Спасский собор вятка

Вятский кремль спасти и сохранить!

Хлынов-Вятка один из древнейших городов Северо-Востока Европейской части России, основанный по преданию в 12 веке. Вятские земли ,где проживали предки удмуртов и марийцев, заинтересовали выходцев из Великого Новгорода. Первыми поселениями основанными русским на Вятке были град Никулицин (ныне село Никульчино) и погост Волково (село Волково) . До сих пор память о той эпохе сохраняется в географических названиях — в Слободском районе Кировской области протекает река Рубежница, по которой и проходила граница владений первых русских поселенцев.
Со временем военно-политический центр Вятской земли переместился на другое место, на высоком берегу реки Вятки, изрезанном глубокими оврагами, возвели вятчане первые укрепления, вырыли ров, насыпали земляной вал. Историки еще до революции нашли первое упоминание города Вятки в общерусских летописях — это 1374 год. Эта дата уже в советское время и стала считаться официальным годом основания города. Город рос, увеличивался посад. Все больше вольных людей приходили в далекий уголок Руси за богатыми дарами леса — пушниной. Росли здесь овощи и рожь давала урожай. С местным финно-угорским населением возникли крепкие торговые связи. Многие браки были смешанными. Город стал называться уже Хлыновым. То ли от слова «хлынули» — нахлынули сюда люди, то ли от слова «хлын» -разбойник, бродяга. Часто совершали вятчане на легких ушкуях набеги на город Сарай и на Ордынские земли.
В лихолетье феодальной раздробленности — вятчане активно участвовали в конфликтах и войнах. Сами нападали и ждали нападений от супротивников. Потому и Хлынов-град укрепили высокими башнями, глинобитными валами и мощным частоколом из вековых бревен. Величественно в 17 веке выглядел Хлыновский кремль -политический и духовный центр Вятской земли. Но бичом средневековых деревянных городов были пожары. Город Хлынов часто горел и то что осталось от кремля теперь находится глубоко под землей. Археологические раскопки свидетельствуют — Хлыновский кремль был деревянным, имел дерево-земляные укрепления и когда его сооружения утратили оборонительное значение , то деревянные стены и вал был разобран, ров засыпан и сейчас на поверхности земли ничего не напоминает о том где проходили эти оборонительные укрепления.
В 18 и 19 веках на территории Хлыновского кремля находилась резиденция вятского Епископа и Кафедральный Троицкий собор. Вокруг комплекса архиерейских зданий была сооружена декоративная кирпичная ограда с красивыми кирпичными башнями. Причем некоторые из башен стояли там же где располагались древние башни Хлыновского кремля. В 30-е годы XX в. прекрасный архитектурный ансамбль — который уже тогда называли Вятским кремлем был практически весь уничтожен. Взорван был Троицкий Кафедральный собор и его колокольня. Дом где жил Вятский Епископ оставили и передали под городской Дом пионеров. Разрушены были башни и кирпичная ограда — Вятка за несколько лет лишилась десятков храмов вместе с ними был уничтожен и Вятский кремль — память о многовековой истории города.
Как-то прогуливаясь по исторической части Вятки, теперь уже города Кирова я забрел во двор двух старинных домов стоявших на самом краю огромного оврага Засоры -берега которого были частью оборонительных сооружений Хлыновского кремля. Несколько лет назад в 2015 году я участвовал в археологических раскопках проходивших на склоне Засоры. Тогда мы обнаружили и раскопали «тарасы» это бревенчатые конструкции глинобитного оборонительного вала, который мог выдержать даже огонь артиллерии. В эпоху крестьянских войн , казачьей вольницы Стеньки Разина и Болотникова эти укрепления не были лишними. По краям раскопа четко обозначился профиль вала. А вот деревянные конструкции были все обуглены. Они превратились в древеcный уголь. Здесь в 1700 году бушевал страшный пожар и бревна находившиеся под землей, не горели , а просто обуглились без доступа