Стрельба в школах России

Содержание

Случаи стрельбы в российских школах. Хронология

Мы составили хронологию случаев стрельбы с пострадавшими в российских школах и колледжах. Всего с начала 2015 года по настоящее время сообщалось как минимум о 14 случаях (с учетом ЧП 14 ноября 2019 года), когда в средних учебных заведениях в результате стрельбы из различных видов оружия погибли или пострадали люди.

20 марта 2015 года в школе №64 города Томска девятиклассник открыл огонь из пневматического пистолета. Легкие травмы получили двое учащихся восьмого класса. Было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 116 УК РФ («Побои из хулиганских побуждений»). В мае того же года дело было прекращено в связи с примирением сторон.

30 ноября 2015 года в здании саратовского лицея №62 во время показательных занятий по боевым единоборствам отец одной из учениц в ходе ссоры с тренером по карате открыл огонь из пистолета. Тренер, президент Федерации карате Саратовской области Азамат Норманов, был убит, еще двое родителей были ранены, дети не пострадали. Стрелявший, 45-летний Расим Керимов, сдался полиции. 11 октября 2016 года он был приговорен к 24 годам колонии строгого режима и штрафу в 5,5 млн руб.

6 апреля 2016 года в гимназии им. И. Ш. Муксинова города Янаула (Башкирия) преподаватель ОБЖ во время занятий по стрельбе из пневматической винтовки случайно ранил в плечо одну из 15-летних учениц. Руководство учебного заведения сообщило, что уроки стрельбы из «пневматики» в их школе проходят с тщательным соблюдением техники безопасности, и случай с ранением произошел впервые.

23 сентября 2016 года в городе Суксун (Пермский край) 23-летний учитель физкультуры школы №1 открыл стрельбу из пневматического пистолета по ученикам, ранив одного из них в грудь. По утверждению стрелявшего, пострадавшие курили в кустах возле школы, и ранее он неоднократно делал им замечания о недопустимости такого поведения. Вскоре после инцидента преподаватель был уволен.

11 февраля 2017 года на уроке в школе №1 города Нижнекамска (Республика Татарстан) 14-летний ученик выстрелил из пневматического пистолета в глаз соседа по парте. Пострадавший подросток обратился в медпункт, где ему отказались вызвать скорую помощь. В итоге директор довез пострадавшего в больницу на личном автомобиле. 17 февраля ребенок скончался в одной из больниц Казани от полученного ранения. Против стрелявшего было возбуждено уголовное дело по статье 111 («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть человека»), против сотрудников школы — по части 2 статьи 293 УК РФ («Халатность, повлекшая по неосторожности смерть человека»).

12 мая 2017 года в городе Усинске (Республика Коми) во дворе школы №2 один из учеников 2001 года рождения открыл огонь из пневматического пистолета по другим детям. Травму глаза получила девочка 2003 года рождения. В отношении подростка возбуждено дело по статье 213 УК РФ («Хулиганство»). Директор школы получила выговор.

5 сентября 2017 года ученик девятого класса школы №1 города Ивантеевка (Московская обл.) принес в учебное заведение самодельные взрывпакеты, топор и пневматическое оружие. Он выстрелил из оружия в учительницу и ударил ее топором, а пиротехнические средства взорвал. Испугавшись, трое учеников выпрыгнули из окна, получив в результате различные травмы. Нападавший был арестован сотрудниками полиции. Как установила судебная психолого-психиатрическая экспертиза, на момент совершения преступления подросток был вменяемым и осознавал характер своих деяний. Первоначально ему вменялось совершение преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 30, частью 2 статьи 105 («Покушение на убийство двух или более лиц в связи с осуществлением ими служебной деятельности или выполнением общественного долга, совершенное из хулиганских побуждений общественно опасным способом») и частью 3 статьи 213 («Хулиганство, совершенное с применением взрывчатых веществ или взрывных устройств») УК РФ. Позднее следствие ужесточило обвинение и добавило подростку еще три статьи: часть 2 статьи 167 («Умышленное уничтожение или повреждение имущества, совершенное из хулиганских побуждений, путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом»), часть 1 статьи 222.1 («Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств») и часть 1 статьи 223.1 («Незаконное изготовление взрывчатых веществ, незаконные изготовление, переделка или ремонт взрывных устройств») УК РФ. 15 февраля 2019 года Ивантеевский городской суд признал подростка виновным и приговорил его к 7 годам и 3 месяцам воспитательной колонии.

19 октября 2017 года в Сыктывкаре (Республика Коми) 13-летний подросток пронес на занятия в школу №12 пневматический пистолет. Во время игры с оружием произошел непроизвольный выстрел, в результате чего другой ученик 2004 года рождения был ранен в область века и скулы. О результатах проведенной следственной проверки СМИ не сообщали.

22 декабря 2017 года в городе Комсомольске-на-Амуре (Хабаровский край) ученик девятого класса устроил стрельбу на территории школы. По данным краевого УМВД, подросток вышел на крыльцо учебного заведения и выстрелил по газонам из пистолета, внешне схожего с пневматическим. Несколько пуль рикошетом попали в троих семиклассников, один из потерпевших получил гематомы.

18 января 2018 года в гимназии №1 им. К. Д. Ушинского в Симферополе (Республика Крым) ученик седьмого класса ранил пятиклассника в ногу из пневматического пистолета. Стрельба произошла в туалете перед уроком физкультуры. После оказания медицинской помощи пострадавший был отпущен домой. Проводились служебная и следственная проверки инцидента, об их результатах СМИ не сообщали.

21 марта 2018 года в школе №15 городе Шадринск (Курганская обл.) на уроке, когда учитель вышел из класса в медицинский кабинет, 13-летняя ученица произвела несколько выстрелов из пневматического пистолета, который принадлежал ее отцу. В результате синяки и ссадины получили семь учащихся 7-го класса. Штатный режим работы учебного заведения не прерывался. Госпитализация пострадавшим не потребовалась.

17 октября 2018 года в Керченском политехническом колледже произошла стрельба, сопровождавшаяся подрывом самодельного взрывного устройства. В результате погибли 20 человек, не менее 65 человек получили ранения. В СК РФ сообщили об установлении личности молодого человека, пришедшего в колледж непосредственно перед происшествием, который, исходя из видеозаписи, держал в руках ружье. Им оказался студент четвертого курса колледжа 18-летний Владислав Росляков. Его тело с огнестрельным ранением было обнаружено в одном из помещений колледжа. По факту происшедшего СК РФ возбудил уголовное дело по статье 205 («Террористический акт») УК РФ, однако вскоре переквалифицировал его на часть 2 статьи 105 УК РФ («Убийство двух и более лиц общеопасным способом»). В апреле 2019 года, выступая на лекции во Всероссийском государственном университете юстиции, председатель СК РФ Александр Бастрыкин назвал причиной стрельбы в керченском колледже «унижение на основе разного имущественного положения». По словам Бастрыкина, Владислава Рослякова «постоянно унижали одноклассники».

