Сплетни это грех

Чем страшен грех злословия?

Злословие – грех, от которого, пожалуй, труднее всего удержаться. Да мы и не особо стараемся: там кого-то попрекнули, тут «такое!» узнали и рассказали другим, «посклоняли» на кухни власти… А между тем злословие – грех серьезный, укоренение которого может привести к весьма пагубным последствиям.

Чем же опасно злословие для злословящего? И как быть тому, кого сгоряча, а порой и намеренно осудили? «Воевать за правду»? Ответить тем же – злословием, по принципу «око за око»? И чем может обернуться эта «война за правду»? Отвечают пастыри Русской Православной Церкви.

Протоиерей Олег Стеняев:

– Злословие – это проклятие другого человека. Сказано: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4: 29); и еще: «Не ходи переносчиком (то есть разносчиком слухов и сплетен. – прот. О.С.) в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего» (Лев. 19: 16).

Противоположность злословию – молитва за человека. Причем мы призываемся молиться не только за своих, но и за чужих. А у нас некоторые умудрились так, что не считают возможным не только общаться с заблудшими еретиками и язычниками, но и молиться за них. Возможно, это как-то связано с весенним обострением…

Святитель Иоанн Златоуст писал: «Итак, не бойся молиться за язычников – и Бог этого хочет. Бойся только проклинать других, потому что этого Он не хочет. А если надобно молиться о язычниках, то очевидно – и о еретиках, потому что обо всех людях надо молиться, а не преследовать их. Это и по другой причине достойно одобрения – по той, что мы с ними одной природы. Кроме того, Бог одобряет и благосклонно приемлет нашу взаимную любовь и благодушие друг к другу» (Иоанн Златоуст, святитель. Гомилии на 1-е послание к Тимофею, 2: 4).

«Злословя, мы лишаем себя благодати Божией»

Протоиерей Павел Гумеров:

Он услышал голос Христа: «Изриньте вон этого человека, ибо осудил он брата своего прежде Моего суда»

– Я приведу пример из древности, очень вразумляющий, о том, как человек лишается благодати Божией, когда кого-то злословит и осуждает. Преподобный Иоанн Савваитский, современник Иоанна Лествичника и сподвижник его, рассказывал такой случай. К нему пришел один брат, инок из соседнего монастыря. И преподобный Иоанн Савваитский поинтересовался, как живут там отцы, и особенно об одном иноке, о котором было известно, что он ленивый и грешный. «Нисколько он не переменился, отче», – отвечал гость. И, услышав эти слова, преподобный Иоанн осудил того брата. И было ему видение: крест с распятым Спасителем. В восторге устремился он к нему, чтобы поклониться Спасителю, как вдруг услышал голос Христа, обратившегося к двум ангелам: «Изриньте вон этого человека! Это есть Антихрист, ибо осудил он брата своего прежде Моего суда». И очнулся он в страхе и понял, что совершил страшный грех. А еще вспомнил, что в сонном видении лишился мантии, – и догадался: эта мантия – покров Благодати Божией, которой он лишен. После этого преподобный Иоанн семь лет молился, строго постился, чтобы обрести вновь благодать, которую потерял. Вот так ответственно люди в древности относились к каждому слову.

Осуждение – это предвосхищение суда Божиего. А ведь мы почти ничего не знаем о человеке, разве что немного о его прошлом. Но мы не знаем, что у него сейчас в душе. Может быть, он в будущем изменится, покается, станет подвижником, ведь и такое бывает. А мы сразу – судить его. Один Господь, зная прошлое и будущее человека, зная все его болезни, всю его родню до Адама, все его заслуги и грехи, может об этом человеке сказать Свой суд. Но не говорит, пока этот человек не умер, потому что «в чем застану, в том и сужу». Это огромная гордость – впадать в злословие.

И не будем забывать также и того, что человек, осуждающий другого за что-то, сам вскоре впадает в те же грехи, за которые осуждает.

«Принимать клевету на себя надо как некую епитимию»

Священник Валерий Духанин:

Тот, кто злословит другого, становится по духу близок демонам

– Злословие и клевета – это грехи диавола. Собственно имя «диавол» и переводится как «клеветник». Поэтому тот, кто злословит другого, становится по духу близок демонам.