кислорода. При императрице Екатерине II Хлынов вновь получил имя Вятка и началась его перепланировка «по регулярному» плану. При этом деревянные конструкции решили уже не восстанавливать. А возводить новые из кирпича . В то время городу в глуби Российской империи , на важном участке Великого Сибирского пути военные действия уже не угрожали и кремлевские укрепления превратились в «ограду комплекса архиерейских построек». Светская власть из кремля перешла в новые здания построенные архитектором Филимоном Росляковым, а вот власть духовная в лице Епископа Вятского и его служб и хозяйства в кремле осталась.
Я подошел ближе к домам на краю Засоры — это дом певчих и дом епархиальных служащих. Еще в 2016 году их хотели совсем снести -как аварийное жилье. Силами активистов и историков снос ветхих домов удалось предотвратить — им был справедливо присвоен статус памятников истории и архитектуры. Между домами я обратил внимание на полуразрушенную арку. А ведь совсем недавно — когда мы здесь проводили раскопки, арка была все еще цела! Значит обрушилась она год или два назад. Совсем недавно! Но что это за арка? Она не была частью ни того , ни другого дома! И отличалась своими архитектурными деталями -присущими оградам вятских монастырей начала 19 века. Я набрал в поисковике «Вятский кремль» и все сразу стало ясно — это часть ограды архиерейского подворья — по сути часть Вятского кремля и похоже — последняя, сохранившаяся до 21 века !
О том что это одно из древнейших мест в городе Вятке (Кирове) говорят многочисленные находки археологов сделанные рядом с домом певчих к которому и примыкает фрагмент кирпичной стены кремля. Главным открытием стало обнаружение здесь в 2013 году большого участка мостовой Хлыновского кремля -ранее не отмеченной ни на одном плане города Хлынова. В результате раскопок была обнаружена древняя улица с хозяйственными и жилыми постройками, многослойная (как в Новгороде) деревянная мостовая , рядом с которой были обнаружены серебряные монеты 17 века, наконечник стрелы, множество керамических сосудов, некоторые даже с остатками пищи, фрагменты обуви и орудий труда.
Несмотря на явную историческую ценность этого места, сюда не водят экскурсии здесь не бывают туристы. Да и не каждый житель города знает что здесь располагалось! Сегодня этот фрагмент стены в плачевном состоянии. Он до самого верха зарос молодыми деревьями. Их корни буквально впились в кирпичную кладку 19 века. Кирпичи оказались очень сильно повреждены -их постоянно поливают дожди , зимой прихватывает крепким морозом. Вода превращаясь в лед расширяется и разрушает кирпичи изнутри.
Как позже мне рассказали специалисты — американский клен, растущий здесь повсеместно и на самой стене, это самое худшее, что можно придумать для кирпича -потому что он очень сильно и очень быстро разрушает известковый раствор. Необходимо срочно защитить кирпичи от влаги, максимально убрать деревья , насколько это возможно, иначе через пару лет спасать будет уже нечего!
Город Вятка (Киров) и так потерял много своих достопримечательностей, которые смогли бы сделать его городом достойным войти в «Золотое кольцо». Из 40 храмов сохранились единицы. И вот теперь разрушается и последняя память о Хлыновском-Вятском кремле!
Я позвонил в научно-производственный центр по охране объектов культурного наследия Кировской области и мы встретились через несколько дней у разрушающейся арки. Эксперты центра провели исследование фрагмента стены и прилегающих зданий. По их мнению еще одна часть стены Вятского кремля могла сохранится в цокольных этажах дома певчих и дома епархиальных служащих об этом рассказал Дмитрий Марьин начальник отдела архитектуры НПЦ по охране объектов культурного наследия Кировской области — не только фрагмент стены кремля, но и весь комплекс зданий нуждается в срочной реставрации. Но на это нужны немалые средства. При чем в домах, как ни странно, все еще живут люди — в случае начала реставрации их придется расселять из этого ветхого жилфонда.
