Старообрядцы церковь

Единоверческий Храм Святителя Николы в Студенцах, Москва

    • Туризм в Москве
    • Отели Москвы
    • B&B/мини-отели в Москве
    • Турпакеты в Москву
    • Авиабилеты в Москву
    • Рестораны Москвы
    • Развлечения Москвы
    • Москва: магазины
    • Форум путешественников о Москве
    • Фото Москвы
    • Карта Москвы
    • Все отели Москвы
    • Спецпредложения отелей в Москве
    • Горящие туры в Москве
    • По типу отеля
        • Москва: мотели
        • Москва: кемпинги
        • Хостелы: Москва
        • Москва: отели бизнес-класса
        • Лучшие семейные отели Москвы
        • Москва: спа-курорты
        • Романтические отели Москвы
        • Отели класса «люкс» в Москве
        • Отели со въездом на территорию на лыжах: Москва
        • Курорты: Москва
    • По классу отеля
        • Москва: 5-звездочные отели
        • Москва: 4-звездочные отели
        • Москва: 3-звездочные отели
    • По сети отелей
        • Отели Marriott в Москве
        • Отели Radisson в Москве
        • Отели Crowne Plaza в Москве
        • Отели Accor в Москве
        • Отели Holiday Inn в Москве
        • Отели Courtyard в Москве
        • Отели AZIMUT Hotels в Москве
        • Отели Sheraton в Москве
        • Отели Holiday Inn Express в Москве
        • Отели Hilton Hotels в Москве
        • Отели Novotel в Москве
        • Отели ibis в Москве
    • Популярные удобства
        • Oтели с бассейном в Москве
        • Отели с бесплатной парковкой в Москве
        • Отели в Москве, где разрешено проживание домашних животных
    • Популярные районы
        • Отели Третье транспортное кольцо (ТТК)
        • Отели Центральный округ (ЦАО)
        • Отели Садовое кольцо
        • Отели Восточный округ (ВАО)
        • Отели Тверской
        • Отели Северо-Восточный округ (СВАО)
        • Отели Измайлово
        • Отели Мещанский
        • Отели Бульварное кольцо
        • Отели Северный округ (САО)
    • Популярные категории в Москве
        • Отели В Центре Города в Москве
        • Отели Со Скидкой в Москве
        • Дизайнерские Отели в Москве
        • Отели Класса Люкс в Москве
        • Современные Отели в Москве
        • Отели с гидромассажной ванной в Москве
        • Отели Москвы с номерами для курящих
        • Отели с балконами в Москве
        • Отели Москвы с мини-кухней в номере
        • Спа-Отели в Москве
    • Достопримечательности поблизости
        • Отели рядом — Единоверческий Храм Святителя Николы в Студенцах
        • Отели рядом — Церковь святителя Николая в Заяицком
        • Отели рядом — Московский музей образования
        • Отели рядом — Храм-часовня Архангела Михаила близ Кутузовской избы
        • Отели рядом — Часовня Казанской иконы Божией Матери на Воронцовом поле
        • Отели рядом — Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Братцево
        • Отели рядом — Государственный музей В.В. Маяковского
        • Отели рядом — Новая Басманная улица
        • Отели рядом — Дом Нащокина Галерея
        • Отели рядом — Павильон Зерно
    • Аэропорты поблизости
        • (SVO) Аэропорт Шереметьево: отели поблизости
        • (DME) Аэропорт Домодедово: отели поблизости
        • (VKO) Аэропорт Внуково: отели поблизости
    • Москва: все развлечения
    • Популярные районы
        • Арбат: Памятники и статуи
        • Арбат: Природа и парки
        • Замоскворечье: Кинотеатры
        • Замоскворечье: Музеи
        • Пресненский район: Исторические достопримечательности
        • Пресненский район: Природа и парки
        • Хамовники: Концерты и представления
        • Хамовники: Музеи искусств
        • Якиманка: Мастер-классы и семинары
        • Якиманка: Памятники и статуи
    • Единоверческий Храм Святителя Николы в Студенцах: развлечения поблизости.
        • Храм Воскресения Словущего в Покровском Монастыре
        • Таганский
        • Покровский ставропигиальный женский монастырь
        • Детский Парк имени Н.Н. Прямикова
        • Оренбургский пуховый платок
        • Колокольня Покровского монастыря
        • Музей мебели
        • МосКальян
        • Церковь Святого Мартина Исповедника
        • Городская усадьба А. В. Полежаевой — Зубовых
        • Московский драматический театр Апарте
        • Городская усадьба А. А. Морозова — Н. А. Алексеева
        • Quest Moscow
        • Станция метро «Таганская»
        • Mason St. One
    • Москва: Достопримечательности и культурные объекты
        • Москва: Древние руины
        • Москва: Мосты
        • Москва: Кладбища
        • Москва: Административные центры
        • Москва: Образовательные объекты
        • Москва: Фонтаны
        • Москва: Правительственные здания
        • Москва: Маяки
        • Москва: Военные базы и объекты
        • Москва: Загадочные места
        • Москва: Пирсы и пляжные променады
        • Москва: Прогулки по живописной местности
        • Москва: Арены и стадионы
        • Москва: Трассы для автогонок
        • Москва: Церкви и соборы
    • Популярные категории в Москве
        • Москва: Развлечения и игры
            • Москва: Игровые площадки
            • Москва: Кинотеатры
            • Москва: Комеди-клубы
            • Москва: Игровые и развлекательные центры
            • Москва: Дорожки для верховой езды
            • Москва: Боулинг
            • Москва: Спортивные комплексы
            • Москва: Эскейп-квесты
            • Москва: Игра Scavenger hunt (Поиск сокровищ)
            • Москва: Стрелковые тиры/полигоны
            • Москва: Другие виды игр и развлечений
            • Москва: Мини-гольф
            • Москва: Художественные студии и гончарные мастерские
            • Москва: Аттракционы для катания и мероприятия
            • Москва: Общение с героями
        • Москва: Музеи
            • Москва: Художественные галереи
            • Москва: Музеи искусств
            • Москва: Детские музеи
            • Москва: Исторические музеи
            • Москва: Военные музеи
            • Москва: Музеи естествознания
            • Москва: Научные музеи
            • Москва: Обсерватории и планетарии
            • Москва: Специализированные музеи
        • Москва: Туры
            • Москва: Лодочные туры
            • Москва: Экскурсии на сигвеях
            • Москва: Аренда лодок
            • Москва: Наблюдение за дельфинами и китами
            • Москва: Сплав на каяках и каноэ
            • Москва: Экотуры
            • Москва: Беговые туры
            • Москва: Авиатуры
            • Москва: Археологические туры
            • Москва: Туры по местам с привидениями и вампирами
            • Москва: Литературные, художественные и музыкальные туры
            • Москва: Мототуры
            • Москва: Туры по местам съемок кино- и телефильмов
            • Москва: Туры с посещением баров, клубов и пабов
            • Москва: Однодневные поездки
        • Москва: Покупки
            • Москва: Художественные галереи
            • Москва: Антикварные магазины
            • Москва: Универмаги
            • Москва: Аутлеты
            • Москва: Блошиные и уличные рынки
            • Москва: Торговые центры
            • Москва: Магазины сувениров и деликатесов
            • Москва: Фермерские рынки
            • Москва: Показы мод и фэшн-туры
            • Москва: Шопинг-туры
        • Москва: Ночная жизнь
            • Москва: Бары и клубы
            • Москва: Блюз-клубы и бары
            • Москва: Сигарные бары
            • Москва: Гей-клубы и бары
            • Москва: Джаз-клубы и бары
            • Москва: Караоке-бары
            • Москва: Комеди-клубы
            • Москва: Танцевальные клубы и дискотеки
            • Москва: Кофейни
            • Москва: Винные бары
            • Москва: Туры с посещением баров, клубов и пабов
        • Москва: Спа и оздоровление
            • Москва: Спа
            • Москва: Оздоровительные/фитнес-клубы и тренажерные залы
            • Москва: Арабские бани
            • Москва: Хаммамы и турецкие бани
            • Москва: Римские бани
            • Москва: Термальные спа-центры
            • Москва: Йога и пилатес
        • Москва: Концерты и представления
            • Москва: Блюз-клубы и бары
            • Москва: Джаз-клубы и бары
            • Москва: Комеди-клубы
            • Москва: Представления
            • Москва: Балет
            • Москва: Концерты
            • Москва: Опера
            • Москва: Симфонические оркестры
            • Москва: Театры
            • Москва: Театр и ужин
            • Москва: Кабаре
        • Москва: Активный отдых на открытом воздухе
            • Москва: Маршруты для верховой езды
            • Москва: Пешеходные маршруты
            • Москва: Зоопарки
            • Москва: Лодочные туры
            • Москва: Аренда лодок
            • Москва: Наблюдение за дельфинами и китами
            • Москва: Сплав на каяках и каноэ
            • Москва: Сплав на плотах и тюбах по реке
            • Москва: Плавание с аквалангом или с маской и трубкой
            • Москва: Полеты на воздушном шаре
            • Москва: Велотуры
            • Москва: Экотуры
            • Москва: Рыболовные туры и чартеры
            • Москва: Беговые туры
            • Москва: Авиатуры
        • Москва: Мастер-классы и семинары
            • Москва: Спортивные лагеря и оздоровительные учреждения
            • Москва: Уроки и мастер-классы
            • Москва: Кулинарные мастер-классы
            • Москва: Художественные студии и гончарные мастерские
        • Москва: Природа и парки
            • Москва: Игровые площадки
            • Москва: Пляжи
            • Москва: Гроты и пещеры
            • Москва: Сады
            • Москва: Национальные парки
            • Москва: Природные и заповедные зоны
            • Москва: Парки
            • Москва: Зоны катания на горных лыжах и сноубордах
            • Москва: Государственные парки
            • Москва: Велотрассы
            • Москва: Маршруты для верховой езды
            • Москва: Пешеходные маршруты
            • Москва: Зоопарки
            • Москва: Водоемы
            • Москва: Природа и парки – другое
        • Москва: Транспорт
            • Москва: Трамваи
            • Москва: Системы общественного транспорта
            • Москва: Такси и маршрутные автобусы
            • Москва: Автобусные перевозки
            • Москва: Железные дороги
        • Москва: Еда и напитки
            • Москва: Винодельни и виноградники
            • Москва: Пивоварни
            • Москва: Ликеро-водочные заводы
            • Москва: Пивные дегустации и туры
            • Москва: Кофейные и чайные туры
            • Москва: Кулинарные мастер-классы
            • Москва: Гастрономические туры
            • Москва: Винные туры и дегустации
            • Москва: Винные бары
            • Москва: Фермерские рынки
            • Москва: Еда и напитки – другое
            • Москва: Экскурсии по ликеро-водочным заводам
        • Москва: Лодочные туры и водные виды спорта
            • Москва: Лодочные туры
            • Москва: Водные виды спорта
            • Москва: Аренда лодок
            • Москва: Наблюдение за дельфинами и китами
            • Москва: Прогулки на гондоле
            • Москва: Туры на скоростных моторных лодках
            • Москва: Сплав на каяках и каноэ
            • Москва: Парасейлинг и парапланеризм
            • Москва: Сплав на плотах и тюбах по реке
            • Москва: Плавание с аквалангом или с маской и трубкой
            • Москва: Погружение к акулам
            • Москва: Туры на подводных лодках
            • Москва: Серфинг, виндсерфинг и кайтсерфинг
            • Москва: Рыболовные туры и чартеры
            • Москва: Стоячий серфинг с веслом
        • Москва: Ресурсы для путешественников
            • Москва: Конференц-центры
            • Москва: Библиотеки
            • Москва: Туристические центры
        • Москва: Зоопарки и океанариумы
            • Москва: Океанариумы
            • Москва: Зоопарки
            • Москва: Другие виды зоопарков и океанариумов
    • Что обычно ищут в г. Москва
        • Приключения
        • Скрытые жемчужины
        • Место для медового месяца
        • Подходит для любителей адреналина
        • Подходит для пар
        • Подходит для больших групп
        • Недорого
        • Подходит для детей
        • Бесплатный вход
        • Чем заняться в дождливый день
    • Путеводители
    • Приложения
    • ЭкоЛидеры

