Старцы афонские

Совершенно случайно на горе Афон было снято это видео: некий человек в ореоле стоял на вершине одного из утесов. Можно предположить, что это был один из семи Невидимых Старцев Святой Горы!

Во втором сюжете собраны наиболее авторитетные свидетельства о Невидимых Старцах, а также разбирается исторический и философский аспекты этого явления. В каком-то смысле, Невидимые Старцы являются визитной карточкой Афона.

В свое время писатель Юрий Воробьевский выпустил книгу «Незримые старцы» и одноименный документальный фильм (он предложен вашему вниманию в качестве третьего сюжета в этой публикации!) Тогда же он дал интервью по этому поводу газете «Комсомольская правда»:

«- Аскеты, получившие от Бога дар становиться невидимыми — древнее и самое загадочное предание Святой Горы, — рассказывает писатель, много лет посещающий Афон.

БИТВА С НЕЧИСТОЙ СИЛОЙ

КОРР: Зачем им быть невидимыми?

ВОРОБЬЕВСКИЙ: Таков ответ старцев на любопытство всепроникающего мира. На пустое общение у них нет ни минуты. Пока они держат, даже во сне, свою постоянную, самодвижущуюся молитву, мир стоит на своем месте. Когда же наступят последние времена, они поднимутся на вершину Афона, в маленький храм Преображения Господня. Там и отслужат последнюю литургию перед Концом Света.

Так гласит предание.

Впервые я услышал о незримых старцах в 1997-м – первое мое паломничество в православную монашескую республику. Теплым вечером мы сидели на балконе архондарика (гостиницы) Пантелеимонова монастыря с американцем Евгением, потомком эмигрантов из России. Черный шелк моря украшен серебряным позументом лунной дорожки. Со стороны порта Дафни по воде шарит прожектор — Святая Гора бережет себя от посторонних глаз. Евгений на Афоне частый гость. Он-то и рассказал о таинственных аскетах. Не только о легендах, но и о своей встрече в афонском лесу… Таинственный седобородый монах появился перед ним откуда ни возьмись — и в самый нужный момент. Американец заблудился, был в отчаянии. Отшельник указал ему дорогу. Евгений обернулся поблагодарить, а на тропинке — никого. Словно испарился монах.

Заинтригованный американцем, я стал расспрашивать о тайном братстве самих святогорцев, в том числе автора нескольких книг греческого монаха Власия. Набралось немало рассказов.

— Интересно-интересно!

— Еще в конце XIX века библиотекарь обители Руссика отец Пантелеимон записал свидетельства о старцах. В 1835 году охотники ловили диких коз под горой Афон. Как-то на заре, проходя по стремнинам, наткнулись они на нагого старца, вышедшего из незаметной пещеры. Удивленные, завели разговор: «Благослови, отче».

— Бог благословит.

— Как поживаешь?

— Благодарение Господу. А как пребывает Святая Гора?

— Благополучно после поганых турок.

— Каких турок? – теперь уже удивился старец.

— Как каких? Тех, кои жили на Афоне вследствие восстания греков.

— Какого восстания?

— Разве ты не знаешь, что мы, православные, десять лет проливали кровь свою, чтобы свергнуть иго турецкое?

— Нет, не знал. Нас здесь семеро, мы никуда не ходим…

В ските Святой Анны охотники рассказали о встрече. Собрались многие святые отцы и, позабыв про старость и немощи, подняв свои мантии, отправились искать старца. Безрезультатно…

Врач Великой лавры отец Афанасий (Камбанос) местом их обитания называл малонаселенные, покрытые густым лесом пространства между скитами Малая святая Анна и Глоссия. Немногие, кто сподобились видеть этих пустынников, описывают их как благолепных, почти лишенных плоти аскетов, совершенно обнаженных, но сияющих одеянием Божественной благодати. Отец Афанасий ссылался и на свидетельство старца Антония из обители Святого Петра, который пришел в Лавру, выполняя поручение невидимых подвижников: «Пойди и скажи лаврскому врачу, что он скоро заболеет и умрёт, поэтому должен приготовиться».

И действительно, вскоре отец Афанасий занемог и без какой-либо тяжкой болезни уснул вечным сном. Перед кончиной он и обнародовал 80 лет назад в журнале «Святогорская библиотека» сведения о том, что существуют и странствуют в пустынях Афона эти святые аскеты — во славу Божию и для душевной пользы насельников Святой Горы.

— А почему они нагие, Юрий?

— За долгие годы скитаний, жизни в узких пещерах одежда рвется, а новая таким великим аскетам, как понимаешь, уже не нужна. По мере того, как одежда отшельника рвётся, душа всё сильнее освобождается от телесных уз и соединяется с Богом. Нагие старцы обнажаются как бы во образ избавления от грубой плоти. Вот и являются избранным в своем истинном виде. Либо заблудившимся, заблудшим в нужную минуту, чтобы помочь.

Папа Краль, отшельник, полвека подвизавшийся в Афонских скалах.

Святогорец отец Иаков долгие годы подвизался в скиту Кавсокаливия. Послушником постоянно приходил по ночам в соборный храм — кириакон — и часами молился перед иконой Святой Троицы. Как-то ночью, в полнолуние, увидел благолепного пустынника, совершенно нагого, с длинными, белыми, как снег, волосами и бородой. Старец поднял десницу и крестным знамением осенил запертые на замок внутренние двери храма. Они сами собой отворились. Таинственный незнакомец вошел в церковь, с благоговением облобызал иконы. Когда пустынник выходил, внутренние двери храма опять пришли в движение и сами закрылись. Потрясённый послушник тайком последовал за ним. Они поднимались все выше и выше, к вершине Афона. Дойдя до кельи Панагия, отшельник вошел внутрь. Иаков догнал старца и, бросившись ему в ноги, со слезами умолял оказать милость и оставить при себе послушником. «Чадо, тебе не понести этого подвига, — отвечал старец. — Без благодати Божией вынести тяжесть жизни на месте сем невозможно. Возвращайся к своему старцу, пребывай у него в послушании, и спасешься…»

— Про какой такой подвиг он говорил?

