Строгий учитель 18

Почему выпускники с признательностью вспоминают строгих учителей?

На первый взгляд, ученики должны предпочитать добрых учителей, которые и поймут, и войдут в положение, и простят лень, и пожалеют. И оценку иногда поставят повыше. Нет, не просто так, а авансом, в надежде, что ребенок действительно выучит, потому что может, способен это сделать. Учителя объясняют свою безграничную (безответственную) доброту тем, что будто бы таким образом воспитывают желание учиться. Однако этот вариант больше подходит для начальных классов.

Чрезмерная доброта, снисходительность, всепрощение, постоянные похвалы расхолаживают детей, не дают им войти в рабочий ритм, взрослеть. Думается, что, прежде всего, даже в начальных классах надо добиваться от учеников стойкого убеждения, что каждый человек всегда должен, обязан учиться, и дать им навыки, алгоритмы успешного обучения. И чем старше класс, тем заметнее должно меняться поведение и методы учителя, чтобы плавно подготовить воспитанников к безболезненному переходу в среднее звено школы — пятый класс. Ведь в среднем и старшем звеньях школы учителя будут ставить оценки, исходя из реальных умений, навыков, знаний ребенка, а не «в долг».

Бесхарактерность, чрезмерная доброта, уступчивость переводят отношения учитель-ученик в плоскость панибратства, когда стирается граница, которая обязательно должна быть между педагогом и его воспитанниками. Отсюда и отсутствие дисциплины на уроках, пренебрежительное отношение к изучению предмета (ведь и так хорошую отметку поставят).

Оценки, не отражающие реальные знания, дезориентируют учеников и их родителей. Этакие мыльные пузыри: красивые, приятные, но ничего не значащие, не имеющие образовательного наполнения. Поначалу это, конечно же, устраивает и школьников, и родителей. Кому же не приятно видеть у ребенка только пятерки и четверки? Однако рано или поздно необъективность оценок станет явной, и проблемы начнутся опять же у кого? У школьников. Придется находить способы восполнять пробелы, прикрытые ранее «красивыми» оценками.

Чему учит строгий, но справедливый учитель? Самомотивации. Ответственности за свои поступки, слова. Дисциплинированности, работоспособности, упорству, жизнестойкости, стремлению встать, когда упал и продолжать идти вперед, не пасуя перед преградами и трудностями.

Именно строгому учителю удается сформировать из школьника целеустремленную личность, умеющую ставить значимые цели и добивающуюся их достижения, успешного человека, верящего в себя, свои силы, способного стать счастливым и сделать таковыми окружающих.

Строгий учитель учит школьников культуре изучения своего предмета. Его объективность не дает ребенку права обижаться на замечание, низкую оценку, потому что он понимает, что ответственен за такой плачевный результат только он сам: не доучил, не написал, не разобрал и т.д.

Именно предметы, которые преподают строгие преподаватели, ученики умудряются выучивать, понимать и любить, какие бы трудные они ни были. Ребята знают, что знания проверяются без каких либо поблажек, и это уже является для них большим стимулом приложить усилия к их изучению.

Строгий учитель строг не только к ученикам, но и к себе. Он старается на уроках так объяснять новый материал, чтобы понял весь класс. Продумывает каждую деталь урока. Поэтому он и спрашивает с каждого по полной программе.

Поначалу школьникам трудно привыкнуть к требованиям такого учителя. Они считают, что он придирается к ребенку, необъективно ставит оценки. Например, не вызубрил правило, и мне поставили двойку. Вот что часто возмущает учеников. Но они не понимают, в отличие от учителя, что успех выполнения многих заданий зависит от четкого знания определения и алгоритма действий, как раз и дающихся в правиле.

Так чего добивается строгий учитель, например, в этом конкретном случае? Ученику и родителям кажется, что бездумной зубрежки. А значит, учитель деспот, злой, слишком много требует от детей. И только преподаватель понимает, что именно таким путем можно добиться высоких результатов и понимания того, как следует решать сложные задачи.

И как радуются ребята скупой похвале такого учителя, хорошей оценке! Как золотой медали на Олимпиаде. Она окрыляет их, мотивирует заниматься с еще большим старанием и рвением.