Помочь в реставрации и сохранении памятника готовы участники движения «Том Сойер — Фест на Вятке» (вспомните как Том Сойер красил забор, и вам сразу станет понятен смысл названия) — это добровольцы участвующие в восстановлении исторических зданий, не получивших пока статуса объекта культурного наследия и находящихся в стадии разрушения. На счету волонтеров уже не одно спасенное здание. Они красят фасады — соблюдая историческую точность в оформлении и цвете элементов фасада, защищают их от воздействия неблагоприятных природных факторов, благоустраивают прилегающую к домам территорию — как правило заваленную бытовым мусором и обломками различных конструкций . А вот заниматься реставрацией и сохранением зданий получивших статус памятника истории и архитектуры добровольцам запрещено! Работать на таких объектах , по закону, могут только специализированные организации.
Единственно , что сейчас могут сделать энтузиасты из «Том Сойер Фест на Вятке» -это провести субботник и прибрать территорию. Пока что , люди у которых душа болит за сохранение исторического облика древнего города, изготовили памятную табличку , которую в скором времени планируют установить рядом с разрушающимся фрагментом стены Вятского кремля, что бы все зашедшие в этот дворик знали , какую часть нашей истории мы рискуем потерять навсегда. Хотя, честно сказать — посторонние тут бывают редко. Не все могут найти дорогу в лабиринте старых улиц и не все хотят продираться сквозь заросли крапивы, рискуя наступить на ржавый гвоздь.
Есть у активистов и другие планы по спасению погибающего памятника прошлого. Как рассказал Елена Кустова доктор исторических наук, руководитель » Том Сойер Фест на Вятке» в этом году они провели ряд субботников около объектов культурного наследия и это ,слава богу, не запрещено законом, они убирали дикие заросли репья и крапивы, мешками выносили пластиковую и алюминиевую тару, подметали прилегающую территорию делая ее доступной для туристов и главное укрепляли небольшие информационные стенды с историей дома и улицы. При этом собранный ими мусор занимающиеся этим компании отказались вывозить бесплатно.
Сейчас комплексу епархиальных зданий казалось бы ничего не грозит — им присвоили официальный статус охраняемых памятников и теперь здания охраняются законом, но бумажные постановления, печати и подписи ответственных лиц, к сожалению не защищают от медленного разрушения дома и стену Вятского кремля. Историческая территория активно зарастает сорной травой и убийственным для фундаментной кладки американским кленом.
На сегодняшний день последний сохранившийся фрагмент стены Вятского кремля завален хозяйственным мусором — обломками старых дверных оконных рам, досками и жердями , с годами превратившимися в «сухостой» и уже не безопасными с противопожарной точки зрения.
«Для нас как для историков важно что эта стена проходит по тому месту где раньше располагались укрепления кремля 17 века. — заявляет доктор исторических наук, автор многих работ по истории Вятки Елена Кустова — это сохранившаяся чудом память о средневековом кремле и о нашей истории. Которая к сожалению потом была уничтожена. И этот фрагмент — последний который остался от кремлевской стены в историческом центре города Вятки. «
Город Киров -который , большинство россиян знают как Вятку в 30- е годы 20 века потерял немало своих архитектурных жемчужин. Многое утрачено навсегда. И эту последнюю часть кирпичной стены с аркой просто необходимо сохранить и восстановить. Да, нужны немалые средства и специалисты высокого класса. Возможно, подготовка к предстоящему 650-летию города Хлынова-Вятки-Кирова позволит изыскать возможности для реставрации этого уникального памятника вятского зодчества -фрагмента ограды комплекса архиерейского подворья или как его еще называют Вятского кремля. Иначе нельзя. Отступать уже некуда.
Алексей Фоминых.

