Спать после причастия

Доброго здоровья. Ваш вопрос можно разделить на два направления. За что это и как выйти из этой ситуации.

Самое первое. Вопрос, за что это происходит с вами. Нужно честно сказать, что никто не знает ответ на данный вопрос. Святых людей, которые были раньше и могли дать ответ Духом Божиим, безошибочный и точный, — сейчас нет. А если вдруг предположить, что они где-то и есть, то мы о них, настоящих, не узнаем. По той причине, что чем святее человек, тем он смиреннее, то есть не кричит о себе на каждом углу. Совесть внутри самого человека подсказывает ему, за что это происходит с ним. Важно прислушаться к ней, если она не завалена хламом разных грехов и совсем уже не замолчала.

Другая сторона — это подготовка к причастию. Причастие без должной подготовки очень опасно, об этом всегда везде и всюду говорилось. Начиная с апостола Павла (К Коринфом, глава 11- я, стихи 27-30):

Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.

А дальше все святые всех времён и народов предупреждали об опасности причастия без соответствующей подготовки. В будущем необходимо это исправить и не приступать к причастию просто так.

Второе направление ответа на вопрос — конкретный план действий.

Самое первое — необходимо читать. Чтение — это пища для нашей души. Всю литературу можно условно разделить на три категории.

  • Священное писание и толкование на него. Начать необходимо с Нового завета, с четырёх Евангелий и толкований на них Феофилакта Болгарского. Они есть в интернете, можно скачать бесплатно.
  • Творения Святых отцов и жития святых. Читать необходимо начать с древних, всеми признанных отцов и учителей церкви, а не новых.
  • Прочая литература. Весь упор необходимо сделать на первые две категории, то есть твердую пищу для ума.

Затем необходимо молиться утром и вечером. Необходимо наладить регулярное посещение церковных служб в храме. Нужно освоить пост — все четыре поста и среды с пятницами. Начать с простого: отказаться хотя бы от мясной и молочной пищи в посты. Потратить время, прочитать литературу о духовном отце, каким он должен быть. Молиться Богу, чтобы помог найти не прельщенного духовного отца. И найти его. К нему сходить на покаяние — таинство исповеди. Советоваться с ним по разным духовным вопросам. То, что подсказывает совесть, стараться исполнять. Вот краткая инструкция ваших действий.

  • Тест: Благодарственные молитвы по Святом Причащении
  • Толкование Благодарственных молитв по Святом Причащении
  • Благодарственные молитвы после Святого Причащения в переводе

Аудио:

Сла́ва Тебе́, Бо́же. Сла́ва Тебе́, Бо́же. Сла́ва Тебе́, Бо́же.

Благода́рственная моли́тва, 1-я

Благодарю́ Тя́, Го́споди, Бо́же мо́й, я́ко не отри́нул мя́ еси́ гре́шнаго, но о́бщника мя́ бы́ти святы́нь Твои́х сподо́бил еси́. Благодарю́ Тя́, я́ко мене́ недосто́йнаго причасти́тися Пречи́стых Твои́х и Небе́сных Даро́в сподо́бил еси́. Но Влады́ко Человеколю́бче, на́с ра́ди уме́рый же и воскресы́й, и дарова́вый на́м стра́шная сия́ и животворя́щая Та́инства во благодея́ние и освяще́ние ду́ш и теле́с на́ших, да́ждь бы́ти си́м и мне́ во исцеле́ние души́ же и те́ла, во отгна́ние вся́каго сопроти́внаго, в просвеще́ние о́чию се́рдца моего́, в ми́р душе́вных мои́х си́л, в ве́ру непосты́дну, в любо́вь нелицеме́рну, во исполне́ние прему́дрости, в соблюде́ние за́поведей Твои́х, в приложе́ние Боже́ственныя Твоея́ благода́ти и Твоего́ Ца́рствия присвое́ние; да во святы́ни Твое́й те́ми сохраня́емь, Твою́ благода́ть помина́ю всегда́, и не к тому́ себе́ жи́ву, но Тебе́, на́шему Влады́це и Благоде́телю; и та́ко сего́ жития́ исше́д о наде́жди живота́ ве́чнаго, в присносу́щный дости́гну поко́й, иде́же пра́зднующих гла́с непреста́нный, и безконе́чная сла́дость, зря́щих Твоего́ лица́ добро́ту неизрече́нную. Ты́ бо еси́ и́стинное жела́ние, и неизрече́нное весе́лие лю́бящих Тя́, Христе́ Бо́же на́ш, и Тя́ пое́т вся́ тва́рь во ве́ки. Ами́нь.

