания на полях рукописей, имевшие служебное значение, или же над каким-то словом в самом тексте, чтобы пояснить его значение. Эти примечания могли при дальнейшей переписке попадать в сам текст рукописи. Кроме всего этого, ученым приходится учитывать и ошибки, которые попали в текст из-за физической порчи текста в том или ином манускрипте, а также неясного почерка писца. Схожие проблемы возникали и при переписке греческого перевода Ветхого Завета – Септуагинты (III–I вв. до Р.Х.). Кроме того, текст Септуагинты постоянно редактировался и подвергался влиянию более поздних переводов Ветхого Завета на греческий язык.

Несвободны от текстологических ошибок и новозаветные рукописи. Среди переписчиков Нового Завета были не только профессиональные писцы, но и писцы-любители – люди, которые умели читать и писать и потому работавшие над текстами для своих общин или для собственных нужд. Последние допускали еще больше ошибок по сравнению с профессионалами. Профессиональными переписчики Библии в христианской Церкви становятся только в IV–V вв. Постепенно появляются скриптории – мастерские, в которых работали писцы, работавшие с библейскими текстами. С появлением таких профессиональных переписчиков количество ошибок начало уменьшаться. В дальнейшем перепиской занялись монахи в монастырях, которые тщательно трудились над священными текстами вплоть до XV в. , когда И. Гутенбергом был изобретен печатный станок, ознаменовавший начало эры книгопечатания. Однако были ошибки и в печатных изданиях. Это связано с тем, что издания основывались на разных рукописях или комбинациях рукописей, да и не всегда были свободны от опечаток. Подобные расхождения находят отражение в некоторых переводах Библии.

Все эти проблемы стали предметом изучения текстологов. Уже в первые века нашей эры ученые отцы Церкви начали сопоставлять текст еврейской Библии с греческими переводами Ветхого Завета. Систематическое изучение текстологических особенностей библейских книг началось в XVII в. и продолжается до сих пор. Выпускаются научные издания, содержащие так называемый «критический» текст Ветхого и Нового Заветов. Издания еврейской Библии основываются на Масоретском тексте – средневековом представителе одной из групп древних текстов Библии, который чаще всего переписывался и получил наибольшее распространение. Обычно используется Ленинградский кодекс (Codex Leningradensis) – полный библейский текст, сделанный в Каире в 1008 г., или Кодекс Алеппо, изготовленный в Тверии в 920 г. Современные издания учитывают и другие дошедшие до нас группы древних текстов, например библейские книги, найденные в Кумранских пещерах неподалеку от Мертвого моря. Эти рукописи на еврейском, арамейском и греческом языках намного древнее Масоретского текста и датируются 250 г. до Р.Х. – 135 г. от Р.Х.

Что касается Нового Завета, то его древнейшим сохранившимся отрывком считается папирусный лист ρ52 (первая половина II в. от Р.Х.), в котором содержится несколько стихов Евангелия от Иоанна. Среди наиболее древних кодексов (книг, сшитых из листов папируса или пергамента) – Синайский, Ватиканский и Александрийский; они содержат весь или почти весь текст Нового и Ветхого Заветов. Было подготовлено несколько критических изданий Нового Завета, новейшими из которых являются издание Nestle-Aland 28, а также подготовленное Объединенными библейскими обществами издание UBS 5.

На чем основано мнение ученых о наиболее ранних и близких к оригиналу чтениях? Первый критерий оценки – внешнее свидетельство: датировка текста, его географическое происхождение и отношение к другим текстам этой же группы рукописей. Второй критерий – внутреннее свидетельство. Так, считается, что наиболее противоречивое (например, содержащее сложную богословскую идею) и короткое чтение может быть наиболее ранним.

Библейская текстология и перевод Библии

Как все это относится к искусству библейского перевода? Нередко случается, что тот или иной стих Библии имеет сложную предысторию, несколько прочтений, его понимание неоднозначно. Открыв несколько разных переводов одного и того же фрагмента, мы увидим, что они могут заметно отличаться по смыслу. Какой же из вариантов выбрать для перевода?