Обращение настоятеля
Спасского собора

Уважаемые друзья!
В старинной части нашего города располагается удивительный храм, известный своей историей на всю Россию – это Спасский собор. Он построен на месте небольшой деревянной церкви, прославившейся Нерукотворным Образом Спаса Иисуса Христа.

В память о событии перенесения этой иконы из Вятки в Москву, по указанию царя Алексея Михайловича в 1647 году, одна из башен в московском Кремле стала называться Спасской.

Также в честь этого Образа Спасителя один из самых известных монастырей в Москве стал называться Новоспасским, так как именно в нем была оставлена вятская икона. На месте же обветшавшей деревянной церкви в самой Вятке в 1769 году был построен величественный Спасский собор с оригинальной архитектурой, ставший на многие десятилетия одним из символов нашего города.

Но сегодня, проезжая или проходя мимо этого известного на всю Россию собора, многие вряд ли догадываются о том, что это тот самый храм Божий, потому что XX век изменил его до неузнаваемости. От прежнего величия собора практически ничего не осталось, как не осталось в памяти вятчан и того события, в честь которого он был построен.

В 1997 году то, что осталось от Спасского собора, было передано верующим, но на скромные пожертвования прихожан и немногочисленных спонсоров удалось отреставрировать немного: разобрать перегородки и перекрытия, установленные в советское время, и восстановить колокольню. Чтобы вернуть вятской жемчужине ее первозданное величие, необходим комплексный подход и, конечно, достаточные финансовые средства.

С этой целью в конце декабря 2015 года, по благословению митрополита Вятского и Слободского Марка, был создан благотворительный фонд «Восстановление Спасского собора г. Кирова». Деятельность Фонда сможет объединить всех неравнодушных к судьбе нашей вятской жемчужины. Только вместе мы сможем возродить один из главных символов нашего города, а вместе с ним поднять статус и самого города, вернув ему его былую известность.

Настоятель Спасского собора священник
Петр Машковцев

Публикации

История образа Спаса Нерукотворного.

«Спас Нерукотворный» является изображением Иисуса Христа, созданным, как считалось при его жизни, которое свидетельствует нам о ее нерукотворном происхождении.

Согласно первой истории, правитель города Эдессы болел неизлечимой болезнью, узнав о необыкновенном человеке Христе и Его поразительных чудесах, уверовал в него. Он написал Спасителю письмо с просьбой прийти и исцелить его. Послав своего придворного живописца Ананию в Палестину с письмом, он поручил ему также написать портрет Христа. Ананий несколько раз пытался вручить письмо Господу и сделать его портрет но у него не получалось, наконец был сам приглашен к Спасителю через апостола Фому. Спаситель, получив письмо, написал ответ, в котором обещал правителю исцеление. Омыв Свое лицо и вытерев с него влагу чистым платом, Христос » соизволил божественным и неизреченным образом запечатлеть на нем свои черты». Письмо и плат с Нерукотворным Образом был дан Ананию.

Получив свидетельство милости Божией, правитель Эдессы исцелился. Сам образ был помещен над городскими вратами. И каждый должен был поклониться » чудотворному » образу Христа как новому небесному покровителю града.

До 1204 г. Реликвия хранилась в Константинополе и исчезла от туда после разгрома города крестоносцами. Так была потеряна эта величайшая святыня.

Но есть и другое предание о происхождении Нерукотворного Образа. Он возник во время молитвы в Гефсиманском саду, когда Христос предвидел свои крестные муки. Пот капал с него и тогда, взяв у одного из учеников кусок ткани, он вытерся им и на плате тотчас отпечатался его образ.

Чудо от иконы.

Удивительна многовековая история создания Спасского собора, пленительна святость и чудотворной силой его древнейших намоленных икон.

В далеком 1552 году’ жители древнего Хлынова почти сразу за кремлевским рвом на торгу на болотистом месте построили деревянную студеную церковь во имя Живоначальной Троицы.

Эта церковь сильно пострадала в пожаре 1613 года и была разобрана. Через 2 года на месте разобранной обгоревшей старой Троицкой церкви заложена новая деревянная холодная церковь. Из старой сгоревшей Троицкой церкви в новую были перенесены древние иконы и расставлены по чину в иконостасе и на паперти. Никто не знал, когда и кем был принесен и поставлен там эти иконы. Святой образ Спасителя, находясь на паперти Вятской Троицкой церкви, прославился совершающимися пред ним чудесами.

У вдовы Акулины Пушкаревой болела правая нога. В течение десяти лет нога ее была скорчена, и Пушкарева не ходила, а ползала. Движимая верою, Акулина приползла к Храму Спасителя и начала истово молить Господа об исцелении, и Господь исцелил ее. Она ушла из храма на ногах, славя Бога. Подобные чудеса продолжались и далее. Житель города Хлынова Петр Палкин был болен глазами, наконец совершенно ослеп и в течение трех лет ничего не видел. Но вот 12 июля 1645 года, придя в Троицкую церковь, Палкин стал усердно молиться пред Спасовым образом и внезапно прозрел. Увидев свет, исцеленный Палкин со слезами радости, тотчас же поведал о свершившемся чуде всем тут бывшим и попросил священнослужителей совершить благодарственный молебен Всемилостивому Спасу. Весть об исцелении слепца Палкина быстро разнеслась по городу. Святая икона была перенесена с паперти в храм.