— Подвиг, который трудно понести, это, конечно, не только строжайший пост и зимние холода высокогорья. Главный подвиг — нескончаемая духовная битва, которая ведется в пустыне. Когда с демоном ты один на один. На Афоне известны несколько языческих капищ, датируемых еще 6-4-ым тысячелетием до Рождества Христова. Например, огромная живописная скала Идолио, то есть Идол. Посещать его без особого благословения не рекомендуется. По мере приближения к капищу тропа окутывается туманом. Это зона облачности. Всё тело пропитывается холодной всепроницаемой влагой, а в душу закрадывается страх. На перекрёстках сходящихся к Идолио тропинок — кресты. Словно дорожные знаки: выход нечистой силе из ущелья запрещен… Наверху – мраморная плита, примерно два на три метра. На ней и приносили в древности человеческие жертвы. По бокам плиты выточены стоки для крови, которую собирали в огромную каменную чашу. Здесь всеми фибрами души чувствуешь: тёмная энергия никуда не ушла. Воины Христовы — отшельники — приходят сюда сражаться с нечистой силой. Дать бой диаволу в самом его логове. Такова духовная традиция. Многие афонские обители, в том числе и основанная преподобным Афанасием Лавра, стоят на месте древних капищ. Так что каждый такой монастырь — это ещё и символ духовной победы православия.

БРАТСТВО СЕМЕРЫХ

«Ученик Великого геронды (старца) Паисия Святогорца иеромонах Афанасий Симонопетрис вспоминал, как пришел однажды к нему в келью Честного Креста в канун Пасхи. Была Великая Пятница 1978 года.

— Геронда, давно хотел спросить: существуют ли нагие старцы?

Он взял меня за левую руку, как он это обычно делал, а другую руку положил мне на спину. Прострелил взглядом и спросил: «А ты, блаженная душа, что об этом думаешь?»

Старец Паисий Святогорец.

— Если Святой Дух благословил им быть в старину, почему им не быть теперь?

— Если тебя спросят, то говори, что они существуют…

— Рассказывали, как в Святой Анне видели двенадцать «невидимых» нагих старцев, в Малой Анне говорили, что их девять.

— Нет, их не двенадцать и не девять, а их семеро отшельников.

— А где они?

— Они скитаются возле вершины Горы. Имеют особый дар от Бога и молитву такую, что их никто не видит. Они могут быть рядом с тобой, но ты их не увидишь. Поэтому их называют невидимые. Это не аллегория…

— А что они едят зимой?

— Если они совершенно нагие зимой, без одежды, что за проблема им пропитаться чем-то?! Ладно, иди — иди, всё уже!

— Нет, еще один вопрос…

— Эх, благословенный, что за любопытство такое? Бог не желает их явить миру…

— Я не уйду, пока вы не скажете что-то поточнее…

— Хорошо. Я знаю только четверых… Каждые пять лет я вижу одного из них, отца Серафима и мы беседуем… Он приходит сюда как раз в это время, на Пасху… А ты где? (Он наклонился немного вперед, как бы к кому-то присутствующему). Где ты, блаженный мой? И, обращаясь ко мне: — Ты не так уж сильно удивляйся обнажённым аскетам.

— Почему, отче?

— Потому что на Святой Горе существует состояние большей святости».

— Юрий, ходят легенды про вечных лам, то ли молящихся, то ли спящих в тайных пещерах Тибета. Невидимые старцы Афона тоже бессмертны?

— Нет.

— А как же тогда сохраняется тайное братство семерых?

— Геронда Паисий Святогорец объяснял так: «Когда кто-то из них умирает, они знают, где находится подходящий человек, способный выдержать суровую аскезу, и призывают его пополнить их число».

ЯВЛЕННЫЙ СТАРЕЦ

— Сам Паисий Святогорец писал, как в молодости заблудился по дороге к скиту Святой Анны и встретил отшельника, лицо которого буквально сияло, — продолжает рассказ писатель Юрий Воробьевский. — На вид лет семидесяти, на нем был подрясник из материала, похожего на парусину или брезент, весь выцветший, изорванный. Видимо, он немало лет не имел контактов с человеческим миром, но не настолько давно, чтобы одежда на нём полностью истлела. Дыры в этом одеянии зашпилены острыми щепками. На шее висела толстая цепь, державшая на уровне груди шкатулку. В ней, по-видимому, находилась какая-то святыня!

Прежде чем Паисий успел задать вопрос, отшельник сказал: «Дитя мое, эта дорога не ведёт к Святой Анне». И показал другую тропинку. Внешний вид его был как у святого!

«Где ты живешь, старче?» — спросил Паисий пустынника.

«Там где-то ,» — показал он рукой на вершину Афона…

Конечно, тут дело не в поиске тропинки. Само явление святого старца — немногословное и чудесное наставление на путь истинный. Судя по воспоминаниям Паисия Святогорца, сей удивительный отшельник повстречался ему именно тогда, когда он искал духовного наставления. В своих поисках молодой монах так долго ходил неприметными тропами, что сбился со счету — какой сегодня день. На этот вопрос анахорет ответил ему, достав из своей сумки палочки с зарубками.

В жизнеописании самого Паисия есть такой эпизод. Сидит он на обочине тропинки и беседует с одним паломником. К ним приближается большая группа, которая явно направляется к келье старца, — и что же? Все проходят буквально в двух метрах, не замечая сидящих. Собеседник Паисия Святогорца свидетельствовал, что в тот момент они явно были незримы для остальных. Старец сказал даже паломнику, чтобы тот перестал шептать – из опасения, что их услышат, подойдут и помешают довести разговор до конца. Тот стал говорить нормальным голосом, но идущие не только не увидели, но и не услышали их.

Видимо, сам Паисий обладал таким удивительным даром незримости, но редко пользовался им. Господь открыл его для утешения людям. Сделал ЯВНЫМ старцем. Явленным миру. Его можно было бы назвать и вернувшимся. Возвратившимся для человечества из особого молитвенно-вневременного пространства. Молитва святого выходит за пределы времени. Она — в вечности, которая является как бы всегда настоящим; прошлым настоящего и будущим настоящего. В молитве, когда подвижник бывает восхищен в это пространство, то по возвращении он с удивлением видит, сколько много времени прошло, пока его «не было». Так человек на время становится вечным. Из этой вечности и приходит всё «необычное»: сверхчеловеческие силы аскетов, данная им власть над пространством и способность заглянуть в «будущее настоящего». Бог весть, но, когда перед тобой стоит монах, а ты его не видишь, возможно, в это время он и находится в вечности?