Перевод: Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что Ты не отверг меня, грешника, но удостоил меня приобщиться Святынь Твоих. Благодарю Тебя, что меня, недостойного, причаститься пречистых Твоих и небесных Даров Ты удостоил. Но, Владыка Человеколюбец, ради нас умерший, и воскресший, и даровавший нам эти страшные и животворящие Твои Таинства во благодеяние и освящение душ и тел наших, сделай, чтобы они были и мне во исцеление души и тела, во отражение всякого врага, в просвещение очей сердца моего, в мир душевных моих сил, в веру твердую, в любовь нелицемерную, в исполнение мудростью, в соблюдение заповедей Твоих, в умножение божественной Твоей благодати и Твоего Царства приобретение. Чтобы, сохраняемый ими в освящении Твоём, я всегда помнил милость Твою и жил уже не для себя, но для Тебя, нашего Владыки и Благодетеля. И таким образом, уйдя из здешней жизни в надежде на жизнь вечную, достиг я места вечного покоя, где непрестанный глас празднующих и бесконечное наслаждение взирающих на несказанную красоту лица Твоего. Ибо Ты – истинная цель стремления и неизъяснимая радость любящих Тебя, Христе Боже наш, и Тебя воспевает всё творение вовеки. Аминь.

Моли́тва 2-я, святого Васи́лия Великого

Влады́ко Христе́ Бо́же, Царю́ веко́в, и Соде́телю все́х, благодарю́ Тя́ о все́х, я́же ми́ по́дал благи́х, и о причаще́нии пречи́стых и животворя́щих Твои́х Та́инств. Молю́ у́бо Тя́, Бла́же и Человеколю́бче: сохрани́ мя́ под кро́вом Твои́м, и в се́ни крилу́ Твое́ю; и да́руй ми́ чи́стою со́вестию, да́же до после́дняго моего́ издыха́ния, досто́йно причаща́тися святы́нь Твои́х, во оставле́ние грехо́в, и в жи́знь ве́чную. Ты́ бо еси́ хле́б живо́тный, исто́чник святы́ни, Пода́тель благи́х, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Владыка Христе Боже, Царь веков и Создатель всего мира! Благодарю Тебя за все блага, которые Ты дал мне, и за причащение пречистых и животворящих Твоих Таинств. Молю же Тебя, Благой и Человеколюбивый, сохрани меня под покровом Твоим и в тени крыльев Твоих и даруй мне с чистою совестью до последнего моего вздоха достойно причащаться святынь Твоих в прощение грехов и в жизнь вечную. Ибо Ты – Хлеб Жизни, Источник освящения, Податель благ, и Тебе славу воссылаем со Отцом и Святым Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Моли́тва 3-я, Симео́на Метафра́ста

Да́вый пи́щу мне́ пло́ть Твою́ во́лею, о́гнь сы́й и опаля́яй недосто́йныя, да не опали́ши мене́, Соде́телю мо́й; па́че же пройди́ во у́ды моя́, во вся́ соста́вы, во утро́бу, в се́рдце. Попали́ те́рние все́х мои́х прегреше́ний. Ду́шу очи́сти, освяти́ помышле́ния. Соста́вы утверди́ с костьми́ вку́пе. Чу́вств просвети́ просту́ю пятери́цу. Всего́ мя́ спригвозди́ стра́ху Твоему́. При́сно покры́й, соблюди́ же, и сохрани́ мя́ от вся́каго дела́ и сло́ва душетле́ннаго. Очи́сти и омы́й, и украси́ мя́; удобри́, вразуми́, и просвети́ мя́. Покажи́ мя́ Твое́ селе́ние еди́наго Ду́ха, и не ктому́ селе́ние греха́. Да я́ко Твоего́ до́му, вхо́дом причаще́ния, я́ко огня́ мене́ бежи́т вся́к злоде́й, вся́ка стра́сть. Моли́твенники Тебе́ приношу́ вся́ святы́я, чинонача́лия же безпло́тных, Предте́чу Твоего́, прему́дрыя Апо́столы, к си́м же Твою́ нескве́рную чи́стую Ма́терь, и́хже мольбы́ Благоутро́бне приими́, Христе́ мо́й, и сыно́м све́та соде́лай Твоего́ служи́теля. Ты́ бо еси́ освяще́ние и еди́ный на́ших, Бла́же, ду́ш и све́тлость; и Тебе́ лепоподо́бно, я́ко Бо́гу и Влады́це, сла́ву вси́ возсыла́ем на вся́к де́нь.

