Старшие классы

Проблемы современных школьников

Ребенок взрослеет и неизбежно приходит время обучения в школе. Большинство родителей провожают малыша в первый класс с радостным ожиданием. Что ждет маленького школьника? К чему нужно быть готовым родителям? Какие проблемы школьников затронут маленького ученика?

  1. Причины неуспеваемости в школе
  2. Основные проблемы физического здоровья школьников
  3. Социальные проблемы младших и старших школьников
  4. Требования учителей и школы
  5. Причины проблем по русскому языку

Первоклассник попадает в большой коллектив, где нужно подчиняться достаточно жестким требованиям. Его собственные желания уже мало кого интересуют, кроме разве что родителей и близких родственников. Приходится столкнуться с огромным количеством трудностей и ограничений.

Первым эмоционально и физически особенно сложным периодом являются первые два класса начальной школы. Резко меняется режим. Значительно увеличивается время пребывания в статическом сидячем положении и уменьшается двигательная активность. Практика нынешней школы не предполагает движение на уроках. Учителя не умеют проводить занятия с использованием движений. Многие не умея быстро собрать внимание учеников, не позволяют не то, что встать и повернуться, а лишний раз ответить с места.

Выполнение совсем новых непривычных требований и увеличенная нагрузка часто становятся причиной возрастающей неуверенности и проблем со здоровьем ребенка. У младших школьников еще очень активно развивается скелет и нервная система. Чтобы социальная и физическая адаптация к школе прошла максимально безболезненно родителям нужно организовать учебный процесс наиболее продуктивно.

  • Хорошее полноценное питание с учетом не только возрастных, но и индивидуальных особенностей.
  • Максимально сократить сидение за столом дома. Для этого придется научить маленького школьника делать задания максимально быстро и включать в приготовление домашних заданий физкультминутки. Это может быть несколько элементов физкультуры, помощь по дому, уход за домашним любимцем.
  • Возможно большее время прибывания на свежем воздухе. Нужно составить время дня таким образом, чтобы не меньше часа школьник мог погулять. Это может быть время по дороге из школы домой или после всех сделанных уроков, после кружка или тренировки.
  • Придется учить школьника распределять свое время правильно. После отдыха сначала делать сложное задание, под конец оставлять самое простое.
  • Объяснять и не раз, что требования в коллективе часто расходятся с его личными желаниями и потребностями. Нужно учиться уживаться с разными людьми даже когда они не нравятся или хотя бы не идти на открытые конфликт и не провоцировать его самому.
  • Кроме уроков нужно обязательно найти занятие по интересам. Это может быть спортивная секция, кружок, увлечение, разделенное с родителями или знакомыми. Очень хорошо если мальчишка будет ездить с отцом на рыбалку по выходным, а среди недели искать информацию и планировать будущую поездку. Помогать отцу с машиной тоже интересно, поучительно и очень сближает старшего и младшего мужчин.

Девочка может помогать маме в разведении цветов или вышивании картин. Все, что угодно, но ребенку, как и любому человеку, необходимо переключаться и заниматься тем, что нравится.

После окончания младшей школы начинается новый этап. Разные учителя по всем предметам и разные соответственно требования. Со всеми нужно учиться строить взаимоотношения. Потом начнется подростковый кризис, который ныне еще совпадает у школьников с выбором профиля и подготовкой к ОГЭ и далее к ЕГЭ. Спокойствия в жизни все это тоже не добавляет.

Все это накладывается на проблемы с успеваемостью. Если в начальной школе ребенку активно помогают родители, то в средней и старшей школе их знаний может уже не хватать, да и времени на это уходит значительно больше. Учитывая все эти сложности нужно в самом начале позаботиться о хорошем фундаменте знаний. Для того, чтобы школьник хорошо успевал уже в младшей школе, родителям придется научить ребенка читать еще до школы и считать.

Современная школа рассчитана на детей приходящих в школу с определенным багажом знаний и умений. Можно с этим соглашаться или нет, возмущаться или смириться, но чтобы не создавать лишних проблем первокласснику родителям придется позаботиться о его обучении еще до поступления в первый класс.

