Спорт и православие

Каким святым молиться о победе в спортивных состязаниях

В преддверии ЧМ-2018 нападающий сборной России Артем Дзюба обратился к журналистам с просьбой поддержать команду и объединиться — ради праздника всей страны, праздника великой игры. Все выводы он предложил делать потом. «Для нас это самое важное событие в жизни, а вы как будто как будто думаете, что это не так. Нам нужна поддержка страны, а мы со своей стороны будем биться и положим на алтарь победы все», — заявил Артем.

На алтарь… Конечно, в народе в тяжелые времена говорят — ни на кого надежды нет, только к Богу и остается обращаться… А это значит — надежда есть. И ныне непреложный факт: перед крупными соревнованиями спортсмены командами ходят в храм и молят Всевышнего об успехе.

У кого-то эти слова вызовут усмешку, а у кого-то — нет. Во время войны Иосиф Виссарионович не погнушался обратиться к народу «братья и сестры», то есть по-православному, призывая его объединиться, сплотить силы. Да и «Владимирская» икона спасала города не раз…

Кроме шуток: в бою — все средства хороши. А нам предстоит бой. И сколько бы мы не корили нашу сборную, сколько бы ее не пинали, не клеймили позором и не подтрунивали над «слабостями» и поведением наших высокобюджетных игроков, мы все равно хотим, чтобы они сыграли достойно. И больше того — мы хотим видеть нашу команду самой лучшей! И продолжаем верить в ее успех.

Ну так вот, возвращаемся к началу: в бою — все средства хороши. А о победе в спорте ныне принято молиться Архистратигу Михаилу, начальнику воинов ангельских, Николаю Чудотворцу и Георгию Победоносцу. Чаще всего просят о победе Георгия Победоносца, к тому же — важнейшего святого для Москвы, ее истории.

Новгородская икона «Чудо Георгия о змие»

ФОТО: Общественное достояние

Георгий вырос в религиозной христианской семье в эпоху Диоклетиана. Он был отличным воином, смелым и сильным, за что после службы был передан в ближайшее окружение императора. Тот ценил свой «ближний круг» и был страшно возмущен тем, что Георгий отказался участвовать в уничтожении православных сограждан. Более того — он и под угрозой казни не отрекся от своих слов и честно известил императора о том, что сам исповедует православие. В результате Георгий был предан мученической смерти…

Приобщенный к лику Святых Великомучеников, Георгий с тех пор известен как верный помощник верующим во всех их благих начинаниях. Ему молятся о победах детей и близких, в том числе спортивных, для чего к великомученику обращаются с такими словами:

«Чудотворче, Победоносец Георгие! Обращаюсь к тебе, как к святому в вере укрепленному, не откажи мне, рабу Божьему (имя) в помощи следующей. Верую в Христа, тебе подобному и сил прошу для победы в соревнованиях. Не откажу слабому, но обойду сильного. Да будет так. Аминь».

Новгородская икона «Чудо Георгия о змие»

ФОТО: Общественное достояние

Или так (полная молитва):

«Святый, славный и всехвальный великомучениче Георгие! Собраннии в храме твоем и пред иконою твоею святою покланяющиися людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует стране нашей и паки, припадающе, молим тя, святый Победоносче: укрепи данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разруши силы востающих врагов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем, в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство ныне, и присно, и во веки веков. Обращаюсь к тебе, как к святому в вере укрепленному, не откажи, рабу Божьему (имя) в помощи следующей. Верую в Христа, тебе подобному и сил прошу для победы в соревнованиях. Не откажу слабому, но обойду сильного. Да будет так. Аминь».

Личная молитва о помощи святого звучит так:

«Святой Георгий Победоносец. Благослови меня на состязание, одобри верное призвание. Аминь».

Надо сказать, что сегодня вид спортсмена, осеняющего себя крестным знамением перед началом соревнования, уже мало кого удивляет. Между тем, всем известно, что у многих священнослужителей за плечами — колоссальные спортивные карьеры и большие достижения. Например, протоиерей Александр Новопашин был призером соревнований различного уровня по пауэрлифтингу и в своих статьях много внимания уделял особой нравственной составляющей спорта.