Старообрядчество или истинное православие? 

Историю старообрядчества несправедливо начинают с церковной реформы XVII века. Принято считать, что реформа и есть момент основания некой «церкви старообрядцев», вставших в оппозицию государству и обществу, замкнувшихся в себе и не пускающих никого в свой консервативный мир. Однако тому, кто хоть немного знаком с историей, культурой и жизненными принципами старообрядчества, ясно, что большинство расхожих мнений о старообрядчестве — ошибочные.

Когда и как появились старообрядцы

То, что сегодня принято именовать «старообрядчеством», Русь приняла с крещением в Х веке. Молитвы, церковные обычаи, ценности были приняты вместе с православием и трепетно сохранялись. Православие нашло на Руси благодатную почву — и здесь появились новые подвижники и проповедники слова Божия, были воздвигнуты великолепные храмы, подготовлены многие письменные труды о вере, написаны образа, составлены красивые службы, сложены песнопения.

История старообрядчества — это история русского народа, принявшего святое крещение в 988 году. Это история каждого, чьи предки родились и жили на Русской земле. История русского государства с православными самодержцами и простыми верующими. История народа, просиявшего великими святыми, в числе которых преподобный Сергий Радонежский, благоверный князь Александр Невский, святые чудотворцы Петр и Феврония Муромские и множество других.

«Если мы раскольники и еретики, то и все святии отцы наши таковии же», — говорит протопоп Аввакум в письме царю Алексею Михайловичу.

Церковный раскол XVII века лишь один из трагичных и сложных этапов истории православия, которое неизменно и непоколебимо сохранилось в Церкви, именуемой ныне старообрядческой.

За единый «аз». Так в чем же был раскол?

Термин «старообрядчество» возник вынужденно. В официальных документах долгое время православных, не принявших Никоновых новшеств, именовали «раскольниками». Позднее в светской литературе ХIХ века появился термин «старообрядчество», который подчеркивал сугубое главенство обрядов. Но старообрядцы были убеждены, что Старая Вера — это не только старые обряды, но и совокупность церковных догматов, мировоззренческих истин, особых традиций духовности, культуры и быта.

М. Нестеров «Святая Русь»

Православная Старообрядческая Церковь сохранила неизменной богослужебную традицию, принятую на Руси от православных греков в X веке. Она руководствуется правилами, принятыми от апостолов, утверждёнными на Вселенских Соборах, а также Соборах, прошедших на Руси до реформы патриарха Никона. Церковное искусство: строгая аскетическая иконопись, унисонное пение, архитектура храмов, обустройство церковного интерьера, — сложившееся в период расцвета православия на Руси, живы и бережно хранятся староверами. Это неотъемлемая часть их молитвенной жизни.

Церковную реформу ХVII века, как правило, считают серией обрядовых изменений церковной традиции. Большая российская энциклопедия, к примеру, пишет об этом так: «Реформа патриарха Никона не затрагивала основополагающих догматов православия, а касалась обрядовой стороны церковной жизни. Старообрядцы сохранили обряды, распространённые в др.-рус. традиции и закреплённые постановлениями Стоглавого Собора 1551: двоеперстное сложение при крестном знамении (после реформы — троеперстие) и архиерейском благословении (именословное благословение), «однолитерное» написание имени Спасителя «Исус» (в отличие от «Иисус»), сугубую аллилуйю (в отличие от 3-кратного возглашения в новой традиции), земные поклоны во время церковной службы, направление движения по солнцу (посолонь) при крестных ходах, форму печати на просфорах (круглая, с 8-конечным крестом, в отличие от пореформенной квадратной с 4-конечным крестом). Богослужение велось по старопечатным книгам (изданным до 1654)».

Все течет, все изменяется, скажет кто-то, и в Церкви бывают реформы, которые старообрядцы из упрямства отказались признавать». В какой-то мере, действительно, церковная традиция подвержена изменениям: с годами менялся устав церковной службы, не сразу сложился корпус двунадесятых праздников, менялись правила постов и количество постных дней. Однако изменения возможны в церковной жизни лишь в некоторой, в малой, степени. При этом стоит помнить, что внешнее служит выражением внутреннего, и замена внешних, обрядовых, частей влечет за собой и замену смысла того, что они обозначают, и такие изменения недопустимы.

Так, к примеру, ограждение себя двуперстным крестным знамением было для русского человека не просто культовым действием, но исповеданием веры: «Указательный и средний персты протянуты вместе, при этом средний перст немного преклонен. Эти персты символизируют две природы Господа нашего Исуса Христа: Божественную и человеческую. Этим мы свидетельствуем о нашей вере в то, что Исус Христос есть истинный Бог и истинный человек. Преклонение среднего перста означает схождение Сына Божия на землю нашего ради спасения. Персты большой, безымянный и мизинец должны быть соединены вместе в знак того, что мы исповедуем Единое Божество в трех лицах — Отца, Сына и Духа Святаго».
Накануне Великого поста, который русский народ всегда воспринимал как время особой духовной бдительности и покаяния, патриарх Никон направляет в приходы «память»: «…Не подобает во церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны, еще же и трема персты бы есте крестились» . «Изменение такой важной части православного обряда, как крестное знамение, личным, ничем не мотивированным циркуляром, — комментирует известный исследователь раскола С.А. Зеньковский, — <…> было чем-то неслыханным в анналах не только русской, но и вообще христианской Церкви. Даже теперь, когда обряд и религия играют гораздо меньшую роль в жизни народов, изменение крестного знамения католическим епископом, или самим папой, или патриархом православной Церкви представляется немыслимым. А в Русской Церкви семнадцатого века значительных изменений обряда, не посоветовавшись с Собором, не делал даже такой авторитетный глава Церкви, как патриарх Филарет. Что же касается крестного знамения, то оно сохранило начальную греческую форму двух перстов с древнейших времен русского христианства, и когда в начале шестнадцатого века в России начала распространяться новогреческая форма перстосложения, она была осуждена и запрещена Стоглавым Собором 1551 г. <…> Теперь же Никон решался своим личным распоряжением, да еще накануне Великого поста, который всегда вызывал на Руси большое религиозное напряжение, заменить старое русское и древнегреческое крестное знамение новогреческим» .