Причины неуспеваемости в школе

  • Неподготовленность к обучению может быть следствием недостаточных знаний и умений, которые должны быть получены сейчас еще до школы. «Меня всему научили в школе» — такое утверждение родителей ныне не работает.
  • Неготовность к школе в силу возраста или индивидуальных особенностей развития. Один ребенок читает в четыре года, но физически еще не может долго сидеть или удерживать надолго произвольное внимание. Другой всех перерос, хорошо развит физически, но не имеет достаточных знаний, умений и навыком для обучения в школе. Иногда достаточно подождать пол- года и ребенок в первом классе избежит массы проблем.
  • Проблемы со здоровьем. Родители часто надеются, что как-нибудь все образуется, но это доставляет ребенку лишний стресс.
  • Проблемы с речью. Если вовремя не поставлены все звуки, это не только вызовет проблемы по русскому языку, но и станет предметом насмешек среди одноклассников.
  • Неумение налаживать взаимоотношения с учителями и одноклассниками.
  • Проблемы, связанные с переживаниями, возникающие вне школы.
  • Неумение распределять физические и умственные нагрузки в течение дня.
  • Неразвитое абстрактное мышление. Часто эта причина относится к возрасту младшей школы. Непонимание же в это время постепенно нарастает как снежный ком и дает проблемы в обучении в более старшем возрасте.

Все эти причины, как по одной, так и в комплексе подрывают уверенность ученика в своих силах и приводят к его неуверенности в целом.

Основные проблемы физического здоровья школьников

  • Много часов в сидячем положении и недостаток двигательной активности не способствуют правильному развитию костно-мышечной системы.
  • Неправильная осанка и много часов занятий при электрическом свете создают слишком большую нагрузку на глаза. Уже в младшей школе начинает портиться зрение, к старшим классам количество учеников с плохим зрением возрастает.
  • Слишком большое время, проводимое в школе и невозможность питаться при этом правильно приводят к нарушениям в пищеварительной системе. Школьные обеды проблему не решают, да и не все из них дети едят. А если задержали на уроке, то и вовсе не успевают. Начинается покупка сникерсов и чипсов. Нужно ли говорить, что такое питание совсем неполезно.
  • Много учебников и большое количество предметов в день делают портфели поистине неподъемными. К ним еще добавляется сменка, форма по физкультуре, сумка с принадлежностями по рисованию или черчению. Даже взрослому все это тяжело поднять. Ученики, которые согласны мириться с двойками просто не берут весь комплект учебников и формы. Их школьный день легче, даже выраженная в килограммах.

Социальные проблемы младших и старших школьников

Как бы не пыталась наша школа с помощью формы уравнять учеников, выглядят такие потуги смешно и бездарно. Дети общаются между собой и прекрасно видят и знают, что имеют и на что могут рассчитывать их одноклассники.

Но на финансовых возможностях родителей не заканчиваются социальные проблемы. Современные школьники в силу возросшей информативности, изменения после реформ в образовании отличаются большей неуверенностью, тревожностью и неумением, нежеланием принимать решения, запоминать большие объемы знаний. Зачем? Ведь все можно скачать из интернета.

Сама школа с ее тестами закладывает привычку не приходить в ходе рассуждений к правильному ответу, а угадывать или выбирать из предложенных вариантов. И отражается это не только на самих уроках. Так ученики пытаются строить саму свою жизнь. И родителям придется приложить максимум усилий, чтобы переломить это нежелание приобретать новые знания и применять их в жизни.

Школьная жизнь, перегруженная уроками и домашними заданиями, добавляет проблем. Старшие школьники часто физически не могут выполнить заданный объем. Перед ними встает дилемма: не делать урок совсем и получить плохую оценку, но освободить время для своих интересов и общения или постараться сделать все, но не успеть и все равно получить плохую оценку, да еще и лишить себя общения с друзьями и ничем не заниматься кроме уроков.

Пока сын учился в 8-9 классе у нас учительница физики умудрялась на следующий день задавать 60 задач. Предполагалось, что так она их готовит к экзаменам. Другие учителя тоже не отставали. Я однажды села и подсчитала, сколько должен времени затратить человек, который изначально знает все решение и должен просто записать все по всем предметам. Оказалось, что суток для этого просто не хватит. И это без учета сна, еды и посещения школы. Так стоит ли пытаться?