А для многих, кстати, могут оказаться абсолютным откровением слова Владислава Третьяка, нашего легендарного хоккеиста, трехкратного олимпийского чемпиона и десятикратного чемпиона мира. Мы все знаем его прекрасно, восхищаемся его невероятными достижениями, но в одном из интервью Владислав показал себя с совершенно неожиданной стороны, объяснив, почему придает особое значение… молитве перед соревнованиями: «Последние три чемпионата мира я каждый раз перед соревнованиями приходил в храм, молился, просил у Бога помощи. И Он помогал нам. Но даже с Божией помощью в спорте побеждает лишь сильнейший. Видимо, на этот раз мы просто не были сильнейшими, как ни грустно это признавать. И все же я уверен, что молебен нам очень помог. Труд спортсмена высокого класса постоянно связан с колоссальными психологическими нагрузками, и особенно это чувствуется накануне ответственных соревнований. Напутствие Патриарха, совместная молитва в храме — все это сильно подействовало на души наших ребят, помогло им собраться, успокоиться перед началом Олимпиады. Думаю, без молебна у нас могло бы не оказаться и тех пятнадцати медалей, которые мы выиграли».

Ну а звезда другого вида спорта, боев без правил, невероятный Федор Емельяненко, много раз говорил, что лишен агрессии и не проявляет ее к сопернику, а просто делает свою работу. Но вот как интересно он это объясняет:

— Верующий человек по-другому просто не может. И не только тот, кто занимается борьбой. Можно и ракеткой по воланчику бить с таким озлоблением, как будто за сеткой — твой личный враг. Если Господь поставил меня заниматься этим делом, значит, я должен делать его максимально хорошо. В спорте признак максимального результата — это победа. Она важна не сама по себе, это свидетельство того, что ты сделал все до конца. Ведь о нас, православных христианах, будут судить по нашим поступкам. Мы все должны делать во славу Божию. А делать что-то во славу Божию спустя рукава мы не можем себе позволить».

Девиз выдающегося спортсмена тоже известен многим: «На все воля Божья».

Николай Чудотворец. Икона из монастыря Святой Екатерины, XIII век

ФОТО: Общественное достояние

А вот с какими словами надо обращаться, моля о победе на соревнованиях, к Николаю Чудотворцу:

«О всехвальный, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае! Молим тя, буди надежда всех христиан, верных защитель, алчущих кормитель, плачущих веселие, болящих врач, по морю плавающих управитель, убогих и сирых питатель и всем скорый помощник и покровитель, да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети славу избранных Божиих на небеси, и с ними непрестанно воспевати единаго в Троице поклоняемого Бога во веки веков».

Итак, победит — сильнейший. Но силой молитвы мы можем — надеемся — помочь нашим выстоять достойно. И пусть никого не смущает многоконфессиональность сборной. Просите — каждый, о каждым, за каждого.

Каким должно быть отношение к спорту у православных христиан?

Спорт прочно вошел в жизнь современного человека и общества. Причем давно уже спорт – это не только здоровый образ жизни, но и бизнес, политика и даже культ. А как православным относиться к спорту? Допустимо ли участвовать в спортивных состязаниях? Стоит ли смотреть соревнования и «болеть», и если да, то как «болеть»? Отвечают пастыри Русской Православной Церкви.

И занимаясь спортом, можно молиться

Протоиерей Игорь Шумилов:

– Я думаю, что отношение православного человека к спорту должно быть не азартное, умеренное. Спорт – это всё же телесные упражнения, а для нас важнее душа. Хотя и о теле нужно заботиться, но не в первую очередь.

Священник Петр Гурьянов:

– Давайте вспомним, что говорили о спорте святые отцы и учители Церкви, например те, кто жил в XIX–XX веках. Так, святитель Феофан Затворник рекомендовал людям умственного труда заниматься гимнастикой и физкультурой. А святитель Василий, епископ Кинешемский, писал: «Цель гимнастики (физкультуры) состоит в том, чтобы укрепить здоровье человека, и большинство занимается ею именно для этого». Ему принадлежат и такие слова: «Всякая сила и способность не только в человеке, но и во всяком живом существе, при употреблении и упражнении развивается, без употребления же отмирает, или, как говорят, атрофируется. Действие этого закона можно наблюдать везде и всегда. Если вы хотите развить в себе физическую силу, вы должны упражняться с тяжестями, заниматься гимнастикой. От этого мускулы увеличиваются в объеме и приобретают прочность и упругость».