Скажем, в 2 Петр 3:10 в Синодальном переводе читаем: «…земля и все дела на ней сгорят». А в переводе РБО – другой вариант: «…земля с ее делами будет признана виновной» (и сноска: «В рукописях много разночтений: “не будет обнаружена”, “окажется разрушенной”, “сгорит”, “исчезнет”»). Как переводить? Обратившись к критическому тексту UBS, можно выяснить следующее. В Синайском и Ватиканском кодексе, а также некоторых других манускриптах и древних переводах на сирийский и арамейский – слово εὑρεθήσεται ‘будет обнаружена, найдена’, в то время как в Александрийском кодексе и в древних переводах (латинском, эфиопском, грузинском, старославянском и др.) – κατακαήσεται ‘сгорит, будет сожжена’. Обе группы источников достаточно авторитетны, отсюда и разночтения в современных переводах. Однако можно сказать, что Синайский кодекс при подтверждении другими манускриптами приводит наиболее вероятное чтение, хотя оно и менее распространенное и не столь очевидное, как альтернативная версия. Поэтому наиболее логичным будет выбрать чтение «земля и ее дела будут явными (т.е. откроются)».

Итак, зная, как устроен критический аппарат в новых изданиях Библии и по каким принципам работает современная наука при определении наиболее вероятного прочтения сложного отрывка, богословский редактор может делать выбор не вслепую, а по степени действительной вероятности и достоверности того или иного прочтения. Таким образом, вооружившись ясными и четкими критериями, можно избегнуть многих предвзятых или просто непродуманных решений в переводе.

Информационный бюллетень «Новости библейского перевода» №2(43), 2016 г.

Священные книги религий

Религия занимает важное место в жизни человека. Сегодня среди нас есть приверженцы и последователи разных религий. Объединяет же всех людей стремление к чему-то высшему, тому, что мы привыкли называть Богом. Некоторые религии имеют сходство между собой, другие же кардинально отличаются друг от друга. Однако, общим для многих религий является наличие священной книги, в которой записаны ее основы и которая передается из поколения в поколение.

Давайте разберемся, какие книги есть у той или иной религии и в чем состоит их основное отличие.

Библия. Священная книга Христианства. Библия в переводе означает «Книга». Состоит она из двух частей: Ветхого и Нового заветов. Ветхий завет написан на древнееврейском языке и представляет собой целое собрание священных книг, которые писались на протяжении 1000 лет с с XIII в. по IV в. до н.э. Всего в Ветхий завет включены 39 древнееврейских священных книг, которые разделены на 3 раздела: Тора (Закон), Невиим (Пророки), Ктувим (Писания).

Вторая часть Библии, Новый завет в свою очередь состоит из 27 христианских священных книг, написанных на древнегреческом языке. В нее входят 4 Евангелия, 21 послание Апостолов, деяния Апостолов и Откровение Иоанна Богослова. Для христиан эта часть Библии является наиболее важной. Авторами Нового завета являются 8 боговдохновленных писателей: Матфей, Марк, Лука, Иоанн, Петр, Павел, Иаков и Иуда. В Библию включены жезнеописание Иисуса Христа, а также правила поведения.

Коран. Священная книга Ислама. Название книги в переводе означает «Чтение вслух» или «Наставление». Состоит она из 144 глав (сур). Книга представляет собой собрание откровений, которые были переданы Аллахом через пророка Мухаммеда. Книга была записана со слов пророка и его сподвижников. Мусульмане верят, что Коран писался в течении 23 лет и знание передавалось Мухаммеду через ангела Джабриила. В Коране есть суры, посвященные разным областям жизни. Тут есть и описание исторических событий и основы мусульманского права. Очень большую часть священной книги занимают правила поведения, особенно это касается поздних сур.