Свои подсчеты я принесла на родительское собрание. Учителей это нисколько не смутило. Ответ был один: «им же ОГЭ сдавать». И что? Если человек понимает, ему достаточно для закрепления решить 3-4 задачи, не понимает – шестьдесят не помогут. Вот такая счастливая школьная жизнь.

Современные учителя превратились в своем большинстве в предметников. Но и свой предмет часто они преподать доходчиво не могут и не хотят. Все это компенсируется заданными на дом ученикам докладами и презентациями. По-умолчанию считается, что у всех дома есть мощный компьютер, цветной принтер и 48 часов свободного времени, которое нечем занять.

Все это накладывается на требование администрации к учителям по максимуму использовать информационные технологии. Сама же школа, пытаясь сэкономить, не обладает для этого необходимыми ресурсами и знающими сотрудниками.

В результате мы имеем взвинчинных учителей, которые не успевают вести уроки и учеников, которые не успевают эти уроки освоить и сделать, а впоследствии и не хотят. Так увеличивается количество неуспевающих и трудных учеников, которым вполне по силам освоить программу.

Требования учителей и школы

Если раньше требования школы сводились к тому, что «ты делаешь все уроки сам, если не получается — обратись к учителю, он тебе объяснит», то теперь все стало проще «делаешь дома с родителями, учитель проверит». Доходит до смешного. Во втором классе сыну задали рисунок. Нарисовал. На следующий день приходит из школы. В дневнике стоит тройка с пояснением «не видно руки взрослого».

Требования к поступающим в школу изменились, хотя и негласно. Не умеющего читать малыша примут в первый класс. Только часов, чтобы учить в школе читать, особенно не предусмотрено. Первокласснику придется не только осваивать программу, но и нагонять дома обучение чтению, чтобы достичь определенной скорости. А это очень сложно. Сложно и ученику и родителям. Именно на них ложится обязанность по приобщению к чтению, обучению и тренировке навыков чтения. Вывод: учить чтению нужно еще до школы.

Изучение иностранного языка во многих школах начинается теперь с 1-2 класса. Вся программа построена так, что ребенок может ее освоить только с помощью взрослого (читай: дома с родителями). Не все родители знают язык в той мере, чтобы научить. Позиция школы и здесь проста: не можете, пусть ходит на дополнительные занятия. Дополнительные занятия теперь оплачиваются учителям, как и уроки. Поэтому учителя заинтересованы в дополнительных часах в виде занятий после уроков.

Увеличилось количество неработающих мам и родителей работающих посменно. Результат — снижение самостоятельности детей. Нежелание принимать собственные решения, планировать собственное время. Школа тоже делает ставку на большое внимание родителей к школьной программе.

Большое количество учебников и недостаток цензуры их содержания приводит к большому количеству ошибок. А ведь по ним учатся наши дети. В учебнике географии, по которому учились в классе сына, долготу перепутали с широтой. В результате контрольная написана всем классом на двойки, кроме двух учеников, где родители проверяли домашнее задание.

В учебнике истории за 9 класс шедевры почти в каждом параграфе. Не проверять, что там написано, значит, заведомо ученик получит неверные знания.

В подростковом возрасте проверка домашних заданий родителями вызывает часто еще и дополнительные конфликты. Как их преодолеть родителям придется решать самим.

При таком способе обучения, когда вмешательство родителей «должно быть» максимально, а инициатива детей минимальна о мотивации, говорить не приходится. Школьники плохо представляют, для чего они получают те или иные знания. Не видят дальнейшей цели в учебе.

На родительских собраниях часто звучит не «Саша выиграл олимпиаду» или «Даша прекрасно сделала работу», а «Вы с Сашей выиграли» и «вы с Дашей сделали». Больше хвалят родителей, чем ученика. Ругают тоже родителей, что недостаточно уделили внимание.

Еще одна глобальная проблема современной школы: недостаточные знания по русскому языку.

Причины проблем по русскому языку

  1. Логопедические проблемы детей, приходящих в начальную школу
  2. Уменьшение количества часов уроков русского языка и литературы
  3. Повышение количества учеников в классе других национальностей, для которых русский язык не является родным

Во всех случаях сложности с русским языком не заставляют себя ждать. Хорошо если повезет с учителем. А если нет?