Давший в пищу мне плоть Твою добровольно, Ты – огонь, сожигающий недостойных! Не сожги же меня, Создатель мой, пройди лучше в члены тела моего, во все суставы, во внутренности, в сердце, и сожги терние всех моих согрешений. Душу очисти, освяти мысли, колени утверди с костями вместе, просвети пять главных чувств, всего меня пригвозди страхом пред Тобою. Всегда защищай, охраняй и береги меня от всякого вредного для души дела и слова. Очищай, омывай и устрояй меня; украшай, вразумляй и просвещай меня. Яви меня Твоей обителью, единого Духа, и уже не обителью греха, чтобы бежали от меня по принятии Причастия всякий злодей, всякая страсть как от дома Твоего, как от огня. Ходатаями за себя Тебе представляю всех святых, Начальников воинств бесплотных, Предтечу Твоего, мудрых Апостолов, и сверх их – Твою непорочную, чистую Матерь. Прими их молитвы, милосердный Христе мой, и сыном света соделай Твоего служителя. Ибо Ты, единый Благой, освящение, а также сияние душ наших, и Тебе, как подобает Богу и Владыке, все мы славу воссылаем каждый день.

Моли́тва 4-я

Те́ло Твое́ Свято́е, Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же на́ш, да бу́дет ми́ в живо́т ве́чный, и Кро́вь Твоя́ Честна́я во оставле́ние грехо́в: бу́ди же ми́ благодаре́ние сие́ в ра́дость, здра́вие и весе́лие; в стра́шное же и второ́е прише́ствие Твое́ сподо́би мя́ гре́шнаго ста́ти одесну́ю сла́вы Твоея́, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, и все́х святы́х.

Тело Твоё Святое, Господи Иисусе Христе Боже наш, да будет мне в жизнь вечную, и Кровь Твоя драгоценная – в прощение грехов. Да будет же мне это благодарение в радость, здравие и веселие. В страшное же и второе пришествие Твоё сподоби меня, грешника, стать справа от славы Твоей, по ходатайствам всечистой Твоей Матери и всех Твоих святых. Аминь.

Моли́тва 5-я, ко Пресвято́й Богоро́дице

Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, све́те помраче́нныя моея́ души́, наде́ждо, покро́ве, прибе́жище, утеше́ние, ра́дование мое́, благодарю́ Тя́, я́ко сподо́била мя́ еси́ недосто́йнаго, прича́стника бы́ти Пречи́стаго Те́ла и Честны́я Кро́ве Сы́на Твоего́. Но Ро́ждшая и́стинный Све́т, просвети́ моя́ у́мныя о́чи се́рдца; Я́же Исто́чник безсме́ртия ро́ждшая, оживотвори́ мя́ умерщвле́ннаго грехо́м; Я́же ми́лостиваго Бо́га любоблагоутро́бная Ма́ти, поми́луй мя́, и да́ждь ми́ умиле́ние и сокруше́ние в се́рдце мое́м, и смире́ние в мы́слех мои́х, и воззва́ние в плене́ниих помышле́ний мои́х; и сподо́би мя́ до после́дняго издыха́ния, неосужде́нно приима́ти пречи́стых Та́ин освяще́ние, во исцеле́ние души́ же и те́ла. И пода́ждь ми́ сле́зы покая́ния и испове́дания, во е́же пе́ти и сла́вити Тя́ во вся́ дни́ живота́ моего́, я́ко благослове́нна и препрoславленна еси́ во ве́ки. Ами́нь.

Пресвятая Владычица Богородица, свет помраченной моей души, надежда, покров, прибежище, утешение, радость моя! Благодарю Тебя, что Ты сподобила меня, недостойного, стать причастником пречистого Тела и драгоценной Крови Сына Твоего. Но, Родившая истинный Свет, просвети духовные очи сердца моего. Источник бессмертия Родившая, оживи меня, умерщвленного грехом. Милостивого Бога любящая милосердие Матерь, помилуй меня и дай мне умиление и сокрушение в сердце моем, и смирение в мыслях моих, и призвание к помыслам добрым, когда пленен бывает разум мой. И удостой меня до последнего моего вздоха не в осуждение принимать святыню пречистых Таинств во исцеление души и тела. И подай мне слезы покаяния и благодарения, чтобы мне воспевать и славить Тебя во все дни жизни моей, ибо Ты благословенна и прославлена вовеки. Аминь.