Так есть ли ещё старцы на Афоне? Об этом любого афонского паломника спрашивают постоянно. Но прежде чем получить ответ, надо дорасти до вопроса. Слава Богу, что он задаётся. Вопрос принадлежит не праздному любопытству. Душа православного человека понимает: главные события и главные для нас люди — это не те, которых показывают по телевизору. Вселенная по-прежнему летит по своей орбите не усилиями Нобелевских лауреатов премии мира…

«Сильные мира сего» развязывают войны, демонстрируя репортерам мудрое выражение лиц. Имиджи, напяленные поверх пустоты, собираясь в своём кругу, смеются над глупостью толпы… Но ведь судьбоносные события где-то происходят. Настоящие люди где-то обитают. В какой-то сосредоточенной тишине, вдали от вспышек фотокамер. Где, как не на загадочном Афоне — с его преданием о незримых старцах?! Где, как не во временном пространстве самодвижущейся молитвы?!

ТАЙНА СВОБОДЫ

— Шёл революционный 1968 год. Мир волновали грандиозные события. Кого-то — «пражская весна» и студенческая революция в Париже, кого-то – открытие Олимпиады в Мехико и мировые гастроли «Битлз»… А в убогой Крестовой келье, что укрылась в зарослях неподалёку от монастыря Ставроникита, лежал русский схииеромонах Тихон. Уже не вставал. Однажды он подозвал своего ученика: «Здесь сейчас, дитя мое, была Богоматерь со святым Сергием и преподобным Серафимом».

Ученик спросил: » Что же тебе сказала Богородица?»

«Пройдет праздник Ея Рождества, и уже после него Она придёт и возьмет меня к Себе».

В день панигира (празднования – греч.) старец сказал послушнику: «Завтра я умру и хочу, чтобы ты похоронил меня. И вот я желаю благословить тебя». Три часа держал он руки на голове своего духовного чада. Пальцы, совершившие миллионы крестных знамений. Ладони, шероховатые от прикосновений к полу во время бесчисленных земных поклонов и натруженные стальными цепями скалы Карули, где старец полтора десятилетия подвизался в пещере (только держась за эти цепи, можно подняться к пещере, вырубленной в скале!) Что значило это долгое прикосновение рук старца к голове послушника? Какую энергию оно передавало? Какой опыт? О чём беззвучно молился отец Тихон?

Потом он дал такое трогательное напутствие: «Ты молись обо мне, и я каждый год буду приходить и видеть тебя. Если ты останешься жить в моей келлии, я буду очень рад. Но пусть всё будет, как Богу угодно, чадо мое. Вот видишь, я имею для тебя здесь провизии на целых три года», — и он показал на консервы: шесть коробочек с сардинами и четыре коробочки с кальмарами. Все эти запасы давным-давно принёс ему кто-то из посетителей. Они так и остались нетронутыми.

«Для меня этих консервов хватило бы только на неделю», — подумал ученик Паисий… Да, это был именно он, будущий знаменитый старец Паисий Святогорец. Потом он свидетельствовал об отце Тихоне: «Этот старчик сделал свою жизнь простой… Он был свободен от любых неудобств, ибо то, что мы сегодня называем удобствами, на самом деле — неудобства. Удобство — это когда упростишь свою жизнь и ограничишься необходимым. Тогда человек освобождается»…

Один никому не известный русский монах передал греческому подвижнику тайну свободы. Мир, который боролся за расовую свободу и радовался тому, что именно в 1968 году слово «негр» стало вытесняться словом «темнокожий»; мир, который ждал, что наконец-то Чехословакия освободится от «советского ига»; мир, который восторгался героизму кубинцев, отстоявших свою свободу на Плая Хирон, ничего об этом событии не знал. И знать не хотел…

Русский старец отошёл, и греческий монах получил от него харизму, дар Духа Святаго. Она передаётся именно так: схииеромонах Тихон умер у него на руках… Связывало бы такое наднациональное родство как можно больше людей!

— Юрий, сам ты за 15 лет поездок на Афон, понимаю, незримых старцев так и не встречал. Хотя посетил все укромные уголки Святой Горы. Если честно, веришь в них?

— Есть старцы! Есть! Лично мне совсем не обязательно искать те самые укромные пещеры, где подвизаются семеро неизвестных. Интересующихся полу-духовной спелеологией и полу-молитвенным скалолазанием адресую к порталу isihazm.ru. К описаниям экспедиций, участники которых уверяют, что загадочные пещеры были ими найдены. И даже — что эти укромные убежища являются обитаемыми в наши дни.

Не знаю, зачем мирским людям пробиваться через благословение незримости! Монахам, уже имеющим духовный опыт, другое дело. Им надо научиться большему. Но и их Господь чаще всего не приводит к искомым встречам.

Отец Александр из кельи Кукувино дарит автору громоотвод с прежнего Преображенского храма, что на вершине Афона.

«Старец Иосиф вместе с отцом Арсением усердно искали нагих подвижников, надеясь получить от них наставление, но не нашли. Позднее они услышали, что те приходили к отцу Косьме, келлия которого была в скиту Панагии. К этому человеку нагие подвижники много лет приходили каждую субботу и причащались. На каком-то празднике отец Косьма, забывшись, проговорился об этой тайне другим отцам. В следующую субботу, после того как нагие подвижники пришли и причастились, они сказали ему: «Ты нас открыл, поэтому больше нас не увидишь». Отец Косьма упал им в ноги и просил прощения. Те же ему ответили: «Ты прощен, но после того, что ты сделал, ты нас больше не увидишь».

…А я видел одного незримого старца! Впрочем, ему было всего двадцать пять лет, но старчество — это ведь не возрастная категория, не обязательная седобородость. В 1997 году я познакомился с болгарским монахом Антонием. Беседовал с ним в монастыре Зограф. В чем же его «незримость», спросите вы! В том-то и дело, что есть на Афоне такие подвижники, которые видны всем, но тайна их духовного опыта остается сокрытой. Ты видишь перед собой простого монаха, и не видишь в нем старца… Через три года после смерти схимонаха Антония, который погиб в духовной битве с демоническим миром совсем молодым, по афонском обычаю, откопали его косточки. Череп подвижника оказался янтарно-желтым. Такие, говорят на Святой Горе, бывают только у святых. Понемногу стала открываться и тайна его подвига. Но об этом подробнее – в моей новой книге.

В 1997 году мы познакомились со схимонахом Антонием, после его смерти его череп оказался желтым, как бы восковым (верный на Св. Горе признак подвижнической святой жизни).