Под строгостью вовсе не понимается грубость, бестактность, самодурство, вселяющие страх в учеников. Это вообще недопустимо в школе. Да и везде.

Строгость и объективность, справедливость и высокий профессионализм — вот определения действительно хорошего учителя. Потому что именно такой человек помогает ребенку стать полноценной интересной личностью и успешно реализовать себя во взрослой жизни.

И конечно же, учитель должен быть умным, разносторонне эрудированным человеком, любить свой предмет. И бесконечно уважать своих учеников.

Именно таких учителей выпускники всю жизнь вспоминают с любовью и благодарностью.

Школьники засняли на видео связь учительницы с учеником

Школьники засняли на видео связь учительницы одной из астраханских школ с учеником, после появления которого разгорелся громкий секс-скандал. Эти кадры были сняты детьми, которые подглядывали за взрослой женщиной и подростком, уединившимися в кабинете. На этих видео запечатлены объятия и поцелуи педагога и мальчика, которые не подозревали, что за ними наблюдают.

Напомним, скандал разгорелся после того, как информационный портал «Астрахань FM», ссылаясь на местную жительницу, сообщил, что учительница одной из школ города вступила в интимную связь с девятиклассником. Собеседница журналистов отметила, что этот факт доказывает откровенное видео, «гуляющее» по школе.

Следственные органы инициировали проверку. На данный момент СУ СК РФ по Астраханской области располагают лишь данными, опубликованными в СМИ.

Между тем в распоряжении журналистов РЕН ТВ оказался скрин интимной переписки. На данный момент нет подтверждения, что эта переписка подлинна.

Известно, что женщина всегда была на хорошем счету. Она преподает биологию, является кандидатом педагогических наук и даже становилась учителем года.

Как выбрать учителя для своего ребёнка (да, такое возможно)

Можно ли выбирать учителя для первоклассника? Оказывается, да, если в школе открывается не один первый класс, а два и больше. Только делать это нужно заранее, а не за неделю до начала учебного года. В большинстве школ существует подготовительное отделение для будущих учеников. Оно может быть платным или бесплатным (чаще всего). Обычно это называется «Школа будущих первоклассников».

Занятия в этой школе позволят вам и вашему ребёнку присмотреться, привыкнуть к учителю, его манере общения, требованиям. Хотя, прежде всего, занятия направлены на подготовку к систематическому обучению в школе.

Записывая своего ребёнка в «Школу будущих первоклассников», вы уже делаете выбор будущего учителя. Вряд ли кто-то из родителей скажет: «Мне всё равно, кто будет учителем у моего сына/дочки». У всех из нас есть своё представление о том, каким должен быть «идеальный» учитель. Это представление сложилось исходя из нашего личного опыта, рассказов знакомых и соседей и общего бэкграунда. Но реальная жизнь отличается от стереотипов.

Возрастные стереотипы

Многие родители первоклашек уверены, что свежеиспечённая выпускница педагогического университета в качестве первого учителя — это всегда плохо. Нет опыта, не умеет общаться с детьми. Вполне возможно, как и то, что, не выдержав реалий школьной жизни, молодой учитель уволится через полгода — год.

Но так бывает не всегда. Во-первых, про профессиональный опыт можно уточнить. Иногда студенты педагогических вузов — будущие учителя начальных классов во время учёбы работают педагогами дополнительного образования, и педагогический опыт у них уже весьма неплохой.

Во-вторых, молодой педагог может быть более энергичным и увлечённым образовательным процессом, чем старшие коллеги. Все свои силы, умения, время он будет посвящать ученикам

Может вполне искренне полюбить их. От этого ваши дети только выиграют.

Ещё один стереотип родителей связан с учителями пенсионного возраста. В данном случае тоже нет общих правил. Учитель 60 лет вполне может быть активным, жизнерадостным и преданным педагогическому делу. И совсем необязательно чрезмерно строгим и уставшим от многолетней работы.

Стереотипы о квалификации педагога

На каком основании родители учеников могут сделать вывод о квалификации педагога? Оценить, как учитель проводит уроки, насколько владеет методикой обучения разных предметов, вы не сможете.