Ны́не отпуща́еши раба́ Твоего́, Влады́ко, по глаго́лу Твоему́, с ми́ром: я́ко ви́деста о́чи мои́ спасе́ние Твое́, е́же еси́ угото́вал пред лице́м все́х люде́й, све́т во открове́ние язы́ков и сла́ву люде́й Твои́х, Изра́иля.

Ныне отпускаешь Ты раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицом всех народов: свет во откровение язычникам и славу народа Твоего, Израиля.

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Tрижды и три поклона)

Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас.

Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху. И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради.

Го́споди, поми́луй. (Трижды)

Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху. И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.

Если совершалась Литургия святого Иоанна Златоуста:

Тропа́рь св. Иоа́нну Златоу́стому, гла́с 8-й

У́ст твои́х, я́коже све́тлость огня́, возсия́вши благода́ть, вселе́нную просвети́: не сребролю́бия ми́рови сокро́вища сниска́, высоту́ на́м смиренному́дрия показа́, но твои́ми словесы́ наказу́я, о́тче Иоа́нне Златоу́сте, моли́ Сло́ва Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Воссиявшая как светоч огненный уст твоих благодать/ вселенную просветила; нестяжания сокровище для мира ты собрал, высоту смиренномудрия нам показал. Но, словами твоими нас наставляя, отче Иоанн Златоустый, моли Слово, Христа Бога, о спасении душ наших.

Конда́к, гла́с 6-й

Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху. Ами́нь.

От небе́с прия́л еси́ Боже́ственную благода́ть, и твои́ми устна́ми вся́ учи́ши покланя́тися в Тро́ице еди́ному Бо́гу, Иоа́нне Златоу́сте всеблаже́нне, преподо́бне, досто́йно хва́лим тя́: еси́ бо наста́вник, я́ко боже́ственная явля́я.

Принял Ты с небес божественную благодать и устами Твоими всех учишь поклоняться единому в Троице Богу, Иоанн Златоустый, всеблаженный, преподобный, по достоинству восхваляем тебя: ибо ты наставник наш, божественное изъясняющий.

И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Предста́тельство христиа́н непосты́дное, хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное, не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы, но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь на́с, ве́рно зову́щих Ти́: ускори́ на моли́тву, и потщи́ся на умоле́ние, предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя́.

Защита христиан надежная, Ходатайство ко Творцу неизменное! Молитвенных голосов грешников не презри, но скоро приди, как Благая, на помощь нам, с верою взывающим Тебе: «Поспеши с заступлением и ускорь моление, Богородица, всегда защищая чтущих Тебя!»

Если совершалась Литурги́я святого Васи́лия Великого:

Тропа́рь св. Васи́лию Вели́кому, гла́с 1-й

Во всю́ зе́млю изы́де веща́ние твое́, я́ко прие́мшую сло́во твое́, и́мже боголе́пно научи́л еси́, естество́ су́щих уясни́л еси́, челове́ческия обы́чаи украси́л еси́, ца́рское свяще́ние, о́тче преподо́бне, моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.

По всей земле прошел голос твой, ибо приняла она слово твоё: им ты истины веры богодостойно изложил, природу всего существующего изъяснил, человеческие обычаи благоукрасил, – царственный священник, отче преподобный, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху. Ами́нь.

Конда́к, гла́с 4-й

Яви́лся еси́ основа́ние непоколеби́мое це́ркве, подая́ все́м некра́домое госпо́дство челове́ком, запечатле́я твои́ми веле́ньми, небоявле́нне Васи́лие преподо́бне.

Явился ты непоколебимым основанием Церкви, оделяя всех людей неприкосновенным достоянием, запечатлевая его твоими учениями, открывающий небесное Василий преподобный.

И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Предста́тельство христиа́н непосты́дное, хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное, не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы, но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь на́с, ве́рно зову́щих Ти́: ускори́ на моли́тву, и потщи́ся на умоле́ние, предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя́.