Афонские старцы – о грядущих испытаниях и судьбах России

Ермилин Петр28.07.2019 в 17:20

В 2001 году группа самарских священников и мирян во главе со своим архипастырем архиепископом Сергием посетила Святую Гору. Впечатления от этого паломничества были опубликованы в первом номере православного альманаха “Духовный собеседник” за 2002 год. Поскольку нередко во время встреч со святогорскими насельниками речь заходила о судьбах России, то редакции показалось небесполезным ознакомить с высказываниями афонцев наших читателей.

В частности, в греческом монастыре Ватопед особо принял Самарского архиерея 85-летний старец монах Иосиф (Иосиф-младший), ученик почившего в Бозе знаменитого Иосифа Исихаста, который ныне живет в келии неподалеку от монастыря и окормляет эту обитель. О. Кирион, который сопровождал владыку в качестве переводчика, после этой встречи рассказывал так:

“У старца на лице написана благодать. Он сказал нам о судьбах мира и грядущих грозных событиях. Господь долго терпел беззакония наши, как перед великим потопом, но теперь наступает предел долготерпению Божию – пришло время очищения. Переполнена чаша гнева Божия. Господь попустит страдания для уничтожения нечестивых и богоборцев – всех тех, кто сделал современные беспорядки, вылил грязь и заразил народ. Господь попустит, что они с ослепленными умами будут уничтожать друг друга. Много будет жертв и крови. Но верующим бояться не надо, хотя и для них будут скорбные дни, скорбей будет столько, сколько Господь попустит для очищения. Ужасаться этого не надо. Потом будет всплеск благочестия в России и во всем мире. Господь своих покроет. Люди вернутся к Богу.

Мы уже стоим на пороге этих событий. Сейчас все начинается, потом у богоборцев будет следующий этап, но они не сумеют осуществить свои планы, Господь не допустит. Старец сказал, что после всплеска благочестия будет близок конец земной истории”.

* * *

Не лишил старец своей беседы и прочих русских паломников.

Молитвы афонских старцев о будущем России

“Мы молимся, – говорил он им, – чтобы русский народ пришел в то свое нормальное состояние, которое было до разрушения, потому что мы имеем общие корни и переживаем за положение народа русского…

Такое ухудшение сейчас – общее состояние во всем мире. И это состояние есть именно тот предел, после которого уже начинается гнев Божий. Мы достигли этого предела. Господь только по милости Своей терпел, а теперь уже терпеть не будет, но по правде Своей станет наказывать, потому что пришло время.

Будут войны, и мы будем испытывать большие трудности. Сейчас власть во всем мире захватили евреи, и цель их – искоренить христианство. Гнев Божий будет таков, что все тайные враги Православия будут уничтожены. Специально для этого посылается гнев Божий, чтобы их уничтожить.

Испытания не должны нас ужасать, мы всегда должны, иметь надежду на Бога. Ведь так же страдали тысячи, миллионы мучеников, так же страдали и новомученики, и поэтому мы должны быть готовы к этому и не ужасаться. Терпение, молитва и упование на Промысл Божий должны быть. Будем молиться за возрождение христианства после всего того, что нас ожидает, чтобы Господь действительно дал нам силы возродиться. Но этот вред пережить надо…

Испытания давно начались, и надо ждать большого взрыва. Но после этого уже будет возрождение…

Предсказания афонских старцев

Сейчас начало событий, тяжелых военных событий. Двигателем этого зла являются евреи. Их дьявол понуждает начать, чтобы уничтожить семя Православия в Греции и в России. Это для них главное препятствие к мировому господству. И они понудят турок все-таки прийти сюда в Грецию и начать свои действия. А Греция хотя и имеет правительство, но как такового на самом деле его как бы и нет, потому что оно не имеет силы. И турки придут сюда. Это будет момент, когда Россия тоже двинет свои силы, чтобы отбросить турок. События будут развиваться так: когда Россия пойдет на помощь Греции, американцы и НАТО постараются воспрепятствовать этому, чтобы не было воссоединения, слияния двух православных народов. Поднимут и еще силы – японцев и другие народы. На территории бывшей Византийской империи будет большое побоище. Только погибших будет около 600 миллионов человек. Во всем этом будет активно участвовать и Ватикан, чтобы воспрепятствовать воссоединению и возрастанию роли Православия. Но это обернется полным уничтожением ватиканского влияния, до самого основания. Так повернется Промысл Божий…

Будет попущение Божие, чтобы были уничтожены те, кто сеет соблазны: порнографию, наркоманию и т. п. И Господь так ослепит их умы, что они будут уничтожать друг друга с ненасытностью. Господь попустит это специально, чтобы провести большую чистку. Что касается того, кто управляет страной, он недолго будет, и то, что теперь творится, будет недолго, а потом сразу война. Но после этой большой чистки будет возрождение Православия не только в России, но и по всему миру, большой всплеск Православия. Господь дает Свое благоволение, благодать так, как это было вначале, в первые века, когда люди с открытым сердцем шли к Господу. Это продлится три-четыре десятилетия, и потом быстро наступит диктатура антихриста. Вот такие ужасные события мы должны пережить, но пусть они нас не ужасают, потому что Господь Своих покроет. Да, действительно, мы переживаем трудности, голод и даже гонение и многое такое, но Господь Своих не оставит. И те, кто поставлен у власти, должны понуждать своих подданных больше быть с Господом, больше в молитве пребывать, и Господь Своих покроет. Но после большой чистки будет и большое возрождение…”

* * *

Явление Николая II афонскому старцу во сне

Услышали паломники и еще об одном удивительном откровении. Рассказал им о нем, с благословения старших, послушник русского Свято-Пантелеимонова монастыря Георгий:

“Видение было явлено в этом году одному насельнику Святой горы Афон в день убиения царской семьи – семнадцатого июля. Пусть имя его останется в тайне, но это чудо, которое может поразить весь мир. Он советовался со старцами Афона, думая, что, может быть, это духовная прелесть, но они сказали, что это – откровение.

Он увидел огромный-преогромный корабль, выброшенный на скалы в полутемный мрак. Он видит, что корабль называется “Россия”. Корабль наклоняется и вот-вот должен рухнуть со скалы в море. На корабле тысячи и тысячи людей, которые находятся в панике. Они уже думают, что должен наступить конец их жизни, помощи ждать неоткуда. И вдруг на горизонте появляется фигура всадника, он мчится на коне прямо по морю. Чем ближе всадник, тем яснее видно, что это – наш Государь. Он, как всегда, одет просто – в солдатской фуражке, в солдатском мундире, но видны знаки отличия. Лицо его было светлым и добрым, а глаза говорили, что он любит весь мир и пострадал за этот мир, за Православную Русь. Яркий луч с неба освещает Государя, и в этот миг корабль плавно спускается на воду и ложится на свой курс. На корабле видно великое ликование спасенных людей, которое невозможно описать”.