Рассказы опытных родителей вам не помогут, так как они тоже не были у него на уроках. Это задача администрации школы и аттестационной комиссии.

Пожалуй, для родителей есть один критерий — грамоты и победы учителя в профессиональных конкурсах.

В данном случае вынуждена вас разочаровать. Большинство современных профессиональных конкурсов приближается к «шоу-образованию» и мало связано с реальным образовательным процессом. Если у педагога несколько десятков подобных грамот, то стоит задуматься, не превратятся ли уроки в бесконечные репетиции перед концертами и «открытыми» мероприятиями.

На что же стоит обратить внимание родителям будущих первоклассников? Посмотрите, как учитель общается с детьми.

Вы пришли в школу написать заявление на подготовительное отделение, а в это время учителя начальных классов ведут детей в столовую или в раздевалку. Как идут дети? «Табором», кричат, шумят, толкают друг друга? Или идут парами, пригнувшись и втягивают голову от окрика учителя? Или чувствуют себя свободно, но при этом идут спокойно? Какой вариант вам больше нравится?

Пройдите лишний раз мимо школы, где гуляют ученики из группы продлённого дня. Посмотрите, как учитель отреагирует на нарушение дисциплины ученика. Закричит? Спокойно остановит и тихо что-то скажет, но ребёнок его услышит? Или совсем никак не отреагирует?

Смотреть стоит на то, как учитель относится к школьникам. Хочет ли он их учить, развивать. Внимателен ли он к детям или они его раздражают.

Если вы уже водите ребёнка в «Школу будущих первоклассников», прислушайтесь к нему. Как он отзывается об учителе, комфортно ли ему в новом коллективе?

Если нет, возможно, в первый класс его стоит записать к другому педагогу.

Даже если у вашего ребёнка не складываются отношения с учителем уже в первом или втором, третьем классах, вы имеете право обратиться к директору школы с просьбой перевести ребёнка в другой класс к другому учителю.

Уважаемые учителя, читающие эту статью. Отвечаю на ваше возмущение: «Почему мы учеников не выбираем, а нас выбирают?». Да, мы с вами учеников не выбираем. Но профессиональный педагог всегда имеет преимущество перед семилетним ребёнком. И выстроить оптимальную коммуникацию с учениками — это профессиональная задача и ответственность педагога.

Типы учителей

Учитель, также как и ученик, является индивидуальностью. В. Н. Сорока-Росинский с удивлением спрашивал, почему не говорят об индивидуальности и типизации учителей. Он одним из первых предложил такую классификацию. По его мнению, есть две группы педагогов: обладающие индивидуальностью, «породой», личности и безличные, «беспородные». Породистых учителей он делил на таких представителей:

  • • учителя-теоретисты, у которых теория преобладает в ущерб реальному миру вещей и практике;
  • • педагоги-реалисты, которые разбираются в мире вещей и людей, они тонко чувствуют настроение ребят, умеют вместе с ними и радоваться, и горевать, и жить интересами каждого;
  • • педагоги-утилитаристы сходны с реалистами в умении хорошо ориентироваться как в вещах, так и в людях. Для них весь мир — лишь материал, и учащиеся лишь объект обучения и воспитания для получения максимально высоких показателей успеваемости и дисциплинированности;
  • • педагоги-артисты. Это те, как говорил В. Н. Сорока-Росинский, кого у эллинов называли «вдохновителями». Он дал им еще одно название — «интуитивисты». Главное свойство этих учителей — способность действовать по вдохновению, наитию, интуиции. В этом их и сила, и слабость.

Несмотря на то что в каждой из названных категорий есть масса недостатков и слабых сторон, самая сильная их сторона, повторим вслед за автором, та, что они — Личности. «Одним словом, он должен быть олицетворением зрелого, воспитанного, если не совершенного, то стремящегося к совершенству человека. Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом для наблюдения, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа обучения и воспитания. Его личность завоевывает ему уважение, влияние, силу. Повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя» (А. Дистервег).

Януш Корчак определил такие тины учителей:

Воспитатель-тиран — создает многочисленные запреты и требует их исполнения, свои обязанности видит в том, чтобы быть бдительным, надзирать и таким образом застраховать себя от любых неприятных неожиданностей. Такой тип порождается профессиональным невежеством.