С духовной же точки зрения нет никакой разницы между поднятием штанги, кроссом или физическим трудом на огороде. К тому же и в первом, и во втором случае верующий может продолжать молиться. Любой атлет способен мысленно взывать: «Господи, помилуй!» – во время тренировки. Именно так поступали святые: их руки работали, а ум непрестанно творил молитву. В этом смысле даже элементарная утренняя зарядка может стать своего рода духовной практикой. Воистину чистому – всё чисто.

Не стоит заниматься экстремальными видами спорта: рисковать жизнью ради забавы – безусловная глупость и грех

Хотелось бы сказать и об экстремальных видах спорта. Рисковать жизнью ради забавы – безусловная глупость и грех. Например, прыжки с высотных зданий и тому подобные рискованные увлечения. Подобный спорт неизбежно сопряжен с такими страстями, как тщеславие, самолюбие, гордость, желание первенствовать, и может привести к несчастному случаю.

Лично для меня нагляднейший пример православного отношения к спорту – Федор Емельяненко. Хотя он и участвует в боях без правил, но его отношение к соперникам и православная вера помогают ему оставаться христианином всегда. О чем сам Федор и говорит. Слова полководца А.В. Суворова для него правило: «Победи себя – и будешь непобедим! Молись Богу – от Него победа!»

Православный христианин должен оставаться христианином везде: на спортивных аренах, в тренажерном зале и даже на трибуне стадиона.

Напомню и слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). А сам по себе спорт не опасен.

Спорт дисциплинирует и учит преодолению трудностей

Священник Димитрий Шишкин:

– Надо различать так называемый «спорт высоких достижений» и спорт в значении массовой физической культуры. И если первое – это совершенно отдельная тема, мало общего имеющая со здоровьем и связанная с крайними перегрузками, а также с амбициями, карьерой, деньгами и т.д., то второе – это насущная необходимость современной (особенно городской) жизни с ее испорченной экологией, нездоровым питанием, катастрофическим недостатком движения и т.д. Умеренные занятия спортом для поддержания здоровья в условиях современной жизни кажется и разумным, и правильным.

Кроме того занятия спортом, во-первых, дисциплинируют, а это немаловажное в любом деле качество – умение правильно организовать свой труд во славу Божию и на пользу людям. А во-вторых, занятия спортом учат преодолению трудностей на пути к достижению поставленных целей. Это очень важно и в духовной жизни – умение понуждать себя на всякое благое дело, несмотря на препятствия, и терпеливо двигаться вперед для достижения результатов. Только если у спортсменов эти результаты связаны с физическими успехами, то наш главный результат в любом деле – это стяжание благодати Духа Святого, научение кротости и смирению. Так что все, чему учит спорт: самодисциплина, настойчивость, терпение и постоянство в достижении поставленных целей, – все это полезно и применимо в духовной жизни.

Занятия спортом не должны нарушать мир в душе

Священник Михаил Гапоненко:

– «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Наше отношение к спорту должно быть рассудительным и основанным на этих словах апостола Павла. Занятия спортом не должны нарушать мир в душе и становиться причиной развития греховных страстей.

Священник Святослав Шевченко:

Не должно быть спорта ради спорта

– Это отношение должно быть очень простым: не должно быть спорта ради спорта. Мы не должны гробить свое здоровье, дарованное нам Богом, чтобы достичь нечеловеческих результатов. Не делать ни из одного вида спорта золотого тельца, которому некоторые спортсмены приносят всю свою жизнь, забывая о Боге. Отсюда и допинги, и разные дорогостоящие биодобавки, и изнурение здоровья. Но с другой стороны – спортом мы можем прославлять Бога, славить Родину, показывать привлекательность здорового образа жизни. Здесь очень тонкая грань, на которой можно балансировать, посвящая всю свою деятельность без остатка Единому Богу.