В старообрядческой традиции принято ограждать себя двуперстием, поскольку именно Христос — Его божественную и человеческую природу символизируют указательный и средний персты — «нас ради человек и нашего ради спасения» (Символ веры) распялся на кресте. По учению новообрядческому, троеперстие символизирует Троицу, безымянный и мизинец при этом подобает «держать праздно». Даже если не углубляться в историю происхождения перстосложения, смысловое содержание двуперстия логичнее и глубже.

Время прошло. Почему нельзя простить?

Меняются эпохи, меняются нравы. Когда-то представители синодальной Церкви и государственной власти жгли древние рукописные книги — сейчас этими книгами любуется весь мир за стеклами витрин в музеях. Записывали иконы, которые сейчас старательно расчищают реставраторы. Резали языки за молитвенное пение, гармонии и сложности которого сегодня удивляются искусствоведы. Мир изменился. Почему нельзя простить и примириться?

Простить можно и нужно. И старообрядцы прощали сразу же, потому что с детства научены прощать по заповеди Христа: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 14). А вот примириться…

На поместном соборе Русской Православной Церкви 1971 года дореформенные и пореформенные обряды признаны равноспасительными, а проклятия староверов — как бы и не существовавшими. Но в вере может быть только одна истина. Примириться было бы хорошо. Но примириться нужно, наверное, с истиной?

Патриоты или оппозиционеры?

Верные сыны Отечества, старообрядцы и после раскола в полной мере делили со своим народом все его беды и горести, до последней капли крови защищали Родину в войнах. Их подвиг не просто проявление патриотизма, но исполнение Божией заповеди любви к ближнему.

Портрет атамана Матвея Платова

Они защищали Россию во время вторжения Наполеона. История помнит имя генерала от кавалерии казачьего атамана Матвея Платова. Он принимал участие во всех войнах Российской империи конца XVIII — начала XIX века. Его отряды особенно отличились в боях под Бородином, Смоленском, Гжатском. В сражении под Лейпцигом корпус под командованием Платова разгромил французов, взяв в плен 15 тысяч солдат и офицеров.

Когда Наполеон вошел в Москву и городской голова граф Растопчин поспешно бежал из столицы, должность городского головы принял Прокопий Шелапутин. Он происходил из старинного старообрядческого рода, был купцом первой гильдии и имел звание коммерции советника. 

Казачьим отрядам донских старообрядцев доверяли охранять царя. В страшные дни февраля 1917 года, когда от Николая II отвернулись все — и правительство, и Государственная Дума, и армия, и синодальная Церковь, — царь доверял только старообрядцам, из которых была сформирована его охрана.

 Современный автор профессор Дмитрий Поспеловский отмечает:

«Отрекаясь от престола, царь вспомнил не об официально возглавляемой им Русской Православной Церкви, а о старообрядцах… Интересно, понял ли он в тот момент, какую роковую ошибку совершали его предшественники, преследуя в течение почти 250 лет старообрядцев, то есть именно то религиозное течение русского народа, которое благодаря своему принципиальному консерватизму должно было бы быть главной опорой династии?»

С началом Первой мировой войны помещения московских Рогожских богаделен были отданы под лазареты. Архиепископ Московский Иоанн (Картушин) благословил отдать под госпиталь свои личные покои, а сам переехал в дом Соловьевых на Рогожской заставе, где и скончался в апреле 1915 года. Примеру Рогожских старообрядцев последовало множество других общин центральной России. На фронт ушло большинство из тридцати первых выпускников старообрядческого института. Почти все они погибли смертью храбрых.

Архиепископ Иринарх (Парфенов)

Об участии староверов в Великой Отечественной войне красноречиво говорит воззвание предстоятеля Церкви в те годы архиепископа Иринарха (Парфенова):

«Возлюбленные чада старообрядческой Христовой Церкви, находящиеся в немецком пленении и оккупации… Из центра старообрядчества — из достославной Москвы, с Рогожской заставы, я, ваш архипастырь и богомолец, обращаюсь к вам со словами утешения и надежды и призывом оказывать всяческое противодействие врагу. Помогайте партизанам, вступайте в их ряды, будьте достойны своих предков, бившихся за свою святую Русь. Вспомните, как наши достославные предки, движимые любовию к Родине, все как один вилами и рогатинами истребляли и гнали со своей земли двунадесять языков гордого завоевателя. И сколько же их ушло из России? Жалкая кучка! Освобождение нашей матери-родины от исконного врага и губителя русского народа — немца — всенародное святое дело. Помогайте нашей армии истреблять и гнать врага со священной земли нашей и тем самым приближать радостный час соединения с вами. Мы же здесь возносим Господу Богу непрестанные молитвы, чтобы он сохранил вас от зла и губительства и дал вам силы предков наших в борьбе за освобождение нашей отчизны от захватчиков».

Священство и миряне Русской Православной Старообрядческой Церкви на шествии «Бессмертный полк» в Москве

Непонятые и непринятые с своем Отечестве, староверы, тем не менее, хранили свое сердце чистым от зла и обиды, откликались на первые призывы Родины о помощи, не ожидая при этом почестей и наград. Главной наградой для них была бы возможность воздавать молитвы Богу на родной земле, не таясь и терпя за это поношения. Однако краткие периоды послаблений сменялись новой чередой репрессий и разорений.

Почему у истинной веры так мало приверженцев?

Православию за последние 300 лет довелось пережить ряд гонений: сначала со стороны царских властей с попыткой склонить к принятию официальной религии, затем репрессии советской власти. В результате гонений старообрядческая Церковь стала численно малой, что, впрочем, никогда не смущало хранящих истинное православие христиан.

Церкви неизбежно предстоит умалиться настолько, что Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле (Лк. 18, 8). В Евангелии сказано: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам царство» (Лк. 12, 32).

При Петре I образ жизни, естественный и нормальный для старообрядцев, запрещался законодательно: нельзя было ходить в русском платье, за ношение бороды полагался особый налог, староверам полагалось двойное налогообложение.

Бородовой знак времен Петра I, свидетельствующий об уплате налога на бороду

Сестра Петра I царевна Софья издала знаменитые «Двенадцать статей»: старообрядцев предписывалось бить батогами, заточать в монастыри, лишать имущества, пытать всевозможными способами, а оставшихся при своих убеждениях — сжигать живыми в срубах. Наказывать полагалось даже тех, кто просто подал кружку воды старообрядцу: «Которые люди расколщиков у себя держали и чинили им поноровку, ведая про них, и для их прелестного учения, а не извещали, и видя не поймали и не привели, или от того с сих имали какие взятки: и таким за то чинить жестокое наказание, бить кнутом и ссылать в дальние города; а буде которые ведая, таких же церковных противников у себя в доме держали, творя к ним милость, или которые учнут приходить про них проведывать или приносить питие или яствы, или принесут от кого какие письма подсылкою, а сами хотя того прелестного их учения и не держались и по свидетельству в том очистятся, и тем, за утайку тех воров, чинить наказание, бить кнутом, а иных, смотря по делу, и ссылать; а которые что приносили собою спроста, и в том очистятся, и тем чинить наказание, бить батоги».

Большую часть ХIХ века старообрядцы были вне закона: они лишались гражданства, их браки объявлялись незаконными, а дети — незаконнорожденными. Центры старообрядчества, которые складывались на окраинах страны, периодически разорялись.

10 мая 1827 г. Комитет министров воспретил священникам совершать переезды из одного уезда в другой для исполнения треб. В случае пренебрежения запрещением велено было «поступать с ними, как с бродягами». На это постановление Николай I наложил резолюцию: «Весьма справедливо».  Таким образом люди, жившие далеко от священника, не могли ни исполнять таинство крещения, ни погребать покойников по церковным правилам. Такой мерой человека вынуждали перейти в единоверие (приходы официальной Церкви, в которых дозволялось молиться по дораскольным книгам), чтобы он мог жить законно и по смерти надеяться хоть на какое-то церковное погребение.

Несмотря на все эти суровые меры, по официальным подсчетам, в дореволюционной России 4–5 млн человек из 125 млн населения Российской империи назвали себя старообрядцами.

Не менее страшным было советское время, когда за веру поначалу расстреливали и морили в лагерях, а позже говорить о вере запрещали. Много правильных и добрый знаний ушло в вечность вместе с теми, кто знал, но боялся даже заикнуться своим детям о Боге. Максимум, что могли сделать верующие родители, бабушки и дедушки — зашить крестик в потайной карман школьной формы ребенка. Доживший до лихолетий 90-х этот ребенок, вероятно, вспомнил, что «бабушка была верующая» и начал искать веру, но пошел «куда поближе».

Отказавшись от идеи строительства коммунизма, официальные власти дали добро — «пусть церковь будет». Но «добро» это касалось преимущественно тех, кого признавала и дореволюционная официальная власть. Старообрядчеству же далеко не сразу удалось оправиться от ужасов советских лет. Его долгое время не воспринимали всерьез, уравняв с появившимися в огромном количестве сектами.

О староверах сегодня много говорят, пишут книги, снимают фильмы, восхищаются тем, как им в таких суровых условиях удалось сохранить древнюю культуру. Сочувствуют. Но не спешат присоединиться. Почему? Потому что сегодня принято рассчитывать на себя, а не на Бога. Потому что Домострой сегодня — это не гуманно и не способствует «развитию личности». Потому что юбка, платок и пятеро детей сегодня явно не в моде. Потому что верить — значит «отвергнуться себя, взять крест свой и следовать за Христом» (Мф. 16, 24), а это сложно. Проще «верить в душе». Но для тех, кто допустил возможность существования Бога, вера становится стержнем, на котором возможно строить духовную жизнь даже в сегодняшней суете.