* * *

Страшные откровения Паисия Святогореца, афонского старца

Весьма показательно, что эти пророчества и видения нынешних насельников Афона как бы перекликаются с предсказаниями недавно почивших афонских старцев. В частности, знаменитый Паисий Святогорец (1924-1994), один из величайших столпов афонского монашества ХХ века, говоривший о библейских пророчествах, что “читать их столь же просто, как и газету – так все ясно написано”, описывал грядущие судьбы м i ра следующим образом:

“Помысел говорит мне, что произойдут многие события: русские займут Турцию, Турция же исчезнет с карты, потому что треть турок станет христианами, треть погибнет на войне и треть уйдет в Месопотамию.

Средний Восток станет ареной войн, в которых примут участие русские. Прольется много крови, китайцы перейдут реку Евфрат, имея двухсотмиллионную армию, и дойдут до Иерусалима. Характерной приметой, что эти события приближаются, будет разрушение мечети Омара, т.к. разрушение ее будет означать начало работ по воссозданию евреями храма Соломона, который был построен именно на том месте.

В Константинополе произойдет великая война между русскими и европейцами, и прольется много крови. Греция не будет играть в этой войне первенствующую роль, но ей отдадут Константинополь. Не потому, что русские будут благоговеть перед греками, но потому, что лучшего решения найти не удастся… Греческая армия не успеет подойти туда, как город будет ей отдан.

Евреи, поскольку будут иметь силу и помощь европейского руководства, обнаглеют и поведут себя с бесстыдством и гордостью, и постараются управлять Европой…

Они будут строить многие козни, но через гонение, которое последует, христианство всецело объединится. Однако объединится не так, как хотят те, кто различными махинациями устраивает всемирное “объединение церквей”, желая иметь во главе одно религиозное руководство. Христиане объединятся, потому что при создавшемся положении произойдет отделение овец от козлов. Тогда осуществится на деле “едино стадо и един Пастырь” …

Также по теме:

«Взбесился дьявол!»: афонский старец предсказал миру…

Старец Паисий Святогорец: «Сейчас война, духовная…»

Предсмертное пророчество старца Ионы стало…

Предсказание святой Матроны: Россия очнется после…

Сбывшиеся и не сбывшиеся пророчества

Старец Тихон Афонский – духовный наставник преподобного Паисия Святогорца

Доклад иеромонаха Афанасия (Иванова), произнесенный на монашеской конференции в Иоанно-Богословском мужском монастыре г. Рязани, 16 мая 2016 года.

Родился иеромонах Тихон (в миру Тимофей Павлович Голенков) в 1884 году в русском селе Новая Михайловка, располагавшемся тогда на территории современной Волгоградской области. Он обошел около 200 русских монастырей, побывал на Синае и в Палестине и в 1908 году в возрасте 24 лет пришел на Святую Гору Афон.

Старец Тихон проявил себя как строгий, даже суровый, аскет, возлюбивший небеса … Во время молитвы он обильно ронял к ногам Распятого свои слезы. Спал он на досках, носил заштопанную одежду, водил дружбу с горными зверями. Он сам выкопал себе могилу: смерти не боялся и постоянно славил Бога. Его облик был как будто не от мира сего: просветленным, мирным, радостным и благодушным.

Предвидя свою кончину, он ожидал ее без страха. Земной ангел, небесный человек. О нем писали многие и много, и, хотя глубины его сердечной сокровищницы остались скрытыми для нас, они доподлинно ведомы сердцеведцу Богу.

Одним из многих биографов отца Тихона является также иеромонах Агафангел Калафатис, бывший монах Иверского монастыря, а ныне карейский старец из келлии Честнаго Креста монастыря Симонопетра. Отец Агафангел вспоминает о благорасположенности и любви к людям отца Тихона, о его горячей молитве с поминанием тысяч живых и усопших, постоянных слезах, приносящих радость, о его чудесном подвижничестве. Его оружием были крест и четки, но больше всего он любил Божественную Литургию, Священное Писание и святых отцов.

Приведем почти полностью жизнеописание отца Тихона, написанное старцем Агафангелом:

«Родители отца Тихона были благочестивыми людьми. Они сохранили знаменитое русское благочестие прошлого века. Старец говорил о своей матери, что она была святой женщиной. В среду и пятницу ничего не вкушала, все свое время посвящала молитве, и из ее глаз непрестанно текли слезы. Сам он тоже имел дар слез. Слезы были его ежедневной пищей. Он верил, что слезы есть знак Божественной милости и что с их помощью омывается душа.

С детства ему нравилось посещать монастыри. Он не мог дождаться, пока и сам получит Божие благословение оставить мир, чтобы приблизиться к Богу и посвятить себя молитве, потому что ничто тленное не радовало его. Он жаждал небесной вечности и нескончаемой радости.

Когда он выучился грамоте, его любовь к псалмопению и церковной музыке вскоре сделала из него замечательного певца. Он всегда ходил в церковь и пел в хоре, став через некоторое время регентом.

По благословению своих родителей он решил посетить Иерусалим и Святую Гору. Боголюбивый юноша отправился в путь вместе с другими паломниками. Когда он прибыл в Константинополь, то познакомился с экономом русской святогорской келлии Буразери.

Эконом спросил его:

— Хочешь стать монахом?

— Хочу, — ответил он. – Делай поклон, и с сегодняшнего дня ты являешься послушником нашей общины святителя Николая.

С великой радостью и слезами благодарности юноша попросил отпустить его поклониться сначала святым местам.

Совершив паломничество в Святую Землю, он вернулся на Святую Гору и присоединился к братии Буразери на Святой Горе Афон. Через год его постригли в монахи.

Любовь к безмолвию и жажда подвигов заставили отца Тихона оставить добрую братию скита и поселиться в самом суровом месте Святой Горы — на страшной Каруле. Здесь он прожил в пещере приблизительно пятнадцать лет. Его подвиг был суровым и неослабным. Он делал свыше шестисот поклонов за ночь. Ел один раз в три дня, а часто и однажды в неделю.