Спорт необходим для поддержания здоровья

Священник Георгий Мерзликин:

– Каким должно быть у православных отношение к спорту? Положительным. В условиях современной жизни спорт может стать альтернативой физическому труду, который христианину просто необходим для его совершенствования. Утомленная плоть не так ко греху будет удобосклонна, а последующее физической активности хорошее самочувствие и здоровье христианин сможет употребить на добрые дела и помощь ближним.

Священник Павел Коньков:

Если можешь удержаться от азарта – смотри соревнования, если нет – лучше воздержись

– Спорт в древнем мире и спорт сейчас – разные вещи. Раньше спорт был более честным и менее азартным. И ставил целью честное соревнование. Сейчас все гораздо сложнее: в ход идут различные уловки и методики. Большой спорт стал все же средством заработка на ажиотаже и азарте. Поэтому православному христианину нужно себя очень чутко беречь – от азарта, от осуждения (что связано с проигрышем любимой команды) и от тщеславия (если любимая команда выиграла). Если человек может себя беречь и видит только красоту игры – то смотреть спортивные состязания можно, если не умеет – то лучше не стоит.

А заниматься самому спортом не только можно, но и необходимо. Наши тела – храмы Духа Святого. И за храмом нужно следить. Современные люди слишком мало двигаются, и поэтому спорт необходим, но с оговорками. Можно и участвовать в соревнованиях – но без азарта, без осуждения и тщеславия.

Известные спортсмены говорят о боге и своей вере

«Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?»
(Евангелие от Матфея, 16:26)

«…написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим»
(Евангелие от Луки, 4:4)

Юрий Постригай
Олимпийский чемпион
по гребле на байдарках:

«Весь смысл моей жизни – Бог. Когда в руки мне попал Новый Завет, я осознал, что жил раньше неправильно, потому что жил без Бога. Новый Завет – это собрание инструкций для жизни людям всех возрастов. Там есть инструкция, как выиграть золотую медаль, как найти самую лучшую жену, как заниматься бизнесом, как справляться с неудачами, как общаться с родителями, как любить, как прощать, как преуспевать.

Я ждал, когда же смогу перед миллионной аудиторией сказать, что Бог есть! Молился последнее время такими словами: «Боже, если я выиграю, то буду везде говорить о Тебе». Так сейчас и происходит. Олимпийское золото я выиграл, чтобы сказать всем: Бог есть».

Екатерина Антонюк
Многократная чемпионка Белорусии
и призер России по лыжным гонкам:

«С одиннадцати лет я начала заниматься спортом, и с тех пор все мои ориентиры были сосредоточены на нем… О Библии имела смутное представление. Думала, что эту книгу не обязательно читать. Вполне достаточно того, чтобы она находилась в доме.

Но однажды я все же взяла Библию в руки и увидела, что это не просто книга, а Слово Божье к нам, людям, в котором Бог открывает Себя, Свою волю и историю нашей земли от Сотворения до конца…»

Хуан Карлос Валерон
Футболист, обладатель
Суперкубка Испании:

«Как спортсмен хочу сказать, что я обязан именно Богу всем, чего я достиг… Бог реален для меня. Иисус обращает все трудности во благо. Мне нравится двадцать второй Псалом, потому что он напоминает, что Бог – это Отец, Который ведет меня, и с Ним я ни в чем не нуждаюсь».

Паулу Серджио
Чемпион мира по футболу:

«Конечно, хорошо быть победителем. Достичь чего-либо в жизни – замечательно. Но это временные вещи, радость от них быстро уходит. Однажды я узнал, что Библия говорит о победе, которая никогда не кончается. Это победа в Иисусе Христе над грехом. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (1Ин.1:9). Иисус сделал это для нас. И эта истина изменила мою жизнь».

Мэри Джо Фернандес
Теннисистка, бронзовый призер
олимпийских игр:

«Иисус занимает основное место в моей жизни. Что бы я ни делала, я полагаюсь на Бога. Он дает мне силы и ободряет меня. Испытания в определенном смысле способствуют духовному росту человека. Они посылаются, чтобы помочь достичь нашего высшего предназначения».