Наше слово исходит из сердца. Злое, лукавое и коварное слово – выражение испорченного сердца, изворотливого и ядовитого, как змея. Такой человек не может быть счастлив, он неспокоен от блага ближнего, ищет способы уязвить его, злословит и клевещет, но в конечном итоге страдает сам.

Злословие обрушивалось на многих святых. Например, самые выдающиеся святители, занимавшие Константинопольскую кафедру, – святые Григорий Богослов и Иоанн Златоуст – были изгнаны по злословию и клевете. Святителя Григория обвинили в том, что он незаконно занял Константинопольскую кафедру, хотя именно Григорий Богослов своей проповедью вернул город, находившийся в руках ариан, православным христианам. А на святителя Иоанна Златоуста возвели целый ряд обвинений. Особенно ненавидела его Евдоксия, супруга императора Аркадия. Но как только святитель, не желая смуты, удалился из города, случилось землетрясение, пострадали покои Евдоксии, и она в страхе просила скорее вернуть святителя. После вторичного изгнания Иоанна Златоуста Евдоксия умерла во время родов.

А каково было преподобному Макарию Великому, которого оговорили, что якобы он причинил насилие девице и она зачала? Преподобный Макарий понес это поношение, был подвергнут избиению, в селе прошла о нем нехорошая молва. Он вынужден был содержать девицу до самых родов, когда она испытала страшные муки и призналась, что святой Макарий не виноват.

Клеветник и злословец всегда бывают наказаны. Грех злословия страшен прежде всего для самого злословящего, его душа не может быть со Христом, она противоположна Царству Христову, как тьма противоположна свету, болезнь – здоровью, злоба – смирению.

Но все же святые отцы рекомендуют воспринимать клевету и злословие как лекарство от грехов, как некую епитимию, которую надо понести во искупление каких-то своих грехов. Поэтому мы не имеем права таить обид или ответной злобы на наших клеветников.

От клеветы пострадал Сам Господь Иисус Христос. Клевета и злословие – это оружие сатаны, направленное в евангельские времена против Спасителя, а потом и против каждого Его служителя. Значит, каждый из нас должен тоже страдать от этого. Христос не отвечал на злословие, не входил в разбор клеветы, и ни одно такое искушение не зацепило Его душу даже малым помыслом возмущения.

Мне очень нравится наставление преподобного Максима Исповедника, который советовал не унывать, а лучше молиться. Преподобный Максим говорил: «По мере того, как будешь молиться за оклеветавшего, Бог будет открывать соблазнившимся истину о тебе». Это значит, что злословие и клевета рано или поздно обнаруживают свою пустоту и несостоятельность, пострадавший от клеветы воспринимает одну участь со Христом, становится духовно крепким и принимает венец от Господа.

«Злословие – поругание дара слова, данного нам Господом»

Священник Димитрий Шишкин:

– Да тем и страшен грех злословия, что мы своей свободной волей сочетаемся злу и становимся его участниками. Являем миру омрачение своего ума помыслами осуждения, вражды и злобы. А какое может быть «общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2 Кор. 6: 14). Так что если мы злословим, то сами лишаем себя благодати Божией, потому что дар слова свидетельствует о нашем призвании к благовествованию, но никак не к осуждению, клевете и злословию. Не будем забывать, что Сам Господь наш есть Бог-Слово, вторая ипостась Святой Троицы, и дар слова в нас – это дар Божественный, который мы должны хранить и умножать с великим вниманием и благоговением.

Сквернословие и злословие – это противление самому замыслу Божиему о нашей «словесности»

К сожалению, и пустословие между нами случается, но сквернословие и злословие – это уже явное противление самому замыслу Божиему о нашей «словесности». Поругание этого великого дара свидетельствует о действии бесовских сил, хотящих извратить и осквернить всё святое и чистое, что заложено в человеке Богом. Понятно, что трудно совершенно удержать свой язык от всякого осуждения и злословия, но саму необходимость этого надо всё время держать в уме как требование, обязательное к исполнению. Блюдение чистоты ума, а как следствие и чистоты речи – это одно из обязательных требований христианской жизни. Будем об этом помнить и стараться быть добрыми служителями Слова.