Старообрядец в сегодняшнем мире

Старообрядца не сразу выделишь в толпе. Да, мужчины непременно с бородой, а женщины покрывают голову платком и носят юбки. В остальном же в повседневной жизни они выглядят так же, как и большинство их современников. Иное дело — старообрядческий храм. Здесь можно в полной мере прочувствовать старинные традиции в одежде. Мужчины чаще носят косоворотки навыпуск непременно с пояском поверх или длинные темные кафтаны. Женщины — сарафаны «в пол» и платки «под булавку». Кто-то соблюдает эти традиции одежды и в миру, однако далеко не все и не всегда. А вот внутренний облик человека истинно верующего — одинаков и в миру, и в храме.

Старообрядец молится. Молитвенная жизнь его не ограничивается помещением храма, каждый день начинается и оканчивается молитвой. Он постоянно сверяет свою жизнь с евангельскими заповедями и завтра старается прожить лучше, чем вчера.

Старообрядец постится. То, что сегодня представляют в качестве новых программ здорового образа жизни — диеты, правильное питание, здоровая пища, — на Руси было необходимым и естественным и выражалось в форме православного поста.

Фундамент его мирозданья — семья. Он избирает спутницу жизни не на несколько лет, а на всю жизнь. У него много детей, потому что он и сам вырос в многодетной семье. Он заботится о родителях. Не только потому, что еще в Ветхом Завете было заповедано «почитать отца своего и матерь» — он просто не может иначе: поколение за поколением в его семье поступало так же.

Старообрядец не предается пьянству и не курит. Курение всегда было под запретом, даже тогда, когда курил весь свет, включая епископов, прославленных сегодня РПЦ в лике святых.

Православный старообрядец — это человек свободный. Свободный, в первую очередь, от навязанных стереотипов современного мира и способный управлять своими страстями.

Старообрядцы — а где они сейчас?

Старообрядчество — явление исключительно русского происхождения. Однако гонения заставляли этих православных русских бежать далеко за пределы своей родины: в Западную Европу, и даже Австралию и страны Америки. Сегодня старообрядцы рассеяны по всему свету. Их храмы есть в основных крупных городах России, а также деревнях и поселках, где имеются крупные общины. В Москве старообрядческих храмов пять, в Санкт-Петербурге действуют три общины, в Нижнем Новогроде — две. За границей старообрядцы часто до сих пор живут целыми поселениями — чтобы сохранить веру за пределами родины, приходится держаться друг друга.

Век информационных технологий сделал знание о древлеправославии доступным для каждого в мире. Убедившись в истинности православного старообрядчества, в 2012 году его приняли некоторые общины Уганды, а в 2017 г. — Пакистана.

Административное устройство старообрядческой Церкви

Старообрядческая Церковь представлена сегодня двумя Митрополиями: Московской Митрополией, предстоятель которой митрополит Московский и всея Руси Корнилий, и Белокриницкой Митрополией — предстоятель Леонтий, архиепископ Белокриницкий и всех Древлеправославных христиан митрополит. Центр Московской Митрополии — Москва, резиденция Московского митрополита находится на Рогожском кладбище.

Митрополиты Леонтий (слева) и Корнилий (справа) после богослужения в кафедральном соборе Казани

Московский митрополит окормляет приходы России, Украины, Молдавии, Казахстана. Резиденция Белокриницкого митрополита — в городе Браиле (Румыния). Предстоятель этой Митрополии окормляет приходы Западной Европы и США. Высшими правящими органами Церкви также являются Освященный Собор и Архиерейский Собор.

Предстоятель Церкви

Церковь — собрание верующих: тех, кто на земле, и тех, кто уже ушел из земной жизни и пребывает в вечности. Глава Церкви — Христос, а митрополит — предстоятель земной Церкви. Все его заботы и попечение — о тех, кто идет ко спасению. По образу жизни он инок — человек, отрекшийся от мирских забот и посвятивший жизнь молитве и Богу. По должности он епископ, наделенный правом обустраивать духовную жизнь многих: освящать храмы, рукополагать священство.

Гонения на старообрядческую Церковь привели к тому, что все православные епископы были истреблены. Последний православный епископ Коломенский Павел был сожжен в 1656 году. Церковь осталась без епископов, то есть без возможности рукополагать священнослужителей. В течение почти двухсот лет литургическая жизнь Церкви, а также совершение таинств оставались возможными благодаря тому, что рукоположенные в официальной реформированной Никоном Церкви священники раскаивались в своих отступлениях от православия. Таких священников старообрядцы принимали и допускали до служения, не теряя веры в то, что когда-то найдется и епископ, который удостоверится в истинности православия, хранимого старообрядцами. В 1846 году так был принят митрополит Босно-Сараевский Амвросий, и полнота иерархии в православной старообрядческой Церкви была восстановлена.

Епископ, архиепископ, митрополит и патриарх — разные звания в пределах одной и той же священной степени. Все они имеют равные обязанности и полномочия. Патриарх — высшая степень достоинства епископа. На ступень ниже в лестнице иерархии митрополит, еще ниже архиепископ и, наконец, епископ. Для старообрядческих приходов Европы присоединенный к старообрядческой Церкви митрополит Амвросий рукоположил митрополита Кирила (Тимофеева), таким образом череда митрополитов в Браильской Митрополии не прерывается до сих пор. Для восточных приходов, которые испытывали куда более тяжелые притеснения и привлекали повышенное внимание властей, митрополит Кирил рукоположил архиепископа Антония (Шутова). Долгое время предстоятель русской Церкви именовался архиепископом, пока в 1988 г. не был возведен в достоинство митрополита.

Возводить старообрядческого митрополита в достоинство патриарха сегодня не видится смысла ввиду не столь большого количества епископов, пребывающих в достоинстве митрополита.

К митрополиту принято официально обращаться «Ваше Высокопреосвященство», в обиходе — «владыка». Приветствуют митрополита, как и прочих епископов, земным поклоном и просьбой «прости Христа ради», на что епископ, как правило, благословляет, ограждая двуперстным крестным знамением.

Освященный Собор

«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19, 20). Памятуя эти слова Христа, христиане особенное значение придают общей молитве, а все важные решения принимают непременно вместе. Высший правящий орган Церкви — Освященный Собор. Освященный Собор созывается митрополитом один раз в год и обсуждает насущные церковные проблемы, принимая постановления, которыми руководствуется Церковь в своей повседневной жизни.

Участники Освященного Собора проходят в зал заседаний после молебна

В Соборе непременно принимают участие митрополит, все епископы, священники, диаконы, а также миряне, избранные в своих приходах. Вопросы, выносимые на Собор, объявляются заранее. Их обсуждают на собрании внутри общины, и делегат от общины на Соборе голосует, руководствуясь не своим личным мнением, но мнением общины.

Освященный Собор в Московской Митрополии, как правило, созывается осенью после праздника Покрова Пресвятой Богородицы, в нем участвуют около двухсот делегатов. Работа Собора начинается молебном Пресвятой Троице. Затем митрополит Корнилий зачитывает Обращение к Собору с отчетом об основных событиях в Церкви за прошедший год. Заседания продолжаются три дня, по их результатам издаются Постановления Освященного Собора/

Архиерейский Собор

По мере необходимости митрополит созывает Архиерейский Собор, куда входят все архиереи Митрополии. Заседания Архиерейского Собора проходят за закрытыми дверями, а постановления не всегда обнародуются, поскольку решения Архиерейского Собора касаются священнослужителей.

Архиерейский Собор избирает епископов из числа кандидатов и представляет их на утверждение митрополиту; принимает решения о прекращении служения епископов и священников или переводе их на другое место служения.

Совет Митрополии

В помощь митрополиту в его трудах по управлению Церковью создан Совет Митрополии. Заседания Совета Митрополии возглавляет митрополит. В Совет непременно входят все епископы, икономы и благочинные епархий, а также некоторые священники и миряне, которые приглашаются на конкретное заседание. Для решения определенных задач, требующих систематической работы, создаются комиссии по определенному вопросу. Совет созывается митрополитом по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Сегодня на Совет Митрополии священство съезжается в феврале, мае и сентябре. Его решения принимаются открытым голосованием и оформляются в Постановления Совета Митрополии.

Епархиальное устройство Митрополии

Митрополия делится на епархии — административно-территориальные единицы, которые управляются епископами. Епископ в рамках своей епархии, так же как и митрополит, рукополагает священнослужителей, решает другие кадровые вопросы, освящает храмы. В епархии, где по какой-либо причине нет своего епископа, функции епископа исполняет митрополит.

К сожалению, даже в нашем информационно развитом мире мало кто верно представляет себе такое явление, как старообрядчество. Мало кто знает его историю, мало кто понимает суть. Митрополит Московский и всея Руси Андриан говорил:

«Что представляет собой Старообрядческая Церковь, очень многие знают весьма туманно или в очень искаженном виде, а некоторые и совсем не знают» .

«Многие вообще ничего не знают о сути церковного раскола XVII века, — отмечает историк Г.С. Чистяков, — и представляют спор между старообрядцами и новообрядцами пустым словопрением в духе конфликта «остроконечников» и «тупоконечников» в романе Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера». Богословские, вероисповедальные причины разделения рассматриваются очень редко, их стараются вообще не обсуждать и не затрагивать» .