Майкл Чанг
Обладатель Кубка Дэвиса
по теннису:

«Вера в Господа для меня чрезвычайно важна. Я верю, что Иисус реален, что все происшедшее в моей жизни не было случайностью. Бог контролирует все. Нужно лишь признать, что ты грешник, попросить у Бога прощения и принять Иисуса как своего Господа и Спасителя. С этого момента вся жизнь меняется, потому что ты не просто знаешь, что хорошо, а что плохо. У тебя появляется замечательная цель в жизни. С этого момента все превращается в увлекательное приключение.
После матчей мне всегда хочется поблагодарить Господа за победу».

Майк Гартнер
Хоккеист, обладатель Кубка Канады:

«Евангельская весть потрясла меня до глубины души. Истина в том, что Иисус умер за меня, что я грешен и что мне необходимо уверовать и принять Его в свое сердце, дабы обрести небесное Царство и вечную жизнь – все это нашло отклик в моем сердце.

Разумеется, когда в интервью мне задают вопрос, или если предоставляется возможность, я всегда свидетельствую о своей вере. К сожалению, журналисты не часто публикуют эти свидетельства. Я никогда не стыдился говорить о своей вере: напротив, считаю, что это – высокая честь, и я благодарен Богу за все, что Он совершил для меня».

Джон Ванбисбрук
Хоккеист, участник матча
«Всех звезд» НХЛ:

«Когда в жизни наступает тяжелый период, то иногда хочется опустить руки. Но моя вера дарует силы и небывалый внутренний покой. Некоторые полагают, что христианство – удел слабых, но это далеко не так. Я стал сильнее и решительнее, чем когда-либо. И, я надеюсь, это заметно по моей игре».

Кэвин Джонсон
Баскетболист, признан самым прогрессирующим игроком НБА (1989), в настоящий момент является мэром г.Сакраменто:

«Будучи подростком, я пытался найти в книгах образ человека, с которого я бы мог брать пример, спортсмена, на которого мог бы равняться. Однако во всех моих кумирах всегда чего-то не хватало… Став христианином, я понял, что в жизни неизбежны взлеты и падения, но все это, в конечном итоге, недолговечно. И, в конце концов, так ли уж важно, более или менее удачный день выпадет мне сегодня?

Людям свойственно все усложнять, для меня же текст из Евангелия от Матфея 6:33 значительно облегчает жизнь: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». Если мы искренне ищем Его, нам необходимо изучать Библию и стараться исполнять ее указания. Мы должны стремиться уподобиться Христу, потому что Он — идеальный образец для подражания. Если мы от всего сердца будем стремиться к Нему, все в нашей жизни встанет на свои места. Это очень просто, стоит лишь понять это и никогда не забывать».

«Ты спортом увлёкся? Нельзя православному, это к культу тела приведёт», — из опасений мамы за своего 35-летнего сына. В действительности, можно или нельзя православному заниматься спортом? Предлагаем читателю рассуждения на тему совместимости занятий спортом с православным мировоззрением.

Многие миряне, лишь только обретя веру, начинают относиться к спорту как к недуховному деланию. По сему занятия физической культурой определяются как грех и отсекаются. Это одна из причин, по которой в храме мы замечаем немало сгорбившихся мужчин и женщин с выдающимися вперёд животами. Хорошо это или плохо, рассуждать сложно. О движениях сердца знает Господь, сам человек и его духовник. Если занятия спортом искушают христианина настолько, что вводят, к примеру, в тщеславие, гордость и мешают духовной жизни, и вправду стоит крепко подумать о их мере. Например, профессиональный спортсмен долгое время может прожить в поклонении своим кубкам и медалям, тщеславиться первенством, или же просто рельефом своих мышц. Когда в этом состоянии человек начинает вкушать плоды христианской духовной жизни, пагубность такого отношения к спорту и телу становится столь очевидной, что он может оставить профессиональные занятия. Сторонним наблюдателям это покажется странным и нелогичным, однако самому бывшему спортсмену будет достаточно регулярных домашних тренировок. И уж поверьте, он нисколько не будет чувствовать себя неудачником.