19 сентября 2019 года при проведении занятий по стрельбе в гимназии №16 Красноярска выстрелом из пневматического оружия была ранена в мочку уха одиннадцатиклассница. По данным полиции, стрелял ученик этой школы, а девушка проходила мимо места, где проводились стрельбы. Между тем, по предварительной информации Следственного комитета, выстрел произвел учитель ОБЖ. По данным СМИ, к преподавателю было применено дисциплинарное взыскание.

Во Флориде подросток застрелил 17 человек в школе. Главное

John McCall / South Florida Sun-Sentinel / AP / Scanpix / LETA

Нападение на школу во Флориде произошло днем 14 февраля. Перед окончанием уроков (около 14:40 по местному времени) в школе Паркленда второй раз за день сработала пожарная сигнализация. Вскоре после этого началась стрельба, в школе объявили эвакуацию. Некоторые ученики и преподаватели смогли переждать нападение, забаррикадировавшись в классах.

High School shooting in Parkland, Florida | Snapchat multifandom

Погибли 17 человек, среди которых и взрослые, и дети. Трое были застрелены возле школы, еще 12 погибли от выстрелов в здании. Двое раненых умерли после госпитализации. В больницах остаются 15 потерпевших. Опознание продолжается, но уже известно, что среди жертв (по другим данным — среди раненых) как минимум двое преподавателей, в том числе футбольный тренер, который пытался заслонить учеников.

Стрелком оказался бывший ученик школы, 19-летний Николас Круз. Ему удалось смешаться с толпой и выйти из здания, но затем он был задержан и отправлен в больницу. Круз стрелял из винтовки AR-15. На подростке во время задержания был противогаз; у него обнаружили дымовые шашки, но использовал ли он их, не уточняется.

Мотивы нападения неясны. Круз раньше учился в школе, на которую он напал, но был исключен за плохое поведение, — по словам преподавателя математики Джима Гарда, он угрожал другим ученикам. Подростка раньше уже наказывали за то, что он приносил гильзы в школу.

Круз недавно остался без попечения родителей — его приемная мать умерла в ноябре 2017 года. При этом в дом Круза периодически вызывали полицию, так как он стрелял по соседским курам. Он ходил на курсы офицеров запаса и постоянно выкладывал фотографии оружия в инстаграме (один из его аккаунтов назывался «Николас Круз Макаров» — в честь модели пистолета). Родственник Круза рассказал местному изданию Sun Sentinel, что у подростка диагностировали аутизм.

Нападение в Паркленде стало одним из самых крупных в истории США по количеству жертв. В школе «Сэнди-Хук» в 2012 году в результате стрельбы погибли 27 человек, в «Колумбайне» в 1999 году — 13. Президент Дональд Трамп выразил соболезнования родственникам жертв, но пока ничего не сказал о возможном ужесточении контроля за продажей оружия. После нападения Национальная стрелковая ассоциация удалила ретвит с призывом купить оружие в подарок на День святого Валентина.

Михаил Зеленский

  • Напишите нам

Случаи нападений и стрельбы в российских школах: хроника трагедий

🔗 Похожие новости

  • 24 декабря 2018В России ужесточили правила хранения оружия
  • 15 февраля 2019Напавшему на школу в Ивантеевке девятикласснику вынесли приговор
  • 29 декабря 2018Напавший на школу в Улан-Удэ подросток направлен на принудительное лечение
  • 14 декабря 2019Отец керченского убийцы Рослякова умер после избиения
  • 19 февраля 2019Патрушев заявил о росте числа нападений подростков на учителей
  • 13 ноября 2018Волгоградский школьник принес на уроки топор, ножи и бензин
  • 23 декабря 2019Отца керченского убийцы похоронили в безродной могиле
  • 22 ноября 2018ФСБ сообщила о предотвращении нападений на школы после трагедии в Керчи
  • 18 февраля 2020В Керчи задержали подростков, готовивших теракты в школах
  • 24 сентября 2019В Кирове предотвращено массовое убийство в школе
  • 14 ноября 2019В Благовещенске студент колледжа расстрелял сокурсников и покончил с собой
  • 14 ноября 2019Бойня в колледже Благовещенска: студент-убийца заряжал дробовик в туалете
  • 14 ноября 2019″Был тихий, никто его не трогал»: студенты рассказали о благовещенском стрелке
  • 14 ноября 2019СК опубликовал видео с места расстрела студентов в Благовещенске
  • 14 ноября 2019Охранник колледжа в Благовещенске не имел разрешения на работу
  • 14 ноября 2019После бойни в Благовещенске Медведев дал поручение Министерству просвещения
  • 14 ноября 2019Задержан глава ЧОП, охранявшего колледж в Благовещенске
  • 25 января 2019Подросток устроил стрельбу в школе в Красноярском крае
  • 12 октября 2019Число жертв трагедии в керченском колледже возросло до 21
  • 18 декабря 2018За резню в пермской школе подросток получил почти 10 лет
  • 18 декабря 2018Путин подписал закон о борьбе с «группами смерти»
  • 17 октября 2019В Керчи почтили память жертв трагедии в колледже

Месяц назад (18 мая) в городе Санта-Фе (Техас) произошел очередной инцидент со стрельбой в школе. CNN заявили, что ранения получили не менее 12 человек, а шериф округа Харрис Эд Гонсалес так и не смог назвать точное количество жертв (заявил о 8-10 погибших).

Нападавшего удалось задержать, а также полиция допрашивает человека, который мог быть его соучастником. По предварительной информации, оба они — ученики школы.

«School shooting» – термин, который мы слышим всё чаще и если раньше он неразрывно был связан с западным миром, то за последние годы нападения в школах стали не редкостью и для России. Обычно под ним подразумевается нападение на учебное заведение, например, школу или университет с применением огнестрельного оружия. Инциденты, приведшие к четырём и более смертельным исходам, классифицируют как массовый расстрел.

Школьные расстрелы вызывают дискуссию в обществе по поводу ряда ограничительных мер в отношении оружия и политики нулевой терпимости (неизбежное наказание за несоблюдение правил независимо от обстоятельств). Но пока политики спорят, люди продолжают гибнуть.

Сегодня мы попытаемся разобраться, почему же за более чем 250 лет так и не найдено однозначного средства для предотвращения стрельбы в школах.

18-19 век

Мы обратимся к истории и начнем с первого задокументированного случая нападения на школу с применением огнестрельного оружия, а после сделаем несколько остановок на наиболее знаменитых инцидентах.