Типитака. Свод буддийских священных текстов. Название священной книги переводится как «Три корзины». Тексты были составлены после смерти Будды. Книга делится на три части. Винайя-питака, Сутра-питака и Абхидхарма-питака. «Питака» в переводе означает «корзина». Согласно легенде, древние тексты хранились в трех плетенных корзинах до того, как были включены в книгу. В первую часть священной книги входят тексты, содержащая знания о том, как регулировать жизнь буддийской монашеской общины. В ней есть не только сами правила, но и история возникновения каждого из них. В Сутра-питаке содержатся около 10 000 сутр, принадлежащих Будде. В третий раздел книги включены философские трактаты, систематизирующие учение Будды. В них также проводится глубокий научный анализ основных доктрин учения.

Веды. Сборник священных текстов индуизма. В течении многих веков Веды передавались исключительно в устной форме и только поздние из них были записаны. Индуисты считают эти тексты вечными, данными людям через святых мудрецов. Веды делятся на четыре категории: Риг-веда (Веда гимнов), Яджур-веда (Веда жертвенных формул), Сама-веда (Веда песнопений), Атхарва-веда (Веда заклинаний). Веды состоят из основного текста, называемого самхиты, а также трех дополнительных разделов. Это гимны и мантры (брахманы), заповеди для лесных отшельников (араньяки) и философские тексты (упанишады). Изучение Вед предполагает преобразование сознания с помощью медитации и самоанализа.

Луньюй . Священная книга конфуцианства. Название книги означает “Беседы и суждения”. Она была записана последователями Конфуция и представляет собой запись его бесед с учениками. В книге излагается концепция совершенного человека, который живет в гармонии с Небом, а также дана программа, направленная на совершенствование человека с целью понимания основных Космических Законов.

Как видно, у каждой религии есть своя священная книга. Она позволяет верующим всегда иметь возможность обратиться к божественной мудрости с целью улучшения собственной жизни. Священная книга является обязательным компонентом религии и помогает сохранять ее основы в неизменном виде.

Считаете ли вы, что священные книги необходимы для любой религии? Какие священные книги читали вы? Что вы о них думаете?

Виды мировых религий

Мировые религии — система убеждений и практик, которая определяет взаимосвязь между божественной сферой, и определенного общества, группы или индивида. Она проявляется в доктринальном виде (доктрина, вера), в религиозных действиях (поклонение, ритуал), в социальной и организационной сфере (религиозная общность, церковь) и в сфере индивидуальной духовности.

Также, религией называется любая культурная система определенных видов поведения, мировоззрения, освященные места, которые связывают человечество со сверхъестественным или трансцендентальным. Но нет никакого научного консенсуса относительно того, что точно составляет религию.

Согласно Цицерону, это название происходит от латинского слова relegere или religere.

Различные виды религий могут содержать или не содержать разные элементы божественных, священных вещей. Религиозные практики включают в себя ритуалы, проповеди, поклонения (божествам, идолам), жертвоприношения, фестивали, праздники, трансы, посвящения, погребальные службы, медитации, молитвы, музыку, искусство, танцы, общественные службы или другие аспекты человеческой культуры. Практически любая религия имеет священные истории и повествования, сохраненные в священных писаниях, а также символы и святые места, чтобы придать смысл жизни. Религии содержат символические истории, направленные на то, чтобы объяснить происхождение жизни, вселенную и т.п. Традиционно вера, помимо разума, считается источником религиозных убеждений.

История религии

Сколько же религий существует в мире ответить никто не сможет, но известных на сегодняшний день – около 10 000 различных течений, хотя, около 84% населения мира связано с одной из пяти крупнейших: христианством, исламом, индуизмом, буддизмом или формами «национальной религии».