«Клевета на власть приводит к катастрофам»

Священник Игорь Сильченков:

– Увы, тому, как страшен бывает грех злословия, исторических примеров много. Вспомним хотя бы, как клеветали на семью Романовых…

Грехи злословия и клеветы страшны тем, что приводят к ненависти и уводят от Любви. А ненависть – это мучительнейшее страдание, болезнь души. Она разрушает и личность, и семью, и работу, и целые народы. Так, если будешь злословить мужа, жену или детей, то скоро они будут казаться тебе в абсолютно черном цвете, рядом с ними невозможно будет находиться, так как будешь их ненавидеть, осуждать, ругаться с теми, кого злословишь. И в конечном счете семья распадется. Спасение от этого одно – постоянное покаяние, частая исповедь в грехах своих против ближних и причастие Тела и Крови Христовой для уврачевания души от ненависти и для стяжания Любви. То же самое относится, если такие нестроения возникают на работе или в ином месте.

К чему приводит злословие страны своей, властей своих, народа своего и других народов, мы хорошо знаем из истории. К сожалению, иногда плохо помним эти уроки.

В истории нашей Родины было много таких трагических моментов, когда народ поддавался и верил клевете на своих правителей, и это приводило к страшной смуте, к гражданской войне. А как следствие этой ненависти к властям своим и междоусобицы – приходили иноплеменники и разоряли Русь Святую. Так было во времена Смуты, Октябрьского переворота и еще во многих других случаях.

Злословие на власть выгодно врагам: это разделяет народ и как следствие – ослабляет страну

Хорошо знают те, кто враждует против любого народа и страны: не стоит воевать с помощью своей армии, теряя солдат, а лучше разделить народ и столкнуть людей между собой, усиливая острые моменты и разжигая недовольство властями. А когда люди достаточно друг друга поуничтожают и страна ослабеет, станет бессильной, тогда можно приходить ее грабить. Так сказано и в Евангелии: «Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12: 25). Поэтому мы должны всячески избегать злословия властей и не слушать клевету на них, не осуждать. Не будем забывать, что «всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим. 13: 1–2). И еще: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым» (1 Пет. 2: 13–14).

Мы должны объединяться в служении Богу, Церкви и Родине своей, каждый хорошо стараться делать именно свое дело, весь суд предоставлять Богу, и тогда у нас будет намного меньше нестроений, споров, раздоров. И намного больше сил для совершения трудов по спасению своей души и для стяжания благодати Святого Духа и вечной жизни в Царствии Небесном. Аминь.

«Тот, кто привык злословить, не способен на доброе»

Священник Максим Горожанкин:

– Сказано: «Человек добрый из сердца своего выносит доброе, а человек злой из сердца своего выносит злое» (ср.: Мф. 12: 35). Так что когда мы осуждаем кого-то, когда мы сплетничаем, мы как раз показываем, что душа наша заражена пороком. Да и сами мы не идеальны.

Современное общество всячески провоцирует грех осуждения и злословия. Ток-шоу на телевидении – это такие упражнения в злословии. И огромная опасность в том, что человек привыкает злословить. А тот, кто привык только лишь злословить и осуждать, не способен уже на добрый импульс. Когда человек всегда обо всех говорит и думает плохо, ему очень сложно перестроиться на иное, очень сложно увидеть вокруг себя добро и добрых людей.

Святитель Николай Сербский приводил такую притчу: «Чем отличается человек праведный от человека грешного? Человек праведный, если видит людей, идущих куда-то, в сердце своем мыслит: добрые христиане идут, наверное, в храм Божий помолиться. А человек, привыкший злословить, при виде тех же людей думает: это, наверное, бандиты идут кого-то обворовать». Яркий пример того, как мы очень часто злословим тех, о ком совсем ничего не знаем.

В истории масса подтверждений тому, чем оборачивалась клевета. Все мы помним трагические события начала XX века. Тогда многие злословили и царскую семью, и вообще правительство. Да, эти люди были небезупречны, но когда произошла революция, это стало катастрофой, положение в стране стало еще более тягостным, чем было до этого. А 1930-е годы, а ГУЛАГ, а расстрелы людей за веру?! Много мирян и духовенства пострадало. Это чудовищно, когда человека расстреливают за то, что он верит в Бога, или за то, что у него дома литература не та, которую нужно читать. А началось все с осуждения царя. Но никто не идеален, и государь-император тоже. Видя его плохие стороны, не замечали хороших. Уходя от монархического государственного устроения, которое кому-то казалось несовершенным, а кому-то и совсем негодным, к чему пришли? К большевизму, который обернулся массой трагедий. Вот об этом необходимо всегда помнить, когда мы злословим правителей какого бы ни было уровня. А сидя на диване, легко управлять государством.