Честолюбивый воспитатель — стремится подчинить каждого ребенка своему мнению и нормам, заставляет ребенка действовать соответственно их намерениям и расчетам. Сюда же он относил и тех учителей, которые считали, что ребенка можно легко переделать, убеждая, ласково наставляя, выманивая обещание исправиться.

Разумный воспитатель — действует только во имя добра к детям, ясно осознает воспитательные и образовательные задачи, доброжелателен, хорошо понимает детей.

В настоящее время есть типизация по преобладающей направленности личности учителя: организатор, предметник, коммуникатор, интеллигент. Каждый из указанных типов имеет свои способы, механизмы и каналы передачи воспитательных воздействий.

Структуру личности типа «организатор» составляют такие качества, как требовательность, организованность, сильная воля, энергичность. Учитель-организатор, нередко являющийся лидером не только у ребят, но и во всем педагогическом коллективе, преимущественно транслирует свои личностные особенности в ходе проведения различных внеклассных мероприятий, и поэтому результат его воздействий, скорее всего, обнаружится в сфере делового сотрудничества, коллективной заинтересованности, дисциплины и т.д.

«Предметника» характеризуют наблюдательность, профессиональная компетентность, стремление к творчеству. Для учителя-предметника, твердо уверенного в необходимости знаний и их значимости в жизни, более характерно воспитание ученика средствами изучаемого предмета, путем изменения его восприятия научной картины мира, привлечения к работе в кружке и т.д.

Согласно имеющимся связям, может быть промежуточный тип — «предметник-организатор», сочетающий в себе характеристики обоих этих типов. Его отличием от «предметника» будет более жесткая направленность учащихся па предмет и организация их деятельности именно внутри предметных знаний. Это позволяет дифференцировать его от «чистого» организатора, основное направление деятельности которого находится в плоскости внеклассной работы.

Структуру личности типа «коммуникатор» составляют такие качества, как общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая нравственность. Сюда же могут быть отнесены эмоциональность и пластичность поведения, имеющие тесные связи с этими качествами. Учитель-коммуникатор, отличающийся экстравертированностью, низкой конфликтностью, доброжелательностью, способностью к эмпатии, любовью к детям, реализует свои воспитательные воздействия через поиск механизмов совместимости с учеником, через нахождение точек соприкосновения в личной жизни и, естественно, что данные воздействия окажут наибольшее изменение именно в этом «бытовом» поведении ученика.

Учитель-интеллигент, или «просветитель», отличается принципиальностью, соблюдением моральных норм, реализует его;! посредством высокоинтеллектуальной просветительской деятельности. Он несет ученикам нравственность, духовность, ощущение свободы. «Интеллигент» характеризуется высоким интеллектом, общей культурой и высокой нравственностью.

Существуют промежуточные типы, образованные разными направлениями типизации педагогов, основанные на базе предметных знаний, например, «предметник-коммуникатор», «предметник-просветитель». В то же время вероятность появления «интеллигента-организатора» очень мала.

Учитель является организатором педагогического процесса, постоянно находится во взаимодействии с детьми, родителями, коллегами и другими людьми, все это накладывает на него огромную ответственность и предъявляет к нему большие требования. Что значит хороший учитель? «Это прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком» (В. А. Сухомлинский).

Интегрирующим личностные и профессиональные качества учителя является феномен педагогической культуры.

Педагогическая культура — совокупность высокого уровня развития и совершенствования всех компонентов педагогической деятельности и такого же уровня развития и реализации сущностных личностных сил педагога, его способностей и возможностей.

Личностная культура учителя формируется из совокупности социальных компетенций, связанных со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, компетенций, касающихся жизни в поликультурном обществе понимание различий между представителями различных культур, языков и религий, уважительное отношение к чужим традициям, верованиям.

Компоненты педагогической культуры: педагогическая направленность, совокупность профессионально-значимых личностных качеств и способностей, широкий кругозор, педагогическая эрудиция и компетентность.

Педагогическая направленность — система эмоционально-ценностных отношений, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности учителя, побуждающих учителя к ее утверждению в педагогической деятельности и общении.