Все проблемы школы и самого школьника приводят не только к плохим оценкам, но и неуверенности в себе и в своих возможностях. Чтобы дети пришли к выпускным экзаменам уверенными в своих силах, родителям придется очень постараться. Придется помочь своему школьнику научиться получать знания и ладить с людьми. И лучший способ этого добиться — выстроить доверительные отношения со своим ребенком.

Проблемы у школьников сегодня разные и их много. А какие проблемы возникали у вашего ребенка в школе и как вы их с ним решали?

На этом все. До новых встреч, на страницах блога Маривлада.

Ну что, абитуриенты этого года могут, наконец, выдохнуть. Или, наоборот, набрать в легкие воздуха, чтобы запаса хватило на весь июль. Определены сроки проведения Единого госэкзамена в этом году.

Почему так долго решали в какие дни проводить ЕГЭ в этом году? Потому что нужно было предусмотреть все нюансы, связанные с эпидемиологической ситуацией. В различных регионах ситуация с заболеваемостью ковидом разная. Местные власти сами определяют правила проведения массовых мероприятий, особенности режима на улицах и в общественных местах. А тут нужно провести масштабный федеральный экзамен для всех регионов одновременно. По сути, с начала прихода пандемии в России, ЕГЭ — это первое (и пока единственное) мероприятие, которое приходит в одни и те же дни и по одним и тем же правилам по всей стране. 600 тысяч выпускников школ этого года собираются поступать в вузы. 600 тысяч будут сдавать экзамены!

Руководитель Рособрнадзора рассказал, как будет проходить ЕГЭ в 2020 году

00:00 00:00

Мало того, нужно еще задействовать тысячи учителей – они работают наблюдателями в пунктах проведения экзамена, они проверяют часть С экзаменационных работ. Но традиционно школьные учителя в июле и августе отдыхают…

В общем, все по порядку:

Проведение основной волны ЕГЭ

29 и 30 июня пройдут пробные экзамены. По сути – репетиция. Учителя, ответственные за проведение ЕГЭ, в это время будут находиться в ППЭ, абитуриенты – нет.

Будет отработана технология защиты здоровья участников экзамена – и абитуриентов, и учителей – в соответствии в рекомендациями Роспотребнадзора. Вся процедура будет в ближайшие дни описана в нормативных актах Минпроса и Рособрнадзора.

И без того процедура проведения ЕГЭ непростая – с камерами в аудиториях, рамками на входе. А теперь еще нужно соблюдать все санитарные правила. Вплоть до того, что ребята на входе в ППЭ должны как можно меньше контактировать друг с другом, для них нужно обеспечить «зеленый коридор».

— Мы должны настроить всю систему, чтобы экзамен прошел без сбоев, чтобы школьники, когда придут на экзамен, могли себя безопасно чувствовать в аудиториях, — объяснил министр просвещения Сергей Кравцов.

Расписание ЕГЭ-2020

3 июля — география, литература, информатика;

6 и 7 июля – русский язык;

10 июля — профильная математика;

13 июля — история, физика;

16 июля – обществознание, химия;

20 июля — биология, письменный иностранный язык;

22 и 23 июля — устный иностранный язык;

Резервные дни запланированы на 24 июля (по всем учебным предметам кроме русского языка и иностранных языков) и 25 июля по всем учебным предметам.

Вторая волна ЕГЭ

Важно: в этом году будет сделано всё, чтобы все ребята, собиравшиеся поступать в вуз, смогли это сделать. Поэтому на август запланирована вторая волна. Сдавать ЕГЭ смогут те, кто по различным причинам не смог принять участие в основной, июльской волне.

Предварительные даты — 3, 5, 7 и 8 августа.

Расписание экзаменов второй волны тоже будет в ближайшее время уточнено.

Учителя и экзамены

Решено предложить учителям, которые задействованы в проведении ЕГЭ, первую часть отпуска «отгулять» в июне. С тем, чтобы они могли выйти на работу в июле и принять участие в организации и проведения Единого госэкзамена.

— Мы пришли к необходимости корректировать отпуска учителей. Будем по этому поводу направлять разъяснения во все регионы. Нужно сделать все, чтобы при этом не были нарушены трудовые права педагогических работников, — обратила внимание председатель Общероссийского профсоюза образования Галина Меркулова.