Гринкасл, Пенсильвания

26 июля 1764 года произошла (возможно) самая первая стрельба. Учитель — Енох Браун и 9 учеников были убиты и скальпированы индейцами. Енох умолял не трогать детей, но был застрелен. Двоим ученикам, присутствующим во время бойни, удалось выжить.

В следующий раз выстрелы раздадутся в стенах учебного заведения только 12 ноября 1840 года в Шарлоттсвилле, Вирджиния. Профессор права в университете по имени Джон Энтони Гарднер Дэвис был ранен выстрелом студента и скончался через 3 дня.

Конфликты с преподавательским составом становились одной из основных причин стрельбы. Ученики мстили преподавателям за плохие отметки или физические наказания, преподаватели стреляли в учеников за непослушание. Жертвы и зачинщики присутствовали с обеих сторон примерно в равных пропорциях. Кроме этого фиксировались случаи случайной стрельбы принесенных пистолетов и различного рода бытовые конфликты, нашедшие свою развязку в стенах школ.

Как правило, эти случаи не насчитывают больше 1-2 жертв, а чаще и вовсе обходились только ранеными.

В период с 1764 по 1900-ые зафиксировано 38 случаев стрельбы, на которые пришлась 41 смерть.

Самое крупное происшествие этого периода приходится на 13 декабря 1898 г, Чарлстон, Западная Вирджиния. Во время школьной выставки группа молодых людей пыталась сломать студенческую работу. Когда преподаватель Фишер вмешался – завязалась потасовка, к которой присоединились другие учащиеся. В результате погибло 6 человек: Гарри Флашер – убит выстрелом в сердце, Генри Карни – получил смертельный выстрел в спину, Ральф Джонс, Джордж Гибсон и еще двое — смертельно ранены, Хаз Хардинг — разбит череп. Несколько человек получили травмы разной степени тяжести.

20 век

Стрельба в школе продолжает являться следствием разного рода личной неприязни между учениками, родителями и учителями. Вот, например, 11 сентября 1909 г., Гравете, Арканзас – конфликт завязался между Джоном Бутрам, студентом школы, который сказал своим сокурсникам, что занятия отменены. Преподаватель К. Келли настаивал на том, что учебный день не закончился. Бутрам бросился на него с ножом, но Келли вытащил пистолет и выстрелил в него.
За первые 40 лет 20 века в школах США произошло 53 инцидента с использованием огнестрельного оружия, которые стоили жизни 40 людям. Почти столько же произошло за 150 лет с момента нападения индейцев в Гринкасл.

Пасадена, Калифорния

6 мая 1940 г. Верлин Спенсер был уволен из школы после многочисленных конфликтов с другими сотрудниками. Результатом такого освобождения от должности стали 5 трупов и 2 раненых. Во время задержания Спенсер попытался покончить жизнь самоубийством, но не скончался от полученных ран и был осужден после лечения. Полицейские обнаружили предсмертную записку, которую Спенсер составил для своей жены Полли. За своё преступление он получил 5 пожизненных сроков.

В какой-то мере Верлин – образ нового поколения шутеров (стрелков). Это человек, который не совершал преступление под действием импульса или порыва гнева, а тщательно подготовил и спланировал всё, включая своё самоубийство.

Остин, Техас

Произошедшее потрясло Америку, один из самых крупных случаев расстрела на территории учебных заведений произошел 1 августа 1966 г. Чарльз Джозеф Уитмен отправился в Техасский университет и начал вести стрельбу по людям со смотровой площадки башни. Чарльз успел убить 11 человек и ранить 31, прежде чем он был застрелен полицией. Как выяснилось позже, прежде чем выехать в студенческий кампус, он заколол в сердце свою мать и жену. Также он застрелил несколько человек во время подъема на башню. В общей сложности, в тот день было убито 16 человек, а 17-ая жертва умерла спустя 35 лет от осложнения после травм, полученных в результате нападения.

В своей предсмертной записке Уитмен написал:

«Я жестоко убил своих близких Если страховка ещё действительна, оплатите мои долги анонимно пожертвуйте остальное в фонд психического здоровья. Возможно, исследование поможет предотвратить дальнейшие трагедии такого типа «

Также Уитмен просил о вскрытии и исследовании тела перед его захоронением, что сыграло немалую роль. Личность Чарльза стала объектом для исследования с целью обнаружения триггеров. Было выяснено, что его отец злоупотреблял рукоприкладством, от чего его родители разошлись; Чарльз испытывал стресс, связанный с трибуналом (за азартные игры и угрозы) и последующим увольнением из корпуса морской пехоты, а также после вскрытия была обнаружена опухоль головного мозга, о влиянии которой на действия Чарльза и по сей день не сделано однозначных выводов.

Керчь, Крым, Россия

17 октября 2018 года этот печальный список пополнился трагедией в Керченском политехническом колледже. Местный студент Влад Росляков ходил и планомерно расстреливал учащихся заведения из охотничьего ружья 12-ого калибра, разрешение на которой он только-только получил.

По официальным данным его жертвами стали 20 человек. Судя по фотографии Влада, его образ был явно заимствован у одного из участников расстрела в школе «Колумбайн».

Исследования

Секретная служба США (USSS) и Департамент образования начали составлять и изучать психологические портреты после массового расстрела в школе «Колумбайн» (Эрик Харрис и Дилан Клиболд убили 15 и ранили 21 человека) в 1999 году. В мае 2002 года был опубликован отчет, в котором были рассмотрены 37 случаев расстрелов в школах США (с 1974 по 2000 год) и сделаны следующие выводы:

  • Инциденты, связанные с насилием в школе, редко бывают внезапными, импульсивными действиями.
  • В 80% случаев минимум один человек знал, что нападавший планировал атаку, и почти в 60% два человека знали о нападении до того, как это произошло.
  • Большинство атакующих не угрожали своим целям непосредственно перед атакой.
  • Большинство нападавших с трудом справлялись с потерями или личными неудачами. Более того, многие думали или пытались покончить жизнь самоубийством (78%).
  • Главными мотивами нападения были: издевательства, преследования или угрозы — 75%; месть — 61%, 54% сообщили о многочисленных причинах.
  • Большинство атакующих имели доступ и использовали оружие до атаки.
  • Несмотря на своевременные ответные меры правоохранительных органов, большинство инцидентов, связанных с расстрелом, были прекращены другими средствами, помимо вмешательства полиции или SWAT.

В предыдущем докладе на основе 18 школьных перестрелок, эксперты пытались выявить тип нападающих. Итоговый профиль описывал стрелков как «представитель среднего класса, одинокий или отчужденный, неловкий, белый мужчина, который имеет доступ к оружию».