Мы должны пытаться не злословить ближних и дальних наших, но за них молиться. И тогда всё будет по-христиански. Просить, чтобы Господь сил подал и нам, и тем, о ком мы плохо подумали. Лучше помолимся, чтобы Господь исправил и нас, и их. Тогда всё будет хорошо.

Борьба с древом греха

Грехи языка.

Библия говорит о лжи и о грехах языка почти столько же, сколько о каком- либо другом предмете. Апостол Иаков поучает, что: “Язык огонь, прикраса неправды. Язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет всё тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны” (Иаков 3:6).

Одной из больших проблем в Христианстве являются грехи языка. Если ты можешь обуздать язык, то можешь обуздать и себя. Если можешь обрести победу над своим языком, тогда будешь иметь действительную и прочную победу. Но Апостол Иаков предостерегает: “Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных, укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда” (Иаков 3:7-8).

Есть много различных проявлений грехов языка. Гнев – один из них. Гнев или раздражение являются грехом духа в его начальной форме, но часто он оканчивается потерей контроля над языком, что считается грехом языка. Гнев имеет много различных видоизменений: негодование, раздражение, нетерпение, досада, огорчение, злоба, ожесточение, обидчивость, ярость, неистовство, горячность – все они проявляются в веренице дурных слов. Бог осуждает это.

Всякое выражение в гневе полно опасности. Гневные слова никогда не улучшают положения. Наимудрейший царь Соломон говорит, что медленный на гнев выказывает великое благоразумие, а раздражительный – глупость (Притч.14:29).

В Библии сказано: “. Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость” (Притч.15:1). Христос говорит: “Всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: “рака” (пустой), подлежит синедриону, а кто скажет: “безумный,” подлежит геенне огненной” (Мф.5:22).

Апостол Павел поучает: “Гневаясь, не согрешайте; солнце да не зайдёт во гневе вашем” (Еф.4:26). Многие оправдывают свой гнев или раздражительность разными способами. Обычно приписывают это нервам, не видя греха. Гораздо лучше покаяться в нём, исповедаться и оставить его, чем закосневать в самооправдании. Бог помогает кающимся.

Обыденным грехом повсюду является сквернословие. Апостол Павел говорит: “Ни какое гнилое слово да не исходит из уст ваших… Не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления” (Еф.4:29-30). Библия учит, что кто не согрешает языком, тот человек совершенный, могущий обуздать всё своё тело. Если ты не можешь иметь контроль над своим языком, произнося сквернословие, тогда Священное Писание гласит, что ты виновен и что это есть грех, который Господь не оставит без наказания. Язык богат прекрасными словами, однако люди употребляют такие скверные слова, которые загоняют их в ад.

Господствующим грехом во всём мире есть ложь. Господь Бог заповедал Моисею и сынам Израилевым не говорить лжи один другому. Десять заповедей Божиих запрещают лжесвидетельство. Апостол Павел наставляет: “Отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему” (Еф.4:25).

Вся Библия осуждает ложь, как один из наихудших грехов. Она ставит ложь в один ряд с убийством и блудом. Много лжи говорится на политических собраниях, за которую политиканы будут ответственны перед Богом в день суда. Дают обещания, которых они не намерены исполнять, но делают это для того, чтобы получить большее доверие к себе. Но эта ложь совершается не только в политике, но и в коммерческих делах и в социальных отношениях. Сколько приходится слышать людей, говорящих один другому ложь, не краснея, ради своей выгоды.

Многие христиане повинны в грехе лжи. Некоторые стараются избегать лжи, но когда слагаются обстоятельства, не стесняются обманывать, чтобы выйти из затруднения, считая это меньшим злом. Христианину повелевается избегать лжи, ненавидеть её, не доверяться тем, кто занимается ею. Библия предупреждает, что ложь не останется без наказания и говорящий лживо будет наказан. Господь наш Иисус Христос сказал: “Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека” (Мф.15:19). Господь ставит ложь или лжесвидетельство наряду со всеми другими ужасными грехами.