Структура педагогической направленности:

  • • направленность на ребенка (и других людей), связанная с заботой, интересом, любовью, содействием развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности;
  • • направленность на себя, связанная с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в сфере педагогического труда;
  • • направленность на предметную сторону профессии учителя (содержание учебного предмета).

Профессиональное мастерство в педагогической деятельности возможно лишь при наличии определенных личностных качеств. Исследователи (Н. В. Кузьмина, А. И. Щербаков, С. Г. Вершловский, В. А. Сластенин, Ф. Н. Гоноболин и др.), занимающиеся проблемой учителя, называют самый различный набор таких качеств. Еще К. Д. Ушинский настойчиво подчеркивал, что в педагогические учебные заведения надо принимать людей «специально к тому подготовленных, по крайней мере, настолько, чтобы выразился их характер и способности, подающие надежды образовать из них хороших деятелей на поприще народного образования». В «каждом наставнике, а особенно в тех наставниках, которые назначаются для низших училищ и народных школ, важно не только умение преподавать, но также характер, нравственность и убеждения, потому что в классах малолетних детей и в народных школах большее влияние на учеников оказывает личность учителя, чем наука, излагаемая здесь в самых элементарных началах» (К. Д. Ушинский).

Ведущий специалист в вопросах подготовки учителя В. А. Сластенин так определяет портрет современного учителя:

  • • высокая гражданская активность и социальная ответственность. Главный ориентир его деятельности — высокий профессиональный долг;
  • • любовь к детям, потребность и способность отдавать им свое сердце;
  • • подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими. Он выше мелочных обид, амбиций и пристрастий;
  • • высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и к принятию творческих решений, владеет индивидуальным стилем педагогической деятельности;
  • • потребность в постоянном самообразовании и готовность к нем}’;
  • • физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Н. В. Кузьмина отмечает, что при безответственном отношении к делу педагогические способности не обеспечивают достижения педагогического мастерства. В то время, как при средних способностях, но развитом чувстве долга и ответственности можно стать мастером. В зарубежных исследованиях выявлен феномен локуса контроля. Локус контроля — свойство видеть источник управления своей жизнью преимущественно во внешней среде либо в самом себе. Два тина людей но локусу контроля — интерналы, объясняющие события внутренними причинами и принимающими ответственность па себя. И экстерналы — объясняющие события внешними причинами, т.е. пытающиеся всю ответственность возложить на других людей или внешние обстоятельства. У учителя-экстернала всегда и во всем виноват ребенок.

Профессия учителя требует подвижничества и самоотверженности. Об истинности этого тезиса свидетельствуют примеры жизни видных педагогов: И. Г. Песталоцци, А. Макаренко, Я. Корчака, В. Сухомлинского.

Перечисленные личностные качества учителя можно дополнить следующими:

  • • аттракция — социальная установка на уважение к человеку, отношение к человеку как к самоценности, мере всех вещей;
  • • способность к эмпатии (сочувствию, сопереживанию, вживанию в переживания другого человека);
  • • сензитивность к потребностям учащихся — раскрытость и восприимчивость к ним;
  • • способность к рефлексии;
  • • креативность — способность к творчеству, нестандартности мысли и поступков, неординарности;
  • • экстравертность — раскрытость на общение с людьми;
  • • эмоциональная устойчивость — уравновешенность, подвижность эмоциональных состояний, умение удержать себя от крайних проявлений — слепого гнева, безудержного веселья, страха и т.п.; уверенность в себе, оптимизм, жизнерадостность и динамичность нервной системы (способность быстро реагировать на изменения в окружающей среде);
  • • способность к диалогической интерпретации процессов обучения и воспитания;
  • • развитое профессионально-педагогическое мышление, позволяющее проникать в причинно-следственные связи педагогического процесса, анализировать свою деятельность, предвидеть результаты работы, давать теоретическое обоснование своим действиям;
  • • умение придать личностную окраску преподаванию;
  • • умение создавать позитивные подкрепления для самовоспитания учащегося, прежде всего, своим личным примером. «Никто не сможет воспитывать человека, если он сам себя не воспитывает» (В. А. Сухомлинский);
  • • владение стилем легкого, неформального, теплого общения с детьми;
  • • личностная самостоятельность учителя, которая «…никакие исчерпывается способностью выполнять те или иные задания. Она включает более существенную способность самостоятельно, сознательно ставить перед собой те или иные задачи, цели, определять направление своей деятельности» (С. Л. Рубинштейн).