Старообрядцев принято считать «отделившимися», «избравшими свой путь» «обрядоверами». В то время как, на самом деле, в старообрядчестве в неизменной чистоте сохранилось православие, которого держалась Русь в течение шести с половиной столетий с момента крещения Руси до реформ патриарха Никона.

Список источников

… Единоверие, как простое понятие, есть единение в вере коголибо с кем-либо. Противопоставляемое в России расколу, оно сеть совокупность приходов Русской Церкви, единых с ней в вере, но разнствующих от нее в обряде. Единоверие есть отдел старообрядчества, допущенный на основании единства в вере в общение с Российской Церковью… Единоверие есть примиренное с Русской и Вселенской Церковью старообрядчество.

Священномученик Симон Охтенский
“Единоверие в своем внутреннем развитии”

… Единоверцы суть чада Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, кои, с благословения Поместной Церкви, при единстве веры и управления, совершают церковные чинопоследования по Богослужебным книгам, изданным при первых пяти Русских Патриархах, — при строгом сохранении древнерусского бытового уклада.

Постановление Священного Собора
Православной Российской Церкви о Единоверии
от 22 февраля/7 марта 1918 года

… Единоверческие приходы отличаются от православных приходов монастырским укладом своей жизни. В них, например, очень живо чувствуется иноческое отношение настоятеля и братии. Прихожане, как и братия обители, избирают себе настоятеля и вместе с ним управляют своей приходской общиной. Налицо в этой приходской общине и соборные монастырские старцы, избранные попечители, ближайшие советники ктитора и настоятеля храма. В единоверческих приходах, если благоприятствуют обстоятельства, блюдется и дисциплина монашеская, высокое уважение к авторитету духовного отца, послушание его воле, исполнение его заповедей. В единоверческих церквах и само Богослужение совершается по иноческому чину, без опущений, с сохранением всех подробностей его, как указано в Типиконе.

Священномученик Симон Охтенский
“К вопросу: какой епископ нужен Единоверию”

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

17.05.2020 Обновления в разделе «Публикации».
Раздел дополнен изданными в 2017-2020 годах книгах, посвященных истории и современности единоверческого храма Архангела Михаила села Михайловская Слобода: «Единоверческий храм Архангела Михаила села Михайловская Слобода» (2017), «Летопись единоверческого храма Архангела Михаила села Михайловская Слобода в фотографиях и документах» (2019), «330-летие сооружения единоверческого храма Архангела Михаила села Михайловская Слобода и 30-летие возобновления в нем литургической жизни» (2020), пособием для домашней молитвы «Краткий единоверческий молитвенник», а также статьей священника храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста (бывшей Троице-Введенской единоверческой церкви) Николая Конюхова «Особенности пастырской практики на единоверческом приходе».
29.02.2020 На сайте размещены три последних номера журнала «Правда Православия»: №4, №5-6 за 2019 год и №1 за 2020 год.
В издании повествуется о текущих событиях в жизни Михаило-Архангельского единоверческого храма села Михайловская Слобода и Всероссийского единоверия, включая репортажи о праздновании 330-летия сооружения церкви Архангела Михаила и 30-летия возрождения в нем литургической жизни, о секции «Старый обряд в лоне Русской Православной Церкви» Международных Рождественских чтений. Также представлены обычные рубрики: «История единоверия», «Душеполезное чтение», «Детские страницы».
02.07.2019 В разделе «Публикации» размещены три номера журнала «Правда Православия» за 2019 год. В рубрике Летопись единоверческой жизни повествуется о церковных торжествах и иных события из жизни Михаила-А
Продолжается публикация глав книги П.Г. Чистякова об Иеросалимской иконе Пресвятой Богородицы. В рубрике «История единоверия» рассказывается о Петропавловском единовереском храме села Сары Оренбургской епархии. Рубрика «Памятные даты» посвящена столетнему юбилею сооружению первого храма (на тот момент еще беспоповского) в городе Или штат Пенсильвания (США) и представляет интервью настоятеля Христо-Рождественского храма протоиерея Пимена Саймона об истории данной общины. Как всегда в конце журнала юных читателей и их родителей ждут «Детские страницы».

Тема межконфессиональных взаимоотношений в Российской Федерации всегда была актуальна. Огромная по площади страна изобилует пестротой религиозных объединений, конфессий и церквей. Одной из самых злободневных, многосложных и противоречивых проблем внешнецерковного диалога были взаимоотношения между старообрядчеством (древлеправославием) и Московским Патриархатом — официальной православной церковью. Старообрядчество, по определению, есть «общее название русского православного духовенства и мирян, отказавшихся принять реформу, предпринятую в XVII веке патриархом Никоном и стремящихся сохранить церковные установления и традиции древней Русской Православной Церкви» .

Начиная с середины XVII века, когда старообрядчество как религиозное движение стало проявлять признаки особого конфессионально-культурного пространства, имеющего значительно выраженные отличия от реформированной церкви, взаимный диалог двух духовных культур с их разностью мировоззрений, традиций и норм носил неоднозначный характер.

До начала XX века старообрядчество со стороны правительственной церкви и государственных силовых структур испытывало жесткое полицейское и административно-правовое давление.

Физическое истребление старообрядцев продолжалось вплоть до первой трети XIX века. Наряду с методами силового воздействия на староверие, царским правительством на протяжении двух с половиной столетий был выпущен целый ряд законов и распоряжений, существенно ограничивавших права и свободы граждан Российской империи, причислявших себя к религии древлеправославного исповедания , . Что касается мнения самой официально православной церкви, которое по вопросу диалога со староверием было полностью идентичным государственному, то правительствующий Синод полностью следовал постановлениям московского Собора 1666 года, называя старообрядцев отпавшими от единства церкви, и принимал древлеправославных в свою церковь только путем совершения чиноприема. Изначально таковым являлось крещение, однако позже синодальный указ от 25 мая 1888 года предписал прием староверов через миропомазание . Таким образом, старообрядческая церковь в глазах синодального режима выглядела «неполноценной». Кроме того, со стороны самого Синода всегда наблюдалось всяческое поощрение противостарообрядческой политики светских властей. (Церковная практика старообрядцев по вопросу приема священников и мирян из новообрядчества также не является единой и с течением времени изменялась).

Указ 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» юридически уравнял правовое положение старообрядчества и господствующей церкви, однако синодальное руководство выразило недовольство по поводу проведения в жизнь данного указа и продолжало тормозить развитие нормальных добрососедских отношений со староверием.

Положение верующих после революции 1917 года

После известных событий 1917 года, когда в России произошло свержение самодержавия вследствие вооруженного переворота, и в окончательном итоге — приход к власти большевиков, воззрения господствующей церкви относительно старообрядчества претерпели канонически радикальные изменения, продиктованные, во многом и безусловно, внешними социально-политическими обстоятельствами. На данном моменте необходимо остановиться подробнее. Новой властью начала проводиться совершенно иная политика в отношении религии. Независимо от конфессиональных различий, любое вероисповедание, религиозные организации и вообще всякое проявление культа были объявлены вне закона и подлежали полному уничтожению.

Официальным «вероучением», а точнее идеологией, был объявлен и разрешен марксизм, философской основой которого является диалектический материализм с его полным и принципиальным отвержением Духа как высшей объективной реальности, как основы и первоначала всего сущего, в том числе мира и человека. В 1909 году В. Ленин писал: «Религия есть опиум для народа», — это изречение Маркса есть краеугольный камень всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии. Все современные религии и церкви, все и всяческие религиозные организации марксизм рассматривает всегда как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманиванию рабочего класса» . Таким образом, свою межконфессиональную политику различные религиозные организации начали строить в новых жизненных условиях, жестко ограничивающих свободу вероисповедования. Естественным является то, что большевистская власть не видела между старообрядчеством и синодальной церковью никакой разницы. Вследствие этого оба религиозных течения по своему социальному положению были поставлены в один ряд.

Правительственно-государственная Русская Православная Церковь до революции составляла с властью единый организм, помогая государству в деле создания официальной идеологической подпитки. Любой приходской священник являлся проводником воли государственной власти. Теперь же господствующая церковь утратила эту привилегию, и «симфония властей», светской и духовной, оказалась ненужной и даже стала лишней при построении нового коммунистического общества.

Не менее плачевным оказалось состояние старообрядчества, которое, прежде всего, лишилось своей материальной опоры — промышленного потенциала. Очень многое старообрядчеством сделано для России в плане развития тяжелой индустрии. Ведь известно, что до революции старообрядцам принадлежало около двух третей производственных мощностей Российской империи. Советская власть «отблагодарила» за это старообрядцев тем, что в процессе национализации собственности, кроме конфискации заводов и фабрик, были уничтожены те социальные слои (купцы, промышленники, казачество, крепкое крестьянство), которые являлись источниками и созидателями традиционной староверческой культуры . Более того, еще живы были в памяти древлеправославных христиан гонения со стороны царских властей и официальной церкви до тех пор, пока все это не было прекращено манифестом императора Николая II от 17 апреля 1907 года. Не совсем оправившись от недавних гонений, старообрядчество вновь было вынуждено спасать себя в сибирской тайге, поморье и за рубежом.