Если совершалась Литурги́я Преждеосвяще́нных Даро́в:

Тропа́рь св. Григо́рию Двоеслову, гла́с 4-й

И́же от Бо́га свы́ше боже́ственную благода́ть восприе́м, сла́вне Григо́рие, и Того́ си́лою укрепля́емь, ева́нгельски ше́ствовати изво́лил еси́, отону́дуже у Христа́ возме́здие трудо́в прия́л еси́ всеблаже́нне: Его́же моли́, да спасе́т души́ на́ша.

Благодать божественную свыше получив, славный Григорий, от Бога, и Его силою укрепляемый, шествовать путем Евангельским ты возжелал, – потому, всеблаженный, награду за труды ты принял от Христа, – Его моли да спасёт души наши.

Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху. Ами́нь.

Конда́к, гла́с 3-й

Подобонача́льник показа́лся еси́ Нача́льника па́стырем Христа́, и́ноков чреды́, о́тче Григо́рие, ко огра́де небе́сней наставля́я, и отту́ду научи́л еси́ ста́до Христо́во за́поведем Его́: ны́не же с ни́ми ра́дуешися, и лику́еши в небе́сных кро́вех.

Подражателем Начальника пастырей Христа явился ты, отче Григорий, сонмы иноков во двор небесный направляя, потому и научил ты овец Христовых заповедям Его. Ныне же с ними ликуешь и радуешься во обителях небесных.

И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Предста́тельство христиа́н непосты́дное, Хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное, не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы, но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь на́с, ве́рно зову́щих Ти́: ускори́ на моли́тву, и потщи́ся на умоле́ние, предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя́.

Го́споди, поми́луй. (12 раз)

Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя́ велича́ем.

Честью высшую Херувимов и несравненно славнейшую Серафимов, девственно Бога-Слово родившую, истинную Богородицу – Тебя величаем.

Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху. И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Го́споди, поми́луй. (Трижды)

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, молитв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших и всех святы́х, поми́луй нас. Ами́нь.

Господи Иисусе Христе, Сын Божий, по молитвам Пречистой Твоей Матери, преподобных и богоносных отцов наших и всех святых, помилуй и спаси меня, грешного.

Делание заключается не в том, чтобы попробовать и отступить. Делание заключается в том, чтобы выйти на единоборство, победить, потерпеть поражение, приобрести, потерять, упасть, встать, все преодолеть и продолжать подвиг и брань до последнего издыхания.

И чтобы никогда не впадать в самонадеянность, пока душа не выйдет из тела. Но когда она восходит на небо, должна ожидать, что на следующий день сойдет в ад. Не говорю уже о том, что нисхождение может произойти в то же самое мгновение. Поэтому человек не должен удивляться изменениям, но должен иметь в виду, что ему свойственно и то, и другое.

Знай, что благодать всегда предшествует искушениям как некое извещение для приготовления. И когда видишь благодать, сразу настораживайся и говори: «Пришло объявление войны! Смотри, брение, откуда даст сигнал к битве злобный». Часто он приходит быстро, и часто — через два или три дня. Во всяком случае, он придет, и пусть твердыми будут укрепления: исповедь каждый вечер, послушание старцу, смирение и любовь ко всем. И так облегчишь скорбь.

Теперь, если приходит благодать прежде очищения и тому подобное, — прошу внимания и ясности ума.

Благодать разделяется на три чина: очистительная, просвещающая и совершенная. И житие — на три: по естеству, выше естества, противно естеству. По этим трем чинам человек восходит и нисходит. И великих дара, которые получает человек, три: созерцание, любовь, бесстрастие.

Итак: деланию содействует благодать очистительная, которая помогает в очищении. И всякого, кто покаялся, именно благодать побудила к покаянию. И все, что человек делает, — это дело благодати, даже если этого и не знает тот, кто ее имеет. Однако она его воспитывает и его наставляет. И соответственно преуспеянию, которое принимает, он восходит, или нисходит, или остается в том же состоянии. Если у него есть ревность и самоотречение, тогда он восходит к созерцанию, за которым следует просвещение божественного познания и отчасти бесстрастие. Если охладеет ревность, усердие — уменьшается и действие благодати.

Относительно молящегося со знанием, о котором ты говоришь, — это тот, кто знает, о чем молится и чего просит у Бога. Молящийся со знанием не многословит, не просит излишнего, а знает место, способ и время и просит подходящего и полезного для своей души. Он умно общается со Христом. Он обнимает Его, и удерживает, и говорит: «Не отпущу Тебя вовек».