Чудо исцеления Петра Палкина пред святым образом Нерукотворного Спаса в Хлынове произошло в день восшествия на престол Алексея Михайловича. Это было воспринято царем как знамение Божие о благополучном продолжении его царствования. Поэтому молодой государь, движимый благодарностью к Богу и проникнутый особенным благоговением к Божественному чудотворному образу, пожелал лично помолиться перед вятской святыней.

По приказу царя икона была перенесена из Хлынова в Москву. Встреча чудотворной вятской иконы Спаса произошла в столице 14 января 1647 года у Ярузских ворот. Царь Алексей Михайлович сам понес святую икону через Фроловские ворота в Кремль и поставил икону в Успенском соборе. Фроловские ворота с того времени по указу царя были переименованы в Спасские, а главная башня Московского кремля стала называться Спасской. Причем повелено было всем проходящим через эти ворота снимать шапки и низко кланяться. Царь пожелал навсегда оставить вятскую святыню в Москве, как незыблемый залог небесного благоволения его царствования.

Для хранения вятской Святыни был построен Ново Спасский монастырь в Москве, где в иконостасе Преображенского собора по правую сторону царских врат на втором месте список Вятской Святыне хранится до сих пор. По указу царя с иконы Спаса была сделана точная копия. Эта копия была богато украшена, торжественно патриархом освящена и приготовлена для возвращения в Хлынов. 10 сентября 1648 года вновь исполненная копия была торжественно, с крестным ходом отправлена из Москвы в Хлынов. Проведя в пути больше трех месяцев, 17 декабря 1648 года святая икона прибыла в Хлынов.

В 1679 года вторая деревянная Троицкая церковь, где хранился чудотворный образ, сгорела в большом городском пожаре. Икона Спаса была спасена и унесена во Всесвятскую церковь.

Строительство каменной церкви.

В 1661 году был установлен Спасский низовой крестный ход с иконой Спаса по селам Вятской губернии. Этот ход проходил каждые два года из Спасского собора до 1929 году.

В мае 1752 года в огромном городском пожаре сильно пострадал холодный Спасский храм. Остался только теплый Екатерининский придел, но даже и в нем долгое время не служили.

А в июне 1761 года консистория по прошению иерея Спасского собора разрешила построить вновь каменный двухэтажный собор на новом месте.

В 1763 году началась кирпичная кладка здания собора, Строительство храма было закончено в 1769 году, и в нем начались отделочные работы. 28 июля 1770 года в новом Спасском соборе был освящен в нижнем этаже правый теплый Екатерининский придел, и в нем начались службы.

18 августа 1781 года было дано разрешение о переносе из старого собора в новый собор иконостаса с иконами старого письма и выдан антиминс на освящение престола. 8 июля 1783 года на первом этаже теплого храма освящен главный средний престол во имя Казанской Божьей Матери, и в нем начались богослужения. После освящения двух престолов из шести Консистория решает из-за ветхости старого Спасского собора прекратить в нем богослужения.

В течение 16 лет два каменных Спасских собора стояли вместе, недалеко друг от друга.

В 1785 году начинают разборку первого каменного одноэтажного старого Спасского собора. Новый двух этажный не был ещё готов.

Когда работы были закончены то служители подают в Консисторию прошение о готовности к освящению на втором этаже в холодном зимнем храме среднего главного престола. 16 августа 1797 года в Спасском соборе на втором этаже в холодном храме освящен средний главный придел во имя Спаса Нерукотворного. Правый и левый приделы второго этажа стояли еще неотделанные. Денег на продолжение работ не хватало, и тогда прихожане продали соборные торговые лавки, стоящие на торговой площади. До сих пор лавки не переданы Спасской церкви.

8 ноября 1800 году освящен в теплом нижнем храме левый северный придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы, и священники начали в нем службы. На соборной колокольне набор колоколов был беден, поэтому священники написали прошения в консисторию, чтобы та разрешила отлить колокола.

В 1804 году консистория даёт собору разрешение на литье двух колоколов.

7 сентября 1816 года был освящен на втором этаже в холодном храме южный правый придел во имя Вознесения Господня, а менее чем через два года, в июне 1818 года был освящен на втором этаже в холодном храме на левой северной стороне придел во имя Петра и Павла. С этого дня в Спасском соборе, во всех шести приделах начались службы. В советское время оригинал, иконы который хранился в Москве и список, который хранился на Вятке были утрачены.