Весьма распространена среди христиан привычка критиковать других. Эта привычка относится к греху языка. Господь Иисус Христос сказал: “Не судите, да не судимыми будите, ибо каким судом судите, таким будите судимы, и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить” (Мф.7:1-2).
Ропот также относится к грехам языка. Апостол Павел учит: “Всё делайте без ропота и сомнения” (Флп.2:14).

Верующие должны избегать нечистых рассказов. Нечистые рассказы – грех языка. «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших,” – говорит Апостол Павел. Он также предупреждает: “Сквернословие, пустословие и смехотворство не приличны вам” (Еф.6:4). Если ты виновен в этих грехах, немедленно покайся в них, оставь их, попроси прощения и Бог простит тебе. Апостол Иоанн Богослов говорит: “Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды” (1 Ин.1:9).

Афанасий (Мартос), архиепископ

Значение слова «Грех»

В словаре Даля

м. поступок, противный закону Божию; вина перед Господом. Наследный грех. Кто грешит, тот раб греха. Грехи любезны, доводят до бездны. | Вина или проступок; ошибка, погрешность; более грешок, грешки. За ним есть этот грешок, водится грех. Плохо не клади, в грех не вводи. На грех мастера нет. | Беда, напасть, несчастье, бедствие, подразумевая: за грехи наши. От греха не уйдешь. Чья беда, того и грех, убыток. Это мой грех, я виноват. Мой грех до меня дошел, я покаран за вину свою. Грех да беда на кого не живет? Не бойся кнута, а бойся греха. Грех попутал. Есть тот грех. С грехом пополам, так-сяк, кой-как. Грех пополам, убыток. Экой грех стался, деньги пропали! Грех денежный, беда, от которой можно делаться»>отделаться деньгами. | В тесном знач. распутство. Молод бывал — и со грехом живал. Он (она) еще и греха не знает. Муж согрешит, так в людях грех; а жена согрешит, домой принесет. Мужнин грех за порогом остается, а жена все домой несет. | Это грех делать, нареч., грешно, Греховно»>греховно. Благословясь не грех, сказал убийца. Смех сказать, грех утаить, смешно, грешно. Не по грехам нашим Господь милостив! Все на свете по грехам нашим деется. Чья душа во грехе, та и в ответе. Кто во грехе (в деле), тот и в ответе. Много ума — много греха, а на дурне не взыщут. Грехов много, да и денег вволю. Нет греха хуже бедности. Бедность не грех, а до греха доводит. Богатство пред Богом великий грех, а бедность перед людьми. Денег много — великий грех; денег мало (намале) грешней того. Быть так, приму грех на душу, а уж сделаю то и то. Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда. С людьми мирись, а с грехами бранись. Свои грехи за собой, чужие перед собой. Наш грех больше всех. И первый человек греха не миновал (и последний не избудет). За наши грехи и Терехи дьяки. Живы, своими грехами, вашими молитвами! отв. на привет. Живи, поколе Господь грехам терпит! Богу на грех, добрым людям на смех. Стыдно сказать, а грех утаить. Без греха согрешишь. В чем смех, в том и грех, и наоборот. Грех не беда, да слава нехороша. Беда не беда, лишь бы не было греха. Молчи, глухая, меньше греха! Большой грех прощается скорее малого, потому что человек покается, раскольн. Согрешили попы (или дьяки) за наши грехи, Бог нас карает ими. Ни греха, ни спасенья. Грех (грешно) куском макать в солоницу, намек на Иуду. Грех дуть в ложку, а обжечься не дувши грешней того, раскольн. Греховный, подверженный, причастный греху. Греховность ж. сост. Греховно»>греховного, греху подпавшего. Грешить, впадать в грех, нарушать закон Божий. | Проступаться, ошибаться. Грешить на кого, клеветать, взводить напраслину. Умей грешить, умей и каяться. По-давидски грешим (согрешаем), не по-давидски каемся. Есть кому грешить, было бы кому миловать. По грехам и житье. -ся, стар. ошибиться, дать промах, пропустить. | Ино грешится неволей, безличн. погрешается, грешим. Грешение ср. действие грешащего, грешба ниж. Грешный, в различном смысле, к греху, вине относящийся. Грешный человек, пью. Грешно, грешно, а (да) миновать нельзя! Кто Богу не грешен, царю не виноват. Я его, грешным делом, побил за это. Я его грешными руками, да за святые волоса. Что стыдно да грешно, то в моду (в обык) вошло. Сказать- смешно, утаить — грешно. Грешный Иона берет из поклона: правый придет, без поклона берет. Грешный честен, грешный плут — в мире все грехом живут! Грешному путь в начале широк, да после тесен (или: а там крут и тесен). Ни праведный без порока, ни грешный без покаяния. Приходили праведники к грешникам талану просить. Плоть грешна, да душа хороша. Быть на свадьбе, да не быть пьяну, грешно. Грешно оставлять яства в чашке недоеденными, раскольн. перекрещенцы. Мандрагоровы яблоки (раск. картофель) есть грешно. Правда свята, а мы люди грешные. Грешная бумажка, фальшивая, поддельная. Грешно или грех нареч. противно закону Божию; неправо, неправдиво, несправедливо. Грешность ж. Греховно»>греховность, причастность греху; виновность, преступность; непозволительность, противность закону Божию. Грешновато тебе делать это, грешным-грешнехонько. Грешитель м. грешительница ж. (более с предлогами: пре, со) грешник, грешница ж. кто грешит, кто преступает закон Божий. | Преступник, особ. ссыльный, которых народ зовет грешниками перм. или несчастными. Грешников, грешницын, ему, ей прнадлежщ. Грешничий, грешникам свойственный. Греховище, поприще греха, место, где грех совершается. Греховничать, жить в грехе, беспутно, предаваясь греху. Греховник, греховница, грешник, ведущий беспутную жизнь. Греховодить или греховодничать, соблазнять, совращать, вводить других в грех. Греховодничанье ср. действие это, соблазнительные поступки, греховодство ср. Греховоднический или греховодный, к греховодству относящийся, соблазнительный. Греховодник, -ница, греховод, -водка, кто греховодит. Грехолюб, грехолюбец м. грехолюбица или грехолюбка ж. сильно приверженный к греху, постоянно предающийся греху, грешной жизни; грехолюбивый человек. Грехомыга об. человек грешного жития. Грехопадение ср. впадение в грех, совращение с пути истины, прегрешение. Грехопадением называют первый грех, падение Адама. Грехопадкий, склонный к грехопадению. Грехотворничать, грехотворить, творить или делать грешное, грешить. | Творить или создавать грех, проступок, преступление, где его в сущности нет, напр. неуместными распоряжениями, неисполнимыми постановлениями и пр. Грехотворничанье, грехотворство, действие это; согрешение; | введение в грех других, неуместными законами, запретами, порядками. Грехотворный, о человеке: согрешаюший; | о распорядке, законе: вводящий в грех. Грехотвор, грехотворец или грехотворник м. грехотворка, грехотворица, грехотворница ж. кто грехотворит, в обоих значениях. Грехоспасительный, грехоочистительный, спасающий, очищающий от греха.