Существует ряд теорий относительно истоков появления религиозных практик. По мнению авторитетных антропологов многие из списка религий мира начались как активизирующие, побуждающие к чему-то движения, поскольку видение происхождения мира, людей (и т. д.) харизматичным пророком порождало воображение большого количества людей, ищущих более полный ответ на свои вопросы и проблемы. Мировая религия не характеризуется конкретной средой или этнической принадлежностью и может быть широко распространена. Существуют разные виды мировых религий, и каждая из них несет в себе предрассудки. Сутью этого могут быть, среди прочего, то, что верующие склонны рассматривать свою религию, как самую древнюю, а иногда и не признают другие религии или же, как важные.

В XIX и XX веках гуманистическая конфессия разделила религиозную веру на философские определенные категории — «мировые религии».

В пять крупнейших религиозных групп мира входят 5,8 млрд. человек — 84% населения, — это христианство, ислам, буддизм, иудаизм и традиционные народные верования.

Христианство

Христианство основано на жизни и учениях Иисуса из Назарета, который считается основоположником этого течения (1-й век н.э.), его жизнь изложена в Библии (Старый и Новый Заветы). Христианская вера – верование в Иисуса как Сына Божьего, Спасителя и Господа. Почти все христиане верят в Троицу, которая учит единству Отца, Сына (Иисуса Христа) и Святого Духа как трех в одном Божестве. Христиане могут описать свою веру как Никейский символ веры. Как религиозное учение, христианство произошло из Византийской цивилизации в первом тысячелетии и распространилось по Западной Европе во время колонизации и далее по всему миру. Главными ответвлениями христианства становятся (согласно числу приверженцев):

  • – Католическая церковь во главе с епископом;
  • – Восточное христианство, включающее Восточное Православие и Восточную Церковь;
  • – Протестантизм, отделившиеся от католической церкви в протестантской Реформации 16-го века и разделенный на тысячи деноминаций.

К главным ветвям протестантизма относят: англиканство, баптизм, кальвинизм, лютеранство и методизм, каждый из них содержит множество различных конфессий или групп.

Ислам

Ислам основан на Коране — священной книге о пророке Мухаммеде, называемом главным политическим и религиозным деятелем, проживавшем в седьмом столетии нашей эры. Ислам основывается на принципиальном единстве религиозных философий и принимает всех пророков иудаизма, христианства и других Авраамических верований. Это наиболее широко распространенная религия Юго-Восточной Азии, Северной Африки, Западной Азии и Центральной Азии, также мусульманское большинство живет в некоторых частях Южной Азии, Африки к югу от Сахары и Юго-Восточной Европы. Существует несколько исламских республик — Иран, Пакистан, Мавритания и Афганистан.

Ислам подразделяется на следующие толкования:

  1. – Суннитский ислам — самая большая деноминация в Исламе;
  2. – Шиитский ислам — второй по величине;
  3. – Ахмадие.

Есть мусульманские возродительные движения, такие как мувахидизм и салафизм.

Из других конфессий Ислама можно перечислить: Нацию ислама, суфизм, куранизм, не конфессиональные мусульмане и ваххабизм, являющийся доминирующей мусульманской школой в Королевстве Саудовская Аравия.

Буддизм

Буддизм охватывает многообразие традиций, верования и духовной практики, в большинстве основанные на учениях, принадлежащих Будде. Буддизм возник в Древней Индии между 6 и 4 веками до н. э., откуда начал простираться по территории Азии. Учеными выделяются два ключевых сохранившихся разветвления буддизма: Тхеравада («Школа старейшин») и Махаяна («Великий корабль»). Буддизм – четвертая религия в мире с более чем 520 миллионами приверженцев — это более 7% мирового населения.

Буддийские школы различаются по точной природе пути к освобождению, важности и каноничности различных учений и писаний, особенно их практик. Практические методы буддизма подразумевают «уход» в Будду, Дхарму и Сангху, постижение Священных Писаний, следованию этических и добродетельных заповедей, отказ от привязанности, практику медитации, культивирование мудрости, милость и сострадание, практика Махаяны — бодхичитты и практики Ваджраяны — стадии зарождения и стадии завершения.