Итак, молящийся просит оставления грехов, просит милости Господней. Если он просит и великих дарований прежде времени, Господь этого ему не дает. Ибо Бог дает их по чину. И если ты, прося, надоедаешь Ему, Он позволяет духу прелести изображать благодать и прельщать тебя, показывая тебе одно под видом другого. Поэтому неполезно просить превосходящих меру дарований. Но если ты и будешь услышан прежде очищения, не достигнув соответствующего чина, они превратятся в змей и будут тебя жалить. Ты же имей искреннее покаяние, оказывай всем послушание, и благодать придет сама, без твоих прошений.

Человек, как лепечущий младенец, просит у Бога Его святой воли. Бог как Преблагий Отец дает ему благодать, но дает ему и искушения. Если он безропотно терпит искушения, получает прибавление благодати. Насколько большую он получает благодать, настолько большее и прибавление искушений.

Бесы, приближаясь, чтобы начать битву, не идут туда, где ты их спокойно победишь, а проверяют, где твое слабое место. Там, где ты их совсем не ожидаешь, они пробивают стены крепости. И когда они найдут душу немощной и слабое место, всегда там побеждают человека и делают его виновным.

Ты просишь благодати у Бога? Вместо благодати Он попускает тебе искушение. Не выносишь брани, падаешь? Тебе не дается прибавление благодати. Снова просишь? Снова искушение. Снова поражение? Снова лишение — и так до конца дней. И ты должен выйти победителем. Стой против искушения насмерть. Упади без сил в битве, взывая в изнеможении: «Не отпущу Тебя, сладчайший Иисусе! И не оставлю Тебя! Неразлучным с Тобой пребуду вовек и ради любви Твоей умру на поприще». И внезапно Он предстает на поприще и взывает сквозь бурю: «Я здесь! Препояшь, как муж, чресла свои и следуй за Мной!» Ты же весь — свет и радость: «Увы мне, окаянному! Увы мне, лукавому и непотребному! Слухом уха слышах Тя первее, ныне же око мое виде Тя; темже укорих себе сам… и мню себе землю и пепел».

Тогда ты исполняешься божественной любовью. И душа твоя горит, как у Клеопы. И в час искушения ты больше не оставишь покрывало и не убежишь нагим, а терпеливо будешь переносить скорби, размышляя: как миновало одно искушение и другое, так минует и это.

Однако когда унываешь, и ропщешь, и не терпишь искушений, тогда, вместо того чтобы побеждать, ты должен постоянно каяться: о дневных согрешениях, о ночном нерадении. И вместо того чтобы получать благодать на благодать, ты увеличиваешь свои скорби.

Поэтому не страшись, не бойся искушений. И если много раз упадешь — встань. Не теряй своего хладнокровия. Не отчаивайся. Это тучи, которые пройдут.

И когда с помощью благодати, которая очищает тебя от всех страстей, ты пройдешь все то, что есть «делание», тогда твой ум будет вкушать просвещение и двигаться к созерцанию.

И первым является созерцание всего существующего: как все–все Бог сотворил для человека, и еще самих ангелов для служения ему. Какое достоинство, какое величие, какое великое предназначение имеет человек — это дуновение Божие! Не прожить здесь немногие дни своего изгнания, а жить вечно со своим Создателем. Видеть божественных ангелов, слушать их неизреченное пение. Какая радость! Какое величие! Лишь только эта наша жизнь достигает конца и закрываются эти очи, сразу открываются другие и начинается новая жизнь. Воистину радость, которая уже не имеет конца.

Думая об этом, ум погружается в мир и крайнюю тишину, которая распространяется по всему телу, и он совершенно забывает, что находится в этой жизни.

Такие созерцания сменяются одно другим. Человек не мечтает в своем уме, но таким бывает состояние — действие благодати, которая приносит помышления, и ум размышляет в созерцании. Человек их не создает — они сами приходят и восхищают ум в созерцание. И тогда ум расширяется и становится другим. Человек просвещается. Все для него открыто. Он наполняется премудростью и, как сын, обладает тем, что принадлежит его Отцу. Он знает, что он — ничто, брение, но и сын Царя. Ничего не имеет, но всем обладает. Он наполняется богословием. Он возглашает ненасытно, с полным сознанием исповедуя, что существо его — ничто. Происхождение его — брение. А его жизненная сила? Дуновение Божие — его душа. Душа возлетает прямо на небо! «Я дуновение, дыхание Божие! Все разрушилось, осталось в земле, из которой было взято! Я сын вечного Царя! Я бог по благодати! Я бессмертен и вечен! Я через одно мгновение — рядом с моим Небесным Отцом!»