Каждую субботу он ходил причащаться в скит святого Георгия и потом сразу возвращался в свою пещеру. Его пещера находилась у основания скита святого Георгия и сохранилась до наших дней.

В скиту святого Георгия жил тогда один мудрый и по жизни и по Богу старец, которого он называл своим учителем. Этот старец, его учитель, давал ему каждый месяц по святоотеческой книге. Возвращая ее, отец Тихон должен был рассказать ее содержание, а также то, что он из нее понял. Если ответ не был точным, старец не менял ему книгу. Таким образом он изучил труды всех отцов нашей Церкви: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Симеона Нового Богослова и других. Особенно он полюбил святого Симеона.

Когда в 1914 году началась мобилизация русских монахов, отец Тихон тоже пришел в русский скит Фиваиду. Представители власти, увидев его как бы лишенного тела, начали расспрашивать, где и как он живет. Карульский пещерник внушил к себе такое почтение, что они отпустили его, чтобы он продолжал свой подвиг и молился за них. Он немедленно вернулся в свою пещеру и теперь еще больше предался аскезе и молитве, чтобы восполнить и укрепить своих сражающихся на поле брани братьев.

Из приблизительно семисот монахов, которые тогда уехали, назад вернулись только два-три человека. Одним из них был старец Афанасий из келлии Святого Креста в Провате, который был очень близким другом отца Тихона. Бог благоволил, чтобы он предал свой дух у меня на руках. Впоследствии отец Тихон много рассказывал мне о нем. Тот имел непрестанную умную молитву. Он молился и днем, и ночью, не переставая призывать Бога даже тогда, когда разговаривал или спал. Когда отец Тихон рассказывал об этом, то обмолвился и о себе: «И я, дитя мое, когда сплю, сердце мое произносит молитву… Когда творишь молитву, — сказал он мне, — сердце твое должно приклеиться сверху к молитве, — и он изобразил это пальцем на стене, — как клей склеивает».

После пятнадцати лет аскетических упражнений старец оставил Карулю и переселился в район Калиагры. Здесь ему было видение пасхальной ночи, и он с радостью пропел все последование Воскресения Христова. На следующее утро пришел его духовник и сказал ему, чтобы он пошел в монастырь Ставроникита, к которому была приписана его келлия, и принял рукоположение во священника. Он так и сделал.

Так как в его каливе не было церкви, он с великим старанием и благоговением начал ее постройку. Денег у него не было, и поэтому он решил пойти в Карею искать пожертвования. По дороге он встретил одного монаха и сказал ему, что хочет построить церковь в честь Святого Креста, однако не имеет для этого денег. Монах был поражен, потому что как раз в тот день получил денежный перевод с тем, чтобы отдать деньги тому, кто хочет построить храм. Радости и волнению отца Тихона не было конца. Он немедленно пригласил строителей и перестроил небольшую комнатушку своей келлии в церковь, которую сильно полюбил.

Во время Божественной Литургии старец приходил в возвышенное духовное состояние, так что, начиная службу утром, не замечал, как наступал вечер. С великим благоговением читал он молитвы Божественной Литургии, которые выучил наизусть. Он читал их не про себя, не громко, но так, чтобы их можно было слышать. Во время Херувимской песни и Евхаристического канона он вместе с Ангелами воспевал гимн на небесах, видел после этого духовным зрением то, что совершалось на Святом престоле, и завершал Литургию, не замечая, как проходило время. Он не ждал вечера, чтобы читать правило ко святому Причащению, но начинал его уже с полудня. Целый день он готовился к следующей Божественной Литургии и приобщению. Старец говорил, что верующий, чтобы стать причастником Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, должен готовиться к этому все двадцать четыре часа.

Во время проскомидии, на протяжении многих часов подряд он поминал имена из записок. Также в конце Литургии он заново поминал все имена. Когда он состарился и уже не мог служить, я приходил к нему, совершал Литургию и оставлял Святые Дары, которые он нарезал на кусочки и причащался каждый день. От тех, кто пек просфоры, он требовал, чтобы это делалось с молитвой и благоговением, ибо просфоры становились Телом Христовым. Он показал мне, как нужно в пяти местах накалывать тесто для просфор, чтобы в нем не образовывалось пустот. Таким же хорошим должно быть и вино.

С великой простотой он говорил мне, что ангелы, пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные, бессребреники и все святые присутствуют, когда мы поминаем их на проскомидии, а также приходят на помощь всем, за кого вынимаются частицы.

Духовные советы отца Тихона были каплями его сердечного опыта.

«Чтобы найти хорошего духовника, — говорил он мне, — нужно молиться три дня, а затем — как Бог просветит. И по дороге, пока идешь к своему духовнику, нужно молиться, чтобы Господь просветил его и он преподал тебе хорошее наставление».

«Всегда молись перед началом всякой работы. Говори: «Боже мой, дай мне силы и просвещение», — и после этого начинай свое дело; а в конце говори: «Слава Богу»».

Старец Тихон Афонский преставился 10/23 сентября 1968 года в келлии Честного Креста. В упомянутой келлии о. Тихон в последние годы жизни принимал монахов со всей Святой Горы, в том числе и будущего старца Паисия Святогорца. Умирая, старец Тихон завещал отцу Паисию свою келлию, обещая ему «приходить, чтобы увидеться с ним». Как вспоминал позже старец Паисий: «Было 10 сентября 1971 года, полночь. Я творил молитву и внезапно увидел, как в келлию входит мой Старец! Я подскочил, схватился за его ноги и с благоговением целовал их. Я не понял, как он освободился из моих рук, вошел в храм и исчез. Конечно, никто не понимает, как происходят такие события. И их невозможно объяснить логически, поэтому они и называются чудесами. Я тотчас зажег свечу (в то время как это случилось, у меня горела лишь лампада), чтобы записать в календаре тот день, когда мне явился Старец, чтобы не забыть. Когда я увидел, что это был день его успения (10 сентября), то очень огорчился тем, что этот день прошел для меня совершенно незаметно. Полагаю, что добрый отец простит меня, потому что в тот день с рассвета до заката у меня было много посетителей, я очень устал, выбился из сил и совершенно забыл обо всем. Иначе я бы что-нибудь предпринял, чтобы и себе принести пользу, и Старца порадовать всенощным бдением».

Преподобный Паисий Святогорец много вспоминает о своём духовном отце в книге «Отцы-святогорцы и святогорские истории». Ниже мы приведём несколько воспоминаний о старце Тихоне.