Спасский собор в советское время.

Спасский собор был действующим до 1929 года. 6 сентября 1929 года горсовет передал здание Спасского собора под клуб трех организаций — металлистов, рабпроса и СТС, но все три организации не нашли возможности совместного использования здания собора. В феврале 1930 года здание Спасского собора передано в распоряжение педагогического института на перестройку под общежитие студентов. Летом 1930 года снесена колокольня и 5 куполов собора, а здание внутри перестроено на четыре этажа и разделено на комнаты.

3 октября 1994 года решением вятского губернатора здание Спасского собора передано в ведение Вятской Епархии. 19 мая 1995 года Спасский собор передан на баланс церковной общины прихода Спасского собора. Начались восстановительные работы для предания храму прежнего вида. С января 1996 года проектная организация начала работы по составлению проектной документации.

В 2000 году исполнилось 2000 лет со дня рождения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. По этому поводу президент РФ подписал указ о восстановление всех храмов носящие имя Спасителя, к которым относится и наш Спасский храм.

В 2010 году из Москвы была привезена копия иконы Спаса Нерукотворного, сделанная для нашего храма с иконы, которая хранится в Москве. Икона была, установлена в храме и перед ней был, отслужен молебен.

Сегодня в храме продолжаются восстановительные работы на втором этаже, где раньше находилось 3 предела, а также отделочные работы с наружной стороны храма.

Спасский собор в Кирове: подробное описание, фотографии, контакты

Собор, который расположен на Спасской улице – одна из главных достопримечательностей всей кировской области. Слава об этом святом месте быстро распространилась после того как в него привезли икону Спасителя, которая обладала чудодейственной силой и могла спасать людей от бед и неприятностей.

Изначально икона была размещена в главном храме Москвы, куда ее и приказал направить Алексей Романов. Но из-за перестроек и частых переездов сегодня не известно, где находится оригинал этой иконы. Спасский собор сейчас имеет только ее копию.

Что представляет собой собор

На месте Спасского собора около четырехсот лет назад, стояла деревянная церковь, которая обладала не меньшей силой. Но по приказу Романова, который правил тогда Русью, началось строительство кирпичного храма. Собор был построен в 1693 году, но после пожара, произошедшего в 1752 году, храм был перестроен, и архитекторы сделали сооружение, состоящее из двух этажей, только в 1761 году. В 1767 году была закончена только кирпичная застройка. Затем же архитекторы начали заниматься внутренней отделкой святого места. В 1783 году был освящен один из залов храма. И с того времени начали проводить богослужения, которые собирали немало народу.

  • Церковь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Строительство продолжилось вплоть до конца века. До сегодняшнего дня не удалось выявить имени архитектора, который в то время занимался реконструкцией здания. По планам собор должен был представлять собой крест, крылья которого расстилаются на разные стороны. Также одной из ярких особенностей была высокая колокольня. Это святое место имеет еще одно название — Собор Спаса Нерукотворного Образа, из-за иконы Спасителя, которая провела тут немало времени.

На вид собор простое здание, ничем не отличающееся от построек, выполненных в стиле классицизма. Но все-таки тут есть части, на которые следует обращать внимание: это необычный вход и расписные окна. Но когда-то, много лет назад само здание было необычайной красоты: людей привлекал большой купол, большая барочная с крестом и другие церковные постройки.

Сам собор был закрыт большевиками в 1929 году, его даже лишили и колокольни. С того времени изменилось многое, и в бывшем соборе были открыты разные заведения, какое-то время там даже было общежитие для студентов. Но в современном мире храм начали восстанавливать, этот период относится на девяностые годы. Было решено восстановить храм, так как он несет на себе всю историю города и области. Тогда же службы и реконструкция проводились параллельно. Город Киров славится своими достопримечательностями – и этот собор стал по-праву одной из главных.

В 2009 году был установлен штиль на новой колокольне. И сегодня этот храм является одним из главных на территории области, которую казалось бы, можно было увидеть с любой точки кировского края.

Спасский собор имеет большую историю, быть может, поэтому он признан одним из популярных в городе Кирове. Ведь на его территории расположено немало церквей и храмов, но именно этот занимает статус главного.