Таково поистине предназначение человека; для ЭТОГО он был создан и должен прийти туда, откуда произошел. Таковы созерцания, о которых размышляет человек духовный. И ожидает часа, когда оставит землю и душа возлетит на небеса.

Почему после причащения начинается полоса неудач?

Уважаемый отец Сергий, позвольте ещё вопрос. Мой близкий друг (он живёт в другом городе) давно заметил следующий феномен. После каждого причащение в его жизни начитается полоса неприятностей. Приведу его собственные слова, которые чрезвычайно выразительны:
«За несколько дней до причастия, начинают возникать разные препятствия с этим походом несовместимые. Но если все-таки удается попасть и причаститься, то сразу слышится скрип такелажа, треск и скрежет корпуса, словно большой корабль совершает крутой поворот на полном ходу.
На голову сваливается куча неприятностей. Дома все разваливается, машина ломается, близкие ссорятся, на работе волком смотрят, приходят штрафы, возникают проблемы со здоровьем и поднимаются снова какие-то древние похороненные проблемы. В общем — кошмар. Все мои увольнения и крупные неприятности по жизни происходили в эти периоды. Сколько угодно можно спокойно жить, но ровно до того момента, пока не попадаю на причастие. Затем все начинается снова… Самое интересное, что у жены всё точно также. Только она этого всего боится очень и на причастие реже меня ходит.
Собираясь очередной раз на причастие, долго себя уговариваю. Убеждаю, что именно так все должно быть для спасения души. Ведь сам же прошу о спасении, а спасение — это не комфортабельная каюта, а спасательная лодка в шторм и кровавые мозоли от вёсел. Наверное, так нужно, для выправления кривой линии моей жизни в нужном направлении».
Зная много лет автора этих строк как глубоко верующего и порядочного человека, не могу себе представить, чтобы он причащался с нарушением, принятых в нашей Церкви правил подготовки к причащению, или в ненадлежащем духовном настроении. Что Вы думаете об этом? Так должно и быть у христианина, который всегда под давлением тёмных сил, а после причащения особенно? Но у меня всё наоборот — после причащения в жизни начинается светлая полоса.

Спросить у священника

На вопросы читателей «Прихожанина» отвечает эконом Данилова ставропигиального мужского монастыря, игумен Иннокентий (Ольховой)

Валентина:
– После Причастия, а иногда и после Литургии, очень хочется спать. Прихожу домой и сразу на 2-3 часа падаю замертво в постель – пока не разбудят. Спросила у батюшки, он сказал, ничего страшного. Но где-то пишут, что так делать нельзя. Как быть?

Отец Иннокентий:
–Прямого запрета на сон после Причастия нет. Но некоторые духовники не советуют спать потому, что засыпая, мы в некотором смысле обкрадываем себя. К тому же, во сне человек беззащитен, и враг этим пользуется. Именно поэтому подвижники старались меньше спать, чтобы в своей духовной борьбе быть во всеоружии. Так что, если есть силы и возможность, лучше не спать, а заняться каким-нибудь духовным деланием. Но если совсем нет сил, и человек падает с ног, то, повторюсь еще раз – запрета на это нет.

Лидия:
– На праздник Рождества Богородицы в храме Вашего монастыря у меня украли кошелек. То, что пропали деньги и документы это, в конечном итоге, не так уж и важно. Обидно, что такое происходит не на рынке где-нибудь, а в Божием храме, да еще и в таком, который является «визитной карточкой» города. Может быть, повесить предупреждение на входе – чтобы прихожане следили за своими сумками?

Игумен Иннокентий

Отец Иннокентий:
– Все это прискорбно – тем более, что происходит время от времени. Люди, нечистые на руку, понимают, что человек в храме становится «легкой добычей» — молится и даже не ожидает подобного. Таких воришек мы отлавливаем, но они все равно появляются снова. Повесить предупреждение? Да, наверное, мы так сделаем.

Светлана:
– Мой 10-летний сын начал воровать: сначала предметы, теперь деньги. Каким святым молиться? Есть ли специальные молитвы на такие случаи? Спасибо.