«Он пришел на Святую Гору и, подобно невинному цветку, возрос в саду Божией Матери, преуспел и начал благоухать своими добродетелями, как мы увидим это позже.

Его первой обителью стал скит Буразери, где он прожил пять лет. Однако, не найдя здесь покоя из-за множества русских паломников, он взял благословение и перешел на Карулю, где подвизался на протяжении пятнадцати лет. Все время своего пребывания на Каруле он провел в суровых подвигах. Его рукоделием были большие и малые поклоны в соединении с молитвой Иисусовой и чтением. Книги он брал на время в монастырях, из которых получал также благословение — сухари от «избытков укрух». В благодарность за это он совершал дополнительно определенное число молитв по четкам. Таким образом он усердно подвизался, чтобы и внутренне стать Ангелом, а не только внешне иметь ангельский образ.

После Карули он перешел на мыс Капсалы (выше Калиагры), в келлию, принадлежавшую монастырю Ставроникита, и принял на себя заботу об одном старце. Когда этот старец умер, он, взяв у него заранее благословение, остался жить в его каливе. С тех пор он не только не ослабил своих духовных подвигов, но еще больше их усилил, за что и получил обилие благодати Божией, подвизаясь с ревностью и великим смирением.

Божественная благодать явила его людям, и многочисленные страждущие начали стекаться к нему за советом и утешением. Некоторые просили его принять священный сан, чтобы он мог еще больше помогать людям, через Таинство исповеди подавая им оставление грехов. Он и сам постепенно убедился, что действительно существует такая необходимость помогать людям, и согласился принять рукоположение /…/

Очень по душе ему были убогие вещи. Также он любил нестяжательность, которая сделала его свободным и дала ему духовные крылья. И так, с окрыленной душой, он сурово подвизался, не чувствуя телесного труда, как ребенок не ощущает усталости, когда исполняет волю своего отца, но, наоборот, чувствует любовь и нежность отца, которые, конечно, даже мысленно невозможно сравнить с Божественным благодатным утешением.

Как я уже сказал, его рукоделием были духовные подвиги: пост, бдение, молитва, поклоны и так далее, и не только за самого себя, но и за всех (живых и усопших). Когда он уже состарился и не мог подниматься после земного поклона, то привязал высоко толстую веревку и держался за нее, чтобы вставать. Таким образом, он и в старости продолжал делать поклоны, с благоговением поклоняясь Богу. Он соблюдал это правило до тех пор, пока не слег в кровать, после чего, отдохнув двадцать дней, перешел в истинную и Вечную Жизнь, где со Христом отдыхает уже вечно. До самой старости он постоянно соблюдал то же правило сухоядения, какое имел в молодости. Приготовление пищи он считал пустой тратой времени: хорошо приготовленная еда не соответствует монашеской жизни. Естественно, что после стольких подвигов и при таком его духовном устроении хорошая пища не вызывала у него никаких чувств, ибо в нем обитал Христос, Который услаждал его и питал райской пищей.

Во время своих бесед он всегда говорил о сладком рае, и из его глаз текли слезы умиления. Когда мирские люди спрашивали его о чем-либо, его сердце не отвлекалось на суетное /…/

Для отца Тихона почти каждый день года был пасхальным, и он всегда жил пасхальной радостью. Постоянно из его уст было слышно: «Слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже». Он и всем советовал: «Будем говорить «Слава Тебе, Боже» не только тогда, когда нам хорошо, но и тогда, когда к нам приходят испытания, ибо Господь попускает их как лекарство для души».

Старец очень скорбел о душах, страдавших от безбожной власти в России. Он говорил мне со слезами на глазах: «Дитя мое, Россия еще несет епитимью от Бога, но все переживет».

О себе старец совсем не заботился. Он также ничего не боялся, потому что имел великий страх Божий (был как бы связан им) и благоговение… Поскольку его ум постоянно пребывал в Боге, он приобрел телесную бесчувственность, и поэтому не испытывал ни малейшего беспокойства ни от мух, ни от комаров, ни от вшей, которых у него были тысячи. Все его тело было искусано, а одежда покрыта красными пятнами. Помысел говорит мне, что, если бы насекомые даже шприцами сосали его кровь, он все равно этого не чувствовал бы. В келлии старца всему предоставлялась полная свобода: от насекомых до мышей».

Старец Григорий – уникальный пример настоящего афонского старца, который отверг все земные соблазны, и даже возглавив монастырь на Святой Горе, не прельстился важной должностью и известностью, а предпочитал жить наравне со всеми остальными монахами. (Более подробно о старце Григории можно прочитать в разделе Лица Афона нашего сайта)

Его редко можно было увидеть в богатых парадных облачениях настоятеля монастыря, он не носил дорогие украшения и не желал пользоваться драгоценными посохами.

Бунтарь по своей натуре, старец не раз испытывал на себе гнев археологов, ругавших его за то, что он решил разрушить часть какой-нибудь древней стены, мешавшей монахам в их каждодневных передвижениях, или за неслыханную идею установить в арсанасе (порту) монастыря Дохиар две колонны со скульптурами Архангелов Михаила и Гавриила.

Архимандрит Григорий родился на острове Парос и состоял в родстве со знаменитым афонским старцем Иосифом Исихастом.

До своего прибытия на Святую Гору старец Григорий монашествовал на своём родном острове и на Патмосе; успел побывать игуменом двух монастырей; являлся духовным чадом 2 современных греческих святых Филофея Зервакоса и Амфилохия Макриса.

Старец Григорий прожил в монастыре 65 лет, он принял постриг 1 января 1967 года от старца Амфилохия Патмосского.

Спустя несколько лет старец прибыл в монастырь Дохиар, где в скором времени его избрали игуменом. Стоит отметить, что монастырь находился в довольно плачевном состоянии, начал разрушаться, а братия была малочисленна.

Старец Григорий всегда отличался яркой и независимой точкой зрения даже на самые деликатные темы. Так, в одном из своих интервью он сказал о своем игуменстве на Святой Горе Афон следующее:

«Перед тем как я стал игуменом монастыря Дохиар, меня ткнули носом в каждую швабру, которая осталась в этом старом монастыре от предыдущих управляющих. Так должно было быть, рад, что они так со мной. Самые тяжёлые шаги в моей жизни я сделал, чтобы подняться на трон Дохиара, после 10 лет игуменства в греческих монастырях.»

Старец предпочитал носить старую неприметную одежду и вел себя всегда очень скромно. Не смотря на свою должность, он представлялся, как иеромонах и просил поминать в молитве «разбойника Григория».