Итак, во втором десятилетии прошлого века две враждующих между собою церкви оказались в числе подлежащих уничтожению. С социальной точки зрения, отныне межконфессиональный диалог стал возможным только на равных условиях и без постороннего вмешательства.

Шаги синодальной Церкви для сближения со старообрядчеством

Необходимо отметить, что лояльное отношение к церковному бытию древлеправославных христиан со стороны новообрядствующей церкви начало проявляться еще до революции. В частности, VI отдел предсоборного присутствия вынес постановление ходатайствовать перед будущим Поместным Собором 1917 года о полной отмене анафем на дореформенные церковные чины и православных христиан, их придерживающихся . На Поместном Соборе 1917 года также велась активная подготовка материалов для отмены клятв Собора 1666 года, однако весной 1921 года деяния Собора были прекращены из-за продолжавшейся в стране политики уничтожения церкви. Произошла конфискация помещений, в которых Собор заседал . Таким образом, деанафематствование старообрядчества не произошло.

Следующим шагом для сближения Синодальной Церкви со старообрядчеством стало признание 23 апреля 1929 года патриаршим Священным Синодом богослужебных книг дониконовской печати «православными и спасительными», а сами клятвы Собора 1666–1667 гг. были отменены как не существовавшие. В «Деяниях» Синода говорилось: «Порицательные выражения, так или иначе относящиеся до старых обрядов, и в особенности до двуперстия, где бы оные ни встречались и кем бы ни изрекались, — отвергаем и яко не бывшие вменяем» .

Следовательно, налаживание мирного и добрососедского диалога патриаршей церкви со старообрядчеством началось задолго до знаменитого Поместного Собора 1971 года.

У современного беспристрастного исследователя не должно быть никаких сомнений в необходимости отмены клятв на старообрядчество, и более того — в недействительности самих клятв. Сегодня имеется достаточно опубликованных исследований, в которых утверждается абсолютная бессмысленность реформ и антиканонические меры их проведения. А разрыв молитвенного общения третьей части русских православных христиан с церковной партией, проводящей пресловутые реформы, не заключал в себе ничего противоправославного.

Накануне вынесения соборного постановления об отмене клятв на «старый обряд» на заседании Собора был заслушан доклад митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) — иерарха РПЦ, не скрывавшего своих симпатий к экуменическому движению, одного из самых активных инициаторов признания старообрядцев со стороны проводящей собор церкви православными. В представленном Собору докладе митрополит Никодим дает взвешенную оценку событий середины XVII века, со ссылками на труды известных ученых Н.Ф. Каптерева и Е. Голубинского, впервые в официальной дореволюционной церковно-исторической науке доказавшими древность старообрядческой церковности, делает вывод об исторической правоте старообрядчества и абсолютной бессмысленности всякого рода притеснений старого обряда. Митрополитом Никодимом был констатирован факт, что «большой Московский Собор 1667 года предал старообрядцев анафеме, исходя из неправильных позиций на старые церковные обряды» , и все клятвы, наложенные московскими соборами 1654–1667 гг., являются «неосновательными» .

На третий день, после прочтения митр. Никодимом известного доклада, Поместный Собор РПЦ вынес следующие решения относительно старообрядчества и приемлемых для него церковных форм богопочитания:

1. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им.
2.​ Утвердить постановление патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам, и в особенности к двуперстию, где бы они ни встречались и кем бы они ни изрекались.
3.​ Утвердить постановление патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Московского Собора 1667 года, наложенных ими клятв на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы яко не бывшими.

Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви любовию приемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру .

Таким образом, для РПЦ МП древлеправославные христиане-старообрядцы являются членами единой христианской православной поместной церкви — Русской. Старообрядцам отныне дозволено без всяких затруднений участвовать в молитвенно-литургической жизни Церкви Московского Патриархата. Теоретически старообрядец при переходе в лоно господствующей церкви становится ее членом без предварительного совершения какого-либо чиноприема.

В дополнение к Поместному Собору 1971 года, РПЦ МП на последующем Поместном Соборе 1988 года подтвердила постановления собора предыдущего и именовала старообрядцев «единоверными и единокровными братиями и сестрами» . Архиерейский собор 2004 года также акцентировал внимание на проблеме взаимоотношений со старообрядцами и продемонстрировал свою полную открытость и готовность к каноническому соединению.

Есть ли единство среди приверженцев господствующего вероисповедания?

Необходимо отметить, что религиозное движение новообрядчества, как и староверие, не имеет единой церковной организации и канонической структуры. Кроме самой многочисленной доминирующей РПЦ МП, «послениконовское» православие в мире представлено большим числом церквей, объединений и деноминаций, появившихся в основной своей массе в XX веке, разногласия между которыми остаются преимущественно политическими. К числу таковых относится ряд зарубежных церквей, не принявших церковное единство с РПЦ в 2008 году, несколько церквей на Украине и всем постсоветском пространстве, целый ряд катакомбных иерархий. Все вышеперечисленные религиозные объединения, молитвенная практика которых выстроена, по определению, в соответствии с «новыми обрядами», не признающие и анафематствующие друг друга, не налагают на старообрядцев при их переходе на «новый обряд» никаких канонических требований, касающихся необходимости совершения чиноприема.

Со стороны старообрядчества аналогичного ответа на деяния собора 1971 г. не последовало и по настоящее время отношение к примирительному жесту со стороны РПЦ МП остается нейтральным. При внимательном изучении истории старообрядческой мысли выявляется бесспорный факт уверенности древлеправославных христиан в своей исторической и богословской правоте. По мнению современного староверия, его основатели нисколько не похулили Православную Церковь тем, что не приняли смущающие постановления Московского Собора 1666 года (аналогичную мысль констатирует исследуемый нами собор). Следовательно, старообрядцы остались в лоне Православия, а та часть духовенства и мирян, которая не отвергла нововведения, оказалась вне церковной ограды. То есть вся совокупность новообрядческих церквей есть еретическая организация одной природы. Очевидным, с точки зрения старообрядчества, считается неправомерность и мистическая недействительность всех анафем, наложенных некогда на дораскольные формы богопочитания. Вышеназванный постулат является неотъемлемой частью старообрядческого церковного самосознания. Таким образом, отмена клятв и анафем на древлеправославных христиан, или же их каноническая легитимность, — для старообрядцев рассматриваются всего лишь в качестве внутренних проблем новообрядствующей церкви, никак не заграждающих путь к Спасению православных христиан, молящихся двоеперстно.

Что говорит наука о церковной реформе

Церковно-исторической наукой давно доказаны бессмысленность и ненужность проведения церковной реформы, а также негативное ее влияние на последующую жизнь Русской Церкви, что отчасти признано в деяниях собора 1971 года. Никакой необходимости в исправлении богослужения Русская Церковь не испытывала.

Признание собором 1971 года бессмысленности анафем на старые обряды, их неправильности и неканоничности, некоторых современных деятелей старообрядчества привело к выводу о наличии историческо-канонического противоречия в церковной политике РПЦ МП в отношении древлеправославия. В частности, древлеправославный епископ Курский Аполинарий (Дубинин), известный своей религиозной терпимостью и, одновременно, твердостью противоновообрядческой позиции, приводит одно из церковных правил, в котором есть весьма интересный момент. Епископ пишет:

«Открываем «Кормчую», — свод церковных законов, которые пока еще никто не отменял. А там написано прямо, что епископ или пресвитер, неправильно наложивший клятву, обращает эту клятву на самого себя. Получается, что Московская Патриархия сегодня находится под клятвой, и она сама себя в ходе этих инородных нововведений патриарха Никона предала анафеме и ходит под проклятием, которое сама на себя и наложила» .

Ответ русского старообрядчества на действительно широкий и многообещающий шаг навстречу со стороны РПЦ МП можно также выразить словами старообрядческого митрополита Московского и всея Руси Андриана (Четвергова):

Признание же на Соборе РПЦ 1970 года равночестности новых и старых обрядов догматически бессмысленно. Подобная схема была предложена католиками еще несколько веков назад. Во время создания унии они предлагали признать равночестными все виды обрядов, и в первую очередь восточный и западный обряды. В православном вероучении нет разделения на внешнюю сторону священнодействия («обряд») и внутреннюю, а потому при перемене внешней стороны несомненно искажается или вовсе теряется внутренняя, духовная ипостась священнодействия или таинства .

«Обряд» для старообрядца значит очень многое

Современным богословием почти забыта особенность исконного православного учения о неотделимости мистической и внешней сторон церковной жизни. Учение об «обряде» появилось сравнительно поздно, в средневековое время в Западной Церкви, под влиянием схоластического мировоззрения, направляющего ум не к обобщениям, в отличие от космологического (неоплатонического) принципа познания бытия, а направленого на анализ и систематизацию окружающей действительности, разделение ее на частные элементы. Старообрядчество осталось неподверженным влиянию гносеологических принципов схоластики и осталось верным святоотеческому пониманию церковности через созерцание целостности экклесиологического существования.

Таким образом, политика внешнецерковных сношений РПЦ МП не принесла никаких положительных результатов в деле объединения со старообрядчеством и восстановлении единства Русской Церкви. Взаимное непонимание двух пока непримиримых сторон обусловлено, прежде всего, существующей мировоззренческой пропастью, сумевшей за 350 лет раскола разделить христиан.