Отчет 2002 года предостерёг от предположения, что преступник может быть идентифицирован определенным «типом» или профилем. Результаты исследования показали, что преступники пришли из разных слоев общества, некоторые были детьми из неполных семей, были приемными (5%) или из полностью благополучных семей. Большая часть никогда не имела проблем с обучением (хорошая успеваемость у 41%) и имела здоровую социальную жизнь.

Исследование также показало, что школы делают ложную ставку на безопасность, когда им следует уделять больше внимания поведению студентов. Политика нулевой терпимости и металлоискатели «вряд ли будут полезны», — обнаружили исследователи USSS. Исключение или отстранение студентов за незначительные нарушения наоборот могут дать искру, которая подтолкнет некоторых вернуться в школу с оружием.

Возможные причины

  1. Проблемы в семье

    Фактор, который не так часто упоминается СМИ, но подкрепляется социальными исследованиями — это структура семьи. Известный социолог из Гарварда Роберт Дж. Сампсон писал: «Количество полных/не полных семей является самым главным показателем, влияющим на уровень преступности в городах в США».

    Журналист, редактор и ученый Майкл Кук однажды выразил мнение, что «нам не понадобится больше контроля над оборотом оружия, если люди смогут лучше контролировать свой брак».

  2. Отсутствие контакта между членами семьи

    Исследования показали, что в семьях преступников часто наблюдалась низкая эмоциональная близость. Данный параметр не поддается исчислению, ведь даже в самых благополучных семьях бывают периоды сложных отношений.

    Также школьные стрелки имеют еще один общий параметр — отсутствие эмпатии и неспособность сдерживать агрессию. Такое поведение может быть связано с их психотическими симптомами (потеря ощущения реальности) и/или последствием насильственной травматизации, такой как ранняя физическая жестокость, которая способствует развитию диссоциативных состояний ума (отрицание реальности, деперсонализация).

  3. Подростковый возраст

    Незрелость тоже является одним из выявленных факторов, повышающих вероятность того, что человек совершит преступление. В то время как лобные доли находятся в развитии, подростки могут больше полагаться на другую часть мозга – миндалевидное тело. Такое мышление более эмоционально, оно сопровождается импульсивностью и агрессией.

    Следствием такого мышления является то, что подростки чаще подвергают свою жизнь риску, чем взрослые или дети. Также выявлена закономерность, указывающая на снижение уровня риска от подросткового возраста до взрослой жизни и возрастании риска в поступках от детского возраста к подростковому периоду.

  4. Владение оружием

    Исследования показывают, что в части стран количество смертей от огнестрельного оружия имеет прямую зависимость с количеством оружия, находящимся у населения. Однако в некоторых странах с большим количеством владельцев оружия происходит очень мало смертей от его применения (например, Исландия).

  5. Травля

    Издевательства имеют место абсолютно во всех школах и, похоже, играют немалую роль в жизни многих школьных стрелков. Для осуществления травли необходимо 3 вида участников: хулигана, жертвы и наблюдателей. Эта формула позволяет хулигану создавать не только личное, но и общественное давление на жертву. Учащиеся, которые подвергаются издевательствам, склонны к развитию поведенческих проблем, депрессии, меньшему самоконтролю и более низким социальным навыкам.

    После унижения жертвы не хотят повторения и пытаются восстановить свой имидж, чтобы не быть отвергнутыми сверстниками. Как показывает практика, их план восстановления справедливости много раз приводил к насилию. В 75% случаев стрелки говорили или находили свидетельства того, что они были жертвами издевательств в школе.

  6. Кибербуллинг и сталкинг

    Интернет и социальные сети изменил понятия «преследование» и «травля». Травля перешла из физической в изматывающе эмоциональную. Кибербуллинг осуществляется в разы проще для хулигана за счет непрямого взаимодействия с жертвой, а эффект в разы сильнее, т.к. количество наблюдателей не ограничивается одним промежутком времени и может постоянно увеличиваться.

  7. След в истории

    Джастин Натт в 2013 году выдвинул гипотезу, суть которой сводится к тому, что люди, чувствующие себя одинокими и забытыми, пытаются оставить память о себе через акты насилия.

    Также исследования показывают наличие прямой зависимости между стремлением к славе и школьными расстрелами. Судебные психиатры называют это подражательным поведением, которое может быть следствием воздействия информационной среды. Иногда будущие преступники видят в школьном шутере кумира, поэтому они хотят провести еще более разрушительную акцию в надежде занять его место и получить признание.

  8. «Собиратели несправедливости»

    Большинство из нас время от времени испытывает чувство обиды, но мы вряд ли пойдем из-за этого на убийство.

    В 2015 году в The New Republic была опубликована статья под заголовком «Injustice Collectors». Автор Дейв Каллен опирался на работу отставного агента ФБР Мэри Эллен О’Тул и человека, который помог создать и возглавил подразделение по переговорам ФБР (Гэри Ноеснер). В своем исследовании Каллен выявил общие черты у множества школьных стрелков и массовых убийц, объединив их одним общим названием «собиратели несправедливости».

    Собиратели склонны к преувеличению и воспринимают неудачи как преднамеренные и целенаправленные. Со временем такая форма восприятия реальности формирует мировоззрение постоянно преследуемого человека, над которым совершаются акты насилия, дискриминации и неуважения.

    Для большинства из нас месть – имеет личностный характер, но только не для собирателей, жертвами которых могут становиться совершенно случайные люди и даже собственные домашние животные. Случаи неудач, мелких неурядиц и людей, сопутствовавших им, собиратели помнят долгое время и в мельчайших подробностях: это водитель автобуса, который внезапно затормозил три года назад; женщина в Starbucks, которая слишком громко кашляла в 1983 году и т.п.

    Ещё к нескольким отличительным чертам можно отнести абсурдно непропорциональную жестокость и обязательное объяснение своих действий; собиратели требуют, чтобы их услышали.

  9. Психические заболевания

    Исследование, проведенное в 2016 году, показало, что 22% массовых убийств совершаются людьми, страдающими серьезным психическим заболеванием, это исследование также показало, что многие люди с психическими заболеваниями не участвуют в насилии и что в большинстве случаев агрессивное поведение обусловлено иными факторами.

    Стрелки, как правило, игнорируют свои отклонения и не обращаются за психиатрической помощью. Ученые пришли к выводу, что массовые убийцы демонстрируют общий набор хронических гневных или антисоциальных признаков и склонность к перекладыванию причин своих проблем с себя на кого-то ещё. Также в докладе отмечается, что попытка «отфильтровать» школьных стрелков по такому набору признаков приведёт к множеству ложных срабатываний.