В Минпросе подчеркнули: министерство вместе с регионами будут особо прорабатывать вопрос защиты прав педагогов, их поддержки и помощи в ходе экзаменационной кампании.

Приемная кампания

Зачисление в вузы пройдет по окончании второй волны ЕГЭ, когда будут обработаны все экзаменационные работы и получены итоговые баллы. Времени для подготовки приказов достаточно – вся вторая половина августа. С 1 сентября новые первокурсники смогут начать учебу.

В Минобрнауки подчеркнули: разослать свои документы в пять полагающихся вузов абитуриенты могут заранее, чтобы приемные комиссии их обработали. А после получения итоговых баллов ЕГЭ можно будет их дослать в вузы.

Прием документов от абитуриентов вузы будут вести в дистанционном формате.

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Замминистра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев: Правила приема в вузы не будут меняться из-за коронавируса

Сегодня, когда окружающий нас мир как никогда изменчив и динамичен, мир профессий отражает все его экономические, социальные и даже политические изменения, а диктуемые им требования к личности постоянно изменяются, естественно, что ещё более остро встают проблемы профориентации школьников. В идеальной ситуации подросток должен быть активным, деятельным, уметь быстро подстроиться под ситуацию на рынке труда, успешно ориентироваться в многообразии профессий и примерно определять, насколько его личностные качества подходят под выбранную специальность. По факту же старшеклассники могут полагаться только на самого себя и непрофессиональную помощь родителей и друзей. По результатам многочисленны опросов и исследований до 70% выпускников из 9-11 классов практически не обладают знаниями о реальных потребностях и имеющимся на рынке труда спросе, а значит, за этим последует случайный выбор профессии, который повлечёт за собой растрачивание сил впустую с непонятным результатом, что в дальнейшем может привести к ненужным потерям времени и ухудшением самооценки школьника.

Проблемы профориентации школьников

Долгое время проблемы профориентации исследовались и воплощались исключительно с точки зрения имеющейся профессиональной среды, оставляя в стороне такие важные стороны, как личность школьника, имеющийся социальный заказ от государства или общества на рынке труда. Печальным следствием стали абстрактные подходы, без учёта желаний и способностей человека, тогда как текущие проблемы профориентации школьников включают в себя:

  • Нестабильные всплески интереса к профессиям и труду.
  • Отсутствие навыков определения, своих личных предрасположенностей и способностей применительно к выбираемым профессиям.
  • Затруднённые определение и оценка своих перспектив развития в различных профессиях.
  • Гнетущая необходимость сделать выбор профессии самостоятельно и нести за него ответственность.
  • Увеличившиеся требования к выпускникам школ и их недостаточный уровень подготовленности к профессиональному определению.
  • Отсутствующая или неквалифицированная помощь в выборе профессии для школьника.
  • Отсутствие постоянно действующей, широко распространённой программы для знакомства с разнообразными специальностями, рынком труда, его требованиями и потребностями.

Конечно же, здесь перечислены далеко не все имеющиеся проблемы профессиональной ориентации школьников и старшеклассников, но оценить по ним масштаб ситуации и необходимость действовать труда не составит.

По мнению доктора психологических наук, профессора кафедры психологии МГУ Пряжникова Н.С., всё более заметным становится стремление учитывать индивидуальные способности ребёнка при профориентации, а личностное самоопределение начинает приобретать формы профессиональной ориентации. Которая представляет собой внутреннюю готовность личности к самостоятельному и, что является одним из самых важных моментов, осознанному выбору одного из многих вариантов развития, как жизненного, так и профессионального. Выпускники начинают проявлять пусть небольшую, но всё же готовность рассматривать себя не только в настоящем времени, но и учитывая планы развития. Самостоятельно выявляя значимые именно для них смыслы определённой профессиональной деятельности.