Подлинные профессионалы учительского труда неизменно владеют ситуацией, культивируют теплые, эмоционально окрашенные взаимоотношения с учениками, симпатизируя им и понимая их непосредственные нужды. Умея благодаря чувству юмора разрядить обстановку, великолепно зная свой предмет, они преподают его с энтузиазмом и выдумкой, очень рационально используя время. Профессионально действующие учителя последовательны в своих установках, справедливы, уважают личность обучаемого, тактичны.

Педагогический такт — чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Тактичный учитель всегда старается понять воспитанника, его состояние, настроение, выяснить причины возникшей ситуации. Он всегда корректен, вежлив, внимателен, руководствуется идеями поддержки и помощи.

Пускай во всем, что совершаешь ты. Проступит след душевной чистоты: Ведь сила не во внешности твоей, А только в человечности твоей.

М. Джалиль

Вот некоторые утверждения А. С. Макаренко по этому поводу. Ваши аргументы «за» и «против» такой позиции.

А. С. Макаренко

«В прошлом году я читал в вашем педагогическом журнале, каким топом надо разговаривать с воспитанниками. Там сказано: педагог должен разговаривать с воспитанниками ровным голосом. С какой стати? Почему ровным голосом? Я считаю, что это такой нудный получится педагог, что его просто все возненавидят. Нет, я считаю, что педагог должен быть весел, бодр, а когда не то делается, должен и прикрикнуть, чтобы чувствовали, что если я сердит, так сердит по-настоящему, а не так, что — не то сердится, не то педагогическую мораль разводит».

А. С. Макаренко

«В то время, как мне еще приходилось спорить с Украинским Нарком-просом, меня спросили на педагогической конференции: вы знаете, что такое такт?

  • — Знаю.
  • — А что это такое?
  • — Предположим, вы обедаете с каким-нибудь человеком, и он плюнул вам в тарелку, и вы можете ему сказать: что вы делаете, это нетактично.

А можно поступить и так: взять тарелку и разбить у него на голове. И никакого риска не будет.

Иногда нужно разбивать такую тарелку на голове, доводить человеческий поступок до логического предела, а не замазывать его.

Разве такт иногда не является уклонением от ответственности?

Передо мной мальчик или девочка, с которыми надо что-то сделать, а я не хочу ничего делать, боюсь риска и начинаю тактично поступать. Тактично отъезжать от данного случая в какой-то закоулок».

Все стороны проявления педагога в деятельности оцениваются окружающими с позиции его авторитетности. Авторитет — внутреннее признание окружающими за учителем права на принятие ответственного решения в условиях значимой совместной деятельности с детьми, родителями, коллегами. Авторитет — степень доверия к человеку. Авторитет складывается из профессиональной компетентности учителя, его личных качеств, способностей к общению, характера лидерства. Подлинный авторитет опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на высокие личностные и профессиональные качества воспитателя. Есть два свойства педагогического авторитета.

Иррадиация авторитета — признание авторитетности учителя в тех сферах жизнедеятельности, где право учителя на авторитетное влияние еще не проверялось.

Спецификация авторитета — признание авторитетности человека лишь в одной из сфер, а в других он не выступает в качестве авторитета: «Иван Петрович великолепный физик, но организатор из него плохой». «Совершенно понятно, что воспитатель, не имеющий авторитета, не может быть воспитателем» (А. С. Макаренко).

Сильная школа или добрый учитель? Как выбрать школу?

Есть ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО для начальной школы. Идти надо на учителя. Сейчас у многих учителей есть странички в соцсетях. Спишитесь. Объясните ситуацию. Кто-то в шоке от шустрых детей. Кто-то именно в таких и нуждается, а с тихонями им скучно. Идите на Учителя, не на школу.

В начальной школе идут на учителя. Не на престижность школы.

Почему на учителя?