  10. Видеоигры

    Идея увеличения случаев нападения на школы из-за видеоигр проистекает от ошибочной веры в то, что видеоигры со сценами насилия увеличивают уровень агрессии человека, что, в свою очередь, побуждает подростков совершать преступления. Данный миф стал широко использоваться СМИ после Колумбайна.

Вывод

Пока СМИ навязывают мифы и при этом сами формируют информационную среду, взращивающую школьных стрелков, идут исследования, спорят политики, устанавливаются металлоискатели, школьников обязывают носить прозрачные рюкзаки — ничего по большому счету не меняется. Совершенно ясно, что невозможно к каждому приставить по полицейскому и что вопрос личной безопасности ты должен решать сам. В качестве одной из самых действенных мер профилактики предлагается не оставлять без внимания поведенческие аномалии и мотивировать людей сообщать о подозрительных поступках их знакомых.

Также нам важно помнить, что человек приходящий с оружием в учебное заведение – это следствие, и бороться с ним уже бесполезно. Необходимо проводить комплексные меры по предотвращению причин, которые кроются не в оружии или видеоиграх, а в нашем обществе, нас самих.

Стрельба в российских школах: кто и как нападает на учеников и учителей и что с участниками конфликтов происходит сейчас

На прошлой неделе в школах Перми и Улан-Удэ случились одни из самых крупных в России нападений учеников. От действий нападавших в общей сложности пострадало 16 человек.
В феврале 2014 года в московской школе произошла стрельба, которую — по аналогии со случаями в американских школах — назвали первым скулшутингом в России. С этого момента в стране зафиксировали минимум 22 случая применения оружия в школах.
«Бумага» вспоминает главные случаи скулшутинга в России последних лет и рассказывает, что известно о напавших на школы в Перми и Улан-Удэ и что происходит с агрессорами и пострадавшими сейчас.

Как часто российские школьники устраивают стрельбу и драки с ножами и что известно о нападениях в других странах

Первым российским скулшутингом называют инцидент 3 февраля 2014 года. С этого дня и до 19 января 2018 года, когда произошло последнее на момент выпуска текста нападение, в России зафиксировано минимум 15 случаев стрельбы и семь конфликтов с использованием колюще-режущих предметов. Из-за этого погибли три ученика, два преподавателя и один полицейский.

Большинство нападений были связаны с бытовыми конфликтами и личной неприязнью, а в некоторых случаях именно убийство стало целью вооруженных школьников. Меньше чем за четыре года ученики российских школ один раз захватывали заложников, трижды устраивали в школах стрельбу и драку с ножами и два раза пытались убить преподавателей.

В таких нападениях использовали как огнестрельное оружие, так и пневматическое. Во втором случае — более частом — жертв было меньше. Так, 12 мая 2017 года в республике Коми во дворе своей школы подросток открыл огонь из пневматического пистолета по другим детям, одна девочка получила серьезное ранение. А стрельба 22 декабря 2017 года в Комсомольске-на-Амуре — тогда 9-классник несколько минут стрелял из пневматики по всей школе — завершилась ранением трех 7-классников, у одного из которых остались только гематомы.

Первое место в мире по нападениям на школы в первой половине 2010-х годов занимали Соединенные Штаты. Согласно докладу департамента образования и Секретной службы США, многие нападавшие в стране использовали огнестрельное оружие. Именно с этим социологи, изучавшие тему, связывают тот факт, что с 1999 года в результате стрельбы и драк с ножами в школах погибло более 40 человек. Большинство из них были застрелены.

Работы ученых из департамента образования США и журналистов, занимавшихся темой школьных шутингов, также показали, что большинство нападений в разных частях света схожи между собой лишь в одном: подростки планируют свои нападения на школы долго, но не тщательно, из-за чего стрельба или резня в школе становится беспорядочной, а не прицельной.

Других общих черт в нападениях практически нет: в опубликованном в 2004 году исследовании Секретной службы США утверждается, что составить общий психологический портрет убийц нельзя: как и в России, в США некоторые из них жили в полных семьях, некоторые — с родителями в разводе, кто-то был приемным. Одни из них подвергались нападкам в школах, а другие сами были хулиганами. Одни страдали депрессией, вторые — повышенной агрессией, а у третьих вообще не обнаружили особых эмоциональных состояний.

Как 9-классник устроил «первый в России школьный шутинг»

Сергей Г. рос в полной семье, пошел в 6 лет в 1-й класс, жил в московском районе Отрадное, в школе учился на «отлично», интересов��лся физикой и математикой. Подросток занимался самбо («чтобы быть сильным и свободным от людей»), ему нравилось играть в гонки и шутеры (это помогало «отвлечься от мира и обид»), любимыми фильмами были «Терминатор», «Форсаж» и «Матрица». Спокойный и неконфликтный, Сергей не любил дискуссии: считал их бессмысленными — и навязывание мнений, из-за чего ему не всегда было интересно в школе. Именно такую характеристику составил его адвокат. Позже ее признал суд и подтвердили родственники и знакомые Сергея.

В 2014 году Сергей учился в 10-м классе. 2 февраля он узнал, где отец прячет ключи от сейфа с ружьем, и разослал знакомым эсэмэс с текстом: «Завтра вы удивитесь, что я сделаю». На следующий день перед школой он написал предсмертное стихотворение на английском языке об усталости от жизни и страхе, взял карабин и надел темное пальто своей мамы. Из записей видеонаблюдения и показаний Сергея следует, что он даже не прятал оружие, когда заходил в школу: сразу начал угрожать охраннику, сказав выйти из здания и вызвать полицию. Позже Сергей утверждал, что хотел поговорить со своими одноклассниками и после этого покончить с собой.

В тот день Сергей застрелил в своей школе в Отрадном учителя географии и около часа удерживал одноклассников в кабинете, после чего открыл огонь по прибывшим полицейским. Кроме учителя погиб прибывший на место прапорщик, один из патрульных был тяжело ранен. В итоге Сергей сдался: его уговорил приехавший к школе отец.

После этого Сергей общался с журналистами, членами ОНК и судом — сначала через адвоката, а потом самостоятельно, но так и не смог ответить на вопрос, зачем он это сделал. Единственное объяснение, которое озвучил 15-летний Сергей: он хотел доказать одноклассникам теорию солипсизма (философскую доктрину о том, что в действительности не существует ничего и никого, кроме собственного сознания — прим. «Бумаги»).

— Я не хотел никого убивать, я хотел умереть. Мне интересно было узнать, а что будет после. Что там — после смерти? Еще я хотел посмотреть, как люди будут реагировать на то, что я делаю. Я пришел убить себя. С Андреем Николаевичем (убитым учителем географии — прим. «Бумаги») у меня не было конфликтов, наоборот — у нас были хорошие отношения. Когда он на меня пошел, я в него выстрелил — даже не знаю почему, может, потому что никто бы не поверил, что я могу выстрелить? — так Сергей Г. описывал свои поступки «Известиям».