Конечно, приведенный пример — не повод относиться к профессиональному спорту как к сатанинской деятельности. Спортивный труд может явиться ступенькой к встрече с Богом.

Рассмотрим применение физкультуры и спорта к жизни обычного мирянина. Каков вред и какова польза занятий спортом для современного православного прихожанина, живущего духовной жизнью? Для этого обратимся к пастырской практике святых отцов. Святитель Феофан Затворник рекомендовал гимнастику тем, кто занимается умственной деятельностью. Святитель Василий (Преображенский) и праведный Алексий (Мечёв) также советовали своим духовным чадам тренироваться для развития физической силы и борьбы с праздностью.

Кто-то может возразить: ведь у более ранних святых отцов мы не находим таких советов. Верно, но взглянем на жизнь современного горожанина. Чем больше развивалась цивилизация, тем больше прогрессировала гиподинамия — ослабление тела ввиду скудной физической активности и сидячего образа жизни. (См.: Насколько укорачивается жизнь человека во время сидения) Взять, к примеру, хотя бы советские времена, когда огромное количество людей трудилось в сельском хозяйстве. Им не нужно было придумывать себе дополнительные физические нагрузки. Эти люди были сильными и здоровыми. Многие из них, став в настоящем бабушками, удивляются, как могут так много болеть 25-летние парни и девушки. Да, тогда жилось в стране нелегко. Многим и воду холодную приходилось приносить, и печку топить в квартире (!), что для современных людей немыслимо.

Что же, отключим теперь воду и станем её приносить на себе? Это было бы весьма странным решением. Лучше, наверное, подумать о том, что делать с физической активностью жителей мегаполисов, среди которых, кстати, и наши дети.

Взглянем, к примеру, на средние рекомендации по двигательной активности Всесоюзного научно-исследовательского института физической культуры. Итак, усреднённые нормы занятий физкультурой (часов в неделю):

Занимаетесь ли вы столько физкультурой? А ваши дети?

Что может дать спорт православному христианину

Христианин, как известно, всегда задаёт себе вопрос: для чего мне это? Внешние действия должны нести определенную пользу, чтобы этим заниматься. Так для чего христианину заниматься физкультурой и спортом?

Прежде всего, рассмотрим физическую «оболочку». Спорт и физические тренировки — это хорошее самочувствие, укрепление сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата. У православного человека много обязанностей. Забота о близких, учёба или работа (иногда и то, и другое), труд на приходе во славу Божию, волонтёрство… Думается, все согласятся, что православные живут более насыщенной жизнью, чем светские люди. Скажем, для многих людей является подвигом встать в воскресенье в том же часу, что и в будние дни. Верующий человек в меру своих сил старается управить дела «на совесть», это требует немалых трудовых затрат. У физически неподготовленного христианина порой может просто не остаться сил на молитвенное правило. Словом, современному православному человеку нужно всё успеть и максимально качественно. Этому вполне могут помочь физические тренировки.

Спорт и физкультура — это отличные антидепрессанты. Часто приходит в голову вопрос, почему раньше не было столько нуждающихся в психологической помощи? Ещё в середине XX века людям приходилось много заниматься физическим трудом. К примеру, моей бабушке, живущей на съёмной квартире в провинциальном городе в 60-х годах, приходилось приносить воду, рубить дрова, топить печь, а нужно было ещё постирать, сготовить. С 3 месяцев ребёнка отдавали в ясли, шли работать и прибегали кормить «по часам».

Люди тогда переносили опыт преодоления физических трудностей в психологическую плоскость, получая естественные антидепрессанты: «Всё, справилась, смогла. Сил нет, уснула». Я считаю, одной из причин усугубившихся у современных людей психологических проблем отсутствие нормальной физической активности.

Далее лежит очень тонкая грань между психологическим и духовным.