Отец Иннокентий:
– Можно и нужно молиться святителю Николаю Чудотворцу. Это святой, который очень глубоко знает наши слабости. Настолько, что в житии описан случай, как он помог одному вору чудесным образом скрыться от преследования: предвидя, что тот после раскается и изменится. Святитель Николай имеет великое дерзновение перед Богом. Может быть, Ваше сердце подскажет молиться кому-нибудь еще.

Татьяна:
– Пришли на кладбище к дедушке и бабушке и увидели, что между холмиками на земле рассыпана мелочь – явно специально. Что это может значить? Мы откровенно испугались, так как в последнее время семья переживает сложный период. С уважением.
Отец Иннокентий:
– Это какие-то языческие привычки и традиции. Из разряда тех, когда деньги кладут в гроб, чтобы усопший на том свете «рассчитался» за что-то. Это суеверия, а на то, что «всуе» – не нужно обращать внимания.

Нина:
– Будет ли грехом выложить могилу мамы керамической плиткой, так как с каждым годом все труднее бороться с крупными сорняками. Смущает, что мама перед смертью просила «не душить» ее тяжелыми памятниками, так как болела астмой.

Отец Иннокентий:
– Праху земному, лежащему в могиле, все равно, какого размера памятник. Другое дело, что могилу, конечно, надо содержать в порядке – это один из способов, которым мы воздаем почести умершим. Керамическая плитка это не тяжелый памятник, и ее легко убирать. Могилы монахов тоже покрывают плиткой.

Андрей:
– Можно ли в двунадесятые праздники читать канон об усопшем, служить панихиду и литию, если о смерти человека узнали уже в середине дня?

Отец Иннокентий:
– Заупокойные богослужения на двунадесятые праздники в храме не совершаются потому, что эти дни посвящены сугубой радости о Господе и Божией Матери. Таковы традиции и обычаи Церкви. Однако это не мешает читать канон об усопшем дома. Но в каких-то случаях – если это, например сороковой день или, как в вашем случае, смерть случилась только что, — можно отслужить литию.

Елена:
– Подскажите, пожалуйста, есть ли мужские монастыри, где могут вылечить от алкоголизма? Платная это помощь или бесплатная? Моего брата не пронимают ни беседы, ни уговоры. Может быть, это последствия приворотов – я точно знаю о двух…

Отец Иннокентий:
– У нас в монастыре по программе «двенадцати шагов» работает несколько групп, созданных специально для помощи страждущим от алкоголизма и наркомании и их родственникам. Насельник нашей обители, игумен Иона (Займовский) очень давно занимается проблемой зависимости, и обо всех подробностях работы групп можно узнать у него или на сайте http://metanoia.msdm.ru/ . Несколько раз в неделю в здании воскресной школы и монастырской библиотеке встречаются те, кто либо уже избавился от алкогольной зависимости, либо находится на пути к этому. Помогает. Такие службы помощи, несомненно, есть и при других монастырях и храмах. Все это можно без труда узнать в Интернете. А есть ли монастыри, деятельность которых специально нацелена на помощь зависимым — я не знаю.

Наталья:
– Здравствуйте. Я рассталась с мужем, но при переезде из Узбекистана в Россию, потеряла документы о Венчании. Как мне развестись? Не могу больше так жить – нет ни личной жизни, ни детей.

Отец Иннокентий:
– Суть Венчания не в документах, а в том, что Таинство было совершено. Если Вы в Москве Вам нужно обратиться в Московское епархиальное управление, которое находится по адресу Чистый переулок, дом 5. Там в будние дни и в рабочее время дежурят священники, которые, исходя из вашей ситуации, дадут более точные советы.

Екатерина:
– В Москве почти невозможно быть в тишине. Даже дома вечером, когда хочется сосредоточиться, слышны звуки с улицы: машины и разговоры людей, от которых никуда не деться. Очень раздражает.

Отец Иннокентий:
– Надо стараться принимать все, как есть. Один старец жил в Египетской пустыне рядом с болотом, где очень шумел тростник и все время пели птицы, мешая сосредоточиться. Терпеть было невозможно, и он решил уйти. Но потом подумал: вот, попаду я в ад, скорбей так будет еще больше, терпеть придется еще больше, а я тут уже от такой малости сдаюсь. И остался на месте спасаться. Нам в жизни на самом-то деле дается потерпеть не так уж много. И во всем, что происходит, есть духовная составляющая – все промыслительно. Понимание этого очень помогает.

Если Вы хотите, чтобы на Ваши вопросы ответил насельник Данилова монастыря, пишите «Прихожанину» в рубрику «Спросить у священника».