Одноклассники Сергея рассказывали, что он был малообщительным, странным и «не таким, как все, у него не было друзей». В 2016 году Life опубликовал видео, на котором видно, как один из одноклассников избивает Сергея, а остальные смотрят на это и ничего не предпринимают.

В ходе судебного процесса в марте 2015 года Сергею поставили диагноз «параноидная шизофрения». Его признали виновным в совершении убийства в невменяемом состоянии и отправили на принудительное лечение на срок не менее шести месяцев, по истечению которого дело может подлежать переосвидетельствованию.

Школа в Отрадном. Фото: wikipedia.org

В отличие от этого случая, мотивы нападающих на школы учеников зачастую не оглашаются: о них не всегда сообщают СК и МВД, а заседания судов с несовершеннолетними проходят в закрытом режиме. Одноклассники, учителя, родители и адвокаты нападавших предполагают различные мотивы: от проблем с успеваемостью и конфликтов с учителями и сверстниками до мировоззрения и подражания другим нападениям.

Что известно о школьнике из Улан-Удэ, который напал на учительницу и 7-классников с топором

19 января 2018 года в 9:35 в военном городке Сосновый Бор в Улан-Удэ ученик 9-го класса Антон Б. пришел в школу № 5, где он учился, в маске. Как передавали сразу несколько СМИ со ссылкой на правоохранительные органы и очевидцев, в руках у него были топор и «коктейль Молотова». Беспрепятственно зайдя в здание, он бросил зажигательную смесь в класс русского языка и литературы, где проходил урок у 7-классников, а после напал на школьников и учительницу. Нескольких учеников он ударил топором по голове, лицу и спине, одной девочке повредил пальцы на руке. После этого Антон ударил себя ножом в грудь и выпрыгнул из окна, но выжил. Его сразу же задержали. В больницу доставили семь подростков, включая нападавшего.

Перед нападением Антон написал одной из учениц, чтобы она не ходила в школу, так как там «будет мясо», сообщила одна из жительниц Улан-Удэ в интервью телеканалу «Тивиком».

Школа Улан-Удэ, в которой произошло нападение. Скриншот видео

Одноклассница описывала компанию Антона как «склонную к нацизму», а следствие сейчас проверяет школьника на связь с «АУЕ» — субкультурой, которая романтизирует криминальную жизнь, а также «воровские и тюремные законы». Как утверждают ученики школы, где произошло нападение, эта субкультура распространена среди молодежи города. «В нашей школе можно часто услышать „АУЕ! Жизнь ворам“, парты исписаны соответствующими записями, многие этим интересуются», — рассказывала ученица 9-го класса.

После нападения правоохранительные органы Бурятии задержали еще двух подростков, которые, как считали следователи, могли помогать Антону. Вскоре СК пришел к выводу, что нападавший действовал один. Что с ними происходило дальше, неизвестно.

По словам опрошенных «Бумагой» учеников школы № 5, Антон учился там с 1-го класса. Молодой человек получал неудовлетворительные оценки, но не переживал из-за них, не ходил на «стрелки», иногда подшучивал над одноклассницами, но явной агрессии не проявлял. Ученики говорят, что Антон думал уйти после 9-го класса, а после — служить в армии. В интервью «Ленте» один из его одноклассников анонимно рассказывал, что Антон оскорблял младших братьев, закрывал их в комнате и издевался, за что на него кричала мать.

Другие одноклассники Антона утверждают, что у него не было больших конфликтов с учителями, он всегда был достаточно спокойным, иногда рассказывал расистские шутки, рисовал себе свастику на руке. Подросток жил с матерью, братьями и отцом — майором расположенной в Сосновом Бору 11-й бригады ВДВ. Ученики школы, с которыми удалось связаться «Бумаге», полностью это подтвердили и добавили, что перед нападением Антон стал чуть более раздражительным, чем обычно, и отдалился от знакомых.

Как двое подростков напали на школу в Перми и как с этим связано массовое убийство в американской школе 1999 года

Еще один громкий инцидент начала 2018 года случился в Перми. Там 15 января 15-летний Александр Б. и 16-летний Лев Б. пришли в школу № 127 и напали с ножами на учащихся 4-го класса в кабинете труда. Присутствовавшая ученица вспоминает, что один нападавший встал у двери, а второй молча подошел к учительнице и ударил ее ножом в шею. Когда 4-классники побежали к выходу, Лев начал «беспорядочно размахивать ножом и бить им детей». После этого подростки пытались покончить с собой, нанеся друг другу удары ножом в область горла. Вскоре из школы госпитализировали двенадцать пострадавших, включая Александра, Льва и учительницу Наталию Шагулину.

Фото: school127.perm.ru

Одноклассники Александра и Льва утверждают, что молодые люди были фанатами массового убийства 1999 года в школе «Колумбайн» в США. Тогда двое подростков расстреляли нескольких одноклассников — 13 человек погибло — и пытались взорвать школу самодельными бомбами. На странице «ВКонтакте» у Льва в видеозаписях есть несколько видео о «Колумбайне», в которых рассказывают о деталях и последствиях убийства. Среди его видеозаписей есть и ролик о дедовщине в российской армии, а также описание устройства автомата Калашникова АК-12.

Как отмечает одна из учениц школы, в которой произошло нападение, оба подростка интересовались стрельбой в «Колумбайне». Она отмечает, что Эрик и Дилан — подростки, устроившие стрельбу в школе «Колумбайн», «стали их кумирами».

Ученики школы № 127 в разговоре с «Бумагой» описывают подростков по-разному: Александра чаще называют «добрым», «смышленым» и «спокойным», а Льва — «проблемным» и «агрессивным», отмечая, что последний стоял на учете в полиции, «не смог» перевестись в 10-й класс, а до этого находился на индивидуальном обучении из-за неуспеваемости. По их словам, у Александра, в отличие от Льва, не было проблем с учебой, он не прогуливал уроки и ни с кем не конфликтовал.

— Я ни одного из них хорошо не знал. Ребята как ребята — таких много в школах. Лев более модно одевался, по-спортивному. Он один из таких ребят, которые в своем узком кругу общаются, но при этом нравятся многим. Про Сашу ничего сказать не могу, его было мало заметно. Со стороны по Саше точно нельзя было сказать, что он что-то планирует или фанатеет от «Колумбайна». Про Льва не знаю, так как он ушел из школы, — рассказал «Бумаге» один из учеников на условиях анонимности, ссылаясь на то, что всем в школе запретили распространять «лишнюю информацию». Он отказался называть степень своего знакомства с нападавшими, «чтобы его не узнали».