У старообрядцев иное понимание истории, иные взгляды на часть церковной жизни, привычно именующуюся «обрядом». Онтология старообрядчества имеет совершенно другие идейные качества. Ей чуждо миропонимание новообрядчества. Перемена «обряда» для старообрядца свидетельствует не об изменении положения перстов правой руки, а о внутреннем мировоззренческом перевороте, начале иного мышления — процесса, не объяснимого методами рационального умопостроения. Старообрядец и новообрядец мыслят по-разному. Следовательно, на данном историческом этапе «соединение церквей» может произойти по двум следующим схемам:

1.​ Поиск неких «общих», компромиссных точек соприкосновения, наличие которых удовлетворяло бы обе стороны и побуждало к общению. Данная система в виде учреждения единоверия в 1800 году или «снятия анафем» в 1971 году была предложена господствующей Православной Церковью и основана на принципе взаимных уступок с минимальными для каждой из сторон потерями.
1.​ Основа соединения — в перемене мышления, в перемене ума, греческой «метанойе», что переводится на церковнославянский язык как «покаяние». Только таким видится прекращение церковного раздора старообрядчеству. Покаяние в ошибках прошлого, нераскаянных исторических грехах и возврат к первопринципам святоотеческого церковного мышления и сознания.

Резюмируя вышесказанное необходимо, к сожалению, признать, что деяния Собора 1971 года оказались малоэффективными и неспособными решить проблему церковного единства. Вместо реальных плодотворных результатов деяния знаменитого Поместного Собора РПЦ МП 1971 года продолжают сегодня жить лишь на страницах трудов по церковной истории и каноническому праву, в качестве памятников церковной юриспруденции и исторических документов.

Текст: Роман Аторин, кандидат философских наук, доцент кафедры философии РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева

Литература и источники:

.​ «Иисус», что в имени Твоем? или Под какой религиозной крышей живет Россия. Размышления древлеправославных монахов о символе Бога и Человека, о преследованиях и проклятиях, о покаянии и любви. — Режим доступа: http: www. subscribe.ru
.​ Андриан, митрополит Московский и всея Руси: вехи архипастырского пути. М.: «Медиа 77»; «Панагия», 2006.
.​ Апанасенок А.В. Старообрядчество Курского края в XVII – начале XX века. (Текст): монография/ А.В. Апанасенок. Курский государственный технологический университет. Курск, 2005.
.​ Деяния архипастырей Православной Святой Церкви в СССР, возглавляемых Московской Патриархией, от 10 (23) апреля, 1929 года. Москва.
.​ Деяния Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их// Журнал Московской Патриархии. 1971 г. №6.
.​ Журнал «Родина», 1990. №9.
.​ Журналы и протоколы заседаний высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия. Т. 2. СПб., 1906.
.​ Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии// Избранные сочинения: в 10 тт. Т. 5. Ч. 1. 1907–1910. М.: Политиздат, 1985.
.​ Машковцева В.В. Конфессиональная политика государства по отношению к старообрядцам во второй половине XIX – начале XX века (на материалах Вятской губернии) / В.В. Машковцева. — Киров: Изд-во ВятГУ, 2006.
.​ Никодим. Митрополит Ленинградский и Новгородский. Доклад на поместном Соборе 31 мая 1971 г.// Журнал Московской Патриархии. 1971 г. №7.
.​ Обращение Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви ко всем держащимся старых обрядов православно верующим христианам, не имеющим общения с Московским Патриархатом// Журнал Московской Патриархии, 1988. №8.
.​ Цыпин В. Протоиерей. Присоединение инославных// Православная беседа. 1995. 5–6.
.​ Цыпин В. Русская Православная Церковь в новейший период. 1917–1999 гг.// Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. М.: Православно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000.
.​ Шахов М.О. К проблеме содержания понятия «старообрядчество»// Древлеправославный вестник. 1999. №2.

Старообрядцы: Назад, в будущее!

В этом году исполнилось 210 лет со дня подписания императором Павлом I указа об учреждении единоверия. Единоверцы — особая группа старообрядцев, которая два века назад осознала ущербность раскола и вернулась в лоно синодальной Церкви, сохранив старые, дониконовские обряды. Корреспонденты «Нескучного сада» посетили один из московских единоверческих приходов, Покровский храм в Рубцове, чтобы ближе познакомиться с этой весьма специфической частью Православной Церкви.

Свои среди чужих

Сам старообрядческий раскол возник в середине XVII века, когда патриарх Никон предпринял попытку богослужебной реформы. Около двухсот лет общины, отвергшие «новое» богослужение, существовали практически без собственного священства. На старообрядческих приходах служили «беглые попы» (священники, рукоположенные в официальной Церкви, но перешедшие на сторону старообрядцев) или не служил никто. Часть общин, в основном самых северных, расположенных на побережье Белого моря, и вовсе отказалась от священноначалия и таинств. Так в старообрядчестве сложилось два основных течения: беглопоповцы и так называемые беспоповцы. В начале XIX века император Павел I разрешил принимать в церковное общение старообрядцев, желающих восстановления канонического единства. Единоверие стало третьим старообрядческим течением, хотя подавляющее большинство старообрядцев и отказалось от примирения с Церковью.

В середине XIX столетия беглопоповцы приняли в общение бывшего сараевского митрополита, который «восстановил» у них трехчастную иерархию: епископ, священник, диакон. В итоге появилась Старообрядческая церковь с центром в Белой Кринице (тогда часть Австро-Венгрии, а теперь небольшое село в Черновицкой области Украины). Часть старообрядцев, не признав и белокриницкой иерархии, остались на прежнем «беглопоповском» положении.

Многое у единоверцев необычно.

Своих «единоверческих» старообрядцев новообрядная Церковь долгое время держала «на птичьих правах». Жесткие правила перехода из старообрядчества в единоверие мешали массовому возвращению. Ситуация стала кардинально меняться только в начале XX века, когда единоверцы получили собственных епископов, рукоположенных по старому обряду. Тогда состоялись и первые единоверческие съезды. Вопрос о единоверческих приходах звучал и на Соборе 1917-1918 годов. На «советском» Соборе 1971 года Русская Церковь официально сняла «анафемы» со старого обряда, признав его равноценным и равноспасительным. 3 июля 2009 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при Покровском храме в Рубцове (Москва) был учрежден Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции.

Пусть приходят и смотрят

Патриарший центр — это община под руководством иерея Иоанна Миролюбова, секретаря Комиссии по делам старообрядных приходов и взаимодействию со старообрядчеством при ОВЦС. По форме это великолепный белоснежный шатровый храм неподалеку от станции метро «Электрозаводская», возведенный в начале XVII века. Высокий цоколь, а правильнее сказать подклет, окружен с трех сторон аркадой, заложенной кирпичом в конце XVIII веке. Поверх подклета — типичные для допетровской Руси гульбища, открытые галереи, превращенные в два боковых придела, и паперть на «втором этаже». От уровня земли сюда ведут каменные ступени. В самом храме пока пустовато. Верующим передали здание только в 2003 году, и было оно в аварийном состоянии. Первые годы молебны служили в притворе новым чином, пока в 2007-м сюда не был переведен отец Иоанн. С тех пор шестая в области единоверческая община (в Москве есть еще две и три в Подмосковье) существует в «стационарном режиме».

В храм принято приходить в специальной одежде для богослужений: русская рубаха для мужчин, сарафаны и белые платки для женщин. Платок женщины закалывают булавкой под самым подбородком. Впрочем, традиция эта соблюдается не повсеместно. «Мы не настаиваем на одежде. Люди приходят в храм не ради сарафанов», — замечает иерей Иоанн Миролюбов, руководитель общины единоверцев.

Состав прихожан смешанный: часть из них происходит из традиционных единоверческих или старообрядческих семей, часть — из новобранцев, по разным причинам выбравших единоверческую практику, или тех, кто воцерковился уже в рамках единоверческого движения.

На лавочке возле храма отец Иоанн Миролюбов объясняет нам специфику единоверческих общин по сравнению с «классическими» старообрядцами: «Старообрядцы фактически находятся в состоянии раскола по отношению к РПЦ и всем другим поместным Православным Церквам, а мы — полноправная часть Вселенской Церкви, то есть мы такие же православные христиане, как и все.

Молятся они по лествице — особым деревянным четкам

Психология современного старообрядца все-таки отличается от психологии русского человека до раскола. В чем она проявляется? Старообрядцы, к примеру, никого не пускают к себе: если в храм к ним войдет «новообрядец», ему не позволят молиться, ну или во всяком случае воспримут как чужака, присутствие которого на богослужении нежелательно, а то и нетерпимо. Допускаются только свои, причем именно своего согласия. Это поведение по своей нравственной природе противоречит Христу, противоречит Евангелию. Мы, напротив, не устраиваем проблему, когда к нам кто-то заходит из любопытства. Наоборот, это приветствуется. Мы никого не прогоняем: пусть приходят и смотрят! Если человек в первый раз зашел, мы и креститься ему разрешаем так, как он привык: не двумя перстами, а тремя. Понравится ему старый обряд, западет в сердце — значит, он снова придет и постепенно выучит все традиции сам».

Никакой самодеятельности

Действительно, в общине отца Иоанна нас встречают гостеприимно. После богослужения, невзирая на некоторое наше замешательство, приглашают подойти к кресту. Мы не знаем — как. Перстосложение, благословение, поклоны — все здесь отличается от обычного.