О монашестве игумен монастыря Дохиар говорил так:

» … Внутренняя жизнь настоящего монаха не видна другим, она скрыта и будет явлена только в Царстве Небесном. Монах, как говорят богословы, есть пророк, своей жизнью говорящий о последних днях. Поэтому и на погребении монаха его лицо закрыто покровом, а всё тело – великой схимой, подобно тому, как флагом страны накрывают тела солдат, служивших ей и сражавшихся за неё до смерти».

Старец Григорий всегда отличался яркой и независимой точкой зрения даже на самые деликатные темы. Так, в одном из своих интервью он сказал о своем игуменстве на Святой Горе Афон следующее:

«Перед тем как я стал игуменом монастыря Дохиар, меня ткнули носом в каждую швабру, которая осталась в этом старом монастыре от предыдущих управляющих. Так должно было быть, рад, что они так со мной. Самые тяжёлые шаги в моей жизни я сделал, чтобы подняться на трон Дохиара, после 10 лет игуменства в греческих монастырях.»

«Я славлю Господа и Его Пресвятую Матерь за то, что моя монашеская жизнь, которую я всегда разделял со своей братией, была полна испытаний. Мы всему учились на собственном опыте, и поэтому как руководитель я не чувствую за собой вины. Нам приходилось жить и на берегу моря, и на равнине, и в горах, а теперь и в предгорьях Афона».

Русский сценарист Илья Авраменко так вспоминал старца:

«Геронда Григорий имел обыкновение благословлять пощечиной. При этом считалось, что чем сильнее – тем лучше. Рука у него была очень тяжелая – по крайней мере у меня осталось такое впечатление. Я вот сейчас это вспоминаю, и у меня щека начинает гореть. В отдельных случаях мог и посохом «благословить» – если, например, кто-то в его присутствии сидел нога на ногу (потому что так раньше блудницы сидели)».

«– В Дохиаре были очень интересные беседы. Отец Григорий – это был такой кремень веры! Старец был такого смирения! Мы, когда впервые приехали, заходим на территорию обители, там ходит какой-то человек весь в рванье, а вокруг него, наверно, 100 котов бегают. Хвосты у всех – трубой! И еще маленькие собачки мельтешат. Мы – к нему, а он:

– Да вот сейчас монахи придут, все будет… – а себя как бы ни во что ставит».

«А тогда мы, помню, прошли на трапезу, глядь, а во главе стола тот самый монашек… Только ряса на нем уже другая, не рабочая. Это, оказывается, и был игумен. Геронда Григорий. Начал он говорить, и все просто рты пооткрывали. Он нам такие вещи рассказывал! Я такого ни в каких книгах не читал. Это такой духовный человек. Греция по одним его молитвам удерживаема была от многого зла. А как он любил Россию!».

Предсказания афонских старцев о будущее России и мира (3 фото)

Святая гора Афон находится на греческом полуострове. Афонские монастыри было принято возводить на высоте более 2500 метров над уровнем моря. Считалось, что именно там живут избранники Христовы, имеющие связь с Богом и знающие будущее.

Единственная женщина, которой благословлялось от Господа посетить это место – Пресвятая Богородица. Ее благодать сохраняется здесь ни одно столетие. Предсказания афонских старцев о России самые достоверные, они сказаны в утешение народа.

Пророчества святого Паисия Святогорца

Еще до начала революции 1917 года Паисий предсказал, что Россию ждут очень тяжелые времена. Будет пролито много крови, но наш народ выживет. А ведь все так и случилось – одно за другим сменились события:

  • Октябрьская революция;
  • Сталинские репрессии;
  • Великая Отечественная война.

Великий старец предсказывал, что после многолетних страданий наступит затишье. Затем России снова придется пострадать.

Стоит отметить, что очень многие святые, жившие в 18-20 веках, предсказывали для России тяжелые времена. А еще они говорили, что все это от дьявола, чтобы сгубить христианский народ. Бог любит нас, хочет обратить к себе.

А как Ему это сделать? Конечно же, напустить страдания. Почему произошла Великая Отечественная и распался Советский Союз? Потому что люди забыли Бога, решили жить без Него. За что и получили великую скорбь.

Отец Паисий советовал людям молиться Богу, не забывать о вере. Ведь спасение только в ней. Пока служится литургия, люди вместе стоят на молитве, народ живет.

Предсказания афонских старцев о России: современность

Сегодня на Афоне есть старцы, к ним стремятся попасть политики, чтобы узнать о судьбе своей страны. Но если такой человек идет с добрыми намерениями, чистым сердцем, то ему расскажут о будущем народа.

Так каковы же предсказания афонских старцев и можно ли им доверять? Конечно же, можно, а вообще, даже нужно. Советы людей божьих никогда не бывали лишними, а тем более лживыми.

Старцы Афона предсказывают, что Россия снова будет переживать испытания. Но с Богом она их перенесет благополучно. Почему же на нее такие нападки? Потому что страна православная, люди верующие. А дьяволу, как врагу Божию, это не нравится. И он пытается уничтожить православного человека. Всеми силами он будет пытаться это делать. Но нам нужно в вере стоять стойко.

К сожалению, современные патриархи православные, лжестарцы, архиереи будут проповедовать не христианство. Из их уст будет литься еретическая речь, направленная не на спасение души, а на ее погибель. Современному человеку смогут помочь только Евангелие, учения древних святых.

В скором времени восстанут евреи против христиан. Турция попытается атаковать российскую армию, но будет выброшена вон. В итоге в свое время это государство исчезнет с лица земли. Но это еще не победа.

Существуют предсказания афонских старцев о Греции и России. Греция по большей части считается страной православной. Когда начнутся антихристианские восстания, Россия попытается помочь Греции. В Ватикане прольется много крови, погибнет не один миллион человек. Но борьба за веру будет продолжаться.

Как и Паисий Святогорец, живущие на Агоре старцы сегодня дают слова утешения для верующих людей: молитесь Господу, не отрекайтесь от Него, и тогда с вами ничего плохого не случится.

А еще они предсказывают уничтожение нечестивых людей. Грешники будут убивать друг друга. А ведь все сбывается.

Например, пьяные дерутся и это заканчивается смертью, за деньги тоже уничтожают один другого. Чем больше разврата, пьянства, воровства и зависти, тем больше самоуничтожения от самих грешников. Таковы предсказания афонских старцев о современной России.