Что происходит с нападавшими из Перми и Улан-Удэ и по каким статьям их судят

Суды же над нападавшими длятся зачастую дольше обычных: подростки должны пройти психиатрическую экспертизу, их допрашивают о мотивах, выясняют отягчающие и смягчающие обстоятельства.

— Он ни в чем не виноват, получается. Не захватывал детей, ничего не делал, убил случайно учителя и всё. Теперь он полечится и выйдет, — комментировала мать погибшего в Отрадном учителя географии Надежда Кириллова приговор Сергею Г. Молодого человека приговорили к лечению.

После оглашения приговора сам нападавший сказал только: «Я ничего не понял». До сих пор Сергей находится на лечении. Это пока единственный случай, когда нападавшего на школу в России признали невменяемым.

За последние годы нападавших на школы подростков в России осуждали только по статьям «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть человека» (статья 111 УК РФ), «Побои по хулиганским побуждениям» (часть 2 статьи 116 УК РФ), «Хулиганство» (статья 213 УК РФ) и «Покушение на убийство» (статья 105 УК РФ). При этом решение суда по большинству случаев зачастую не оглашается в СМИ.

Как рассказал «Бумаге» адвокат «Агоры» Виталий Черкасов, смягчающим обстоятельством в подобных делах часто становится возраст и отсутствие судимости. По его словам, отягчающими обстоятельствами могут становиться орудия преступления, опасные для большого количества людей, — например, использование горючей смеси в деле подростка, напавшего на школу в Улан-Удэ.

Задержание стрелявшего в Улан-Удэ. Скриншот видео

Известно только два случая, когда дело прекращалось в связи с примирением сторон. Первый: когда 10-классник из Томска в 2014 году выстрелил из пневматического пистолета в двух учащихся своей школы, его одноклассники отозвали иски. Второй: когда в Пермском крае молодой учитель начал стрелять по ученикам за то, что они курили в кустах, дело прекратили после того, как его уволили. В обоих случаях пострадавшие получили легкие травмы.

Александр Б. и Лев Б. из Перми после попытки покончить с собой всё еще находятся в больнице в тяжелом состоянии. Им запрещено общаться с одноклассниками, а навещать их могут лишь родители. Мать Льва при этом отказывается приходить к нему. Как только медики подтвердят, что их здоровью ничто не угрожает, молодых людей переведут в СИЗО.

Александр и Лев признали, что напали на 4-классников и учительницу. Свои действия они объяснить не смогли. Возбуждено уголовное дело ГСУ СКР по статье «Покушение на убийство двух и более лиц, совершенное в отношении малолетних». После прохождения психиатрической экспертизы обоим грозит до 15 лет тюрьмы. Решение об исках к их семьям и выплатам будет принято в ходе процесса.

Антона Б. из Улан-Удэ прооперировали — несколько дней он находился в тяжелом состоянии и лежал в местной больнице под охраной вместе с учительницей и учениками, на которых напал с топором. Никто из опрошенных «Бумагой» не смог ответить, навещали ли его. 23 января Антона арестовали на два месяца и перевели в СИЗО.

На Антона завели уголовное дело также по статье «Покушение на убийство двух и более лиц, совершенное в отношении малолетних». Ему грозит до 15 лет тюрьмы. Он согласился работать со следствием и утверждает, что действовал в одиночку. Вскоре он должен пройти психиатрическую экспертизу. Пострадавшие еще не озвучили свои претензии.

Как живут пострадавшие после нападений и что происходит со школами

Как вспоминает учительница Ирина Раменская из школы № 5 в Улан-Удэ, когда Антон Б. ворвался в класс, она сперва ничего не поняла, потом почувствовала небольшой удар в голову и сразу начала выводить детей из кабинета. «Когда сама выскочила, увидела, что человек просто топором рубит детей. Я их опять в кабинет — там всё пылало. Я уже истекала кровью», — описывала нападение преподавательница. Затем она и дети выбежали на улицу, где было -40 градусов.

Всего в больницу в этот день доставили шесть школьников, включая нападавшего, и саму Раменскую. Вскоре пострадавших прооперировали — трое сначала находились в тяжелом состоянии; одной девушке ампутировали два пальца, другая впала в кому. Помогать врачам приехали также специалисты из Петербурга. Сейчас, по оценке министерства здравоохранения Бурятии, жизням пострадавших ничего не угрожает.

— В больнице до сих пор лежит одна моя знакомая, мне с ней запрещают видеться, — рассказала «Бумаге» одна из учениц. — Но мы все уже хотим прийти и поздравить ребят . Сколько им еще лежать, никто не говорит.

В первые три дня после нападения в школе работали правоохранительные органы. Оцепление вокруг сняли лишь через сутки после нападения. Уже на следующий день на катке школы появились дети. При этом некоторые говорят, что им страшно возвращаться в школу. Занятия уже возобновили.

В отношении работников школы и органов профилактики преступлений в Бурятии возбудили уголовное дело по статье «Халатность». Вскоре их должны проверить на предмет исполнения обязанностей в отношении безопасности.

Родители пострадавших в пермской школе детей требуют привлечь к ответственности не только нападавших, но и сотрудников охранного предприятия, действовавшего в школе.

Школа в Перми, в которой произошло нападение. Скриншот видео

— На входе есть турникет, и чтобы пройти, нужно приложить карточку. Однако на деле совершенно любой человек может попасть внутрь. В день нападения я приносила своему ребенку лыжи для урока физкультуры. Охрана меня свободно пропустила, даже не спросив, куда я иду и зачем, — рассказала RT мать 4-классника, находившегося в кабинете во время нападения.

Пермская школа вновь открылась через три дня после нападения. Как пишет информационное агентство Ura.ru, теперь вместо одной охранницы там дежурят двое мужчин. При этом дети, если чувствуют дискомфорт, пока могут оставаться дома.

Все двенадцать пострадавших в Перми, включая двух нападавших и учительницу Наталью Шагулину, до сих пор находятся в больнице. Одному из детей провели операцию по восстановлению глаза, у учительницы на теле 15 ножевых ранений. Сейчас их состояние оценивают как удовлетворительное.

23 января стало известно, что губернатор Пермского края представит Шагулину к награде «За отвагу» за экстренную эвакуацию детей. Уполномоченная по правам ребенка Анна Кузнецова ранее просила представить ее к награде, заявив, что «действия Шагулиной по защите учеников были сопряжены с риском для ее собственной жизни и стали примером исключительной смелости для детей и педагогов, доказали ее принципиальность и искреннюю приверженность профессиональному долгу».