Женщины и мужчины стоят в разных частях храма (как это и было принято в древней Церкви), один на почтительном отдалении от другого. Руки держат не по швам, а скрещенными на груди — это тоже старообрядческая традиция. Поклоны — поясные и земные — делают только в строго определенных моментах службы и строго по уставу. В старообрядческой традиции вообще не принята «самодеятельность»: картина, когда каждый прихожанин крестится, когда ему заблагорассудится, или, пока все совершают земные поклоны, шагает через весь храм к любимой иконе, для старообрядного прихода немыслима. В течение богослужения крайне ограничены передвижения по храму, тем более разговоры или индивидуальные «свечки к празднику». Движения сведены к минимуму.

Отец Иоанн показывает, как выглядит старообрядческое двуперстие. Мизинец, безымянный и большой пальцы сложены вместе, указательный выпрямлен, а средний полусогнут. Именно так держит пальцы боярыня Морозова на знаменитой картине Сурикова. Три соединенных пальца символизируют Троицу, указательный и средний, прижатые друг к другу — Божественную и человеческую природу Христа

«Совместное, храмовое богослужение — это общее, общинное дело, а не личное», — подчеркивает отец Иоанн. Сами земные поклоны совершаются особым способом. У каждого из молящихся — коврик (так называемый подручник). Перед земным поклоном коврик стелется на землю. Опускаясь в земном поклоне, молящийся касается его ладонями, после чего положено подняться. Молиться на коленях не принято.

Богослужение, совершаемое по старому обряду, длится заметно дольше «новообрядного», те части, которые у нас принято сокращать, здесь читаются полностью: канон на утрене, положенные кафизмы. Между прочим, кафизмы в Покровском храме поются, что уже утеряно у большинства старообрядцев. Всенощное бдение в Покровском храме начинается в пять и длится до девяти вечера.

У каждого из молящихся — коврик, который перед земным поклоном стелется на пол. В поклоне молящийся касается его ладонями

Крюки против барокко

Самое сильное впечатление от старообрядческого богослужения оставляет пение. Если мы привыкли слышать с клироса в основном многоголосные композиторские произведения, музыкально близкие к барочной или классической европейской традиции, в единоверческом храме звучат только средневековые русские унисонные распевы.

В разных вариантах традиционным пением пользуются практически все старообрядцы. Их музыкальная практика уходит корнями в почти двухтысячелетнюю, творчески переработанную на русской почве, традицию византийского храмового пения. В большинстве новообрядных приходов эта традиция была уничтожена в XVIII веке волной «синодального» церковного модернизма. Космополитично настроенная аристократия послепетровской России больше предпочитала слышать в храме мелодии западного барокко, а не скупые, но величественные и молитвенные традиционные распевы.

Покровские певцы поют по «крюкам» — особому типу древнерусской нотации в форме запятых, линий и точек поверх церковнославянского текста. Время от времени кажется, что низкому старообрядческому унисону резонирует само здание: аскетичная и удивительно возвышенная мелодия как будто заполняет собой все пространство еще не до конца отреставрированного храма.

При общине организована старообрядческая певческая школа. Курс обучения длится несколько лет и состоит из практической и теоретической частей. «Русская Церковь фактически единственная умудрилась потерять свою музыкальную традицию, — вздыхает отец Иоанн. — Конечно, авторские произведения сегодня исполняются и в сербских, и в греческих храмах. И тем не менее эти Церкви сохранили интерес к древней традиции. Греки даже сохранили в целом схожую с русской крюковую нотацию».

К единоверию отец Иоанн пришел из самого радикального старообрядческого «согласия» — беспоповского. Прослужив около двадцати лет «духовным наставником», то есть настоятелем общины, у рижских поморцев, отец Иоанн успел окончить не только светский вуз, но и Ленинградскую духовную семинарию Русской Православной Церкви, а позже и Московскую духовную академию, поэтому хорошо знаком, кроме прочего, и с новообрядческой приходской практикой.

Крюковая нотация: над текстом пометки в виде галочек и крюков. Каждый знак обозначает определенный мелодический ход

«В XVII веке, при патриархе Никоне, да и позже, была предпринята попытка навязать нашей стране другой цивилизационный код, привить западное мышление, западные ценности, — продолжает отец Иоанн. — Особенно сильной вестернизации в XVIII веке подверглась церковная культура: богослужение, пение, иконография. Единоверческое движение не только дает возможность старообрядцам воссоединиться со Вселенской Церковью. Не менее важная наша задача — реабилитировать старину в самой Русской Церкви».

В разговоре с нами о. Иоанн придерживается необычной терминологии. Свой приход он называет не единоверческим или старообрядческим, а «старообрядным», дистанцируясь в некоторой степени и от тех, и от других: «Большая проблема многих единоверческих приходов — в их вторичности, в том, что они слишком смотрят на Рогожскую слободу (самый крупный в Москве религиозный центр старообрядцев. — прим. ред.). Я же держусь такой точки зрения, что мы должны быть первичны, не слепо следовать за современным старообрядчеством, подражая ему во всем, а держаться старого обряда, стараясь ориентироваться на аутентичную традицию XVII века. Старообрядческая традиция все-таки не на все сто процентов равна дониконовской, за 350 лет многое изменилось. К примеру, длинные волосы у священников старообрядцы переняли в XVIII веке от беглых попов из синодальной Церкви. До раскола носили стрижки с гуменцом, то есть выстриженной под скуфью тонзурой».

Женщины и мужчины стоят в разных частях храма, во время каждения молитвенно воздевают руки, в остальное время руки держат скрещенными. Все движения сведены к минимуму

Не в сарафанах суть

Как рассказывает отец Иоанн, городские единоверческие приходы пополняются в основном за счет интеллигенции, интересующейся древнерусским благочестием. Старообрядческими неофитами вне Православной Церкви, напротив, часто становятся те, для кого психология раскола и «альтернативного православия» оказывается ведущей в их церковной самоидентификации.

«У нас люди самые разные. Все они интересуются историей, но у нас не бывает ни ультрафундаменталистов, ни экстремистски настроенных граждан, — характеризует настоятель своих прихожан. — Да, у нас есть молитвенная одежда — сарафаны, например. И почти все мужчины носят бороды. Но ни с крайним политическим национализмом, ни с царебожием, ни с ИНН проблем у нас нет. Единоверческие приходы имеют какую-то прививку от ультранационализма и прочих болезней, модных в среде православных консерваторов».

К слову, не все прихожане Покровского храма носят русские рубахи или косоворотки. «Мы не настаиваем на одежде. Люди должны получать в первую очередь духовную пользу, они приходят в храм не ради сарафанов», — замечает отец Иоанн.

Причащаются единоверцы в целом чаще, чем старообрядцы, у которых обычно принято приступать к Святым Христовым Тайнам раз в год.

Жизнь единоверческой, или «старообрядной», общины отличается от собственно старообрядческой не только сарафанами. Не найти в единоверческих храмах, к примеру, икон протопопа Аввакума, особо почитаемого старообрядцами. «Все мы относимся к Аввакуму с почитанием как к личности, но не как к святому, — объясняет отец Иоанн. — В качестве святых мы можем признавать только тех, кто канонизирован Русской Православной Церковью или другими Поместными Церквами, и в этом отношении у нас нет и не может быть никаких принципиальных различий с другими приходами. Другое дело, что единоверцы имеют и некоторых особо почитаемых святых, ведь среди новомучеников XX века были и единоверческие пастыри». В Покровском храме особо почитают первого единоверческого епископа священномученика Симона (Шлеева), убитого в Уфе в 1921 году и канонизированного в соборе Новомучеников и Исповедников.

Причащаются единоверцы в целом чаще, чем старообрядцы, у которых обычно принято приступать к Святым Христовым Тайнам раз в год. «Дониконовская практика гласила: по одному разу в пост, то есть четыре раза в год, — комментирует о. Иоанн. — Это чаще, чем у старообрядцев, но в целом, конечно, реже, чем в обычных храмах».

Здание храма передали верующим в 2003 году, оно было в аварийном состоянии. Ремонтные работы продолжаются и сегодня. Подклет храма практически весь нуждается в реставрации, тем не менее его уже используют для приходских целей. После богослужения здесь, среди обшарпанных стен, собирается вся община: выпить чаю, поделиться новостями. Во время чаепития отец Иоанн не упускает случая провести катехизаторскую беседу

Со временем «новая» и «старая» практика сближаются. В течение всего XX столетия в РПЦ происходила стихийная ревизия «cинодального наследия», что предопределило и некоторые «старообрядческие» черты русского церковного возрождения. В храмовой архитектуре к началу XX столетия на смену барокко и классицизму пришла так называемая русская «эклектика», отталкивающаяся от наследия шатровой архитектуры. К концу XX столетия из небытия воскресла церковная каноническая иконопись, практически полностью исчезнувшая на рубеже XVIII и XIX веков в новообрядной Церкви, но сохраненная именно старообрядцами. Традиционное пение и сейчас исполняется в некоторых обычных московских храмах, но редко — древняя церковная музыка непривычна уху современного прихожанина. Единоверцы убеждены, что будущее за теми традициями, которые они сохранили через века, так же как когда-то за этими традициями было и церковное прошлое.