В Тхеравада конечной целью становится прекращение клеши и достижение возвышенного состояния нирваны, достигаемое практикой Благородного Восьмеричного Пути (Срединный Путь). Тхеравада широко распространена в Шри-Ланке и Юго-Восточной Азии.

Махаяна, которая включает в себя традиции Чистой Земли, Дзэн, Ничиренский буддизм, Шингон и Тантай (Тендай), встречается в Восточной Азии. Вместо того чтобы достичь Нирваны, Махаяна стремится к Будде через путь бодхисаттвы — состояния, в котором человек остается в цикле возрождения, особенностью этого становится помощь другим людям в достижении пробуждения.

Ваджраяна — совокупность учений, приписываемых индийским сиддхам, может рассматриваться как третья ветвь или просто часть Махаяны. Тибетский буддизм, который сохраняет учения Ваджраяны, практикуется в районах, окружающих Гималаи, Монголию и Калмыкию.

Иудаизм

Иудаизм – самая древняя по возрасту, авраамская конфессия, зародившаяся в древнем Израиле. Тора становится основополагающим писанием и частью более крупного текста, известного как Танаха или еврейской Библии. Она дополняется традициями, изложенными в письменной форме в более поздних текстах, таких как Мидраш и Талмуд. Иудаизм включает в себя обширный состав писаний, практик, богословских позиций и форм организации. В этой религии существует множество движений, большинство которых вышли из раввинского иудаизма, провозглашающего, что Бог открыл свои законы и заповеди Моисею на Горе Синай в виде надписей на камнях, и устной форме — Торы. Исторически это утверждение оспаривалось различными научными группами. Крупнейшими еврейскими религиозными движениями являются православный иудаизм (Хареди), консервативный и реформаторский.

Шаманизм

Шаманизм является практикой, которая включает в себя действия, достигающие изменения сознания для того, чтобы воспринимать и взаимодействовать с миром духов.

Шаман — тот, кто имеет доступ к миру добрых и злых духов. Шаман входит в состояние транса во время ритуала и практики прорицания и исцеления. Слово «шаман», вероятно, происходит от эвенкийского языка Северной Азии. Этот термин стал широко известным после того, как русские войска завоевали шаманское ханство Казани в 1552 году.

Термин «шаманизм» впервые применен западными антропологами для древней религии тюрков и монголов, а также соседних тунгусских и самодийских народов. Наблюдая и сравнивая больше религиозных традиций во всем мире, некоторые западные антропологи стали использовать термин в широком смысле, чтобы описать несвязанные магически – религиозные практики, обнаруженные в этнических религиях других частей Азии, Африки, Австралии и даже совершенно несвязанных частей Северной и Южной Америки, поскольку они полагали, что эти практики похожи друг на друга.

Шаманизм включает в себя предположение, что шаманы становятся посредниками или посланниками между человеческим миром и духовным. Там где распространено это явление, люди верят, что шаманы лечат болезни и исцеляют душу, что шаманы могут посещать другие миры (измерения). Шаман действует, прежде всего, в духовном мире, который влияет на мир человека. Восстановление баланса приводит к устранению недуга.

Национальные религии

Коренные учения или национальные относятся к широкой категории традиционных религий, которые могут быть охарактеризованы шаманизмом, анимизмом и поклонением предкам, где традиционные средства, коренные или основополагающие, передаются из поколения в поколение. Это религии, которые тесно связаны с определенной группой людей, одной этнической принадлежности или племени, у них часто нет формальных вероучений или священных писаний. Некоторые религии являются синкретическими, объединяющими различные религиозные убеждения и практики.

Новые религиозные течения

Новое религиозное движение – молодая религия или альтернативная духовность, является религиозной группой, имеет современное происхождение и занимает периферийное место в доминирующей религиозной культуре общества. Может быть новой по происхождению или частью более широкой религии, но отличаться от ранее существовавших деноминаций. Учеными было подсчитано, что это новое движение имеет сотни тысяч последователей во всем мире, причем большинство их членов живут в Азии и Африке.