Противоречия профориентации школьников

  1. Имеющиеся потребности общества часто идут вразрез с личными планами и желаниями школьников. Даже зная о перенасыщении рынка труда представителями «модных» и «престижных» специальностей, выпускники школ осознанно затрудняют себе дальнейшее трудоустройство, выбирая их в качестве желаемой профессии.
  2. Выбранная профессия не всегда соответствует возможностям старшеклассника. Получив соответствующее образование и приступив к работе человек понимает, что выбор был ошибочным и для успешной реализации себя на данном поприще у него нет требуемых качеств личности. Смена профессии или переквалификация приводят к большим потерям времени и сил.
  3. Сочетание острой нехватки ведущейся профориентационной работы и необходимости обязательного выбора. К последнему классу школьники обычно осознают, что сложный выбор карьерного пути по душе приведёт к длительным последствиям.
  4. Отсутствие у школьников навыков планирования, прогнозирования вкупе с необходимостью выстраивать долговременные планы своей будущей жизни и карьеры одновременно. В такой ситуации выпускник школы более-менее может представлять желаемые жизненные пути и предполагаемые профессии, но способы достижения данных целей будут ускользать от него без посторонней помощи.
  5. Требование обязательного выбора набора сдаваемых государственных экзаменов для последующего поступления в учебные заведения и профессии накладывается на отсутствующее или недостаточное представление учащихся о многообразии имеющихся в мире профессий, что приводит к череде ошибок, таких как выбор будущей карьеры по степени её «престижности», за компанию с друзьями или просто по советам родителей. Большая часть подобных ошибок и методы их решения подробно разобраны в нашей статье «Типичные ошибки выбора профессии».
  6. Потребность школьников в профессиональном обучении и отсутствие или недостаточная квалификации школьных психологов и профконсультантов, способных вести длительную профориентационную деятельность начиная с начальных классов и сопровождая ребёнка до самого выпуска.
  7. Желая попробовать себя в той или иной профессии, школьник понимает, что такой возможности в школе или ближайшем окружении просто не существует. Профориентационные уроки в игровой форме не проводятся, экскурсии на предприятия не осуществляются и т.д.

Рекомендуемые профориентационные мероприятия

Для постепенного исправления общей ситуации с имеющимися проблемами профориентации школьников можно выделить следующие мероприятия, которые должны использоваться комплексно и на протяжении длительного времени без перерыва:

  1. Профессиональное просвещение школьников с целью расширения общего кругозора.
  2. Профессиография, т.е. изучение требований, предъявляемых различными специальностями к личным качествам работника. При передаче накопленных знаний школьникам, у тех появляются знания и навыки определения необходимости и востребованности специальности, перспективы карьерного роста, личностного развития, предполагаемой заработной платы, должностных обязанностях.
  3. Воспитание желания трудиться и выбирать наиболее необходимые обществу профессии с учётом индивидуальных характеристик путём профессиональной пропаганды.
  4. Развитие и улучшения индивидуальных качеств школьника (желание трудится, ответственность, чувство гордости за выбранную профессию, чувство долга перед окружающими и т.д.).
  5. Определение профпригодности для возможного прогнозирования овладевания старшеклассником различных профессий.
  6. Профессиональная диагностика для изучения личностных характеристик значимых для профессиональной деятельности качеств выпускника и мониторинга профилизации.

Результатом введения и поддержания подобных комплексных мер можно с большой долей уверенности предположить значительное увеличение количества однозначно определившихся с желаемым направлением профессиональной деятельности детей, а, следовательно, помочь им избежать множества ошибок и решить проблемы профессиональной ориентации школьников.

Выводы

В качестве заключения и обобщения всего вышесказанное можно с уверенностью предположить высокую эффективность повышения информированности школьников на соответствующих уроках, мероприятиях и индивидуальных консультациях с квалифицированными специалистами.

Несомненно, что огромное значение должно придаваться изучению психологии самоопределения. Только с помощью неё возможно комплексное решение остро стоящих проблем профориентации школьников. Эффективность профориентации выпускников школ может быть повышена путём актуализации субъективных желаний и позиции подростков, активным их включением в важную для развития личности деятельность и стимулировании личного выбора интересующих профессий. Большим подспорьем самоопределению подростка будет составление им предполагаемого карьерного пути, который приведёт к осознанному выбору профессии и осознанию факта, что он сам принял решение и готов нести за него ответственность, одновременно гордясь этим. Иначе, если такой выбор будет навязан сверху или сделан под влиянием сиюминутных обстоятельств, то не будет и успешного самоопределения наряду с решением проблемы профориентации. Профессиональное самоопределение это далеко не только факт выбора специальности, но и, в том числе, длительный динамический процесс формирования профессионала на протяжении всей жизни.