  • Потому, что именно с этим взрослым человеком Ваше сокровище будет находиться долгие четыре года по 6-7 часов каждый день.
  • Именно этого человека Ваш ребёнок будет вспоминать каждый день, делая домашнее задание. Это еще примерно +2-3 часа.

Первый класс. Фото — фотобанк Лори

Какая бы ни была крутая школа – в начальной школе идут на учителя. Пусть в обычную школу. Абсолютно не престижную. Бывает, даже возят.

Представляете, приходить каждый день в то место, где Ваш непосредственный начальник вызывает у Вас ужас? А это маленький беззащитный ребёнок.

А такие ситуации есть. И я не раз слышала от восьмилетних малышей страшную фразу — Я ЕЁ НЕНАВИЖУ.

Не все дети способны противостоять взрослому, тем более – учителю.

Говорить плохо об учителе – ничего хорошего ни для кого. Объяснять, что все люди разные, учись общаться со всеми и прочее, и прочее, и прочее – можно, но для 99% малышей бесполезно.

Я наблюдала сотни сломанных судеб.

Видела одарённых детей до 1-ого класса. Я не для красного словца пишу «одарённые», именно таким они были. И видела их в начальной школе. Сломленные. Затравленные. Не верящие в свои силы.

И такими уходили в среднюю школу. И там – слабенькие пугливые троечники.

Учились эти дети не у монстров. Часто – сильные учителя. Просто не сошлись.

Монстр был один. Лично не видела, видела тетрадки. Диктант без единой ошибки, каллиграфическим почерком — стоит «1». Операция на глаза у ребёнка. Просьба родителей пересадить на первую парту. Язвительный отказ учителя: «Много вас таких».

Поэтому очень важно – найти своего учителя, особенно в начальной школе.

А в средней школе предметов много. Поэтому и идут на сильную школу. С надеждой, что там сильный коллектив, и почти по всем предметам будет сильный учитель.

Ольга Узорова — педагог, методист, автор учебных пособий

Распространенная ситуация: надо вести ребенка в школу, а рядом сильная школа, но с авторитарными учителями (на этот год). Подальше – школы с добрыми учителями, но одна слабее другой.

Я напишу свой совет — общую формулу для таких схожих ситуаций:

1) В выбранной слабой школе выбираете самого сильного учителя.

2) Обязательно ему говорите о своих планах на поступление. Не для того, чтобы его в шок ввести. Вы это говорите для того, чтобы он Вашему ребенку задавал чаще что-либо сверх того, что он дает всем детям по основным предметам. Где-то – вперед, где-то – вглубь.

3) Выполняете и не стонете.

4) Сдруживаетесь с мамами той сильной школы. По возможности, берете у них текущие и четвертые контрольные работы. Проверяете своего – как решил. Лучше – не сами. Качество выполнения грамотнее проверит учитель, так как много тонкостей. Вы можете подумать, что решил на 5 баллов, а это всего 3 балла.

5) Полугодовые и годовые контрольные добывать, решать и оценивать обязательно!

6) Идеально, если в конце 1-ого, 2-ого, 3-его классов придете в ту сильную школу. Скажите, что хотите (предполагаете) перевести ребенка в этом году. Попросите протестировать. Это бесплатно (если не будет толп таких же) — то один из учителей сильной школы протестирует и скажет, где пробелы. Вы их записываете – летом отрабатываете.

Не идеально, если Вас протестирует учитель той самой сильной школы только в конце 3-его класса. Есть вероятность того, что придется много догонять.

7) Если вас взяли в сильную школу – настройтесь на серьезную учебу. Если ребенок не мотивирован, если вы не приучили его к учебному труду, к слову НАДО – не тратьте время, нервы и силы на поступление в сильную школу. Да, там дети пашут. И очень часто родители тех детей, которые не тянут программу, вынуждены нанимать репетиторов. И именно эти родители и рассказывают о самых страшных случаях ужасных зверств. Я слышала обе стороны.

Но я еще ни разу не видела сильную среднюю школу, где отношение к детям у всех учителей-предметников всех параллелей жесткое и авторитарное.

На форуме Материнство можно задать вопрос Ольге Узоровой «»