Новые религии часто сталкиваются с враждебным приемом со стороны традиционных религиозных организаций и различных светских учреждений. В настоящее время существует несколько научных организаций и рецензируемых журналов, посвященных этому вопросу. Исследователи связывают рост новых религиозных движений в современности с ответами на современные процессы секуляризации, глобализации, фрагментации, рефлексивности и индивидуализации.

Единых согласованных критериев определения «нового религиозного движения» не существует. Тем не менее этот термин предполагает, что группа недавнего происхождения. Одна из точек зрения заключается в том, что «новое» может означать, что учение более позднее по своему происхождению, чем большинство известных.

Таким образом, в этой статье мы рассмотрели мировые религии от самых «старых» до «молодых», от более значимых до менее известных.

Священные книги мира

Древние тексты священных книг не обязательно приобщают нас к определенной религии. Они дают понимание менталитета целых народов, позволяют взглянуть на культуру наших предков, помогают прочувствовать историю.

Библия

Священная книга христиан — Библия — состоит из Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет был заимствован из иудаизма и составлялся на протяжении нескольких веков. Он описывает те события и факты, которые, по сути, привели к появлению Иисуса Христа. Тексты Нового Завета повествуют о его жизни. Они были объединены в одну книгу лишь в начале II в. Авторство частей Завета на данный момент является спорным вопросом, поскольку современные ученые находят все больше нестыковок между стилем, описанием событий и предполагаемыми авторами.

Тексты Библии различаются в зависимости от ветвей христианства, так, например, Библия протестантов содержит несколько дополнительных книг Ветхого Завета.

Каждая из религий уделяет особое внимание точности переводов и копий священных текстов. Тем не менее и здесь бывает не без греха. В 1631 г. английские издатели выпустили Библию с опечаткой в седьмой из десяти заповедей, пропустив частицу «не». В их варианте заповедь гласила: «прелюбодействуй». Весь тираж уничтожили, а печатников оштрафовали на крупную сумму. Эту Библию впоследствии назвали «Библией прелюбодеев».

Танах

Сборник религиозных текстов иудеев называется Танах. Он состоит из 24 (по другой традиции — 22) книг и включает в себя Тору, Невиим (Пророки) и Ктувим (Писания) и практически полностью соответствует Ветхому Завету. Считается, что книги Танаха были даны людям духом святости. При толковании текстов Танаха используется несколько приемов: буквальное понимание (Пшат), поиск скрытого смысла и расшифровка намеков (Ремез), построение собственных логических связей (Драш), постижение смысла, доступного лишь избранным (Сод).

613-я заповедь Торы гласит, что каждый еврей должен переписать Тору. Немногие выполняют данное предписание. Некоторые для этого нанимают специального религиозного писца — сойфера. Переписывание Торы — это кропотливый ручной труд, поэтому стоимость нового свитка Торы составляет до 50 тыс. долларов.

Коран

Коран — священная книга мусульман. В ней собраны откровения Аллаха, ниспосланные пророку Мухаммеду в месяц рамадан. Потому этот месяц почитается мусульманами и является временем поста. Изначально божественные послания передавались только в устной форме, однако после смерти пророка Мухаммеда их объединили в одну книгу. Коран состоит из 114 глав (сур), каждая из которых делится на стихи (аяты). Священный текст ислама хранит в себе не только предписания и запреты непосредственно религиозного характера, но и правила, касающиеся этики, права и повседневной жизни.

Другие священные книги разных религий

Буддизм — Трипитака. Индуизм — Веды. Конфуцианство — У-Цзин. Даосизм — Дао дэ цзин. Синтоизм — Кодзики. Древнеегипетская религия — Книга мертвых. Древнегреческая религия — Теогония.

Свиток Торы
Поделиться ссылкой