В словаре Ожегова

В словаре Ефремовой

м.

  1. Нарушение действием, словом или мыслью воли Бога, религиозно-нравственных предписаний, правил.
  2. Предосудительный поступок, ошибка; недостаток.
  3. перен. устар. Беда, несчастье.

В словаре Фасмера Макса

В словаре Д.Н. Ушакова

В словаре Синонимов

грехопадение, грешок, ошибка, погрешность, прегрешение, согрешение, преступление, беззаконие, провинность, упущение, недостаток, препятствие, виновный; нехорошо, проступок, окаянство

В словаре Энциклопедии

в религиозной этике моральное зло, состоящее в нарушении действием, словом или мыслью воли Бога. Понятие «греха» выделяется из более древнего и внеморального понятия «скверны» (как бы физической заразы или нечистоты, происходящей от нарушения сакральных запретов — табу); теология выделяет «первородный» грех первых людей, последствия которого наследуются их потомками.

В словаре Синонимов 2

сущпроступок, провинность, грешок, прегрешение, согрешение

В словаре Синонимы 4

грехопадение, грешок, нехорошо, ошибка, прегрешение, провинность, проступок, согрешение, упущение

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

гре́х,
грехи́,
греха́,
грехо́в,
греху́,
греха́м,
гре́х,
грехи́,
грехо́м,
греха́ми,
грехе́,
греха́х