Кто как не спортсмены знают, что если думать о том, как на тебя посмотрят, ничего не получится? Они каждый раз испытывают на тренировках, как важен настрой. Сколько бы ты ни падал, важно встать и двигаться вперёд, делать это дело, не опускать руки. Люди, занимающиеся спортом, пусть и любительским, знают, как важно двигаться, когда кажется, что уже нет сил. Шаг вперёд и вот оно «второе дыхание». Людям спорта хорошо знакомо, когда физически вроде бы делаешь то, что и обычно, а результат нулевой. Они знают, что такое «здесь и сейчас», что такое отрешиться от получения результата и радоваться процессу. Спортсменам хорошо известно, как сложно восстанавливать форму после перерыва в тренировках. Им хорошо известно, что спортивный результат достигается только через труд, пот, боль, слёзы. Не правда ли, это ценные иллюстрации духовных законов?

Важно, что опыт физической активности может оказать неоценимую помощь в духовной жизни. Например, побудить к молитве тогда, когда, кажется, нет сил. Не нарушать ритм духовной жизни, потому что горько будет ощущать растраты и трудиться по их восполнению. Стараться заботиться о сегодняшнем дне и не забегать далеко вперёд.

Отдельно нужно сказать о том, что спорт улучшает внешний вид человека. Так ли это важно? Оказывается, да. И христианину в том числе. С точки зрения психологии внешний вид — это невербальный (бессловесный) способ общения. Что мы, православные, хотим своим внешним видом сказать светскому миру? Что православие — это вера, которая всех делает сутулыми и некрасивыми? Или же, что мы — образ Божий, прекрасные храмы Святого Духа? К сожалению, часто наши близкие замечают лишь сутулость и выступающий живот. Порой это также отвращает от веры, как и попытки их насильно воцерковить.

Мы украшаем здания храмов. Как было бы прекрасно украсить храм нашей души чистотой, здоровьем, ровной осанкой, физической силой, скромной, но красивой одеждой и другим благообразием. И здесь снова в помощь физкультура и спорт. Но и в этом случае нужна оговорка. Забота о внешнем, как мы знаем, не должна занимать все мысли православного, мешать его обычным делам и особенно духовной жизни. Полезно прислушиваться к совести и чувствовать ту грань, когда здоровая забота о теле переходит в угождение плоти.

Каким спортом можно заниматься православному

Прежде всего, необходимо отсечь духовно опасные виды физической активности, которые тесно переплетены с оккультными практиками, такие, например, как йога, тибетская гимнастика и др. Желательно подумать о том, чтобы вид спорта был безопасным для жизни, не был излишне рискованным.

Для детей требуется что-то увлекательное — самокат, велосипед, коньки, ролики. Если родители, например, катаются на роликовых коньках вместе с детьми, это просто замечательно. Здесь физическая нагрузка, совместное времяпрепровождение, возможность воспитательного процесса на личном примере и много других позитивных моментов.

В каждом случае выбор вида спорта будет индивидуальным. В опасении вреда, который может принести конкретный вид спорта духовной жизни конкретного человека, нужно также глубоко разбираться, к каким страстям склонна его душа. Например, склонным к тщеславию и гневу, пожалуй, лучше не выбирать командно-соревновательные виды спорта (футбол, баскетбол, волейбол и др.). Подросткам же порой, наоборот, будут полезны эти игры, чтобы научиться работать в команде, разделять победу на всех, преодолевать психологические барьеры.

Словом, выбор вида и уровня физической активности для каждого православного христианина индивидуален и зависит от многих факторов, в т. ч. и духовной жизни. Здесь нет и не может быть однозначного для всех решения. Выбор необходимо делать с рассуждением, которое по словам преподобного Иоанна Лествичника «в новоначальных есть истинное познание своего душевного устроения… В средних оно есть чувство, которое непогрешимо различает истинно доброе от естественного и от того, что противно доброму… В совершенных рассуждение есть находящийся в них духовный разум, дарованный Божественным просвещением, который своим светильником может просвещать и то, что есть темного в душах других». Пользуясь рассуждением и советом духовника, мы перестанем мучить батюшек на форумах вопросами «можно ли православным заниматься спортом» и сделаем новый шаг в сторону духовной зрелости, ответственности за свою жизнь.