При этом родители отмечают, что им до сих пор не оказали психологическую помощь. «Моя дочь боится находиться рядом с кухонными ножами, боится не только заходить в школу за вещами, но даже мимо проходить», — рассказывает мать одного из находившихся в классе учеников.

В будущем потерпевшие смогут подать иск к нападавшему для возмещения морального ущерба. Так, например, сделала вдова погибшего в Отрадном учителя географии; общая сумма иска составила 10 миллионов рублей. К тому же женщина потребовала выплат на содержание собственного ребенка. Суд удовлетворил ее просьбу лишь частично: родители нападавшего Сергея Г. уже выплатили ей 700 тысяч рублей и продолжают платить по 36 тысяч ежемесячно.

Однако не все обращаются с исками: пострадавшие одноклассники Сергея Г. из Отрадного заявили, что отказываются от любых материальных претензий к нему и его родителям на первом же заседании. То же самое сделал раненый патрульный.

Что после нападений на школы предпринимает правительство

Стрельбу в Отрадном в 2014 году президент России Владимир Путин прокомментировал лишь один раз: на заседании президиума президентского Совета по культуре и искусству он назвал произошедшее трагедией, призвав родителей и учителей больше внимания уделять воспитанию подростков.

На тот момент уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов потребовал проверить на безопасность все детские учреждения. Позже проверки состоялись лишь в Москве и Московской области. Прокуратура обнаружила массовые нарушения в системе безопасности школ: не работали пропускные системы, некоторые договоры с охранными компаниями были просрочены или вовсе не заключены, не работали тревожные кнопки. Исправили ли в итоге нарушения, неизвестно.

Нападения в Перми и Улан-Удэ президент России не комментировал. Вскоре после них вице-премьер РФ Ольга Голодец заявила, что после расследования дел будут выработаны новые и учитывающие произошедшее меры безопасности для школ. «Наша система охраны предполагала, что такого произойти не может, и как произошел такой сбой — это нужно, чтобы сейчас детально службы разобрались», — сказала она.

В России нападения на школы не придаются большой огласке: так, на происшествия в Перми и Улан-Удэ — одни из самых громких нападений в России — федеральные телеканалы выделяли по 3–5 минут эфирного времени.

Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источники в структуре образования, власти ищут взаимосвязь между нападением в Перми, Улан-Удэ и Челябинске (17 января в школе Челябинской области на перемене 9-классник ударил ножом своего знакомого из-за бытового, предположительно, конфликта). Так как они произошли в течение недели, власти предполагают, что виной могут быть соцсети, где школьники договаривались о нападениях. При этом «ВКонтакте» заявила, что Антон Б. из Улан-Удэ не использовал свой аккаунт с 2014 года.

Школа в Перми, в которой произошло нападение. Скриншот видео

Роскомнадзор уже решил блокировать в интернете группы, призывающие подростков к жестокости и насилию, а депутат Госдумы Ирина Яровая подготовила законопроект о внесудебной блокировке еще и сайтов с подобным контентом.

Депутат Госдумы Игорь Сапко предложил увеличить возраст (с 15 до 18 лет), по достижению которого дети сами могут решать, идти им за психиатрической помощью или нет: так родители сами смогут отправлять детей на лечение. А правительство Бурятии решило обеспечить все школы региона психологами, объясняя это тем, что на детей влияют «компьютерные игры, социальные сети» и «доступность разных ресурсов с провоцирующим контентом», а также ужесточить пропускной контроль в детских садах.

— Интернет несет очень много добра, но не надо закрывать глаза на то, что интернет несет и зло, которое иногда проявляется столь уродливым и трагическим образом, — прокомментировал пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков нападения в Улан-Удэ.

Как специалисты объясняют нападения учащихся на школы

С 1999 года по всему миру появляются подростки, фанатеющие по «первым школьным стрелкам» Эрику Харрису и Дилану Клиборду. И с каждым годом их поклонников всё больше, отмечает в интервью «Медузе» автор книги-бестселлера «Колумбайн» Дейв Каллен, десять лет расследовавший обстоятельства убийств в школе США. Он отметил, что «Колумбайн» настолько популярен, так как это «идеальное для имитации преступление».

— Маргиналы крадут социальный статус у школьной элиты, переворачивая таким образом социальную пирамиду. Культовые герои — плохие парни совершают некие хорошие поступки, — объясняет их популярность писатель.

При этом ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения Европейского университета в Петербурга Кирилл Титаев в разговоре с «Бумагой» отметил, что нельзя говорить о системности нападений на школы, пока не будет доказана их связь.

— До тех пор, пока не доказано, что это некоторое системное явление, а не две совпавших по времени трагедии (нападения в Перми и Улан-Удэ — прим. «Бумаги»), мы не можем говорить о росте массового насилия, — говорит он.

По мнению профессора департамента социологии НИУ ВШЭ Даниила Александрова, чей-то поступок может становиться для других детей триггером.

— В основе поведения подростка, , как мне представляется, лежат сильно ущемленные аффекты, связанные с отсутствием внимания, признанием со стороны общества, гнев на окружение. Но при этом речь идет о тех детях, которым свойственна агрессия, — утверждает социолог в разговоре с «Бумагой».

При этом школьники, которые устраивали стрельбу или драку с ножами в школах России, далеко не всегда были приверженцами каких-либо идей или фанатами «Колумбайна». Официально подтвержден лишь один случай стрельбы, когда нападавший действительно подражал убийцам из США. 9-классник из подмосковного города Ивантеевка Михаил П. специально покупал одежду тех же марок, что и убийцы, в соцсетях был записан под ником «Клиболд» — фамилией одного из преступников, а друзьям рассказывал, что хочет пойти по стопам Эрика и Дилана. 5 сентября 2017 года он в школе выстрелил в голову учительнице из травматического оружия (она выжила, но получила черепно-мозговую травму), а после устроил стрельбу в школе (пострадали три ученика: спасаясь от нападавшего, они выпрыгнули из окна).

Школа в Ивантеевке, в которой произошло нападение. Скриншот видео

В других же случаях про мотивы детей известно меньше, а между собой они не похожи: так, выстрелившего в феврале 2017 года в глаз однокласснику в Нижнекамске из пневматического пистолета знакомые описывают как чересчур энергичного и резкого, а устроившего стрельбу из травматического пистолета в частной школе в Томске в 2014 году — как замкнутого и необщительного.

— Вычислить школьника, который собирается совершить нападение, нельзя, — уверен профессор Даниил Александров. — Можно понять, кто из подростков находится в таком состоянии напряжения и депрессии, что способен совершить какие-то тяжкие поступки. Но что он сделает: бросится с топором на других или выпрыгнет в окно — трудно сказать.